Научная статья на тему 'Особенности правового статуса иностранных граждан в Российской Федерации'

Особенности правового статуса иностранных граждан в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1871
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН / LEGAL STATUS OF FOREIGN CITIZENS / МЕЖДУНАРОДНОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / INTERNATIONAL CIVIL SOCIETY / ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩИЙ ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН / PERMANENTLY RESIDING FOREIGN CITIZEN / ВРЕМЕННО ПРОЖИВАЮЩИЙ ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН / ВРЕМЕННО ПРЕБЫВАЮЩИЙ ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН / TEMPORARILY RESIDING FOREIGN CITIZEN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мусаева Г.М., Хисенов К.К.

В статье рассматриваются особенности административно-правового статуса иностранных граждан в Российской Федерации. Зачастую он зависит от критерия их постоянного или временного проживания в РФ. В зависимости от статуса проживания на территории РФ иностранцы подразделяются на три категории: постоянно проживающие, временно проживающие и временно пребывающие на территории РФ. Актуальность темы статьи обусловлена тем, что в последнее время отмечена небывалая активность Российской Федерации в сфере регламентации правового положения иностранных граждан. Осуществляется теоретический анализ нормативно-правовых актов, устанавливающих правовой статус иностранных граждан в нашей стране, их соответствие нормам международного права. Обращается внимание на то, что правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется тремя видами нормативных правовых актов: Конституцией РФ, федеральным законодательством и международными договорами. Результатом исследования является формулирование вывода о том, что в случае отсутствия российских федеральных законов, регламентирующих правовой статус иностранцев, следует ориентироваться на международные нормы, закрепленные в фундаментальных конвенциях о правах человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мусаева Г.М., Хисенов К.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarities of the legal status of foreign citizens in the Russian Federation

This article discusses the features of administrative and legal status of foreign citizens in the Russian Federation. It often depends on the criteria of their permanent or temporary residence in the Russian Federation. Depending on the status of residence on the territory of RF, foreigners are divided into three categories: permanent residents, temporary residents and temporarily staying on the territory of the Russian Federation. Relevance of the topic of the article is due to the fact that recent years have been marked by unprecedented activity in the sphere of regulation of the legal status of foreign citizens. Theoretical analysis of regulatory legal acts establishing the legal status of foreign citizens in our country, their conformity with the norms of international law is carried out. Main attention is drawn to the fact that the legal situation of foreign citizens in the Russian Federation is made up of the three types of normative legal acts: the Constitution of the Russian Federation, federal laws and international treaties. As a result of the study the conclusion is formulated that in case of the absence of Russian federal laws governing the legal status of foreigners, a focus should be made on the international standards enshrined in the fundamental human rights conventions.

Текст научной работы на тему «Особенности правового статуса иностранных граждан в Российской Федерации»

УДК 342

DOI: 10.21779/2500-1930-2017-32-2-64-69 Г.М. Мусаева, К.К. Хисенов

Особенности правового статуса иностранных граждан в Российской Федерации

Дагестанский государственный университет; Россия, 367001, г. Махачкала, ул. М. Га-джиева, 43а; xkk-15091984@yandex.ru

В статье рассматриваются особенности административно-правового статуса иностранных граждан в Российской Федерации. Зачастую он зависит от критерия их постоянного или временного проживания в РФ. В зависимости от статуса проживания на территории РФ иностранцы подразделяются на три категории: постоянно проживающие, временно проживающие и временно пребывающие на территории РФ. Актуальность темы статьи обусловлена тем, что в последнее время отмечена небывалая активность Российской Федерации в сфере регламентации правового положения иностранных граждан. Осуществляется теоретический анализ нормативно-правовых актов, устанавливающих правовой статус иностранных граждан в нашей стране, их соответствие нормам международного права. Обращается внимание на то, что правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется тремя видами нормативных правовых актов: Конституцией РФ, федеральным законодательством и международными договорами. Результатом исследования является формулирование вывода о том, что в случае отсутствия российских федеральных законов, регламентирующих правовой статус иностранцев, следует ориентироваться на международные нормы, закрепленные в фундаментальных конвенциях о правах человека.

