Таким образом, если судить по результатам исследования, то готовность к рыночным отношениям проявляется только у половины школьников. Другая половина все еще испытывает психологические трудности, процесс освоения ими рыночных отношений далек от завершения, и можно полагать, что проблема психологической подготовки молодежи к рыночным отношениям в обозримом будущем останется актуальной.
литература
1. Андреева И.В. (ред.) Экономическая психология. - СПб.: СПБГУ 2014.
2. Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. — М., 2000.
3. Журавлев А.А., Купрейченко А.Б. Проблемы экономической психологии — М.: Изд- во Институт психологии РАН, 2005.
4. Китова Д.А. Материальное самообеспечение личности в изменяющихся социально-экономических условиях России. Психологическое исследование. Монография. - Ставрополь: СевКавГТу 2003.
5. Поздняков В.М. Превентивная и постпенитенциарная психология // Прикладная юридическая психология / Под. ред. A.M. Столяренко. — М., 2001.
Гараганов А.В., Османов А.А.
особенности представлений молодежи о смысле и целях жизнедеятельности
Социально-экономические условия развития общества, непрерывно изменяясь, обусловливают необходимость коррекции старых и порождения новых целей жизнедеятельности, что особенно актуально для молодежи. Чем интенсивнее эти изменения, тем больше обесцениваются вчерашние цели и тем острее возникает необходимость формирования новой системы смыслов и целей личности, пригодной к условиям современности.
В психологии, как отечественной, так и зарубежной, категория «смысл» по-разному рассматривается в рамках отдельных научных школ — как сущность объектов, жизненная задача или цель. Если в зарубежной психологии преобладают исследования смысложизненной проблематики, то в отечественной науке уклон, по большей части, делается на изучение смысла как единицы сознания, деятельности, личности. В соответствии с задачами нашего исследования, категория «смысл частной жизни» предстает в виде смысла жизни. Элементы дей-
ствительности получают свое представительство в сознании только после их осмысления, и в зависимости от предмета изучения смыслы охватывают весь спектр жизнедеятельности человека [4].
Несмотря на некоторый разброс мнений, относительно феномена смысла, прак-тически все исследователи этой проблемы определяют его через отношение, которое строится на сложной системе связей, обусловливающих особенности субъективных отношений к действительности. Таким образом, смысл выражается в отношении к элементам действительности, представленным в структурах сознания. Соответственно, смысл отражает системное свойство личности. Для того, чтобы понять феномен функционирования личности в различных жизненных ситуациях, необходимо рассматривать смысл как систему, обеспечивающую функционирование самой личности. Более того, многогранность смысла позволяет говорить о его уровневой организации и соответственно - о системе личностных смыслов [3].
Наряду с потребностями, удовлетворение которых представляет собой смысл жизнедеятельности, личностный смысл частной жизни и соответствующая ей деятельность включают в себя систему целей, достижение которых и определяет успешность личности. В данном случае успех выступает как планируемый, предполагаемый и ожидаемый результат жизнедеятельности личности по достижению личностно значимых целей [2].
В структуре жизнедеятельности личности цель выполняет многочисленные функции. Так, цель тесно связана с прогнозированием, выполняет и функцию проектирования деятельности, и мотивационные функции и др. Чтобы выполнять свои функции, цель должна отвечать ряду требований. Важнейшее из них наиболее полное соответствие той потребности, удовлетворить которую требуется. Одна и та же потребность личности может удовлетворяться различными предметами, выбор из которых должен быть наиболее адекватным потребности. Выбранная цель только тогда дает ожидаемый результат, когда она сформулирована настолько конкретно, что степень ее достижения может быть измерена. Достижимость — еще одно требование к цели. Личность, размышляя о целях, соотносит свои возможности с мерой затрат, которые потребуется для достижения целей, и принимает решение в зависимости от того, насколько адекватно изучена ситуация. Недостижимые цели не только обесценивают затраты, но и оказывают на личность неблагоприятное влияние.
Некоторый отрыв сознания молодежи от реальной современной России, проявляющийся в ориентации на почти недостижимые цели, происходит, как показало исследование, из-за недостаточно четкого понимания значения смысла жизни. Понимание смысла жизнедеятельности, его глубокое осознание личностью свидетельствует об уровне осмысленности и обдуманности целей, к которым стремится личность [1].
«Утрата смысла, — пишет В. Франкл, — создает экзистенциональный вакуум и оказывается невыносимым для человека». Причем ощущение бессмысленности значительно более распространено среди молодых, чем среди стар-
ших. По данным, которые приводит В. Франкл, в причинах смерти американских студентов второе место после дорожно-транспортных происшествий занимают самоубийства; попыток самоубийства в 15 раз больше, чем свершившихся самоубийств. Обследование групп студентов, совершивших попытку самоубийства, показало, что 85 % больше не видели в своей жизни никакого смысла, хотя 93 % из них были физически и психически здоровы, жили в хороших материальных условиях, в полном согласии со своей семьей, активно участвовали в общественной жизни и имели все основания быть вполне довольными своими академическими успехами [5].
Чтобы выявить личностные представления о смысле жизни, нами использовалась методика «незаконченных предложений». Студентам предлагалось продолжить фразу: «Смысл жизни для меня — это...». Задание выполнялось в письменной форме, затем ответы анализировались методом контент-анализа.
