Е. И. Сидоров
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ КВАЛИФИКАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК
Статья посвящена правовой квалификации и выявлению особенностей административных правонарушений в сфере международных перевозок. Автор рассматривает правовые основы, юридические составы указанных правонарушений, их специфику, а также порядок процессуального оформления.
Ключевые слова: Таможенный союз; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях; международные перевозки; юридический состав; административное правонарушение; должностные лица таможенных органов; административная ответственность; административное наказание.
В современных условиях в связи с созданием и функционированием Евразийского экономического союза (ЕАЭС) продолжается либерализация административного и таможенного законодательства. Наряду с этим одним из важнейших направлений деятельности таможенных органов России продолжает оставаться правоохранительная функция. Основным структурным элементом правоохранительной деятельности таможенных органов является борьба с административными правонарушениями в области таможенного дела и иными правонарушениями, относящимися к компетенции таможенных органов.
Так, согласно ст. 7 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) таможенные органы в пределах своей компетенции уполномочены вести административный процесс (осуществлять производство) по делам об административных правонарушениях и привлекать лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС [1]. Однако на территории каждого государства ЕАэС действует национальное законодательство, устанавливающее административную ответственность за правонарушения в области таможенного дела [2].
В части 8 ст. 12 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» определено, что в круг полномочий таможенных органов входят выявление, предупреждение, пресечение административных правонарушений, отнесенных законодательством РФ к компетенции таможенных органов, осуществление административного производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (о нарушении таможенных правил) [3].
Как показывает анализ правоприменительной практики ФТС России, за 2014 г. возбуждено 80 385 дел об административных правонарушениях в области таможенного дела, за 2015 г. - 85 523 дела, за 2016 г. - 80 355 дел.
Федеральным законом от 22.10.2014 № 317-Ф3 «О внесении изменения в статью 23.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» расширен объем административной юрисдикционной деятельности таможенных органов. В частности, должностные лица таможенных органов наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях и рассмотрению дел об административных правонарушениях,
Е. И. Сидоров
предусмотренных ст. 11.27, 11.29, ч. 1, 2, 3 ст. 12.21.1, ч. 1 ст. 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
В 2015 г. таможенными органами в ходе проведения транспортного контроля выявлено 1 057 случаев нарушения транспортных правил, в том числе 868 правонарушений, или 82% от общего количества административных правонарушений данной категории, связано с нарушениями правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов без специального разрешения (ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ, табл.) [4].
Таблица
Количество выявленных нарушений транспортных правил при осуществлении международных автомобильных перевозок в 2015 г.
Статья КоАП РФ Количество возбужденных дел об административных правонарушениях
Ст. 11.27 66
Ч. 1 ст. 11.29 30
Ч. 2 ст. 11.29 9
Ч. 1 ст. 12.21.1 868
Ч. 2 ст. 12.21.1 60
Ч. 3 ст. 12.21.1 22
Ч. 1 ст. 12.21.2 2
Государственный контроль в области международных автомобильных перевозок по территории Российской Федерации (РФ) осуществляется на основе Федерального закона от 24.07.1998 № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» и других нормативных актов. При этом определено, что международная автомобильная перевозка - это перевозка транспортным средством грузов или пассажиров за пределы территории РФ или на территорию РФ, а также перевозка транспортным средством грузов или пассажиров транзитом через территорию РФ [5].
Международные автомобильные перевозки могут осуществляться транспортными средствами, принадлежащими как российским, так и иностранным перевозчикам. При перевозке транспортными средствами, принадлежащими российским перевозчикам, к международной перевозке относится проезд груженого или негруженого транспортного средства:
- с территории РФ на территорию иностранного государства и обратно;
- на территорию РФ транзитом через территорию иностранного государства;
- с территории одного иностранного государства на территорию другого иностранного государства транзитом через территорию РФ.
При перевозке транспортными средствами, принадлежащими иностранным перевозчикам, к международным перевозкам относится проезд груженого или негруженого транспортного средства:
- на территорию РФ и обратно;
- транзитом через территорию РФ.
