Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ'

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
418
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ / РАБОТНИКИ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авдеева И.Л., Остроухова Д.К., Полянин А.В.

Современное образование становится услугой, обладающей всеми необходимыми свойствами товара, и, как любой другой товар, имеющей свою цену. Расширение спроса на знания обуславливает внедрение рыночных принципов в сфере образования, происходящее посредством превращения образовательной услуги в товар и формирования условий для предпринимательской деятельности образовательных организаций. На этой основе, в свою очередь, идет формирование рынка образовательных услуг. С развитием предпринимательской деятельности в работе образовательных организаций появляется возможность снижения расходов по обеспечению качества, объёма услуг, снижения содержания образовательного учреждения, расширения самостоятельности, внедрения различных инноваций в образовательном процессе. В связи с этим, появляется необходимость в предпринимательской деятельности, которая может обеспечить развитие образовательных учреждение, повышение конкурентоспособности образовательных организаций, улучшение их материально технической базы, а также увеличение заработной платы работников сферы высшего образования. Теоретико-методологическим основанием исследования выступили научные труды зарубежных и российских исследователей в области предпринимательской деятельности в сфере образовательных услуг. Используемыми методами стали анализ, синтез, сравнение, а также изучение нормативно'-правовых актов. В статье сделан вывод о том, что предпринимательская деятельность в сфере образовательных услуг это деятельность образовательной организации, которая направлена на получение дополнительного дохода, путём удовлетворения потребностей общества в дополнительных образовательных услугах. Сделан акцент на том, что законодательство предоставляет право образовательным учреждениям самостоятельно определять, какие виды образовательных платных услуг они будут осуществлять, но этот перечень необходимо отразить в уставе образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Авдеева И.Л., Остроухова Д.К., Полянин А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF BUSINESS ACTIVITIES IN THE SPHERE OF EDUCATIONAL SERVICES

Modern education becomes a service, which has all the necessary properties of a commodity, and like any other commodity, has its own price. The expansion of demand for knowledge determines the introduction of market principles in the sphere of education, occurring through the transformation of educational services into a commodity and the formation of conditions for entrepreneurial activity of educational organizations. On this basis, in turn, is the formation of the market of educational services. With the development of entrepreneurial activity in the work of educational organizations there is an opportunity to reduce costs to ensure the quality, volume of services, reducing the content of the educational institution, increasing independence, the introduction of various innovations in the educational process. In this regard, there is a need for entrepreneurship, which can ensure the development of educational institutions, increasing the competitiveness of educational organizations, improving their material and technical base, as well as increasing wages of employees in the field of higher education. Theoretical and methodological basis of the study were the scientific works of foreign and Russian researchers in the field of entrepreneurial activity in the field of educational services. The methods used were analysis, synthesis, comparison, as well as the study of regulatory legal acts. The article concludes that entrepreneurial activity in the field of educational services is the activity of an educational organization, which is aimed at generating additional income by meeting the needs of society in additional educational services. It is emphasized that the legislation gives educational institutions the right to determine what kinds of paid educational services they will carry out independently, but this list should be reflected in the charter of the educational institution.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ»

обходимых расчётов с кредиторами. Невозможность обеспечить текущие расходы свидетельствует о неудовлетворительном состоянии финансов и неэффективном управлении ими со стороны управленческого персонала.

Источники:

1. Адаменко, А. А. Финансовая безопасность как ключевой фактор развития экономики России на современном этапе / А. А. Адаменко, М. В. Желябовская // Современная экономика и ее информационное обеспечение: состояние, проблемы и перспективы развития : материалы Международной научной конференции молодых ученых и преподавателей вузов. - Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2019. -

C. 306-314.

2. Золотухина, Ю. В. Выбор стратегии трансформации бизнеса организациями - участниками информационного взаимодействия в условиях цифровой экономики / Ю. В. Золотухина, А. А. Адаменко, О. А. Крыжановская // Естественно-гуманитарные исследования. - 2021. - № 37(5). - С. 116-123.

3. Липчиу, Н. В. Оценка финансовых ресурсов организаций и мероприятия по совершенствованию механизма их формирования / Н. В. Липчиу, К. И. Липчиу // Вестник Академии знаний. - 2021. - № 5(46). - С. 381-388.

4. Улыбина Л.К. Роль государственных и муниципальных финансов в формировании экономики предприятия / Л.К. Улы-бина, Д.Д. Сухиненко // Деловой вестник предпринимателя. - 2021. - № 6(4). - С. 122-125.

