Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЖЕНЩИНЫ В СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НОРМ ИСЛАМА И РОССИЙСКОГО ПРАВА'

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЖЕНЩИНЫ В СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НОРМ ИСЛАМА И РОССИЙСКОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
91
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ СТАТУС ЖЕНЩИНЫ / БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ИСЛАМ / ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Симонова Марина Анатольевна, Турко Татьяна Николаевна

В статье авторами проведен сравнительный анализ правового статуса женщины в семейных отношениях, регламентированного нормами российского законодательства и нормами исламской религии, а также выявлены ограничения, связанные с выполнением женщиной определенных брачных обязательств и ее роль в брачно-семейных отношениях. Представлены сходства и различия норм российского права и мусульманского права в условиях заключения брака, его расторжения и специфики прав и обязанностей супругов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE LEGAL STATUS OF WOMEN IN FAMILY RELATIONS: A COMPARATIVE ANALYSIS OF THE NORMS OF ISLAM AND RUSSIAN LAW

In the article, the authors conducted a comparative analysis of the legal status of a woman in family relations, regulated by the norms of Russian legislation and the norms of the Islamic religion, and also identified restrictions associated with the fulfillment of certain marital obligations by a woman and her role in marital and family relations. The similarities and differences between the norms of Russian law and Muslim law in the conditions of marriage, its dissolution and the specifics of the rights and obligations of spouses are presented.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЖЕНЩИНЫ В СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НОРМ ИСЛАМА И РОССИЙСКОГО ПРАВА»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_2_41 УДК 340.1

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЖЕНЩИНЫ В СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НОРМ ИСЛАМА И РОССИЙСКОГО ПРАВА Features of a woman's legal status in family relations: a comparative analysis of the norms of islam and russian law

СИМОНОВА Марина Анатольевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин юридического факультета Владимирского юридического института ФСИН России.

600020, Россия, Владимирская обл., г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, 67е. Е-mail: m.a.voronkova@mail.ru;

ТУРКО Татьяна Николаевна,

курсант юридического факультета Владимирского юридического института ФСИН России. 600020, Россия, Владимирская обл., г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, 67е. Е-mail: tatiana.turko886@mail.ru;

Simonova Marina Anatolyevna,

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of State and Legal Disciplines of the Faculty of Law VUI of the Federal Penitentiary Service of Russia.

600020, Russia, Vladimir region, Vladimir, Bolshaya Nizhegorodskaya str., 67e. E-mail: m.a.voronkova@mail.ru;

Turko Tatiana Nikolaevna,

cadet of the Faculty of Law VUI of the Federal Penitentiary Service of Russia. 600020, Russia, Vladimir region, Vladimir, Bolshaya Nizhegorodskaya str., 67e. E-mail: tatiana.turko886@mail.ru

Краткая аннотация: В статье авторами проведен сравнительный анализ правового статуса женщины в семейных отношениях, регламентированного нормами российского законодательства и нормами исламской религии, а также выявлены ограничения, связанные с выполнением женщиной определенных брачных обязательств и ее роль в брачно-семейных отношениях. Представлены сходства и различия норм российского права и мусульманского права в условиях заключения брака, его расторжения и специфики прав и обязанностей супругов.

Abstract: In the article, the authors conducted a comparative analysis of the legal status of a woman in family relations, regulated by the norms of Russian legislation and the norms of the Islamic religion, and also identified restrictions associated with the fulfillment of certain marital obligations by a woman and her role in marital and family relations. The similarities and differences between the norms of Russian law and Muslim law in the conditions of marriage, its dissolution and the specifics of the rights and obligations of spouses are presented.

Ключевые слова: правовой статус женщины; брачно-семейные отношения; ислам; права и обязанности супругов.

Keywords: legal status of a woman; marital and family relations; Islam; rights and obligations of spouses.

