Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНАМ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ '

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНАМ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
53
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
земельный участок / Арктическая зона Российской Федерации / безвозмездное пользование / граждане / собственность. / Arctic zone of the Russian Federation / gratuitous use / citizens / property

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Королев Роман Владимирович

В представленном исследовании рассматриваются особенности предоставления гражданам земельных участков в Арктической зоне Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of granting land plots to citizens in the Arctic zone of the Russian Federation

The presented study examines the specifics of providing citizens with land plots in the Arctic zone of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНАМ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ »

DOI 10.47643/1815-1337_2023_9_73 УДК 34

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНАМ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Peculiarities of granting land plots to citizens in the Arctic zone of the Russian Federation

КОРОЛЕВ Роман Владимирович,

преподаватель кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. 196105, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр-т., 149. E-mail: roman-korolev21@mail.ru;

KOROLEV Roman Vladimirovich,

Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia. 196105, Russia, St. Petersburg, Moskovsky Ave., 149. E-mail: roman-korolev21@mail.ru

Краткая аннотация: В представленном исследовании рассматриваются особенности предоставления гражданам земельных участков в Арктической зоне Российской Федерации.

Abstract: The presented study examines the specifics of providing citizens with land plots in the Arctic zone of the Russian Federation.

Ключевые слова: земельный участок, Арктическая зона Российской Федерации, безвозмездное пользование, граждане, собственность.

Keywords: Arctic zone of the Russian Federation, gratuitous use, citizens, property.

Для цитирования: Королев Р.В. Особенности предоставления гражданам земельных участков в Арктической зоне Российской Федерации//Право и государство: теория и практика. 2023. № 9(225). С. 73-76. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_9_73.

For citation: Korolev R.V. Peculiarities of granting land plots to citizens in the Arctic zone of the Russian Federation // Law and state: theory and practice. 2023. No. 9(225). pp. 73-76. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_9_73.

Статья поступила в редакцию: 29.08.2023

Развитие российского сегмента Арктической зоны Российской Федерации1 диктует необходимость предоставлять гражданам земельные участки для различных целей.

В настоящем исследовании автор рассматривает некоторые особенности предоставления гражданам земельных участков в Арктической зоне Российской Федерации, регулируемые как федеральным, так и региональным законодательством.

Свое исследование автору представляется необходимым начать с того, что в соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации», Указом Президента РФ от 26.10.2020 № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года»2, а также Постановлением Правительства РФ от 30.03.2021 № 484 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» в состав сухопутных территорий Арктической зоны Российской Федерации (далее по тексту - АЗРФ) входят территории таких субъектов Российской Федерации, как: Мурманская область, Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ;

части территорий следующих субъектов Российской Федерации: Республика Карелия; Республика Коми; Республика Саха (Якутия); Красноярский край; Архангельская область.

Чукотский автономный округ и территории Республики Саха (Якутия) входят в состав Дальневосточного федерального округа3.

Анализ нормативных правовых актов показывает, что 1/9 часть России отнесена в соответствии с российским законодательством к

АЗРФ4.

Федеральным законом от 29.12.2022 № 616-ФЗ упрощен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне РФ и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Так, в особенности предоставления гражданам участков в рамках программ «Гектар Арктики» внесены, в частности, следующие изменения:

введена «гектарная амнистия» для граждан, не успевших подать заявление на предоставление участка в собственность или в аренду

1 Шеншин, В. М. Об обеспечении Росгвардией стабильной системы безопасности в Арктике / В. М. Шеншин // Миграционное право. - 2023. - № 1. - С. 5-7. - DOI 10.18572/2071-1182-2023-1-5-7. - EDN FGEFUW.

2 Ирошников, Д. В. Безопасность как категория международного публичного права: теоретический аспект / Д. В. Ирошников // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 1(54). - С. 11-22. - EDN WCAYMY.

3 Асадова, Л. Н. Нарушение и защита имущественных прав граждан при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера / Л. Н. Асадова, И. В. Крылова // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2021. - № 1 (50). - С. 5-10. - EDN WVQOWT.

4 Шеншин, В. М. О месте МЧС России в системе обеспечения национальной безопасности в Арктической зоне Российской Федерации / В. М. Шеншин, И. С. Назарова, Н. И. Уткин // Право и государство: теория и практика. - 2023. - № 5(221). - С. 50-55. - DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_50. - EDN JOYDYN.

