Научная статья на тему 'Полигамия в брачном праве ислама и России (перспективы сближения позиций)'

Полигамия в брачном праве ислама и России (перспективы сближения позиций) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
602
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИСЛАМСКОЕ ПРАВО / ИСЛАМСКИЙ БРАК / СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО / СЕМЕЙНОЕ ПРАВО / БРАЧНОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гавриш И.

В статье рассматривается вопрос полигамии в исламском браке и соотношение этого положения со светским правом. Автор подчеркивает, что с позиции семейного права государства исламский полигамный брак по отношению к другим женам, кроме той, с которой брак заключен как по нормам ислама, так и по российскому праву, допускающему только моногамию, будет выступать как фактический брак. Такой брак не имеет юридических последствий, в отличие от гражданского брака, зарегистрированного государством. «Религиоведение», Благовещенск, 2015 г., № 1, с. 139-147.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Полигамия в брачном праве ислама и России (перспективы сближения позиций)»

20. Туран А.Н. Черты повседневного быта народа Крыма (XVII-XVIII вв.) // Культура народов Причерноморья. № 43. - Симферополь, 2002.

21. Шертная клятва на Коране // Ислам на Нижегородчине: Энциклопедический словарь. - Н. Новгород: ИД «Медина», 2007.

22. Юзефович Л .А. «Как в посольских обычаях ведется...» - М.: Международные отношения, 1988.

23. Acta Histórica res gestas Poloniae illustrantia.Vol. II: Pisma do wieku i spraw Jana Sobieskiego. Wyd. F. Kluczycki. T. 1. Cz. I. - Kraków, 1880.

24. Bergne P. Review of Galina Emelianova. Russia and Islam: A Historical Survey // Journal of Islamic Studies. 2005. Vol. 16.

«Ислам в современном мире», М., 2016 г., т. 12, № 2, с. 81-91.

И. Гавриш,

аспирант кафедры философии религии

и религиоведения философского факультета

(МГУ им. М.В. Ломоносова)

ПОЛИГАМИЯ В БРАЧНОМ ПРАВЕ ИСЛАМА

И РОССИИ

(Перспективы сближения позиций)

Аннотация. В статье рассматривается вопрос полигамии в исламском браке и соотношение этого положения со светским правом. Автор подчеркивает, что с позиции семейного права государства исламский полигамный брак по отношению к другим женам, кроме той, с которой брак заключен как по нормам ислама, так и по российскому праву, допускающему только моногамию, - будет выступать как фактический брак. Такой брак не имеет юридических последствий, в отличие от гражданского брака, зарегистрированного государством.

Ключевые слова: исламское право, исламский брак, светское государство, семейное право, брачное право.

В России второй по численности религиозной традицией является ислам1. При этом в современной мусульманской общине происходит рост объема культовой деятельности, прежде всего в области исламской свадебной обрядности и брака (никях2).

Семейный кодекс РФ3 (ст. 14; далее СК РФ) допускает только моногамный брак - препятствием к браку будет нахождение в ранее заключенном браке.

Ранее Российская империя только лишь в начале XX в.4 признала право (законодательно, а фактически и ранее с этой практикой мирилась) за народами не православного (в том числе исламского) исповедания совершать обряд брака по своим обычаям. Характеризуя установленные нормы, Г.Ф. Шершеневич писал: «Наше законодательство для всех устанавливает моногамию (Свод законов гражданских ст. 20, 62 ч. 1 т. X), в виде исключения допускается многоженство [полигинию. - И. Л] для магометан (ст. 92-97 ч. 1 т. X, Улож. о наказ., ст. 1558)»5.

В доисламские времена в Аравии существовало несколько форм брака, как следует из хадиса аль Бухарию и Абу Дауда, одна из этих форм брака ничем не отличалась от той, которая позже была принята в исламе, - вначале мужчина сватался к подопечной какого-нибудь человека, они договаривались о размере брачного дара жениха, и лишь после этого происходило бракосочетание6.

