Научная статья на тему 'Конституционно-правовой статус Главы Чеченской Республики'

Конституционно-правовой статус Главы Чеченской Республики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
191
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
высшее должностное лицо / чеченское общество / выборы / закон / государственная власть / the highest official of the chechen society / elections / law / state power

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иналкаева Казбан Саматовна

В статье проводится теоретико-правовой анализ законодательства, регулирующего деятельность высшего должностного лица Чеченской Республики, порядок его избрания, полномочия и т.д. Автор указывает на существующие недостатки нормативной правовой базы, предлагает возможные варианты их устранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents a theoretical and legal analysis of the legislation regulating the activities of senior officials of the Chechen Republic and the procedure of election, powers, etc. the Author highlights the shortcomings of existing regulatory and legal framework, offers possible options of their elimination.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовой статус Главы Чеченской Республики»

134

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 11 (20), 2015 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание» (вместе с «Правилами определения размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг») // СЗ РФ. - 2011. - № 20 . - Ст. 2829.

• Постановление Правительства РФ от 27.09.2011 №

797 (ред. от 22.10.2014) «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» (вместе с «Положением о требованиях к заключению соглашений о взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления») // СЗ РФ. - 2011. - № 40 . - Ст. 5559.

• Постановление Правительства РФ от 20.11.2012 № 1198

(ред. от 05.01.2015) «О федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений

и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг» (вместе с «Положением о федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг») // СЗ РФ. - 2012. - № 48 . - Ст. 6706.

• Затолокин, А. А. Некоторые вопросы совершенствования

услуг в сфере безопасности дорожного движения // Общество и право. - 2013. - № 1.

• Научно-практическое пособие: Административная

реформа в России / под ред. С. Е. Нарышкина, Т. Я Хабриевой. - М.: ИНФРА, 2006. - С. 124.

• Талапина, Э., Тихомиров, Ю. Публичные функции в

экономике // Право и экономика. - 2002. - № 6.

• Терещенко, Л. К. Услуги: государственные публичные

социальные // Журнал российского права. - 2004 - № 10.

• Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова.

- М. : Рус. яз., 1989. - Т. 1.

• Доклад о результатах и основных направлениях

деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации в 2014 году [Электронный ресурс]. URL: https://mvd.ru/Deljatelnost/results/annual_ reports (дата обращения: 10.04.2015).

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГЛАВЫ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Иналкаева Казбан Саматовна

Канд. юрид. наук, доцент кафедры конституционного и административного права

Чеченского государственного университета, г. Грозный

АННОТАЦИЯ

В статье проводится теоретико-правовой анализ законодательства, регулирующего деятельность высшего должностного лица Чеченской Республики, порядок его избрания, полномочия и т.д. Автор указывает на существующие недостатки нормативной правовой базы, предлагает возможные варианты их устранения.

ABSTRACT

The article presents a theoretical and legal analysis of the legislation regulating the activities of senior officials of the Chechen Republic and the procedure of election, powers, etc. the Author highlights the shortcomings of existing regulatory and

legal framework, offers possible options of their elimination.

Ключевые слова: высшее должностное лицо, чеченское общество, выборы, закон, государственная власть Keywords: the highest official of the chechen society, elections, law, state power

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного

лица субъекта Российской Федерации (абз. 2 статьи 2) [7, 8].

Высшим должностным лицом Чеченской Республики является Глава Чеченской Республики. Несмотря на теоретически закрепленные в Конституции Чеченской Республики элементы системы сдержек и противовесов относительно взаимовлияния и взаимозависимости органов

135

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 11 (20), 2015 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

государственной власти Чеченской Республики, в политикоправовой действительности наблюдается преобладание института Главы Чеченской Республики. Данное состояние института Главы Чеченской Республики обусловлено как историческими особенностями развития Чеченской Республики, так и спецификой современного состояния чеченского общества. Как указывает Ю.Г. Бубнова, в современной российской истории Глава Чеченской Республики Р.Кадыров занимает особое место [1, 7].

Глава Чеченской Республики избирается населением сроком на 5 лет. Здесь же необходимо отметить, что в соответствии с ранее действовавшим текстом статьи 65 Конституции Чеченской Республики высшим должностным лицом являлся Президент Чеченской Республики. По законодательной инициативе Парламента Чеченской Республики Государственной Думой внесены изменения в федеральное законодательство о том, что наименование

высшего должностного лица субъекта Российской

Федерации не может содержать слов и словосочетаний, составляющих наименование должности главы государства-Президента Российской Федерации. Согласно данным изменениям Конституционным законом Чеченской Республики внесено изменение в Конституцию Чеченской Республики, где наименование должности Президента Чеченской Республики заменено на Главу Чеченской Республики [5, 8].

