Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ'

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
502
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ / РАННИЙ ВОЗРАСТ / РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дмитриева Елена Ермолаевна, Данилова Екатерина Ивановна

В статье представлены результаты экспериментального изучения детей 2-3 лет с задержкой речевого развития в качестве субъектов коммуникативно-речевого развития. Исследование реализует коммуникативный подход к коррекции речевого недоразвития в условиях задержки речевого развития. Включение детей в специально созданные в рамках предметной деятельности коммуникативные ситуации рассматривается в качестве психолого-педагогического условия развития у них речевой коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дмитриева Елена Ермолаевна, Данилова Екатерина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF SPEECH COMMUNICATION IN CHILDREN OF 2-3 YEARS OLD WITH A DELAY IN SPEECH DEVELOPMENT

The article presents the results of an experimental study of children aged 2 to 3 years with delayed speech development as subjects of communicative speech development. The study implements a communicative approach to the correction of speech underdevelopment in conditions of delayed speech development. The inclusion of children in communicative situations specially created within the framework of objective activity turns into a quality of the psychological and pedagogical condition for the development of their speech communication.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»

Литература:

1. Александрова, М.В. Становление карьеры педагога в территориальной образовательной системе: монография / М.В. Александрова. - Великий Новгород: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, 2017. - 238 с.

2. Жданко, Т.А. Управление личной карьерой будущего педагога: практическое руководство для бакалавров и магистров: учебное пособие по самоменеджменту для бакалавров и магистров направления подготовки 050100 Педагогическое образование. - Иркутск: Иркутский гос. лингв, ун-т, 2013. - 93 с.

3. Зайцев, Г.Г. Управление деловой карьерой / Г.Г. Зайцев, Г.В. Черкасская. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 256 с.

4. Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом: учебник / А.Я. Кибанов. - М.: ИНФРА -М, 2017. - 304 с.

5. Кокаева И.Ю. Педагогическая психогигиена учебное пособие для магистрантов / И.Ю. Кокаева, Н.У. Ярычев. -Грозный, 2019.

6. Крисковец, Т.Н. Инновационные направления развития профессиональной карьеры преподавателя в условиях процесса глобализации / Т.Н. Крисковец // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2018. - №20 (113). -С. 17-21

7. Кокаева, И.Ю. Психологическое здоровье учителей и обучающихся - одно из условий управления качеством образования / В сборнике: Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования. Механизмы управления качеством образования в контексте реализации региональной политики в сфере оценки качества образования. Сборник материалов V межрегиональной научно-практической конференции. В 2-х частях. Под редакцией А.А. Барабаса. - 2020. -С. 147-152

Педагогика

УДК 376.37

доктор психологических наук, профессор Дмитриева Елена Ермолаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Данилова Екатерина Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального изучения детей 2-3 лет с задержкой речевого развития в качестве субъектов коммуникативно-речевого развития. Исследование реализует коммуникативный подход к коррекции речевого недоразвития в условиях задержки речевого развития. Включение детей в специально созданные в рамках предметной деятельности коммуникативные ситуации рассматривается в качестве психолого-педагогического условия развития у них речевой коммуникации.

Ключевые слова: задержка речевого развития, ранний возраст, речевая коммуникация, коммуникативно-речевое развитие, общение со взрослым.

Annоtation. The article presents the results of an experimental study of children aged 2 to 3 years with delayed speech development as subjects of communicative speech development. The study implements a communicative approach to the correction of speech underdevelopment in conditions of delayed speech development. The inclusion of children in communicative situations specially created within the framework of objective activity turns into a quality of the psychological and pedagogical condition for the development of their speech communication.

Key words: delay in speech development, early age, speech communication, communicative and speech development, communication with an adult.

