Научная статья на тему 'Проблема готовности к родительству подростков с умственной отсталостью'

Проблема готовности к родительству подростков с умственной отсталостью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
275
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ / TEENAGERS WITH MENTAL RETARDATION / РОДИТЕЛЬСТВО / PARENTHOOD / ГОТОВНОСТЬ К РОДИТЕЛЬСТВУ / READINESS FOR PARENTHOOD / ЖИЗНЕННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / LIFE COMPETENCES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жарикова Ирина Александровна

Статья посвящена проблеме готовности к родительству подростков с умственной отсталостью. В психологопедагогических исследованиях последних лет родительство рассматривается и как социальный институт, процесс, период, состояние сознания, образование личности, компетентность, деятельность или в какомлибо ином значении. Большинство авторов отмечают, что родительство проявляется в процессе деятельности родителей, а также развивается в процессе этой деятельности. Процесс формирования родительства, по мнению многих исследователей, является длительным, имеющий множество стадий, этапов, во время которых активизируется влияние различных факторов. Психологи выделяют психическое состояние предстартовую активизацию человека к выполнению определенной деятельности и определяют как психологическая готовность к родительству. Автор утверждает, что готовность к родительству подростков с умственной отсталостью является не только жизненной необходимостью, но и рассматривает ее и как результат личностной зрелости, как процесс становления личности, а так же как канал трансляции лучших личностных свойств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of readiness for parenting of adolescents withmental retardation

The article is devoted to the problem of readiness for parenting of adolescents with mental retardation. In psychological and pedagogical researches of recent years parenting is also regarded as a social institution, a process, a period, a state of consciousness, a person's education, competence, activity or in some other sense. Most authors note that parenting is manifested in the activity of the parents, and also develops in the process of this activity. The process of forming parenting is long, has many stages, phases, during which the influence of various factors is activated. Psychologists distinguish a mental state pre-start activation of a person to perform a certain activity and define as a psychological readiness for parenting. The author claims that the readiness for the parenting of adolescents with mental retardation is not only a vital necessity, but also considers it as a result of personal maturity, as a process of becoming a personality, as well as a channel translation of the best personal qualities.

Текст научной работы на тему «Проблема готовности к родительству подростков с умственной отсталостью»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Дата публикации: 1.07.2018 № 3 (33). С. 296-299. УДК 376.3

И. А. Жарикова

Проблема готовности к родительству подростков с умственной отсталостью

Статья посвящена проблеме готовности к родительству подростков с умственной отсталостью. В психолого-педагогических исследованиях последних лет родительство рассматривается и как социальный институт, процесс, период, состояние сознания, образование личности, компетентность, деятельность - или в каком-либо ином значении. Большинство авторов отмечают, что родительство проявляется в процессе деятельности родителей, а также развивается в процессе этой деятельности. Процесс формирования родительства, по мнению многих исследователей, является длительным, имеющий множество стадий, этапов, во время которых активизируется влияние различных факторов. Психологи выделяют психическое состояние - предстартовую активизацию человека к выполнению определенной деятельности и определяют как психологическая готовность к родительству. Автор утверждает, что готовность к родительству подростков с умственной отсталостью является не только жизненной необходимостью, но и рассматривает ее и как результат личностной зрелости, как процесс становления личности, а также как канал трансляции лучших личностных свойств.

Ключевые слова: подростки с умственной отсталостью, родительство, готовность к родительству, жизненные компетенции

Perspectives of Science & Education. 2018. 3 (33)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Accepted: 1 June 2018 Published: 1 August 2018 No. 3 (33). pp. 296-299.

I. A. Zharikova

The problem of readiness for parenting of adolescents with mental retardation

The article is devoted to the problem of readiness for parenting of adolescents with mental retardation. In psychological and pedagogical researches of recent years parenting is also regarded as a social institution, a process, a period, a state of consciousness, a person's education, competence, activity or in some other sense. Most authors note that parenting is manifested in the activity of the parents, and also develops in the process of this activity. The process of forming parenting is long, has many stages, phases, during which the influence of various factors is activated. Psychologists distinguish a mental state - pre-start activation of a person to perform a certain activity and define as a psychological readiness for parenting. The author claims that the readiness for the parenting of adolescents with mental retardation is not only a vital necessity, but also considers it as a result of personal maturity, as a process of becoming a personality, as well as a channel translation of the best personal qualities.

