Научная статья на тему 'Особенности правового регулирования совершения сделок с приватизированными объектами культурного наследия'

Особенности правового регулирования совершения сделок с приватизированными объектами культурного наследия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
712
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРИВАТИЗАЦИЯ / СДЕЛКИ / CULTURAL HERITAGE / OBJECTS OF CULTURAL HERITAGE / CULTURAL VALUES / PRIVATIZATION / DEALS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Герасимов Геннадий Анатольевич

В настоящей статье автором предложено разграничить движимые и недвижимые объекты культурного наследия, проведена грань между ними. Также в статье предложены авторские определения движимых и недвижимых объектов культурного наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of legal regulating making transactions with privatized objects of cultural heritage

Author suggested separating movable and immovable objects of cultural heritage. In this article the line held between them. Also author suggested definition of movable and immovable objects of cultural heritage

Текст научной работы на тему «Особенности правового регулирования совершения сделок с приватизированными объектами культурного наследия»

3.10. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОВЕРШЕНИЯ СДЕЛОК С ПРИВАТИЗИРОВАННЫМИ ОБЪЕКТАМИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Герасимов Геннадий Анатольевич, соискатель кафедры гражданского права. Место учебы: Всероссийская государственная налоговая академия Минфина России.

Аннотация: В настоящей статье автором предложено разграничить движимые и недвижимые объекты культурного наследия, проведена грань между ними. Также в статье предложены авторские определения движимых и недвижимых объектов культурного наследия.

Ключевые слова: культурное наследие, объекты культурного наследия, культурные ценности, приватизация, сделки.

PECULIARITIES OF LEGAL REGULATING MAKING TRANSACTIONS WITH PRIVATIZED OBJECTS OF CULTURAL HERITAGE

Gerasimov Gennadiy Anatolievich, applicant of Civil Law chair. Place of study: All-Russian state tax academy of Finance Ministry of Russia.

Annotation: Author suggested separating movable and immovable objects of cultural heritage. In this article the line held between them. Also author suggested definition of movable and immovable objects of cultural heritage. Keywords: cultural heritage, objects of cultural heritage, cultural values, privatization, deals.

Глава VIII Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» [ 1] ( далее - Закон об объектах культурного наследия) посвящена особенностям владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия. Вместе с тем, она не регламентирует совершение сделок с приватизированными объектами культурного наследия, являющимися собственностью физических и юридических лиц.

Вместе с тем ст. 5] Закона об объектах культурного наследия определяет право пользования объектом культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия, а также выявленным объектом у физических и юридических лиц, которые возникают:

- в результате приобретения права собственности на объект культурного наследия;

- из актов государственных органов;

- из договоров;

- из судебного решения;

- по иным основаниям, допускаемым Гражданским кодексом Российской Федерации.

При этом в ст. 5] Закона об объектах культурного наследия используется только понятие «право пользования» что противоречит этой же норме, из которой следует, что данное право пользования возникает в результате приобретения права собственности на объект культурного наследия. Однако при этом отсутствует правомочия владение и распоряжение, что, на наш взгляд, является недоработкой законодателя.

По общим правилам, установленным ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В п. 3 ст. 63 Закона об объектах культурного наследия имеется лишь указание на то, что впредь до включения объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия в порядке, установленном данным законом, но не позднее 31 декабря 2010 года подлежат государственной регистрации требования к сохранению объекта культурного наследия, изложенные в охранно-арендном договоре, охранном договоре и охранном обязательстве и являющиеся обременением, стесняющим правообладателя при осуществлении им права собственности либо иных вещных прав на данный объект недвижимого имущества.

Анализ законодательства об объектах культурного наследия показал, что в нем отсутствуют положения о сделках, совершаемых после приватизации объектов культурного наследия.