Введение. В логопедической практике отмечается рост числа детей с признаками раннего нарушения речи. Особую важность в логопедии приобретает проблема ранней диагностики речевого развития детей и раннего коррекционного воздействия в сензитивный период развития психики и речи. Раннее начало коррекционно-логопедической помощи оптимизирует психоречевое развитие детей, возможности их включения в образовательную среду. Целевой группой для оказания коррекционной помощи являются и семьи с детьми с нарушениями психоречевого развития [1, 3, 4, 6].

Задержка речевого развития (ЗРР) означает замедление темпа, при котором уровень речевого развития не соответствует возрастной норме [5]. ЗРР проявляется в позднем возникновении лепета, первых слов, бедности словарного запаса, искажении звукопроизношения, аграмматизмах.

К причинам возникновения ЗрР можно отнести широкий спектр факторов, оказывающих влияние на течение речевого отногенеза, в зависимости от которых можно выделить ЗРР органической и функциональной природы [5]. Причинами ЗРР могут выступать интеллектуальная недостаточность, расстройства аутистического спектра, нарушения центральной нервной системы, слуха. Для этой группы детей речевые нарушения носят характер вторичных нарушений и выступают как следствия нарушений церебро-органического генеза [2]. Большинство исследователей сходятся на мнении установления диагноза ЗРР в возрастной интервале 2-3 года, когда у ребенка регистрируется: минимальный словарный запас (менее 50 слов), медленное наращивание активного словаря, отсутствие комбинации слов с глаголами. Экспрессивная речь у детей может быть представлена в виде звуков, звукоподражания, лепета, в целом речь малоразборчива и обладает выраженной ситуативностью [5]. Ряд авторов считают, что дети раннего возраста имеют перспективу спонтанного развития речи (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филчева). Однако, по данным отдельных исследователей, многие дети, у которых в раннем возрасте диагностировалась ЗРР, остаются в группе риска по общему недоразвитию речи, - они испытывают трудности в овладении письменной речью в младшем школьном возрасте (Н.Ю. Григоренко, О.Е. Громова и др.).

Важной и недостаточно изученной в логопедии остается проблема становления у детей раннего возраста с ЗРР речевой коммуникации. Речь возникает на определенном этапе развития общения со взрослым, ее возникновение обусловлено нуждами общения и общей жизнедеятельностью ребенка. Только в общении со взрослым перед ребенком встает особая разновидность коммуникативной задачи: понять обращенную речь и произнести речевой ответ [8]. Анализ немногочисленных исследований по данной проблеме (Н.Ю. Григоренко, Н.Н. Матвеева, Е.А. Стребелева и др.) позволяет сделать вывод о том, что у детей раннего возраста с нарушениями развития недостаточно развита предметная деятельность, общение со взрослым, которое осуществляется преимущественно на основе эмоциональных и голосовых контактов

(Е.А. Стребелева, 2016). По данным Н.Н. Матвеевой у детей раннего возраста с З)РР нарушено становление коммуникативной деятельности, и одна из причин - отсутствие благоприятной речевой среды в семье.

Изложение основного материала статьи. Организация исследования. Цель исследования: экспериментальное изучение развития у детей 2-3 лет с ЗРР речевых средств коммуникации.

Методология организации исследования опиралась на закономерности развития речевой деятельности в онтогенезе (А.А. Леонтьев, М.И. Лисина). Первоначально речь возникает как средство общения с окружающими. Использование детьми речевых средств коммуникации определяется потребностями общения и особенностями жизнедеятельности ребенка [8].

В раннем возрасте ведущей является предметная деятельность - ребенок овладевает специфически человеческими способами действий с предметами в различных сферах жизни. В рамках предметной деятельности ведущим в общении со взрослым становится ситуативно-деловой уровень общения: общение ребенка со взрослым опосредуется предметом, основным содержанием потребности в общении становится практическое взаимодействие со взрослым. Развитие ситуативно-делового общения со взрослым разделяется на два этапа: доречевого (доминируют изобразительные средства общения) и речевого (ведущее средство общения - ситуативная речь). Мы полагаем, что развитие у детей 2-3 лет с ЗРР ведущей (предметной) деятельности, ведущей потребности в общении со взрослым (в сотрудничестве) будет определять характер используемых детьми речевых средств коммуникации.