2012 год ознаменовал рядом кардинальных

преобразований политической системы Российской

Федерации, связанных в том числе с либерализацией законодательства в области создания состава органов региональной власти, полагающий возврат к выборному порядку возведения на должность руководителей высших органов исполнительной власти субъектов Федерации [6, 8]. Протянувшийся с декабря 2004 года по июнь 2012 года порядок наделения полномочиями высшего должностного лица (руководителя высшего органа исполнительной власти) субъекта Российской Федерации, по представлению Президента Российской Федерации парламентом субъекта Российской Федерации, вызывал множество вопросов в науке и практике применения и стал причиной появления многих коллизий законодательства. Неопределенность формулировки «наделение полномочиями»; одностороннее воздействие Президента России на региональную систему разделения властей, сопряженное с угрозой роспуска парламента субъекта; ограничение избирательных прав граждан в связи с исключением права избирать и быть избранным на должность руководителя высшего исполнительного органа субъекта - вот неполный перечень проблем, порожденных отменой прямых выборов и введением процедур наделения полномочиями высшего должностного лица парламентом субъекта по представлению Президента России.

Возвращение к выборному порядку наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов Российской Федерации нельзя оценить однозначно. С одной стороны, оно, безусловно, снизит федеральное воздействие на региональные отношения; повысит степень участия граждан в управлении делами региона, поставит исполнительную ветвь государственной власти на один уровень с законодательной властью, формируемой выборным путем; приблизит региональную систему разделения властей к достижению необходимого баланса.

С другой стороны, было бы наивным полагать, что федеральное влияние на механизм создания и

деятельности региональной власти исчезнет полностью. На сегодняшний день можно констатировать, что центральная власть зарезервировала за собой определенные рычаги воздействия на избирательный процесс. Согласно 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Президент Российской Федерации по своей инициативе может провести консультации с политическими партиями, выдвигающими кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также с кандидатами, выдвинутыми на указанную должность в порядке самовыдвижения. С учетом того, что порядок проведения таких консультаций определяется Президентом Российской Федерации, велика вероятность разрешения этого вопроса по усмотрению Президента России на подзаконном уровне правотворчества.

Итак, согласно части 1 статьи 1 Закона Чеченской Республики «О выборах Главы Чеченской Республики», Глава Чеченской Республики избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании [2, 7]. Кандидатура на должность Главы Чеченской Республики выдвигается региональными отделениями политических партий. Здесь необходимо отметить, что частью 2 статьи 64 Конституции Чеченской Республики установлено, что законом Чеченской Республики может предусматриваться выдвижение кандидатов на должность Главы Чеченской Республики в порядке самовыдвижения [4, 8]. Однако законом Чеченской Республики не предусмотрена указанная норма.

Выборы Главы Чеченской Республики были бы более демократичными, если бы гражданин Российской Федерации, проживающий на территории Чеченской Республики, после опубликования решения о назначении выборов Главы Чеченской Республики мог бы выдвинуть свою кандидатуру в порядке самовыдвижения на указанную должность аналогично порядку самовыдвижения кандидатуры на пост Президента Российской Федерации.

По результатам проведенных выборов с соблюдением требований Закона Чеченской Республики «О выборах Главы Чеченской Республики» избранный Главой Чеченской Республики считается лицо, получившее большинство голосов согласно результатам выборов, опубликованных Избирательной комиссией Чеченской Республики. По истечению десяти дней с данного момента данное лицо вступает в должность Главы Чеченской Республики. Избрание Главы Чеченской Республики предусматривает проведение инаугурации, во время которой он произносит присягу. При вступлении в должность Глава Чеченской Республики обязуется соблюдать Конституцию Российской Федерации, соблюдать и защищать Конституцию Чеченской Республики, верно служить народу.

Присяга является официальным и торжественным обещанием оправдать доверие того или тех, кто вручает ему мандат, весь многонациональный народ Чеченской Республики. Присяга имеет не только символическое значение, это юридический акт, без совершения которого Глава Чеченской Республики не считается вступившим в должность.

