Научная статья на тему 'САМОЗАНЯТОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АНАЛИЗ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВВЕДЕНИЯ НАЛОГА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД'

САМОЗАНЯТОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АНАЛИЗ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВВЕДЕНИЯ НАЛОГА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СИЛА систем
Область наук
Ключевые слова
САМОЗАНЯТОСТЬ / НАЛОГ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД (НПД) / КРЕДИТОВАНИЕ САМОЗАНЯТЫХ / ПРИЛОЖЕНИЕ "МОЙ НАЛОГ" / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ (ИП) / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ТРАНЗАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / SELF-EMPLOYMENT / PROFESSIONAL INCOME TAX / SELF-EMPLOYER'S CREDITING / APP "MY TAX" / ENTREPRENEUR / SHADOW ECONOMY / TRANSACTIONAL COSTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васькова Анастасия Дмитриевна

1 января 2019 года в силу вступил федеральный закон о проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «налог на профессиональный доход» в четырех экспериментальных областях (Москва, Московская обл., Республика Татарстан, Калужская область). В статье проведен анализ влияния НПД на деятельность самозанятых граждан, эффективности НПД и отношения граждан к новому налогу. Дан прогноз по поведению граждан в новых условиях. Предложены меры по повышению эффективности налогообложения, кредитования и формирования правового и экономического статуса самозанятых. Рассматривается взаимосвязь между решением о переходе на статус самозанятого с социально-экономическими гарантиями и льготами, а также с условиями кредитования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-EMPLOYMENT IN RUSSIAN FEDERATION: ANALYSIS AND FORECASTING OF EFFECTIVENESS OF PROFESSIONAL INCOME TAX’S ESTABLISHMENT

A federal law about establishment of special tax regime “professional income tax” came into force on 1th January 2019 in four experimental regions (Moscow, Moscow Region, the Republic of Tatarstan, Kaluga Region). The income tax’s impact on self-employers’ performance, effectiveness of income tax and citizens’ attitude to new law are analyzed in the article. Measures are offered to increase the efficiency of taxation and self-employers’ crediting, as well as the formation of the self-employed’ legal and economic status. The relationship between the decision to switch to the status of self-employed and socio-economic guarantees and benefits is considered.

Текст научной работы на тему «САМОЗАНЯТОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АНАЛИЗ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВВЕДЕНИЯ НАЛОГА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД»

Васькова Анастасия Дмитриевна

студент отделения Национальной экономики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва advastya@mail.ru

Самозанятость в Российской Федерации: анализ и прогнозирование эффективности введения налога на профессиональный доход

Аннотация

1 января 2019 года в силу вступил федеральный закон о проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «налог на профессиональный доход» в четырех экспериментальных областях (Москва, Московская обл., Республика Татарстан, Калужская область). В статье проведен анализ влияния НПД на деятельность самозанятых граждан, эффективности НПД и отношения граждан к новому налогу. Дан прогноз по поведению граждан в новых условиях. Предложены меры по повышению эффективности налогообложения, кредитования и формирования правового и экономического статуса самозанятых. Рассматривается взаимосвязь между решением о переходе на статус самозанятого с социально-экономическими гарантиями и льготами, а также с условиями кредитования.

Ключевые слова:

самозанятость, налог на профессиональный доход (НПД), кредитование самозанятых, приложение «Мой налог», индивидуальный предприниматель (ИП), теневая экономика, транзакционные издержки

Anastasiia D. Vaskova

student of the Department of National economy, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia advastya@mail.ru

Self-employment in Russian Federation: analysis and forecasting of effectiveness of professional income tax's establishment

Abstract

A federal law about establishment of special tax regime "professional income tax" came into force on 1th January 2019 in four experimental regions (Moscow, Moscow Region, the Republic of Tatarstan, Kaluga Region). The income tax's impact on self-employers' performance, effectiveness of income tax and citizens' attitude to new law are analyzed in the article. Measures are offered to increase the efficiency of taxation and self-employers' crediting, as well as the formation of the self-employed' legal and economic status. The relationship between the decision to switch to the status of self-employed and socio-economic guarantees and benefits is considered.