В соответствии с законодательством российским перевозчиком являются российские юридические и физические лица, использующие принадлежащие им
грузовые транспортные средства либо автобусы для перевозок грузов или пассажиров.
К международным автомобильным перевозкам допускаются юридические лица независимо от их организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки грузов и пассажиров. Допуск российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок производит Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, а также ее территориальные органы.
Иностранным перевозчиком являются иностранные юридические или физические лица, также использующие принадлежащие им транспортные средства для перевозки грузов или пассажиров.
При осуществлении международных перевозок на транспортное средство, а также на перевозимые грузы должен быть оформлен ряд документов, отсутствие которых может повлечь нарушения на транспорте и в области дорожного движения.
В настоящее время таможенные органы наделены полномочиями по осуществлению транспортного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу РФ (пункт пропуска), который проводится в соответствии с Положением о государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 № 1272.
Транспортный контроль осуществляется путем проведения проверок транспортных средств, а также имеющихся у водителей разрешений и других необходимых документов. При обнаружении (выявлении) несоответствия весовых и (или) габаритных параметров транспортного средства, отсутствия разрешительных и транспортных документов, а также отличительного знака государства регистрации транспортного средства должностные лица таможенных органов обязаны принимать в отношении перевозчика (иностранного, российского) или его водителя решение о возбуждении дела об административном правонарушении на транспорте или в области дорожного движения.
Однако необходимо учитывать, что решение о возбуждении дела об административном правонарушении данной категории в отношении российских перевозчиков может быть принято при выявлении правонарушений как при въезде, так и при выезде транспортных средств на (с) территорию РФ; в отношении иностранных перевозчиков - только при выезде с территории РФ, поскольку в случае обнаружения нарушения при въезде в пункт пропуска транспортное средство, принадлежащее иностранному перевозчику, допускается для дальнейшего движения по территории РФ только после устранения такого нарушения. Если в течение трех часов с момента прибытия устранить нарушение невозможно, то иностранным перевозчиком принимаются меры по выезду транспортного средства с территории РФ.
Одним из правонарушений, совершаемых в данной области, является управление транспортным средством без отличительного на нем и (или) прицепах к нему знака государства регистрации транспортного средства (прицепа) и нарушение других правил эксплуатации транспортного средства при осуществлении международной автомобильной перевозки. Несоблюдение требований, установленных ст. 11.27 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от двухсот до пятисот рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, является установленный порядок управления транспортным средством в рамках международной автомобильной перевозки. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в управлении транспортным средством одним из следующих способов:
- без отличительного на нем и (или) прицепах к нему знака государства регистрации транспортного средства (прицепа) при осуществлении международной автомобильной перевозки;
- без соответствующего транспортного документа на перевозимый груз; без списков пассажиров автобуса, осуществляющего нерегулярную перевозку, в установленных случаях.
При осуществлении международных автомобильных перевозок перевозчики должны использовать только транспортные средства, имеющие регистрационные и отличительные знаки своего государства. В отношении прицепов и полуприцепов допускается возможность иметь регистрационные и отличительные знаки другого государства.
Наличие отличительного знака государства основано на положениях ст. 37 Конвенции о дорожном движении (заключена в г. Вене 08.11.1968, с последующими изменениями и дополнениями), согласно которой на каждом находящемся в международном движении автомобиле помимо его регистрационного номера должен помещаться сзади отличительный знак. Невыполнение предписаний по соблюдению составных элементов отличительного знака и способу их нанесения не образует события правонарушения по ст. 11.27 КоАП РФ, поскольку признаком объективной стороны данного состава правонарушения является отсутствие на транспортном средстве и (или) прицепах к нему отличительного знака государства в принципе.
Для осуществления международных автомобильных перевозок водители транспортных средств обязаны иметь при себе разрешения и другие документы в соответствии с международными договорами РФ в области международного автомобильного сообщения, которые предъявляются ими по требованиям контролирующих органов, в том числе таможенных.
Субъектом ответственности по ст. 11.27 КоАП РФ является водитель транспортного средства - физическое лицо, обладающее специальным правом управления транспортным средством в процессе осуществления международной автомобильной перевозки грузов и пассажиров.
