Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА САМОЗАНЯТЫХ'

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА САМОЗАНЯТЫХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
31
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
самозанятый / индивидуальный предприниматель / налоги / налогообложение / self-employed / individual entrepreneur / taxes / taxation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Владимир Игоревич Биляк

В статье анализируется понятие термина «самозанятый», а также определение самозанятых с позиции органов государственной власти. Дается разграничение смежных понятий «самозанятый» и «индивидуальный предприниматель». Проводится анализ нормативных правовых актов и актов толкования, статистических данных, качающихся вопросов самозанятых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE LEGAL STATUS OF THE SELF-EMPLOYED

The article analyzes the concept of the term "self-employed", as well as the definition of self-employed from the position of state authorities. A distinction is made between the related concepts «self-employed» and «individual entrepreneur”. The analysis of normative legal acts and acts of interpretation, statistical data, swinging issues of the self-employed is carried out.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА САМОЗАНЯТЫХ»

УДК 346 ББК 67.404

Владимир Игоревич Биляк

Студент

Юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

bilyak. vladimir@mail.ru

125993, г. Москва, Ленинградский пр-т, д.51/1

Научный руководитель:

Оксана Николаевна Васильева

доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент

ONVasileva@fa.ru

125993, г. Москва, Ленинградский пр-т, д.51/1

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА САМОЗАНЯТЫХ

Аннотация. В статье анализируется понятие термина «самозанятый», а также определение самозанятых с позиции органов государственной власти. Дается разграничение смежных понятий

«самозанятый» и «индивидуальный предприниматель». Проводится анализ нормативных правовых актов и актов толкования, статистических данных, качающихся вопросов самозанятых.

Ключевые слова: самозанятый, индивидуальный предприниматель, налоги, налогообложение.

V.I. BILYAK, Student,

Financial University under the Government of the Russian Federation

bilyak.vladimir@mail. ru 51/1 Leningradsky Ave., Moscow, 125993

SCIENTIFIC SUPERVISOR: O.N. Vasilyeva

Associate Professor of the Department of Legal Regulation of Economic Activity, Financial University under the Government of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor

ONVasileva@fa.ru 51/1 Leningradsky Ave., Moscow, 125993

FEATURES OF THE LEGAL STATUS OF THE SELF-EMPLOYED

Annotation. The article analyzes the concept of the term "self-employed", as well as the definition of self-employed from the position of state authorities. A distinction is made between the related concepts «self-employed» and «individual entrepreneur". The analysis of normative legal acts and acts of interpretation, statistical data, swinging issues of the self-employed is carried out.

Key words: self-employed, individual entrepreneur, taxes, taxation.

Сегодня количество самозанятых в России по неофициальным оценкам измеряется сотнями тысяч человек. Люди, оказывающие профессиональные услуги (например, няни, репетиторы, сантехники и др.), но не оформленные надлежащим образом, могут быть признаны самозанятыми согласно действующему законодательству Российской Федерации.

Однако в силу возникающих сомнений и противоречий, не все самозанятые граждане приняли положительное решение о легализации своей трудовой деятельности и уплате налогов. Отдельные граждане объясняют это боязнью общения с чиновниками, проверок, штрафов, проблем с государством.

Следует отметить, что на сегодняшний день правовая база о самозанятых не систематизирована, а в СМИ регулярно появляются публикации о планируемых изменениях в отношении самозанятых что, безусловно, негативно сказывается на неопределившихся в принятии решения о легализации своей деятельности гражданах.

Кроме того, сам статус самозанятых лиц до настоящего момента четко не определен. Налоговый кодекс РФ в п. 70 ст. 217 раскрывает лишь признаки, по которым лица могут быть отнесены к этой категории. Так, самозанятым может быть признан гражданин:

— не имеющий официального статуса индивидуального предпринимателя;

— оказывающий услуги для личных и домашних нужд (репетиторство, уборка, ведение хозяйства, уход за детьми, пожилыми и больными лицами);

— не привлекающий к деятельности наемных работников.

Минюст предлагает следующее определение понятия «самозанятый» — это физическое лицо, самостоятельно осуществляющее на свой риск основанную на личном трудовом участии деятельность по оказанию услуг, выполнению работ для физических лиц, направленную на систематическое получение прибыли, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, не имеющее наемных работников. В ведомстве считают, что определение правового статуса самозанятых необходимо для защиты прав этой категории

граждан, а также установления упрощенного порядка их деятельности и предоставления льгот.

По мнению заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости М.Ю. Иванкова, на сегодняшний день существует два типа самозанятых:

1) те, кто фактически организуют малое предприятие, привлекая ради получения прибыли работников, арендуя оборудование и помещения, оказывая услуги как в частном порядке, так и неофициально работая с организациями;

2) те, кто выполняет работу для физических лиц только для удовлетворения персональных потребностей, поэтому тратит получаемый доход на личные нужны.