до истечения срока действия договора безвозмездного пользования таким земельным участком, - теперь такое заявление указанные граждане вправе были подать до 1 марта 2023 года;

закреплено право гражданина отказаться от предоставленного ему в безвозмездное пользование земельного участка при невозможности его использования в соответствии с выбранным гражданином видом разрешенного использования или в связи с неблагоприятными природно-климатическими условиями (при этом гражданин сохраняет право на получение другого земельного участка);

исключена обязанность по предоставлению декларации об использовании земельного участка, предоставленного гражданину в безвозмездное пользование, после истечения трех лет со дня заключения договора безвозмездного пользования таким земельным участком.

Кроме этого, документом закреплена возможность подачи заявления о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование посредством Единого портала государственных услуг.

Для правильного понимания нюансов предоставления земельных участков в Арктической зоне Российской Федерации, отметим, что в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2021 № 226-ФЗ установлены особенности предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне РФ и на других территориях Севера.

Закон распространяет действие Федерального закона «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на территории субъектов РФ, расположенных в Арктической зоне1.

Гражданину, которому в соответствии с указанным Федеральным законом земельный участок предоставлен в аренду2, в собственность бесплатно или в собственность за плату, в том числе в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, дополнительно однократно может быть предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок, площадь которого не превышает одного гектара.

Следует отметить, что правовое регулирование рассматриваемого предмета статьи не остается без внимания субъектов Российской Федерации.

Так, Законом Архангельской области от 04.07.2023 № 739-45-03 «О внесении изменения в приложение к областному закону обновлен перечень территорий Архангельской области, в границах которых земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2016 N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законом Красноярского края от 26.05.2022 № 3-793 определены территории Красноярского края, расположенные в Арктической зоне Российской Федерации, в границах которых земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование. В частности, определены отдельные участки в границах муниципальных образований городской округ город Норильск, Туруханский сельсовет Туруханского муниципального района, Борский сельсовет Туруханского муниципального района и ряда других муниципальных образований Красноярского края.

Например, постановлением Администрации МО город Салехард от 04.05.2023 № 1167 определен круг заявителей, требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги, стандарт предоставления государственной услуги, состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), формы контроля за исполнением Административного регламента, досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услугу, его должностных лиц, муниципальных служащих, участвующих в предоставлении муниципальной услуги.

Проблемным на сегодняшний день выступает вопрос недостаточной определенности правового режима земельных участков, предоставленных в соответствии с Федеральным законом № 119-ФЗ, из состава земель лесного фонда и затем переведенных в земли населенных пунктов в упрощенном порядке, установленном статьей 8 Федерального закона № 119-ФЗ.

Согласно части 6 статьи 8 Федерального закона № 119-ФЗ гражданин вправе использовать предоставленный ему в безвозмездное пользование лесной участок из состава земель лесного фонда для осуществления любого вида или любых видов использования лесов из предусмотренных пунктами 1-14 части 1 статьи 25 ЛК РФ, а при условии перевода такого земельного участка в земли иных категорий в соответствии с частью 8.1 данной статьи - для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

В соответствии с частью 8.1 статьи 8 Федерального закона № 119-ФЗ в случае, если выбранный гражданином вид разрешенного использования земельного участка из состава земель лесного фонда предусматривает жилищное строительство или ведение садоводства (что допустимо согласно части 6 статьи 8 Федерального закона № 119-ФЗ), уполномоченный орган направляет в орган регистрации прав сведения о принадлежности земельного участка к категории земель населенных пунктов.

1 Немченко С. Б., Цеценевская О. И. Арктическая зона Российской Федерации: развитие законодательства в советский период // Вестник МГТУ. - 2016. - №2. - С. 466474.

2 Vinokurov, V. Administrative Offense Proceedings and Pre-Trial Dispute Resolution in the BRICS Countries / V. Vinokurov, V. Gavrilenko, V. Shenshin // BRICS Law Journal. -2022. - Vol. 9, No. 1. - P. 35-61. - DOI 10.21684/2412-2343-2022-9-1-35-61. - EDN LFJJYR.

В то же время согласно положениям частей 12 и 13 статьи 8 Федерального закона № 119-ФЗ при изменении сведений в Едином государственном реестре недвижимости о принадлежности земельного участка к землям лесного фонда на принадлежность земельного участка к иной категории земель полномочия органа государственной власти, предоставившего такой земельный участок в безвозмездное пользование, по распоряжению таким земельным участком сохраняются, а при переводе земельного участка из состава земель лесного фонда в земли населенных пунктов такой земельный участок к городским лесам не относится.

После перевода из земель лесного фонда земельный участок имеет категорию земель - земли населенных пунктов, при этом не ясно, к какому именно населенному пункту относится такой земельный участок. Кроме того, земельный участок продолжает находиться в границах лесничества, сведения о таком земельном участке не исключаются из государственного лесного реестра.

