Научная статья на тему 'Задержание транспортного средства как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в сфере международных перевозок'

Задержание транспортного средства как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в сфере международных перевозок Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
170
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях / задержание транспортного средства / должностные лица таможенных органов / мера обеспечения производства / правовая характеристика / особенности / the Administrative Code of the Russian Federation / detention of the vehicle / officials of the customs bodies / measure to ensure the production / legal characteristics / special features

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Е. А. Карпов, Е. И. Сидоров

Статья посвящена теоретико-правовым и организационным вопросам, связанным с применением задержания транспортного средства как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в сфере международных перевозок. Автор рассматривает понятие, правовую природу, назначение данной меры, ее признаки и характерные особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Е. А. Карпов, Е. И. Сидоров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vehicle detention as a measure to ensure proceedings on administrative offenses in the sphere of international transportation

The article is devoted to theoretical, legal and organizational issues related to applying detention of the vehicle as a measure to ensure proceedings on administrative offences in the sphere of international transportation. The authors examine the concept, legal nature and purpose of the stated measure, its indications and characteristic features.

Текст научной работы на тему «Задержание транспортного средства как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в сфере международных перевозок»

6. Кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь от 21.04.2003 № 194-З [Электронный ресурс]. URL: http://belzakon.net/.

7. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 05.07.2014 № 235-V (с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.01.2018) [Электронный ресурс]. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31577399#pos=0;0.

8. Кожуханов Н. М. Таможенная деятельность: современное состояние и перспективы развития // Вестник Российской таможенной академии. 2014. № 2. С. 26-31.

Е. А. Карпов, Е. И. Сидоров

задержание транспортного средства как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в сфере международных перевозок

Статья посвящена теоретико-правовым и организационным вопросам, связанным с применением задержания транспортного средства как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в сфере международных перевозок. Автор рассматривает понятие, правовую природу, назначение данной меры, ее признаки и характерные особенности.

Ключевые слова: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях; задержание транспортного средства; должностные лица таможенных органов; мера обеспечения производства; правовая характеристика; особенности.

E. A. Karpov, E. I. Sidorov

vehicle detention as a measure to ensure proceedings on administrative offenses in the sphere of international transportation

The article is devoted to theoretical, legal and organizational issues related to applying detention of the vehicle as a measure to ensure proceedings on administrative offences in the sphere of international transportation. The authors examine the concept, legal nature and purpose of the stated measure, its indications and characteristic features.

Keywords: the Administrative Code of the Russian Federation; detention of the vehicle; officials of the customs bodies; measure to ensure the production; legal characteristics; special features.

Таможенные органы осуществляют ряд функций, связанных с обеспечением национальной безопасности государства. Реализация правоохранительной функции продолжает оставаться одним из важнейших направлений их деятельности.

Составной частью правоохранительной деятельности таможенных органов России является борьба с административными правонарушениями в области таможенного дела. Так, согласно ч. 3 ст. 354 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) таможенные органы ведут административный процесс (осуществляют производство) по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством стран-членов [1].

В части 8 ст. 12 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» определено, что таможенные органы выявляют, предупреждают, пресекают административные правонарушения, отнесенные законодательством Российской Федерации (РФ) к компетенции таможенных органов, осуществляют административное производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (о нарушениях таможенных правил) [2].

Следует отметить, что, несмотря на либерализацию административного и таможенного законодательства, количество административных дел остается значительным. Как показывает анализ правоприменительной практики Федеральной таможенной службы (ФТС России), за 2015 г. возбуждено 85 523 дела, за 2016 г. - 80 355 дел, за 2017 г. - 119 327 дел [3]. Наряду с этим Федеральным законом от 22.10.2014 № 317-ФЗ «О внесении изменения в статью 23.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» расширен объем административной юрисдикционной деятельности таможенных органов. В частности, должностные лица таможенных органов наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях и рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.27, 11.29, ч. 1-6 ст. 12.21.1, ч. 1 ст. 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в сфере осуществления международных перевозок. Результаты анализа статистики по данным правонарушениям представлены в таблице.