5. Хорольская, Т. Е. К вопросу о необходимости повышения эффективности финансовых ресурсов субъектов бизнеса / Т. Е. Хорольская, М. В. Келехсаева, М. Р. Хаджиев // Вестник Академии знаний. - 2021. - № 6(47). - С. 458-460.

References:

1. Adamenko, A. A. Financial security as a key factor in the development of the Russian economy at the present stage / A. A. Adamenko, M. V. Zhelyabovskaya // Modern economy and its information support: state, problems and development prospects: materials of the International Scientific conferences of young scientists and university professors. - Krasnodar: Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina, 2019. - S. 306-314.

2. Zolotukhina, Yu. V. Choosing a business transformation strategy by organizations participating in information interaction in a digital economy / Yu. V. Zolotukhina, A. A. Adamenko, O. A. Kryzhanovskaya // Natural Humanitarian Studies. -2021. - No. 37(5). - S. 116-123.

3. Lipchiu, N. V. Evaluation of financial resources of organizations and measures to improve the mechanism of their formation / N. V. Lipchiu, K. I. Lipchiu // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2021. - No. 5(46). - S. 381-388.

4. Ulybina L.K. The role of state and municipal finance in shaping the economy of the enterprise / L.K. Ulybina, D.D. Su-khinenko // Business Bulletin of the Entrepreneur. - 2021. - No. 6(4). - S. 122-125.

5. Khorolskaya, T.E., Kelekhsaeva, M.V., Khadzhiev, M.R. On the need to improve the efficiency of financial resources of business entities. Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2021. - No. 6(47). - S. 458-460.

EDN: NORAKG

И.Л. Авдеева - к.э.н., доцент кафедры менеджмента и государственного управления, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС,

I.L. Avdeeva - candidate of economic sciences, assistant professor of the department of management and public administration, Central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA;

Д.К. Остроухова - аспирант кафедры «Менеджмент и государственное управление», Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС,

D.K. Ostroukhova - postgraduate of the Department of Management and Public Administration, Central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA;

А.В. Полянин - д.э.н., профессор кафедры «Менеджмент и государственное управление», Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС,

A.V. Polyanin - Doctor of Economics, Professor of the Department of Management and Public Administration, Central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA.

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ FEATURES OF BUSINESS ACTIVITIES IN THE SPHERE OF EDUCATIONAL SERVICES

Аннотация. Современное образование становится услугой, обладающей всеми необходимыми свойствами товара, и, как любой другой товар, имеющей свою цену. Расширение спроса на знания обуславливает внедрение рыночных принципов в сфере образования, происходящее посредством превращения образовательной услуги в товар и формирования условий для предпринимательской деятельности образовательных организаций. На этой основе, в свою очередь, идет формирование рынка образовательных услуг. С развитием предпринимательской деятельности в работе образовательных организаций появляется возможность снижения расходов по обеспечению качества, объёма услуг, снижения содержания образовательного учреждения, расширения самостоятельности, внедрения различных инноваций в образовательном процессе. В связи с этим, появляется необходимость в предпринимательской деятельности, которая может обеспечить развитие образовательных учреждение, повышение конкурентоспособности образовательных организаций, улучшение их материально-

технической базы, а также увеличение заработной платы работников сферы высшего образования.

Теоретико-методологическим основанием исследования выступили научные труды зарубежных и российских исследователей в области предпринимательской деятельности в сфере образовательных услуг. Используемыми методами стали анализ, синтез, сравнение, а также изучение нормативно--правовых актов.

В статье сделан вывод о том, что предпринимательская деятельность в сфере образовательных услуг это деятельность образовательной организации, которая направлена на получение дополнительного дохода, путём удовлетворения потребностей общества в дополнительных образовательных услугах. Сделан акцент на том, что законодательство предоставляет право образовательным учреждениям самостоятельно определять, какие виды образовательных платных услуг они будут осуществлять, но этот перечень необходимо отразить в уставе образовательного учреждения.

Abstract. Modern education becomes a service, which has all the necessary properties of a commodity, and like any other commodity, has its own price. The expansion of demand for knowledge determines the introduction of market principles in the sphere of education, occurring through the transformation of educational services into a commodity and the formation of conditions for entrepreneurial activity of educational organizations. On this basis, in turn, is the formation of the market of educational services. With the development of entrepreneurial activity in the work of educational organizations there is an opportunity to reduce costs to ensure the quality, volume of services, reducing the content of the educational institution, increasing independence, the introduction of various innovations in the educational process. In this regard, there is a need for entrepreneurship, which can ensure the development of educational institutions, increasing the competitiveness of educational organizations, improving their material and technical base, as well as increasing wages of employees in the field of higher education.