Положения о браке в исламе были сформулированы на заре его становления: «Нормы фикха, регулирующие вопросы брака, были глубоко и детально разработаны уже в первые два столетия исламской истории, т.е. в УП-УШ вв. н.э., проистекающие из последнего Откровения Единого Бога и пророческого Предания (Сунны) установления о браке были детально разработаны выдающимися богословами и факихами (правоведами), основателями богословско-правовых школ Ислама имамами Абу-Ханифой, Маликом, аш-Шари'и и Ахмадом ибн Ханбалем, а также аль-Авза'и, ан-Наза'и и другими учеными»7. Существует и другое видение на источники мусульманского брачного права, некоторые ученые «признавая Коран, Сунну, иджму и кияс в качестве основных источников права в УII-XШ вв., утверждают, что начиная с К—К вв., эта роль перешла к доктрине, созданной школами мусульманского права»8. В XIX в. Кадри-паша на основе положений ханафитского толка подготовил фундаментальный труд - кодекс «Нормы шариата по личному статусу», в котором систематизировал брачно-семейные предписания ислама, его положения были позже внедрены в законодательства многих исламских государств. В современном мире предпринимались попытки на международном уровне кодифицировать положения исламского брачно-семей-ного права9. Но положения созданного Исламского брачно-семейного кодекса учеными из разных стран исламского мира в 70-е годы XX в. по разным причинам не были внедрены в государственное законодательство исламских стран.

В исламе различают несколько форм брака: никах доим (брак постоянный), никах мют'е (или мат'е (брак временный) и никах кенизон или имо (брак невольников).

«Мусульманское брачное право... это целый свод нравственных определений и постулатов должной морали, - отмечает З.Б. Увайсов, - целая колея запретов и рекомендаций, огромное количество правил и установлений, создающих специфическую правовую основу института брака для большинства современных мусульманских стран»10. В исламе брак считается договором («обоюдным договором», «гражданским действием»11), который заключается во время бракосочетания ['акд аз завадж - араб. «соединение», «объединение», а слово «никях» является синонимом «ват'у» («совокупление»)]12, только после заключения брачного договора разрешается иметь половую близость. А. Рахмонов так определяет понимание исламского термина «никях (никах)»13, обозначающего совершения брака: «Никах, завадж, 'урс (араб.) -брак, заключенный в соответствии с положениями ал-Фикха; фактическое вступление в супружеские отношения; завершающий этап брачной церемонии, после чего брак, который мог быть формально заключен задолго до этого, считается свершенным»14. Возникает вопрос: под браком как процессом создания семьи следует употреблять термин «завадж» или, как того придерживается большинство авторов, «никях»? Противоречия в действительности нет, в исламе под термином «никях» подразумевают брак как длящееся событие - длящиеся неизбежно в браке половые отношения, которые санкционированы правом. В то же время, по мнению Б. Мар-гинани, «в юридическом языке словом [никах] обозначается особого рода частный договор, имеющий своей целью узаконить деторождение»15.

Как следует из постановления Совета исламской академии правоведения (фикха), «основополагающим положением при заключении брака является намерение супругов сохранить его на долгий срок, создать прочную семью, исключение составляют лишь те случаи, когда брак прекращается волею внешних обстоятельств»16. Ислам допускает только законное сожительство: «ислам отвергает любые другие формы семьи. находящиеся вне пределов шариата формы сожительства между мужчиной и жен-щиной»17.

