Научная статья на тему 'УСТАНОВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ОТДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ РОССИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА'

УСТАНОВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ОТДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ РОССИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
256
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКРЕТИЗАЦИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД / ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ПЛАНИРОВКЕ ТЕРРИТОРИИ / ИЕРАРХИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Землякова Галина Леонидовна

Автор рассматривает соотношение норм земельного и градостроительного права, принятых в связи с необходимостью подготовки к проведению крупных культурно-массовых мероприятий или размещения социально-значимых объектов, и общих норм Земельного и Градостроительного кодексов Российской Федерации. Приходит к выводу о том, что в дальнейшем положения таких законов, содержащих, как правило, более конкретизированные нормы, с определенными корректировками включаются в кодексы и служат основой для развития общего земельного и градостроительного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Землякова Галина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTABLISHMENT OF PECULIARITIES OF REGULATION OF LAND AND CITY PLANNING RELATIONS IN SEPARATE TERRITORIES OF RUSSIA AS A FACTOR OF THE DEVELOPMENT OF LAND AND CITY PLANNING LEGISLATION

The author examines the relationship between the norms of land and town planning law, adopted in connection with the need to prepare for large cultural events or the placement of socially significant objects, and the general rules of the Land and Town Planning Codes of the Russian Federation. He comes to the conclusion that in the future the provisions of such laws, containing, as a rule, more specific norms, with certain adjustments are included in the codes and serve as the basis for the development of general land and urban planning legislation.

Текст научной работы на тему «УСТАНОВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ОТДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ РОССИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

DOI: 10.24412/2072-4098-2021-9-104-122

Установление особенностей регулирования земельных и градостроительных отношений на отдельных территориях России как фактор развития земельного и градостроительного законодательства *

Г.Л. Землякова

ведущий научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук, доцент, доктор юридических наук (г. Москва)

Галина Леонидовна Землякова, landlaw@igpran.ru

Начиная с 2007 года в России было принято немало федеральных законов 1, содержащих нормы, которые устанавливают особенности регулирования земельных отношений и осуществления градостроительной деятельности. Эти законы, как правило,

устанавливали упрощенные и ускоренные по сравнению с теми, которые предусмотрены Земельным и Градостроительным кодексами Российской Федерации, процедуры, связанные с изъятием и предоставлением земельных участков для стро-

* Материал подготовлен при информационной поддержке справочной правовой системы «Консультант-Плюс».

1 Федеральные законы от 01.12. 2007 № 310-Ф3 «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об Олимпийских играх); от 08.05.2009 № 93-Ф3 «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - Закон о Саммите АТЭС); от 17.07.2009 № 145-ФЗ «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о госкомпании Российские автомобильные дороги); от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»; от 30.11.2011 № 365-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; от 05.04.2013 № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -Закон о присоединенных к Москве территориях); от 07.06.2013 № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о чемпионате мира по футболу); от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с 9 июля 2021 года «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») (далее -Закон о Дальневосточном гектаре); от 13.07.2020 № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» (далее - Закон об Арктической зоне); от 31.07.2020 № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о магистральной инфраструктуре).

ительства на отдельных территориях, или принимались в связи с необходимостью размещения социально значимых объектов в том числе для проведения культурно-массовых мероприятий.

Все началось с принятия Закона об Олимпийских играх [1]. Этим законом весьма подробно была урегулирована процедура изъятия земельных участков для государственных нужд. В частности, в качестве оснований для принятия решения об изъятии были названы утвержденные проект планировки территории и проект межевания территории (ч. 16 ст. 15 2). Предусматривалась необходимость уведомления правообладателей о принятом решении об изъятии принадлежащих им земельных участков в семидневный срок и опубликования такого решения (части 18 и 19 ст. 15). Устанавливалось право администрации Краснодарского края без доверенности выступать заказчиком кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для осуществления государственного кадастрового учета изымаемых земельных участков (ч. 20.2 ст. 15).

Частями 21 и 27 статьи 15 Закона об Олимпийских играх предусмотрена необходимость обеспечения администрацией Краснодарского края совместно с Государственной корпорацией по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта заключения договора с оценщиком на проведение оценки изымаемого недвижимого имущества и предоставляемого взамен.

