Вестник Прикамского социального института. 2022. № 1 (91). С. 14-21. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2022. No. 1 (91). P. 14-21.
Научная статья УДК 43.3
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ПРОВОДИМОЙ НА СТАДИИ ПРАВОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ГОСУДАРСТВАХ - ЧЛЕНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
Петр Николаевич Кобец
Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России, Москва, Россия, pkobets37@rambler.ru
Аннотация. В работе автор предпринял попытку исследовать экспертное сопровождение зарубежной законодательной деятельности в отдельных государствах - членах Европейского союза. Предварительное изучение заявленной автором проблематики показало, что работа по подготовке проектов законодательных актов наиболее творческая и трудоемкая стадия процесса нормотворчества, в основе которой глубокий и всесторонний анализ не только законодательных норм, но и практики правоприменения. Рассматриваемая стадия предусматривает проведение серьезных орг-мероприятий, которые должны основываться на скрупулезной аналитической работе, связанной с деятельностью по сбору и анализу необходимых данных, которые составляют основу текстов законопроектов, их всестороннее изучение, согласование, а также ряд мер, направленных на проведение экспертных оценок. Поэтому данное научное исследование проводится в целях изучения методических основ и особенностей по проведению экспертных оценок при подготовке проектов нормативных правовых актов в отдельных государствах Европейского союза. Оно продолжит обобщение и анализ имеющегося зарубежного опыта по проведению и экспертному сопровождению зарубежной законодательной деятельности, при этом акцентируя внимание на особой практической значимости рассматриваемой деятельности. Научной новизной данной работы выступает осуществленный в ней анализ методических основ и особенностей проведения экспертных оценок при подготовке проектов законов в государствах - членах Европейского союза. Практическая значимость данной работы в том, что ее выводы и рекомендации в дальнейшем могут способствовать обобщению и анализу положительного опыта государств - членов Европейского союза, направленных на проведение и экспертное сопровождение отечественной законотворческой работы.
Ключевые слова: процесс правоприменения, законодательство Европейского союза, экспертные оценки, экспертное заключение, обсуждение законопроектов, нормотворчество, законодательная инициатива, право, борьба с преступностью, законность, правовая экспертиза.
Для цитирования: Кобец П. Н. Особенности правовой экспертизы нормативных правовых актов, проводимой на стадии правотворческого процесса в государства - членах Европейского союза // Вестник Прикамского социального института. 2022. № 1 (91). C. 14-21.
Original article
FEATURES OF THE LEGAL EXPERTISE OF NORMATIVE LEGAL
ACTS CARRIED OUT AT THE STAGE OF THE LAW-MAKING PROCESS IN THE MEMBER STATES OF THE EUROPEAN UNION
© Кобец П. Н., 2022
Peter N. Kobets
Russian Research Institute of Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia, pkobets37@rambler.ru
Abstract. In this work, the author has made an attempt to investigate the expert support of foreign legislative activities in individual member states of the European Union. A preliminary study of the problems stated by the author showed that the work on the preparation of draft legislative acts is the most creative and time-consuming stage of the rule-making process, which is based on a deep and comprehensive analysis of not only legislative norms, but also law enforcement practice. The stage under consideration provides for serious organizational measures that should be based on scrupulous analytical work related to the collection and analysis of the necessary data that form the basis of the texts of draft laws, as well as their comprehensive study, coordination, as well as a number of measures aimed at conducting expert assessments. Therefore, this scientific research is conducted in order to study the methodological foundations and features of conducting expert assessments in the preparation of draft regulatory legal acts in individual states of the European Union. It will continue to generalize and analyze the existing foreign experience in conducting and expert support of foreign legislative activities, while focusing on the special practical significance of the activity under consideration. The scientific novelty of this work is the analysis of the methodological foundations and features of expert assessments in the preparation of draft laws in the member states of the European Union. The practical significance of this scientific work is expressed in the fact that its conclusions and recommendations can further contribute to the generalization and analysis of the positive experience of the member states of the European Union aimed at conducting and expert support of domestic legislative work.
Keywords: law enforcement process, legislation of the European Union, expert assessments, expert opinion, discussion of draft laws, rule-making, legislative initiative, law, fight against crime, legality, legal expertise.
For citation: Kobets P. N. Features of the legal expertise of normative legal acts carried out at the stage of the law-making process in the member states of the European Union. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2022. No. 1 (91). Pp. 14-21. (In Russ.)
