Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ КАК СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ КАК СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
133
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ СТАТУС / СУБЪЕКТ / ОРГАНЫ ВЛАСТИ / КОНСТИТУЦИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGAL STATUS / SUBJECT / AUTHORITIES / CONSTITUTION / LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иналкаева Казбан Саматовна

В статье проводится анализ правового статуса Чеченской Республики с учетом современных социальнополитических условий. Исследуются проблемы конституционного развития, становления и развития органов государственной власти и органов местного самоуправления. Рассматриваются вопросы организации и деятельности специализированных органов власти. В статье выдвинут и аргументирован ряд предложений, направленных на совершенствование правового статуса Чеченской Республики как субъекта Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the legal status of the Chechen Republic as a subject of the Russian Federation

The article analyzes the legal status of the Chechen Republic, taking into account modem socio-political conditions. The problems of constitutional development, formation and development of state authorities and local governments are investigated. The questions of organization and activity of specialized authorities are considered. The article put forward and argued a number of proposals aimed at improving the legal status of the Chechen Republic as a subject of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ КАК СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ КАК СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНАЛКАЕВА Казбан Саматовна,

кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой правовых дисциплин Чеченского государственного педагогического института. E-mail: kazban1961@mail.ru

Краткая аннотация: В статье проводится анализ правового статуса Чеченской Республики с учетом современных социально-политических условий. Исследуются проблемы конституционного развития, становления и развития органов государственной власти и органов местного самоуправления. Рассматриваются вопросы организации и деятельности специализированных органов власти. В статье выдвинут и аргументирован ряд предложений, направленных на совершенствование правового статуса Чеченской Республики как субъекта Российской Федерации.

Abstract: The article analyzes the legal status of the Chechen Republic, taking into account modern socio-political conditions. The problems of constitutional development, formation and development of state authorities and local governments are investigated. The questions of organization and activity of specialized authorities are considered. The article put forward and argued a number of proposals aimed at improving the legal status of the Chechen Republic as a subject of the Russian Federation.

Ключевые слова: правовой статус, субъект, органы власти, конституция, законодательство.

Keywords: legal status, subject, authorities, constitution, legislation.

По поводу правового статуса субъекта существуют различные мнения, к примеру, А.А. Савленков отмечает, что «правовой статус субъекта Российской Федерации всегда конкретен, разносто-ронен, детален, динамичен. Вышеизложенная посылка предполагает, а на практике так оно и есть, что «у каждого субъекта Российской Федерации свое «правовое лицо», а в целом они составляют сложную мозаику российского федерализма» [19].

М.В. Варлен полагает, что «нормативный статус следует отличать от фактического статуса, под которым понимается реальное положение субъекта конституционно-правовых отношений в связи с применением норм конституционного права в конкретных социально-политических условиях. Устойчивость характеристик фактического статуса во многом зависит от внешних условий, а также от степени разработанности и эффективности механизма реализации нормативного статуса. Именно поэтому фактический статус субъекта конституционного права часто становится проблемой практической политики, хотя оценки реального состояния результатов применения конституционно-правовых норм крайне важны и для науки с целью совершенствования нормативного статуса» [17].

Е.А. Рогожина считает, что «в науке конституционного права «правовой статус» определяется как теоретическая конструкция, соединяющая нормативные характеристики, теоретические представления и реальную практику реализации правовых установлений, то есть конституционно-правовой статус. Будучи результатом широкого теоретического обобщения, данный статус становится научной категорией, раскрывающей сущность и содержание правового состояния того или иного субъекта конституционно-правовых отношений» [18].

Каждый их этих ученых по-своему правы. Очень важно при определении в конституциях, уставах и других нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации правового статуса и компетенции законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, исходить прежде всего из функционального предназначения органа государственной власти, основанного на принципе разделения властей. Только сконструированная на основе такого подхода система государственных органов способна обеспечить сбалансированное и эффективное осуществление государственной власти.