Согласно п. 2 ст. 1 СК РФ и п. 1 ст. 10 СК РФ законным по государственному семейному праву признается только брак, заключенный в загсе. Но закон отдельно говорит о действительно-

сти браков, совершенных по религиозному обряду в период Великой Отечественной войны на оккупированной территории (п. 7 ст. 169 СК РФ). Местность, где традиционно проживали народы, исповедующие ислам (территория Северного Кавказа), была под немецкой оккупацией около полугода. Таким образом, те браки, которые были совершены по религиозному обряду и состоялись в этот период, даже если они были полигамными, с точки зрения ныне действующего СК РФ должны считаться законными. Однако в последующий советский период вряд ли такие полигамные браки могли бы существовать открыто, а главное законно, так как препятствием к браку по закону являлось нахождение человека в ранее зарегистрированном или незарегистрированном браке18. Отсюда необходимо сделать вывод, что в настоящее время действующее законодательство должно признавать полигамные браки (разрешенные в исламе) по отношению к этой группе населения, но подобных примеров в литературе мы не встречали. Данная норма в большей мере распространялась на европейскую часть СССР, где традиционно проживали христиане, придерживающиеся моногамии.

Ислам разрешает по кораническому положению мужчине вступать в брак одновременно с четырьмя женами. Исходя из принципов исламского права (фикха) и исторической практики, выделяют, по мнению Ш.Р. Аляутдинова, следующие условия, при которых возможно заключение нового брака с новой женой, оставаясь в браке с прежней женой (прежними женами): бесплодие или неспособность к деторождению первой жены; условия военного или послевоенного времени, когда число незамужних женщин и вдов превосходит число мужчин; чтобы избежать греха прелюбодеяния в условиях чрезмерной сексуальной активности мужчи-ны19. У приверженцев суннитского направления ислама (преобладающего в России) дозволяется иметь только четыре жены, как устанавливает Коран. У шиитов разрешен временный брак (завадж аль-мут'а; сокр., мут'а, или сийга), он допускается джа'фаритским (имамитским) масхабом (распространен в Иране). Для временного брака при его заключении требуется соблюсти два условия: оговорить срок брака (от одного дня до нескольких лет) и должен быть решен вопрос о приданом20 (махр - брачный подарок, который муж предоставляет жене после заключения брака, восходит к доисламскому периоду, аналогов в светском праве не имеет). Мужчина одновременно может иметь несколько десятков таких браков,

женщина же лишь один, и самостоятельно выйти из него она не может.

Коран гласит: «Если Вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь донной или невольницами, которыми овладели ваши десницы. Это ближе к тому, чтобы избежать несправедливости (или бедности)» (Коран 4, 3) . Современные представители российского ислама осторожно высказываются о допускаемом полигамном браке в исламе. Так, по мнению Ш. Р. Аляутдинова, «Священный Коран, определяя единобрачие как основу супружеского союза, в то же время допускает возможность повторных [одновременных] браков, оговаривая это соответствующими условиями и строго ограничивая количество браков четырьмя. Ислам не призывает к многоженству, но, учитывая возможные объективные и субъективные обстоятельства, предлагает гибкий механизм регулирования некоторых проблем»22. Представители российского ислама при этом советуют при заключении исламского брака соблюдать закон государства (это следует из ответа на вопрос жительницы Киргизстана, где государством признается только моногамный брак)23, возможно давая данный совет, они предполагают, что в новых условиях только государство может гарантировать права жены и детей в случае развода или недостаточного материального обеспечения мужем жены в период брака. Но так ли едино сегодня мнение на этот вопрос представителей российского ислама? Конечно, нет.

Высказывание Н.Е. Торноу о российской практике исламского полигамного брака, сделанное им около полутораста лет назад, как нельзя актуально звучит сегодня, в новых условиях, когда общество вновь разделено на богатых и бедных. Он писал: «Мусульманское право ставит преграду многоженству, подчиняя иное материальным средствам мужчины, и в действительности многоженство между мусульманами существует только в высших слоях общества, между людьми богатыми и достаточными. В массе народа [исповедующего ислам] многоженство встречается редко»24.