Дата направления статьи в редакцию: 14.01.2022

Дата публикации: 28.02.2022

Проблема правового статуса женщины получила особую актуальность в XVIII веке, когда Абигейла Смит Адамс выступила против того, что женщины не принимают никакого участия в политической, социальной и культурной жизни общества. С древних времен женщина должна была считаться с мнением мужчины, начиная с самого рождения, когда она была подвластна отцу, а после вступления в брак попадала под власть супруга. Она не имела права участвовать в жизни государства, получать образование, а могла лишь растить детей и оберегать домашний очаг. Иными словами, женщина не имела прав ни в различных сферах государственной жизни, ни в семейных отношениях. Подобная ситуация возникала лишь в ряде государств как правило, вследствие их вероисповедания или изменяющегося законодательства. Данную проблему рассмотрим на примере анализа Российского права и мусульманского права, основанного на религии ислам.

Под брачно-семейными отношениями следует понимать отношения между членами семьи, урегулированные нормами семейного права. В большинстве арабских странах ислам является государственной религией и поэтому именно его нормы лежат в основе действующего законодательства, и семейное право не является исключением.

В Коране - священной книге мусульман, указано, что мужчина по своему положению в мусульманском обществе находится на ступень выше женщины, а значит имеет больше прав: «Мужья — попечители [своих] жен, поскольку Аллах дал одним людям преимущество перед другими и поскольку мужья расходуют [на содержание жен] средства из своего имущества. Добродетельные женщины преданы [своим мужьям] и хранят честь, которую Аллах велел беречь. А тех жен, в верности которых вы не уверены, [сначала] увещевайте, [потом] избегайте их на супружеском ложе и, [наконец], побивайте. Если же они повинуются вам, то не обижайте их» (4:34). Из рассмотренного можно сделать вывод о том, что мужчины не только имеют превосходство над женщиной, но и могут причинять ей вред как физический, так и моральный путем нанесения побоев. При этом в действующем уголовном законодательстве, к примеру ОАЭ, в ст.53 Уголовного кодекса Объединенных Арабских Эмиратах закреплено, что женщины и дети, подвергшиеся бытовому насилию со стороны мужа или отца, имеют право обратиться в суд, но только в том случае, когда совершенное над ними насилие превышает установленные нормы Шариата [6].

Вместе с нормами Корана, каждый мусульманин обязан соблюдать нормы Шариата, так как в нем закреплены юридические нормы, нравственные принципы и правила поведения для каждого человека. Все современное законодательство исламских государств создано на осно-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 2(206)

ве религиозных норм и предписаний, указанных в священных книгах. В Шариате содержатся права и обязанности мужчины и женщины, которые и регламентируют права и обязанности супругов в исламских семьях.

Для вступления в брачные отношений невеста и жених должны пройти четыре этапа. Первый этап - сватовство или хитба, жених или его доверенное лицо делает предложение и договаривается об имуществе с отцом или опекуном невесты, при этом жених может посмотреть на свою будущую жену, что не является нарушением установленных правил, что каждая мусульманка обязана носить абайю и хиджаб, скрывающие тело и лицо, оставляя открытыми лишь глаза. После этого на втором этапе невеста переходит в дом жениха - зифаф. На третьем этапе происходит свадебное торжество, оглашается, подписанный супругами брачный договор (сига) и выплачивается махр. Затем, на заключительном четвертом этапе происходит вступление в брак (никах) и только после этого брак считается заключенным.

Для заключения брака с позиции исламской религии необходимо соблюдение следующих условий:

1) Отсутствие родственных связей между брачующимися, желательно чтобы их возраст и социальное положение были равны;

2) Продолжительность брака не ограничена временными рамками;

3) Присутствие опекуна со стороны невесты;

4) Присутствие свидетелей;

5) Публичное оглашение брачного союза;

6) Выплата махры - свадебного подарка от жениха невесте;

7) Отсутствие ихрама - духовное состояние человека, совершающего хадж (паломничество) как у опекуна, так и у брачующихся;

8) Гласность брачного союза, т.е между женихом и свидетелями не должно быть тайн.

9) Отсутствие у вступающих в брак медицинский противопоказаний (смертельные болезни, бесплодие со стороны женщины и

другие);

10) Добровольность заключения брака.

Также по религиозным канонам разрешен развод (талак), с разрешения суда. При расторжении брака женщина уходит из семьи с тем имуществом, с которым она была принята в семью мужа. При бракоразводном процессе существует отличительная особенность, характерная только для ислама, она заключается в том, что после получения развода женщина не может снова выйти замуж на протяжении четырех месяцев и десяти дней (идда), а также если она беременна, то повторное вступление в брак для нее возможно после рождения ребенка.

