Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
334
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
речь / ранний возраст / речевая деятельность / предпосылки речевой деятельности / задержка речевого развития / методики исследования / speech / early age / speech activity / prerequisites for speech activity / delayed speech development / research methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байзуркаева Земфира Ахмадиновна, Жарикова Ирина Александровна

В статье рассматриваются, вопросы, связанные с формирование предпосылок речевой деятельности у детей с задержкой речевого развития. Проведено исследование предпосылок речевой деятельности у детей с задержкой речевого развития в виде констатирующего эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байзуркаева Земфира Ахмадиновна, Жарикова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PREREQUISITES FOR SPEECH ACTIVITY IN CHILDREN WITH DELAYED SPEECH DEVELOPMENT

The article deals with issues related to the formation of the prerequisites for speech activity in children with delayed speech development. A study of the prerequisites for speech activity in children with delayed speech development was carried out in the form of a stating experiment.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 376

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Байзуркаева Земфира Ахмадиновна

студентка,

ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»,

Россия, г. Тюмень E-mail: stud0000210194@study. utmn. ru

Жарикова Ирина Александровна

старший преподаватель, ФГАОУ ВО « Тюменский государственный

университет», Россия, г. Тюмень E-mail: i. a.zharikova@utmn. ru

FORMATION OF PREREQUISITES FOR SPEECH ACTIVITY IN CHILDREN WITH DELAYED SPEECH DEVELOPMENT

Bayzurkaeva Zemfira Ahmadinovna

student, Tyumen State University, Russia, Tyumen E-mail: stud0000210194@study. utmn. ru

Zharikova Irina Alexandrovna

Senior Lecturer, Tyumen State University,

Russia, Tyumen E-mail: i. a.zharikova@utmn. ru

Аннотация. В статье рассматриваются, вопросы, связанные с формирование предпосылок речевой деятельности у детей с задержкой речевого развития. Проведено исследование предпосылок речевой деятельности у детей с задержкой речевого развития в виде констатирующего эксперимента.

Abstract. The article deals with issues related to the formation of the prerequisites for speech activity in children with delayed speech development. A study of the prerequisites for speech activity in children with delayed speech development was carried out in the form of a stating experiment.

Ключевые слова, речь, ранний возраст, речевая деятельность, предпосылки речевой деятельности, задержка речевого развития, методики исследования.

Keywords: speech, early age, speech activity, prerequisites for speech activity, delayed speech development, research methods.

Ранний возраст - это период формирования психический функций, с помощью которых у детей происходит познавание окружающей среды. В этом возрасте происходят качественные изменения в коре больших полушарий и важные психические изменения. В этот период происходит формирование разных форм мышления, первых зачатков личности, речевой, познавательной и двигательной деятельности.

В раннем возрасте закладываются важные основы для дальнейшего развития ребенка. В этом возрасте ребенок начинает овладевать речью, телом, начинает развиваться предметная и познавательная деятельность. Достижения, которые были заложены в этом возрасте, являются очень важными для дальнейшего развития различных процессов и способностей.

По данным Министерства образования 67,54% детей имеют различные

виды речевых нарушений. Большинство нарушений фиксируются уже в раннем возрасте. Детям с речевыми отклонениями в раннем возрасте ставят «задержку речевого развития», так как тип речевого нарушения еще неопределен. По данным мировой статистики, число речевых расстройств у детей растет, вследствие с чем актуальность решения проблемы принимает глобальный характер.

На основе вышеизложенного, определена цель исследования: изучение предпосылок речевой деятельности у детей с задержкой речевого развития.

Для достижения поставленной цели необходимы определенные задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по изучению предпосылок речевой деятельности у детей с задержкой речевого развития.

2. Определить базу исследования.

3. Определить методики исследования предпосылок речевой деятельности у детей с задержкой речевого развития.

4. Экспериментально изучить предпосылки речевой деятельности у детей с задержкой речевого развития.

4. Проанализировать результаты.

Исследование проводилось на базе МАДОУ «ДС» «Ручеек» города Новый Уренгой. В обследовании участвовали 5 детей с задержкой речевого развития в возрасте от 2,5 лет до 3-х лет.