Keywords

self-employment, professional income tax, self-employer's crediting, app "My tax", entrepreneur, shadow economy, transactional costs

Самозанятость - это форма получения вознаграждения за свой труд непосредственно от заказчиков, в отличие от наёмной работы. Часто термин «самозанятость» используется как синоним термина «индивидуальное предпринимательство». Однако согласно Методологическим положениям по статистике к самозанятым относятся только люди, работающие самостоятельно без

© А.Д. Васькова, 2019

привлечения наемных работников1. Предпринимателей (физических лиц), привлекающих наемных работников, Росстат России относит к категории работодателей (см. рисунок 1).

Самозанятость в экономике традиционно считается способом снижения

1 Методология Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://www.gks.ru/metod/metod.html (дата обращения :19.10.2019).

уровня безработицы среди

трудоспособного населения [2]. Но сегодня в условиях серьезных структурных информационных и технологических изменений в экономике самозанятыми становятся не только безработные, но и совмещающие предпринимательскую

деятельность с основным местом работы. Кроме того, сегодня самозанятость - скорее привлекательный источник высокого самостоятельного заработка с более свободным индивидуальным графиком. Также экономическая и информационная трансформации общества дали

возможность лицам, традиционно не включаемым в рабочую силу (инвалиды, пенсионеры, домохозяйки и студенты дневных отделений), заниматься деятельностью по производству товаров и услуг, в том числе с помощью сети Интернет.

2001 г., а понятие самозанятости соответственно выделилось из этого сегмента позже.

Сегмент самозанятых был законодательно закреплен принятием Федерального закона от 26.07.2017 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 23 части первой Гражданского кодекса РФ», в связи с чем в ГК РФ появилась фактически новая категория субъектов предпринимательства, так как ст. 23 в новой редакции предоставила возможность гражданам осуществлять отдельные виды предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя [3].

Кроме того, еще в ноябре 2016 г. Государственная дума РФ приняла поправку к Налоговому кодексу РФ к ст. 217 п.702, освободившую таких

Рисунок 1 - Самозанятость в структуре занятого населения России.

Источник: [1]

При данных условиях и изменениях контроль, регулирование и легализация самозанятости становятся крайне важными и актуальными вопросами. В странах Европы первые законы, регулирующие самозанятость, появились ещё в 70-80х гг. ХХ в., но в России в силу исторических реалий обсуждение данного вопроса в государственных органах началось только с 2010-х гг. При этом закон о регистрации и деятельности ИП вступил в силу еще в

самозанятых граждан, как уборщицы, няни, сиделки и репетиторы, от уплаты налогов сроком на два года, до 31 декабря 2018 г., при условии официальной регистрации их деятельности. Регионы получили возможность определять дополнительные

2 Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, N 32, ст. 3340, Парламентская газета, N 151-152, 10.08.2000. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_28165/625f7f7ad302ab285fe8745752 1eb265c7dbee3c/

виды профессий, к которым будет применяться этот закон. Таким образом, были установлены первые три вида профессий самозанятых и дан стимул к легализации их деятельности. В мае 2018 г. Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект о продлении «каникул» до 31 декабря 2019 г.

Очевидно, что поправка к НК РФ охватывала лишь три категории профессий, поэтому требовался законопроект, регулировавший весь сегмент самозанятых. Правительство в течение 2017 и 2018 года разрабатывало и обсуждало его. Результатом стало вступление в силу 1 января 2019 года Федерального закона от 27.11.2018 №422-Ф3 «О проведении эксперимента по установлению

специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» 3.

Данный закон подразумевает создание условий для перехода самозанятых граждан РФ на официальный заработок, т.е. узаконивание поступлений от их индивидуальной трудовой деятельности без создания статуса индивидуального предпринимателя (далее ИП). Создано также электронное и мобильное приложение «Мой налог», где самозанятой может вести учёт своей трудовой деятельности и оплачивать новый государственный налог.

Закон определяет, что

«профессиональный доход - это доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества».

3 Российская газета, N 270, 30.11.2018, Собрание законодательства РФ, 03.12.2018, N 49 (ч. I), ст. 7494 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_31 1977/

Следовательно, самозанятый - это физическое лицо, ведущее

самостоятельную трудовую деятельность, выполняющее работы и оказывающее услуги физическим и юридическим лицам. При этом такой гражданин не имеет статуса зарегистрированного ИП.