Таблица

Статистика административных правонарушений в сфере международных перевозок

Статья КоАП РФ Количество возбужденных дел об административных правонарушениях

2015 г. 2016 г. 2017 г.

Статья 11.27 66 54 41

Часть 1 ст. 11.29 30 34 50

Часть 2 ст. 11.29 9 14 -

Часть 1 ст. 12.21.1 868 622 749

Часть 2 ст. 12.21.1 60 119 42

Часть 3 ст. 12.21.1 22 44 40

Часть 4 ст. 12.21.1 - 14 2

Часть 1 ст. 12.21.2 2 - 8

Эффективность и результативность производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела в значительной степени зависят от использования мер обеспечения производства по данным делам, которые применяются должностными лицами таможенных органов в ходе расследования административных правонарушений [4]. Отметим, что меры обеспечения производства - деятельность уполномоченных должностных лиц таможенных органов по применению установленных законодательством мер административного принуждения на основании и в порядке, предусмотренном нормами

административного права, в целях пресечения административных правонарушений и создания необходимых условий для ведения юрисдикционного производства, рассмотрения дел и их разрешения в соответствии с законом.

С 2015 г. в административной юрисдикционной деятельности таможенных органов применяется такая мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, как задержание транспортного средства, правовое регулирование которой осуществляется ст. 27.13 КоАП РФ. Авторы разделяют мнение В. М. Исаева о том, что «задержание транспортного средства следует расценивать как урегулированное административно-правовыми нормами, внесудебное, временное, принудительное ограничение права пользования и распоряжения транспортным средством, сопровождающееся его помещением на специализированную охраняемую стоянку до устранения причины задержания в случае невозможности ее устранения на месте выявления административного правонарушения» [5]. В современных условиях наблюдаются определенные коллизии в применении данной меры обеспечения производства.

Указанная мера применяется должностными лицами таможенных органов в целях пресечения использования транспортного средства как орудия или предмета административных правонарушений в сфере международных автомобильных перевозок, ответственность за которые предусмотрена ст. 11.27, 11.29, ч. 1-6 ст. 12.21.1, ч. 1 ст. 12.21.2 (в части осуществления международных автомобильных перевозок опасных грузов без специального разрешения) КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ задержание транспортного средства есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку) и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания [6]. В случае совершения водителем транспортного средства административного правонарушения, предусмотренного ст. 11.29 КоАП РФ, задержание транспортного средства производится до уплаты административного штрафа при условии, если данное транспортное средство выезжает с территории РФ. При невозможности по техническим причинам перемещения и помещения на специализированную стоянку транспортного средства при совершении водителем административных правонарушений, предусмотренных ч. 1-6 ст. 12.21.1 или ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ, его задержание осуществляется путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств. Кроме того, если транспортное средство, в отношении которого принято решение о задержании, будет создавать препятствия для движения других транспортных средств или пешеходов, оно до начала задержания может быть перемещено путем управления водителем либо уполномоченным должностным лицом таможенного органа в ближайшее место, где оно таких препятствий создавать не будет.

Решение о задержании транспортных средств, о прекращении указанного задержания или о возврате транспортного средства принимается уполномоченными должностными лицами таможенных органов, которые определены приказом ФТС России от 02.12.2014 № 2344 «Об утверждении перечня должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание» [7]. К ним относятся должностные лица таможенных постов,

сотрудники отделов административных расследований и должностные лица других отделов таможен. В соответствии с требованиями данного приказа и исходя из положений ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ дознаватели и сотрудники таможенных органов, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, не вправе возбуждать дела об административных правонарушениях, вести производство и применять меры обеспечения производства по данным делам.

С ноября 2015 г. работают 35 мобильных групп ФТС России, созданных для поиска контрабанды, которые получили право самостоятельно останавливать транспортные средства для досмотра вне таможенных постов. Ожидается, что уже в I квартале 2018 г. соответствующие поправки будут внесены в правила дорожного движения. Мобильные таможенные группы, действующие в основном возле границ России с Белоруссией и Казахстаном, за два года обнаружили почти 50 000 т товаров, ввоз которых на территорию страны ограничен [8]. Должностные лица мобильных групп имеют право применять задержание транспортного средства в полном объеме. В декабре 2017 г. автопарк ФТС России пополнился 35 спецавтомобилями, которые предназначены для мобильных таможенных групп, работающих вблизи границы. Указанные машины оборудованы средствами контроля, связи, портативными системами для досмотра труднодоступных мест подозрительных автомобилей [9].