Важнейшим элементом политики любой страны остается организация обеспечения государственной и общественной безопасности. Особую актуальность обозначенные проблемы стали приобретать в начале нового тысячелетия из-за роста преступности и изменений в ее характеристиках. Многие государства мира ощутили острую необходимость в снижении уровня преступности и разработке эффективных профилактических мер. Многие мыслители разных эпох и времен были уверены в том, что роль законодателя состоит в предупреждении преступлений, а не в наказании за содеянное, поэтому, по их мнению, преступность нужно предупреждать, а не карать за нее [1, с. 35]. Высказанное древними мыслителями мнение относительно того, что предупреждение преступности выступает приоритетом перед карательными мерами, является основой нынешней политики по борьбе с преступностью. Указанная политика сужает стратегию возмездия и расширяет стратегию противодействия противоправным проявлениям [2, с. 85].
По мнению отечественных исследователей, важнейшей причиной, создающей условия для роста преступных проявлений, является несовершенное законодательство [3, с. 3]. Подобной точки зрения придерживаются и зарубежные исследователи. Оплот правопорядка в разрезе преступности любой страны состоит в ее предупреждении, а не только в совершенствовании карательных функций государства. Причины всех сложностей по созданию эффективного правопорядка состоят в несовершенстве законодательных норм.
Многочисленные оценки специалистов свидетельствуют о том, что в настоящее время необходимо говорить о серьезной важности использования научного подхода по осуществлению экспертной оценки в процессе нормотворческой деятельности, которая предполагает проведение профессиональной экспертизы содержания нормативных правовых
актов [4, с. 58]: от качества принимаемых законопроектов, которые регламентируют общественную жизнь, во многом зависит успешное и эффективное функционирование большинства государственных институтов [5, с. 125].
Законотворческий процесс представляет из себя один из важнейших конституционно-правовых институтов большинства государств - членов Европейского союза. Поэтому вопросы проведения экспертной оценки законодательства становятся важнейшей частью зарубежного законотворческого процесса рассматриваемых государств. Предварительное изучение нормотворческой работы в отдельных государствах - членах Европейского союза говорит о том, что активизацию данного направления работы в Европе связывают с окончанием Второй мировой войны, а также с процессами разработки первых глобальных правозащитных актов, которые явились прорывом в международной правотворческой работе и послужили образцами для развития национальных законотворческих процессов и экспертизы нормативных правовых актов во многих странах [6, с. 216].
Изучение особенностей проведения экспертиз в рамках законотворческого процесса Французской Республики (далее - Франция) свидетельствует о том, что все законопроекты этого государства принимаются исключительно с экспертными заключениями, подготовленными на них Государственным советом Франции [7, с. 1085]. В составе Государственного совета Франции работает около трехсот известных французских юристов. В соответствии с законодательным актом о Национальной ассамблее Франции - The national assembly in the French institutions проекты законодательных актов, которые поступают для их рассмотрения от французского правительства или же членов ассамблеи, передаются на дальнейшую экспертизу в какой-либо из профильных парламентских комитетов1.
Остальным парламентским комитетам также разрешено проводить работу, которая связана с подготовкой экспертного заключения на поступившие законопроекты, но исключительно в части, касающейся их компетенции и ведения. Завершив рассмотрение поступившего законопроекта, комитет, исполнявший поручение по проведению экспертной оценки, готовит отчет о проделанной работе, в котором отражает выявленные в процессе проведения экспертизы нарушения и вносит предложения по их устранению. В соответствии с законом о Национальной Ассамблее Франции проводить экспертизы в процессе законотворческой деятельности возможно в присутствии не только специальных экспертов, но и средств массовой информации (далее - СМИ), граждан и представителей и общественных объединений [8, с. 7], что не только свидетельствует о соблюдении принципа гласности при рассмотрении законопроектов, но и в том числе является определенным элементом общественной экспертной оценки.
Заслушав отчет комитета, собравшиеся переходят к общей дискуссии относительно текста законопроекта, после чего рассматривают статьи и поправки. Законопроекты, прошедшие подобную процедуру общего и постатейного обсуждения на основе сравнительных таблиц и дебатов, в дальнейшем обсуждаются на пленарных заседаниях. Не исключено и проведение дополнительных заседаний, в процессе которых выявляются дополнительные рекомендации, которые могут представить различные комитеты.
