Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ'

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
102
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК / ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ / ЛЬГОТА / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Королев Роман Владимирович

В представленном исследовании рассматриваются некоторые особенности налогообложения земельных участков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME FEATURES OF TAXATION OF LAND PLOTS

In the presented study, some features of the taxation of land plots are considered.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ»

Теоретико-исторические правовые науки DOI 10.47643/1815-1337_2023_8_23 УДК 34

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

About some features of taxation of land plots КОРОЛЕВ Роман Владимирович,

преподаватель кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. 196105, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр-т, 149. E-mail: roman-korolev21@mail.ru;

KOROLEV Roman Vladimirovich,

Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia. 196105, Russia, St. Petersburg, Moskovsky Ave., 149. E-mail: roman-korolev21@mail.ru

Краткая аннотация: В представленном исследовании рассматриваются некоторые особенности налогообложения земельных

участков.

Abstract: In the presented study, some features of the taxation of land plots are considered.

Ключевые слова: земельный участок, земельный налог, льгота, налогообложение, налог.

Keywords: land plot, land tax, benefit, taxation, tax.

Для цитирования: Королев Р.В. О некоторых особенностях налогообложения земельных участков // Право и государство: теория и практика. 2023. № 8(224). С. 23-25. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_23.

For citation: Korolev R.V. About some features of taxation of land plots // Law and state: theory and practice. 2023. No. 8(224). pp. 23-25. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_23.

Статья поступила в редакцию: 02.06.2023

Главой 31 НК РФ регулируется земельный налог.

Статья 387НК РФ предусматривает, что земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Характерной особенностью городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя является то, что налог устанавливается НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов Российской Федерации1.

В настоящем исследовании автору представляется необходимым рассмотреть некоторые особенности налогообложения земельных участков. В письме Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 25 июня 2019 г. № БС-4-21/12286@ «О «беззаявительном» порядке предоставления налоговых льгот по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц» при применении «беззаявительного» порядка предоставления налоговых льгот в отношении налогоплательщиков - физических лиц по земельному налогу и налогу на имущество физических указано, что в соответствии с пунктом 10 статьи 396 НК РФ в случае, если налогоплательщик, относящийся к одной из категорий лиц, указанных в подпунктах 2 - 4, 7 - 10 пункта 5 статьи 391 НК РФ2, и имеющий право на налоговую льготу, в том числе в виде налогового вычета, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы по земельному налогу или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с НК РФ и другими федеральными законами.

Согласно пункту 6 статьи 407 НК РФ, в случае, если налогоплательщик, относящийся к одной из категорий лиц, указанных в подпунктах 2, 3, 10, 10.1, 12, 15 пункта 1 статьи 407 НК РФ, и имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество физических лиц или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с НК РФ и другими федеральными законами.

Отметим, что применение перечисленных положений не зависит от уровня установления налоговых льгот по рассматриваемым налогам, т.е. предусматривается как в отношении налоговых льгот, установленных НК РФ, так и налоговых льгот, установленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя)3.

Интересным с нашей точки зрения служит письмо Федеральной налоговой службы от 3 июня 2020 г. № БС-4-21/9134@ «О налоговой базе по земельному налогу в отношении вновь учтенных земельных участков в период между датой проведения последней кадастровой оценки и датой проведения очередной кадастровой оценки» основным выводов по которому является то, что добросовестный плательщик земельного налога не должен отвечать за неактуальные сведения ЕГРН.

Так, в приведенном письме база по налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и применяемая с 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В отношении участка, образованного в течение налогового периода, база определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости объекта.

1 Военное право / А.В. Кудашкин, В.К. Аулов, В.В. Бараненков [и др.]. Т. II. - М.: Центр правовых коммуникаций, 2021. - 888 с. - ISBN 978-5-042565-2-7. - EDN WODYT

2 Vinokurov, V. Administrative Offense Proceedings and Pre-Trial Dispute Resolution in the BRICS Countries / V. Vinokurov, V. Gavrilenko, V. Shenshin // BRICS Law Journal. -2022. - Vol. 9, No. 1. - P. 35-61. - DOI 10.21684/2412-2343-2022-9-1-35-61. - EDN LFJJYR.

3 Шеншин, В. М. Обеспечение экологической безопасности Российской Федерации как элемент национальной безопасности / В. М. Шеншин, С. Ю. Коряго // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2021. - № 2(51). - С. 33-37. - EDN OWQZGY.

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 8(224)

В форме «Сведения о недвижимом имуществе, зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним и о владельцах недвижимого имущества» предусмотрена строка для даты начала применения кадастровой стоимости.

