Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПОСЫЛОК ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПОСЫЛОК ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
24
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
задержка речевого развития / предпосылки речевой деятельности / вестибулярная система / проприоцепция / сензитивные периоды.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Копарулина Ю.А.

статья посвящена особенностям предпосылок речевой деятельности у детей с задержкой речевого развития. О ЗРР говорят, когда ребёнок овладевает устной речью позже, чем по возрастной норме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Копарулина Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПОСЫЛОК ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 376.3

Копарулина Ю.А.

студент

Тюменский государственный университет Научный руководитель: Глазунова С.Н., канд. биол. наук

доцент

кафедра возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования

Россия, г. Тюмень

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПОСЫЛОК ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО

РАЗВИТИЯ

Аннотация: статья посвящена особенностям предпосылок речевой деятельности у детей с задержкой речевого развития. О ЗРР говорят, когда ребёнок овладевает устной речью позже, чем по возрастной норме.

Ключевые слова: задержка речевого развития, предпосылки речевой деятельности, вестибулярная система, проприоцепция, сензитивные периоды.

Koparulina Yu.A.

student

Tyumen State University Russia, Tyumen

Scientific supervisor: Glazunova S.N., candidate of biological sciences

associate professor Department of Age Physiology Special and Inclusive Education

FEATURES OF PREREQUISITES FOR THE FORMATION OF SPEECH ACTIVITY IN CHILDREN WITH DELAYED SPEECH

DEVELOPMENT

Annotation: the article is devoted to the peculiarities of the prerequisites of speech activity in children with delayed speech development. A delay in speech development (ZRR) is said when a child master's oral speech later than the age norm.

Key words: speech development delay, prerequisites of speech activity, vestibular system, proprioception, sensitive periods.

Среди младших дошкольников задержка речевого развития встречается у 3-10% детей, у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек [1, с.1].

Целью данной статьи является изучение особенностей предпосылок речевого развития у детей с задержкой речевого развития. Задачи исследования: определить предпосылки речевой деятельности у детей с речевой нормой, предпосылки речевой деятельности у детей с задержкой речевого развития, психолого - педагогические особенности предпосылок речевой деятельности у детей с задержкой речевого развития.

Задержка речевого развития - это диагноз всегда временный и недостоверный, который ставят детям, не достигшим 3-х лет. На самом деле за этим диагнозом кроме настоящей задержки речевого развития, могут «скрываться» иные патологии: алалия, ОНР, аутизм, ЗПР [3, с. 112].

Согласно ФГОС дошкольного образования, речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества [4, с. 8].

Впервые понятие «задержка речевого развития» было введено в логопедии в 1973 г. и появилась литература «Преодоление задержки речевого развития у дошкольников» [5, с. 27].

В период с 3-х до 4-х лет в норме происходит формирование игровой деятельности, разговорной речи, навыка построения предложений, увеличение пассивного и активного словаря. Складывается умение склонять и спрягать слова, изменять их по падежам и числам.

Речь детей 3-х лет обычно фразовая и состоит из простых коротких предложений.

Идет непрерывный процесс увеличения пассивного и активного словаря. В возрасте около 3-х лет словарь расширяется очень быстро, достигая тысячи слов. При этом «пассивный словарь» содержит дополнительно еще примерно две-три сотни слов, которые ребенок понимает, хотя и не использует в своей речи.

К основным предпосылкам задержки речевого развития относятся:

- невостребованность речи;

- замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь, чаще это обусловлено генетически, медленный темп развития нервных клеток;

- заболевания и поражения головного мозга;

- нарушения слуха способствует возникновению трудностей с восприятием и воспроизведением слов;

- ослабленная иммунная система в раннем возрасте;

- наследственная предрасположенность;

- неблагоприятные средовые факторы. [2, с.221].

Специалистами выделены следующие симптомы задержки речевого

развития:

- одинаковая вокализация, пассивно используются «гуление» и лепет;

- у ребенка в годовалом возрасте отсутствует реакция на речь родителей и на разные звуки;

- в полтора года ребенок редко повторяет услышанные слова;

- 1,5 - 2 года - не реагирует на просьбы взрослых;

- в 2 года - отсутствуют самостоятельные слова;

- в 2,5 - 3 года - не может составить простые фразы;

- 3-х летний - использует заученные фразы, слова из сказок или мультфильмов, не имея при этом собственную речь;

- часто для средств общения использует мимику и жесты.