В наше время полигамия в различных исламских странах имеет разную степень реализации: «В законодательстве большинства современных исламских стран это правило [о полигамии] сохранено, хотя в некоторых из них, где традиции светского права менее сильны, закон вообще не устанавливает каких-либо ограничений для полигамии»25. В некоторых исламских странах вовсе

отказались от полигамии, например Тунис и Народно-Демократическая Республика Йемен. Их брачно-семейные законодательства отказываются от ряда основополагающих институтов мусульманского права. Например, в Тунисе законодательно запрещена полигамия, а Семейный кодекс НДРЙ в 1974 г., по существу, наделил женщину равными правами с мужчинами в семейных отношениях26. Но существуют государства, законодательные положения которых предусматривают реализацию брачного права как по светскому праву (предусматривающему моногамию), так и по мусульманскому (допускающему полигамию). Такой своего рода компромисс реализован в Танзании, где население континентальной части составляют христиане или язычники, а островной - мусульмане, где могут заключать моногамные и полигамные браки. Закон Танзании о семейном праве (1971), руководствуясь принципом свободы воли, желанием обоих супругов и при соблюдении ряда условий (религиозных - если один из супругов перестал быть христианином, процессуальных), разрешает переходить от моногамии к полигамии и наоборот. Препятствия и условия заключения брака для всех устанавливаются одинаковые. При разводе суд не руководствуется конфессиональными (исламскими) нормами, предусматривающими односторонний отказ мужа от жены, гражданский развод основан на принципе равноправия супругов27. Таким образом, мы наблюдаем, что ряд стран, население которых традиционно исповедует ислам, склоняются к моногамии. Только ли это происходит под влиянием права, культуры стран, исповедующих моногамию, или это есть следствие внутренней эволюции взглядов правящих элит и (или) религиозных лидеров?

При этом положения Корана, как известно, не подлежат изменению, их можно только трактовать. Какая из школ каждого из мазхабов в период формирования новых толкований будет иметь непререкаемый авторитет, чтобы ее установления были восприняты беспрекословно? В настоящее время, даже если отпали обстоятельства, обусловливающие возникновение полигамии, возможно ли неприменение этого канонического положения, основываясь на другом положении Корана? Есть ли иной выход, не отменяющий каноническое положение о полигамии, но на основании других канонических положений допускающий ее в исключительных случаях или предполагающий полный отказ от нее? Коран гласит: «Вы не сможете относиться к женам одинаково справедливо даже при сильном желании. Не наклоняйтесь же полностью

к одной, оставляя другую словно висящей (не уделяйте все внимание только одной жене, оставляя другую в таком положении, когда она, выйдя замуж, чувствует себя незамужней). Но если вы исправите положение и будете богобоязненны, то ведь Аллах - Прощающий, Милосердный» (Коран 4, 129)28. Из этих слов следует вывод о необходимости уделять должное внимание каждой из жен, а также в равной мере обеспечивать их материально. В настоящее время это не может быть реализовано с учетом современного понимания содержания термина «справедливость», «равенство». Муж может уделить достаточное внимание только одной жене. Но с позиции ислама в полигамном браке справедливое отношение ко всем четырем женам возможно. В исламе существует понятие «кисм», которое подразумевает и требует равного разделения брачного сожительства мужа между женами29.

В настоящее время ситуация в России кардинально иная (Конституцией России закреплено равенство мужчины и женщи-ны30), по сравнению с той, которая имела место во время написания Корана. В сфере брачно-семейных отношений она отличается тем, что количество детей в семье стало гораздо меньше, нежели чем в древние времена; нет таких кровопролитных войн, как были ранее с огромной потерей населения. В условиях российской действительности произошло вовлечение женщины в общественную жизнь наравне с мужчиной. Она получает то же образование и профессии, что и мужчина, и равную с ним оплату труда. Наравне с мужем жена участвует в материальном обеспечении семьи, чего не было в древности. В этих условиях можно говорить о другом, новом положении женщины в обществе, где роль ее возросла, во многом сравнявшись с положением мужчины в обществе, по сравнению с периодом времени, когда создавался Коран. Или необходимо менять российскую действительность в соответствии с исламским правом, которое сформировалось в древности и соответствовало реальности той эпохи? Коранические положения необходимо рассматривать в исторической связи со временем его написания. По мнению А. А. Меримовой, «нормативно Коран выступает в пользу равного статуса для обоих полов, на практике же он предоставляет мужчине небольшое преимущество по отношению к женщине из-за социального контекста времени, в котором он появился»31.