Организации определяют базу по налогу самостоятельно на основании сведений ЕГРН. Данную норму следует применять с учетом мнения Конституционного Суда РФ. Организация, добросовестно исчислившая и уплатившая налог по данным ЕГРН, предоставленным ему публичным субъектом, не обязана платить недоимку и пени из-за применения сведений о кадастровой стоимости, полученных в связи с очередной оценкой, сведения о которой отсутствовали в ЕГРН по состоянию на 1 января соответствующего налогового периода.

Действия (бездействие) органов власти, которые повлекли включение в ЕГРН неактуальной кадастровой стоимости, не могут служить безусловным основанием для изменения порядка определения базы по налогу1.

Относительно дифференциации налоговых ставок земельного налога письмом Минфина России от 11.03.2016 N 03-05-06-02/13439 разъяснено, что представительным органам муниципальных образований, законодателям Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя предоставлено право дифференцировать налоговые ставки земельного налога в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципалитетам, включенным в состав Москвы в результате изменения границ.

Согласно позиции определения КС РФ от 19.11.2015 № 2590-0 положения НК РФ, позволяющие устанавливать дифференцированные, в т.ч. пониженные, ставки по земельному налогу в отношении отдельных участков с учетом оснований, предусмотренных НК РФ, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права2.

Таким образом, установление конкретных ставок по земельному налогу в пределах, определенных НК РФ, не вступает в противоречие с законодательством.

Определение налоговой базы в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований в некоторой мере на практике вызывает затруднения. Поэтому в письме Федеральной налоговой службы от 25 августа 2021 г. № БС-4-21/11942@ «Об определении налоговой базы в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований» разъяснено, что к полномочиям ФНС России, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»3, не относится официальное (общеобязательное для всех участников налоговых правоотношений) разъяснение норм НК РФ о порядке определения налоговой базы по налогу.

Отметим, что в соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), определяется по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю). При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.

Пунктом 3 статьи 391 НК РФ установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу по налогу самостоятельно на основании сведений ЕГРН о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. В свою очередь, согласно пункту 5 статьи 397 НК РФ, в целях обеспечения полноты уплаты налога налоговые органы передают (направляют) налогоплательщикам-организациям сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах налога. Сообщения составляются на основе документов и иной информации, имеющихся у налогового органа (пункт 5 статьи 363, пункт 5 статьи 397 НК РФ).

Для целей реализации полномочий налоговых органов НК РФ определены следующие источники сведений о площади участка, приходящейся на территорию муниципалитета:

- сведения ЕГРН, представляемые в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. В составе сведений указывается код объекта административно-территориального деления4, на территории которого находится земельный участок, в соответствии с Общероссийским классификатором административно-территориального деления, или код в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований (пункт 13 приложения № 3 к приказу ФНС России от 10.04.2017 № ММВ-7-21/302@);

- сведения, ранее представлявшиеся в налоговые органы органами местного самоуправления, о налогооблагаемых земельных участках, выделенных (предоставленных) на основании актов органов местного самоуправления, принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (пункт 12 статьи 396 НК РФ в редакции до 2010 г. до вступления в силу Федерального закона от 28.11.2009 № 283-ФЗ, пункт 9.2 статьи 85 НК РФ в редакции до 2015 г., признанной утратившей силу Федеральным законом от 04.10.2014 № 284-ФЗ). В составе сведений заполнялся лист «В» «Сведения о земельном участке, по территории

1 http://www.garant.ru/hotlaw/minfin/1379715/#ixzz6QJQrE92c

2 Шеншин, В. М. Правовые меры предупреждения экологических правонарушений / В. М. Шеншин // Система профилактики преступности: современное состояние, проблемы и перспективы развития : Материалы ежегодного межведомственного Круглого стола, Санкт-Петербург, 25 октября 2017 года. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2017. - С. 265-269. - EDN

3 Шеншин, В. М. Экологическая безопасность как объект уголовно-экологической политики России / В. М. Шеншин // Правовое обеспечение экологической безопасности в сфере природопользования и энергетики : Сборник статей участников Международной научно-практической конференции, посвященной Году экологии в Российской Федерации, Казань, 08-09 декабря 2017 года. - Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2018. - С. 73-76. - EDN ZBDMKL.

4 Шеншин, В. М. Роль и место защитника на предварительном следствии по экологическим преступлениям / В. М. Шеншин // Экономика и управление народным хозяйством (Санкт-Петербург). - 2016. - № 1(1). - С. 146-150. - EDN УРБ1Ы

Теоретико-исторические правовые науки

которого проходят границы нескольких муниципальных образований» с указанием площади участка, приходящейся на территорию муниципалитета (п. 4.4 приложения N 2 к приказу Минфина России от 23.03.2006 N 47н, признан утратившим силу приказом Минфина России от 24.02.2011 N 23н)1.