В соответствии со ст. 63 Закона об объектах культурного наследия впредь до вступления в силу утвержденных Правительством Российской Федерации нормативных актов, издание которых отнесено Законом об объектах культурного наследия к полномочиям Правительства Российской Федерации, но не позднее 31 декабря 2010 г. сохраняются правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Российской Федерации, установленные Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. № 865, и применяемые постольку, поскольку указанные правила не противоречат Закону об объектах культурного наследия.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. № 865 [2] продажа, дарение или иное отчуждение памятников истории и культуры допускаются с обязательным предварительным уведомлением государственных органов охраны памятников. При продаже памятников истории и культуры государство имеет преимущественное право покупки. Сделки в отношении памятников, совершенные в нарушение этого порядка, признаются недействительными и влекут последствия в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик.

Однако, судебная практика по данному вопросу неоднозначна.

Так, согласно Постановлению Федерального арбитражного суда Московского округа от 13 октября 2006 г. по делу № КГ-А40/9814-06 суд исходил из того, что ограничения при использовании объекта культурного наследия, установленные в п. 4 ст. 52 Закона об объектах культурного наследия, не содержится запретов на продажу объекта культурного наследия, а также обязанности сторон договора купли-продажи получать согласие государственного органа по охране памятников на совершение сделки.

Таким образом, Федеральный арбитражный суд Московского округа посчитал, что суд апелляционной инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований о признании недействительным договора купли-продажи вновь выявленного объекта культурного наследия, заключенного между ответчиками, и применении последствий недействительности сделки, т.к. у ответчиков отсутствовала обязанность за месяц до изменения субъекта собственности на памятник вследствие его отчуждения уведомлять государственные органы о предстоящем отчуждении.

Противоположная данному решению является Определение ВАС РФ от 07 октября 2008 г. № 12517/08, согласно которому отказано в передаче в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора Постановления ФАС Московского округа от 21 апреля 2008 г. № КГ-А40/571-08-П по делу № А40-70602/05-6-440 и Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 октября 2007 г. № 09АП-19137/2007-ГК, согласно которым исковые требования о признании недействительным договора купли-продажи объекта культурного наследия удовлетворены правомерно, так как спорное здание было продано с нарушением норм, установленных Положением об охране и использовании памятников истории культуры, в частности, суд указал на нарушение при совершении сделки абз. 3 п. 4 Положения об охране и использовании памятников истории культуры, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. № 865, об обязательном предварительном уведомлении государственных органов охраны памятников о намерении продать памятник истории и культуры, которым является Городская усадьба Сологуба: главный дом с церковью, службами, парадным двором и оградой Городская усадьба Долгоруких (спорное здание).

Исходя из положений ст. 14 Закона об объектах культурного наследия, архитектурный памятник как объект культурного наследия, находящийся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, может быть предоставлен физическому или юридическому лицу в аренду либо на основании договора безвозмездного пользования.

Глава X Закона об объектах культурного наследия содержит перечень существенных условий договора аренды объекта культурного наследия, а также договора безвозмездного пользования.

Так, например, памятник архитектуры обладает правовым статусом объекта недвижимости и при сдачи его в аренду такие отношения будут регулироваться общими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, с некоторыми особенностями, установленными Законом об объектах культурного наследия.

В ст. 607 ГК РФ перечислены объекты, в отношении которых допускается заключение договора аренды. Применительно к объектам культурного наследия необходимо отметить, что законом не установлен запрет или ограничение на их сдачу в аренду.

При этом в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает определенные требования к форме договора. Договор аренды на срок более года, а если хотя бы

одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме.

Как уже было сказано ранее, договор аренды объекта культурного наследия заключается в соответствии с правилами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации для заключения договоров аренды зданий и сооружений, и с учетом требований указанного Федерального закона.

В договоре аренды объекта культурного наследия обязательно указываются:

- включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия сведения об особенностях, составляющих предмет охраны данного объекта культурного наследия;

- требования к сохранению объекта культурного наследия независимо от формы собственности данного объекта.

В Постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 мая 2008 г. по делу № А72-3662/2007 указано следующее: в соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Таким образом, правовые последствия отсутствия в договоре аренды объекта культурного наследия условий, предусмотренных Законом об объектах культурного наследия, влечет его недействительность.

Договор аренды объекта культурного наследия, находящегося в федеральной собственности, заключается между федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на то Правительством Российской Федерации (арендодатель), и физическим или юридическим лицом (арендатор).

Такой договор подлежит государственной регистрации (п. 4 ст. 55 Закона об объектах культурного наследия). Но это положение никак не увязано со сроком, на который заключен договор, что противоречит п. 2 ст. 651 ГК РФ, согласно которому подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года.

При этом, учитывая положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 июля 1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [3] (далее - Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним), договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента государственной регистрации сделки.

В соответствии со ст. 26 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества.

С соответствующим заявлением об этом может обратиться одна из сторон договора аренды объекта культурного наследия.

В том случае, если в аренду сдаются здание, сооружение, помещения в них или части помещений, к договору аренды недвижимого имущества, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагаются кадастровые паспорта соответственно здания, сооружения и помещения с указанием размера арендуемой площади. Договор аренды помещения или части помещения регистрируется как обременение прав арендодателя соответствующего помещения (части помещения).

Таким образом, сдача в аренду зданий, сооружений и иных объектов, являющихся объектами культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, производится в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом об объектах культурного наследия и подлежит обязательной регистрации, не зависимо от срока аренды.

При этом необходимо отметить, что при сдаче в аренду объектов культурного наследия обязательно оформление пользователем охранного документа (обязательства), предусмотренного федеральным законодательством, в том числе при сдаче в субаренду.

Охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия должно включать в себя требования к содержанию объекта культурного наследия; условия доступа к нему граждан; порядок и срок проведения реставрационных, ремонтных и иных работ по его сохранению, а также иные требования, обеспечивающие сохранность объекта.

В соответствии с п. 17 Постановления Правительства РФ от 16 декабря 2002 г. № 894 «О порядке подготовки и выполнения охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия» [4] при передаче третьим лицам права владения и (или) пользования объектом культурного наследия его собственник обеспечивает соблюдение указанными лицами условий охранного обязательства, в том числе путем включения в договоры, предусматривающие переход права владения и (или) пользования объектом, требований о соблюдении условий охранного обязательства, касающихся использования объекта культурного наследия.

В соответствии со ст. 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования одна сторона обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне, а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

В соответствии со ст. 56 Закона об объектах культурного наследия, объект культурного наследия, включенный в единый государственный реестр объектов культурного наследия и находящийся в федеральной собственности, предоставляется в безвозмездное пользование на основании договора безвозмездного пользования объектом культурного наследия следующим юридическим лицам: общественным объединениям, уставной целью деятельности которых является сохранение объектов культурного наследия; детским общественным объединениям; общественным организациям инвалидов; благотворительным организациям; религиозным организациям; общероссийским творческим союзам; государственным учреждениям, осуществляющим свою деятельность в сфере культуры.

Договор безвозмездного пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, заклю-

чается в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и должен содержать сведения об особенностях, составляющих предмет охраны данного объекта культурного наследия, а также требования, предъявляемые к сохранению объекта культурного наследия.

Договор безвозмездного пользования объектом культурного наследия, находящимся в федеральной собственности, заключается между федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на то Правительством Российской Федерации, и лицом, у которого есть право на безвозмездное пользование им (п. 1 ст. 56 Закона об объектах культурного наследия).

В данном случае обязательным условием заключения данного договора является также получение пользователем объектом культурного наследия охранного обязательства в соответствии со ст. 55 Закона об объектах культурного наследия.

