Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ОБЪЕКТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ'

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ОБЪЕКТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
85
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБЪЕКТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ / СТРОИТЕЛЬСТВО / РЕКОНСТРУКЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фарков Дмитрий Олегович

В статье анализируется законодательство Российской Федерации в части определения понятия объектов инфраструктуры. Оценены положения Федерального закона от 31.07.2020 № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части определения особенностей строительства объектов инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Фарков Дмитрий Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICITY OF THE LEGAL STATUS OF THE INFRASTRUCTURE OBJECTS IN URBAN PLANNING LEGISLATION

The article provides the result of the analysis of the legislation of the Russian Federation in terms of the definition of the concept of infrastructure facilities. The provisions of the Federal Law of July 31, 2020 No. 254-FZ "On the specifics of regulating certain relations in order to implement priority projects for the modernization and expansion of infrastructure and on amending certain legislative acts of the Russian Federation" in terms of determining the specifics of the construction of infrastructure facilities were assessed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ОБЪЕКТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ»

УДК 349.442

Фарков Дмитрий Олегович Московский государственный юридический университет

имени О.Е Кутафина (МГЮА) Институт «Аспирантура и докторантура»

Россия, Москва mailto: Farkovdima@gmail .com Dmitry Farkov

Kutafin Moscow State Law University (MSAL) Institute Postgraduate and Doctoral Studies

Russia, Moscow

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ОБЪЕКТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ Аннотация: в статье анализируется законодательство Российской Федерации в части определения понятия объектов инфраструктуры. Оценены положения Федерального закона от 31.07.2020 № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части определения особенностей строительства объектов инфраструктуры.

Ключевые слова: градостроительная деятельность; правовое регулирование градостроительной деятельности, объекты инфраструктуры, строительство, реконструкция.

THE SPECIFICITY OF THE LEGAL STATUS OF THE INFRASTRUCTURE OBJECTS IN URBAN PLANNING LEGISLATION

Annotation: the article provides the result of the analysis of the legislation of the Russian Federation in terms of the definition of the concept of infrastructure facilities. The provisions of the Federal Law of July 31, 2020 No. 254-FZ "On the specifics of regulating certain relations in order to implement priority projects for the modernization and expansion of infrastructure and on amending certain legislative acts of the Russian Federation" in terms of determining the specifics of the construction of infrastructure facilities were assessed.

Key words: town-planning activity; legal regulation of urban planning, infrastructure facilities, construction, reconstruction.

Экономическое и социальное развитие, качество и уровень жизни напрямую зависят от развития инфраструктуры [8, с. 5], под которой принято понимать отрасли экономики, научно-технических знаний, социальной жизни, которые непосредственно обеспечивают производственные процессы и условия жизнедеятельности общества [9]. Тем не менее, единое понимание того, какие объекты составляют объекты инфраструктуры, до сих пор не определено.

Действующим законодательством предусматривается дифференция объектов инфраструктуры, однако единый критерий дифференции не прослеживается. Так можно установить дифференциацию:

- по отраслевому критерию: объекты лесной инфраструктуры (ст. 8.30.1 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ) [1], объекты транспортной инфраструктуры (Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» [3], Федеральный закон от 13.07.2015 № 221-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений, возникающих в связи со строительством, c реконструкцией объектов транспортной инфраструктуры федерального и регионального значения...» [4]), объекты дорожной, транспортной,

инженерной, коммунальной, социальной, цифровой, энергетической инфраструктур (ст. 333.43 НК РФ) [2];

- по функциональному критерию: объекты внешней инфраструктуры (ст. 343.5 НК РФ) [2], обеспечивающая инфраструктура, сопутствующая инфраструктура (Федеральный закон от 01.04.2020 № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» [5]), офисная инфраструктура (ст. 378.2 НК РФ) [2]; линейный объект инфраструктуры (Постановление Правительства РФ от 23.01.2021 № 35 «Об утверждении требований к техническому состоянию линейного объекта инфраструктуры, допускаемого к временной эксплуатации» [6]);

- по функционально-отраслевому критерию: объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (ст. 394 НК РФ) и т.д.

Содержательно регулирование правового статуса тех или иных объектов инфраструктуры зависит от целей государства в зависимости от принадлежности инфраструктуры к одной из отраслей экономики.

Несмотря на социальную значимость строительства, обуславливающую особое внимание государства к указанной отрасли, что подразумевает, в том числе, осуществление государственного строительного надзора, обеспечение выполнения работ в строгой последовательности, необходимость получения множества разрешающих документов, таких как разрешение на строительство, получение заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, действующим законодательством устанавливаются особые правовые режимы строительства различных категорий объектов капитального строительства.

В частности, Федеральным законом от 31.07.2020 №2 254-ФЗ (далее - Закон № 254-ФЗ) предусмотрена возможность временной эксплуатации объекта капитального строительства (линейного объекта инфраструктуры) до получения

разрешения на его ввод в эксплуатацию в целях, указанных данным законом. Причем возможность временной эксплуатации осуществляется без участия органа государственного строительного надзора [7].

С одной стороны, указанным законом было создано благо: перечень объектов, в отношении которых распространяется действие вышеуказанного закона, не является исчерпывающим, в связи с чем в социально-значимых целях создается возможность ввода в эксплуатацию объекта до завершения его строительства. Помимо этого, упрощена процедура разрешения вопроса о предоставлении возможности осуществления строительства в границах особо охраняемых природных территорий любого значения, в том числе на Байкальской природной территории.

