Научная статья на тему 'Правовое регулирование статуса Чеченской Республики в составе РФ республиканским и федеральным законодательством'

Правовое регулирование статуса Чеченской Республики в составе РФ республиканским и федеральным законодательством Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
176
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНОЙ ЗАКОН / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / ФЕДЕРАЦИЯ / СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / BASIC LAW / STATE POWER / RUSSIAN STATE / CONSTITUTIONAL LAW / FEDERATION / SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нахаева Майнат Саид-эмиевна, Куракин Алексей Валентинович

Актуальность данной темы заключается в том, что одним из компонентов конституционного и правового статуса федерации является то, что ее правовые договоренности о взаимоотношениях, возникающих на территории федерации, имеют право принимать, изменять или отменять правовые договоренности. В статье, на примере Чеченской Республики (далее ЧР), раскрывается конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации. Делается вывод о том, что Чеченская Республика является равноправным субъектом Российской Федерации в соответствии с ее Конституцией и Конституцией Российской Федерации и обладает полнотой государственной власти в соответствии с ее конституционно-правовым статусом. При этом поведение руководство Чеченской республики вызывает массу вопросов не только у жителей республики, но и у жителей всей остальной страны. Будучи в составе Российской Федерации, руководство Чеченской республики, а также государственные органы власти республики, неоднократно позволяют вести себе самостоятельную политику не только в рамках России, но и в рамках всего международного сообщества, что вызывает определенные вопросы. Помимо этого, не редкими бывают случаи, когда законодательные, исполнительные и судебные органы власти Чеченской республики реализуют административные полномочия, не учитывая требования федерального законодательства Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of the status of the Chechen Republic within the Russian Federation by republican and federal legislation

The relevance of this topic lies in the fact that one of the components of the constitutional and legal status of a federation is that its legal agreements on relations arising on the territory of the federation have the right to accept, amend or cancel legal arrangements. The article, using the example of the Chechen Republic (hereinafter the Chechen Republic), reveals the constitutional and legal status of a subject of the Russian Federation. It is concluded that the Chechen Republic is an equal subject of the Russian Federation in accordance with its Constitution and the Constitution of the Russian Federation and has full state power in accordance with its constitutional and legal status. Moreover, the leadership of the Chechen Republic raises a lot of questions not only among residents of the republic, but also among residents of the rest of the country. Being part of the Russian Federation, the leadership of the Chechen Republic, as well as the state authorities of the republic, repeatedly allow themselves to conduct an independent policy not only within Russia, but also within the entire international community, which raises certain questions. In addition, there are cases when the legislative, executive and judicial authorities of the Chechen Republic exercise administrative powers, not taking into account the requirements of the federal legislation of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование статуса Чеченской Республики в составе РФ республиканским и федеральным законодательством»

Правовое регулирование статуса Чеченской республики в составе РФ республиканским

и федеральным законодательством

Legal regulation of the status of the Chechen Republic within the Russian Federation by

republican and federal legislation

Нахаева Майнат Саид-Эмиевна

магистрант

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет».

Nakhaeva Mainat Said-Emiyevna

undergraduate

Куракин Алексей Валентинович

доктор, кандидат юридических наук.

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет».

FSBEI of HE «Chechen State University».

Kurakin Alexey Valentinovich

Doctor, PhD in Law.

FSBEI of HE «Chechen State University».

Аннотация.

Актуальность данной темы заключается в том, что одним из компонентов конституционного и правового статуса федерации является то, что ее правовые договоренности о взаимоотношениях, возникающих на территории федерации, имеют право принимать, изменять или отменять правовые договоренности.

В статье, на примере Чеченской Республики (далее - ЧР), раскрывается конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации. Делается вывод о том, что Чеченская Республика является равноправным субъектом Российской Федерации в соответствии с ее Конституцией и Конституцией Российской Федерации и обладает полнотой государственной власти в соответствии с ее конституционно-правовым статусом. При этом поведение руководство Чеченской республики вызывает массу вопросов не только у жителей республики, но и у жителей всей остальной страны. Будучи в составе Российской Федерации, руководство Чеченской республики, а также государственные органы власти республики, неоднократно позволяют вести себе самостоятельную политику не только в рамках России, но и в рамках всего международного сообщества, что вызывает определенные вопросы.