Keywords: teenagers with mental retardation, parenthood, readiness for parenthood, life competences

Введение

ема родительства во все времена существования человечества волновала общественность. Об этом свидетельствуют работы великих философов (Д.Локк, Ж. Руссо) и педагогов (Я.А. Коменский, Я.Корчак, А.С. Макаренко). Они выдвигали идеи: 1) о необходимости воспитания уже с момента рождения ребенка и особом месте родителей в этом

процессе; 2) о подготовке родителей как первых воспитателей ребенка; 3) о надлежащем выполнение родительских функций. Значительный акцент ставился на важности родительских качеств, поскольку большое значение в воспитании имеет наследие, которое передают ребенку родители: физиологические и психологические особенности, вредные привычки, особенности воспитания детей.

В современных рубежных исследованиях (М. Мид, Х. Дойч, К. Хорни, А. Рич, Н. Чодороу) роди-

тельство рассматривается как социокультурный феномен.

В отечественной науке представление о ро-дительстве весьма разнообразно, поскольку ро-дительство (как социальное явление) изучается представителями всех общественных наук: психологии, педагогики, социологии, демографии, юриспруденции и др.

В частности, современные психологи-исследователи рассматривают родительство в качестве интегрального психологического образования, включающего в себя ценностные ориентации супругов (семейные ценности), родительские установки и ожидания, отношение, чувства, позиции, ответственность и стиль семейного воспитания [4]. Становление родительства характеризуется согласованием представлений женщины и мужчины о роли матери и отца, распределении ответственности и функциях и обязанностях.

Многие психологи считают родительство базовым жизненным предназначением, важным состоянием и значительной социально-психологической функцией каждого человека [4].

Процесс формирования родительства является длительным, имеющий множество стадий, этапов, во время которых активизируется влияние различных факторов. Заслуживает внимания особое психическое состояние (своего рода предстартовая активизация человека к выполнению определенной деятельности) - психологическая готовность к родительству. Это внутренняя позиция личности, компонентом которой является целостная система отношений будущего отца и матери к появлению ребёнка в семье. Известный психолог И.С. Кон отмечает нормативные предписания культуры к выполнению специфических социальных ролей отца и матери.

В работах педагогов-исследователей акцент ставится на родительстве как социальном институте [8]. Его основные функции - воспитание и социализация детей - напрямую зависят от общественного строя и формы государственного управления. Значимы и гендерная идентичность молодых людей, и усвоение ими полоролевых обязанностей. Поскольку именно эти характеристики влияют на специфическую социальную деятельность будущих отцов и матерей, на переживание комплекса родительских чувств [1].

В психолого-педагогических исследованиях последних лет родительство рассматривается и как компетентность, предусматривающая эффективное выполнение родителями обязанностей по уходу, воспитанию, развитию и обучению детей.

Таким образом, родительство настолько многогранно как феномен, что оно рассматривается и как социальный институт, процесс, период, состояние сознания, образование личности, компетентность, деятельность - или в каком-либо ином значении. Большинство авторов отмечают, что родительство проявляется в процессе дея-

тельности родителей, а также развивается в процессе этой деятельности.

_Цель статьи

Рассмотреть проблему готовности к родительству как одну из жизненных компетенций подростков с умственной отсталостью.

Основная часть

По статистическим данным ООН в мире насчитывается примерно 450 млн. лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Эксперты Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), отмечают, что число таких людей достигает 13% от общего числа населения.

В последние десятилетия в России обозначилась устойчивая тенденция увеличения количества детей с различными нарушениями в развитии. В России по данным статистики общая численность детей-инвалидов составила в: 2011 г. - 541 тыс. ; 2014 г. - 580 тыс. ; 2017 - 636 тыс. При этом, значительную часть составляют дети с умственной отсталостью.

Умственная отсталость в МКБ-10 определяется как «Состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется, прежде всего, снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности)» [3].

Традиционно в коррекционной педагогике при определении понятия «умственная отсталость» ставятся акценты на том, что это:

• стойкое нарушение познавательной деятельности;

• последствие органического поражения коры головного мозга;

• объединение многочисленных и разнообразных форм патологии;

• недоразвитие когнитивной сферы и высших психических процессов, которые различаются по этиологии, патогенезу, клиническим проявлениям, времени возникновения и особенностям течения [5].

Специалисты отмечают, что у умственно отсталых лиц особенно проблемно протекает период полового созревания. Как отмечают В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, С.Я. Рубинштейн и др., подросткам с умственной отсталостью присуще:

• несформированность в восприятии действительности, нарушение механизма переработки и усвоения поступающей информации;

• определенные особенности формирования личностной сферы: интересов, волевых и эмоциональных проявлений, самооценки, уровня притязаний и др.;

• нарушение снижение критичности оценивания поступков, ситуаций;

Perspectives of Science & Education. 2018. 3 (33)

• затруднения в возможности рефлексии, позволяющей соотносить знания с индивидуальным эмоциональным опытом;

• снижение способности ориентироваться на полоролевые эталоны и нормы.