Количество обозначаемых студентами целей не ограничивалось, как и направленность целевых ориентаций. Студенты указывали все цели, которые считали значимыми. Для последующего анализа эти целевые установки были классифицированы по группам, на основе чего была определена структура жизненного пространства, в границах которого в юношеском возрасте происходит разброс представлений о целях частной жизни. Диапазон представлений студентов о целях частной жизни достаточно широк и разнообразен, так как он включает в себя субъективно значимые изменения, отражающие: личностные (самосовершенствование, саморазвитие, самообразование); социальные (профессиональная и межличностная самореализация); отношенческие (друзья, родители); экономические (материальное благополучие, место и условия проживания); семейно-о-риентированные, здоровьесберегающие, досуговые. Общая картина полученной при этом информации о целевых ориентациях студентов (427 чел.) в частной жизни представлена в таблице (таблица 1).
Таблица 1
Целевые ориентации частной жизни в представлениях студентов
Цели частной жизни Количество полученных ответов, абсолютные значения
Юноши Девушки Всего
Экономические 907 774 1681
Личностные 567 897 1464
Семейно-ориентированные 286 529 815
Социальные 419 213 632
Досуговые 273 53 326
Отношенческие 75 118 193
Здоровьесберегающие 51 94 145
Обращает на себя внимание, что представления студентов о любых указанных целях почти всегда содержат в себе экономический акцент. Девушки мечтают не просто выйти замуж и родить детей, а выйти замуж за богатого, а детям желают ни в чем не нуждаться. Желание успешно закончить институт непременно связано с перспективой устройства на высокооплачиваемую работу. Забота о родителях включает в себя обеспечение безбедной старости. Альтруистические планы предполагают материальную помощь социально уязвимым слоям населения (сиротам, малолетним преступникам, пенсионерам, многодетным и т.д.).
Проранжировав представления респондентов о целях частной жизни по личностной значимости, мы получили информацию о структуре целевых предпочтений в юношеском возрасте (таблица 2). Независимо от гендерных особенностей, все группы испытуемых в наибольшей степени ориентированы на достижение экономического благополучия. Второе место в представлениях и юношей, и девушек занимают личностно-ориентированные цели (самосовершенствование, образование, коррекция характера и поведения и т.д.), что можно объяснять возрастными особенностями респондентов. На третьем месте в представлениях юношей — социальные цели (профессиональная самореализация, обеспечение лидерских позиций, достижение социального признания и т.д.), у девушек — семья. Таким образом, в юношеском возрасте ведущие целевые ориентации представлены следующим образом: 1 — достижение экономического благополучия; 2 — личностное становление и самосовершенствование; 3 — социально значимые достижения (у юношей) и создание и сохранение семьи (у девушек).
Таблица 2
Результаты ранжирования целевых предпочтений студентов
Целевые ориентации частной жизни Ранговое место
Юноши Девушки Общее значение
Экономические 1 1 1
Личностные 2 2 2
Семейно-ориентированные 4 3 3
Общественные 3 4 4
Досуговые 5 7 5
Отношенческие 6 5 6
Здоровьесберегающие 7 6 7
Общий вывод, сделанный по результатам анализа представлений респондентов, неутешителен: молодые люди не имеют четкого представления ни о том, что такое «смысл жизни» как философская категория, ни о смысле собственной жизни. В первую очередь, это связано с отсутствием в общественном мнении
молодежи общенациональной идеи, вокруг которой могли бы возникать частные позиции, близкие по своим психологическим функциям. Такая ситуация оказывает негативное влияние на социализацию молодежи: в определении смысла жизни молодые люди предоставлены сами себе и блуждают в поисках ответа на вечный вопрос, испытывают «экзистенциальный вакуум», а потому весьма податливы на постороннее влияние, что небезопасно для стабильности общества.
Система целей, лежащая в основе сознательно и целеустремленно организованного жизненного пути, строится самим студентом, является результатом его выбора. При этом важно, чтобы, формируя свои представления о цели, человек искренне верил, что она может быть достигнута. Таким образом, целеобра-зование — это не только творческий процесс познания и принятия решения, но и глубоко эмоциональное действо. Анализ эмоциональных факторов в структуре целевых ориентаций молодежи представляется нам перспективным направлением для проведения дальнейших исследований.
литература
1. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. — М.,
1994.
Вестник Университета Российской академии образования №1, 2016 69
2. Китова Д.А. Материальное самообеспечение личности как предмет психологического исследования // Проблемы экономической психологии: - М.: Издательство «Институт психологии РАН». - 2005. - Т. 2. - С. 577-601.
3. Леонтьев Д.А. Психология смысла. — М.: Смысл, 2003.
4. Маралова Т.П. Профессиональная позиция студентов в контексте саморазвития личности // Студент как субъект саморазвития и отношения к учебно-профессиональной деятельности. - М.: Академический проект, 2011. - 190 с.5.
5. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990.
Камилов М.А.
психотехнологии оптимизации регулятивных процессов в структуре спортивной деятельности
В финал крупных соревнований по борьбе выходят спортсмены, имеющие примерно равную техническую и физическую подготовленность, придерживающиеся одинаковой тактики. В спортивной практике есть примеры, когда бесспорные лидеры в силу срывов психологического характера не попадали в финал. А борцы, не входящие в число явных фаворитов, благодаря предельной