Ключевые слова: правовой статус иностранных граждан, международное гражданское общество, постоянно проживающий иностранный гражданин, временно проживающий иностранный гражданин, временно пребывающий иностранный гражданин.

В последние несколько десятилетий геополитическая картина мира существенно изменилась. Наряду с термином "гражданское общество" как национальная категория все чаще используется термин "международное гражданское общество", и о гражданском обществе исследователи все чаще говорят как об общемировой и глобальной научной категории. Так, по мнению А.А. Дорской, формирование международного гражданского общества хотя и находится сегодня на начальном этапе, однако в скором времени оно сыграет ключевую роль в становлении международного права XXI века, а также в преодолении нарушений международно-правовых норм и принципов [1, с. 7].

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется тремя видами нормативных правовых актов: Конституцией РФ, федеральным законодательством и международными договорами РФ [2 с. 126]. Перечень нормативно-правовых актов, регулирующих правовое положение иностранцев в России, включает федеральные законы: от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"; от 18.07.2006 № 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"; от 28.12.2013 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"; от 15.08.1996 № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".

Нельзя не признать значения постановлений Правительства РФ, которые могут приниматься по различным вопросам, детально не урегулированным на уровне законов,

в частности, по вопросам порядка выдачи разрешений на временное проживание иностранцам, выдачи вида на жительство и т. д. В качестве примера можно назвать постановления Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства", от 17.01.2007 № 21 "Об утверждении Правил подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства уведомления о подтверждении своего проживания в Российской Федерации", от 16.08.2004 № 413 "О миграционной карте" и др.

Таким образом, иностранные граждане обладают определенным набором прав и обязанностей, закрепленных в соответствующих нормах законодательства. Права иностранных граждан позволяют реализовать законные интересы и жизненно важные потребности, а юридические обязанности определяют меры должного поведения [3, с. 12].

Следует также подчеркнуть, что от точного определения статуса иностранного гражданина зависит не только процесс оформления, но и размер налоговых вычетов, начисление страховых взносов в Пенсионный Фонд, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ и т. д.

В зависимости от статуса проживания на территории РФ иностранные граждане подразделяются на три категории: постоянно проживающие, временно проживающие и временно пребывающие на территории РФ.

Постоянно проживающий иностранный гражданин имеет вид на жительство. Вид на жительство - это документ, выданный иностранному гражданину в подтверждение его права на постоянное проживание в РФ, а также на свободный выезд и въезд на территорию РФ. Работать постоянно проживающий иностранный гражданин может на территории всей Российской Федерации. Срок действия вида на жительство - 5 лет, после этого он может быть продлен еще на 5 лет, или может быть оформлено гражданство Российской Федерации.

Временно проживающий иностранный гражданин должен получить разрешение на временное проживание. Разрешение на временное проживание - это отметка в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, подтверждающая его право временно проживать на территории РФ до получения вида на жительство. Выдается оно иностранному гражданину при наличии оснований для получения данного статуса (рождение на территории РСФСР и гражданство СССР или рождение в РФ, нетрудоспособные родители - граждане РФ, брак с гражданином/гражданкой РФ, диплом об образовании на территории РФ) или в пределах квоты на выдачу разрешений. Работать иностранный гражданин с РВП может только в регионе, где ему выдано разрешение на временное проживание. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года [4, с. 20], впоследствии иностранный гражданин может оформить вид на жительство. Продление разрешения не предусмотрено. Не вызывает сомнений, что правовой статус постоянно проживающих иностранных граждан значительно шире, чем временно находящихся на территории Российской Федерации.

Временно пребывающий иностранный гражданин прибывает на территорию РФ: на основании визы; в безвизовом порядке (СНГ), получает миграционную карту на границе, но не имеет вида на жительство или разрешения на временное проживание [5].

В первом случае срок пребывания определяется визой, во втором - не может превышать 90 дней при условии, что иностранный гражданин встал на миграционный учет.