В соответствии с Всеобщей Исламской декларацией прав человека женщина имеет равные права с мужчиной, но с условием выполнения ею своих семейных обязанностей и соблюдении исламской этики [3].

На протяжении многих столетий в исламской семье признан патриархальный уклад, где женщине принадлежит роль матери и жены, а вместе с тем хранительницы домашнего очага, а мужчина - глава семьи, обязан обеспечивать семью. Также исламская религия разрешает полигинию, в связи с чем мужчинам разрешено жениться на четырех женщинах, при этом в его обязанность входит содержание каждой из них в равных условиях.

В обществе существует стереотип о том, что женщина в исламской семье является рабыней, не пользуется уважением у других членов семьи и не имеет прав, но в реальности это не так. Среди многих наставлений в исламе, которых мусульмане строго придерживаются до настоящего времени, - особое отношение к матери. Уважение, с которым мусульмане относятся к своим матерям, общеизвестно. Особенно теплые отношения между мусульманской матерью и ее детьми и то глубокое уважение, которое проявляют мужчины - мусульмане к своим матерям, поражают людей на Западе [5]. Особо красноречиво роль и место матери в жизни человека описаны Пророком Мухаммадом: «Один человек спросил Пророка: «Кого я должен уважать в первую очередь?» Пророк ответил: «Мать». «А кого потом?», - спросил человек. «Мать», - ответил Пророк. «А кого после нее?» «Мать». «А после этого?» - спросил человек. «Отца» [4].

Так как и мужчина и женщина в исламской семье имеют права, то у женщины есть возможность трудоустроиться с разрешения своего супруга или махрама - близкого родственника, за которого женщина не может выйти замуж по причине их родства, но имеет право оставаться с ним наедине и отправляться в путешествия, но с условием того, что это не будет ей мешать справляться со своими семейными обязанностями. Чаще всего женщинам-мусульманкам разрешено заниматься бизнесом, работать в сфере здравоохранения, образования, культуры и с недавних пор принимать участие в политике. В качестве примера таких женщин можно привести Айшат Кадырову, которая является дизайнером и руководителем такого бренда российской одежды как «Firdaws». Другими яркими примерами успешных мусульманок, женщин-политиков являются: королева Иордании Рания, Мегавати Сукарнопутри, Беназир Бхутто, Тансу Чиллер - женщины, занимающие посты президента и премьер-министра, первая в мире судья женщина-мусульманка Каролен Валкер Диалло и др.

Так же как и в мусульманских семьях, в традиционных русских семьях был принят патриархальный уклад, где роль женщины сводилась к ведению домашних дел: воспитанию детей, поддержанию домашнего быта, приготовлению пищи и т.д., а мужчина являлся главой семьи, который обязан обеспечить семью всем необходимым. Но с развитием гражданского общества и демократизации российского законодательства произошло усиление социальной роли и правового статуса женщины, а вместе с этим она обретает свободу, независимость, равноправие и даже власть. Так в ст.19 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) провозглашено: «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств...Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации» [1]. Стоит разобраться сохраняется ли данный принцип рав-

ноправия в семейных отношениях?

Семейные отношения регулируются Семейным и Гражданским кодексами Российской Федерации, при этом они не должны противоречить Конституции РФ, а значит не могут нарушать гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина. В ч.4 ст.1 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) закреплено: «Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности» 2]. Исходя из данной формулировки, следует заметить важную особенность - дискриминация прав и свобод человека и гражданина возможна по половому признаку, значит, такому риску подвержены как мужчины, так и женщины. Но из-за гендерных особенностей человека дискриминации в брачно-семейных отношениях в большей степени подвержены женщины, так как физически мужчины сильнее и психически устойчивее.

В российском семейном законодательстве закреплено, что семейные вопросы решаются супругами совместно, исходя и принципа равенства. У женщины, состоящей в брачно-семейных отношениях, согласно нормам российского права, в отличие от женщины в мусульманской семье нет ограничений в свободе места жительства, в выборе профессии, в выборе рода занятий, в ношении одежды, она не нуждается в разрешении своего супруга для своего передвижения, посещения медицинских и образовательных учреждений.