Наряду с этим диспозиция ст. 11.29 «Осуществление международных автомобильных перевозок без разрешений» КоАП РФ определяет, что объектом рассматриваемого правонарушения выступают правоотношения, возникающие при осуществлении международных автомобильных перевозок. Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 11.29 КоАП РФ, образуют действия по осуществлению международных автомобильных перевозок без разрешений, если такие разрешения обязательны. Под разрешением понимается документ, предоставляющий право на проезд транспортного средства по территории иностранного государства.
Таким образом, иностранные перевозчики осуществляют международные автомобильные перевозки по территории РФ в соответствии с российскими и многосторонними разрешениями. Однако следует помнить, что российское
разрешение выдается иностранному перевозчику на конкретное транспортное средство. Использование водителем российского разрешения, выданного на другое транспортное средство, образует объективную сторону правонарушения по ч. 1 ст. 11.29 КоАП РФ.
Международные автомобильные перевозки транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, могут осуществляться и без разрешений, если это предусмотрено договорами РФ в области международного автомобильного сообщения, например, как указывалось выше, по спискам пассажиров.
Часть 2 ст. 11.29 КоАП РФ образует специальный состав по отношению к ч. 1 ст. 11.29 КоАП РФ и охватывает действия по осуществлению без соответствующего разрешения международной автомобильной перевозки грузов и (или) пассажиров с территории РФ на территорию третьего государства либо с территории третьего государства на территорию РФ. Международные автомобильные перевозки транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, грузов или пассажиров с территории РФ на территорию третьего государства либо с территории третьего государства на территорию РФ осуществляются в соответствии со специальными разрешениями.
Разрешения должны находиться у водителей транспортных средств и предъявляться по требованию должностных лиц таможенных органов. Их отсутствие образует событие правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 11.29 КоАП РФ.
Субъектами правонарушений, предусмотренных ч. 1, 2 ст. 11.29 КоАП РФ, являются водители автотранспортных средств, должностные и юридические лица.
Статья 12.21.1 «Нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов» КоАП РФ - одна из основных статей, посвященных административным правонарушениям в области международных перевозок.
Объектом данного деяния выступают общественные отношения в области безопасности дорожного движения при перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ, образуют действия по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов одним из следующих способов:
- без специального разрешения;
- с отклонением от указанного в специальном разрешении маршрута движения.
Под крупногабаритным понимается груз, который с учетом габаритов транспортного средства превышает установленные на территории РФ габариты для движения транспортных средств по автомобильным дорогам.
Отсутствие у водителя, осуществляющего международную автомобильную перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов, специального разрешения, а равно осуществление такой перевозки при наличии специального разрешения, но с отклонением от указанного в специальном разрешении маршрута образует событие правонарушения по ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ.
В случаях, когда у водителя имеется специальное разрешение, но перевозка крупногабаритного груза производится с превышением указанных в таком разрешении габаритов более чем на десять сантиметров, имеет место правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ.
Если водитель при наличии специального разрешения осуществляет международную автомобильную перевозку тяжеловесных грузов с превышением указанных в специальном разрешении максимальной массы или нагрузки на ось более
чем на 5%, то в его действиях усматривается событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ.
Субъекты правонарушений, предусмотренных ч. 1, 2, 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ, -водители автотранспортных средств, должностные и юридические лица.
Следующим административным правонарушением в рассматриваемой группе является нарушение правил перевозки опасных грузов, ответственность за которое предусмотрена ст. 12.21.2 КоАП РФ.
В данном случае объектом правонарушения являются общественные отношения в области безопасности дорожного движения при перевозке опасных грузов. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ, образуют нарушения правил перевозки опасных грузов, перечисленные в диспозиции данной нормы.
Должностные лица таможенных органов уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ только по одному составу - перевозка опасных грузов при осуществлении международных автомобильных перевозок без специального разрешения.
Международные автомобильные перевозки опасных грузов, отнесенных Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) к грузам повышенной опасности, перевозчики обязаны осуществлять по специальным разрешениям. Специальное разрешение - разовое дополнительное разрешение на проезд конкретного транспортного средства с опасным грузом по территории государства. Специальные разрешения выдаются Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.