Theoretical and methodological basis of the study were the scientific works of foreign and Russian researchers in the field of entrepreneurial activity in the field of educational services. The methods used were analysis, synthesis, comparison, as well as the study of regulatory legal acts.

The article concludes that entrepreneurial activity in the field of educational services is the activity of an educational organization, which is aimed at generating additional income by meeting the needs of society in additional educational services. It is emphasized that the legislation gives educational institutions the right to determine what kinds of paid educational services they will carry out independently, but this list should be reflected in the charter of the educational institution.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, сфера образования, образовательные услуги, платные услуги, работники сферы образования.

Keywords: business activities, education, educational services, paid services, educators.

В настоящее время продолжается формирование экономики нового типа, постиндустриальной экономики, основанной на знании. Ведущей отраслью постиндустриального общества становится сфера услуг. Преобладание сферы услуг в общем объеме национального производства характеризует национальную экономику как развитую.

Мировая экономика в XXI веке демонстрирует высокую степень зависимости от уровня развития человеческого капитала, формируемого в сфере образования. Сегодня образовательный уровень населения становится ведущим фактором развития производительных сил и построения постиндустриального общества.

В настоящее время можно наблюдать широкое внедрение предпринимательских начал на рынке образовательных услуг. Инновационные формы развития и деятельности используются системой образования. Это вносит в образовательный процесс новые знания, компетенции и способствует совершенствованию развития и самой организации, развивая методические подходы образования.

Вопросы развития сферы высшего образования в современных условиях рассмотрены в трудах Г.В. Астратовой, М.Л. Агранович, В.И Байденко, Е.В. Балацкого, Н.Н. Беденко, С.А. Дятлова, Т.Л. Клячко, Я.И. Кузьминова, Д.М. Логинова, П.М. Лукичева, И.Н. Молчанова, А.В. Новосельцева, Е.В. Одоевской, Н.А. Пашкус и других. Особенности предпринимательской деятельности в сфере образовательных услуг отражены в научных работах А.В. Берестова, А.И. Гусевой, В.М. Калашника, В.И. Каминского, С.В. Киреева, Я. И. Кузьминова и других исследователей.

Внимание к кадровому вопросу в сфере образования и науки на государственном уровне отражает активное проведение реформ образовательной системы. Это также подтверждается фактом реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» принятой в 2017 году, одним из ключевых направлений деятельности которой является совершенствование управления системой образования, включающее в себя увеличение количества лиц, занятых в образовательной деятельности, постоянное (в том числе непрерывное) повышение их квалификации, более внимательное отношение к качеству подготовки педагогических работников. Перед кадровой системой образовательной организации ставятся задачи, который условно подразделяют на 3 уровня.

Государство возлагает на ВУЗы одну из приоритетных для социального развития общества миссию [3]. Это накладывает на образовательные учреждения ответственность за каче-

ство предоставляемых населению услуг. Данный фактор определяет и особенность работы с персоналом.

Система высшего образования начинает трансформироваться под влиянием глобализации, которая привела к разработке международных стандартов в образовании и, соответственно, к Болонскому процессу, к которому Россия присоединилась в 2003 году, поддержав идею о создании единого пространства высшего образования. Вступление РФ в Болонский процесс в целом содействовало появлению новых возможностей для привлечения большего количества иностранных студентов.

Отметим, что переход на многоуровневую систему подготовки позволил ряду отечественных вузов войти на международную образовательную арену, расширив перспективы академической мобильности для студентов, преподавателей и научных сотрудников, а также включиться в международное взаимодействие с другими зарубежными вузами [4].

Мировые тенденции развития экономики демонстрируют повышение роли образования и науки в обеспечении условий для устойчивого, конкурентоспособного экономического роста, основными факторами которого являются:

- высокий уровень образования, культуры и качества жизни населения;

- развитие фундаментальной и прикладной науки и наукоемких отраслей;

- обеспечение условий для предпринимательства;

- формирование благоприятного инвестиционного климата;

- мощный экспортный потенциал высокотехнологичной продукции и интеллектуальных услуг;

- качество человеческого капитала страны.

Для определения сущности «образовательной услуги» необходимо обратиться к понятию «образования».

Следует различать два подхода, сложившихся в настоящее время, к определению образования - знание-ориентированный и личностно-ориентированный. На рисунке 1 представим специфику образовательных услуг.

СПЕЦИФИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

НЕОСЯЗАЕМОСТЬ НЕПОСТОЯНСТВО КАЧЕСТВА НЕОТДЕЛИМОСТЬ ОТ ИСТОЧНИКА НЕСОХРАНЯЕМОСТЬ

услуги невозможно увидеть, попробовать на вкус, услышать или понюхать до момента приобретпения ч > с качество услуг колеблется в широких пределах в зависимости от их производителей, а также от времени и места их оказания ч У услуга неотделима от своего источника, ее осуществление возможно только в присутствии производителя г' услугу невозможно хранить для последующей продажи или использования в виде товарных запасов У

г А низкая степень осязаемости образовательных услуг проявляется в невозможности оценки их качества и объема до полного прио бретення V У Г А непостоянство качества в отношении образовательных услуг проявляется в невозможности установления жестких стандартов на процесс и результат оказания услуги дополняется «из-менчивостью «исходного материала» V У г л свойство неотделимости от источника в отношении образовательной услуги означает, что в результате купли-продажи такой услуги продавец теряет право собственности на свой специфи-ческий товар, но покупатель такого права не приобретает V У г А образовательные услуги не могут накапливаться ни у продавца (преподавателя), ни у потребителя (обучающегося), не могут им и перепродаваться; а также свойственно естественное для человека забывание полученной информации и устаревание знаний V J

Рисунок 1 - Специфика образовательных услуг

Например, свойство неосязаемости образовательных услуг проявляется в том, что их качество не подлежит оценке до полного приобретения, а непостоянство качества образовательных услуг исходит из различий в уровне начальной подготовки обучающихся. Образовательные услуги могут быть классифицированы по целому ряду признаков (рисунок 2).

Рисунок 2 - Классификация образовательных услуг

С позиции решаемых задач образовательными услугами следует различать общеобразовательные и профессиональные программы. Первые направлены на формирование общей культуры личности и ее адаптации к жизни в обществе. Данный вид образовательных услуг реализуется в дошкольных образовательных учреждениях, а также образовательных учреждениях общего образования; вторые имеют своей целью повышение профессионального и общеобразовательного уровней.

На основании вышеизложенного, следует сделать вывод, что образовательные услуги на рынке услуг сейчас являются одним из наиболее популярных продуктов. На современном этапе социально-экономического развития образовательные услуги представляют собой товар, продвижение которого на рынок требует от образовательного учреждения навыков владения методикой комплексного маркетинга.

В рыночной экономике обучающиеся рассматриваются как заказчики и потребители образовательных услуг, что ведет к формированию экономического механизма взаимоотношений между ними и образовательными учреждениями. В качестве примера можно привести строительные услуги или демонстрация моделей одежды. Применительно к образовательным услугам это может означать мобильность преподавателей образовательной организации для работы за границей. Растущий спрос на знания обуславливает использование в сфере образования рыночных принципов хозяйствования, посредством превращения образовательной услуги в товар и формирования условий для предпринимательской деятельности образовательных организаций, что служит основой становления и развития национального и мирового рынка образовательных услуг.

Отметим, что процесс глобализации не обошел стороной институт высшего образования, способствовав появлению интернационализации, которая в свою очередь становится тенденцией перехода от национального высшего образования к образованию международному.

Ситуация постоянной неопределенности и беспрерывных социально-экономических условий жизни общества определяет необходимость реформирования системы высшего профессионального образования, что приводит к развитию новых направлений деятельности или актуализации ранее незначительных [5]. К таким направлениям можно отнести:

- стратегический менеджмент;

- предпринимательскую деятельность;

- маркетинговую деятельность;

- систему подбора персонала.

Сегодня важнейшей задачей, стоящей перед российской высшей школой, является необходимость создания конкурентоспособных исследовательских и образовательных цифровых платформ, что предоставит возможность использования сетевых эффектов платформенного конкурентного сотрудничества университетов, научно-исследовательских организаций, высокотехнологичных предприятий в процессе обеспечения технологического и образовательного превосходства России на глобальном рынке.

Платформизация развития сферы услуг высшего образования формирует новые условия для рыночной конкуренции, создавая цифровую инфраструктуру для образовательных услуг,

изменяя экономический ландшафт деятельности, что непосредственно влияет на формирование цифровой научно-образовательной среды. Развитие цифровых отношений в сфере высшего образования обусловливает трансформацию аксиоматического принципа максимизации прибыли как главной цели деятельности фирмы, поскольку в новых бизнес-моделях в краткосрочной и среднесрочной перспективе приоритет отдается не прибыли, а росту сетевых эффектов на основе привлечения максимального числа потребителей образовательных услуг [6].