Должностные лица таможенных постов и таможен составляют протокол о задержании транспортного средства и остаются на месте его задержания до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку. В протоколе указываются: дата, время, место, основания принятия решения о задержании транспортного средства, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о транспортном средстве и о лице, в отношении которого применена указанная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в сфере международных перевозок, а также наименование таможенного органа, должность, фамилия, имя и отчество лица, которое будет исполнять решение о задержании транспортного средства.

Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и лицом, в отношении которого применена указанная мера обеспечения производства. В случае отказа лица, в отношении которого применено задержание транспортного средства, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Копия протокола о задержании транспортного средства соответствующего вида вручается лицу, в отношении которого применена указанная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, а также лицу, которое будет исполнять решение о задержании транспортного средства.

Протокол о задержании транспортного средства, водитель которого отсутствует, составляется в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. Копия протокола о задержании транспортного средства, составленного в отсутствие водителя, с решением должностного лица таможенного органа о возврате задержанного транспортного средства вручается его владельцу, представителю владельца или лицу, имеющему при себе документы, необходимые для управления данным транспортным средством, незамедлительно после устранения причины задержания транспортного средства.

В такой ситуации, согласно п. 10 ст. 27.13 КоАП РФ, перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение и возврат владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, оплата лицами, привлеченными к административной ответственности за административные правонарушения, повлекшие применение задержания транспортных средств, стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств, осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов РФ. Данное положение является дискуссионным, так как в п. 4 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ закреплено, что к ведению РФ в области законодательства об административных правонарушениях относится установление порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Следовательно, норма общей части КоАП РФ должна находить отражение в нормах специальной части данного закона, что предусмотрено общей теорией права. Авторы разделяют позицию И. И. Пустовойт, которая полагает, что «иначе трактовать подобное положение, на наш взгляд, не представляется возможным, и для исключения выявленного противоречия предлагаем изменить редакцию п. 10 ст. 27.13 КоАП РФ следующим образом: перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 настоящей статьи, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств осуществляются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации» [10].

Лицо, привлеченное к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, за исключением случаев, указанных в ч. 9 ст. 27.12 КоАП РФ, оплачивает стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства в сроки и по тарифам, которые устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с методическими указаниями, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен на товары и услуги.

Обязанность лица, привлеченного к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, по оплате стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства отражается в постановлении о назначении административного наказания.

Таким образом, «задержание транспортного средства является комплексным волевым актом уполномоченных КоАП РФ должностных лиц органов государственной власти, состоящим из следующих элементов:

а) исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства;

б) помещение в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку);

в) хранение транспортного средства» [5].

Задержание транспортного средства как одна из мер обеспечения производства имеет все присущие таким мерам признаки, однако обладает и своими

специфическими чертами, которые характеризуют его как самостоятельную меру обеспечения. Основными из них являются:

- установление данной меры обеспечения только законодательным путем (КоАП РФ);

- использование ее исключительно в рамках производства по делам об административных правонарушениях в сфере международных перевозок;

- применение только при совершении правонарушения или получении достаточных данных о событии административного правонарушения в сфере международных перевозок;

- реализация только в рамках административно-юрисдикционной деятельности уполномоченных должностных лиц таможенных органов;

- обязательное процессуальное оформление применения данной меры обеспечения в соответствии с нормами действующего законодательства;

- ограничение прав и имущественных интересов физических и юридических лиц только в случаях, прямо предусмотренных законом.