Следующим отличием российского семейного права от норм мусульманского права являются условия заключения брака и его расторжения. Для регистрации брака необходимо соблюдение следующих обязательных условий:

1) Брачующиеся не являются близкими, полнородными и не полнородными родственниками, а также не являются усыновителями и усыновленными;

2) Добровольное согласие сторон для вступления в брак;

3) Брачующиеся достигли брачного возраста;

4) Лица, вступающие в брачные отношения, являются дееспособными.

Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет, но при наличии уважительных причин органы местного самоуправления вправе разрешить вступать в брак в шестнадцатилетнем возрасте и даже до достижения шестнадцати лет (в виде исключения с учетом особых обстоятельств), а для регистрации брака достаточно согласия брачующихся (хотя возможны различия регионального законодательства для лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста).

Помимо отличительных особенностей норм ислама и российского права в сфере регулирования семейных отношений, у них имеются общие черты: при расторжении брака дети остаются с одним из родителей с правом общения с другим по решению суда. Совместно нажитое имущество делится пополам, не зависимо от того на финансы кого из супругов оно было приобретено, личные вещи и имущество до брака принадлежит тому супругу чьим оно является.

Проанализировав проблему семейных отношений и особенности правового статуса женщины в семейных отношениях в рамках исламской религии и российского права можно сделать вывод о том, что действующие нормы ислама предоставляют женщине большой круг прав и обязанностей, но вместе с тем существует достаточное количество ограничений, а значит у женщин в исламском обществе правовой статус заметно ниже. Что касается Российского государства, оно является светским, а потому семейные отношения, как и любые другие правовые отношения, основаны на нормах законодательства, в первую очередь, Конституции РФ, закрепляющей равный правовой статус мужчины и женщины.

Библиогра фия:

1. Конституция Российской Федерации: [принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.: с учетом поправок, внес. законами Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, 5 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ, 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ, 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 31, ст. 4398.

2. Семейный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 29.12.1995 N 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996. — № 1. — С. 16.

3. Всеобщая исламская декларация прав человека (Принята 19 сентября 1981 года Исламским советом Европы в Париже) // https://kavkaznasledie.ru/?p=772 (дата обращения 30.12.2021г).

4. Джовбатырова З.Р. Мусульманская женщина в политике // https://school-science.ru/3/5/33531 (дата обращения 21.12.2021 г).

5. Кулуева Ф., Расулова М. Женщина в исламе: традиции и современность // Вестник науки и образования. — 2019. — №5. — С. 27—31.

6. Изменение положений Уголовного кодекса ОАЭ // https://advokat-sazonov.ru/ru/press/news/izmeneniya-polozheniy-ugolovnogo-kodeksa-oae-i198/ (дата обращения 12.01.2022г).

References (transliterated):

1. Konstituciya Rossijskoj Federacii: [prinyata vsenar. golosovaniem 12 dek. 1993 g.: s uchetom popravok, vnes. zakonami Ros. Federacii o popravkah k Konstitucii Ros. Federacii ot 30 dek. 2008 g. № 6-FKZ, 30 dek. 2008 g. № 7-FKZ, 5 fevr. 2014 g. № 2-FKZ, 21 iyulya 2014 g. № 11-FKZ, 14 marta 2020 g. № 1-FKZ] // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. - 2014. - № 31, st. 4398.

2. Semejnyj kodeks Rossijskoj Federacii: Feder. zakon ot 29.12.1995 N 223-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF, 01.01.1996. — № 1. — S. 16.

3. Vseobshchaya islamskaya deklaraciya prav cheloveka (Prinyata 19 sentyabrya 1981 goda Islamskim sovetom Evropy v Parizhe) // https://kavkaznasledie.ru/?p=772 (data obrashcheniya 30.12.2021g).

4. Dzhovbatyrova Z.R. Musul'manskaya zhenshchina v politike // https://school-science.ru/3/5/33531 (data obrashcheniya 21.12.2021g).

5. Kulueva F., Rasulova M. ZHenshchina v islame: tradicii i sovremennost // Vestnik nauki i obrazovaniya. — 2019. — №5. — S. 27—31.

6. Izmenenie polozhenij Ugolovnogo kodeksa OAE // https://advokat-sazonov.ru/ru/press/news/izmeneniya-polozheniy-ugolovnogo-kodeksa-oae-i198/ (data obrashcheniya 12.01.2022g).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.