Исследование базируется на методике обследования слухового восприятия «Угадай, чей звук», основанной на методике Т.Г. Визель «Нейрогкихологическая и нейролингвистическая диагностика» [2, с. 34]. Для определения зрительного восприятия используется методика Е.А. Стребелевой «Цветные кубики» [5]. Для исследования взаимодействия ребенка со взрослым используется методика Е.А. Стребелевой «Лови шарик». Для обследования понимания речи используется методика Е.А. Стребелевой «Нарисуй». Для исследования моторной сферы - методика Т.В. Кабановой и О.В. Домниной [6, с. 26-28]. В исследование моторной сферы входило обследование общей и

мелкой моторики. Каждая методика имеет степень объективности, надежности и валидности, что говорит о правильно подобранных методиках для исследования.

Исследование детей проходило в течение месяца. Перед проведением обследования детей по выделенным критериям была проведена беседа с воспитателями и логопедом-дефектологом детей. Были исследованы медицинские карты воспитанников, в которых была информация о протекании беременности и родов. Благодаря которой было выявлено, что из группы в количестве 21 человек: семь детей хорошо различают звукоподражания; у одного ребенка полностью отсутствует зрение, и работа с этим ребенком осуществляется индивидуально, нарушений интеллекта у ребенка не было выявлено; пять детей тяжело входят в контакт со взрослым из-за привязанности этих детей к своим родителям, эти дети тяжело взаимодействуют с незнакомыми людьми.

Было проведено наблюдение за детьми в группе, для коррекции плана работы над исследованием. Наблюдение проходило в течение недели до дневного сна.

На основании полученных результатов беседы и наблюдения был скорректирован план работы над исследованием. Был проведен отбор детей с задержкой речевого развития для исследования: слухового восприятия; зрительного восприятия; взаимодействия со взрослым; понимания речи; моторной сферы.

При обследовании слухового восприятия в качестве оборудования были использованы картинки с животными и наглядные предметы, чтобы вовлечь ребенка в игру. При обследовании использовалось несколько звукоподражаний. Детям разрешалось не называть предмет, соответствующий произнесенному звуку. Если ребенок не знает названия предмета, ему предлагалось показать картинку с этим предметом. Вторым заданием было произнести за обследующим звук, большинство детей не справилось с этим заданием. Показатели исследования: 1) слуховое восприятие - реакция на звук;

2) называние услышанного звука - соотнесение звука с картинкой. Результаты исследования слухового восприятия десяти детей позволили нам выделить уровни слухового восприятия: низкий, ниже среднего.

Дети ниже среднего уровня не услышали правильно все звуки и допустили 3 ошибки, а также неправильно соотнесли неуслышанные звуки с предметом. Дети с уровнем ниже среднего, могут услышать 2, 3 звука. Дети умеют соотносить услышанные звуки с соответствующей картинкой или предметом. У этих детей незначительные нарушения в слуховом аппарате, обычно связанные с частым заболеванием детей.

Дети низкого уровня не услышали больше трех звуков и не произнесли их за обследующим. Данная категория детей не может произнести звуки.

Результаты исследования зрительного восприятия позволили нам выделить уровни зрительного восприятия: низкий, ниже среднего уровня. При проведении обследования зрительного восприятия в качестве оборудования были использованы кубики основных цветов: красный, желтый, зеленый, синий. Показатели исследования: 1) выделение цвета как признака; 2) различение цвета; 3) называние цвета.

Дети ниже среднего уровня выделяли все цвета как признаки, смогли на слух определить два цвета, но не смогли назвать названия всех цветов. Дети могут найти заданный цветной кубик, если показать ребенку кубик такого же цвета. Некоторые дети знают 2 цвета. Дети низкого уровня отказывались выполнять задание после обучения.

Для обследования взаимодействия ребенка со взрослым использовался желобок и шарик. Результаты исследования взаимодействия ребенка со взрослым позволили нам выделить уровни формирования сотрудничества: низкий, ниже среднего уровня, средний, высокий. Показатели исследования: 1) контакт; 2) понимание словесной инструкции; 3) включение в игру.