В Королевстве Испания (далее - Испания), являющемся унитарным государством по форме устройства, законодательная власть представлена двухпалатным парламентом, состоящим из Конгресса депутатов и Сената. В рамках законотворческого процесса рассматриваемого государства можно выделить три этапа: законодательная инициатива; рассмотрение; принятие и опубликование. В соответствии со ст. 87 Конституции Испании право законодательной инициативы принадлежит Правительству, Конгрессу депутатов и Сенату.
1 The national assembly in the French institutions. URL: https://www.assemblee-nationale.fr/connaissance/ fiches_synthese/septembre2012/ national-assembly.pdf (дата обращения: 02.09.2021).
Прежде всего законопроект направляется на обсуждение в Президиум Конгресса депутатов, в ходе которого происходит принятие решения о начале законодательной процедуры или об ее отказе. В тех случаях, когда принимаются положительные решения (для этого он располагает 30 днями), начинается сбор необходимой документации: экономических справок, обоснований и т. д. Если после тридцатидневного периода ответа не последует, то это считается «положительным административным молчанием», после чего дается пятнадцать дней на внесение поправок. Затем законопроект направляется в комиссию по законодательству, назначаемую Президиумом Конгресса. Комиссия по законодательству обсуждает законодательные предложения, и по ним могут принять одно из трех решений: отклонить законопроект (законодательное предложение), а пленарное заседание Конгресса может либо согласиться и вернуть его инициатору, либо не согласиться и внести поправки в текст; внести поправки в отдельные положения; предложить альтернативный текст для обсуждения на пленарном заседании Конгресса, который в случае одобрения направляется в комиссию по законодательству с целью возможной доработки. После завершения предыдущего этапа законопроект поступает в Президиум Конгресса - выносится на постатейное рассмотрение пленарного заседания.
Председателем Конгресса «сообщается об этом председателю Сената, который после этого выносит законопроект на рассмотрение своей палаты. Затем Сенат в течение двух месяцев с момента получения текста может мотивированным посланием наложить вето или внести поправки в текст. В соответствии со ст. 91 Конституции Король Испании подписывает в пятнадцатидневный срок законы, принятые парламентом, и дает распоряжение об их немедленном обнародовании»1.
Закон вступает в силу через двадцать дней, если в законе не будет указан другой период, который называется Vacatio legis - технический юридический термин, обозначающий период между объявлением закона и его вступлением в силу. Данное понятие также существует в католическом каноническом праве. В этот момент законодательный процесс считается завершенным.
Следует отметить, что в 2016 году правительством Испании утверждена Инструкция для обеспечения участия общественности в процессе разработки нормативных документов через веб-порталы министерств
(PRE/15 90/2016) На основании вышеуказанного документа на официальных сайтах органов исполнительной власти созданы специальные каналы для сбора мнения граждан, организаций и ассоциаций в двух моментах процесса подготовки законопроектов, проектов законодательных королевских указов и проектов приказов: перед разработкой проекта нормативного правового акта (предварительные консультации с общественностью); после подготовки законопроекта (слушания и обнародование информации). Кроме того, процесс участия общественности в разработке проектов нормативных правовых актов осуществляется в соответствии со ст. 133 Закона 39/2015 от 1 октября «Об общей административной процедуре государственных органов» и ст. 26 Закона 50/1997 от 27 ноября «О Правительстве»4.
Как правило, в Испании разработкой законопроектов в той или иной сфере занимается соответствующее профильное министерство, а при необходимости проводятся межве-
1 Constitución Española. URL: https://www.boe.es/buscar/act.php?id=BOE-A-1978-31229 (дата обращения: 02.09.2021).
2 Participación pública en el proceso de elaboración normativa a través de los portales web ministeriales. URL: https://www.lamondoa.gob.es/consejodeministros/Paginas/enlaces/300916enlacewebs.aspx (дата обращения: 02.09.2021).
3 Ley 39/2015, de 1 de octubre, del Procedimiento Administrativo Común de las Administraciones Públicas. URL: https://www.boe.es/buscar/act.php?id=B0E-A-2015-10565 (дата обращения: 02.09.2021).
4 Ley 50/1997, de 27 de noviembre, del Gobierno. URL: https://www.boe.es/buscar/act.php?id=BOE-A-1997-25336 (дата обращения: 02.09.2021).
домственные согласования (например, в случае, если после принятия нормативного правового акта потребуется выделение финансовых средств - с Министерством финансов). По завершении работы над законопроектом на министерском уровне он направляется в правительство, а затем - в Президиум Конгресса.