Считаем, что образовательные услуги должны продаваться высшими учебными заведениями и сопровождаться необычным, ёмким и экспрессивным посылом для убеждения аудитории. Конкуренция среди ВУЗов требует грамотно выстроенной стратегии продвижения. Важно учитывать также, что деятельность учебных заведений регулируется различными законами об образовании.

Актуальными моментами в нынешнем образовательном процессе остаются улучшение качества результатов обучения, формирование мотивации у способных студентов к получению образования в российских учреждениях, воспитание личности, способной учиться всю жизнь, осознающей необходимость постоянного саморазвития, решение проблемы профессиональной реализации после получения диплома и др.

Моно выделить следующие направления по продвижению услуг образования:

- «pull» - выстраивается через отношение потребителей к предложениям учебного заведения; спрос на те или иные услуги обуславливается предложением;

- «содействия» - вузы проводят мероприятия, реализуют программы, создают курсы, тем самым формируя спрос;

- «push» - продвижение с конкретными задачами (воздействие через печатные издания, брошюры; PR с помощью различных интернет-площадок; комплексные мероприятия с участием волонтёров и др.);

- «позиционирование» - кампании по формированию высокой репутации учебного заведения как представителя образовательных услуг достойного качества с помощью средств массовой информации;

- «ребрендинг» - внесение необходимых корректировок в политику бренда учебного заведения.

Выбор определённого направления, метода работы по продвижению вуза базируется как на внешних условиях, так и на внутренних возможностях заведения. Также избрание стратегии зависит непосредственно от сотрудников учреждения: профессионализма и личностных качеств администрации, и персонала вуза, их позиций по отношению к дальнейшему развитию организации, способов установления связи с аудиторией, способности конкурировать в современных условиях рынка образовательных услуг и т.д.

Аккаунт учебного заведения представляет собой персональную страницу, где публикуются аудиозаписи читаемых лекций, исследований, обучающие курсы, тематические под-касты, созданные как преподавательским составом, так и студентами. К примеру, на странице Калифорнийского технологического университета размещены лекционные курсы, материалы для подготовки к поступлению, подкасты от факультетов и прочие записи, доступ к которым открыт для всех желающих.

Не менее примечателен тот факт, что, кроме сайта, каждый вуз располагает собственным мобильным приложением, которое не просто является адаптированной версией интернет-страницы, а представляет собой полноценную программу. К примеру, приложение Оксфордского университета используется как гид по учебному заведению, в нем есть доступ к новостям, календарю предстоящих событий и прочим важным сведениям. Сегодня разработчики планируют выпуск 3 новых приложений для этого вуза. Гарвардский университет на данное время располагает 5 приложениями.

Создание и внедрение стратегии взаимоотношений с пользователями стало актуальным после нововведений в области информационных технологий. Сегодня различные организации могут улучшить взаимодействие с клиентами, пользуясь обширным перечнем современных

технологий по управлению базой данными, а также все более увеличивающимся количеством приложений и программ для CRM. Применение последних дает возможность формировать массивы клиентских данных, проводить анализ, интерпретацию и практически применять полученную информацию, а также служит для стабилизации связи с пользователями.

Для более эффективной работы университеты активно используют информационные технологии, неотъемлемой частью которых являются системы CRM. Первыми применять такие решения за рубежом начали представители торговых, финансовых структур, страховых компаний, воздушные перевозчики и провайдеры. Затем тенденция распространилась и в других отраслях, от медицинской сферы до образования. В РФ системы CRM находятся на раннем этапе роста популярности, хотя появились они сравнительно давно.

Для всех университетов можно наблюдать общую направленность в продвижении: она заключается в ориентации не на имя учреждения, а исследовательскую деятельность. К примеру, на главной странице сайта обычно публикуются сведения не о репутации, рейтингах вуза или числе студентов, а о последних достижениях научно-исследовательского центра. К примеру, первая страница сайта университета в Кембридже посвящена результатам исследования о негативном влиянии синдрома ОКР на мозговые клетки. На первой странице портала Швейцарского технологического университета публикуются данные о климатических исследованиях, в том числе в новом кампусе в Базеле, а на сайте Гарварда - данные о последних изучениях синдрома Альцгеймера.

Еще одной отличительной чертой является совместная деятельность образовательного заведения, ассоциации выпускников и эндаумент-фонда. В зарубежной практике две последних структуры обычно представляют собой отдельно действующие институты, между ними прослеживается четкое разделение. Можно рассмотреть особенности такого функционирования на примере университета в Гарварде.

