DOI: 10.12731/2218-7405-2017-2-2-100-103
К ВОПРОСУ О ГОТОВНОСТИ К РОДИТЕЛЬСТВУ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Жупиева Е.И.
ORCID: 0000-0001-7341-7905, Иркутский государственный университет, Педагогический Институт, г. Иркутск, Российская Федерация
В статье поднимается вопрос готовности к родителъству в период юности. Рассмотрены специфика и факторы формирования родителъства в латентный период. Приводятся данные анкетирования юношей и девушек по проблеме готовности.
Ключевые слова: психологическая готовность к родителъству; психология родителъства; латентное родителъство; возраст; личность; семья; молодежь.
ABOUT THE QUESTION OF READINESS FOR PARENTHOOD AT A YOUNG AGE
Zhupieva E.I.
ORCID: 0000-0001-7341-7905, Irkutsk State University, Pedagogical Institute, Irkutsk, Russian Federation
The article raises the question of readiness for parenthood during adolescence. The considered peculiarities andfactors ofparenthood in the latent period. Presented data of the questionnaire survey of boys and girls by the issue of readiness.
Keywords: the psychological readiness for parenting; the psychology of parenthood; the latent period of parenthood; age; human persona; family life; youth.
В современном мире наблюдается тенденция к изменению модели родительства [4]. В психологии сложилось понимание феномена родительства как динамического образования личности, проходящего долгий путь становления в рамках ведущей деятельности в каждом возрастном периоде [3]. В формировании родительства выделяют теоретический и практический этапы [6]. На теоретическом уровне (с рождения до юности) в процессе социализации происходит закладка возможности стать родителем. Исследователи психологии родительства отмечают, что семейная жизнь в большей степени определяется тем, как люди представляют себе родитель-ство до принятия функций родителя [5, 7]. Будущее родительство формируется под влиянием условий и образа жизнедеятельности семьи, личного примера родителей, их культуры взаимоотношений, от стиля, обычаев, традиций семьи и т.д. В дальнейшем на формирование родительства оказывают влияние общественные институты. Латентное родительство включает в себя мотивирующие факторы, способные определить становление родительства. Это мечты, фантазии, образы, представления, относящиеся к воспитанию детей.
Одной из насущных проблем современного общества выступает несовпадение биологической и психологической готовности к ро-дительству потенциальных матерей и отцов. В природе детство заканчивается физиологическим созреванием, таким образом, юность характеризуется высоким показателем физической готовности к родительству. Однако половая зрелость, являясь одной из основ супружеской жизни, не является показателем психологической и социальной готовности к родительству. Понятие готовности в психолого-педагогической науке в настоящее время пока не имеет единого определения и понимания ее структуры [1]. Особый интерес для нас представляет трактовка термина «готовность» как момента в процессе развития личности, когда человек психологически «созрел», чтобы научиться, или реализовать конкретное поведение [2].
Актуальным является изучение готовности современных молодых людей к родительству, как к базовому предназначению и социально-психологической функции. Объектом является психологическая готовность к родительству. В исследовании приняли участие
195 студентов Педагогического института ИГУ гуманитарно-эстетического и естественно-географического факультетов в возрасте от 18 до 22 лет (105 девушек и 90 юношей). Данные анкетирования представлены в таблице №1.
Таблица № 1.
Результаты анкетирования студентов
вопросы анкеты девушки, % юноши, % Критерий Фишера
Хотели бы создать семью да нет не знаю 88 3 9 67 27 6 3.649 р=0.01 5,268 р= 0.01 0,806
Считаете ли себя готовым к семейной жизни да нет не знаю 31 69 0 27 73 0 0,622 0,622
Возраст вступления в брак 24,5 лет 29,4 года -
Кто должен обеспечивать семью материально он она оба супруга 28 72 67 33 5,678 р=0.01 5,671 р=0.01
Оптимальный возраст для рождения ребенка 23,1 года 26 лет
Является ли сексуальное удовлетворение необходимым условием семейной жизни да нет не знаю 69 25 6 53 33 14 2,333 р=0.01 1,252 1,923
Отношение к аборту отрицательное положительное нейтральное 94 3 3 86 7 7 1,923 1,329 1,329
Есть ли страх наступления беременности да нет не знаю 44 47 9 20 60 20 3,705 р=0.01 1,846 2,249
Мотивы отказа от рождения детей страх материальные трудности проблемы в семье 42 51 7 17 50 33 3,96 р= 0.01 4,865 р=0.01
Боитесь ли родов да нет не знаю 81 6 13 13 74 13 10,63 р=0.01 11,14 р=0.01
Результаты проведенного анкетирования показали, что в целом молодые люди считают себя готовыми к семейной и родительской роли. У девушек стремление создать семью и готовность к семейной жизни выше, чем у юношей. Так же девушки определяют более ранний возраст для вступления в брак и рождения ребенка, в чем мы полагаем, отражается их физическая акселерация по сравнению с юношами. Однако у девушек наблюдается повышенный страх перед наступлением беременности и боязнь родов. Можно предположить, что это противоречие связано с несовпадением биологической и психологической готовностью к родительству (материнству). Примечательно, что у девушек преобладает стремление к равноправию в финансовом обеспечении семьи по сравнению с юношами.
Современные юноши и девушки, находясь в условиях снижения традиционного понимания семейных и родительских ценностей, вынуждены адаптироваться к происходящим переменам. Период обучения в ВУЗе можно использовать для создания в учебно-воспитательном процессе оптимальных условий с целью реализации процесса формирования готовности к родительству (отцовству, материнству).
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. 340 с.
2. Григорьян И.Г. Особенности психологической готовности студенток к материнству: автореф. дис.... канд. психол. наук. Самара, 2012.23 с.
3. Евдокимова Е.В. Формирование ценностного отношения к родительству у студентов ВУЗа: дис. ...канд. психол. наук. Пятигорск, 2015.211 с.
4. Ланцбург М.Е. Родительство в современном мире - новые тренды// Современная зарубежная психология. 2016.Том5. № 2. С. 62-66.
5. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. 319 с.
6. Овчарова Р.В. Психологический анализ особенностей формирования осознанного родительства в молодой семье // Вестник института семьи. 2008. №1. С. 45-50.
7. Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии/Г.Г. Филиппова// Вопросы психологии. 2001. №2. С. 22-36.