УДК 342.9 © А. В. Попов, 2018
Административно-правовой статус самозанятых граждан: проблемы определения и возможные пути их решения
А. В. Попов, УФНС России по Омской области. E-mail: [email protected]
Анализ действующего законодательства, устанавливающего административно-правовой статус самозанятых лиц, позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время, несмотря на изменения Гражданского и Налогового кодексов, остается много нерешенных вопросов, возникающих при определении и реализации данного статуса: отсутствие легального определения самозанятости и норм, позволяющих четко отграничить ее от незаконного предпринимательства; недостаточность видов деятельности, подпадающих под нормы Налогового кодекса РФ, регулирующие самозанятость; ограничение действия существующих законодательных норм, регулирующих рассматриваемый вопрос, во времени и др. Предлагаются конкретные пути решения перечисленных проблем.
Ключевые слова: административно-правовой статус; самозанятость; предпринимательство; предпринимательская деятельность; государственная регистрация предпринимательской деятельности; фриланс; административная ответственность; незаконное предпринимательство; налог на доходы физических лиц;
налоговые каникулы.
Administrative Law Status of the Self-Employed: Problems of Definition and Possible Solutions
A. V. Popov, Russian Federal Tax Service in Omsk region. E-mail: [email protected]
The analysis of the current legislation on administrative law status of the self-employed enables the author to conclude that at present despite the changes in the Civil and Tax Codes there are still many unsolved questions related to the definition and enforcing of this status: no legal definition of self-employment and norms clearly distinguishing it from illegal business, lack of types of activities covered by norms of the Russian Tax Code regulating self-employment, restriction of current legislative norms regulating this issue in time etc. The author suggests certain solutions to the mentioned problems.
Keywords: administrative law status; self-employment; entrepreneurship; business; state registration of business; freelance; administrative responsibility; unlawful business; income tax; tax holiday.
В последнее время вопросам гражданско-и административно-правового регулирования самозанятости граждан уделяется все больше внимания. Так, в течение ноября 2016 г. — августа 2017 г. в попытке установить административно-правовой статус самозанятых граждан в налоговое и гражданское законодательство был внесен ряд изменений, определяющих критерии отнесения лиц к категории самозанятых и особенности ведения их деятельности в качестве таковых. Несмотря на это, легального определения самозанятости в российском за-
конодательстве до сих пор нет. Отсутствие единого нормативно-правового понимания такого явления, как самозанятость, приводит к тому, что в открытых неофициальных источниках количество самозанятых оценивается от 15 млн 1 до более чем 27 млн 2 человек.
По данным Минэкономразвития России, в сентябре 2016 г. число самозанятых граждан составляло примерно 16 млн человек. «Это те люди, которые не работают по найму, не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, не являются
1 Число самозанятых граждан в Москве выросло в 2016 году. URL: http://www.tass.ru/moskva/4259583 (дата обращения: 30.08.2017).
2 Теневая занятость в России достигла рекорда. URL: http://www.expert.ru/2017/04/18/trud/ (дата обращения: 30.08.2017).
безработными. И большая часть из них занимается приносящей доход деятельностью, но делает это в тени, государство их не видит» 3. Трудно отрицать, что, исходя из информации даже официальных лиц, масштаб проблемы весьма значителен.
В юридической среде вопрос административно-правового регулирования самозанятости поднимается уже давно. Первые публикации на эту тему начали появляться еще в середине 90-х годов прошлого века [1; 2]. Весьма глубоко тема самозанятости была проанализирована М. С. Токсанбаевой, в исследовании которой распространение данного явления в России связывается с реформаторскими просчетами, допущенными в 90-х гг. ХХ в., и экономическим кризисом того времени, а правовое положение самозанятого гражданина рассматривалось исключительно с точки зрения административно-правового статуса предпринимателя [3, с. 32-45]. В современных исследованиях обращается внимание на изменение сферы деятельности самозанятых граждан. Сегодня «это не только лица так называемых „свободных" профессий — репетиторы, няни... но и... предоставляющие услуги различным заказчикам в удаленном режиме через Интернет» [4, с. 12]. Что касается современной оценки административно-правового положения самозанятого гражданина, то большинство исследователей сходятся во мнении о недостаточной проработке этого вопроса на законодательном уровне.
