Библиографический список
1. Дмитрик Н.А. Способы осуществления субъективных гражданских прав и исполнения обязанностей с использованием сети Интернет: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 30 с.
2. Малиновский А.А. Способы осуществления права // Журнал российского права. 2007. № 3. С. 48-55.
3. Антипова Н.Д. Аборт как этическая проблема: дис. ... канд. филос. наук. М., 2005. 120 с.
References
1. Dmitric N.A. Ways of Enforcing Civil Rights and Performing Duties Using the Internet. Candidate dissertarttion. М., 2007. 30 р.
2. Malinovsky A.A. Ways of Enforcinf Law. Russian Law Journal. 2007. No. 3. Р. 48-55.
3. Antipova N.D. Aboution as an Ethical Problem. Candidate dissetation M., 2005. 120 р.
УДК 347.122:347.215 С.В. Кузина
НОВЕЛЛЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Введение: статья посвящена обзору последних наиболее значимых изменений законодательства в области охраны памятников истории и культуры. Рассмотрены отдельные существенные изменения и дополнения, вступившие в законную силу. В частности, законодатель конкретизировал понятие территории объекта культурного наследия и требования к режиму ее использования и содержания, установил порядок определения и утверждения территории объектов культурного наследия в зависимости от вида и категории, а также требования к описанию и отображению границ. Было введено понятие защитных зон объектов культурного наследия, являющихся памятниками или ансамблями. Обозначены основные направления дальнейшего усовершенствования законодательства об объектах культурного наследия.
Цель: рассмотрение некоторых усовершенствований российского законодательства в области правового регулирования и охраны объектов культурного наследия. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи: выявление правовых и практических оснований для внесения изменений и дополнений в действующее законодательство об охране памятников истории и культуры, определение ближайших перспектив развития законодательства в данной области.
В данной статье используются системный подход и метод сравнительно-правового анализа. Результаты: обозначены основные тенденции государственной и законодательной политики в сфере установления и реализации защитных механизмов для объектов, представляющих собой национальное культурное достояние России.
Ключевые слова: объект культурного наследия, памятники истории и культуры, территория объекта культурного наследия, охранные обязательства, сделки с объектами культурного наследия, передача памятников истории и культуры во владение и пользование, право собственности на объект культурного наследия, защитные зоны объектов культурного наследия.
© Кузина Светлана Викторовна, 2017
Старший преподаватель кафедры гражданского и семейного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected] © Kuzina Svetlana Viktorovna, 2017
Senior teacher of the Department of Civil and Family Law (Saratov State Law Academy) 135
S.V. Kuzina
NOVELS OF LEGISLATION IN THE FIELD OF HISTORIC PRESERVATION
The article provides an overview of the most significant changes of recent legislation in the field of historic preservation. Separate substantial amendments and supplements, entering into legal force, are considered. In particular, a legislator specified the concept of territory of object of cultural heritage and requirement to the mode of her use and maintenance, the order of determination and claim of territory of objects of cultural heritage set depending on a kind and category, and also requirement to description and reflection of borders. The concept of protective zones of objects of cultural heritage, being monuments or ensembles, was entered. In addition, in this article basic directions of further improvement of legislation mark about the objects of cultural heritage.
The aim of the article is consideration of some improvements of the Russian legislation in area of legal adjusting and guard of objects of cultural heritage. The achievement of this aim next tasks are sanctified to : exposure of legal and practical grounds for making alteration and additions of current legislation about the guard of monuments of history and culture, determination of the nearest prospects of development of legislation in this area.
Approach of the systems and method of comparatively-legal analysis are used in this article, that allows to trace the basic tendencies of public and legislative policy in the field of establishment and realization of nocifensors for objects being national cultural property of Russia.
Keywords: object of cultural heritage, monuments of history and culture, territory of object of cultural heritage, guard obligations, transactions with the objects of cultural heritage, to the transmission of monuments of history and culture in possession and use, right of ownership on the object of cultural heritage, protective zones of objects of cultural heritage.
В последнее десятилетие назрела необходимость усовершенствования
^ законодательства в области охраны памятников истории и культуры. Практика
3 применения Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-Ф3 «Об объектах
й культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской
* Федерации»1 (вскрыла недочеты и недостатки законодательного регулирования
| вопросов правовой защиты и охраны объектов культурного наследия, их
| владения и использования. Все это привело к внесению существенных изменений
| и дополнений в действующее законодательство в области охраны памятников
° истории и культуры.