Из всего сказанного следует, что перечисленные нормы НК РФ не предусматривают право налогоплательщика по самостоятельному расчету площади участка2, приходящейся на территорию муниципалитета, и по представлению такого расчета в налоговый орган для применения при исчислении налога. Актуальным вопросом является определение налоговой ставки в отношении земельных участков, переданных налогоплательщиком во временное пользование иным лицам3. Так, письмом ФНС России от 03.10.2019 № БС-4-21/20140@ «О налоговой ставке в отношении земельных участков, переданных налогоплательщиком во временное пользование иным лицам» разъяснен порядок исчисления земельного налога в отношении земельных участков, переданных налогоплательщиком во временное пользование иным лицам, в т.ч. по договору аренды.

Отметим, что в случае использования земельного участка лицом, которому передан земельный участок во временное пользование, при условии использования этого земельного участка по целевому назначению в соответствии с категорией и видом использования, в отношении указанного земельного участка применяется налоговая ставка, установленная в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ.

Дачные земельные участки, используемые в предпринимательской деятельности, облагаются земельным налогом по ставке налога, не превышающей 1,5%. Согласно ст. 394 НК РФ в отношении земельных участков, в частности приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, применяется ставка налога в размере, не превышающем 0,3%, а в отношении прочих земельных участков - в размере, не превышающем 1,5%.

При решении вопроса о применении налоговой ставки по земельному налогу в отношении земельных участков с видом разрешенного использования «для дачного хозяйства» или «для дачного строительства» из категории земель сельскохозяйственного назначения налоговые органы обращают внимание на факт использования такого земельного участка в предпринимательской деятельности4.

Таким образом, в отношении указанных земельных участков при условии установления факта использования физическими лицами

5

данных земельных участков для предпринимательской деятельности подлежит применению налоговая ставка по земельному налогу, установленная в отношении прочих земельных участков - не превышающая 1,5%. Библиография:

1. Vinokurov, V. Administrative Offense Proceedings and Pre-Trial Dispute Resolution in the BRICS Countries / V. Vinokurov, V. Gavrilenko, V. Shenshin // BRICS Law Journal. - 2022. - Vol. 9, No. 1. - P. 35-61. - DOI 10.21684/2412-2343-2022-9-1-35-61. - EDN LFJJYR.

2. http://www.garant.ru/hotlaw/mi nfin/1379715/#ixzz6QJQrE92c

3. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402560458/ffixzz7596CYE4I

4. Военное право / А. В. Кудашкин, В. К. Аулов, В. В. Бараненков [и др.]. Т. II. М.: Центр правовых коммуникаций, 2021. 888 с. - ISBN 978-5-042565-2-7. - EDN WODYT

5. Шеншин, В. М. Обеспечение экологической безопасности Российской Федерации как элемент национальной безопасности / В. М. Шеншин, С. Ю. Коряго // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2021. - № 2(51). - С. 33-37. - EDN OWQZGY.

6. Шеншин, В. М. Отражение экологической преступности в статистике / В.М. Шеншин // Вопросы статистики. - 2017. - № 11. - С. 81-87. - EDN YMOYDN.

7. Шеншин, В.М. Право граждан на благоприятную окружающую среду / В.М. Шеншин // Правоохранительная деятельность органов внутренних дел в контексте современных научных исследований: Материалы международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 08 декабря 2017 г. / Сост. Д.В. Попов. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД РФ Санкт-Петербургский ун-т Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2018. - С. 363-366. - EDN YNPCLR.

8. Шеншин, В. М. Правовые меры предупреждения экологических правонарушений / В. М. Шеншин // Система профилактики преступности: современное состояние, проблемы и перспективы развития : Материалы ежегодного межведомственного Круглого стола, Санкт-Петербург, 25 октября 2017 года. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2017. - С. 265-269. - EDN NTNIBI.

9. Шеншин, В. М. Роль и место защитника на предварительном следствии по экологическим преступлениям / В. М. Шеншин // Экономика и управление народным хозяйством (Санкт-Петербург). - 2016. - № 1(1). - С. 146-150. - EDN YPSILJ.

10. Шеншин, В. М. Социальный запрос общества как неологизм уголовно-экологической политики / В. М. Шеншин // Актуальные проблемы российского права. -2018. - № 10(95). - С. 236-244. - DOI 10.17803/1994-1471.2018.95.10.236-244. - EDN YOICCL.