Проанализировав теоретические положения, касающиеся самозанятости, сформулируем вывод о том, что данное понятие до 6 августа 2017 г. можно было рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, это легальная самозанятость: индивидуальные предприниматели, единственные учредители и руководители (в одном лице) юридических лиц, адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие, оценщики, медиаторы, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся частной практикой, зарегистрированные в установленном порядке, но не привлекающие наемный труд. Правда, эту категорию самозанятости следует рассматривать с учетом статьи 7 Закона РФ «О занятости населения», которая все же разделяет понятия «предпринимательство» и «самозанятость» 4. Во-вторых, это «теневая» самозанятость, т. е. это
лица, занимающиеся деятельностью, приносящей доход, но не зарегистрированные в установленном порядке (иными словами, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без государственной регистрации).
6 августа 2017 г. можно считать историческим днем для граждан, занимающихся на постоянной основе приносящей доход деятельностью, но не желающих регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей и подпадающих таким образом под действие законодательства об административных правонарушениях. Именно 6 августа 2017 г. вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 2 и 23 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» 5 (далее — Федеральный закон № 199-ФЗ), содержащий два важнейших положения.
Первое вносит изменения в определение предпринимательской деятельности, которое оставалось неизменным более 22 лет. Правило, касающееся обязательной регистрации такой деятельности, было заменено следующей конструкцией: «Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом».
Вторым положением определено, что в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Начало указанным изменениям было положено Президентом РФ в сентябре 2016 г. на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, который заявил, что миллионы людей, работающих в разных сферах, «просто вынуждены оставаться в тени, чтобы не сталкиваться с бюрократией, поборами, постоянными проверками. следует исключить любые возможности признания деятельности самозанятых граждан незаконным предпринимательством» 6. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 1 декабря 2016 г. идея легализации самозанятых граждан прозвучала повторно: «Прошу в течение следующего года четко определить правовой статус самозанятых граждан,
3 Минэкономразвития собирается поддержать самозанятых предпринимателей. URL: http://www.ria.ru/econo-my/20160908/1476419084.html (дата обращения: 30.08.2017).
4 О занятости населения : закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 17, ст. 1915.
5 О внесении изменений в статьи 2 и 23 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации : федеральный закон от 26 июля 2017 г. № 199-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 31, ч. 1, ст. 4748.
6 Стенограмма заседания Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам 21 сентября 2016 г., Московская область, Ново-Огарево. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/deliberations/52929 (дата обращения: 30.08.2017).
дать им возможность нормально, спокойно работать» 7.
Примечательно, что первые изменения по данному поводу были внесены не в Гражданский кодекс РФ, как того требует здравый смысл, а в Налоговый кодекс РФ, как того требовали временные рамки, установленные Президентом РФ для исполнения поручения, и статья 5 НК РФ, регламентирующая действие актов законодательства о налогах и сборах во времени. Федеральным законом «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 401-ФЗ), вступившим в силу 30 ноября 2016 г. (за исключением отдельных положений), к доходам, не подлежащим налогообложению (освобождаемым от налогообложения) (ст. 217 НК РФ), были отнесены доходы в виде выплат (вознаграждений), полученных физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, от физических лиц за оказание им следующих услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд:
— по присмотру и уходу за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации;
— по репетиторству;
— по уборке жилых помещений, ведению домашнего хозяйства 8.
Кроме того, субъектам РФ было предоставлено право установить иные виды услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, доходы от оказания которых освобождаются от налогообложения.
При этом данные положения распространяются на налоговые периоды только 2017 и 2018 гг. при условии, что физическое лицо уведомило налоговый орган об оказании таких услуг и не привлекает наемных работников. В соответствии с п. 7.3 ст. 83 НК РФ, введенным Федеральным законом № 401-ФЗ, именно на налоговые органы возлагается функция по постановке на учет (и снятию с учета) таких физических лиц (за исключением лиц, указанных в ст. 227.1 НК РФ). Сама постановка на учет (снятие с учета) носит уведомительный характер, уведомление может быть представлено в любой налоговый орган по выбору лица.
Несмотря на то что указанные новеллы НК РФ вступили в силу с 1 января 2017 г., форма уведомления утверждена приказом ФНС России только 31 марта 2017 г. 9, который зарегистрирован в Минюсте России 24 апреля 2017 г., а вступил в силу лишь 7 мая 2017 г.
Тем не менее по состоянию на сентябрь 2017 г. можно считать, что поручение Президента РФ было выполнено: внесены изменения в ГК РФ и НК РФ, согласно которым формально самозанятые граждане получили возможность заниматься деятельностью, приносящей доход, и при этом не быть привлеченными к административной ответственности за отсутствие государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Попробуем разобраться в том, какие реальные правовые последствия порождают эти изменения, и почему можно говорить лишь о формальном освобождении самозанятых граждан от административной ответственности за незаконное предпринимательство.
