УДК 37
Бирюкова Е.А.
студентка факультета психологии Тульский государственный педагогический университет
им. Л.Н. Толстого (г. Тула, Россия)
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
Аннотация: в данной статье рассматривается проблема формирования навыков употребления предлогов и падежных конструкций у детей, имеющих общее недоразвитие речи, проводится анализ типичных ошибок и трудностей, которые возникают при их использовании, анализируется влияние нарушения грамматического строя речи на общую картину речевого развития, анализируется выявление ведущего механизма нарушения, определяются коррекционно-педагогические пути развития навыков.
Ключевые слова: предложно-падежные конструкции, общее недоразвитие речи, коррекция.
Важным аспектом полноценного развития ребёнка является речевое развитие. При различных нарушениях овладение компонентами речи затрудняется. Одним из более распространенных нарушений является общее недоразвитие речи. Это системное нарушение, при котором уровень речевого развития ребёнка отстаёт от возрастной нормы. Наибольшие трудности вызывает формирование грамматического строя речи. Это объясняется тем, что грамматическая система языка базируется на большом количестве языковых правил, в свою очередь грамматические значения имеют более абстрактных характер. Изучение предложно-падежных конструкций является важным аспектом логопедической работы, особенно в контексте помощи детям с общим
недоразвитием речи (ОНР). Как подчеркивает Л. С. Выготский в своих трудах по теории культурно-исторического развития, язык и речь служат основными инструментами мышления и взаимодействия. Эти конструкции играют ключевую роль в формировании связной и грамматически правильной речи, что, в свою очередь, способствует более эффективной коммуникации [1].
Предложно-падежные конструкции, как утверждает Н.И. Жинкин, способствуют формированию грамматического строя речи у детей. Они учат правильному использованию предлогов и падежей, что является основой для создания сложноструктурированных предложений [2].Работа с предложно-падежными конструкциями помогает детям обогащать свой лексикон. Словарное обогащение, о котором говорит Д.Б. Эльконин, напрямую связано с пониманием смыслов слов в контексте, что критически важно для эффективного общения. Использование предложно-падежных конструкций делает возможным создание сложных высказываний и формирует у детей навыки построения связной и логичной речи, необходимой для адекватного выражения своих мыслей и эмоций. Процесс работы с предложно-падежными конструкциями включает в себя работу со звуковой структурой , что помогает лучше различать звуки и грамматические формы. Это, в свою очередь, способствует улучшению фонематической осведомлённости и речевых навыков. Правильное использование языковых конструкций способствует улучшению социальной коммуникации. Дети с развитыми языковыми навыками легче адаптируются в коллективе и могут более полно выражать свои потребности и эмоции, что минимизирует риск социальной изоляции. Работа с предложно-падежными конструкциями может быть использована не только как средство коррекции речи, но и как форма терапии, где игра и творчество становятся основными способами самовыражения, что способствует их эмоциональному развитию [5].
Проблемы с произношением могут возникать из-за недостатков в фонематическом восприятии, что является первоочередной основой для адекватного восприятия и воспроизведения звуковой системы языка.
Фонематическое восприятие включает в себя способность различать и идентифицировать фонемы, что критически важно для правильного формирования слов и предложений. Исследования, проведенные Г. А. Костюк, подчеркивают, что нарушения фонематического восприятия могут приводить к трудностям в артикуляции и, как следствие, к речи, насыщенной фонетическими ошибками. Фонетические нарушения могут также оказывать значительное влияние на грамматическое развитие ребенка, включая формирование предложно-падежных конструкций [4]. Работы Н. И. Жинкиной подчеркивают важность фонетических навыков для формирования правильных синтаксических структур в речи [2].Неправильное произношение может приводить к несоответствиям в использовании падежных окончаний и предлогов, что нарушает синтаксическую связанность и логическую структуру высказывания. Например, если ребенок не различает фонемы [н] и [л], это может отразиться на употреблении форм, таких как "собака" и "собаке", что послужит причиной семантических и синтаксических ошибок при формировании предложений. Исследования Н.В.Усовой демонстрируют, что дети с фонетическими проблемами нередко имеют недостатки в построении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, что указывает на необходимость комплексного подхода к коррекции фонематического восприятия и произношения [3].
Ограниченный словарный запас у детей с ОНР часто проявляется в недостаточной активной лексике и затруднениях при формулировании предложений. Дети с ОНР могут использовать до 50% менее слов по сравнению с их сверстниками, что затрудняет их способность к выражению мыслей и эмоций. Лексические ошибки связаны с недостатком словарного запаса, что приводит к неправильному выбору слов. Дети могут использовать неуместные слова или заменять одно слово другим, что искажает смысл высказывания. Например, ребенок может сказать «Я поеду на собачке», имея в виду «Я поеду на машинке». Этот тип ошибки подчеркивает ограниченность активного словаря и неспособность детей подбирать подходящие слова для выражения
своих мыслей Недостаток словарного запаса напрямую сказывается на понимании и употреблении предлогов и падежных форм. Недостаток предлогов в речи детей с ОНР также может отражать более общие сложности в понимании пространственных и временных отношений. Дети не могут корректно употреблять предлоги, такие как "под", "над", "между", что существенно ограничивает их способность к выразительной речи [4].