Сущность задержания транспортного средства заключается в том, что данная мера представляет собой урегулированные нормами административного права процессуальные действия должностных лиц таможенных органов принудительного характера, а также способы реализации процессуальных прав и исполнения процессуальных обязанностей физическими, должностными и юридическими лицами. Ее применение осуществляется субъектами административно-процессуальных отношений, которым присуща общая процессуальная форма. Под такой формой принято понимать законодательно установленный порядок деятельности участников производства по делам об административных правонарушениях в сфере международных перевозок.

Основание применения указанной меры, как правило, включает юридическую, фактическую и процессуальную составляющие. Нормативным основанием является правовая норма, которая определяет возможность применения такой меры при наличии обстоятельств и условий, при которых она может реализовываться; фактическим основанием - совершение правонарушения или подозрение в его совершении; процессуальным основанием - возбуждение производства по делу об административном правонарушении в сфере международных перевозок.

Следовательно, задержание транспортного средства является мерой обеспечения производства, направленной на пресечение административного правонарушения в сфере международных перевозок, и заключается в прекращении противоправного поведения лица, совершающего правонарушение, путем принудительного временного ограничения пользования имуществом (транспортным средством), которое является орудием совершения или предметом административного правонарушения. Рассматриваемая мера также направлена на обеспечение других процессуальных действий, применение иных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в сфере международных перевозок. Применению данной меры, как правило, предшествует реализация такой меры обеспечения производства, как досмотр транспортного средства, правовое регулирование которой осуществляется ст. 27.9 КоАП РФ. После задержания транспортного средства могут применяться такие меры обеспечения, как изъятие вещей и документов (товаров, транспортных средств) или арест товаров и транспортных средств (ст. 27.10 и 27.14 КоАП РФ).

При этом следует отметить, что характерной чертой задержания транспортного средства является его «основная функциональная направленность: пресечение правонарушения и обеспечение производства по делу об административном правонарушении, своевременное, объективное совершение всех необходимых процессуальных действий и своевременное и объективное рассмотрение дела» [11]. Конкретизация целей применения данной меры способствует не только адекватному восприятию фактических и юридических оснований их реализации, упорядочению действий должностных лиц таможенных органов, направленных на осуществление правоограничений, но и в целом формированию способа наиболее эффективного воздействия на участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Задержание транспортного средства активно применяется должностными лицами таможенных органов в ходе производства по делам об административных правонарушениях в сфере международных перевозок, однако до настоящего времени в таможенных органах не ведется учет применения данной меры обеспечения производства, ограничивающей права и имущественные интересы физических, должностных и юридических лиц. Следует отметить, что в таможенных органах учет применения мер уголовно-процессуального пресечения ведется в полном объеме.

В современных условиях права, свободы и законные интересы физических и юридических лиц, в том числе участников ВЭД, выступают в качестве неизменного предмета регулирования административного и таможенного законодательства. Соблюдение требований законодательства по вопросам применения такой меры обеспечения производства, как задержание транспортного средства, в основном обеспечивается прокурорским надзором и обжалованием. Прокурорский надзор за исполнением таможенными органами и их должностными лицами законов при применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях заключается в изучении материалов о привлечении лиц к административной ответственности. При выявлении нарушений законности в деятельности таможенных органов и их должностных лиц прокурор вправе применить акты прокурорского реагирования: представление, протест, постановление, предостережение. Доминирующим способом обеспечения законности при применении меры обеспечения производства «задержание транспортного средства» является обжалование.

Однако действующие в настоящее время нормы КоАП РФ не устанавливают порядка административного обжалования мер обеспечения производства, в том числе задержания транспортного средства, они также не определяют последствия отмены задержания транспортного средства при обнаружении отсутствия состава административного правонарушения в сфере международных перевозок. Вследствие этого авторы полностью согласны с мнением Д. С. Дубровского, который считает, что «применение мер обеспечения должно предполагать наличие обоснованного подозрения, что лицо совершило административное правонарушение, в тех же случаях, когда во время производства по делу устанавливается, что лицо не совершило правонарушения, возникает вопрос о законности применения мер обеспечения» [12].