1. Все вышеуказанные изменения так и не вносят ясности относительно вопроса, что такое самозанятость. Без легального определения этого понятия сложно определить административно-правовой статус лиц, которые ею занимаются.
Действующая редакция п. 7.3 ст. 83 НК РФ определяет самозанятое лицо как физическое лицо (за исключением лиц, указанных в ст. 227.1 НК РФ), не являющееся индивидуальным предпринимателем и оказывающее без привлечения наемных работников услуги физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд. Исходя из смысла п. 70 ст. 217 НК РФ, мы делаем вывод, что за оказание таких услуг может взиматься определенная плата. Однако раскрыть содержание административно-правового статуса самозанятых граждан с точки зрения налогового законодательства будет сложно по нескольким причинам.
Во-первых, не разрешен вопрос относительно возраста, при достижении которого физическое лицо может быть признано самозанятым. С одной стороны, статус самозанятого гражданина освобождает от уплаты налога на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) и не устанавливает возрастного ценза для налогоплательщиков (гл. 23 НК РФ). С другой стороны, самозанятость подразумевает выполнение некоторой работы за установленную плату, т. е. возникновение
7 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 г. // Парламентская газета. 2016. № 45.
8 О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 49, ст. 6844.
9 Об утверждении формы и формата уведомления физического лица об осуществлении (о прекращении) деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, а также порядка ее заполнения : приказ ФНС России от 31 марта 2017 г. № ММВ-7-14/270@. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
определенных трудовых или гражданско-правовых отношений. Минимальный возраст вступления в трудовые отношения, определенный Трудовым кодексом РФ, составляет 14 лет (ст. 63) (за исключением случаев привлечения детей в качестве работников организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков). Согласно же ГК РФ, по общему правилу, гражданская дееспособность приобретается физическим лицом в полном объеме только при достижении восемнадцатилетнего возраста (ст. 21).
Во-вторых, приведенное в НК РФ определение понятия самозанятости однозначно говорит о том, что взаимоотношения при такой организации труда могут выстраиваться только по схеме «физическое лицо — физическому лицу». Но как быть гражданам, которые оказывают определенные услуги организациям и индивидуальным предпринимателям? Ответа на этот вопрос пока нет. А ведь именно такие граждане, по нашему мнению, занимают значительную долю рынка «теневой» самозанятости. Во многих случаях организации выгоднее нанять внештатного сотрудника для реализации конкретного проекта, заплатив заранее обговоренную сумму только за результат, а не заключать официальный трудовой договор, который влечет необходимость изменения штата сотрудников со всеми вытекающими последствиями в виде оплаты труда за проведенное на рабочем месте время, уплаты налогов, страховых взносов и т. д.
Выше было отмечено, что все больше самозанятых граждан ищут заказы через Интернет, занимаясь так называемым фрилансом. Например, согласно данным некоторых исследователей, «только на одном портале freelance.ru сейчас зарегистрировано более 1,5 млн подрядчиков-фрилансеров. Стоит учитывать и пользователей других порталов, а также „свободных художников", которые самостоятельно, без посредников, находят себе заказы» [5, с. 84]. Встречаются и более смелые оценки, согласно которым в России в 2016 г. насчитывалось около 8 млн фрилансеров [6, с. 63]. Вполне очевидно, что большинство заказов фрилансеры получают от организаций, а не от физических лиц.
Таким образом, вопрос целесообразности внесения в НК РФ проанализированных нами изменений в том виде, в котором они были приняты, остается открытым.
2. Согласно новой редакции п. 1 ст. 23 ГК РФ условия осуществления гражданами предпринимательской деятельности без государственной ре-
гистрации в качестве индивидуального предпринимателя могут быть предусмотрены в отношении отдельных видов деятельности, установленных законом. Стоит обратить внимание, что отдельного закона, принятого в целях конкретизации данной нормы ГК РФ, в настоящее время нет.
Выше мы отмечали, что изменения, внесенные в НК РФ, ограничиваются регламентацией лишь трех видов деятельности, при получении дохода от которой гражданин имеет право не регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Также определенные полномочия по этому вопросу делегированы субъектам РФ. Несмотря на это, вопрос о видах деятельности, подпадающих под действие обозначенной нормы ГК РФ, остается открытым по нескольким причинам.