Выпускники коррекционных школ оказываются неподготовленными в вопросах полоролевых отношений, семьи и брака. Исследователи (Н.М. Галимова, Е.Н. Денисова, Н.В. Заиграева, С.Л. Мазалова) акцентируют внимание на том, что подготовка воспитанников с интеллектуальной недостаточностью к семейной жизни, совершается во многом стихийно: за счет повседневного общения в семье, со сверстниками, приобретения опыта выстраивания отношений, чтения книг и просмотра фильмов.

Взрослеющие мальчики и девочки подвержены риску раннего начала половой жизни. Зачастую это сочетается с курением, потреблением алкоголя и наркотиков, что снижает способность принимать обоснованные решения. Последствия - нежелательная беременность и попытки создания семьи в добрачном возрасте. Как правило, подобная семья (незрелый холон) быстро распадается.

Дети и подростки с интеллектуальной недостаточностью нуждаются в особо организованной работе по формированию и развитию личных ресурсов, необходимых для действенного решения проблем взаимоотношений. Специально организованная работа необходима в ситуации дефицита ресурсов для спонтанного развития детей с ограниченными возможностями. Учитывая все это, утверждаем, что подготовка к родительству подростков с умственной отсталостью является жизненной необходимостью.

Наряду с академическим компонентом в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) обучения учащихся с умственной отсталостью выделяется и компонент жизненных компетенций. Под жизненными компетенциями понимаются навыки адекватного социального поведения в семье и обществе, накопление доступных навыков коммуникации, социально-бытовой адаптации, подготовка к активной жизни в социуме [2].

В ФГОС представлены требования к структуре АООП (адаптированных основных общеобразовательных программ), условиям реализации АООП, результатам освоения АООП [7]. Можно отметить, что в разделе «Результаты освоения АООП (адаптированных основных общеобразовательных программ): формирования жизненных компетенций» упоминается пункт «подготовка к самостоятельной жизни» обучающихся.

На наш взгляд в данном пункте «завуалирована» подготовка к родительству. А её необходимо чётко и конкретно назвать, так как если предполагаемый результат не обозначен, значит - данной проблеме не будет уделено внимание и в результате у подростков не будет сформирована

такая жизненная компетенция как готовность к родительству.

Кроме того, формирование готовности к родительству подростков с умственной отсталостью в виде навыков требует тщательного изучения, т.к. нет ФГОС для среднего и старшего звена обучения данного контингента учащихся и отсутствуют необходимые программы и учебно-методические материалы.

Обратим внимание на следующие утверждения учёных-исследователей:

• Овчарова Р.В. предлагает родительство условно разделить на потенциальное (предварительное, заочное представление о материнстве и отцовстве, часто идеализированное) и актуальное родительство (наступающее с момента рождения ребенка) [4]. Потенциальное родительство начинает формироваться еще задолго до наступления беременности и основывается, прежде всего, на представлениях, полученных из своей родительской семьи, влиянии общества и влиянии психологических особенностей личности;

• Г.Е.Сухаревой подростковый период отмечается как наиболее сензитивный для педагогического воздействия при формировании представлений о будущей семейной жизни, родительстве и для усвоения норм взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

_Выводы

Учитывая в психологические особенности личности умственно отсталых подростков, процесс их подготовки к родительству требует особого внимания. Руководство данной педагогической деятельностью должно происходить, в первую очередь коррекционными педагогами, в команде с другими специалистами.

Не смотря на то, что термин «готовность к родительству» является психологическим, нами он рассматривается как одно из обязательных направлений коррекционно-воспитательной работы умственно отсталых подростков.

Готовность к родительству как одна из жизненных компетенций умственно отсталых подростков нами определяется как потенциальное психологическое новообразование, включающее представления о гендерных и родительских ролях, ценностное отношение к родительству в контексте культурно-исторический традиций, алгоритмы действий в семье с умением оценивать их последствия.

Учитывая, что термин «готовность» определяется как результат научения, цель процесса формирования готовности к родительству подростков с умственной отсталостью - «научение быть родителем». Этот процесс включает формирование:

• представлений и знаний о ролях и функциях родителей и детей, понимание необходимости выполнять эти функции; представлений о соци-

окультурной функции семьи;

• ценностного отношения к родительству, знаний и позитивного отношение к семейным культурно-историческим традициям;

• знаний и навыков эффективного взаимодействия с социальным окружением (человек-человек, взрослый-ребенок, родитель-ребенок, родитель-родитель).