Важным является начала исполнения полномочий и конец их исполнения. В связи с этим Конституция Чеченской

136

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 11 (20), 2015 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Республики отмечает, что начало исполнения полномочий Главой Чеченской Республики - это с момента принятия присяги, а прекращение полномочий - это истечение срока его полномочий. Вместе с тем могут иметь место другие обстоятельства, приведших к прекращению Главой Чеченской Республики исполнения полномочий. Данные ограничения направлены на полное и содержательное исполнение своих обязанностей Главой Чеченской Республики в качестве высшего должностного лица и главы исполнительной власти Чеченской Республики. Они способствуют тому, что деятельность Главы Чеченской Республики не подпадает под сомнение и является ориентиром для других государственных служащих Чеченской Республики на пути честного и патриотического служения народу Чеченской Республики.

Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не может замещать указанную должность более двух сроков подряд (часть 5 статьи 18).

Здесь необходимо отметить, что действовавший ранее текст Конституции Чеченской Республики содержал норму, что одно и то же лицо не может занимать пост Президента Чеченской Республики более двух сроков подряд. Однако при внесении изменений данная норма была исключена из Конституции Чеченской Республики. Безусловно, для приведения Конституции Чеченской Республики в соответствие с вышеуказанным федеральным законом данную норму необходимо возобновить.

Итак, Глава Чеченской Республики представляет Чеченскую Республику в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, при осуществлении внешнеэкономических связей и вправе при этом подписывать договоры и соглашения от имени Чеченской Республики. Он может обращаться к Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания, к Правительству Российской Федерации и отдельным федеральным органам исполнительной власти, а также с запросами в Конституционный Суд Российской Федерации, к высшим должностным лицам, законодательным (представительным) и исполнительным органам других субъектов Российской Федерации (статья 68 Конституции Чеченской Республики).

Особенностью правового статуса Главы Чеченской Республики является и то, что он входит по должности в состав Государственного Совета - консультативносовещательного органа при Президенте Российской Федерации, который содействует ему в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти. В Государственном Совете обсуждаются взаимоотношения Российской Федерации и ее субъектов, вопросы государственного строительства и укрепления федерализма. Государственный Совет занимается проблемами реализации действующего законодательства на всех уровнях власти; содействует Президенту Российской Федерации в преодолении разногласий между федеральными и региональными органами государственной власти.

Глава Чеченской Республики издает указы

и распоряжения по вопросам формирования и функционирования системы исполнительных органов государственной власти Чеченской Республики. Правовые акты Главы Чеченской Республики направляются в Парламент Чеченской Республики в течение десяти дней после их издания (часть 6 статьи 9 Конституционного закона Чеченской Республики «О системе органов исполнительной власти Чеченской Республики». Однако, частью 3 статьи 69 Конституции Чеченской Республики установлено, что правовые акты Главы Чеченской Республики направляются в Парламент Чеченской Республики в течение четырнадцати дней. Безусловно, данная коллизия в законодательстве Чеченской Республике должна быть устранена.

В завершении статуса конституционноправового статуса Главы Чеченской Республики было бы целесообразно: во-первых, статью 63 Конституции Чеченской Республики дополнить нормой, аналогично норме статьи 80 Конституции Российской Федерации [3, 8], что Глава Чеченской Республики является гарантом Конституции Чеченской Республики, прав и свобод человека и гражданина; во-вторых, внести изменение в Закон Чеченской Республики «О выборах Главы Чеченской Республики», предусматривающее выдвижение кандидатов на должность Главы Чеченской Республики в порядке самовыдвижения; в-третьих, правовую коллизию в части 3 статьи 69 Конституции Чеченской Республики и в части 6 статьи 9 Конституционного закона Чеченской Республики «О системе органов исполнительной власти Чеченской Республики», касающегося срока направления правовых актов в Парламент Чеченской Республики необходимо устранить; в-четвертых, для приведения Конституции Чеченской Республики в соответствии с федеральным законодательством, статью 65 Конституции Чеченской Республики изложить в следующей редакции: «Глава Чеченской Республики избирается сроком на пять лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд. Срок полномочий Главы Чеченской Республики исчисляется со дня его вступления в должность».

Литература

1. Бубнова Ю.Г. Власть и формы ее проявления на примере Главы Чеченской Республики. Вестник Чеченского государственного университета, 2014 №2, С. - 222

2. Закон Чеченской Республики от 13 июня 2012 года № 13-РЗ «О выборах Главы Чеченской Республики» //СПС Консультант Регион

3. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (ред. от 21.07. 2014) //СПС КонсультантПлюс.

4. Конституция Чеченской Республики: Принята на референдуме 23 марта 2003 года (ред. от 30.09.2014) // СПС Консультант Регион.

5. Конституционный закон Чеченской Республики от 2 сентября 2010 года № 4-РКЗ «О внесении изменений в Конституцию Чеченской Республики» //СПС Консультант Регион.

