УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ КОНТРОЛЕМ В ПОГРАНИЧНЫХ ПУНКТАХ ПРОПУСКА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ
ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ
Афонин Петр Николаевич,
доктор технических наук, профессор-заведующий кафедрой технических средств таможенного контроля и криминалистики Санкт-Петербургского имени В.Б.Бобкова филиала Российской таможенной академии [email protected]
Кондрашова Валентина Александровна,
соискатель кафедры экономической теории Российской таможенной академии [email protected]
Мютте Г ерман Евгеньевич,
соискатель кафедры экономической теории Российской таможенной академии [email protected]
Аннотация
В статье рассматривается проблема управления государственным контролем в пунктах пропуска через государственную границу России при реализации таможенных услуг. Разработана событийно-ориентированная модель возникновения правонарушений при осуществлении таможенными органами отдельных действий по транспортному, ветеринарному, фитосанитарному, санитарно-карантинному контролю. Для решения вопроса эффективного управления рассматриваемыми видами рисков предложено использовать теорию игр, позволяющую находить оптимальное решение в условиях конфликта.
Ключевые слова: таможенное дело, таможенные услуги, анализ рисков, управление рисками, теория игр, экономическая безопасность, системный анализ.
MANAGEMENT OF STATE CONTROL AT BORDER CROSSINGS AT REALIZATION OF CUSTOMS SERVICES
Afonin Petr Nikolaevich,
a doctor of the technical sciences (GrandPhD), professor, the head of the department of Technical means of customs control and criminalistics of the Saint-Petersburg branch named after V.B. Bobkov
of the Russian Customs Academy, [email protected]
Kondrashova Valentina Aleksandrovna,
seeker of the Department of economic theory of the Russian Customs Academy [email protected]
Mutte German Evgenevich,
seeker of the Department of economic theory of the Russian Customs Academy [email protected]
The Abstract
The problem of management of state control at checkpoints across the state border of Russia in the implementation of customs services is considered.
The event-focused model of emergence of offenses is developed at implementation by customs offices of separate actions on transport, veterinary, fytosanitory, sanitary quarantine to control. For the solution of a question of effective management of considered types of risks it is offered to use the theory of the games, allowing to find the optimum decision in the conditions of the conflict.
Keywords: customs, customs services, risk analysis, risk management, game theory, economic security, systems analysis.
В соответствии с рекомендациями Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур с 29.06.2011 таможенным органам России переданы полномочия по осуществлению в полном объеме транспортного контроля (в полном объеме), а также в документальном виде санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного видов государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации. Федеральная таможенная служба России, имея достаточно развитую систему управления рисками для осуществления контроля при реализации таможенных услуг, столкнулась с проблемой необходимости расширения методологии анализа и управления рисками, связанными новыми для нее полномочиями.
В этой связи, целью настоящей работы является разработка предложений по повышению эффективности методологии анализа и управления рисками в пунктах пропуска через государственную границу России при реализации таможенных услуг.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Провести системный анализ состояния рисков при реализации таможенных услуг в пунктах пропуска через государственную границу России.
2. Разработать предложения по повышению эффективности деятельности таможенных органов при управлении рисками, связанными с осуществлением транспортного, ветеринарного, санитарно-карантинного, фитосанитарного видов контроля.
1. Риски при реализации таможенных услуг в пунктах пропуска через государственную границу России
Под таможенными услугами будем понимать деятельность таможенных органов по осуществлению таможенного регулирования и контроля, связанную с защитой экономической безопасности государства, с
обеспечением интересов национальной экономики и направленные на развитие внешнеэкономических связей страны [5].
Система управления рисками осуществляется из системы мер оценки рисков. Под риском в данном случае стоит понимать «степень вероятности несоблюдения таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств - членов Таможенного союза» (ст.127 Таможенного кодекса Таможенного союза, далее - ТК ТС) [1]. При этом одной из целей применения системы управления рисками является, в соответствии со ст.128 ТК ТС: «выявление, прогнозирование и
предотвращение нарушений таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства государств - членов Таможенного союза:
- имеющих устойчивый характер;
- связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;
- подрывающих конкурентоспособность товаров таможенного союза;
- затрагивающих другие виды контроля, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы».
