Научная статья на тему 'Принципы деятельности законодательных органов субъектов Российской Федерации'

Принципы деятельности законодательных органов субъектов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3393
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ / ПЕРЕЧЕНЬ ПОЛНОМОЧИЙ / ДОГОВОР / ГЛАСНОСТЬ / КОЛЛЕГИАЛЬНОСТЬ / НАРОДОВЛАСТИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иналкаева Казбан Саматовна

Цель исследования заключается в определении основных проблем практической деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с указанной целью основной задачей исследования является анализ принципов деятельности региональных парламентов. Исследование выполнено на основе анализа федерального и регионального законодательства, работ отечественных конституционалистов и известного французского специалиста в указанной области М. Прело. Сделанные автором обобщения могут быть положены в основу дальнейших теоретических разработок проблем деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Материалы исследования могут быть использованы в законодательной деятельности и в учебном процессе, в рамках изучения дисциплин «Конституционное право России», «Конституционное (государственное) право зарубежных стран» и ряда специализированных курсов по государственно-правовой специализации. По мнению автора, реализация принципов деятельности региональных парламентов на практике имеет основополагающее значение для укрепления демократических основ российской государственности и обеспечение целостности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иналкаева Казбан Саматовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF ACTIVITY OF LEGISLATIVE BODIES OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The aim of the research is to identify the main problems of practical activities legislative (representative) public authorities of subjects of the Russian Federation. In accordance with the above purpose, the main task of the research is analysis of the principles of activities of the regional parliaments. The research was made on the basis of the analysis of Federal and regional legislation of the Russian Constitution and the famous French specialist in this field M. Prelo. Made by the author of generalization can be the basis for further theoretical development issues of activity of legislative (representative) public authorities of subjects of the Russian Federation. The research materials can be used in the legislative process and in the educational process, in the framework of the study «Constitutional law of Russia», «Constitutional (state) law of foreign countries» and a number of specialized courses on state and legal specialization. According to the author, the implementation of the principles of activities of the regional parliaments in practice is fundamental to strengthening the democratic foundations of Russian statehood and integrity of the country.

Текст научной работы на тему «Принципы деятельности законодательных органов субъектов Российской Федерации»

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Иналкаева К.С.

1.2. ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Иналкаева Казбан Саматовна, канд. юрид. наук. Должность: старший преподаватель. Место работы: Чеченский государственный университет. Подразделение: кафедра конституционного и административного права. Email: Kazban1961@mail.ru

Аннотация. Цель исследования заключается в определении основных проблем практической деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с указанной целью основной задачей исследования является анализ принципов деятельности региональных парламентов.

Исследование выполнено на основе анализа федерального и регионального законодательства, работ отечественных конституционалистов и известного французского специалиста в указанной области М. Прело.

Сделанные автором обобщения могут быть положены в основу дальнейших теоретических разработок проблем деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Материалы исследования могут быть использованы в законодательной деятельности и в учебном процессе, в рамках изучения дисциплин «Конституционное право России», «Конституционное (государственное) право зарубежных стран» и ряда специализированных курсов по государственно-правовой специализации.

По мнению автора, реализация принципов деятельности региональных парламентов на практике имеет основополагающее значение для укрепления демократических основ российской государственности и обеспечение целостности страны.

Ключевые слова: предметы ведения, перечень полномочий, договор, гласность, коллегиальность, народовластие, федеральный закон, региональный парламент.

PRINCIPLES OF ACTIVITY OF LEGISLATIVE BODIES OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Inalkayeva Kazban Samatovna, PhD at law. Position: senior lecturer. Place of employment: Chechen state University. Department: constitutional and administrative law chair. Email: Kazban1961@mail.ru

Annotation: The aim of the research is to identify the main problems of practical activities legislative (representative) public authorities of subjects of the Russian Federation. In accordance with the above purpose, the main task of the research is analysis of the principles of activities of the regional parliaments.

The research was made on the basis of the analysis of Federal and regional legislation of the Russian Constitution and the famous French specialist in this field M. Prelo.

Made by the author of generalization can be the basis for further theoretical development issues of activity of legislative (representative) public authorities of subjects of the Russian Federation.

The research materials can be used in the legislative process and in the educational process, in the framework of the study «Constitutional law of Russia», «Constitution-

al (state) law of foreign countries» and a number of specialized courses on state and legal specialization.

According to the author, the implementation of the principles of activities of the regional parliaments in practice is fundamental to strengthening the democratic foundations of Russian statehood and integrity of the country. Keywords: competence, terms of reference, contract, publicity, collegiality, democracy, Federal law, regional Parliament.