6. О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»: Федеральный закон от 2 мая 2012 года № 40-

137

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 11 (20), 2015 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ФЗ // Российская газета. 2012. 4 мая. (ред. от 07.05.2013) «Об основных гарантиях избирательных

7. Федеральный закон от 6 октября 1999 года №184 прав и права на участие в референдуме граждан Российской (ред. от 13.07.2015) «Об общих принципах организации Федерации» //СЗ РФ. 2002. №24. Ст.2253. законодательных (представительных) и исполнительных

органов государственной власти субъектов Российской Федерации» //СПС КонсультантПлюс.

8. Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ

К ВОПРОСУ О РЕНОВАЦИИ НАУЧНОГО ПОНИМАНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ.

Кемрюгов Тенгиз Хатызович

Старший преподаватель кафедры земельного и экологического права, Санкт-Петербургкого государственного аграрного

университета, г.Пушкин

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена научным представлениям о понятии и сущности конституционных обязанностей личности. Автор сопоставляет позиции ученых советского и новейшего периодов, обращает внимание на то, что существенных отличий в понимании конституционных обязанностей нет и ставит вопрос о необходимости развития теории конституционных

обязанностей личности в российской юридической науке.

ABSTRACT

The Article deals with the scientific notions of the concept and nature of constitutional responsibilities of the individual. The author compares the positions of scholars of the Soviet and contemporary periods, draws attention to the fact that significant differences in the understanding of constitutional obligations and raises no question about the need for the development of the theory of constitutional duties of the person in Russian legal science.

Ключевые слова: конституционные обязанности, взаимосвязь прав и обязанностей. Keywords: constitutional responsibilities, the relationship of rights and duties.

Феномен конституционных обязанностей достаточно пристально исследовался в советской и российской конституционно-правовой науке. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что существенных отличий в понимании конституционных обязанностей в работах советского и новейшего периодов нет.

Так, по мнению Л.Д. Воеводина конституционная (основная) обязанность - это установленная государством в интересах всех членов общества и закрепленная в его Конституции необходимость, предписывающая каждому гражданину определенные вид и меру поведения и ответственность за ненадлежащее его исполнение [1, с.35]. В.А. Масленников определил конституционные обязанности советских граждан как элементарные требования должного поведения, выполнение которых абсолютно необходимо для нормального функционирования общества [2, с.20]. Н.С. Бондарь дает следующее определение: «Конституционные обязанности - это высшие правовые (конституционные) требования, которые предъявляются каждому человеку и гражданину и связаны с охраной и защитой важнейших ценностей, осуществлением действий (бездействий), которые служат удовлетворению как личных, так и общественных интересов в правовом демократическом государстве» [3,с.164]. М.Б. Смоленский и М.В. Мархгейм приводят аналогичное определение конституционных обязанностей, понимая под ними «высшие правовые требования, предъявляемые к каждой личности и связанные с охраной и защитой важнейших ценностей, с осуществлением действий (бездействий), которые служат удовлетворению личных и общественных интересов в правовом демократическом государстве» [4, с.211]. Б.С. Эбзеев полагает, что обязанности человека и гражданина есть выраженные в конституционных нормах

и закрепленные в них виды и мера должного поведения личности, заключающие в себе требования к поведению каждого члена общества, выполнение которых необходимо, с одной стороны, для обеспечения прав и свобод других, а с другой - для удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния [5, с.209]. В большом юридическом, в юридическом энциклопедическом словарях и правовом словаре под конституционными обязанностями человека и гражданина понимаются «выраженные в конституционно-правовых нормах притязания конкретного государства к поведению любых лиц, находящихся на территории данного государства, либо только к поведению граждан данного государства независимо от места их нахождения».

В условиях научного консенсуса, когда никто не подвергает сомнению сложившиеся представления о понятии и характеристиках конституционных обязанностей, правомерна постановка вопроса об актуальности исследования феномена конституционных обязанностей на современном этапе развития конституционно-правовой науки и практики. Сложно не согласиться с мнением В.М. Чхиквадзе о том, что «... науке не нужны такие дискуссии, которые носят формальный характер спора о дефинициях, о тех или иных подходах к определению... Не слишком ли расточительным для теории и практики является обсуждение вопросов, которое, как показывает опыт, является малопродуктивным, поскольку ничего качественно нового в этот спор за последние годы внесено не было?» [6, с.147].

Соглашаясь с мнением В.М. Чхиквадзе в целом, возразим уважаемому ученому в частности. Отвергать необходимость «спора о дефинициях» не следует хотя бы в силу диалектического закона «отрицания отрицания». Есть и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.