Продлить временное пребывание можно до одного года, получив разрешение на работу или оформив трудовой патент.

Порядок оформления трудовых отношений с иностранцами, постоянно проживающими в РФ, фактически такой же, как и с российскими гражданами: никаких специальных разрешений не требуется ни работнику, ни работодателю. Кроме того, постоянно проживающие в России иностранцы свободны в выборе субъекта РФ для осуществления своей трудовой деятельности.

Статус иностранного работника, временно проживающего на территории

Российской Федерации Иностранных граждан, имеющих разрешение на временное проживание, принимают на работу без специальных разрешений [6, с. 36] . Однако, в отличие от постоянно проживающих, работать они имеют право только в том субъекте РФ, в котором им разрешено временное проживание. Как отмечает А.В. Степанов, «временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого им разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Российской Федерации» [7, с. 88].

Статус иностранного работника, временно пребывающего на территории РФ в соответствии с безвизовым режимом (например, граждане стран СНГ, за исключением Грузии и Туркменистана, граждане Израиля) Иностранные граждане, пребывающие на территории РФ в порядке, не требующем получения визы, должны получать разрешение на работу в РФ (с 2015 года разрешение заменено на патент). Оформляться на работу временно пребывающие иностранцы вправе только в том субъекте РФ и по той профессии, которые указаны в разрешении [8]. Работодателям же получать разрешение на привлечение «безвизовых» иностранцев не нужно, однако уведомить контролирующие органы все-таки придется.

Статус иностранного работника, временно пребывающего на территории РФ

в соответствии с визовым режимом Самым сложным является процесс оформления на работу иностранных граждан, временно пребывающих в РФ в порядке, требующем получения визы. Во-первых, работодателю необходимо подготовить приглашение на работу иностранного гражданина, на основании которого ему выдается рабочая виза. Кроме того, работодатель должен получить разрешение на работу для иностранного работника, а также на привлечение и использование иностранной рабочей силы. Согласно Федеральному закону от 25.07.2002 № 115-ФЗ (в ред. от 17.04.2017) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдается «федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом при наличии заключения соответствующего органа государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации» (п. 3. ст. 18). С этой целью работодатель ежемесячно представляет в Центр занятости сведения о потребности в работниках и наличии вакантных должностей, а также подает заявку о потребности в привлечении иностранных работников для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест либо выполнения работ (оказания услуг).

Ограничения на использование труда иностранцев закреплены Постановлением Правительства РФ от 08.12.2016 № 1315 «Об установлении на 2017 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в отдельных видах экономической деятельности на территории Российской Федерации», где установлена на 2017 год допустимая доля иностранных

работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в отдельных видах деятельности на территории Российской Федерации.

В некоторых сферах экономической деятельности согласно постановлению на 2017 год сохранена установленная на 2016 год допустимая доля иностранных работников, а в ряде видов экономической деятельности снижена. Так, снижена допустимая доля иностранных работников в сфере деятельности прочего сухопутного пассажирского транспорта - с 40 до 30 % общей численности работников, в сфере деятельности автомобильного грузового транспорта - с 35 до 30 %. Сохраняется запрет (доля - 0 %) на использование труда иностранных работников в организациях следующих видов экономической деятельности: розничной торговле лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках); розничной торговле в нестационарных торговых объектах и на рынках; розничной торговле вне магазинов, палаток, рынков.

Военная служба иностранцев в Российской Федерации

Иностранцы, желающие поступить на военную службу по контракту в ВС РФ на воинские должности прапорщиков (мичманов), сержантов (старшин), солдат (матросов), отныне должны доказать, что имеют определенный уровень образования.

В числе воинских должностей, при назначении на которые необходимо основное общее образование, - горнист, гранатометчик, маскировщик, наблюдатель, кузнец, обмотчик, певец, пекарь, портной, почтальон [9]. Среднее общее образование потребуется, в частности, аппаратчику, водителю, водолазу, авиамеханику, дрессировщику, дорожнику, командиру боевой машины, коку (приказ Министра обороны РФ от 03.10.2016 № 633). Среднее профобразование - адъютанту, боцману, командиру взвода, начальнику медпункта и др.