Таможенные органы применяют метод анализа рисков для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке, и степени такой проверки.
Учитывая это, таможенные службы осуществляют таможенный и другие виды государственного контроля на основе выборочности [2].
Методология управления рисками в таможенных органах включает в себя применение закономерного, случайного и целевого критериев для выявления объектов с повышенной степенью вероятности нарушения таможенных правил. Циклический алгоритм действий в обобщенном виде включает в себя следующие этапы:
1) определение области риска, критериев оценки рисков, в том
числе на основе анализа структуры параметров, характеризующих
внешнеэкономическую сделку и содержащихся в таможенных,
4
транспортных и товаросопроводительных документах; 2) оценка риска, как степени вероятности нарушения таможенных правил; 3) сопоставление данного риска с уже имеющимися рисками и установление его значимости и приоритетности управления им; 4) управление риском - выполнение конкретных действий, обеспечивающих минимизацию риска; 5) оценка эффективности выполненных действий по минимизации рисков.
В рамках настоящего исследования рассматриваются риски, возникающие в пограничном пункте пропуска через государственную границу России, где осуществляются действия по транспортному, ветеринарному, фитосанитарному, санитарно-карантинному видам государственного контроля. Концептуально, структура таких рисков, выявляемых на основе целевого, случайного и закономерного критериев может быть представлена в виде схемы (рис. 1).
Рис. 1. Модель возможности возникновения рисков
Целенаправленные риски возникают в результате намеренного
превышения участником ВЭД определенных показателей, правил,
закрепленных законодательно. Такими показателями могут являться
5
превышение габаритных и весовых показателей транспортного средства. Определение этих показателей осуществляется на этапе транспортного контроля путем фактических замеров и сверки полученных данных с информацией, указанной в представленных документах.
Выявление фактического превышения веса груза по сравнению с указанными данными в транспортных документах может стать одним из маркеров риска. В таком случае возможен риск недостоверного декларирования груза, равно как и замена груза другим.
Следующим показателем при целенаправленных рисках является несоблюдение законодательства в части, касающейся нахождения товара в утвержденных Перечнях подконтрольной продукции. Данные Перечни утверждаются решением Комиссии Таможенного союза. Каждая партия товара, находящегося в таком Перечне, должна подвергаться ветеринарному, санитарно-карантинному, фитосанитарному видам контроля в обязательном порядке.
При начальном документарном контроле подконтрольных товаров указание груза, находящемся в одном из Перечней, может стать маркером риска для должностного лица таможенного органа, производящего оформление. В случае если товар находится в вышеуказанных Перечнях, может возникнуть опасность несоответствия этого товара определенным требованиям (санитарно-эпидемиологическим, фитосанитарным и др.).
Другим возможным маркером риска является превышение установленных квот. Превышение импортных квот может послужить показателем того, что поставщик, к примеру, импортирует некачественное мясо крупного рогатого скота, свинины или курицы. Размеры квот на импорт мяса устанавливаются Комиссией Таможенного союза.
Также в целенаправленные риски включаются нарушения в части, регулируемой Кодексом об административных правонарушениях (КоАП). Статьи, относящиеся к данной области, представлены на рис. 2.
Глава 6
Статья 6.3 Статья 6.4 Статья 6.8 Статья 6.16
Глава 10
Статья 10.2 Статья 10.3 Статья 10.6 Статья 10.7 Статья 10.8 Статья 10.12 Статья 10.14
Глава 11
Статья 11.16 Статья 11.16.1 Статья 11.23 Статья 11.26 Статья 11.27 Статья 11.29
Глава 12
Статья 12.1 Статья 12.3 Статья 12.6 Статья 12.21 Статья 12.21.1 Статья 12.21.2
Рис. 2. Статьи КоАП, регламентирующие нарушения в области государственного контроля
Глава 6. КоАП регламентирует ответственность в области нарушения санитарно-карантинных и санитарно-эпидемиологических требований.
Глава 10. КоАП регулирует правила перевозки подкарантинной ветеринарной продукции, а также перевозки семян сельскохозяйственных растений.