В настоящее время более у 1900 земельных участков из состава земель лесного фонда, использующихся по программам «Дальневосточный гектар» и «Гектар в Арктике», вид разрешенного использования предусматривает индивидуальное жилищное строительство. Приведенные положения в совокупности создают противоречивую правоприменительную практику и порождают многочисленные проблемы, как для уполномоченных органов, так и для граждан, в том числе для реализации прав граждан. В частности, в связи с описанной проблематикой расторгнуто по инициативе граждан 96 договоров безвозмездного пользования земельными участками, не подписано гражданами 634 договора безвозмездного пользования земельными участками.

Исходя из указанного, предлагаем передать полномочия по распоряжению земельными участками, переведенными в упрощенном порядке из категории земель лесного фонда в земли иной категории, органам местного самоуправления, а также исключить такие земельные участки из границ лесничеств и государственного лесного реестра (часть 12 статьи 8 Федерального закона № 119-ФЗ).

Еще одной проблемой, выявленной в результате правоприменения Федерального закона № 119-ФЗ, является невозможность приобретения в собственность или аренду земельного участка, используемого в соответствии с Федеральным законом № 119-ФЗ, участниками коллективного договора безвозмездного пользования земельным участком в случае смерти одного из участников (нескольких участников) такого договора в связи с окончанием срока данного договора и неистечения срока принятия наследства умершего гражданина (граждан).

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона № 119-ФЗ гражданин, с которым в соответствии с Федеральным законом № 119-ФЗ заключен договор безвозмездного пользования земельным участком, вправе до дня окончания срока действия указанного договора подать в уполномоченный орган заявление о предоставлении такого земельного участка в собственность или в аренду на срок до сорока девяти лет, а в отношении предоставленного в безвозмездное пользование лесного участка из состава земель лесного фонда заявление о предоставлении такого земельного участка в аренду на срок до сорока девяти лет.

В соответствии с частью 9 статьи 10 Федерального закона № 119-ФЗ в случае, если договор безвозмездного пользования земельным участком был заключен с двумя и более гражданами и право безвозмездного пользования земельным участком одного или нескольких граждан было прекращено по основанию, указанному в пункте 1 части 1 статьи 9 Федерального закона № 119-ФЗ (в случае смерти гражданина Российской Федерации и отсутствия наследников как по закону, так и по завещанию, либо если никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо если никто из наследников не принял наследства, либо если все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника), иные граждане, с которыми заключен указанный договор, вправе приобрести такой земельный участок в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона № 119-ФЗ.

Учитывая изложенные положения Федерального закона № 119-ФЗ, отсутствует возможность приобретения в собственность или аренду земельного участка, используемого в соответствии с Федеральным законом № 119-ФЗ, участниками коллективного договора безвозмездного пользования таким участком в случае смерти одного из участников (нескольких участников) такого договора в случае, когда срок этого договора истекает ранее, чем принято наследство умершего гражданина (граждан).

Поэтому предлагаем установить в таком случае возможность подать заявление о предоставлении в собственность или аренду указанного земельного участка после дня окончания срока действия коллективного договора безвозмездного пользования земельным участком в случае, если срок принятия наследства умершего гражданина (умерших граждан) истекает после дня окончания срока действия данного договора. Такое заявление должно быть подано в течение месяца после дня истечения срока принятия наследства умершего гражданина (умерших граждан) (часть 6 статьи 9, части 1 и 1.2 статьи 10 Федерального закона № 119-ФЗ).

Также предлагаем предусмотреть возврат заявления о предоставлении в соответствии с Федеральным законом № 119-ФЗ земельного участка в безвозмездное пользование, если заявителем ранее подано заявление о предоставлении другого земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом № 119-ФЗ, и в отношении ранее поданного заявления не принято решение о приостановлении срока рассмотрения такого заявления или решение об отказе в предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка (пункт 6 части 2 статьи 5 Федерального закона № 119-ФЗ). Указанные положения необходимы для устранения неопределенности в отношении действий уполномоченных на предоставление земельных участков органов государственной власти, органов местного самоуправления, поскольку в настоящее время не ясен порядок действий указанных органов в отношении таких заявлений.

Считаем необходимым установить возможность приостановления срока рассмотрения заявления о предоставлении в соответствии с Федеральным законом № 119-ФЗ в безвозмездное пользование образованного земельного участка, если на дату поступления в уполномоченный орган заявления о предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка на рассмотрении такого органа находится представленное ранее другим лицом заявление о предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка до принятия решения о предоставлении

другому лицу земельного участка в безвозмездное пользование или об отказе другому лицу в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование (пункт 4 части 5, части 16-18 статьи 5 Федерального закона № 119-ФЗ).