Среди изменений законодательства также можно назвать то, что Правительство РФ установило квоту для оформления разрешений на временное проживание в размере 110 880 единиц (на всю Россию) - на 15 тыс. разрешений меньше, чем в 2016 году. В прошлом году квота составляла 125 900 разрешений (распоряжение Правительства РФ от 15.11.2016 № 2428-р).

С 1 января действует новая редакция правил обязательного медицинского страхования, в соответствии с которой временно пребывающие иностранные граждане из Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии, работающие в Российской Федерации по трудовым договорам, смогут бесплатно оформить себе полисы обязательного медицинского страхования (ОМС). Ранее полис ОМС был доступен только постоянно и временно проживающим иностранцам, т. е. имеющим вид на жительство или РВП.

Бланки упраздненной ФМС России будут использоваться еще весь следующий год. Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития от 28.02.2011 № 158-н (в ред. от 27.10.2016) срок использования бланочной продукции упраздненной ФМС России продлен до 31.12.2017 г. Напомним, что полномочия указанной службы были переданы МВД России. Министерству было разрешено до изготовления бланков, печатей и штампов нового образца, но не позднее 31.12.2016 г., использовать бланки, печати и штампы упраздненного ведомства. Учитывая наличие большого запаса таких бланков и в целях более эффективного использования бюджетных средств, срок использования бланков, печатей и штампов упраздненной ФМС России продлен на весь 2017 год.

Подводя итог, отметим, что в случае отсутствия российских федеральных законов, регламентирующих правовой статус иностранцев, следует ориентироваться на международные нормы, закрепленные в фундаментальных конвенциях о правах чело-

века. Примат международного права над внутренним правом государства закреплен в Конституции Российской Федерации, в которой права и свободы человека признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Как отмечает Н.Г. Бай, с которым мы солидарны, ссылки на международные обязательства России могут и должны использоваться в судах и административных органах в случаях, когда эти договоры изменяют правила, закрепленные в законодательстве России [10, с. 157].

Литература

1. Дорская А.А. Международные религиозные организации и формирование международного гражданского общества // Гражданское общество в России и за рубежом. -2014. - № 4. - С. 7-11.

2. Галушкин А.А., Каса И. Актуальные вопросы правового положения иностранных граждан в Российской Федерации // Вестник РУДН. Сер. Право. - 2013. - № 4. -С.125-132.

3. Очередько В.П., Малышев Е.А. Особенности правового статуса иностранных граждан в Российской Федерации: некоторые вопросы теории и практики // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. - 2016. - № 4 (33). - С. 11-16.

4. Искевич И.С., Сахаров А.В. Международно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации // Вопросы современной юриспруденции. - 2015. - № 45-46. - С. 35-39.

5. Брик А.Д. Структура миграционного права России и правовые режимы регулирования миграционных отношений // Юристъ-Правоведъ. - 2013. - № 6 (61). - С. 18-22.

6. Носкова Ю. Статусы иностранного гражданина в России. URL: http://all-migration.ru/services/addservices/info/sovety-urista/01/ (дата обращения: 20.02.2017).

7. Степанов А.В. К вопросу о миграционном правовом статусе иностранцев в Российской Федерации // Вестник Томского государственного университета. Право. -2016. - № 4 (22). - С. 84-97.

8. Карсетская Е.В. Принимаем на работу иностранца // Экономико-правовой бюллетень. - 2014. - № 9.

9. Журавлев И. Военная служба: изменения с 1 января 2017 года. 15.01.2017. URL: http://info-effect.ru/voennaya-sluzhba-izmeneniya-s-1-yanvarya-2017-goda.html (дата обращения: 20.02.2017).

10. Бай Н.Г. Правовое регулирование трудовой миграции, осложненной иностранным элементом, в государствах Таможенного Союза и Европейского Союза: дис. ... к. юр. н. - М., 2013.