Во-первых, согласно опросу, проведенному Национальным агентством финансовых исследований в мае 2016 г., суммарная доля граждан, оказывающих услуги нянь, сиделок, репетиторов, а также осуществляющих уборку и оказывающих помощь по хозяйству, составляет всего около 10% из числа опрошенных респондентов, относящих себя к самозанятым 10. Как видно, большая доля рынка самозанятых, в том числе фриланс-работников, о численности которых мы говорили ранее, остается в стороне. При этом отметим, что, по данным 2011 г., в качестве индивидуальных предпринимателей было зарегистрировано около 18% фрилансеров [4, с. 12], а по результатам вышеуказанного опроса доля самозанятых, имеющих статус индивидуального предпринимателя, составляет лишь 6%.
В связи с этим следует принять во внимание мнение общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», согласно которому поправки, внесенные в НК РФ, могут легализовать менее 5% самозанятых 11.
Во-вторых, по состоянию на сентябрь 2017 г. отсутствует какая-либо информация о том, что хотя бы один из субъектов РФ расширил данный перечень на региональном уровне. На наш взгляд, в дальнейшем данное полномочие не будет пользоваться особой популярностью среди регионов РФ, так как согласно Бюджетному кодексу РФ 85% НДФЛ, от уплаты которого освобождает официальный статус самозанятого, зачисляется в бюджет субъекта РФ (ст. 56), а оставшаяся часть делится между местными бюджетами (ст. ст. 61, 61.1). Сомнительно, что кто-либо добровольно согласится лишить себя даже теоретических шансов пополнения бюджета, хотя возмож-
10 В России 10% самозанятых. URL: http://www.nafi.ru/analytics/v-rossii-10samozanyatykh/ (дата обращения: 14.09.2017).
11 Самозанятых выманивают из тени. Легализоваться смогут только няни, репетиторы и домработницы. URL: http:// www.kommersant.ru/doc/3136873 (дата обращения: 06.09.2017).
ность возникновения таких случаев в будущем нами не отрицается.
3. В пояснительной записке к законопроекту № 87981-7, ставшему Федеральным законом № 199-ФЗ, отмечалось следующее: «в Гражданский кодекс Российской Федерации вносятся изменения, позволяющие в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом определить условия, при которых граждане могут осуществлять такую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей» 12. Несмотря на заявленную цель принятия законопроекта, условия, при которых граждане могут не регистрировать предпринимательскую деятельность в полном объеме, так и остались неопределенными.
Отсутствуют внятные законодательные ответы на принципиальные вопросы, определяющие административно-правовой статус самозанятых лиц: какая сумма дохода должна быть получена самозанятым гражданином и за какой период, чтобы оставаться в этом статусе? Каким образом полученная сумма дохода должна подтверждаться? С какой систематичностью самозанятый гражданин может оказывать услуги за вознаграждение, чтобы не перейти в разряд предпринимателей? В каком статусе (предпринимателя или физического лица) самозанятый гражданин несет ответственность перед потребителем своих услуг?
Ответы на эти вопросы позволили бы провести четкую границу между самозанятостью и предпринимательской деятельностью. Считать конкретный вид деятельности, указанный в НК РФ или ином законе, без учета этих параметров, не относящимся к сфере предпринимательства нельзя хотя бы потому, что в этом случае открывается широкий простор для ухода от налогообложения и легализации денежных средств, полученных незаконным путем.
4. Мы уже обращали внимание на то, что согласно поправкам, внесенным в НК РФ, статус самозанятого освобождает лицо от уплаты НДФЛ. Также отметим, что на лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, не возлагается обязанность по уплате обязательных страховых взносов. Таким образом, гражданин, зарегистрированный в качестве самозанятого, не платит НДФЛ и обязательные страховые взносы. Очевидно, что самозанятый гражданин, находящийся в «тени», имеет аналогичные «привилегии». На этом фоне возникают разумные вопросы: в чем смысл регистрации для са-
мозанятого гражданина? Что за собой повлечет отсутствие такой регистрации?
В части возможной ответственности Ж. Г. Попкова делает вывод о том, что теоретически могла бы быть применена ст. 116 НК РФ «Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе». Однако здесь возникают следующие проблемы. В соответствии с п. 1 указанной статьи наказуемо нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным указанным кодексом. Срока исполнения обязанности по постановке на учет в соответствии с п. 7.3 ст. 83 НК РФ не установлено. Как следует из п. 2 ст. 116 НК РФ, наказуемо ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным названным кодексом. Рассматриваемая категория физических лиц не относится ни к индивидуальным предпринимателям, ни к организациям, признаки которых регламентированы п. 2 ст. 11 НК РФ. Соответственно, штраф за неисполнение указанной обязанности по постановке на учет самозанятых лиц в НК РФ не предусмотрен [7].