Также закон устанавливает ограничение на доходы - не более 2,4 млн рублей за год. Налоговые ставки составляют 4% в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации физическим лицам и 6% от реализации индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам. Возможен налоговый вычет не более 10000 рублей за все время деятельности в размере 1% от налогов за работу с физическими лицами и 2% за работу с ИП и юридическими лицами (см. таблицу 1).

Таким образом, установлено четкое разграничение самозанятости гражданина и индивидуального предпринимателя -ограничение по доходам (2,4 млн/год), по работникам (нет наемных), по видам деятельности, отсутствие бухгалтерской отчетности.

Анализ официальной статистики в данном случае очень затруднен, так как Федеральная налоговая служба

представляет отчет только по тем категориям граждан, которые подавали заявление в налоговую службу и освобождены от налогов (репетиторы, уход, уборка и т.д.). На 1 января 2019 г. общее количество таких граждан по всем регионам РФ составляло 3062 человек, на 1 апреля - 3992, на 1 июля - всего 4358 человек (см. таблицу 2). Очевидно, что совсем небольшой процент представителей данных профессий, несмотря на «налоговые каникулы», решили подать заявление о самозанятости. Возможно, данная ситуация объясняется

неуверенностью граждан в продлении налоговых льгот и стремлением избежать уплаты повышенных налогов в будущем.

Таблица 1 - Сравнение режима самозанятости и ИП

Критерии

Налог на самозанятых

ИП

Территория применения

4 региона: в Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан.

ИП не ограничен конкретными регионши.

и ит по доходам

2,4 млн в год (не более 200 000 руб. в месяц).

Для УСН не более 150 млн руб. в год. Для ИП на патенте - 60 млн руб. в год.

ае н е сотрудники

Нанимать работников нельзя.

Не более 100 человек.

оз о ность одновременно работать по найму

Можно совмещать постоянную работу с режимом самозанятости

Можно продолкать работать в качестве наемного сотрудника по трудовой книжке.

дача чеков

Кассовую технику приобретать не нужно. Чеки формируются через приложение-кассу «Мой налог».

Многие ИП обязаны применять онлайн-кассы. Но есть и освобожденные от этой обязанности.

лате и

сли услуги оказ ва тся или товар продаются физлицам, то ставка налога - 4 % с дохода.

Если юрлицам или ИП, то ставка - 6 % с дохода.

Производится уплата единого платежа, включающего в себя взнос в ФОМС с зачислением в местные бюджеты.

Ставка налога зависит от выбранного режима. Например, для УСН с объектом налогообложения «доходы» - 6 %, а для УСН с объектом налого обложения «доходы минус расходы» - 15 %.

При до ходе ИП в пределах 300000 руб. фиксированный размер страховых взносов - 29 354 руб. При доходе ИП свыше 300000 руб. - 29 354 руб. + 1 % от суммы дохода, превышающей 300000 руб.

Страхо вые взносы на ОМС в фиксированном размер е в 2019 г. -6 884 руб.

алогов й в чет

а озанят е и е т право на уменьшение суммы налога на сумму налогового вычета в размере не более 10 000 руб., рассчитанную нарастающим итогом.

Для ИП, примендащих спецрежимы, не предусмотрены налоговые вычеты. На них могут претендовать только ИП, которые находятся на ОСН, то есть уплачивают НДФЛ. ИП, применяющие ЕНВД и ПСН, могут получить вычет из уплачиваемых налогов на покупку онлайн-кассы.

арантии

законе о са озанят х закреплено неухудшение условий на ближайшие 10 лет.

Отсутствие стабильности. Например, уже известно, что фиксированные взносы для ИП в 2020 году вырастут до 32 448 руб. Страховые взносы на ОМС в фиксированном размере в 2020 году составят 8 426 руб.

Послабления

Штрафы в первый год эксперимента по введению спецрежима применяться не будут. Далее штраф составит 20 % от суммы, на которую не был выставлен чек.

Впервые зарегистрированные ИП на УСН или ПСН могут применять нулевые налоговые ставки (есть ограничения по сферам деятельности). В большинстве субъектов РФ «льгота» действует по 31 декабря 2020 года.

граничения по деятельности

Реализация подакцизн х товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке.