Необходимо подчеркнуть, что образовательные организации к проведению правовой экспертизы законопроектов в Испании не привлекаются [9, с. 129]. Отметим также, что в системе Министерства внутренних дел (далее - МВД) Испании отсутствуют научно-исследовательские институты. Подготовкой разного рода заключений и экспертиз по проектам нормативных правовых актов занимаются профильные подразделения министерства по своим направлениям. В частности, данная работа возложена на группы юрисконсультов, имеющихся в аппарате министерства (например, в Главном техническом секретариате, подчиняющемся Секретариату МВД Испании) и структурных подразделениях министерства (например, в Главном управлении дорожного движения, главных комиссариатах Национальной полиции Испании и др.).
Юрисконсульты структурных подразделений МВД Испании в процессе рассмотрения законопроектов обращаются к сотрудникам (экспертам), работающим на практике и имеющим компетенции в вопросах, затрагиваемых проектом нормативного правового акта. С учетом их мнения юрисконсультами подразделений МВД Испании вносятся изменения в рассматриваемые проекты документов с учетом юридико-технических требований, которые по иерархии направляются в группы юрисконсультов аппарата Министерства для доработки и внесения в Правительство.
Далее рассмотрим особенности подготовки законопроектов и получения по ним отзывов и экспертных заключений в Финляндии. Согласно докладу ООН, Финляндия обогнала Норвегию и стала «самой счастливой страной на земле» [10]. Финляндия имеет унитарную форму государственного устройства, и потому в этой стране понятия «федеральный государственный орган» и «федеральный закон» в местном законодательстве отсутствуют. Основным органом, отвечающим за проведение юридической экспертизы законопроектов, является Национальный Совет по анализу регуляторного воздействия - Finnish Council of Regulatory Impact Analysis [11]. Это правительственный орган, ответственный за повышение качества подготовки законопроектов и, в частности, за оценку воздействия предложений правительства. Он также нацелен на развитие общего процесса разработки законопроектов, включая составление графиков и планирование правительственных предложений и законопроектов. Состоит из семи членов, пятеро из которых имеют профессорскую степень [12].
Как и в большинстве северных стран, в Финляндии законотворческий процесс достаточно комплексный. При подготовке законодательства, а также внесении изменений и дополнений в нормативно-правовые акты, как правило, создаются рабочие группы из числа заинтересованных организаций. Центральным принципом законопроектной деятельности является получение отзывов и экспертных заключений от разных заинтересованных органов власти, экспертов, организаций гражданского общества, предприятий и компаний. Это значит то, что научные правовые экспертизы - это лишь одна категория экспертиз. Научные правовые экспертизы могут предоставить университеты (обычно профессора какой-то определенной дисциплины), исследовательские институты. Данные научные заведения не являются структурными подразделениями госорганов.
Целью процедуры получения отзывов и экспертных заключений является обеспечение открытой и качественной подготовки законопроектов. Процедура направлена на получение различных позиций от заинтересованных лиц и организаций, связанных с темой подготовки законопроекта, последствиями и практическими аспектами исполнения зако-
нопроекта. Кроме того, целью процедуры является повышение доверия к демократическому процессу и правовым положениям, а также содействие соблюдению норм права. Процедура получения отзывов и экспертных заключений от различных деятелей в большей степени способствует обеспечению исполнения гражданских и политических прав.
На практике в разработке законопроекта участвуют лица, являющиеся специалистами в области правоприменения будущего нормативно-правового документа [13, р. 135]. Например, осенью 2020 года была создана рабочая группа, которая подготовила изменения, подлежащие внесению в Уголовный закон Финляндии на основании директивы Евросоюза о мошенничестве с платежными средствами. Рабочая группа собиралась семь раз в течение осени. Группа состояла из представителей Хельсинкского университета, прокуратуры, полиции, МВД, Минюста, Ведомства финансового надзора, Союза адвокатов. В результате работы был опубликован меморандум рабочей группы, который содержал предлагаемые изменения и их обоснования. В дальнейшем различные заинтересованные ведомства, другие лица и организации могут давать экспертные заключения, которые будут учитываться при окончательном принятии изменений в закон.