До принятия Закона об Олимпийских играх порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд был урегулирован весьма поверх-

ностно нормами Гражданского и Земельного кодексов Российской Федерации. Впоследствии доработанные нормы рассматриваемого и других законов, содержащих «проектный подход» 3 к регулированию отношений по использованию земель, вошли в Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ) самостоятельной главой VII.1 4, которая в настоящее время достаточно подробно регулирует порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Частями 23.2-23.4 и 29-31 статьи 15 Закона об Олимпийских играх был установлен порядок расчета компенсации за изымаемые земельные участки, правоустанавливающие документы на которые отсутствуют или принадлежат правообладателям на вещных правах, производных от права собственности, а также порядок предоставления последним иных участков взамен изымаемых. В настоящее время подобные, но общие нормы (то есть применяемые ко всем без исключения земельным участкам, расположенным на территории России, и правообладателям), регулирующие указанный вопрос, содержатся в пункте 3 статьи 56.8 ЗК РФ и статье 26 Федерального закона от 31 декабря 2014 года № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Статья 15.2 Закона об Олимпийских играх содержала нормы, регулирующие порядок установления публичного сервитута. В частности, были определены органы, уполномоченные принимать решение об установлении сервитута (ч. 14), инициаторы принятия такого решения (ч. 15), стороны соглашения об установлении сервитута

Норма введена Федеральным законом от 30 июля 2010 года № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта».

По мнению Ю.А. Умеренко, поскольку Закон об Олимпийских играх содержит множество правовых новаций при управлении и распоряжении земельными участками, существенно отличающихся от общих норм земельного и гражданского законодательства Российской Федерации, можно говорить об особом «проектном подходе» к правовому регулированию Олимпийского проекта. (см. [3]).

Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2

3

(ч. 6). Также рассматриваемым законом предусматривалось следующее:

• сервитут устанавливается без проведения общественных слушаний (ч. 17);

• решение об установлении сервитута должно быть опубликовано в течение семи дней со дня его принятия (ч. 19);

• право заинтересованного лица понудить заключить соглашение об установлении сервитута в судебном порядке, если правообладатель земельного участка не заключил соглашение по истечении тридцати дней со дня получения его проекта (ч. 23).

В настоящее время подобные нормы установлены ЗК РФ и были внесены в него Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов».

Частью 11 статьи 16 Закона об Олимпийских играх (введенной Федеральным законом № 242-ФЗ) была предусмотрена возможность использования земельного участка в целях строительства олимпийского объекта без предоставления земельного участка для его размещения и без установления сервитута. В 2014 году нормы об использовании земельных участков без их предоставления получили свое развитие в главе V.6 ЗК РФ 5.

Несмотря на обоснованную критику норм рассматриваемого закона, связанную с тем, что реализация их на практике нередко приводила к нарушению прав и за-

конных интересов участников земельных отношений 6, нарушению основных конституционных прав человека 7, в целом нельзя не отметить в положительном контексте то, что перечисленные институты земельного права получили в Законе об Олимпийских играх существенную конкретизацию по сравнению с общими нормами земельного и гражданского законодательства Российской Федерации. Безусловно, нормы рассматриваемого и других законов, принятых «по случаю», повлияли на дальнейшее развитие общих норм земельного законодательства, так как впоследствии нормы указанных законов с определенной доработкой (во избежание серьезных противоречий Конституции Российской Федерации) были внесены в ЗК РФ.

Тем не менее следует отметить, что отдельные нормы, содержащиеся в Законе об Олимпийских играх, которые позднее были закреплены в других законах в качестве общего правила, повлияли не совсем позитивно на развитие законодательства и правоприменительной практики.

Так, частью 20.3 статьи 15 Закона об Олимпийских играх 8 была заложена возможность регистрации права на земельные участки при отсутствии их надлежащего кадастрового учета. При этом на момент принятия этого закона такая возможность была предусмотрена и Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», но только для земельных участков, подпадающих под «дачную амнистию».

Федеральным законом № 334-ФЗ 9

5 Глава V.6 ЗК РФ была введена Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

6 Умеренко Ю.А. Указ. соч.