Иначе говоря, по действующему законодательству самозанятый гражданин, находящийся в «теневом» поле, не рискует ничем, как и не получает абсолютно никакой выгоды, выходя из этого поля.
5. Согласно п. 13 ст. 13 Федерального закона № 401-ФЗ, которым внесены изменения в ст. 217 НК РФ, самозанятые граждане освобождаются от уплаты НДФЛ в отношении доходов в виде выплат (вознаграждений), полученных от соответствующей деятельности в налоговых периодах 2017 и 2018 гг. Возникает закономерный вопрос, что будет потом. Полагаем, здесь возможно несколько вариантов развития событий.
В первом случае после окончания 2018 г. самозанятые граждане, вышедшие из «тени», будут обязаны уплачивать НДФЛ (или иные налоги) по доходам, полученным от оказания своих услуг, а согласно мнению бизнес-омбудсмена Б. Титова, у них также возникнет обязанность уплачивать и страховые взносы 13. Таким образом, фактически их административно-правовой статус будет соответствовать статусу индивидуального предпринимателя. В то же время таким гражданам ничего не мешает опять уйти из поля зрения государства, так как официальное прекращение деятельности в качестве
12 Пояснительная записка к законопроекту № 87981-7. URL: http://www.sozd.parlament.gov.ru/bill/87981-7 (дата обращения: 06.09.2017).
13 Самозанятых выманивают из тени. Легализоваться смогут только няни, репетиторы и домработницы. URL: http:// www.kommersant.ru/doc/3136873 (дата обращения: 06.09.2017).
самозанятого лица носит простой уведомительный характер. Получается замкнутый круг.
Во втором случае после оценки результатов первых лет работы нововведенных норм, признания этих результатов неудовлетворительными, а также осознания рисков обратного ухода самозанятых в «тень» в Федеральный закон № 401-ФЗ будут внесены изменения в части увеличения количества налоговых периодов, на которые распространяется амнистия по НДФЛ.
Механизм отражения полученных доходов для самозанятых граждан в настоящее время не предусмотрен. Принимая во внимание этот факт в совокупности с остальными пробелами законодательства, отмеченными в настоящей статье, мы предполагаем, что развитие событий пойдет именно по второму варианту. Проблемы уточнения административно-правового статуса самозанятых граждан, к сожалению, останутся нерешенными еще долгое время.
6. Возвращаясь к вопросу о возможной юридической ответственности самозанятых граждан, отметим следующее. По своей сути самозанятость является предпринимательской деятельностью с той лишь оговоркой, что занятие ею не влечет за собой обязанности государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Однако, внеся изменения в НК РФ и ГК РФ, законодатель оставил без внимания КоАП РФ, ч. 1 ст. 14.1 которого однозначно признает отсутствие государственной регистрации предпринимательской деятельности административным правонарушением и не устанавливает каких-либо исключений (хотя именно об этом говорилось в поручениях Президента РФ).
Таким образом, возникает правовая коллизия между положениями ГК РФ и КоАП РФ, для устранения которой в указанную норму КоАП РФ необходимо внести изменения, учитывающие существующие особенности гражданского законодательства, предусматривающего возможность осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации.
Таким образом, на сегодняшний день задача определения административно-правового статуса самозанятых граждан не решена. Стоит согласиться с мнением Ж. Г. Попковой о том, что работа, проведенная в этом направлении, носит популистский характер и направлена лишь на отработку устных поручений Президента РФ [7].
Не вызывает удивления, что за первый квартал 2017 г., по данным ФНС России, озвученным бизнес-омбудсменом Б. Титовым, во всей России вышли из «тени» лишь 40 самозанятых граждан 14. Как видно уже по первым результатам работы в данном на-
правлении, идея легализации самозанятых граждан начинает терпеть крах.
Для устранения вопросов, возникающих при анализе действующих правовых норм, устанавливающих административно-правовой статус самозанятых граждан, и реальной ликвидации хотя бы части «теневой» самозанятости, по нашему мнению, необходима реализация следующих мероприятий:
— четкое законодательное закрепление понятия самозанятости. Представляется приемлемой следующая формулировка: самозанятость — предпринимательская деятельность физического лица, не привлекающего наемный труд, регистрация которой носит обязательный характер и осуществляется в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации в установленных им случаях, но не влечет за собой приобретения таким физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя.