В процессе проведенного исследования было установлено, что в большинстве случаев экспертное сопровождение зарубежной законодательной деятельности в отдельных государствах Европейского союза ложится на специальные правовые отделы, существующие, как правило, при представительных, законодательных органах или же при высших органах исполнительной власти. В первых случаях специальным органом выступают комитеты или комиссии, которые заняты исполнением этих функций как на временных, так и на постоянных основах. Во вторых случаях обязанности, связанные с проведением экспертных заключений и подготовкой законодательных актов, исполняют специальные правовые отделы, бюро, департаменты и др., которые зачастую имеют совещательный характер, но не обладают самостоятельным обособленным статусом. Законотворческая работа в отдельных государствах - членах Европейского союза в большинстве случаев отличается тщательной регламентацией и строгой формализацией. В значительной степени данное утверждение относится не только к проведению нормотворческих процедур, но и к формам законодательных актов. В том числе важно отметить, что экспертное сопровождение зарубежной законодательной деятельности является одной из самых творческих и трудоемких стадий нормотворческого процесса в большинстве государств -членов Европейского союза.
К сожалению, учитывая рамки настоящей статьи, автору удалось лишь фрагментарно обозначить проведение правовых экспертиз в рамках зарубежного законотворческого процесса в отдельных государствах - членах Европейского союза. Есть в этих странах как свои плюсы, так и минусы, но тот факт, что «за последние двадцать лет нового тысячелетия большинство из них занимали ведущие места в международных авторитетных рейтингах среди благополучных государств по качеству жизни и верховенству права, дает все основания утверждать, что во многом это обеспечивает последовательная конституционно-правовая государственная политика, связанная с воплощением различных конституционных норм в жизнь общества» [14].
В заключение хотелось бы отметить, что экспертная деятельность всё больше начинает играть основную роль в законодательных процессах значительной части стран мира, в том числе и в отдельных государствах Европейского союза. Она способствует грамотному и четкому оформлению законодательных проектов; урегулированию их правовых основ; избежанию всевозможных коллизий не только на внутригосударственном, но и на международном уровне; соблюдению необходимых форм нормативных правовых актов; выдерживанию их структуры, содержания и др. Как показало проведенное исследование, госу-
дарствами Европейского союза четко определена необходимость деятельности, связанной с проведением экспертных анализов законодательных проектов, что в достаточной степени подтверждается закрепленными в законодательстве большинства государств правовыми основами проведения различных видов экспертной деятельности.
Список источников
1. Беккария Ч. О преступлениях и наказаниях. М.: Инфра-М, 2004. 184 c.
2. Кобец П. Н. Правовое регулирование возмещения преступного вреда в государствах англосаксонской правовой системы и необходимость использования их опыта в отечественной законотворческой деятельности // Виктимология. 2021. Т. 8, № 1. С. 79-88.
3. Пинчук Л. В. Криминологическая экспертиза законопроектов: дис. ... канд. юрид. наук / Моск. ун-т МВД РФ. М., 2011. 227 с.
4. Татишвили Т. М. Международный опыт экспертного обеспечения законотворчества // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 1. С. 57-63.
5. Комаров С. А. Нормография: теория и методология нормотворчества: учеб.-метод. пособие / под ред. Ю.Г. Арзамасова. М.: Академический проект, 2007. 560 с.: [рецензия] // Государство и право. 2008. № 6. С. 125-126.
6. Фадеев В. И. Конституционное право. М., 2016. 272 с.
7. Кокотова М. А. Государственный совет Франции как орган конституционного контроля // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 6 (43). С. 1084-1089.
8. Кобец П. Н. Положительный опыт и основы государственной политики Французской Республики в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков // Вестник развития науки и образования. 2017. № 3-4. С. 4-12.
9. Кобец П. Н. Основные направления борьбы с наркопреступностью в Испании // Научный портал МВД России. 2018. № 1 (41). С. 126-131.
10. Collinson P. Finland is the happiest country in the world, says UN report. 14 March, 2018. URL: https://is.muni.cz/el/1490/jaro2018/LC_ELFSS/um/tuesday/WS_6_Finland-is-the-happiest-country-in-the-world-Upp.pdf (дата обращения: 02.09.2021).
11. Finnish Council of Regulatory Impact Analysis // Annual Review. 2019. URL: https://julkaisut.valtioneuvosto.fi/handle/10024/162166 (дата обращения: 15.07.2021).
12. Finnish Council of Regulatory Impact Analysis. URL: https://vnk.fi/en/council-of-regulatory-impact-analysis (дата обращения: 02.09.2021).