Перепродажа товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося для личных целей.

Добыча и (или) реализация полезных ископаемых.

Работа по договору поручения, комиссии или агентскому договору.

ИП не имеет права заниматься торговлей и производством алкоголя; разработкой, строением, обслуживанием, утилизацией и продажей авиационной и военной техники, оружия, боеприпасов, взрывчатых вещества, пироте хники. Также существует ряд других запретов.

Кроме того, есть ограничения для спецрежимов. Например, для ИП на патенте перечень видов предпринимательской деятельности сильно ограничен.

Таблица 2 - Численность самозанятых по данным ФНС по состоянию на 01.07.2019. Источник: [10]

Численность физических лиц, состоящих на учете по данному основанию (человек)

Всего в т. ч. иностранные граждане

Самозанятые граждане, представившие в налоговые органы уведомления об осуществлении (о прекращении) деятельности по оказанию услуг физическому лицу -всего 3 914 444

Из них - по видам оказываемых услуг:

по присмотру и уходу за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации 572 89

по репетиторству 2 550 98

по уборке жилых помещений, ведению домашнего хозяйства 690 282

иные виды услуг, установленные законом субъекта РФ 364 3

Это одно из проявлений феномена «никому не должен», выражающегося в уклонении от уплаты налогов и связанного с недоверием к действиям властных органов. Феномен был выявлен в ходе мониторинга, проведенного в 2012 г. Высшей школой экономики совместно с Институтом социологии РАН и Аналитическим центром Ю. Левады [5].

Общее количество самозанятых в стране исчисляется миллионами. Например, по мнению Министерства труда самозанятых около 12 млн человек4, а по оценке независимых экспертов, от 15 до 25 млн человек. В РАНХиГС утверждают, что для 11,7% экономически активного населения (8,7 млн человек) неофициальные заработки - единственная форма дохода, а 30 млн человек (40,3% работающего населения) совмещают их с легальной работой5.

4 Официальный сайт Министерства труда [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosmintrud.ru (дата обращения:19.10.2019).

5 Соцопрос РАНХиГС: в России около 17 млн.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

самозанятых - четверть от работающего населения [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

Министерство финансов предоставило информацию о том, что количество официальных самозанятых граждан в экспериментальных регионах составило более 220 тысяч человек, при этом ежедневно приложение «Мой налог» используют около 16 тысяч6. Учитывая, что общее количество скачиваний составляет более 100 тысяч (Р^уМя^е^, цифры соответствуют действительности. Тем не менее, те же цифры показывают, что это всего лишь 1,83% от общего числа самозанятых (12 миллионов). Тем не менее, сложно сравнить данные показатели, так как количество самозанятых от ФНС представлено лишь по 4 экспериментальным областям, а от Минтруда по всей России. С другой стороны, в Москве, Московской области, республике Татарстан

https://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/ socopros-ranhigs-v-rossii-okolo-17-mln-samozanyatyh-chetvert-ot-rabotayushhego-naseleniya 6 В России зарегистрировались 220 тысяч самозанятых, рассказали в Минфине. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://www.pnp.ru/sotial/v-rossii-zaregistrirovalis-220-tysyach-samozanyatykh-rasskazali-v-minfine.html

и Калужской области сконцентрирована весьма значительная часть населения и бизнеса. Поэтому данный процент следует считать относительно репрезентативным. По мнению экспертов, даже к 2024 г. количество зарегистрированных самозанятых граждан достигнет показателя в 2,4 млн. человек, что является лишь 1/5 от общего числа самозанятых7.

Полученные показатели говорят о низкой фактической и ожидаемой эффективности введения закона, так как он потенциально выводит из теневого сектора совсем незначительную часть самозанятых. А выход из тени является важным для самозанятых при переходе на данный режим, так как позволяет работать, не боясь больших штрафов и внезапного нежелательного закрытия своего дела. Стоит рассмотреть и понять, почему самозанятые выходят или не выходят из теневого сектора в данных условиях.

Будем руководствоваться классификацией транзакционных издержек на основе критерия «легальность-

нелегальность», предложенной перуанским экономистом Э.де Сото (см. рисунок 2) [4].

Она предполагает, что при решении остаться в тени или работать официально предприниматель оценивает издержки деятельности для каждого варианта.