11. Шеншин, В. М. Экологическая безопасность как объект уголовно-экологической политики России / В. М. Шеншин // Правовое обеспечение экологической безопасности в сфере природопользования и энергетики : Сборник статей участников Международной научно-практической конференции, посвященной Году экологии в Российской Федерации, Казань, 08-09 декабря 2017 года. - Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2018. - С. 73-76. - EDN ZBDMKL. References:

1. Vinokurov, V. Administrative Offense Proceedings and Pre-Trial Dispute Resolution in the BRICS Countries / V. Vinokurov, V. Gavrilenko, V. Shenshin // BRICS Law Journal. - 2022. - Vol. 9, No. 1. - P. 35-61. - DOI 10.21684/2412-2343-2022-9-1-35-61. - EDN LFJJYR.

2. http://www.garant.ru/hotlaw/mi nfin/1379715/#ixzz6QJQrE92c

3. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402560458/ffixzz7596CYE4I

4. Military law / A.V. Kudashkin, V.K. Aulov, V.V. Baranenkov [et al.]. Vol. II. - M.: Center for Legal Communications, 2021. - 888 p. - ISBN 978-5-042565-2-7. - EDN WODYT

5. Shenshin, V. M. Ensuring environmental safety of the Russian Federation as an element of national security / V. M. Shenshin, S. Y. Koryago // Pravo. Safety. Emergency situations. - 2021. - № 2(51). - Pp. 33-37. - EDN OWQZGY.

6. Shenshin, V. M. Reflection of environmental crime in statistics / V. M. Shenshin // Questions of statistics. - 2017. - No. 11. - PP. 81-87. - EDN YMOYDN.

7. Shenshin, V. M. The right of citizens to a favorable environment / V. M. Shenshin // Law enforcement activity of internal affairs bodies in the context of modern scientific research : Materials of the international scientific and practical conference, St. Petersburg, December 08, 2017 / Compiled by D.V. Popov. - Saint Petersburg: Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2018. - pp. 363-366. - EDN YNPCLR.

8. Shenshin, V.M. Legal measures to prevent environmental offenses / V.M. Shenshin // Crime prevention system: current state, problems and prospects of development: Materials of the annual interdepartmental Round Table, St. Petersburg, October 25, 2017. - Saint Petersburg: Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2017. - pp. 265-269. - EDN NTNIBI.

9. Shenshin, V. M. The role and place of the defender at the preliminary investigation of environmental crimes / V. M. Shenshin // Economics and management of the national economy (St. Petersburg). - 2016. - № 1(1). - Pp. 146-150. - EDN YPSILJ.

10. Shenshin, V. M. Social request of society as a neologism of criminal and environmental policy / V. M. Shenshin // Actual problems of Russian law. - 2018. - № 10(95). - Pp. 236-244. - DOI 10.17803/1994-1471.2018.95.10.236-244. - EDN YOICCL.

11. Shenshin, V. M. Environmental safety as an object of Russia's criminal and environmental policy / V. M. Shenshin // Legal support of environmental safety in the field of environmental management and energy : A collection of articles by participants of the International Scientific and Practical Conference dedicated to the Year of Ecology in the Russian Federation, Kazan, December 08-09, 2017. - Kazan: Kazan (Volga Region) Federal University, 2018. - pp. 73-76. - EDN ZBDMKL.

1 http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/402560458/#ixzz7596CyE4I

2 Шеншин, В. М. Социальный запрос общества как неологизм уголовно-экологической политики / В. М. Шеншин // Актуальные проблемы российского права. - 2018. - № 10(95). - С. 236-244. - DOI 10.17803/1994-1471.2018.95.10.236-244. - EDN УОЮСЬ

3 Шеншин, В. М. Право граждан на благоприятную окружающую среду / В. М. Шеншин // Правоохранительная деятельность органов внутренних дел в контексте современных научных исследований : Материалы международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 08 декабря 2017 года / Составитель Д.В. Попов. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД РФ Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2018. - С. 363-366. - EDN YNPCLR.

4 Письмо ФНС России от 31.01.2019 N БС-4-21/1550@ «О налогообложении дачных земельных участков, используемых физическими лицами в предпринимательской деятельности» (вместе с <Письмом> Минфина России от 29.01.2019 N 03-05-04-02/4987 «О порядке применения положений главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации»).

5 Шеншин, В. М. Отражение экологической преступности в статистике / В. М. Шеншин // Вопросы статистики. - 2017. - № 11. - С. 81-87. - EDN YMOYDN.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.