К правовым признакам Чеченской Республики, прежде всего, относится наличие своей (республиканской) Конституции, которая принята 23 марта 2003 г., ныне действует с изменениями и дополнениями, принятыми на Референдуме Чеченской Республики 2 декабря 2007 г., конституционными законами Чеченской Республики «О внесении изменений в Конституцию Чеченской Республики» от 23.07.2010, 02.09.2010, от 20.05.2012, от 18.06.2012, от 01.11.2012, от 30.09.2014, которая устанавливает основы конституционного строя, характер взаимоотношений между человеком, гражданином, обществом и государством, вопросы государственного устройства, порядок организации и деятельности органов законодательной, исполнительной, судебной власти на всей территории Чеченской Республики и т.д.

Наряду с Конституцией в Чеченской Республике создано республиканское законодательство собственной сферы законодательного ведения в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 72, 73), Федеральным законом №184-ФЗ [5]. В Конституции Чеченской Республики в виде перечня полномочий устанавливается сфера самостоятельного ведения (ст. 61), что является весьма удачным способом соответствующего регулирования на уровне субъекта Российской Федерации и перечень предметов совместного ведения Российской Федерации и Чеченской Республики (ст. 60).

Большое значение имеет закрепленный в Конституции Чеченской Республики принцип непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина. В Чеченской Республике признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Чеченской Республики согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ст. 14 Конституции Чеченской Республики).

Необходимо отметить как расширение правового статуса Чеченской Республики положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договора Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Следующий показатель состояния государственности Чеченской Республики связан с наличием официального наименования. Официальное название является «юридическим титулом», который показывает, что Чеченская Республика - политико-территориальное образование в составе Российской Федерации,

имеющее название, указанное в ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 65 Конституции Чеченской Республики, является субъектом Российской Федерации и имеет собственные права и обязанности.

Как и любое государство, Чеченская Республика имеет свою государственную символику: герб, флаг, гимн. Их изображение, описание, статус, выражающие самобытность и исторические традиции чеченского народа закреплены в ст. 62 Конституции Чеченской Республики и законами Чеченской Республики «О Государственном флаге Чеченской Республики» [9]; «О Государственном гербе Чеченской Республики» [10]; «О Государственном гимне Чеченской Республики» [11]. Важным компонентом государственности Чеченской Республики и элементом ее конституционного правового статуса является территория Чеченской Республики, как субъекта Российской Федерации.

Конституционно-правовые основы статуса территории субъекта Российской Федерации устанавливаются, прежде всего, на федеральном уровне. В Конституции Российской Федерации есть целый ряд норм по этому поводу (ч. 1 ст. 67, ч. 3 ст. 67, п. «б» ст. 71, ч. 1 ст. 74, п. «а» ст. 102). В соответствии с Федеральным законом «О порядке принятия в Российской Федерации и образования в составе Российской Федерации нового субъекта», изменения статуса субъекта Российской Федерации, в том числе влекущие территориальные изменения, допускаются на основе очень сложной процедуры, предполагающей не только согласие, но более того и инициативу субъекта Российской Федерации, а также проведение референдума на территории каждого из объединяющихся субъектов Российской Федерации [3]. А согласно Федеральному закону №184-ФЗ полномочия по установлению административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации и порядка его изменения отнесены к компетенции законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (пп. «л» п. 2 ст. 5).

Указанные федеральные гарантии территориальной самостоятельности субъектов Российской Федерации воспроизводятся в Конституции Чеченской Республики как субъекта Российской Федерации (п. 1, 2, 3 ст. 59). Структура административно-территориального устройства Чеченской Республики установлена п. 5 ст. 59 Конституции Чеченской Республики и Законом Чеченской Республики «Об административно-территориальном устройстве Чеченской Республики» [8].

Официальный (государственный) язык - следующий элемент статуса субъекта Российской Федерации. Государственный язык характеризуется как язык, выполняющий интеграционную функцию в рамках данного государства в политической, официальной, культурной сферах и выступающий в качестве символа данного государства. В конце 80-х гг. XX в. языковые проблемы межнационального общения потребовали серьезной нормативной основы, свидетельством чего стало принятие Закона Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации», согласно которого русский язык является основным средством межнационального общения народов Российской Федерации [12]. Государственные языками

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2019. № 10(178)

в Чеченской Республике являются чеченский и русский языки (п. 1 ст. 10 Конституции Чеченской Республики, ст. 2 Закона Чеченской Республики «О языках в Чеченской Республике») [13]. Языками межнационального общения и официального делопроизводства в Чеченской Республике являются русский и чеченский языки.