Издержки доступа к ведению дела для самозанятого стали равны почти нулю. Раньше требовалась регистрация в качестве ИП: посещение ФНС, пусть и в режиме «одного окна», оплата пошлины 800 рублей, сбор пакета документов и ожидание до трёх дней уведомления о постановлении на учёт. Теперь все бесплатно, через приложение «Мой налог» постановка на учет онлайн занимает около 10 минут, из документов требуется только паспорт.

Издержки продолжения

деятельности в рамках закона также значительно сократились. Во-первых, временные затраты гораздо меньше: не требуется никаких налоговых деклараций, посещения инстанций. Фактически, приложение «Мой налог» заменяет кассовый аппарат, там же оплачивается налог, и необходима только банковская карта.

Рис унок 2 - Транзакционные издержки хозяйствующих субъектов при осуществлении деятельности в официальном секторе экономики. Источник: [4]

7 Эксперты оценили число самозанятых россиян [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5d66f3ac9a794780e015 е739

Во-вторых, денежные затраты меньше по сравнению со статусом ИП -минимальный налог составляет 4% на доходы от работы с физическими лицами вместо 6% по УСН «доходы»8. Соблюдение трудового законодательства также легче, так как не требуется отчислений в пенсионный фонд, а медицинская страховка включена.

Издержки прекращения

деятельности также минимальны -необходимо просто выбрать опцию «сняться с учёта» в приложении «Мой налог». Не требуется денежных затрат.

Таким образом, транзакционные издержки для самозанятого стали в разы меньше. Казалось бы, выбор между теневой экономикой и официальной работой очевиден, однако статистика не показывает резкий рост количества самозанятых, перешедших на НПД. Почему?

Во-первых, это отсутствие каких-либо социальных льгот, гарантий. Например, многие люди не хотят терять социальные трансферты, предоставляемые государством, и предпочитают оставаться в тени. При этом если они перейдут на НПД, то получат лишь бесплатную медицинскую страховку.

Во-вторых, не разработаны конкретные методики разрешения конфликтов между самозанятыми и их клиентами. В случае отказа клиента платить самозанятой теперь имеет возможность обратиться в суд, не боясь закрытия своего дела, и предоставить договор и чек. В действительности многие самозанятые предпочитают использовать компромиссные решения конфликтов, избегают обращения в суд ввиду продолжительности и неопределенности процесса, а то и вовсе остаются без оплаты.

8 "Парламентская газета", N 152-153, 14.08.2001 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3 2 881/

В-третьих, стоит отметить большое сомнение самозанятых в сохранности и защищенности информации о банковских картах, счетах и транзакциях между ними в приложении «Мой налог», неуверенность в сохранении конфиденциальности о своем счете в банке.

Согласно опросу, проведенному в 2019 г. РЭУ им. Плеханова, 58% опрошенных выступают против введения НПД [7]. Основным аргументом против закона является то, что он введен лишь как ещё один источник изъятия доходов у граждан. Также многие выражают свою обеспокоенность тем, что с помощью приложения «Мой налог» и привязки карты налоговые органы получают доступ к остальным финансовым средствам и могут изъять их. Действительно, если в приложении привязывается конкретная банковская карта, то все приходящие на нее суммы считаются доходом от самозанятости и облагаются НПД. Два выхода - не привязывать карту и каждый раз при оплате налога вводить данные заново, или завести отдельную. Отдельные карты для самозанятых предлагает только Сбербанк.

И наконец, статус самозанятого не дает каких-либо привилегий или вообще возможностей получения, например, кредита для покупки оборудования. Итоги обращений в крупнейшие банки сведены в таблицу 3.

Можно утверждать, что

государством не разработана программа сотрудничества банков с самозанятыми гражданами. Справка 2-НДФЛ о доходах, формируемая в приложении «Мой налог», несмотря на соответствие базовому формату такой же для наемных работников, не подтверждает гарантированный доход самозанятого. И в итоге он может получить кредит с еще большей процентной ставкой, так как будет безработным человеком без статуса предпринимателя.