Согласно ст. 696 ГК РФ лицо, получившее объект культурного наследия по договору безвозмездного пользования, несет риск случайной гибели или случайного его повреждения, если он погиб или был испорчен в связи с тем, что оно использовало его не в соответствии с договором безвозмездного пользования или назначением объекта либо передало его третьему лицу без согласия собственника.

Собственник вправе потребовать досрочного расторжения договора безвозмездного пользования в случаях, когда пользователь: использует вещь не в соответствии с договором или назначением вещи; не выполняет обязанностей по поддержанию вещи в исправном состоянии или ее содержанию; существенно ухудшает состояние вещи; без согласия ссудодателя передал вещь третьему лицу.

Пользователь вправе требовать досрочного расторжения договора безвозмездного пользования: при обнаружении недостатков, делающих нормальное использование вещи невозможным или обременительным, о наличии которых он не знал и не мог знать в момент заключения договора; если вещь в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, окажется в состоянии, непригодном для использования; если при заключении договора ссудодатель не предупредил его о правах третьих лиц на передаваемую вещь; при неисполнении ссудодателем обязанности передать вещь либо ее принадлежности и относящиеся к ней документы .

Анализ законодательства об объектах культурного наследия показал, на отсутствие регламентации совершения сделок с приватизированными объектами культурного наследия, являющихся собственностью физических и юридических лиц.

На основании изложенного представляется, что сделки с приватизированными объектами культурного наследия необходимо рассматривать по правилам, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации, с некоторыми особенностями, предусмотренными Законом об объектах культурного наследия.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»/ СЗ РФ. 01.07.2002. № 26. Ст. 2519.

2. Постановление Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. № 865 // СП СССР. N 26. 1982. Ст. 133.

3. Федеральный закон от 2] июля 1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»/ Российская газета. 1997. 30 июля.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2002 г. № 894 «О порядке подготовки и выполнения охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия» // Российская газета. 2003. 09 янв.

Literature list:

1. Federal Law dated 25th June, 2002 № 73-FL «About objects of cultural heritage (historical and cultural monuments) of the Russian Federation» / / CL Russia. 01.07.2002. № 26. Art. 2519.

2. Resolution of the Council of Ministers of the USSRdated 16th September, 1982 № 865 // LL of the USSR. N 26. 1982. Art. 133.

3. Federal law dated 21th July, 1997 № 122-FL «About state registration of real estate and transactions with it» / Rossiyskaya Gazeta. 1997. July 30

4. Resolution of the Government of the Russian Federation dated 16th December, 2002 № 894 «About preparation and implementation of security obligations under the privatization objects of cultural heritage» / Rossiyskaya Gazeta. 2003. 9th January.

Рецензия

научного руководителя на статью «Особенности правового регулирования совершения сделок с приватизированными объектами культурного наследия» соискателя кафедры гражданского права Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации Герасимова Геннадия Анатольевича Статья Герасимова Г.А. посвящена исследованию правовых норм, регулирующих совершение сделок с приватизированными объектами культурного наследия, а также практики их применения. Актуальность представленной на рецензирование статьи не вызывает сомнений, поскольку нормы Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» посвящены особенностям владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, однако, вместе с тем, не регламентируют совершение сделок с приватизированными объектами культурного наследия, являющимися собственностью физических и юридических лиц. Детальный правовой анализ данной проблематики в настоящее время является своевременным и позволит наиболее эффективно и грамотно подойти к решению возникающих в этой области проблем.

Автором в статье рассмотрены проблемы, возникающие на практике в связи с совершением сделок с приватизированными объектами культурного наследия. Автор предлагает рассматривать сделки с приватизированными объектами культурного наследия по правилам, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации, с некоторыми особенностями, предусмотренными Законом об объектах культурного наследия.

В целом научная статья Герасимова Г.А. на тему «Особенности правового регулирования совершения сделок с приватизированными объектами культурного наследия» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.

Заведующий кафедрой гражданского права ВГНА Минфина России, доктор юридических наук, профессор Г.Ф. Ручкина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.