Формально по канонам ислама в настоящее время принцип полигамии не оспаривается. Для приверженцев ислама в Европе на основании выпускаемых фетв полигамный брак неизменно допус-

тим , хотя во многих исламских странах практика его применения носит ограниченный характер. В Иране вопрос о количестве браков, в которых мужчина может состоять одновременно, решается судом, отступление от этого положения влечет уголовную ответственность33, это, безусловно, является ограничением в практике применения многоженства.

Исламское толкование положения о полигамии в будущем будет связано с выбором пути развития, по которому пойдет ислам -догматическому или модернизированному. В России преобладают приверженцы суннитского течения ислама, будущее его мазхабов может быть разным, по мнению М.С. Арсанукаевой: «Возможны различные пути развития мусульманских, в частности суннитских мазхабов: 1) следование, как предлагают салафиты, только Корану и Сунне с последующим образованием единого мазхаба; 2) следование Корану и Сунне как главным источникам шариата и основным (четырем) мусульманским мазхабам; 3) модернизация ислама

34

и шариата в соответствии с новыми историческими реалиями» . Любой из предполагаемых путей развития будет сложным, по мнению Е.Ю. Барковской: «Не исключаются как откаты с уже взятых рубежей, так и долговременное пребывание в застойном состоя-нии»35. Будущее развитие ислама в исламских государствах и связанных с ними правовых школ неоднозначно. Остается предполагать, что в перспективе общее толкование канонов ислама будет допускать примиряющее сосуществование со светским законом неисламских государств. Такие примеры существуют, например, в виде институтов исламской экономики. Подобное развитие будет зависеть, как утверждает Л.Р. Сюкияйнен, от: «... исламской правовой культуры, от развития которой в известной степени зависит то, по какому сценарию станут в дальнейшем складываться отношения между мусульманским миром и современной цивили-зацией»36. Нам представляется неизбежным то, что общие основы существования в едином мире будут найдены. Происходит рост мировых торговых и экономических связей, информационной свободы, возрастает мобильность людей, следствием чего становится неизбежным взаимопроникновение разных культур. Необходима консолидация исламской позиции для выбора будущего пути развития - к общему мнению можно прийти в процессе свободного обсуждения, внутриконфессионального поиска. По мнению президента Всемирного исламского университета Хусейна Хамида Ха-сана, «высказывать собственное мнение - не только право, но и обязанность каждого человека перед обществом и обязанность

всей общины перед каждым человеком»37. В мирном диалоге кроется созидание будущего пути развития.

Следовательно, приходится констатировать существование в настоящее время принципиальных различий государственного и исламского брачного права.

Главным противоречием является каноническая допустимость полигамии в исламе, которая сегодня не ставится под сомнение. При этом суннитское учение о браке, приверженцев которого на территории России большинство, отвергает временный брак, допускающий брак одного мужчины с более чем четырьмя женами одновременно. Светское право провозглашает равенство в браке; с его позиции в полигамном браке нет такого равноправия как в моногамном. Исламское право не видит в полигамии неравенства.

Ключевым моментом в исламской правоприменительной практике является то, что современные духовные центры ислама находятся вдалеке от России. Если государственная власть в исламских государствах, с одной стороны, инкорпорирует нормы ислама в законы государства, с другой стороны, может их видоизменять, то влияние же российской власти на процесс правотворчества в исламе, и в частности исламский брак, ограничено. По мнению З.М. Абдулагатова, «его [ислама] духовные центры расположены вне России. Поэтому фактор внешнего влияния всегда

38

существует и осложняет взаимодействие государства с исламом» .