Помимо этого, не редкими бывают случаи, когда законодательные, исполнительные и судебные органы власти Чеченской республики реализуют административные полномочия, не учитывая требования федерального законодательства Российской Федерации.

Annotation.

The relevance of this topic lies in the fact that one of the components of the constitutional and legal status of a federation is that its legal agreements on relations arising on the territory of the federation have the right to accept, amend or cancel legal arrangements.

The article, using the example of the Chechen Republic (hereinafter - the Chechen Republic), reveals the constitutional and legal status of a subject of the Russian Federation. It is concluded that the Chechen Republic is an equal subject of the Russian Federation in accordance with its Constitution and the Constitution of the Russian Federation and has full state power in accordance with its constitutional and legal status. Moreover, the leadership of the Chechen Republic raises a lot of questions not only among residents of the republic, but also among residents of the rest of the country. Being part of the Russian Federation, the leadership of the Chechen Republic, as well as the state authorities of the republic, repeatedly allow themselves to conduct an independent policy not only within Russia, but also within the entire international community, which raises certain questions.

In addition, there are cases when the legislative, executive and judicial authorities of the Chechen Republic exercise administrative powers, not taking into account the requirements of the federal legislation of the Russian Federation.

Ключевые слова: Основной закон, государственная власть, российское государство, конституционное право, федерация, субъект Российской Федерации.

Key words: Basic law, state power, Russian state, constitutional law, federation, subject of the Russian Federation.

Россия - самая большая страна в мире с точки зрения территории, ее составные единицы - субъекты Российской Федерации. Само понятие федерации подразумевает определенную автономию частей страны. Федеративное устройство предполагает наличие определенной самостоятельности у административно-территориальных единиц государства, которая определяется политической и правовой самостоятельностью субъектов.

Субъектом называют обособленную часть страны, наделенную определенными полномочиями. В других странах, такие как США, Канада наряду с этим понятием используются такие, как штат, провинция.

Россия, фактически является ассиметричной федерацией, так как одни субъекты имеют большую полноту прав, чем другие. Это связано в первую очередь с национальным многообразием народов проживающих на территории России. Помимо этого, немаловажным является исторический аспект формирования современной России.

В начале 1990-х годов двадцатого века, многие административно-территориальные единицы, которые ранее входили в состав РСФСР СССР, начали требовать больше полномочий на своих территориях. В современной России обострился сепаратизм. На грани выхода из состава Российской Федерации, была Республика Татарстан, Чеченская республика. Если с Татарстаном федеральные органы власти, решили вопрос передачей большего числа полномочий в сферу республиканского управления, то на территории Чеченской республики за 90-е годы произошло две войны.

В соответствии с Конституцией РФ все субъекты РФ являются равнозначными, данное положение закреплено в ч.1 ст. 5 Конституции.

Юридический статус каждого субъекта определен главным нормативным актом страны, там же отмечены отличия и схожие черты.

Согласно главному закону государства наименование «республика» означает, что это субъект с некоторыми признаками государства в рамках страны, это указано во второй части пятой статьи.

К основным особенностям такого субъекта относятся:

1. Юридический статус образования определяется как федеральными законами, так и локальной Конституцией, которая не может противоречить верховному нормативному акту;

2. Во второй части шестьдесят восьмой статьи указано, что власти республики вправе вводить второй национальный язык на собственной территории и использовать его на уровне государственных учреждений.

Еще одной отличительной особенностью республики является то, что они представляют собой национальные образования.

Сравнивая Конституцию Российской Федерации и Конституцию Чеченской Республики следует отметить, что во второй представлена разукрупненная федеральная власть за некоторым исключением, практически не встречается расхождений в части закрепления основ конституционного строя Российской Федерации и Чеченской Республики по вопросам прав и свобод человека и гражданина, в механизме функционирования государственной власти.