Готовность к родительству является результатом личностной зрелости. Мы разделяем мнение О.Г. Прохорова о том, что «становление родительского поведения, приспособление к роли родителя - одно из главных направлений личностного развития взрослого человека. Трудность этой задачи в том, что она не может быть решена раз и навсегда: по мере роста, взросления ребенка родительская роль многократно видоизменяется, наполняется все новым и новым содержанием» [6]. Привлечем внимание, что родительство - это не только

результат, но и процесс становления личности, а также канал трансляции лучших личностных свойств [6].

Взяв на себя ответственность, мы беремся утверждать, что готовность к родительству подростков с умственной отсталостью не только является жизненной необходимостью, но и является процессом личностного развития и коррекции имеющихся у них недостатков. Поэтому видим необходимость в построении модели формирования готовности к родительству подростков с умственной отсталостью и разработке коррекци-онно-воспитательной программы.

Формирование готовности к родительству у подростков с умственной отсталостью - это не только создание условий для лучшей приспособленности к роли родителя в будущем, но и процесс становления личности (формирование системы ценностей, мировоззрений, формирование воли и способности к усилиям и т.д.).

ЛИТЕРАТУРА

Королев М. Г. Подготовка к родительству в народной педагогике русских и белорусов [Электронный ресурс] // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2010. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-k-roditelstvu-v-narodnoy-pedagogike-russkih-i-belorusov(дата обращения: 08.05.2018).

Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения. Альманах Института коррекционной педагогики [сайт]. URL: http://almanah.ikprao. m/articles/almanah-l3/edinaja-konceprija-spetialnogo-federalnogo-gosudarstvennogo (дата обращения: 08.05.2018).]

Международная классификация болезней 10-го пересмотра [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://mkb-10.com/ index.php?pid=4380 (дата обращения: 08.05.2018).

Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://refdb.ru/ look/1787585-pall.html (дата обращения: 08.05.2018).

Основы коррекционной педагогики. Учебно-методическое пособие / Авторы-сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 1999.110 с. Прохорова О.Г. Подготовка молодежи к родительству [Электронный ресурс] // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2008. №1. URL: https:// https://cyberleninka.rU/article/n/podgotovka-molodyozhi-k-roditelstvu (дата обращения: 08.05.2018). Федеральный государственный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://minobr.gov-murman.ru/files/OVZ/Prikaz_%E2%84%96_1599_ ot_19.12.2014.pdf(дата обращения: 08.05.2018).

Черкасова Т.В. Многообразие феномена родительства [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. 2017. №7. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_29715122_70119607.pdf (дата обращения: 08.05.2018).

REFERENCES

Korolev M.G. Preparation for parenthood in popular pedagogy of Russian and Byelorussians. Bulletin of the Russian State University named after I. Kant. 2010. no. 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-k-roditelstvu-v-narodnoy-pedagogike-russkih-i-belorusov (accessed 8 May 2018). (in Russian)

Malofeev N.N., Nikolskaya O.S., Kukushkina O.I., Goncharova E.L. A single concept of a special federal state standard for children with disabilities: the main provisions. Almanac of the Institute of Correctional Pedagogy [site]. URL: http: //almanah.ikprao. m / articles/almanah-l3/edinaja-konceprija-spetialnogo-federalnogo-gosudarstvennogo (accessed 8 May 2018). in Russian) International classification of diseases of the 10th revision. URL: http://mkb-10.com/index.php?pid=4380 (accessed 8 May 2018). in Russian)

Ovcharova R.V. Psychological support of parenthood. URL: https://refdb.ru/look/1787585-pall.html (accessed 8 May 2018). in Russian)

Fundamentals of correctional pedagogy. Teaching-methodical manual / Authors-comp. Zaitsev D.V., Zaitseva N.V., Pedagogical Institute of Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky. Saratov, 1999. 110 p. in Russian)

Prokhorova O.G. Preparation of youth for parenting. Bulletin of KSPU named after V.P. Astaf'ev. 2008. no. 1. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-molodyozhi-k-roditelstvu (accessed 8 May 2018). in Russian)

Federal state educational standards for students with mental retardation (intellectual violations). URL: https://minobr.gov-murman.ru/files/0VZ/Prikaz_%E2%84%96_1599_ot_19.12.2014.pdf (accessed 8 May 2018). in Russian) Cherkasova T.V. Variety of the phenomenon of parenting. Theory and practice of social development. 2017. no. 7. URL: https:// library.ru/download/elibrary_29715122_70119607.pdf (accessed 8 May 2018). in Russian)

Информация об авторе Жарикова Ирина Александровна

(Россия, Тюмень) Аспирант, старший преподаватель кафедры возрастной физиологии, специального и

инклюзивного образования Тюменский государственный университет E-mail: [email protected]

Information about the author

Zharikova Irina Alexandrovna

(Russia, Tyumen) Post-graduate student, Senior lecturer of the Department of Age Physiology, Special and Inclusive Education

Tyumen State University E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.