В вопросе о полигамии, безусловно, наблюдается конфликт светского и исламского брачного права. Но если женщина по канонам ислама добровольно вступает в полигамный брак, светский брачный закон России фактически этого запретить не может (уголовное наказание в настоящее в^емя за полигамию отсутствует, в отличие от советского времени) . При этом закон государства будет защищать права только одной женщины, находящейся с мужем в браке, зарегистрированном в загсе. Остальные жены, находящиеся в исламском браке, светским законом защищены не будут (что не распространяется на детей, если их признал муж или суд установил его отцовство). Такие фактические брачные отношения остаются вне регулирования светского правового поля, не влекут наступление взаимных прав и обязанностей, охраняемых государством. Это необходимо осознавать женщине (ее представителю) при вступлении только в исламский полигамный брак, без его регистрации в загсе. К светскому брачно-семейному праву чаще обращаются при разводе, когда встает вопрос о материальном

обеспечении бывшей жены, при отсутствии на то фактического деятельного согласия (а не только словесного) бывшего мужа. В этом случае начинает действовать закон государства.

Таким образом, мы приходим к главному выводу - государство с позиции права рассматривает исламский брак как фактические брачные отношения, которые не охраняются законом государства, но и не запрещаются.

Вся история развития ислама тесно связана с государством, которое обязывает исполнять его предписания. В исламских странах положение об имущественной стороне брака содержится в законах государства, поэтому уклониться от их выполнения невозможно. Обеспечение выполнения брачно-семейных обязательств материального и личного характера осуществляется в исламских странах посредством закона государства, так же как и в России. Но в нашей стране обязывающий к этому закон является светским, он не имеет под собой религиозной исламской основы, и верующие, состоящие только в исламском браке, не будут защищены семейным законом. В этом случае соблюдение норм ислама в отношении личного и имущественного характера будет являться только нравственной обязанностью его приверженцев. В этом есть отличие действующего закона государства от закона периода Российской империи (в ее поздний период), когда такие браки признавались государством. Принципы свободы, равенства, справедливости, заложенные в государственном брачно-семейном законодательстве, избегают деления людей по дискриминирующим признакам (расовому, национальному, религиозному, половому и т. д.), реализуя принцип равенства на деле. В исламе существует идея о моногамии как идеальном браке, а полигамия выступает в виде вынужденной меры, разрешенной исламом в исключительных случаях. Восприятие законом государства положений ислама о допустимости полигамии представляется маловероятным, но также не исключается. В развитии исламской идеи о моногамии как идеальном браке, вполне вероятно, заложены основы сближения двух правовых позиций.

Примечания

ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 1116 // Религия в жизни россиян [Электронный ресурс]. - URL: http://wciom.ru/index.php?id=268&uid=11099 (Дата обращения: 05.05.2012.)

В научной литературе равнозначно применяются термины «никах» и «никях» как варианты транслитерации арабского слова в русский текст. Семейный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/popular/family/ (Дата обращения: 16.10.2014.) См.: ст. 90, ч. 1, т. 10 Свода гражданских законов: «каждому племени и народу, не выключая и язычников» разрешалось вступать в брак по их обычаям и законам. Духовенству (имамам и раввинам) предписывалось вести метрические книги и фиксировать заключенные браки (ст. 905-911, ст. 913-921, Свода законов о состояниях Т. 9, Свода законов гражданских. Свод законов гражданских. СПб.: Русское Книжное Товарищество «Деятель», 1912). Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. - М.: Издание Бр. Башмаковых, 1915. - 264 с.

См.: Тахмаз Абд аль-Хамид. Ханафитский фикх в новом обличье. Книга четвертая. Семейно-брачные отношения (Ахвал шахсийа). Бракосочетание (никах). - Нижний Новгород: Изд. дом «Медина», 2007. - 58 с. Аляутдинов Ш.Р. Семья и ислам. - СПб.: «Диля», 2011. - 14 с. Цмай В. В. Регулирование семейно-брачных отношений мусульман правом личного статуса. - СПб.: СПбУ МВД России, 2000. - 232 с. См.: Библиотека Пашкова // Мусульманский семейный кодекс [Электронный ресурс]. - URL: http://constitutions.ru/archives/6501 (Дата обращения: 05.05.2012.)