Таблица 3 - Примеры условий кредитования самозанятых граждан банками. Источник: составлено авторами по материалам исследования

Банк: Базовые условия кредита: Базовая ставка кредитования: Кредитование самозанятых Дополнительные услуги:

Сбербанк 300 тыс.руб., 12 мес. 12,4% доверительный кредит 15% Сервис "Мое дело"-бесплатный комплекс для создания сайта, цифровая карта, онлайн-запись клиентов и т.д.

ВТБ 11,9% не знают о самозанятых нет

Тинькофф от 11,4% не знают о самозанятых нет

Если рассматривать конкретные виды профессий, то наиболее выгодным переход на самозанятость остается для репетиторов и лиц, занятых уходом и уборкой, так как они до сих пор освобождены от уплаты налогов. Доход репетиторов, например, практически равен прибыли, так как расходы на учебные пособия обычно совершаются один раз или совершаются за счёт учеников. Расходы на транспорт или интернет пересекаются с личными расходами и также незначительны по сравнению с доходом, получаемым даже от одного занятия. Поэтому большую часть самозанятых граждан, состоящих на учете в ФНС, составляют репетиторы, 60,8% от общей численности на 01.07.2019 г.

Количество самозанятых в категориях уборки и ухода гораздо меньше. Это связано с тем фактом, что большая часть представителей данных профессий являются наемными работниками компаний, а частных уборщиц, нянь, сиделок гораздо меньше, расходы на различные средства для уборки и ухода для них составляют весьма значительную часть, прибыль меньше. Тем не менее, неопределенность времени продолжения налоговых каникул отталкивает значительную часть этих категорий самозанятых от постановки на учёт в ФНС.

ля про оутеров, ани аторов, ведущих мероприятий и других работников рекламных, креативных агентств закон о самозанятых стал спасением и едва ли не единственным способом вести свою деятельность легально. Рекламные агентства организуют промоакцию или мероприятие для компаний на срок в среднем около двух недель и нанимают для этого в среднем 100-200 работников. При этом промоутеры и ведущие часто совмещают несколько проектов. До введения НПД большая часть работы проходила «в темную», потому что оформление всех работников по ТК потребовало бы слишком много бумаг и времени, почасовая ставка в таких проектах больше средней, и многие были не готовы платить 13% налогов. Сейчас в одной только Москве около 20 крупных агентств и минимум 5-7 тысяч промоутеров получили возможность легально работать. Издержек у промоутеров, кроме времени и трудовых сил, нет, материалы предоставляет заказчик, поэтому этому большинство с радостью переходит на систему НПД, кроме лиц, получающих пособия.

Большое количество негативных отзывов исходит от лиц, занимающихся извозом. Прибыльность данного вида

деятельности мала ввиду больших и частых расходов на бензин, обслуживание транспортного средства и невысоких цен за поездку. Несмотря на то, что введение закона о самозанятых избавило таксистов от необходимости использовать услугу посредника - таксопарка, большинство из них все равно пользуется услугами агрегатов такси таких как Яндекс Такси, Uber или City Mobile. Около 12 тысяч таксистов по данным Яндекс Такси использу т НПД9. Уплата ко иссии данным посредникам ещё больше снижает прибыль и вместе с введением налога приводит к тому, что оставшаяся прибыль меньше необходимого для жизни минимума.

По данным статьи «Финансовое поведение фрилансеров» [9] большая часть онлайн-фрилансеров зарабатывает не больше, чем среднестатистический офисный работник. Поэтому высокая комиссия посредникам, таким, как платформы FL.ru, freelance.ru, kwork.ru и youdo.ru, и уплата налога в совокупности делают уход в тень самым экономическим оптимальным вариантом. Кроме того, для фрилансеров до сих пор сохраняется нестабильность в наличии заказов и в оплате своего труда, так как, несмотря на наличие опции «безопасных сделок» на упомянутых выше платформах, многие заказчики обходят данное условие.

В данном вопросе возможным решением является вычет суммы комиссий сторонним организациям-посредникам при расчете суммы налога. Это можно сделать путем указания процента или суммы комиссии при составлении онлайн-чека в приложении «Мой налог». При оплате клиентом чека посредник также подтверждает перевод денег и сумму комиссии, а самозанятой не платит за это налог. Стоит также учитывать прожиточ-

9 Официальный сайт Яндекс- Такси. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://driver.yandex/ru-ru/base?section=smz (дата обращения:19.10.2019).