Общие принципы деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации закреплены в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ч.1 ст.1). Субъекты Российской Федерации в своих законах также устанавливают принципы деятельности законодательных органов. Так, Конституционный закон Чеченской Республики «О Парламенте Чеченской Республики» определяет, что деятельность Парламента Чеченской Республики осуществляется в соответствии с принципами: государственная и территориальная целостность Российской Федерации; верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Чеченской Республики; разграничение полномочий по предметам ведения Чеченской Республики между Парламентом и органами исполнительной власти Чеченской Республи-ки...(ст.4) [2].

Реализация принципа разделения властей как на федеральном, так и на региональном уровне, предполагает наличие системы сдержек и противовесов. Государственные органы каждой из ветвей власти имеют свои функции и наделяются соответствующими полномочиями. Ни один из них не вправе принять на себя функции другого, но и действовать обособленно они также не могут. «Принцип разделения властей предполагает их единство в системе единой государственной власти. Это единство достигается наличием совокупности организационно-правовых сдержек и противовесов.» [1].

К принципу единства системы государственной власти тесно примыкает принцип взаимодействия, согласованности деятельности органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч.1 от. 23 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законодательный и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации взаимодействуют в установленных федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации формах в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития субъекта Российской Федерации и в интересах его населения. Стоит согласиться с В.А.Черепановым в том, что «при федеративной форме государственного устройства осуществляется сотрудничество и согласование интересов различных уровней власти, без которых невозможно федеративное устройство» [8].

Взаимодействие органов законодательной и исполнительной ветвей власти в субъектах Российской Федерации проявляется в самых разнообразных формах:

17

3'2014

Пробелы в российском законодательстве

информационное взаимодействие и взаимная консультативная помощь; взаимное направление принятых данными органами нормативных правовых актов; направление законодательным органом высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) планов законопроектной работы и проектов законов субъекта Российской Федерации; присутствие должностных лиц органов исполнительной власти на заседаниях законодательных органов, а депутатов - на заседаниях органов исполнительной власти; подготовка законопроектов, причем некоторые из них могут быть приняты к рассмотрению законодательным органом только по представлению или при наличии заключения главы исполнительной власти; право законодательной инициативы, когда проект, внесенный главой исполнительной власти, рассматривается в первую очередь; право безотлагательного и внеочередного приема депутатов руководителями и другими должностными лицами органов исполнительной власти и др.

На наш взгляд, согласованное взаимодействие и сотрудничество законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации возможно только при условии гармоничного распределения властных полномочий между ними и достижения такого баланса, при котором наибольшая эффективность управления сочеталась бы с адекватным представительством интересов народа при принятии властных решений.

Помимо перечисленных доктрина конституционного права выделяет также следующие принципы деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации: избрания; коллегиальность; основы деятельности; гласность; народовластие; политическое многообразие.

Принципы избрания законодательного (представи-

тельного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Например, согласно Областному закону «О Законодательном Собрании Ростовской области», Законодательное Собрание Ростовской области состоит из 50 депутатов. 25 депутатов Законодательного Собрания избираются по одномандатным избирательным округам на основе единой нормы представительства. 25 депутатов Законодательного Собрания избираются по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты. Депутаты Законодательного Собрания избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Ростовской области, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании [3].

Принцип основы деятельности региональных парламентов означает их заседания (сессии), где на основе широкой коллегиальности обсуждаются все важнейшие вопросы, входящие в их компетенцию. Коллегиальность лежит в основе деятельности не только парламента в целом, но и в деятельности комитетов и комиссий, фракций и депутатских групп и т.д. Коллегиальность предполагает обязанность депутатов участвовать в заседаниях региональных парламентов и их структурных подразделений, в состав которых избраны данные депутаты. В регламентах парламентов субъектов Российской Федерации данный вопрос решается по-разному. В одних субъектах кворум для признания заседания парламента правомочным установлен в виде большинства от установленного числа

депутатов (Республика Адыгея, Волгоградская область), в других (Республика Дагестан, Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края) - не менее двух третей от установленного числа депутатов, согласно ст.73 Конституции Республики Ингушетия Народное Собрание Республики Ингушетия является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов и т.д.

От установленного кворума правомочности заседания законодательного (представительного) органа зависит степень представительности принимаемых им решений. И если она окажется недостаточной, то ставится под вопрос легитимность самих решений. Поэтому в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» необходимо установить кворум для признания правомочности заседания законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации в количестве не менее двух третей от установленного числа депутатов.

Принцип гласности - важнейший принцип проведения заседаний региональных парламентов. Так, например, заседания парламента субъекта Российской Федерации проводятся открыто и гласно (п.4 от. 48 Регламента Парламента Чеченской Республики», ст.33 Регламента Волгоградской областной Думы и т.д.).

Необходимо, чтобы заседания парламентов субъектов Российской Федерации широко освещались в средствах массовой информации, где также отражались бы сведения о порядке работы парламентов, повестка дня ближайших заседаний, выносимые решения по каждому вопросу в повестке дня, отчеты депутатов о проделанной работе и т.д.