В настоящее время КоАП РФ не предоставляет возможности должностным лицам таможенных органов оценивать законность применения задержания

транспортного средства, поскольку в гл. 27 КоАП РФ вообще не предусмотрена процедура обжалования. В соответствии со ст. 30.1 КоАП РФ физическим и юридическим лицам, в том числе участникам ВЭД, предоставляется право обжаловать лишь постановление по делу об административном правонарушении. Согласно действующему законодательству такие жалобы рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства, установленном гл. 25 Гражданско-процессуального кодекса РФ, Кодексом административного судопроизводства РФ, а также Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что коллизии и изъяны правовой регламентации задержания транспортного средства как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в сфере международных перевозок порождают нарушение и ограничение имущественных прав физических и юридических лиц, в том числе участников ВЭД, создают судебные прецеденты и предпосылки к нарушению законности со стороны отдельных должностных лиц таможенных органов. В связи с этим требуется дальнейшее совершенствование законодательства с целью повышения эффективности применения данной меры обеспечения, направленное на разработку механизма обжалования, критериев обоснованности и законности ее применения. Для этого представляется необходимым издание:

- нормативного правового акта Министерства финансов РФ по вопросам организации учета применения мер обеспечения производства, ограничивающих права, свободы и имущественные интересы физических и юридических лиц;

- методических рекомендаций по определению оснований задержания транспортного средства должностными лицами таможенных органов и по порядку их применения.

Использованные источники

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www. eaeunion.org.

2. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 48. Ст. 6252.

3. Информационно-аналитический обзор правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации (данные за 2014-2016 гг.) // Архив ФТС России.

4. Сидоров Е. И. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. 25 с.

5. Исаев В. М. Задержание и запрещение эксплуатации транспортных средств как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // 3акон и право. 2011. № 9. С. 102-104.

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант Плюс».

7. Приказ ФТС России от 02.12.2014 № 2344 «Об утверждении перечня должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание» // Архив ФТС России.

8. Придали мобильности // Российская газета. 2017. 12 дек. С. 4.

9. Контроль на ходу // Российская газета. 2017. 26 дек. С. 6.

10. Пустовойт И. И. Правовые проблемы построения нормы КоАП РФ, регламентирующей задержание транспортного средства и запрещение его эксплуатации // Теория и практика общественного развития. 2013. № 7. С. 233-235.

11. Сидоров Е. И., Хомяков Л. Л. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2009. 112 с.

12. Дубровский Д. С. Проблемы ответственности должностных лиц за незаконное применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // Административная ответственность: вопросы теории и практики. М., 2004. С. 185-192.

В. Г. Беспалько

актуальные проблемы квалификации таможенных преступлений

В статье поднимается ряд актуальных проблем уголовно-правовой квалификации таможенных преступлений, вызванных, по мнению автора, нестабильностью уголовной политики в области внешнеэкономической деятельности, а также нестыковками современного уголовного и таможенного законодательства.

Ключевые слова: таможенные преступления; преступления в сфере таможенного дела; контрабанда; квалификация преступлений; уголовно-правовая квалификация; квалификация таможенных преступлений; таможенные органы.

V. G. Bespalko

current problems of qualifying customs offenses

The article raises a number of topical problems of criminal-legal qualification of the customs crimes, caused, in the opinion of the author, by the non-stable criminal policy in the sphere of foreign economic activities, as well as the inconsistencies of modern criminal and customs legislation.

Keywords: customs crimes; crimes in the field of customs business; smuggling; qualification of crimes; criminal-legal qualification; qualification of the customs offenses; customs bodies.

В отечественной уголовно-правовой науке и судебно-следственной практике термин «таможенные преступления» традиционно используется для обозначения специфической группы общественно опасных деяний, посягающих на установленный порядок осуществления внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и отнесенных по этой причине к уголовно-процессуальной компетенции таможенных органов Российской Федерации (РФ) как органов дознания [1, с. 74; 2, с. 8]. В настоящее время данным собирательным понятием охватывается следующий относительно широкий круг преступлений:

а) незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица (ст. 173.1 Уголовного кодекса РФ (УК РФ));

б) незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица (ст. 173.2 УК РФ);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.