Учитывая, что правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе государственные гарантии реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определяются Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации», считаем возможным закрепить указанное выше определение именно в этом законе;
— расширение в НК РФ перечня видов деятельности, занятие которыми не влечет за собой возникновение статуса индивидуального предпринимателя при регистрации. В данный перечень должны быть включены виды деятельности, характеризующиеся максимальным предложением в сфере предоставления услуг по принципу фриланса, а также ремесленники, мастера, лица, оказывающие мелкие бытовые услуги, и т. д.;
— установление в НК РФ четких границ, позволяющих отделить предпринимательскую деятельность от самозанятости. Начать разрешение этого вопроса мы предлагаем с регламентации для самозанятых граждан максимального размера дохода, полученного за определенный период (по примеру п. 2 ст. 346.12 НК РФ, устанавливающего размер максимального дохода для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения). При этом следует помнить о необходимости реализации механизма учета этих доходов, которым, например, может служить использование книг учета доходов и расходов, а также бланков строгой отчетности.
Наряду с этим считаем возможным получать данные о доходах самозанятых граждан от их контрагентов. Для этого необходимо освободить нало-
14 В России выявлено 40 самозанятых. URL: http://www.kommersant.ru/doc/3299994 (дата обращения: 06.09.2017).
говых агентов от обязанности удержания и уплаты НДФЛ в части выплат, осуществляемых в адрес самозанятых граждан, что позволит им без каких-либо последствий и дополнительных затрат отражать данные расходы в своей отчетности, в том числе представляемой в налоговые органы;
— введение в КоАП РФ состава правонарушения, предусматривающего административное наказание за отсутствие регистрации в качестве самозанятого гражданина;
— установление института самозанятых граждан на постоянной основе, без каких-либо времен-нь1х ограничений;
— устранение противоречий между гражданским законодательством и законодательством об административных правонарушениях, достигаемое дополнением диспозиции ч. 1 ст. 14.1. КоАП РФ фор-
мулировкой: «за исключением случаев, предусмотренных законом».
Президент РФ обоснованно обратил внимание на проблему вывода из «тени» самозанятых граждан, поскольку это значительный ресурс для дальнейшего развития предпринимательской деятельности, которая «является одной из важнейших сил, движущих экономику страны вперед» [8, с. 101]. Однако трудно не согласиться с Б. Титовым, который еще на этапе обсуждения проанализированных нами поправок в НК РФ говорил о том, что тема легализации самозанятых граждан «выброшена в пропасть» 15. В то же время, учитывая, что с точки зрения правового регулирования институт самозанятости находится в самом начале своего развития, можно надеяться, что все ошибки, допущенные на современном этапе, обязательно будут учтены и устранены в дальнейшем.
Список литературы
1. Удальцова М. В., Плюснина Л. К., Воловская Н. М. Самозанятость: проблемы и перспективы // Человек и труд. 1996. № 3.
2. Абакумова Н. Н., Воловская Н. М., Плюснина Л. К., Русина А. В. Безработица и самозанятость : монография / отв. ред. М. В. Удальцова. Новосибирск, 1997.
3. Токсанбаева М. С. Самозанятость и ее противоречия // Экономическая наука современной России. 1998. № 3.
4. Кириенко А. П., Климова М. О. Самозанятость населения и теневой рынок труда в России // Проблемы экономики (Харьков). 2012. № 3.
5. Тюхтяева К. Г. Нестандартная занятость в современном обществе // Успехи современной науки и образования. 2017. № 4.
6. Дереглазова Д. А., Юркова И. Г. Фриланс как способ организации трудовой деятельности // Роль и значение современной науки и техники для развития общества : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. (28 апреля 2017 г., Екатеринбург) : в 3 ч. Уфа, 2017. Ч. 1.
7. Попкова Ж. Г. Новая категория самозанятых лиц: проблемы правового статуса. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Попов А. В. Административно-правовое регулирование предпринимательства в годы перестройки и его итоги // Вестник Омской юридической академии. 2017. № 3.
15 Самозанятых выманивают из тени. Легализоваться смогут только няни, репетиторы и домработницы. URL: http:// www.kommersant.ru/doc/3136873 (дата обращения: 06.09.2017).