В настоящее время увеличилось число детей с диагнозом задержки речевого развития. Становление речи ребенка начинается с самого его рождения, поэтому так важна ранняя диагностика и проведение профилактических мероприятий. В раннем возрасте активно развивается мозговая организация понимания и производства устной речи.

Понятие задержки речевого развития применяют при нарушении или временной приостановке развития речи у детей раннего возраста (3 - 4 года), причём замечено, что у мальчиков задержка речевого развития встречается чаще, чем у девочек.

У детей с задержкой речевого развития отмечается вялость, они быстро переутомляются, их сложнее заинтересовать по сравнению с обычными детьми. Им трудно дается сравнение, объяснение, они быстро забывают поставленные задачи в игровой деятельности.

Перед началом развивающего обучения необходимо учитывать сензитивные периоды развития речи, благодаря которым можно выявить промежуток времени развития психических функций, форм деятельности, устанавливая оптимальное время для плодотворного воспитания.

Для эффективного устранения задержки речевого развития необходимо систематически и комплексно проходить все рекомендованные специалистами мероприятия, а также отслеживать динамику развития ребёнка.

При развитии речи ребенка необходимо уделять внимание развитию общей и мелкой моторики, фонематического слуха, следует все упражнениясопровождать словесной инструкцией.

К факторам, предрасполагающим к возникновению задержки речевого развития, относят несовершенство условий воспитания и недостаточность сенсомоторной и неврологической базы речи ребенка. Современные ученые выделили еще одну группу причин нарушения речевого развития - нарушение чувства движения (вестибулярная система) и чувство положения тела (проприоцепция). Эти два чувства работают вместе подсознательно, посылая сигналы в мозг, такая работа называется сенсорной интеграцией. Благодаря работе сенсорной системы мозг получает достаточно информации, чтобы воспроизводить речь.

Нарушения в развитии речи могут возникнуть при определенных условиях - асоциальная семья, отклонения в физическом развитии, речевой негативизм, причем в разных случаях один и тот же фактор может быть условием или причиной.

После проведенного исследования Эльконин Д. Б. выявил, что дети 3-х лет знают наименование игрового предмета и понимают, как его применять. При переименовании этих же предметов выполняют задание только 28% детей, 62 % - отказываются выполнять. К 4-м годам результаты изменились - на выполняют задание 55% детей, отказываются выполнять -45 % детей. «Эти данные с достаточной ясностью показывают, что в условиях усложненной ситуации значительно возрастает количество детей, не принимающих игрового употребления предметов» [6, с.183]

У малышей с речевой патологией часто вызывает затруднение даже произнесение гласных. Работу по вызыванию звуков речи у детей следует начинать с гласных звуков, вызывая их с активной артикуляцией. Для этого необходимо использовать весь арсенал игровых приемов, наглядности, действий с пальчиками и т. д.

В раннем возрасте активно развивается мозговая организация понимания и производства устной речи.

Нередко на развитие речи влияют наследственная предрасположенность или средовые факторы.

При комплексном подходе родителей, дефектолога, педиатра, невролога, сурдолога и социального педагога работа с ребенком с задержкой речевого развития будет более продуктивной. В процессе коррекции необходимо работать над всеми компонентами речи: звукопроизношением, слоговой структурой слов, общей, мелкой, артикуляционной моторикой, зрительным и слуховым восприятием. Занятия должны проходить в игровой форме, в располагающей обстановке, вызывать интерес у ребенка.

Использованные источники:

1. Елецкая О. В., Тараканова А. А. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2012. 312 с.

2. Епифанцева Т. Б. Настольная книга педагога-дефектолога/Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 486 с.

3. Полякова М. А. Самоучитель по логопедии. М.: ЛОГО ЭЙДОС.2019.60 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2013. 21 с.

5. Шереметьева Е. В. От задержки речевого развития до отклонений в овладении речью в логопедической практике//Вестник Челябинского государственного университета. Челябинск.: Образование и здравоохранение,2019. С.32-37.

6. Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: ВЛАДОС, 1999. 360 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.