Представляется, что региональным парламентам вполне реально предусмотреть в своих регламентах определенную процедуру для получения гражданами разрешения на участие в заседаниях парламента. Например, в регламентах Законодательного Собрания Ростовской области (ч.9 ст.29) и Законодательного Собрания Краснодарского края (абз.2 ст.36) для граждан установлена возможность участвовать в работе открытых заседаний законодательных органов при условии своевременной подачи в секретариат заявки на участие в заседании (работе сессии), которая удовлетворяется парламентом при наличии условий для их размещения без ущерба для нормальной работы депутатов и т.д.

Деятельность постоянных комитетов (комиссий) основана на принципах политического многообразия, свободы обсуждения, гласности. Так, обсуждение законопроекта проводится в комитетах Народного Собрания Республики Дагестан открыто, может освещаться средствами массовой информации.

В целях расширения гласности деятельности законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, их комитетов и комиссий могут проводиться выездные заседания. Кроме того, существует потребность в организации широкого информирования о деятельности региональных парламентов и их структурных подразделений. Эта информация может быть личной, непосредственной, которая предполагает беседы, доклады, выступления, ответы на вопросы, в том числе непосредственно перед населением, депутатов, работников аппаратов региональных парламентов.

Принцип народовластия предполагает активное участие народа в деятельности региональных парламен-

18

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Иналкаева К.С.

тов, их структурных подразделений, в принятии решений по важнейшим проблемам субъекта Российской Федерации. В законодательстве ряда субъектов Российской Федерации содержатся положения об обсуждении народом важных вопросов жизни данных субъектов Российской Федерации. Инициатором подобных обсуждений могут выступать различные субъекты. Например, в Краснодарском крае вопрос о проведении опроса включается в повестку дня заседания Законодательного Собрания по требованию одной четверти депутатов Законодательного Собрания края; главы администрации (губернатора) края; не менее 50 тысяч избирателей; не менее одной четверти представительных органов местного самоуправления; органов местного самоуправления, представляющих не менее одной четверти населения края (ч.3 ст.20 Устава Краснодарского края). Итоги опроса доводятся до сведения населения через средства массовой информации краевой комиссией по проведению опроса не позднее пяти дней со дня окончания голосования (ч.5 ст.21).

Уставы некоторых субъектов Российской Федерации закрепляют такую форму непосредственной демократии, как гражданская инициатива. В Уставе Волгоградской области под гражданской инициативой понимается право избирателя (избирателей) на обращение к депутату Волгоградской областной Думы с предложением о принятии нового закона Волгоградской области или изменении действующего. Депутат обязан в месячный срок уведомить избирателя (избирателей) о принятии им обращения как поручения для реализации предложения в порядке законотворческой инициативы или дать мотивированный ответ об отказе в принятии обращения в качестве поручения. О результатах рассмотрения данной законотворческой инициативы в Волгоградской областной Думе депутат в письменном виде уведомляет избирателя (избирателей) (ст. 16). В Краснодарском крае население в количестве не менее 10 тысяч избирателей может осуществлять гражданскую инициативу (коллективное обращение) путем выдвижения предложений для рассмотрения Законодательным Собранием края. Гражданская инициатива (коллективное обращение) не позднее чем в месячный срок подлежит рассмотрению Законодательным Собранием. Результат рассмотрения в семидневный срок доводится до граждан через средства массовой информации или организаторов коллективного обращения (ст.22) [7].

По нашему мнению, подобные институты непосредственной демократии должны получить широкое распространение во всех субъектах Российской Федерации, поскольку они обеспечивают подлинное народовластие в регионах. Данные институты должны быть детально регламентированы в законодательстве субъектов Российской Федерации, а органы власти должны проводить разъяснительную и агитационную работу среди народа о такой возможности выражения своей воли в законодательной сфере.

Принцип политического многообразия означает, что каждый депутат имеет право выражать и настаивать на любых своих убеждениях, которые не противоречат действующему законодательству Российской Федерации. Стремление к реализации данного принципа лежало в основе внесения поправок в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Это означает, что не менее половины числен-

ного состава региональных парламентов будет укомплектовано представителями политических партий, победивших на выборах. Реформа избирательной системы направлена на укрепление представительной демократии и становление подлинной многопартийности в субъектах Российской Федерации. Политические партии, пользующиеся значительной поддержкой народа субъекта Российской Федерации, получат возможность сформировать в региональном парламенте полноценные депутатские объединения: фракции и депутатские группы.

Итак, можно сделать вывод, что реализация принципов деятельности региональных парламентов на практике означает, является ли парламент подлинным институтом народного представительства, адекватно ли он осуществляет свои функции и предназначение.