М.Ю. Иванков отмечает, что первому типу самозанятых необходимо пройти процедуру регистрации экономической единицы и в дальнейшем работать по упрощенной схеме налогообложения. А поскольку во второй тип входят репетиторы, няни, люди, частным образом ремонтирующие квартиры, сантехнику и т.д. Роструд пытается найти наиболее подходящие механизмы их легализации [1].

В информационном письме ФНС «О постановке на учет самозанятых граждан» уточняется, что к категории самозанятых не относятся:

— иностранцы, работающие по найму у граждан и оказывающие услуги для личных нужд;

— иностранцы, работающие по найму в компаниях или у ИП, а также у частнопрактикующих нотариусов, адвокатов и других лиц, официально занимающиеся частной практикой.

Исходя из закрепленных в законе признаков, к категории самозанятых относятся няни, репетиторы, сиделки, домработницы, являющиеся гражданами РФ. Однако в ст. 70 Налогового кодекса сказано, что регионы имеют право расширять указанный перечень. И многие субъекты Российской Федерации в качестве самозанятых уже признают парикмахеров, мастеров по маникюру, фотографов, швей и представителей других профессий.

Учитывая данную регионам свободу в определении статуса самозанятых лиц, можно говорить о том, что к этой категории могут быть отнесены любые граждане, оказывающие услуги для личных нужд и не оформленные как индивидуальные предприниматели.

Граждане, работающие «на себя» без оформления в качестве индивидуального предпринимателя по закону, подлежат постановке на учет в налоговой службе на основании соответствующих уведомлений.

Постановка самозанятого на налоговый учет производится по месту его жительства, либо по месту пребывания. Однако, обратиться с уведомлением о

постановке на учет гражданин может в любое отделение налоговой службы, осуществляющее обслуживание граждан. Уведомление также можно направить по почте или передать в электронном виде.

На сегодняшний день регистрация в налоговом органе не несет для самозанятого правовых последствий. В отношении таких лиц действуют налоговые каникулы, при условии, что гражданин состоит на учете в ФНС. Иными словами, самозанятые, сообщившие о своей деятельности в налоговый орган освобождены от уплаты налога с доходов за 2017 и 2018 годы. Кроме того, НК РФ устанавливает срок действия налоговых каникул до конца 2019 года. Следует отметить, что в Государственной Думе рассматривается законопроект № 434180-7, продлевающий льготный период еще на один год.

На послабление в виде налоговых каникул государство пошло для стимулирования выхода самозанятых «из тени». Однако сегодня можно говорить о том, что принятая властями мера не привела к желаемому результату. Официально сообщить о своей деятельности с начала 2017 года и до августа 2018 года решились только 1 829 человек, а за весь 2018 год — 900 человек. Наибольшее количество самозанятых зарегистрировано в Краснодарском крае — 169 человек, в Москве — 179 и в Московской области — 124 человек.

Большинство самозанятых не хотят раскрывать доходы, и причины такого решения понятны. Действие налоговых каникул закончится, а далее государство будет взымать с самозанятых налоги. Власти систематически предлагают различные варианты налогообложения для рассматриваемой категории лиц, при этом пока о масштабе планируемых изменений можно говорить лишь предположительно. Сейчас няня или репетитор, работающие неофициально, не платят налоги с заработанных средств, а что будет с их доходом после легализации деятельности, какой вид налогообложения применят власти — не ясно.

В правовом статусе индивидуальных предпринимателей и самозанятых много схожего, однако, есть и существенные отличия, о чем говорит ст. 23 Гражданского кодекса РФ.

1. Сфера деятельности самозанятых лиц ограничена услугами для личных, домашних и иных нужд граждан, определенных законом, у индивидуальных предпринимателей таких ограничений нет.

2. Индивидуальные предприниматели выбирают одну из систем налогообложения: ОСНО, ПСН, ЕСХН, УСН, ЕНВД. Самозанятые освобождены от уплаты налогов до окончания срока налоговых каникул, будущий порядок их налогообложения еще не утвержден.

3. Самозанятые лица не платят обязательные страховые взносы во внебюджетные фонды, в отличии от индивидуальных предпринимателей, оплачивающих такие взносы вне зависимости от факта деятельности.

4. Самозанятым гражданам по общему правилу не начисляется трудовой стаж, они могут добровольно докупить страховые пенсионные балы.

5. Перед началом деятельности индивидуальные предприниматели проходит полноценную процедуру регистрации, включая сбор и подачу в госорган пакета документации. Постановка на учет самозанятого происходит в уведомительном порядке.

6. Индивидуальные предприниматели имеет право нанимать наемных работников, у самозанятых такой возможности нет.