Увайсов З.Б. Сравнительная характеристика института брака по российскому и мусульманскому праву // Сайт: Библиофонд [Электронный ресурс]. - URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=27494 (Дата обращения: 05.05.2012.) См.: Торнау Н.Е. Мусульманское право. - СПб.: Тип. 2 Отд-ния Собственной е. и. в. канцелярии, 1866. - 148 с.

См.: Тахмаз Абд аль-Хамид. Ханафитский фикх в новом обличье. Книга четвертая. Семейно-брачные отношения (Ахвал шахсийа). Бракосочетание (никах). - Нижний Новгород: Изд. дом «Медина», 2007. - 59 с. Разные авторы по-разному переводят на русский язык это слово, поэтому мы употребляем в одинаковом значении слова «никях» и «никах». Рахманов А. Исламское право. - Ташкент: «Янги аср авлоди», 2003. - 281 с. Маргинани Б. Ходия. Комментарии мусульманского права. В двух частях. Ч. I. Т. 1. Книга II. - М.: Волтерс Клувер, 2010. - 112 с.

Постановление № 23 (11/3). Постановления и рекомендации Совета исламской академии правоведения // Ответ № 16 на вопросы Международного института исламской мысли (Вашингтон), (11-16 октября 1986 г.) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.islam-love.ru/books-fikh/57postonovlenie-slam-sovet (Дата обращения: 09.12.2012.)

Пункт № 17. Постановление № 114 (12/8). Постановления и рекомендации Совета исламской академии правоведения // Об исламской декларации «Роль женщины в развивающемся исламском обществе» (23-28 сентября 2000 г.)

3

4

5

6

9

10

12

13

14

15

16

[Электронный ресурс]. - URL: http://www.islam-love.ru/booksfikh/57-postonovlenie-slam-sovet (Дата обращения: 09.12.2012.)

См.: п. а ст. 6 гл. IV Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР. 1926 [Электронный ресурс]. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc;base=ESU;n=3552 Правовая база Консультант Плюс. Доступ в будние дни с 20.00 до 24.00, праздничные и выходные дни (Дата обращения: 05.05.2012); см.: ст. 16 Кодекса о браке и семье РСФСР. 1969 [Электронный ресурс]. -URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=1831 Правовая база Консультант Плюс. Доступ в будние дни с 20.00 до 24.00, праздничные и выходные дни (Дата обращения: 05.05.2012.) См.: Аляутдинов Ш.Р. Семья и ислам. - СПб.: «Диля», 2011. - 68 c. См.: Цмай В.В. Мусульманское семейное право. - СПб.: СПбГУАП, 1998. -72 с.

Коран. Пер. смыслов [с араб.]: Кулиев Э.Р. - М.: UMMAN, 2012. - С. 127-128. Аляутдинов Ш.Р. Семья и ислам. - СПб.: «Диля», 2011. - 10 c. См.: Аляутдинов Ш.Р. Семья и ислам. - СПб.: «Диля», 2011. - 85 c. Торнау Н.Е. Мусульманское право. - СПб.: Тип. 2 Отд-ния Собственной е. и. в. канцелярии, 1866. - 149 с.

См.: Пелевин М.С. Брачно-семейное и наследственное право Исламской Республики Иран. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1998. - 9 с.

См.: Мелехин А.В. Теория государства и права. - М.: Маркет ДС, 2007. - 247 с. Брольо Ф. Религии и юридические системы: Введение в сравнительное церковное право / Франческо Марджотта Брольо, Чезаре Мирабелли, Франческо Онида [пер. Аркадий Кандауров, Алина Звонарева, Татьяна Шишкова]. - М.: Библейско-богословский ин-т св. апостола Андрея, 2008 - С. 407-416. Коран. Пер. смыслов [с араб.]: Кулиев Э.Р. - М.: UMMAN, 2012. - 160 с. См.: Маргинани Б. Ходия. Комментарии мусульманского права. В двух частях. Ч. I. Т. 1. Книга II. - М.: Волтерс Клувер, 2010.- 185 с. См. п. 3 ст. 19 Конституции России [Электронный ресурс]. - URL: http://constitution.kremlin.ru/ (Дата обращения: 17.05.2013.) Миримова А.А. Полигамия в мировых религиях и ее канонизация в исламе: дис. канд. филос. наук: 09.00.13 / А. А. Миримова; ДГУ. - Махачкала, 2005. -119 с.