Гарвардская ассоциация выпускников представляет собой клуб единомышленников закрытого формата. В рамках его работы организуются разнообразные мероприятия, в том числе встречи выпускников, церемонии награждения, присуждения степеней, выставки и прочие события. Участники вносят пожертвования, идущие на обеспечение деятельности и основных нужд ассоциации или на работу отдельного факультета. В Гарвардском университете эндаумент-фонд - один из основных источников финансирования, на официальном сайте о нем пишут, как о бесконечном ресурсе поддержки вуза и его миссии в научно-исследовательской и учебной деятельности.

Структура эндаумент-фонда включает 13 тысяч отдельных подразделений, на 2020 год его поддержка составила 36 % от общего объема университетского дохода. По состоянию на конец 2020 года активы фонда превысили 32,5 млрд долларов. В 2011 году фонду исполнилось 375 лет. У названных выше учебных заведений прослеживается тенденция продвижения посредством обеспечения открытого бесплатного доступа к знаниям.

Сайты вузов содержат массу информации о проводимых исследованиях, на них публикуются новости о последних достижениях в обустройстве студенческой среды. Например, Стэнфордский университет, сотрудничающий с ресурсом Futurity, публикует результаты и материалы исследовательской деятельности, а Лондонский университетский колледж ведет блог Antenna, где размещается научно-исследовательская информация с удобной разбивкой на категории.

Зарубежные университеты позиционируются в первую очередь как открытые площадки знаний, доступ к которым предоставляется всем желающим. Подобный подход в комплексе с применением современных технологий IT позволяет выстроить особую коммуникацию, базой для которой становится свободное распространение знаний и привлечение новых студентов к актуальным проблемам.

Выпускники могут не только вносить пожертвования для вуза, где они проходили обучение, но и принимать активное участие в разнообразных сферах деятельности, направленных на формирование социальных отношений, от приема новых учеников до завязывания

взаимовыгодных связей между партнерами, как в случае с Массачусетским технологическим университетом. Возможность для выпускников принимать в этом участие наряду с лоббированием интересов учебного заведения способствует повышению и стабилизации репутации.

За последние годы нетрудно заметить, что значимость международных рейтинговых систем в образовательной сфере сильно выросла, и ей уделяет внимание не только академическое сообщество, но и высшее руководство РФ. Позиция российских учебных заведений в подобных топах становится крайне важной при общей оценке учреждений. Существует и несколько отечественных рейтингов, куда входят не только государственные, но и коммерческие вузы, причем последние занимают не последние строки в перечнях. Однако это не отменяет того факта, что многим образовательным заведениям требуется комплексная проработка показателей по большинству критериев оценки деятельности.

В частности, необходимо прикладывать усилия к улучшению репутации, что приведет к укреплению рейтинговых позиций. Последнее особенно важно по той причине, что именно этот фактор зачастую определяет выбор учебного заведения будущими студентами, решающими, в каком направлении им предстоит работать и чем заниматься в дальнейшем.

Теоретические основы позиционирования высшего учебного заведения на рынке образовательных услуг это, прежде всего, его особенности. Особенности, на которых строится система позиционирования благодаря которой потенциальный студент выбирает учебное заведение для дальнейшего получения знаний касаемо определенного направления и дальнейшего формирования характера в работе для устройства своей жизни. Процесс позиционирования подразумевает под собой определение особенностей университета на основе которых будет строится предложение и разрабатываться стратегия для привлечения потенциальных студентов на разные формы обучения на рынке образовательных услуг. Но изначально нужно, чтобы ВУЗ соответствовал определенным требованием и критериям, которые являются основой любой организации, которая имеет репутацию и возможность дальнейшего существования на рынке образовательных услуг [2].

Предпринимательство в образовательной сфере, реализуется через следующие виды деятельности: инновационная, креативная, инициативная деятельность, которая нацелена на формирование и развитие образовательного потенциала учреждения и обучающихся [1].

Основой предпринимательского дела в образовательной среде является поиск возможностей реализации экономических интересов всех участников процесса и обеспечения движения услуг от производителя к потребителю.

В рамках предпринимательских направлений деятельности образовательное учреждение осуществляет свою деятельность, как и любое коммерческое предприятие в рамках законодательства РФ в области предпринимательства [7]. Учредитель или органы управления образовательного учреждения могут приостановить предпринимательскую деятельность, в случае оказания услуг с ущербом для образовательной деятельности.

Деятельность образовательного учреждения по оказанию зарегистрированных в уставе услуг относится к предпринимательской в той части, где полученный от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствование образовательного процесса (включая заработную плату).