ный минимум при расчете налоговой ставки для самозанятых во избежание их обнищания и ухода в теневую сферу экономики.

Суммируя все вышесказанное, стоит отметить основные пути повышения эффективности НПД:

1) законодательно прорабатывать положения, закрепляющие статус самозанятого в обществе и дающие ему гарантии и защищенность оплаты своего труда, развитие системы судебной защиты прав самозанятых;

2) создание государственной программы развития сотрудничества между банками и самозанятыми для обеспечения возможности получить кредит с меньшей процентной ставкой;

3) укрепление информационной защищенности банковских счетов в приложении «Мой налог», создание различными банками специальных банковских карт для самозанятых;

4) вычет комиссии для посредников из налогооблагаемого дохода.

Подводя итоги, можно сказать, что введение закона о самозанятых определенно стало большим прорывом в законодательстве, поскольку на относительно выгодных и простых условиях позволило потенциально 12 млн. человек работать легально, не опасаясь штрафов и прекращения деятельности. С другой стороны, многое еще должно быть доработано для формирования полноценного статуса самозанятого, защиты его интересов и предоставления возможностей для достойного заработка и развития. Должно проводиться сравнение заработка самозанятых со средним и минимальным по стране во избежание падения доходов населения, разработка информационных и банковских продуктов. Только так можно будет изменить мнение граждан о НПД не как о новом способе пополнить государственный бюджет, но как о возможности легально пополнить свой.

Научный руководитель работы:

Любецкий Владимир Владимирович, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры национальной экономики ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», г. Москва, lubetsky-64@yandex. т

Литература

1. Климова М.О. Налоговое регулирование деятельности самозанятых физических лиц в России и зарубежных странах // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2013. № 5. С. 6. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/nalogovo e-reguMrovanie-deyatelnosti-samozanyatyh-fizicheskih-lits-v-rossii-i-zarubezhnyh-stranah.

2. Королева Е.В. Самозанятость населения как фактор снижения уровня безработицы в стране // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2008, сер.12, вып.3 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/samozan yatost-naseleniya-kak-faktor-snizheniya-urovnya-bezrabotitsy-v-strane.

3. Барцева Н.С., Готовчикова В.А. Проблемы налогового регулирования для самозанятого населения в РФ// Электронный начуный журнал "Вектор экономики". 2019, №2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vectoreconomy.ru/images/pub lications/2019/2/taxes/Bartseva_Gotovchi kova_Kolomentseva.pdf.

4. Де Сото Э. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире // Э. де Сото; пер. с англ. Б. Пинскер. - М.: Catallaxy, 1995.

5. Лесовская М.И. Диллема легализации самозанятых // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2019. № 1 (11) С. 94-108. [Электронный ресурс]. - Режим

доступа:

https://cyberleninka.m/artide/n/dileiTiiTia-legalizatsii-samozanyatyh.

6. Киреенко А.П., Климова М.О. Самозанятость населения и теневой рынок труда в России //Проблемы экономики (Харьков). 2012. № 3. С. 814. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://elibrary.ru/item.asp?id = 19100239.

7. Каминова А.Ю., Захарьева Д.Г. Анализ введения в РФ нового налогового режима для самозанятых граждан // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 1. С. 110-114. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.m/artide/n/analiz-vvedeniya-v-rf-novogo-nalogovogo-rezhima-dlya-samozanyatyh-grazhdan.

8. Шевчук А.В. Самозанятость в информационной экономике: основные понятия и типы // Экономическая социология. 2008. Т. 9. № 1. С. 51-64. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/samozan yatost-v-informatsionnoy-ekonomike-osnovnye-ponyatiya-i-tipy.

9. Вязникова В.В., Стребков Д.О. Финансовое поведение российских фрилансеров: возможности и ограничения // Социологический журнал. 2009. № 4. С. 41-64. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/finansovo e-povedenie-rossiyskih-fnlanserov-vozmozhnosti-i-ogranicheniya

10. Статистика о представленных физическими лицами в налоговые органы уведомлениях об осуществлении деятельности по оказанию услуг физическим лицам для личных, домашних и (или) иных подобных нужд [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/related_activiti es/statistics_and_analytics/selfemployed/ (дата обращения:19.10.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.