13. Kobets P. N. Legislative basis of the republic of Finland to reduce the demand for drugs and counter their trafficking // Russian Journal of Legal Studies. 2019. Vol. 6, no. 1. P. 132-141.
14. Лучшие страны Европы. URL: https://tenbest.ru/luchshie-strany-evropy/ (дата обращения 02.08.2021).
References
1. Bekkariia Ch. O prestupleniiakh i nakazaniiakh [On Crimes and Punishments]. Moscow, Infra-M, 2004, 184 p. (In Russ.).
2. Kobets P. N. Pravovoe regulirovanie vozmeshcheniia prestupnogo vreda v gosudarstvakh an-glosaksonskoi pravovoi sistemy i neobkhodimost' ispol'zovaniia ikh opyta v otechestvennoi zakonotvor-cheskoi deiatel'nosti [Legal regulation of compensation for criminal harm in the states of the Anglo-Saxon legal system and the need to use their experience in domestic lawmaking]. Viktimologiia. 2021, vol. 8, no. 1, pp. 79-88. (In Russ.).
3. Pinchuk L. V. Kriminologicheskaia ekspertiza zakonoproektov [Criminological examination of bills]. Candidate's thesis. Moscow, Mosk. un-t MVD RF, 2011, 227 р. (In Russ.).
4. Tatishvili T. M. Mezhdunarodnyi opyt ekspertnogo obespecheniia zakonotvorchestva [International experience of expert support of lawmaking]. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2015, no. 1, pp. 57-63. (In Russ.).
5. Komarov S. A. Normografiia: teoriia i metodologiia normotvorchestva [Normography: Theory and Methodology of Rulemaking]. Moscow, Akademicheskii proekt, 2007, 560 р. (In Russ.).
6. Fadeev V. I. Konstitutsionnoe pravo [Constitutional law]. Moscow, 2016, 272 p. (In Russ.).
7. Kokotova M. A. Gosudarstvennyi sovet Frantsii kak organ konstitutsionnogo kontrolia [The Council of State of France as an organ of constitutional control]. Aktual'nye problemy rossiiskogo prava. 2014, no. 6 (43), pp. 1084-1089. (In Russ.).
8. Kobets P. N. Polozhitel'nyi opyt i osnovy gosudarstvennoi politiki Frantsuzskoi Respubliki v sfere protivodeistviia nezakonnomu oborotu narkotikov [Positive experience and foundations of the state policy of the French Republic in the field of combating drug trafficking]. Vestnik razvitiia nauki i obra-zovaniia. 2017, no. 3-4, pp. 4-12. (In Russ.).
9. Kobets P. N. Osnovnye napravleniia bor'by s narkoprestupnost'iu v Ispanii [The main directions of the fight against drug crime in Spain]. Nauchnyi portal MVD Rossii. 2018, no. 1(41), pp. 126-131. (In Russ).
10. Collinson P. Finland is the happiest country in the world, says UN report. 14 March, 2018. URL: https://is.muni.cz/el/1490/jaro2018/LC_ELFSS/um/tuesday/WS_6_Finland-is-the-happiest-country-in-the-world-Upp.pdf (дата обращения: 02.09.2021).
11. Finnish Council of Regulatory Impact Analysis // Annual Review. 2019. URL: https://julkaisut.valtioneuvosto.fi/handle/10024/162166 (дата обращения: 15.07.2021).
12. Finnish Council of Regulatory Impact Analysis. URL: https://vnk.fi/en/council-of-regulatory-impact-analysis (дата обращения: 02.09.2021).
13. Kobets P. N. Legislative basis of the republic of Finland to reduce the demand for drugs and counter their trafficking // Russian Journal of Legal Studies. 2019. Vol. 6, no. 1. P. 132-141.
14. Luchshie strany Evropy [The best countries in Europe]. (In Russ.). Available at: https://tenbest.ru/luchshie-strany-evropy/ (accessed: 02.08.2021).
Информация об авторе П. Н. Кобец - доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник, Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России.
Information about the author P. N. Kobets - Doctor of Juridical Science, Professor, Chief Researcher, Russian Research Institute of Ministry of Internal Affairs of Russia.
Статья поступила в редакцию 18.05.2022; одобрена после рецензирования 31.05.2022; принята к публикации 31.05.2022.
The article was submitted 18.05.2022; approved after reviewing 31.05.2022; accepted for publication 31.05.2022.