Предпринимательство в образовании связано с деятельностью самих образовательных учреждений, которые оказывают следующие виды услуг: консалтинговые, информационные, методические, учебные услуги в системе образования. Предпринимательская деятельность в образовательных учреждениях призвана решать следующие задачи:

- обеспечить необходимые условия для развития личности;

- укреплять здоровье, профессиональное самоутверждение, организовывать творческий труд;

- формировать общую культуру учащихся;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- адаптировать учащихся к жизни в обществе;

- организовать содержательный досуг.

Виды предпринимательства в сфере образования:

1) по решаемым задачам:

- общеобразовательные программы;

- профессиональные программы.

2) по длительности предоставления:

- долгосрочные (общеобразовательные организации дошкольного, начального, общего или среднего образования; организации высшего образования);

- среднесрочные (переподготовка кадров, повышение квалификации и прочее);

- краткосрочные (курсы, лекции, тренинги и проч.).

Следует отметить, что предпринимательская деятельность школ разделяется на два вида:

1) предоставление платных образовательных услуг;

2) иная деятельность, приносящая доход, например, предоставление в аренду помещений. Руководитель образовательного учреждения обязан соблюдать некоторые требования

по поводу оказания дополнительных платных услуг.

Во-первых, дополнительные платные услуги не должны оказываться взамен или в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой за счёт бюджетных средств, так как введение платных услуг не должно ухудшать ни условий обучения, ни качества оказываемых образовательных услуг, которые соответствуют утверждённым государственным программам.

Дополнительные платные образовательные услуги могут предоставляться образовательным учреждением только по согласию потребителей - обучающихся или по согласию законных представителей потребителей - обучающихся и составляют внебюджетные средства образовательного учреждения, складывающихся из таких источников: оплаты законных представителей; оплаты организаций; спонсорской помощи.

Законодательно закрепленная возможность ведения образовательной деятельности исключительно некоммерческими организациями определила ее социальный характер.

Таким образом, конкурентное соперничество образовательных заведений в мировом пространстве, стремление привлечь к обучению перспективных, с точки зрения науки, граждан и распоряжение ресурсами материального и нематериального уровня непосредственным образом связаны с формированием репутации каждого вуза, а также оценки качества проводимого обучения.

Также, законодательство предоставляет право образовательным учреждениям самостоятельно определять, какие виды образовательных платных услуг они будут осуществлять, но этот перечень необходимо отразить в уставе образовательного учреждения.

Источники:

1. Вазгустов К.Н. Особенности и принципы предпринимательской деятельности в сфере образования / К.Н. Вазгустов, Д.А. Гофербер, Д.А. Сердюков // В сборнике: Среда, окружающая человека: природная, техногенная, социальная. материалы VII международной научно-практической конференции. 2018. С. 205-209.

2. Головина Т.А. Интеграционная модель взаимодействия бизнеса и образования для инновационного развития экономики на принципах кросс - университетского обучения / Т.А. Головина, В.В. Прудников // В сборнике: Эффективные способы и формы модернизации и технологического развития региональной экономики. Материалы VII Международной научно-практической конференции. 2013. С. 290-294.

3. Головина Т.А. Сетевая модель социального партнерства бизнеса и образования для развития региональной системы подготовки рабочих кадров и специалистов / Т.А. Головина, С.С. Бахтина // Технология и товароведение инновационных пищевых продуктов. 2014. № 5 (28). С. 111-118.

4. Дадаев Я.Э. Возможности и риски коммерциализации высшего образования / Я.Э. Дадаев // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 2. № 2. С. 135-143.

5. Краснова В.В. Основные проблемы, влияющие на организацию предпринимательской деятельности в сфере образования / В.В. Краснова, А.Н. Сырбу // Гуманитарный трактат. 2018. № 21. С. 30-34.

6. Парахина Л.В. Превентивная система риск-менеджмента в деятельности предпринимательских структур / Л.В. Пара-хина, А.В. Щеголев, Т.А. Головина // Вестник Академии знаний. 2018. № 4 (27). С. 202-209.

7. Тугачева Л.В. Региональный аспект реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» / Л.В. Тугачева, Л.В. Парахина // Естественно-гуманитарные исследования. 2020. № 27 (1). С. 187-196.

References:

1. Vazgustov K.N. Features and principles of entrepreneurial activity in education / K.N. Vazgustov, D.A. Goferber, D.A. Serdyukov // In the collection: Environment surrounding man: natural, man-made, social. materials VII international scientific and practical conference. 2018. С. 205-209.