References

1. Dorskaya A. A. Mezhdunarodnye religioznye organizatsii i formirovanie mezhdunarodnogo grazhdanskogo obshchestva // Grazhdanskoe obshchestvo v Rossii i za rubezhom. - 2014. - № 4. - S. 7-11.

2. Galushkin A.A., Kasa I. Aktual'nye voprosy pravovogo polozheniya inostrannykh grazhdan v Rossiiskoi Federatsii // Vestnik RUDN. Ser.: Pravo. - 2013. - № 4. - S. 125-132.

3. Ocheredko V.P., Malyshev E.A. Osobennosti pravovogo statusa inostrannykh grazhdan v rossiiskoi federatsii: nekotorye voprosy teorii i praktiki // Vestnik Sankt-Peterburgskoi yuridicheskoi akademii. - 2016. - № 4 (33). - S. 11-16.

4. Iskevich I.S., Sakharov A.V. Mezhdunarodno-pravovoi status inostrannykh grazhdan i lits bez grazhdanstva na territorii Rossiiskoi Federatsii // Voprosy sovremennoi yurisprudentsii. - 2015. - № 45-46. - S. 35-39.

5. Brik A.D. Struktura migratsionnogo prava Rossii i pravovye rezhimy regulirovaniya migratsionnykh otnoshenii // Yurist-Pravoved. - 2013. - № 6 (61). - S. 18-22.

6. Noskova Yu. Statusy inostrannogo grazhdanina v Rossii. URL: http://all-migration.ru/services/addservices/info/sovety-urista/01/ (data obrashcheniya: 20.02.2017).

7. StepanovA.V. K voprosu o migratsionnom pravovom statuse inostrantsev v Rossiiskoi Federatsii // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Pravo. - 2016. - № 4 (22). - S. 84-97.

8. Karsetskaya E.V. Prinimaem na rabotu inostrantsa // Ekonomiko-pravovoi byullet-en'. - 2014. - № 9.

9. Zhuravlev I. Voennaya sluzhba izmeneniya s 1 yanvarya 2017 goda. 15.01.2017. URL: http://info-effect.ru/voennaya-sluzhba-izmeneniya-s-1 -yanvarya-2017-goda.html (data obrashcheniya: 20.02.2017).

10. Bai N.G. Pravovoe regulirovanie trudovoi migratsii, oslozhnennoi inostrannym elementom, v gosudarstvakh Tamozhennogo Soyuza i Evropeiskogo Soyuza: dis. ... kand. yurid. nauk. - M., 2013.

Поступила в редакцию 14 марта 2017 г.

UDC 342

DOI: 10.21779/2500-1930- 2017-32-2-64-69

The peculiarities of the legal status of foreign citizens in the Russian Federation

G.M. Musaeva, K.K. Khisenov

Dagestan State University; Russia, 367001, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 43а; xkk-15091984@yandex.ru

This article discusses the features of administrative and legal status of foreign citizens in the Russian Federation. It often depends on the criteria of their permanent or temporary residence in the Russian Federation. Depending on the status of residence on the territory of RF, foreigners are divided into three categories: permanent residents, temporary residents and temporarily staying on the territory of the Russian Federation. Relevance of the topic of the article is due to the fact that recent years have been marked by unprecedented activity in the sphere of regulation of the legal status of foreign citizens. Theoretical analysis of regulatory legal acts establishing the legal status of foreign citizens in our country, their conformity with the norms of international law is carried out. Main attention is drawn to the fact that the legal situation of foreign citizens in the Russian Federation is made up of the three types of normative legal acts: the Constitution of the Russian Federation, federal laws and international treaties. As a result of the study the conclusion is formulated that in case of the absence of Russian federal laws governing the legal status of foreigners, a focus should be made on the international standards enshrined in the fundamental human rights conventions.

Keywords: legal status of foreign citizens, international civil society permanently residing foreign citizen temporarily residing foreign citizen temporarily residing foreign citizen.

Received 14 March, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.