Совместные полномочия Чечни и России регулируются статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации [1]. Следует упомянуть природопользование, реализация мер по борьбе с чрезвычайными ситуациями, разграничение государственной собственности, налоговые принципы, координацию международных отношений и многое другое. Чеченская конституция служит прямым подтверждением автономного статуса чеченского народа: гимн, флаг и герб определяются федеральными законами республики [5, с. 262].

Конституция Чеченской Республики [2] была принята через десять лет после опубликования Конституции Российской Федерации. Поэтому неудивительно, что основной закон Чечни очень похож на основной закон РФ. Пятая и шестая главы регулируют положение основных ветвей власти в республике. Согласно нормативному закону, парламент состоит из 41 депутата и избирается на 5 лет. Представительная организация формируется путем голосования.

Все полномочия чеченского парламента аналогичны полномочиям федерального агентства. Это включает, например, поправки в региональную конституцию, выборы президента Чечни, создание Счетной палаты. Постоянный исполнительный орган в Чечне - Правительство. Президент является региональным президентом. Все полномочия государства в области образования, культуры, медицины, правоохранительной и других отраслей определяются Основным законом республики [5, с.267].

Проблемы и перспективы относительно практического применения норм Конституции Чеченской Республики (далее - Конституции ЧР) также являются важными вопросами. Появились новые политические, социальные, экономические и другие реалии, требующие правового регулирования.

Статья 1 Конституции ЧР, закрепляет, что ЧР является демократическим государством в составе Российской Федерации. Сама трактовка, конечно же является формальной, при этом подобные формулировки несколько смущают. Также в соответствии со ст. 11 Конституции ЧР, Чеченская Республика - является светским государством. Часть 2 данной статьи устанавливает равенство религий перед законом. Но всем известно, что преобладающее число жителей республики исповедуют ислам, и порой законы шариата, подменяют основы федерального законодательства по многим вопросам, например таким, как кровная месть, ранние браки и прочее.

На практике положение отдельных видов законодательства в законодательной системе учредительной организации Российской Федерации не всегда может быть четко определено, в силу несовершенства юридической техники применяемой законодателем.

Чеченская Республика имеет право самостоятельно разрабатывать и принимать свою Конституцию и иные нормативные правовые акты (в соответствии с разделом 2 статьи 5 Конституции Российской Федерации). Среди правовых договоренностей, которые являются источником правового закрепления статуса Чеченской Республики важное значение имеют законы республики [3, с. 124-129].

Законы Чеченской Республики были приняты в сфере совместного судопроизводства Российской Федерации и Чеченской Республики, как это предусмотрено в статье 72 Конституции Российской Федерации, и об особых судебных разбирательствах в Чеченской Республике, упомянутых в статье 73 Конституции Российской Федерации. Федеральное законодательство, принятое в рамках статей 71 и 72 Конституции Российской Федерации, и законодательство учреждения-учредителя Российской Федерации регулируются статьей 76 Конституции Российской Федерации.

В Конституции Чеченской Республики разграничение полномочий между федеральными и республиканскими органами государственной власти отражено в статьях 6, 60, 61. Из текста Конституции ЧР можно определить, что Парламент Чечни, осуществляя законодательное регулирование, принимает два вида законов: конституционные законы и законы республики.

Конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией ЧР (ч.1 ст.89). Это положение текстуально соответствует положениям ч.1 ст.108 Конституции РФ, посвященной федеральным конституционным законам.

Соотношение юридической силы конституционного права и республиканского права прямо не определяется законодательством республики. Например, Конституция Чеченской Республики гарантирует, что

органы исполнительной власти Чеченской Республики осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Конституцией Чеченской Республики, настоящим Конституционным законом, Конституцией Чеченской Республики и другими правовыми актами. Настоящий Конституционный закон (часть 1 статьи 53) Чеченской Республики (часть 1 статьи 3) и Чеченская Республика регулирует судопроизводство.

Очень сложно сделать четкий вывод из вышеизложенных положений об установлении более высокой юридической силы конституционного права Чеченской Республики по сравнению с обычным республиканским правом.