7 Смотри:

Кузнецов А.А. О гражданско-правовых проблемах олимпийского Сочи // Спорт: экономика, право, управление. 2009. № 3;

Лазаревский А. Изъять и поделить по-олимпийски // ЭЖ-Юрист. 2007. № 48; Лазаревский А. Изъятие не для олимпийского закона // ЭЖ-Юрист. 2007. № 40.

8 Часть 20.3 статьи 15 Закона об Олимпийских играх введена Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 311-ФЗ.

9 Федеральный закон от 21 декабря 2009 года № 334-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

пункт 1 статьи 19 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» был дополнен нормой о том, в каких еще случаях возможна регистрация прав на земельный участок при отсутствии сведений о координатах характерных точек границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости или когда одна из границ такого земельного участка пересекает границу другого земельного участка. Позднее, в Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» требование о необходимости наличия в Едином государственном реестре недвижимости (далее -ЕГРН) точных сведений о границах участка для регистрации прав на него включено не было. В связи с этим общим правилом стала возможность совершения сделок с земельными участками, не имеющими точных границ.

Далее особенности изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества были установлены Федеральным законом от 8 мая 2009 года № 93-ФЗ «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о Саммите АТЭС).

Законом о государственной компании «Российские автомобильные дороги» [16] были определены особенности осуществления государственной компанией отдельных полномочий, связанных с резервированием земель, изъятием земельных участков и установлением сервитутов.

Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № З65-ФЗ [17] были внесены изменения в Федеральный закон от 22 июля 2005

года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», которым устанавливались особенности установления сервитутов в границах особой экономической зоны для строительства и (или) эксплуатации объектов инфраструктуры особых экономических зон.

Позднее особенности резервирования земель и изъятия земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, особенности предоставления земельных участков для размещения объектов федерального или регионального значения, особенности установления сервитута для размещения объектов федерального или регионального значения были введены Законом о присоединенных к Москве территориях [19].

Помимо норм, которые содержались в перечисленных законах, в последний закон были введены и новые нормы, направленные на развитие указанных институтов. Однако некоторые из них так и не были восприняты общим земельным и гражданским законодательством.

Например, частью 11 статьи 9 Закона о присоединенных к Москве территориях предусмотрено, что при изъятии земельных участков местоположение границ земельного участка, используемого физическим лицом для эксплуатации индивидуального жилого дома или жилых помещений в домах блокированной застройки, определяется с учетом фактического землепользования. Нормы статей 10 и 12 этого закона закрепляют возможность использования в течение определенного времени изымаемого земельного участка его правообладателем после прекращения его прав, в частности, для сбора урожая применительно к землям сельскохозяйственного назначения.

Нормы о публичных сервитутах, которые позднее были восприняты общим земельным законодательством, также получили свое развитие в рассматриваемом законе. В частности, указывалось на то, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о границах зоны

действия сервитута в качестве сведений о зоне с особыми условиями использования территории (ч. 7 ст. 17). При этом сервитут не подлежит государственной регистрации (ч. 14 ст. 17).

Особенности изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры, особенности установления сервитутов в связи со строительством, реконструкцией и (или) эксплуатацией объектов инфраструктуры, особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения объектов инфраструктуры были установлены Законом о чемпионате мира по футболу [20].

Далее частично порядок и правила изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, которые содержались в указанных законах, были закреплены в главе VII.1 ЗК РФ, которая была введена Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Однако и в приведенных ранее законах указанные нормы по большей части сохранились и продолжают действовать в настоящее время.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие земельного законодательства идет от частного к общему. Иными словами, сначала принимаются нормы, регулирующие земельные отношения для реализации достаточно узконаправленной цели, например для ускоренного развития какой-либо территории, то есть «по случаю». И далее эти нормы законодательства, содержащиеся в разрозненных нормативных актах, обобщаются, приводятся в соответствие с другими нормативными актами и помещаются в основной акт отраслевого законодательства - ЗК РФ. Как уже указывалось, нормы законов, принятых «по случаю», в основном предусматривали более подробное регулирование земельно-

правовых процедур и их сокращенные по сравнению с ЗК РФ сроки реализации.

Очевидно, что необходимость принятия указанных законов обусловлена несовершенством норм ЗК РФ, которые являются общими для всех и применяются на всей территории России. Указанный подход законодателя позволяет говорить о том, что механизмы правового регулирования, предусмотренные ЗК РФ, не являются оптимальными. Об этом, в частности, свидетельствует принятие Закона о Дальневосточном гектаре [21], регулирующего отношения, связанные с предоставлением земельных участков физическим лицам на определенных территориях. Причем перечень этих территорий был существенно расширен внесенными в этот закон изменениями в июле 2021 года.