7. Индивидуальные предприниматели предоставляют в госорганы отчетность о деятельности, самозанятые отчетность не сдают.

Государством уже долгое время разрабатываются и обсуждаются способы легализации самозанятых. Так, в 2015 году Правительство РФ предлагало ввести для рассматриваемой категории граждан патентную систему, стоимость патентов должна была устанавливаться регионами. Однако планы не были реализованы. В настоящее время предлагается совершенно другая система налогообложения для самозанятых.

С основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на следующий год и плановый период на 2021 г. можно ознакомиться уже сейчас. Соответствующий проект разработан Минфином и опубликован на его официальном сайте. Проектом рассматриваются и возможные налоговые изменения и для самозанятых лиц, зарабатывающих до 10 млн. руб. в год. Министерство предлагает ввести для этой категории работников налог, который будет ежемесячно взиматься с профессионального дохода. Власти планируют ввести новую систему в некоторых регионах России по окончанию налоговых каникул, а при успешной реализации проекта внедрить налог по всей стране.

Размер налога будет зависеть от особенностей деятельности. Ранее представители власти говорили о едином платеже для самозанятых (состоящем из налогов и страховых взносов) в размере 3% от дохода, если самозанятый оказывает услуги другим гражданам, и в размере 6%, если он работает с компаниями. В настоящее время налоговый орган заявляет о других цифрах. Теперь для лиц, оказывающих услуги гражданам предполагается ввести налог по ставке 4%, однако от уплаты страховых взносов такие работники могут быть освобождены.

Для удобства оплаты налога будет разработано специальное мобильное приложение. Самозанятый гражданин должен будет его скачать на свой мобильный телефон, зарегистрироваться, ввести свои паспортные данные, и

ежемесячно отражать полученный доход. Налог будет взыматься ФНС с прикрепленной банковской карты гражданина. Однако до сих пор не определено, каким образом государство будет контролировать точность перечислений, порядок и способы отчетности о деятельности самозанятых еще не разработаны.

Новая схема налогообложения направлена на вывод самозанятых «из тени». Если указанная система будет утверждена, человек, работающий «на себя» будет платить налог в меньшем размере, по сравнению официально трудоустроенными работниками в Российской Федерации, для которых размер НДФЛ составляет 13%.

Изменения для самозанятых разрабатываются и Министерством труда РФ. В августе 2018 года был опубликован законопроект «О внесении изменений в ТК РФ (в части совершенствования правового регулирования трудовых отношений отдельных категорий работников)». Проектом предлагается вывести самозанятых, а также лиц, вступающих с ними в трудовые отношения, из-под действия Трудового кодекса РФ.

Сегодня закон устанавливает следующие правила: нанимая на работу репетитора, сиделку или няню, гражданин должен заключить с ними гражданско-правовой договор, или трудовой договор, при этом возникает необходимость платить за работника страховые взносы и удерживать НДФЛ с зарплаты. Однако на практике почти никто такой порядок не применяет, и отношения с самозанятым официально не оформляет, по этой причине государство и вводит новый порядок. В случае принятия изменений, правоотношения работника и лица, которое его нанимает, не будут регулироваться нормами Трудового кодекса. Это означает, что самозанятый гражданин не сможет заключить трудовой договор со своим работодателем.

По мнению авторов законопроекта изменения, необходимы из-за отсутствия контроля государства за деятельностью самозанятых. Вступая с таким работником в трудовые отношения, работодатель не выполняет возложенные на него законом обязанности: не выплачивает установленные законом взносы и платежи, не оформляет свидетельства пенсионного страхования. По мнению Министерства труда, эти основания являются достаточными для внесения поправок в Трудовой кодекс.

Таким образом, самозанятые смогут оформлять гражданско-правовые договоры, направленные на урегулирование их взаимоотношений с заказчиками, например, договор возмездного оказания услуг.

В Госдуму внесли проект, по которому с 1 января 2020 года к эксперименту должны присоединиться 19 субъектов: Санкт-Петербург, Ленинградская, Воронежская, Волгоградская, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Ростовская, Самарская, Сахалинская, Свердловская, Тюменская, Челябинская

области, Красноярский и Пермский края, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Башкортостан. Сейчас этот эксперимент проходит в Москве, Московской и Калужской областях, а также в Татарстане.

Таким образом, по состоянию на 2019 год правовой статус самозанятых в России все еще не определен, его четкого законодательного закрепления нет. Представляется необходимо оперативно принимать поправки в действующие нормативные правовые акты, поскольку это наиболее эффективно, чем принятие нового закона.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Крицкая М. На что могут рассчитывать самозанятые? // Помощь бизнесу. 20.07.2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bishelp.ru/rich/na-chto-mogut-rasschityvat-samozanyatye. (Дата обращения 02.11.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.