Глава 11. КоАП регламентирует нарушения в области транспортных перевозок: нарушение правил эксплуатации транспортного средства,
нарушение его целостности, нарушение целостности идентификационных пломб, отсутствие отличительных знаков при международных перевозках.
Глава 12. КоАП устанавливает наказания за нарушения правил эксплуатации и управления транспортным средством.
Закономерные риски возникают в результате многократного
перемещения одним участником ВЭД одинаковых или схожих по своему
составу партий подконтрольных товаров. В случае если определенный
перевозчик имеет в своей предыстории уже свершенные правонарушения в
области прохождения подконтрольными товарами государственного
контроля на границе России, внимание таможенных органов к данному
участнику ВЭД будет повышенным. Говоря другими словами, при
7
фактическом пересечении государственной границы перевозчиком с плохой предысторией автоматически будут срабатывать профили риска.
Случайные риски могут возникать в результате выборочного досмотра транспортных средств и партий товаров. При этом выборка формируется на основе генератора случайных чисел, с учетом ресурсной обеспеченности таможенного органа.
Таким образом, существующая методология управления и анализа рисков таможенными органами включает в себя применение трех базовых критериев, случайного, закономерного и целевого. Однако, кадровая, техническая, технологическая ограниченность пунктов пропуска через государственную границу снижает эффективность применения данной методологии.
2. Разработка предложений по повышению эффективности деятельности таможенных органов при управлении рисками, связанными с осуществлением транспортного, ветеринарного, санитарнокарантинного, фитосанитарного видов контроля
Ресурсная ограниченность пунктов пропуска через государственную границу России определяет необходимость выработки предложений по повышению эффективности применения системы управления рисками при реализации таможенных услуг в пунктах пропуска. В целом, взаимодействие между участником внешнеэкономической деятельности и таможенным органом, можно рассматривать как конфликт интересов [3], что определяет возможность применения к подобным ситуациям теории игр.
Теория игр является важнейшим инструментом анализа огромного многообразия задач, возникающих в процессе осуществления таможенных операций при реализации таможенных услуг. Теорию игр следует понимать как инструмент экономического анализа, который:
1. Дает ясный и точный язык исследования различных таможенных ситуаций.
2. Дает возможность подвергать интуитивные представления проверке на логическую согласованность.
3. Помогает проследить путь от «наблюдений» до основополагающих предположений и обнаружить, какие из предположений действительно лежат в основе частных выводов.
Суть теории игр (с таможенной точки зрения) в том, чтобы помочь таможенным органам применять оптимальные формы таможенного контроля в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства, то есть своевременно понимать и предсказывать то, что может происходить во внешнеэкономической деятельности.
Для рассмотрения применения теории игр в системе управления рисками в таможенных процессах контроля необходимо принять условия, что в данном процессе участвуют два игрока - это участник ВЭД и таможенный орган, выигрыши и платежи каждого из игроков зависят от поведения другого (бескоалиционная теория игр).
Решения игроков о принятии своих решений заключаются в следующем: для таможенного органа - это применение или неприменение мер по минимизации рисков; для участника ВЭД - это совершать правонарушение или нет.
В общем случае, при ввозе товаров на территорию России, проигрышем для участника ВЭД является сумма подлежащих уплате таможенных платежей, штрафов, налогов, сборов, расходов на временное хранение, погрузочно-разгрузочные работы при необходимости физического досмотра товаров и транспортных средств и пр. Следовательно, реализуя свои различные стратегии, участник ВЭД стремиться минимизировать эту сумму, в частности, путем несоблюдения таможенного законодательства.
Анализ альтернатив участника ВЭД при осуществлении таможенных
операций уже исследовалось авторами достаточно подробно [4], однако с
учетом вновь возложенных действий по транспортному, ветеринарному,
фитосанитарного, санитарно-карантинному контролю, имеющийся Перечень
9
следует дополнить следующими альтернативами поведения участника ВЭД, в соответствии с КоАП:
1. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарноэпидемиологических требований путем несоблюдения санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий - ст.6.3.
2. Несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований в эксплуатации транспортных средств - ст. 6.4.