В связи с этим возникает вопрос, если нормы ЗК РФ, которые распространяются на всех, содержат явные недостатки правового регулирования, не способствуют интенсивному социально экономическому развитию территорий, то почему они изменяются законодателем в последнюю очередь. При этом из общих правил, установленных ЗК РФ, предусматривается масса исключений в иных федеральных законах.

Надо отметить, что одновременно с установлением особенностей регулирования земельных отношений в большинстве указанных законов, принятых «по случаю», устанавливались и особенности осуществления градостроительной деятельности, в частности, определялся вид градостроительной документации, на основании которой изменяются виды разрешенного использования земельных участков, предназначенных для размещения объектов государственного или муниципального значения.

Так, в соответствии с частью 10 статьи 14 Закона об Олимпийских играх разрешенный вид использования земельных участков, предназначенных для размещения олимпийских объектов, определяется в соответствии с документацией по плани-

ровке территории. Согласно части 1 статьи 5 Закона о присоединенных к Москве территориях виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в проектах планировки территории, утвержденных высшим исполнительным органом государственной власти Москвы. В части 8 статьи 14 этого закона указано, что внесение сведений об изменении видов разрешенного использования земельных участков, которые необходимы для размещения объектов федерального или регионального значения, обеспечивающих реализацию государственных задач в области развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, иных государственных задач, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, осуществляется на основании утвержденной документации по планировке территории, устанавливающей виды разрешенного использования земельных участков, а применительно к образуемым участкам - на основании решения об утверждении схемы земельных участков. Правда, в этом законе указывается, что такой порядок установления, изменения видов разрешенного использования земельных участков применяется до утверждения правил землепользования и застройки (ч. 3 ст. 5).

Согласно части 2 статьи 3 Закона о магистральной инфраструктуре [22] виды разрешенного использования земельных участков, предназначенных для размещения объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, определяются утвержденной документацией по планировке территории таких объектов инфраструктуры.

При этом в самом Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее -ГрК РФ) подобных норм нет. Единственное упоминание о видах разрешенного использования применительно к документации по планировке территории содержится в части 5 статьи 43 ГрК РФ, которая гласит о

том, что текстовая часть проекта межевания территории включает, в частности, вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных кодексом. Однако такие случаи кодексом не установлены. Исходя из норм ГрК РФ можно сделать однозначный вывод о том, что виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах правил землепользования и застройки.

Федеральным законом № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусматривается, что в реестр границ ЕГРН вносится перечень всех видов разрешенного использования земельных участков, установленных градостроительным регламентом, лесохозяйственным регламентом лесничества, расположенного на землях лесного фонда, положением об особо охраняемой природной территории применительно к территориальной зоне или территории, в отношении которой они приняты (п. 9 ч. 1 ст. 10). С 2018 года в реестр границ ЕГРН вносятся такие сведения об утвержденном проекте межевания территории, как вид или виды разрешенного использования земельных участков, указанные в утвержденном проекте межевания территории (п. 3 ч. 4 ст. 10 10). О том, что сведения о виде разрешенного использования могут вноситься в ЕГРН на основании проектов планировки или схем расположения участка на кадастровом плане территории, в этом законе не упоминается.

Согласно части 3 статьи 31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, требований технических регламентов, сведений ЕГРН, сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градо-

10 Норма введена Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

строительной деятельности, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц. А документация по планировке территории подготавливается на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, лесохозяйственного регламента и других документов (ч. 10 ст. 45 ГрК РФ).

Таким образом, ГрК РФ устанавливает некую иерархию градостроительной документации:

1) документы территориального планирования;

2) документы градостроительного зонирования;

3) документация по планировке территорий.