Список литературы:

1. Воробьева О.А. Государственная власть как уровень публичной власти. //Общество: политика, экономика, право, 2012, №1. - С.144-151.

2. Конституционный закон Чеченской Республики «О Парламенте Чеченской Республики» от 2 декабря 2008 года № 2-РКЗ (ред. от 04.06. 2013) //СПС Консультант Регион.

3. О Законодательном Собрании Ростовской области: Областной закон Ростовской области от 18 сентября 2002 года № 27-ЗС (ред. от 04.05.2010) // СПС Консультант Регион.

4. О Регламенте Волгоградской областной Думы: Постановление Волгоградской областной Думы от 24.02.2005 № 5/77 (ред. от 29.04.2010) //Официальный сайт Волгоградской областной Думы (www.volganet.ru).

5. О Регламенте Законодательного Собрания Ростовской области (ред. от 09.09.2010): Постановление Законодательного Собрания Ростовской области от 29.08.2002 № 709 // Официальный сайт Законодательного Собрания Ростовской области (www.donland.ru).

6. О Регламенте Парламента Чеченской Республики

(ред. от 15.11. 2012): Постановление Парламента Чеченской Республики от 30.10.2008 № 2-2П

//Официальный сайт Парламента Чеченской Республики (www. parlamentshr.ru).

7. Устав (Основной закон) Волгоградской области: Принят Волгоградской областной Думой 14 февраля 2012 года (ред. от 01.10.2013) // СПС Консультант Регион.

8. Черепанов В.А. Конституционное право России. Курс лекций: учебное пособие для студентов неюридических специальностей / Ставрополь: АГРУС, 2012. -С.227.

9. Максименко А.В., Кравцова Е.А., Шалайкин Р.Н. Проблемы разграничения полномочий между органами государственной власти // Черные дыры в Российском законодательстве. - 2014. - №3.

10. Максименко А.В., Кравцова Е.А., Шалайкин Р.Н. вспомогательные органы Государственной думы федерального собрания Российской Федерации и особенности их функционирования // Пробелы в российском законодательстве. - 2014. - №2.

Literature list:

1. Vorobyov O.A. State power as the level of public authorities. / / Society: Politics, Economics, Law, 2012, № 1. - P.144-151.

2. Constitutional Law of the Chechen Republic "On the Parliament of the Chechen Republic" dated December 2,

19

3'2014

Пробелы в российском законодательстве

2008 № 2-RHM (ed. from 04.06., 2013) / / ATP Consultant Region.

3. About the Legislative Assembly of the Rostov region: Regional Law Rostov region on September 18, 2002 № 27-SSC (as amended on 04.05.2010) / / ATP Consultant Region.

4. Regulations About Volgograd Regional Duma: Resolution Volgograd Regional Duma froiri 24.02.2005 № 5/77 (as amended on 29.04.2010) / / Official site of the Volgograd Regional Duma (www.volganet.ru).

5. On Regulations of the Legislative Assembly of the Rostov region (as amended on 09.09.2010): Resolution of the Legislative Assembly of the Rostov region from 29.08.2002 № 709 / / The official website of the Legislative Assembly of the Rostov region (www.donland.ru).

6. On the Regulations of the Parliament of the Chechen Republic (ed. from 15.11. 2012): Resolution of the Parliament of the Chechen Republic from 30.10.2008 № 2-2P / / Official site of the Parliament of the Chechen Republic (www. parlamentshr.ru).

7. Constitution (Fundamental Law) of the Volgograd Region: Volgograd Regional Duma adopted February 14, 2012 (as amended on 01.10.2013) / / ATP Consultant Region.

8. Cherepanov V.A. Russian constitutional right. Course of lectures: a textbook for students of non-legal professions / Stavropol AHRUS 2012. - P.227.

Рецензия

на статью Иналкаевой Казбан Саматовны на тему:

ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Представленная на рецензирование научная статья написана на достаточно актуальную тематику в сфере права, что подтверждается наличием пристального внимания отдельных специалистов в сфере права к данному вопросу.

Авторское исследование в данной статье было проведено автором на основе анализа федерального и регионального законодательства, работ отечественных конституционалистов и известного французского специалиста в указанной области М. Прело.

Полагаю, что сделанные автором обобщения могут быть положены в основу дальнейших теоретических разработок проблем деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Также можно отметить, что материалы исследования могут быть использованы в законодательной деятельности и в учебном процессе, в рамках изучения дисциплин «Конституционное право России», «Конституционное (государственное) право зарубежных стран» и ряда специализированных курсов по государственноправовой специализации.

Таким образом, данная статья имеет достаточную научную ценность и может быть рекомендована к публикации в журнале, входящем в перечень ВАК.

Рецензент

Доцент кафедры гражданского права Института права ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина», к.ю.н. Р.В.Пузиков

20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.