Задачи исследования:

• определить уровни развития предметной деятельности и характер общения детей 2-3 лет с ЗРР со взрослым;

• определить уровень развития у детей 2-3 лет с ЗРР речевых средств коммуникации;

• реализовать в работе с детьми 2-3 лет с ЗРР коррекционно-логопедическую программу, оценить ее эффективность.

В экспериментальном исследовании приняли участие 20 детей 2-3 лет с ЗРР - экспериментальная группа и 20 детей с

нормативным речевым развитием (НРР) - контрольная группа. Средний возраст детей 2,4 месяца.

У всех детей экспериментальной группы мы определили уровень умственного развития с использованием диагностического комплекса Е.А. Стребелевой [10]. Основные показатели умственного развития: принятие задания, способ выполнения, обучаемость, отношение к результату. Диагностика позволила исключить из экспериментальной группы детей, у которых речевая недостаточность сочеталась с грубыми когнитивными нарушениями в развитии.

Обсуждение результатов. Экспериментальные данные диагностики умственного развития детей 2-3 лет представлены на рис. 1.

Рисунок 1. Уровни умственного развития

Качественно-количественные характеристики развития позволили Е.А. Стребелевой выделить 4 группы детей, отличающихся по уровню умственного развития.

Мы не выделили среди детей экспериментальной группы детей, показатели развития которых свидетельствуют о глубоком неблагополучии в их умственном развитии (1 уровень). Мы не выделили среди изучаемой категории детей с ЗРР и детей, показатели развития которых свидетельствуют о достаточно хорошем умственном развитии (4 уровень). 55% детей экспериментальной группы показали 2 уровень умственного развития - уровень со значительным недоразвитием общих интеллектуальных умений. Дети затруднялись самостоятельно выполнять задания, даже после обучающей помощи; у них отсутствовал устойчивый интерес к орудийным действиям, была затруднена зрительно-двигательная координация. Активная речь характеризовалась отдельными словами или звуками, она была малопонятна окружающим. 45% детей показали 3 уровень умственного развития. Дети принимали задание, понимали условия и адекватные способы выполнения, были заинтересованы в результате. В отдельных случаях детям требовалась обучающая помощь. Речь детей характеризовалась использованием малопонятной фразы, поэтому в общении со взрослым доминировали отдельные обиходные слова.

С целью диагностики развития у детей 2-3 лет с ЗРР и НРР предметной деятельности, общения со взрослым и речевой коммуникации использовали диагностический комплекс и качественно-кличественные уровневые показатели их развития, разработанные Е.О. Смирновой [9].

Представим уровневое развитие у детей экспериментальной и контрольной групп предметной деятельности (рис. 2).

Рисунок 2. Уровни развития предметной деятельности

У детей с ЗРР в экспериментальных ситуациях наблюдался низкий и средний уровни развития предметной деятельности (соответственно 50% и 50%). Дети с низким уровнем развития предметной деятельности проявляли слабый интерес к предметам, они недостаточно владели культурно-фиксированными действиями с предметами, дети игнорировали образцы действий взрослого, были равнодушны к его оценке. Данный уровень мы не наблюдали у детей с НРР. Средний уровень развития предметной деятельности мы наблюдали и у детей с ЗРР, и детей с НРР (в 40% случаев). У детей мы фиксировали недостаточно хорошее развитие операционально-технической стороны деятельности, дети владели культурно-фиксированными способами обращения с предметом, но не сопровождали свои действия речью, не проявляли настойчивости в проблемных предметно-игровых ситуациях. У 60% детей с НРР мы фиксировали высокий уровень развития предметной деятельности. У детей наблюдался устойчивый интерес к действиям с предметами, они владели общественно-принятыми способами употребления предметов, для них характерны развернутые речевые высказывания.

На рис. 3 представлены уровневые характеристики развития у детей контрольной и экспериментальных групп общения со взрослым.