При осуществлении международных автомобильных перевозок опасных грузов по территории РФ перевозчик помимо требований ДОПОГ обязан также выполнять Правила перевозок опасных грузов, утвержденные в порядке, установленном Правительством РФ.
В соответствии с правилами международные перевозки опасных грузов, в том числе экспортно-импортные и транзитные перевозки опасных грузов по территории РФ, осуществляются с соблюдением норм и правил, установленных международными конвенциями и межправительственными соглашениями, участницей которых является Россия, в том числе Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалении от 22.03.1989.
Под опасным грузом понимаются вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности.
Однако следует учитывать, что к международным автомобильным перевозкам допускаются не все опасные грузы. Так, ДОПОГ предусматривает девять классов опасных грузов и в каждом из них определяет опасные грузы (вещества, изделия), не допускаемые к перевозке. В отношении таких опасных грузов получение специального разрешения не требуется в связи с категорическим запретом их перевозки автомобильным транспортом.
Субъектами рассматриваемого правонарушения являются водители автотранспортных средств, должностные и юридические лица.
Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что административные правонарушения в сфере международных перевозок имеют ряд особенностей:
- законодательство об административных правонарушениях в сфере международных перевозок включает КоАП РФ, отдельные нормы таможенного законодательства и других законодательных актов, в частности Федерального закона от 24.07.1998 № 127-ФЗ (ред. от 14.12.2015) «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» и др.;
- к субъектам ответственности относятся водители транспортных средств, должностные и юридические лица;
- указанные виды административных правонарушений относятся к иным составам в сфере таможенного дела;
- в качестве наказаний предусмотрены: административный штраф и лишение права управления транспортным средством на срок от четырех до шести месяцев (ст. 12.21.2 КоАП РФ);
- объектом правонарушений являются общественные правоотношения, возникающие при осуществлении международных автомобильных перевозок;
- правонарушения в основном носят корыстный характер, в их субъективной стороне чаще всего отмечается вина в форме умысла.
Наряду с этим характерная особенность данных видов правонарушений -использование в ряде случаев такой меры обеспечения производства, как задержание транспортных средств (ст. 27.13 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ задержание транспортного средства заключается в его перемещении при помощи другого транспортного средства и помещении в специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), а также в хранении там до устранения причины задержания [6].
Решение о задержании транспортного средства соответствующего вида, о прекращении указанного задержания или о возврате транспортного средства принимается должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях [7].
Под запрещением эксплуатации транспортного средства необходимо понимать временное, принудительное ограничение права пользования транспортным средством, сопровождающееся изъятием государственных регистрационных знаков, до устранения обстоятельств, послуживших основанием его применения.
Задержание и запрещение эксплуатации транспортных средств как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях по своему характеру, прежде всего, связаны с ограничением права владения и распоряжения предметами собственности.
Результаты анализа состояния дел в данной сфере показывают, что необходимы дальнейшая оптимизация правоприменительной практики должностных лиц таможенных органов в области международных перевозок и усиление административной ответственности по ст. 11.27 КоАП РФ, в том числе значительное повышение суммы административного штрафа.
Использованные источники
1. Таможенный кодекс Таможенного союза от 27.11.2009 (Федеральный закон от 02.06.2010
№ 114-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 23. Ст. 2796. (с посл. изм. и доп.).
2. Шашкина А. Н. Меры административной ответственности за нарушение таможенных правил // Вестник Российской таможенной академии. 2016. № 1. С. 76-82.
62 -
ВЕСТНИК российской ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 2 • 2017
Е. И. Сидоров
3. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 48. Ст. 6252. (с посл. изм. и доп.).
4. Информационно-аналитический обзор правоохранительной деятельности таможенных органов РФ (данные за 2015 г.) // Архив ФТС России.
5. Федеральный закон от 24.07.1998 № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3805.
6. Исаев В. М. Задержание и запрещение эксплуатации транспортных средств как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // Закон и право. 2011. № 9. С. 103.
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.