Сайт Европейского совета по фетвам и исследованиям // Фетва о полигамии в исламе [Электронный ресурс]. - URL: http://www.e-cfr.org/ar/index.php? ArticleID=515 (Дата обращения: 02.11.2013.)

См.: Пелевин М.С. Брачно-семейное и наследственное право Исламской Республики Иран. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1998. - С. 9-10.

Арсанукаева М. С. Суннитские мазхабы // Правовое наследие Кавказа (архивы Кавказа) [Электронный ресурс]. - URL.: http://kavkaznasledie.ru/archives/1796 (Дата обращения: 02.12.2012.)

Барковская Е.Ю. Мусульманское право и правовая культура. - М.: Изд. РАГС, 2001. - С. 70; Арсанукаева М. Суннитские мазхабы // Правовое наследие Кавказа (архивы Кавказа) [Электронный ресурс]. - URL.: http://kavkaznasledie.ru/ archives/1796 (Дата обращения: 02.12.2012.)

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36 Сюкияйнен Л.Р. Глобализация и мусульманский мир: Оценка современной исламской правовой мысли. - М.: Издательский дом Марджани, 2012. - 82 с.

37 Хассан Х.Х. Свобода научных исследований в исламе. - Новосибирск, 1995. -32 с.

38 Абдулагатов З.М. Проблемы и тенденции становления современных государственно-конфессиональных отношений в России (на примере православия и ислама). - Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН, 2006. - 171 с.

39 Трофимчук Л.И. Актуальные вопросы заключения и прекращения брака на постсоветском пространстве. - М.: Юрлитинформ, 2012. - 9 с.

Библиографический список

1. Абдулагатов З.М. Проблемы и тенденции становления современных государственно-конфессиональных отношений в России (на примере православия и ислама) / Институт истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. - Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН, 2006. - 171 с.

2. Аляутдинов Ш.Р. Семья и ислам. - СПб.: «Диля», 2011. - 14 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Миримова А. А. Полигамия в мировых религиях и ее канонизация в исламе: дис. канд. филос. наук: 09.00.13 / А. А. Миримова; ДГУ. - Махачкала, 2005. -119 с.

4. Маргинани Б. Ходия. Комментарии мусульманского права. В двух частях. Ч. I. Т. 1. Книга II. - М.: Волтерс Клувер, 2010. - 112 с.

5. Пелевин М. С. Брачно-семейное и наследственное право Исламской Республики Иран. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1998. -9 с.

6. Рахманов А. Исламское право. - Ташкент: «Янги аср авлоди», 2003. - 281 с.

7. Сюкияйнен Л. Р. Глобализация и мусульманский мир: Оценка современной исламской правовой мысли. - М.: Издательский дом Марджани, 2012. - 82 с.

8. Торнау Н.Е. Мусульманское право. - СПб.: Тип. 2 Отд-ния Собственной е. и. в. канцелярии, 1866. - 148 с.

9. Трофимчук Л. И. Актуальные вопросы заключения и прекращения брака на постсоветском пространстве. - Москва: Юрлитинформ, 2012. - 9 с.

10. Хассан Х.Х. Свобода научных исследований в исламе. - Новосибирск, 1995. -32 с.

11. Цмай В.В. Регулирование семейно-брачных отношений мусульман правом личного статуса. - СПб.: СПбУ МВД России, 2000. - 232 с.

12. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. - М.: Издание Бр. Башмаковых, 1915. - 264 с.

«Религиоведение», Благовещенск, 2015 г., № 1, с. 139-147.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.