Рисунок 3. Уровни развития общения со взрослым

Анализ диагностических данных свидетельствует о том, что у детей с ЗРР доминирует низкий уровень развития общения со взрослым. У детей слабо выражена инициативность и чувствительность к партнеру, наблюдается бедность репертуара коммуникативных средств, отсутствие в общении активной речи. И у детей с ЗРР, и у детей с НРР мы наблюдали средний уровень развития общения (соответственно 35% и 45% детей). У детей наблюдается дисгармоничность в инициативных и ответных действиях, неполный состав средств общения, дети не пользуются в общении речью или используют ее ситуативно для удовлетворения потребности в сотрудничестве. У 65% детей с НРР мы наблюдали высокий уровень развития общения со взрослым. Дети проявляют высокий уровень развития инициативности и чувствительности к действиям партнера, выраженную потребность в практическом взаимодействии, используют вариабельные средства общения, доминируют изобразительные средства и ситуативная речь.

На рис. 4 представлены уровневые характеристики развития у детей речевых средств общения.

Рисунок 4. Уровни развития речевых средств общения

У детей с ЗРР преобладал низкий уровень речевого развития (60% детей). Дети на разговаривали в диагностических ситуациях сами, не отвечали на просьбы и предложения взрослого, выполняли только элементарные инструкции. У детей экспериментальной и контрольной групп наблюдался средний уровень речевого развития (соответственно 40% и 30% детей): неравномерность в развитии импрессивной и экспрессивной речи. Дети хорошо понимали обращенную речь, выполняли простые инструкции, но в общении редко использовали речь, часто пользовались автономными словами. У 70% детей с НРР мы наблюдали высокий уровень речевого развития. В общении со взрослым дети использовали вербальные средства (спрашивали, комментировали, предлагали и др.), хорошо понимали обращенную к ним речь, выполняли простые и многоступенчатые инструкции взрослого.

Представим индивидуальные профили развития предметной, коммуникативной и речевой деятельности детей 2 - 3 лет с ЗРР и НРР (рис. 5, рис. 6).

Рисунок 5. Индивидуальные профили развития детей 2-3 лет с ЗРР

Представленные на рис. 5 индивидуальные профили развития детей свидетельствуют о том, что низкий уровень речевого развития детей с ЗРР соответствует низким и средним уровневым значениям в развитии предметной деятельности и общения со взрослым.

Представленные на рис. 6 индивидуальные профили развития детей свидетельствуют о том, высокий уровень речевого развития детей с НРР соответствует высоким значениям в развитии предметной деятельности и общения со взрослым. Средний уровень речевого развития детей с НРР соответствует средне-высоким значениям в развитии предметной деятельности и общения со взрослым.

Рисунок 6. Индивидуальные профили развития детей 2-3 лет с НРР

По результатам диагностического изучения детей мы разработали и апробировали коррекционно-логопедическую программу для детей 2 - 3 лет с ЗРР. Основная цель программы: обогащение потребностно-мотивационной сферы общения детей со взрослым в предметно-игровой деятельности и активизация речевых средств общения с партнером - взрослым. Методологическая основа коррекционно-логопедической программы - реализация коммуникативного подхода к коррекции развития у детей речевой коммуникации. Моделируя коммуникативные ситуации в предметной деятельности, мы ставили детей перед необходимостью решения разнообразных коммуникативных задач (получить оценку, обратиться за помощью, организовать практическое сотрудничество, помочь взрослому и др.), что стимулировало развитие у них средств речевой коммуникации.