Нарушение правил согласования, склонения и спряжения — распространенное явление среди детей с ОНР. Например, неправильное использование форм глаголов или падежей приводит к семантическим и синтаксическим искажениям, использованием неподходящей формы глаголов или неправильно образуют множественное число. Например, вместо правильной формы «У меня есть игрушка» ребенок может сказать «У меня есть игрушки», неправильно согласовывая предмет и количество [1].
Дети, имеющие общее недоразвитие речи нередко демонстрируют трудности в связности и последовательности своей речи, что может быть связано как с лексическими, так и с грамматическими ограничениями. Связность речи подразумевает логическую и семантическую целостность высказывания, тогда как последовательность - это связь между отдельными частями высказывания во времени и пространстве. Исследования показали, что у детей с ОНР отмечается выраженный недостаток в использовании предложно-падежных конструкций, что в свою очередь негативно сказывается на их способности к формированию связных и последовательных высказываний. Неправильное использование предлогов и падежей может вызывать семантические ошибки, усложняя коммуникацию и восприятие информации. Узкий словарный запас, присущий детям с ОНР, ограничивает их возможности в формировании предложений с необходимыми грамматическими структурами. Некоторые дети могут путать слова с похожими звучаниями или значениями, что приводит к ухудшению связности их высказываний. В результате, высказывания таких детей могут содержать много недостающих элементов, что приводит к потере связности и структуры [4]. Для преодоления этих барьеров
необходимо учитывать лексико-грамматическую и когнитивную составляющую речевого развития, предлагая детям разнообразные упражнения и игровые методы, способствующие формированию более сложных предложных конструкций. Работа с детьми должна быть направлена на обучение правильному использованию предлогов и падежей, что, в свою очередь, поможет развить их связность и последовательность в речи. Игровая деятельность является одним из самых эффективных способов коррекции речи у детей. Использование игр с элементами ролевого взаимодействия позволяет детям осваивать предложно-падежные конструкции в естественной обстановке. Пример: В игре "Магазин" дети могут "покупать" и "продавать" предметы, используя конструкции с предлогами: "Я купил книгу в магазине", "Я положил яблоко на стол". Игровая деятельность способствует активизации речи и формированию у детей правильных грамматических конструкций [3].
Большое значение имеют коррекционные занятия с использованием наглядных материалов. Наглядность важна в обучении детей с ОНР, так как это способствует лучшему пониманию и запоминанию грамматических структур. Использование наглядных материалов, таких как карточки с изображениями и схемы, помогает детям визуализировать предложно-падежные отношения. Пример: На карточках изображены различные предметы и действия. Ведущий может задавать вопросы: "Где находится мяч?" (ответ: "Мяч на столе") или "Куда ты положил книгу?" (ответ: "Книгу в рюкзак"). Регулярное выполнение логопедических упражнений способствует формированию устойчивых грамматических навыков. Пример: Упражнения на составление предложений с использованием различных предлогов. Например, "Поставь игрушку под стол" или "Положи книгу между игрушками". Важным аспектом коррекции является вовлечение родителей в процесс обучения. Педагоги могут рекомендовать родителям проводить совместные занятия, направленные на развитие речевых навыков [3].
Пример: Родители могут использовать игры и упражнения, предложенные логопедом, в домашних условиях, что способствует закреплению навыков.
Активное участие родителей в коррекционном процессе положительно сказывается на успехах детей.
В заключение, следует отметить, что предложно-падежные конструкции играют ключевую роль в формировании грамматической структуры речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Коррекция нарушений в использовании предложно-падежных конструкций требует комплексного и индивидуализированного подхода, включающего как логопедические методики, так и активное вовлечение родителей в процесс обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982. - 416 с.;
2. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. - М.: Просвещение, 1979. - 272 с.;
3. Усова, Н. В. Общее недоразвитие речи у детей: теория и практика / Н. В. Усова. - СПб.: Речь, 2020. - 448 с.;
4. Филичева, Т. Б. Общая речевая патология / Т. Б. Филичева. - М.: Просвещение, 2008. - 416 с.;
5. Эльконин, Д. Б. Развитие речи у детей / Д. Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - 336 с
Biryukova E.A.
Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy
(Tula, Russia)
FEATURES OF PREPOSITIONAL CASES CONSTRUCTIONS IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH ONR
Abstract: this article examines the problem of forming the skills of using prepositions and case constructions in children with general speech underdevelopment, analyzes typical errors and difficulties that arise when using them, analyzes the impact of a violation of the grammatical structure of speech on the overall picture of speech development, analyzes the identification of the leading mechanism of the violation, identifies correctional and pedagogical ways of developing skills.
Keywords: case constructions, speech underdevelopment, correction.