Вопрос о гражданстве республик в составе Российской Федерации является дискуссионным, Конституция Российской Федерации не упоминает о гражданстве субъектов Российской Федерации. В ряде статей Конституции в редакции от 23 марта 2003 г. употреблялся термин «гражданин Чеченской Республики», однако в связи с изменениями и дополнениями Конституции Чеченской Республики, принятыми на Референдуме Чеченской Республики 2 декабря 2007 г. по всему тексту словосочетание «гражданин Чеченской Республики» заменено на «гражданин Российской Федерации, проживающий на территории Чеченской Республики».

Одним из определяющих показателей государственного статуса территории является наличие системы органов государственной власти. Важной конституционной новеллой, которая существенно расширяет правовой статус Чеченской Республики, является положение ст. 77 Конституции Российской Федерации, согласно которому система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно (самостоятельность в сфере государственного строительства) в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации».

Положения ст. 2 Федерального закона №184-ФЗ предписывают субъекту Российской Федерации учредить следующую систему органов государственной власти: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

В организацию государственной власти Чеченской Республики входит, прежде всего, Глава Чеченской Республики. Нормы о должности Главы Чеченской Республики введены в гл. 4 Конституции Чеченской Республики. «Высшим должностным лицом Чеченской Республики является Глава Чеченской Республики, который возглавляет исполнительную власть Чеченской Республики и вправе возглавить высший исполнительный орган государственной власти Чеченской Республики - Правительство Чеченской Республики» (ст. 63).

Законодательным (представительным) органом Чеченской Республики является Парламент Чеченской Республики. Статус Парламента Чеченской Республики определен в гл. 5 Конституции Чеченской Республики и Законом Чеченской Республики «О Парламенте Чеченской Республики».

Кроме того, юридическую основу статуса Парламента Чеченской Республики составляют положения Конституции Российской

Федерации от 12 декабря 1993 г. и Федеральный закон №184-ФЗ.

Нынешний статус Правительства Чеченской Республики устанавливается гл. 6 Конституции Чеченской Республики и Конституционным законом Чеченской Республики «О системе органов исполнительной власти Чеченской Республики»[5]. Правительство Чеченской Республики характеризуется как «высший исполнительный орган государственной власти Чеченской Республики» (ст. 92 Конституции Чеченской Республики). Правительство Чеченской Республики имеет свои особенности. Конституцией Чеченской Республики установлена должность председателя правительства (п. 21 ст. 93), хотя Федеральным законом №184-ФЗ не предусмотрено установление этой должности.

Важным элементом системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации является наличие своих судов, создаваемых наряду с федеральными судами, реализующих законодательство соответствующего субъекта Российской Федерации и финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации. Согласно Федеральному Конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» к судам субъектов Российской Федерации отнесены новые в Российской Федерации виды судов, как конституционные суды - орган конституционного контроля и мировые судьи (п. 4 ст. 4) [1]. Статус мировых судей определен Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации» [2]. Конституционный Суд Чеченской Республики учрежден Конституционным законом Чеченской Республики «О Конституционном Суде Чеченской Республики» [7]. Статус мировых судей установлен ст. 101 Конституции Чеченской Республики и Законом Чеченской Республики «О мировых судьях в Чеченской Республике» [14]. Федеральным законом «О количестве мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» установлено количество мировых судей 66 единиц, и, следовательно, 66 судебных участков [4]. Также принят Закон Чеченской Республики «О представителях общественности в составе квалификационной коллегии судей Чеченской Республики». В соответ-

Библиография:

1. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г № 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) «О судебной системе Российской Федерации» //СПС КонсультантПлюс

2. Федеральный закон от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ (от 18.04.2018) «О мировых судьях в Российской Федерации» //СПС КонсультантПлюс

3. Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ (ред. от 31.10. 2005) «О порядке принятия в Российской Федерации и образования в составе Российской Федерации нового субъекта» //СПС КонсультантПлюс