Мы разработали систему интегративных занятий (24 занятия), которые проводились в форме подгрупповых занятий. На каждом интегративном логопедическом занятии логопед решал задачи по развитию функционального базиса речи, а также психолого-педагогические задачи, направленные на обогащение предметно-игровой деятельности детей, развитие у них потребности в сотрудничестве со взрослым. В экспериментальной апробации программы участвовали 20 детей 2-3 лет с ЗРР. Логопедические задачи, реализуемые логопедом в коррекционно-логопедической работе, отражали программные задачи и требования по коррекции речевого развития детей 2-3 лет с ЗРР. Психолого-педагогические задачи коррекционно-логопедической программы отражали возрастную логику развития у детей предметной деятельности и общения со взрослым: установление эмоционально-положительного отношения к взаимодействию со взрослым; развитие у детей предметной деятельности (орудийных, соотносящих, предметно-игровых действий); развитие познавательного интереса к предметной действительности, развитие способности к внеситуативному общению со взрослым.

По результатам реализации коррекционно-логопедической программы мы отметили позитивные изменения в коммуникативно-речевом развитии детей 2-3 лет с ЗРР:

• эмоционально-положительное отношение к общение со взрослым;

• уровневая динамика в развитии предметной деятельности и общения со взрослым (от низкого к среднему, от среднего к высокому);

• обогащение используемых в общении со взрослым речевых средств (использование слов, фразы, вариативность высказываний по функции и содержанию).

Выводы. Выполненное исследование позволяет сделать вывод о том, что важнейшее психолого-педагогическое условие развития у детей 2-3 лет с ЗРР речевой коммуникации - включение детей в коммуникативный процесс, обогащение их потребностных установок на общение со взрослым в рамках ведущей деятельности и актуальных ситуаций жизнедеятельности детей.

Полагаем, что апробированная нами программа коррекции может быть использована в практике работы с детьми раннего возраста с психоречевыми нарушениями.

Литература:

1. Бурина, Е.А. Особенности современной российской семьи в условиях социалтно-исторических изменений института родительства / Е.А. Бурина, А.Е. Кудинова // Вестник мининского университета. - Том 8. - 2020. - №1. - С. 29.

2. Дмитриева, Е.Е. Коммуникативно-речевое развитие дошкольников с общим недоразвитием речи: Монография / Е.Е. Дмитриева, Е.Ю. Медведева. - Н. Новгород: Мининский университет, 2021. - 188 с.

3. Дмитриева, Е.Е. The development of Social Competence in Preschoolers with Disabilition for Their Successful Educational Integration / Е.Е. Дмитриева, К.Н. Каштанова, Е.А. Ольхина, С.Е. Уромова // Universal Journal of Educational Research. - 2020. - Vol. 8, Is. 7.

4. Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации / распоряжение № 1839 - р от 31 августа 2016 г.

5. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, Н.С. Шаховской. - М.: Гуманитарный изд. Центр Владос, 1998. - 680 с.

6. Малофеев, Н.Н. Ранняя помощь - приоритет современной коррекционной педагогики / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2003. - № 4. - 7. - II.

7. Матвеева, Н.Н. Психологические условия изучения и коррекции задержки речевого развития в раннем возрасте: автореф. дис. канд. психол. наук / Н.Н. Матвеева. - Н. Новгород: 2004. - 25 с.

8. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослым / Под ред. М.И. Лисиной; Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1988. - 208 с.

9. Смирнова, Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. - СПб.: «Детство-Пресс», 2005. - 144 с.

10. Стребелева, Е.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста / Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 200 с.

Педагогика

УДК 376.37

магистрант Дружинина Марина Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Каштанова Светлана Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОЛИКОДОВЫХ ТЕКСТОВ В РАЗВИТИИ И КОРРЕКЦИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. В статье актуализирована проблема разработки инновационных подходов в развитии и коррекции связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Обсуждаются перспективы использования современных технологий, базирующихся на поликодовых текстах, в практической деятельности логопеда. Представлены данные исследования различных уровней связности речевой продукции дошкольников с общим недоразвитием речи. Детализированы количественные и качественные результаты, характеризующие типологические различия дошкольников с разным уровнем речевой продукции. Наибольшие трудности в показателях связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи зафиксированы по критериям ориентировочной деятельности, грамматических конструкций, речевого программирования,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.