Любой вопрос, предусмотренный Конституцией ЧР, может быть урегулирован в форме конституционного закона, безусловно, опрометчиво. В статье 84 Конституции ЧР содержится открытый перечень вопросов, которые регулируются законодательством Республики [4, с.52].

Сегодня Чеченская Республика является полноправным субъектом Российской Федерации. Ее государственно-правовое развитие с каждым днем приобретает все более четкие и строго определенные контуры, отражает социально-политическое, экономическое и культурное развитие жизни народа.

Таким образом, приоритет для республики, в которой принимаются конституционные законы, выделение конституционно важных вопросов с учетом полномочий республиканских органов управления, а также принятие этих законов в соответствии с действующими федеральными нормативными правовыми актами.

Подход также является бесспорным, но уместным и неопределенным законодательством (конституционным) более оправдано консолидацией.

Главный вывод заключается в том, что Конституция Чеченской Республики - это принятый Основной закон Чеченской Республики, который на практике доказывает способность и важность фундаментальных принципов для конструктивного совершенствования без угрозы деформации.

При всей демократичности законов Чеченской Республики, с точки зрения конституционного регулирования, федеральное законодательство и законодательство ЧР имеют некоторые противоречия:

- в соответствии с Конституцией РФ, субъекты федерации, являются составной частью Российской Федерации, что соответственно гарантирует соблюдение принципа территориальной целостности и суверенитета, тогда как Конституция ЧР, содержит ряд положений о том, что ЧР является государством в составе Российской Федерации. С учетом этого, в одном государстве не может существовать несколько государственных суверенитетов;

- ЧР обладает всеми признаками государства (в рамках конституционных правоотношений), при этом назвать ЧР отдельным государством не представляется возможным;

- Конституция ЧР, в своих нормах, не однократно ссылается на то, что ЧР является составной частью Российской Федерации, являясь при этом суверенным государством. В данном случае применяется формальный подход. Необходимо понимать политические условия, при которых принималась современная Конституция ЧР. В 2003 ваххабизм и сепаратизм процветал на территории республики и для того чтобы объединить большую часть населения, потребовалось создать такой нормативный правовой акт, который формально бы закреплял независимость ЧР в составе Российской Федерации. Фактически данная норма противоречит Конституции РФ, так как в случае наличия государственного суверенитета ЧР, такой суверенитет имеют и иные субъекты Российской Федерации, основываясь на принципе равнозначности субъектов РФ;

- по предметам совместного ведения ЧР и РФ, многие основополагающие вопросы решаются между руководством республики и федеральными органами власти напрямую. Учитывая характер и специфику региона,

федеральный центр больше предпочитает разрешать возникающие противоречия не на основе закона, а на основе личных доверительных отношений главы государства и главы республики, что также не отвечает реализации принципа законности и отводить весь процесс такого взаимодействия в сторону не демократического развития.

Список используемой литературы:

1. Конституция Российской Федерации. Принята на Референдуме Российской Федерации 12 декабря 1993 года (ред. от 21.07.2014) // СПС КонсультантПлюс.

2. Конституция Чеченской Республики. Принята на Референдуме Чеченской Республики 23 марта 2003 года (ред. от 17.01. 2016)) // Консультант Регион.

3. Иналкаева К.С. К вопросу государственно-правового статуса Чеченской Республики / К.С. Иналкаева // Вестник Чеченского государственного университета. - 2017. - № 3 (27). - С. 124-129.

4. Манкиев А.А. Воплощение Конституции Чеченской Республики в её национальной политике / А.А. Манкиев // В сборнике: Государственно-правовое и социальное развитие современного общества: теоретические и практические аспекты, 2018. - С. 52-54.

5. Шамаева К.В. Гармонизация системы законодательства как средство достижения справедливости: Конституционные Законы Чеченской Республики / К.В. Шамаева // В сборнике: Социальная справедливость и гуманизм в современном государстве и праве. Ответственные редакторы: Т. А. Сошникова, Е. Е. Пирогова, 2018. - С. 262-267.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.