Аналогичное регулирование предусмотрено в статье 6 Федерального закона № 119-ФЗ для земельных участков, которые предстоит образовать, и показало свою эффективность на практике. При этом для уже образованных земельных участков в настоящее время такое регулирование отсутствует, что привело к тому, что по более чем 5 тысячам указанных заявлений принято решение об отказе в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом № 119-ФЗ.

В целях упрощения для гражданина процедуры получения им земельного участка в соответствии с Федеральным законом № 119-ФЗ предлагаем установить, что договор безвозмездного пользования земельным участком, договор аренды земельного участка, договор купли-продажи земельного участка, подписанные простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью, признаются равнозначными документам, подписанным собственноручной подписью (часть 7 статьи 4, часть 11.1 статьи 10 Федерального закона № 119-ФЗ, часть 8 статьи 21 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Таким образом, реализация указанных изменений будет способствовать достижению целей государственных программ Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» в части достижения показателей предоставления гражданам земельных участков в безвозмездное пользование, обеспечения повышения плотности населения, снижения оттока населения на территориях Арктической зоны Российской Федерации.

Библиография:

1. Vinokurov, V. Administrative Offense Proceedings and Pre-Trial Dispute Resolution in the BRICS Countries / V. Vinokurov, V. Gavrilenko, V. Shenshin // BRICS Law Journal. - 2022. - Vol. 9, No. 1. - P. 35-61. - DOI 10.21684/2412-2343-2022-9-1-35-61. - EDN LFJJYR.

2. Асадова, Л. Н. Нарушение и защита имущественных прав граждан при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера / Л. Н. Асадова, И. В. Крылова // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2021. - № 1(50). - С. 5-10. - EDN WVQOWT.

3. Ирошников, Д. В. Безопасность как категория международного публичного права: теоретический аспект / Д. В. Ирошников // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 1 (54). - С. 11 -22. - EDN WCAYMY.

4. Немченко С. Б., Цеценевская О. И. Арктическая зона Российской Федерации: развитие законодательства в советский период // Вестник МГТУ. -2016. - №2. - С. 466-474.

5. Шеншин, В. М. О месте МЧС России в системе обеспечения национальной безопасности в Арктической зоне Российской Федерации / В. М. Шеншин, И. С. Назарова, Н. И. Уткин // Право и государство: теория и практика. - 2023. - № 5(221). - С. 50-55. - DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_50. - EDN JOYDYN.

6. Шеншин, В. М. Об обеспечении Росгвардией стабильной системы безопасности в Арктике / В. М. Шеншин // Миграционное право. - 2023. - № 1. - С. 5-7. - DOI 10.18572/2071-1182-2023-1-5-7. - EDN FGEFUW.

References:

1. Vinokurov, V. Administrative Offense Proceedings and Pre-Trial Dispute Resolution in the BRICS Countries / V. Vinokurov, V. Gavrilenko, V. Shenshin // BRICS Law Journal. - 2022. - Vol. 9, No. 1. - P. 35-61. - DOI 10.21684/2412-2343-2022-9-1-35-61. - EDN LFJJYR.

2. Asadova, L. N. Destruction and protection of named plants with repeated repetition of cut situations of various nature / L. N. Asadova, I. S. Krylova / / Right. Infertility. Cropped situations. - 2021. - № 1 (50). - S 5-10. - EDN WVQOWT.

3. Iroshnikov, D. S. Security as a category of international public law: a theoretical aspect / D. S. Iroshnikov / / Law. Infertility. Cropped situations. - 2022. - № 1 (54). - S 11-22. - EDN WCAYMY.

4. Nemchenko S. B. Tsetsenevskaya O. I. The Arctic zone of the Russian Federation: the breeding of legislation in the Soviet period // Vestnik MSTU. - 2016. - №2. - S

466-474.

5. Shenshin, V. M. On the place of the PRC of Russia in the system of coverage of national immunity in the Arctic zone of the Russian Federation / V. M. Shenshin, I. S. Nazarova, N. I. Utkin / Law and State: theory and practice. - 2023. - № 5(221). - S 50-55. - DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_50. - EDN JOYDYN.

6. Shenshin, V. M. About the packaging of a pink stationary seamless system in the Arctic / V. M. Shenshin / / migraine PrAO. - 2023. - No. 1. - S 5-7. - DOI 10.18572/2071-1182-2023-1-5-7. - EDN FGEFUW.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.