2. Golovina T.A. Integration model of interaction between business and education for innovative economic development on the principles of cross-university learning / T.A. Golovina, V.V. Prudnikov // In the collection: Effective ways and forms of modernization and technological development of the regional economy. Materials of the VII International Scientific-Practical Conference. 2013. С. 290-294.

3. Golovina T.A. Network model of social partnership of business and education for the development of the regional system of training of workers and specialists / T.A. Golovina, S.S. Bakhtina // Technology and commodity science of innovative food products. 2014. № 5 (28). С. 111-118.

4. Dadaev Ya.E. Opportunities and risks of commercialization of higher education / Ya.E. Dadaev // Journal of Applied Research. 2022. Т. 2. № 2. С. 135-143.

5. Krasnova V.V. Main problems affecting the organization of entrepreneurial activity in the sphere of education / V.V. Kras-nova. Krasnova, A.N. Syrbu // Humanitarian Treatise. 2018. № 21. С. 30-34.

6. Parakhina L.V. Preventive system of risk management in entrepreneurial structures / L.V. Parakhina, A.V. Shegolev, T.A. Golovina // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2018. № 4 (27). С. 202-209.

7. Tugacheva L.V. Regional aspect of the implementation of the national project "Small and medium entrepreneurship and support of individual entrepreneurial initiative" / L.V. Tugacheva, L.V. Parakhina // Natural and Humanitarian Research. 2020. № 27 (1). С. 187-196.

EDN: NQFMIJ

Р.Х. Азиева - к.э.н., доцент кафедры экономической теории и государственного управления, ФГБОУ ВО «ГГНТУ им. акад. М.Д. Миллионщикова», raisaazieva@list.ru

R.Kh. Azieva- Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economic Theory and Public Administration, FGBOU VO "GGNTU named after akad. M.D. Millionshchikova".

МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ MONITORING THE RESULTS OF DIGITAL TRANSFORMATION IN THE OIL AND GAS INDUSTRY

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта «Цифровая трансформация нефтегазовой отрасли с использованием интеллектуальных технологий: необходимость и возможности» №20-010-00583

Аннотация. Статья посвящена мониторингу результатов цифровой трансформации в российской нефтегазовой отрасли. Основной целью является анализ результатов цифровой трансформации российских нефтегазовых компаний, а также разработка рекомендаций, направленных на интенсификацию процессов цифровизации. Цифровизация нефтегазовой отрасли обусловлена стремлением компаний обеспечить высокие темпы добычи и снизить операционные расходы, при этом наибольшие экономические выгоды от цифровизации получают компании сегмента разведки и добычи полезных ископаемых. В процессе исследования было выявлено, что факторами, препятствующими цифровому переходу нефтегазовой отрасли, являются следующие: недостаточное финансирование; проблемы, связанные с реализацией политики импортозаме-щения; отсутствие решения проблем обеспечения кибербезопасности; кадровые проблемы. Для решения указанных выше проблем необходимо: обеспечение взаимодействия нефтегазовых компаний с образовательными учреждениями и производителями программного обеспечения, совместное сотрудничество нефтегазовых компаний для реализации крупных цифровых проектов, создание системы непрерывного обучения персонала. Полученные выводы имеют практическую значимость, поскольку позволяют дополнить национальную программу цифровизации экономики необходимыми мероприятиями по усилению темпов цифровизации нефтегазовой отрасли в России и обеспечению повышения эффективности деятельности добычи полезных ископаемых.

Abstract. The article is devoted to monitoring the results of digital transformation in the Russian oil and gas industry. The main goal is to analyze the results of the digital transformation of Russian oil and gas companies, as well as develop recommendations aimed at intensifying digitalization processes. The digitalization of the oil and gas industry is driven by the desire of companies to ensure high production rates and reduce operating costs, while the companies in the exploration and production segment receive the greatest economic benefits from digitalization. During the study, it was revealed that the factors hindering the digital transition of the oil and gas industry are the following: insufficient funding; problems associated with the implementation of the import substitution policy; lack of a solution to the problems of ensuring cybersecurity; personnel problems. To solve the above problems, it is necessary to: ensure the interaction of oil and gas companies with educational institutions and software manufacturers, joint cooperation of oil and gas companies to implement large digital projects, and create a system of continuous staff training. The findings are of practical importance, since they make it possible to supplement the national program for the digitalization of the economy with the necessary measures to increase the pace of digitalization of the oil and gas industry in Russia and ensure an increase in the efficiency of mining operations.

Ключевые слова: цифровая трансформация, нефтегазовая отрасль, цифровизация. Keywords: digital transformation, oil and gas industry, digitalization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.