3. Осуществление перевозки наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества путем незаконного их перемещения и сокрытия от таможенного контроля - п. 1 ст. 6.8.
4. Нарушение порядка ввоза на территорию России и в свободные от карантинных объектов зоны, вывоза с территории России и из карантинных фитосанитарных зон подкарантинной продукции - ст. 10.2.
5. Нарушение правил перевозки подкарантинной продукции вследствие несоблюдения установленных требований к транспортному средству - ст. 10.3.
6. Нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или реализации продуктов животноводства - ст. 10.8.
7. Нарушение правил транспортировки семян
сельскохозяйственных растений - ст. 10.12.
8. Нарушение порядка ввоза на территорию России партий семян, не соответствующих требованиям государственных стандартов, не сопровождаемых документами, удостоверяющими их сортовые и посевные качества - ст. 10.14.
9. Несоблюдение правил эксплуатации транспортных средств и
перевозки грузов путем повреждения пломб или запорных устройств
10
грузовых автомобилей и автомобильных прицепов, контейнеров, а также повреждения отдельных грузовых мест или их упаковки, пакетов - п. 2 ст.
11.15.
10. Несоблюдение установленного режима труда и отдыха водителем грузового автотранспортного средства или автобуса, осуществляющим международную автомобильную перевозку - п. 2 ст. 11.23.
11. Отсутствие соответствующего разрешения международной автомобильной перевозки грузов на зарегистрированных в другом государстве грузовом автотранспортном средстве - п. 2 ст. 11.26.
12. Отсутствие отличительного знака государства регистрации
транспортного средства (прицепа) при осуществлении международной автомобильной перевозки, непредставление таможенным органам соответствующего транспортного документа на перевозимый груз - ст. 11.27.
13. Отсутствие у водителя транспортного средства документов на него - ст. 12.1.
14. Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов без
специального разрешения, а также отклонение от указанного в специальном разрешении маршрута движения - п. 1 ст. 12.21.1.
15. Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов с
превышением габаритов и (или) разрешенных максимальной массы или нагрузки на ось, указанных в специальном разрешении - п. 2, 3 ст. 12.21.1.
16. Перевозка опасных грузов с отсутствием свидетельства о подготовке водителя транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения, согласованного маршрута перевозки или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а также перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует установленным требованиям - п. 1 ст. 12.21.2.
Таким образом, повышение эффективности управления рисками при реализации таможенных услуг можно отнести к задаче поиска оптимального решения в условиях конфликтной ситуации при заданной ограниченности ресурсов и известной структуре альтернатив противника.
Список литературы
1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭс на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17).
2. Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 № 872
«Об утверждении правил осуществления контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации».
3. Афонин П.Н., Гамидуллаев С.Н. Теория игр в управлении таможенными рисками при выборе форм таможенного контроля // Вестник Российской таможенной академии. - № 1, 2009. - С. 11-16.
4. Афонин П.Н., Гамидуллаев С.Н. Data Mining в управлении таможенными рисками. Таможенные риски: интеллектуальный анализ и управление. СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. - 243 с.
5. Дианова В.Ю., Макрусев В.В. Маркетинг таможенных услуг: учебник. - М.: РИО РТА, 2005. - 292 с.
References
1. Customs Code of the Customs Union (annexed to the Treaty on the Customs Code of the Customs Union, the decision of the Interstate Council of EurAsEC on the level of Heads of State from 27.11.2009 N 17).
2. RF Government Resolution on 20.11.2008 N 872 "On approval of rules to control at checkpoints across the state border of the Russian Federation".
3. Afonin, P.N., Gamidullaev, S.N. Game theory in the management of customs risks in choosing the form of customs control // Annals of the Russian Customs Academy. N 1, 2009. P. 11-16.
4. Afonin, P.N., Gamidullaev, S.N. Data Mining in the management of customs risks. Customs risks: Mining and Management. St. Petersburg: Publishing House of the Polytechnic. Press, 2008. 243 p.
5. Dianova V., Makrusev V. Marketing customs services: a textbook. M.: RIO RCA, 2005. 292 p.