4. Федеральный закон от 29 декабря 1999 года № 218-ФЗ (ред. от 08.06.2015) «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участках в субъектах Российской Федерации» //СПС КонсультантПлюс

5. Федеральный закон от 6 октября 1999 года №184-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» //СПС КонсультантПлюс

6. Конституционный закон Чеченской Республики от 31 октября 2006 года № 7-РКЗ (ред. от 20.05.2012) «О системе органов исполнительной власти Чеченской Республики» //СПС Консультант Регион

7. Конституционный закон Чеченской Республики от 24 мая 2006 г. № 2-РКЗ (ред. от 31.12.2010) «О Конституционном Суде Чеченской Республики» //СПС Консультант Регион

8. Иналкаева К.С. Государственно-правовая природа субъекта Российской Федерации (на примере Чеченской Республики) (монография). Грозный: издательство Чеченского государственного педагогического университета, 2016. - 209 с.

9. Закон Чеченской Республики от 3 июня 2008 г. № 24-РЗ «О Государственном флаге Чеченской Республики» //газета «Вести республики» № 106(788), 06.06.2008.

10. Закон Чеченской Республики 3 июня 2008 года № 23-РЗ (ред. от 17.12. 2010) «О Государственном гербе Чеченской Республики» //газета «Вести республики» № 106 (788), 06.06.2008.

11. Закон Чеченской Республики от 28 июля 2010 г. № 30-РЗ «О Государственном гимне Чеченской Республики» //газета «Вести республики» № 152, 10.08. 2010.

12. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 года № 1807-1 (ред. от 12.03.2014) «О языках народов Российской Федерации» //СПС КонсультантПлюс

13. Закон Чеченской Республики «О языках в Чеченской Республике» от 25 апреля 2007 года № 16-РЗ (ред. от 29.12. 2012) //СПС Консультант Регион

14. Закон Чеченской Республики от 20 июля 2012 года № 20-РЗ (ред. от 03.06.2013) «О мировых судьях Чеченской Республики» //СПС Консультант Регион

15. Закон Чеченской Республики от 24 мая 2010 г. № 11-РЗ (ред. от 09.04. 2012) «О местном самоуправлении в Чеченской Республике» //СПС Консультант Регион

16. Закон Чеченской Республики от 20 декабря 2006 года № 56-РЗ «О порядке установления границ муниципальных образований Чеченской Республики и наделения их статусом муниципального района, городского округа, городского или сельского поселения» //СПС Консультант Регион

17. Варлен М.В. Понятие и основные элементы конституционно-правового статуса парламентария в России // Современное право. - М.: Новый Индекс, 2009, № 10. - С. 18-23

18. Рогожина Е.А. О некоторых аспектах конституционно-правового статуса правительства Российской Федерации // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена 2008. - №63-1. - С. 281-286

19. Савленков А.А. Правовой статус высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в конституционном праве и законодательстве России: Дис. ... канд. юрид. наук. Санкт-Петербург, 2005

ствии с данным законом назначаются 8 представителей общественности в состав квалификационной коллегии Чеченской Республики.

Важное значение имеет то, что на конституционном уровне закреплено существование независимой от государства системы народовластия - органов местного самоуправления. В Чеченской Республике признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 7 Конституции Чеченской Республики). Федеральный закон №184-ФЗ гласит: «Органы государственной власти субъекта Российской Федерации содействуют развитию местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации» (п. 3 ст. 1). Вопросы местного самоуправления регулируются гл. 8 Конституции Чеченской Республики и рядом законов Чеченской Республики: «О местном самоуправлении в Чеченской Республике» [15].; «О порядке установления границ муниципальных образований Чеченской Республики и наделения их статусом муниципального района, городского округа, городского или сельского поселения» [16]; «О статусе депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Чеченской Республике». В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление является одной из форм осуществления народом своей власти. По своей природе местное самоуправление является частью публичной власти, одновременно представляет гражданское общество на местном уровне.

Таким образом, Чеченская Республика обладает всеми признаками правового статуса государства. Все эти признаки (территория, государственная символика, граница, собственная компетенция, органы государственной власти, органы местного самоуправления, республиканское законодательство и т.д.) нашли свое закрепление в Конституции Российской Федерации и Конституции Чеченской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.