Принципиальным нововведением Закона № 254-ФЗ явился разрыв юридической связи между документами по территориальному планированию и документацией по планировке территории. Если в концепции ГрК РФ строительство объектов федерального, регионального и местного значения допускается только при условии обоснования их размещения в утвержденных документах территориального планирования, то Закон № 254-ФЗ допустил строительство и реконструкцию объектов транспортной инфраструктуры и при отсутствии сведений о них в утвержденных документах территориального планирования.

В исключение из общего правила, предусмотренного Градостроительным кодексом РФ, отсутствие утвержденного проекта планировки территории (ППТ) не является препятствием для направления проектной документации объекта и (или) результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации такого объекта, для проведения государственной экспертизы [13].

В научном сообществе отмечается, что строительство объектов в условиях отсутствия обоснования их размещения в утвержденных документах

территориального планирования привел к разрыву юридической связи между документами по территориальному планированию и документацией по планировке территории [12, с. 110]., что, ввиду отсутствия каких-либо процедур экологического обоснования и оценки возможного нанесения экологического вреда, а также порядка его возмещения, ускоренный порядок подготовки документов с фактически нивелированной возможностью ее изменения в части планируемого места размещения объекта инфраструктуры, приводит к возникновению дополнительных рисков нарушения природоохранного законодательства, нанесения вреда окружающей среде [10, с. 4].

В целях предупреждения возможных рисков по отношению к Байкальской природной территории предусмотрено установление исчерпывающего перечня объектов, строительство или реконструкция которых может быть осуществлена в соответствии с вышеуказанным. Тем не менее, в отношении иных территорий не исключается строительство иных объектов инфраструктуры, подходящих под установленные законом критерии, без каких-либо ограничений, а также их временная эксплуатация на усмотрение комиссии до полноценного ввода в эксплуатацию с одобрения органа государственного строительного надзора.

Думается, что реализация указанных законоположений без участия органа государственного строительного надзора может привести не только к достижению социально-значимых целей, но и к злоупотреблению правами отдельных лиц, например, со стороны застройщиков (например, начало эксплуатации объектов, очевидно не приспособленных к эксплуатации, без разрешения на ввод в эксплуатацию). Важно, чтобы либерализация разрешительных процедур не повлекла за собой угрозу жизни и здоровья людей и окружающей среде» [11].

Таким образом, правовой статус объектов инфраструктуры в градостроительном законодательстве дифференцирован в зависимости от их функционального назначения, территориального размещения. В то же

время, осуществляя послабления в регулировании строительства отдельных объектов, необходимо учитывать необходимость предупреждения новых рисков.

Список литературы:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // Собрание законодательства РФ. -07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - ст. 1.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 24.06.2023, с изм. от 14.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2023 // Собрание законодательства РФ. - 07.08.2000. - № 32. - ст. 3340.

3. О транспортной безопасности [Текст]: федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ; в ред. от 30.03.2023 // Собрание законодательства РФ. - 12.02.2007. - № 7. - ст. 837.

4. Об особенностях регулирования отдельных правоотношений, возникающих в связи со строительством, с реконструкцией объектов транспортной инфраструктуры федерального и регионального значения, предназначенных для обеспечения транспортного сообщения между Таманским и Керченским полуостровами, и объектов инженерной инфраструктуры федерального и регионального значения на Таманском и Керченском полуостровах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Текст]: федеральный закон от 13.07.2015 № 221-ФЗ; в ред. от 25.12.2018 // Собрание законодательства РФ. - 20.07.2015. - № 29 (часть I). - ст. 4347.

5. О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации [Текст]: федеральный закон от 01.04.2020 № 69-ФЗ; в ред. от 21.11.2022 // Собрание законодательства РФ. - 06.04.2020. - № 14 (часть I). - ст. 1999.

6. Постановление Правительства РФ от 23.01.2021 № 35 (ред. от 09.03.2022) «Об утверждении требований к техническому состоянию

линейного объекта инфраструктуры, допускаемого к временной эксплуатации» // Собрание законодательства РФ. - 01.02.2021. - № 5. - ст. 823.

7. Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Текст]: федеральный закон от 31.07.2020 № 254-ФЗ; в ред. от 01.05.2022 // Собрание законодательства РФ. - 2020.

8. Ланцов Александр Евгеньевич. Инфраструктура: понятие, виды и значение // Статистика и экономика. 2013. №3. [Электронный ресурс] // URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/infrastruktura-ponyatie-vidy-i-znachenie.

9. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. - 4-е изд., М., 1997. - 944 с.

10. Романова О. А. О проблемах обеспечения экологической безопасности при реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению транспортной и иной инфраструктуры // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2022. №5 (93) [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-problemah-obespecheniya-ekologicheskoy-bezopasnosti-pri-realizatsii-prioritetnyh-proektov-po-modernizatsii-i-rasshireniyu.

11. Верле Е. Антикризисные меры. Изменения в Градостроительном кодексе, комментарий Екатерины Верле для портала «СТРОИМПРОСТО» [Электронный ресурс] // URL: https://epam.ru/ru/media/view/antikrizisnye-mery.-izmeneniya-v-gradostroitelnom-kodekse-or-lessemgreater-kommentarij-ekateriny-.

12. Землякова Г. Л. Установление особенностей регулирования земельных и градостроительных отношений на отдельных территориях России как фактор развития земельного и градостроительного законодательства // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2021. № 9. С. 104 - 122.

13. Стенина Н. Упрощено строительство объектов федерального, регионального и местного значения [Электронный ресурс] // URL:

https://www.pgplaw.ru/analytics-and-brochures/alerts/simplified-construction-of-objects-of-federal-regional-and-local-significance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.