Ребенок низкого уровня при исследовании отказался сотрудничать со взрослым, не слушал словесную инструкцию, отказывался включаться в игру. У ребенка с низким уровнем отмечается отказ или тяжелое налаживание контакта

со взрослыми. Ребенок не заинтересован на положительный результат.

Дети с уровнем ниже среднего начинают сотрудничать только после обучения и объяснения словесной инструкции, ребенок понимает словесную инструкцию, но не включается в игру из-за неспособности правильно выполнить заданное действие. При выполнении часто допускаются ошибки. Словесные инструкции прослушиваются невнимательно.

Дети среднего уровня самостоятельно вступают в контакт со взрослым, но выполнить действие ребенок не может из-за нарушений в мелкой моторике. Ребенок готов обучиться правильному выполнению действия, после обучения ребенок выполняет действие правильно. У некоторых детей не получается выполнить действия из-за незначительных моторных трудностей.

При обследовании понимания речи были определены показатели исследования: 1) понимание речевой инструкции; 2) определение ведущей руки; 3) согласованные действия рук. Результаты исследования позволили выделить уровни понимания обращенной речи: низкий, ниже среднего, средний.

Ребенок низкого уровня отказался выполнять задание и сотрудничать со взрослым.

Дети с уровнем ниже среднего выполняют задание в соответствии с речевой инструкцией взрослого, пытаются что -то нарисовать. Большинство детей брали в руку карандаш и начинали «черкать» и рисовать каракули. Согласованных действий рук у данных детей не было выявлено.

Дети среднего уровня выполняли задание в соответствии с инструкцией, была определена ведущая рука, но наблюдались несогласованные действия рук, и изобразить дорожку у детей не получилось.

При исследовании моторной сферы были определены показатели: 1) общая моторика; 2) мелкая моторика. Результаты исследования позволили выделить уровни моторной сферы: низкий, ниже среднего.

Большинство детей не справлялись с выполнением заданий мелкой моторики. Возникали трудности при повторении за исследующим. Особенно

трудно давались повторения «коза рогатая», «ушки зайчика». С общей моторикой дети тоже справлялись тяжело, большинство детей совершало ошибки при прохождении по кабинету и остановки в заданном месте. Дети забывали, где нужно остановиться.

Дети низкого уровня частично выполняли задания по общей и мелкой моторике. В большинстве случаев у детей не получалось повторить движения за исследуемым.

На основе полученных данных было выделено три уровня сформированности предпосылок речевой деятельности у детей от 2,5 до 3-х лет с задержкой речевого развития: средний, ниже среднего, низкий. Полученные данные в ходе исследования предпосылок речевой деятельности по пяти критериям представлены на рисунке 1 .

Уровни формирование предпосылок речевой деятельности у детей с ЗРР

Слуховое Зрительное Взаимодействие Понимание речи Мотоная сфера

восприятие восприятие со взрослым

■ Высокий ■ Средний ■ Ниже среднего ■ Низкий

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

Рис. 1. Результаты обследования предпосылок речевой деятельности у детей с задержкой речевого развития от 2,5 лет до 3-х лет

Таким образом, проведенный констатирующий эксперимент позволил нам получить результаты, которые пригодятся для коррекционной работы обследуемых детей, для предотвращения различных нарушений, для эффективности используемых методик для обследования. Для детей раннего возраста необходимо проводить раннюю диагностику. Благодаря диагностике

именно в первые три года жизни ребенка можно выявить различные патологии, которые в дальнейшем можно исправить. Диагностика ребенка помогает представить план работы по его обучению и воспитанию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учеб. пособие / Е. Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2013. - 153 с.

2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии / Т.Г. Визель. - М.: Астрель, 2005. - 384 с.

3. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления / Л.Н. Павлова. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 168 с.

4. Петрова В.А. Занятия по развитию речи с детьми до 3 лет / В.А. Петрова. - М.: Просвещение, 1970. - 136 с.

5. Чумакова И. Развитие речи ребенка раннего возраста (1-3 года) // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 12. - С. 67-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.