Однако Закон об Олимпийских играх (ч. 9 ст. 14), Закон о Саммите АТЭС (ч. 11 ст. 4) предусматривают, что подготовка и утверждение документации по планировке территории для размещения олимпийских объектов допускаются при отсутствии документов территориального планирования. А в соответствии с частью 11 статьи 27 Закона о чемпионате мира по футболу в случае, если размещение объектов инфраструктуры в соответствии с документацией по планировке территории не соответствует ранее утвержденным документам территориального планирования, то следует внести изменения в соответствующие документы территориального планирования. Более того, согласно части 10.2 статьи 45 ГрК РФ 11 в случае, если для реализации решения о комплексном развитии территории требуется внесение изменений в генеральный план поселения, генеральный план городского округа, правила землепользования и застройки, подготовка указанной документации по планировке территории осуществляется одновременно с подготовкой изменений в генеральный план поселения, генеральный план городского округа,

правила землепользования и застройки. Утверждение указанной документации по планировке территории допускается до утверждения этих изменений в указанные документы территориального планирования и градостроительного зонирования.

Исходя из результатов проведенного анализа можно отметить, что установление отдельными законами, а также нормами новой главы 10 ГрК РФ, направленными на регулирование градостроительных отношений применительно к территориям комплексного развития, правила о том, что виды разрешенного использования земельных участков определяются (устанавливаются) документацией по планировке территорий (в том числе проектами планировки территорий) входит в противоречие с существующей иерархией градостроительной документации, установленной самим же ГрК РФ. По сути, такой подход ставит такие долгосрочные документы, как генеральные планы поселений и городских округов, а также достаточно стабильные правила землепользования и застройки в зависимость от сиюминутных решений органов государственной власти, принятых с подачи инвесторов, реализуемых через документацию по планировке территории. Опять же возникает вопрос, если общий порядок утверждения градостроительной документации, ее иерархия не являются оптимальными, то почему эти нормы в принципе существуют, а для определенных случаев законодательно устанавливаются исключения из этого общего порядка.

Представляется, что общие правила регулирования земельных и градостроительных отношений должны быть единообразными для всех. Исключения могут устанавливаться применительно к органу власти, утверждающему тот или иной вид документации и принимающему то или иное решение в зависимости от его полномочий и существующих государственных или муниципальных нужд.

11 Норма введена Федеральным законом от 30 декабря 2020 года № 494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий».

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпий-ских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 310-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 49, ст. 6071.

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралим-пийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта : Федеральный закон от 30 июля 201 0 года № 242-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 32, ст. 4298.

3. Умеренко Ю. А. Некоторые проблемы применения проектного подхода при управлении и распоряжении земельными участками в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта // Юрист. 2013. № 2. С. 23-25.

4. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 499-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 1 (часть I), ст. 52.

5. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов : Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 341-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 32 (Часть II), ст. 5134.

6. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федера-

ции : Федеральный закон от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 26 (часть I), ст. 3377.

7. Кузнецов А. А. О гражданско-правовых проблемах олимпийского Сочи // Спорт: экономика, право, управление. 2009. № 3. С. 27-28.

8. Лазаревский А. Изъять и поделить по-олимпийски // ЭЖ-Юрист. 2007. № 48.

9. Лазаревский А. Изъятие не для олимпийского закона // ЭЖ-Юрист. 2007. № 40.

10. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 30 декабря

2008 года № 311-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 1, ст. 19.

11. О государственном кадастре недвижимости : Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 31, ст. 4017 (с 1 января 2017 года - Федеральный закон «О кадастровой деятельности»).

12. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 21 декабря

2009 года № 334-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 52 (1 ч.), ст. 6410.

13. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним : Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3594.

14. О государственной регистрации недвижимости : Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 29 (часть I), ст. 4344.

15. Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран -участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесе-

нии изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 8 мая 2009 года № 93-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 19, ст. 2283.

16. О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 29, ст. 3582.

17. О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 365-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 49 (ч. 1), ст. 7043.

18. Об особых экономических зонах в Российской Федерации : Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 30 (ч. II), ст. 3127.

19. Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 43-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 14, ст. 1651.

20. О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 7 июня 2013 года № 108-ФЗ // // Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2866.

21. Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципаль-

ной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 18. ст. 2495 (с 9 июля 2021 года - «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 254-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 31 (часть I), ст. 5013.

23. Градостроительный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «Консуль-тантПлюс».

24. О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 32 (Часть II), ст. 5135.

25. О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий : Федеральный закон от 30 декабря 2020 года № 494-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 1 (часть I), ст. 33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.