0
| С 22 января 2015 г. вступил в законную силу Федеральный закон от 22 октября
1 2014 г. № 315-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об объектах ^ культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской
| Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»2,
ш
I внесший изменения в Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-Ф3 «Об
го
? объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов
0
>§ Российской Федерации». Дополнения и изменения были настолько существенны
| и масштабны, что их обзору можно посвятить не одну публикацию. Остановимся
1 на ключевых моментах.
го
I Одной из существенных новаций является дополнение Закона ст.: 3.1.
| «Территория объекта культурного наследия, границы территории объекта культурного наследия» и 5.1. «Требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия и особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах
1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 26, ст. 2519.
136 2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 43, ст. 5799; 2016. № 27, ч. II, ст. 4294.
которых располагается объект археологического наследия». Данные нормы конкретизируют понятие территории объекта культурного наследия и требования к режиму ее использования и содержания, устанавливают порядок определения и утверждения территории объектов культурного наследия в зависимости от вида и категории, а также требования к описанию и отображению границ3.
Понятие территории объекта культурного наследия, которую часто путают с земельным участком объекта, в достаточной степени было определено впервые. Границы территорий устанавливаются с помощью строго регламентированной историко-культурной экспертизы, результаты которой находятся в открытом доступе. Территория объекта культурного наследия — исторически связанное с памятником место, необязательно совпадающее с границами существующих земельных участков. Это могут быть и леса, и водоемы. Как сообщил член Общественного совета при Минкультуры России Ю. Веденин, при классификации ЮНЕСКО «Памятник — ансамбль — достопримечательные места» территории памятников с достопримечательными местами теперь будут правильно соотноситься4.
В отношении территории объектов культурного наследия был установлен специальный правовой режим осуществления хозяйственной деятельности. В зависимости от характера самого объекта (объект археологического наследия, памятник, достопримечательное место, ансамбль) определяется и режим устанавливаемых ограничений.
Собственники памятников истории и культуры несут бремя осуществления расходов на их содержание и поддержание в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, а также выполняют обязанность поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии. Кроме того, в отношении указанных объектов теперь запрещается проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия, а если предмет охраны не определен — работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, в т.ч. интерьер.
Изменения коснулись порядка включения памятников в реестр объектов культурного наследия. В связи с этим детализирован порядок обеспечения доступа граждан к ним, четко определены требования к охранным обязательствам, регламентированы особенности государственной охраны отдельных видов объектов культурного наследия, в т.ч. являющихся жилыми помещениями или многоквартирными домами. Кроме того, предусмотрены льготы для физических и юридических лиц при передаче в аренду объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии.
Особого внимания заслуживают требования, установленные в отношении сделок с объектами культурного наследия. Определены существенные условия договоров о передаче памятников истории и культуры во владение и пользование, а также договоров о передаче права собственности на объект культурного наследия.
В октябре 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об объектах культурного наследия
3 См.: Якушенко Т.П. Объекты культурного наследия и их территории — новое в законодательстве. URL: http://nasledie27.ru/novosti-npc/89-obekty-kulturnogo-naslediya-i-ih-territorii-novoe-v-zakonodatelstve.html (дата обращения: 28.01.2017).
4 URL: http://rostexpert.ru/?page=news&num=1&id=1214 (дата обращения: 28.01.2017). 137
(памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и статью 15 Федерального закона „О государственном кадастре недвижимости"»5.
Данным актом устанавливается защита памятников и ансамблей, включенных в реестр объектов культурного наследия, но не обеспеченных персональными либо объединенными зонами охраны. В России таких объектов очень много. В пояснительной записке к законопроекту утверждается, что в целом по стране зонами охраны обеспечено менее 15% от общего числа объектов культурного наследия, а подготовлены к включению в кадастр для регистрации обременений использования земельных участков не более 5%.
По статистике более 80% всех памятников в России не обеспечено утвержденными и разработанными зонами охраны, чем успешно пользуются девелоперы и застройщики. Это, в свою очередь, приводит к большим объемам нового массового строительства в непосредственной близости к памятникам и искажению исторического облика наших сел, городов, культурных ландшафтов6.
Федеральным законом от 5 апреля 206 г. № 95-ФЗ введено понятие «защитные зоны» объектов культурного наследия, являющихся памятниками или ансамблями.
Расстояние от объекта культурного наследия до границы защитной зоны устанавливается дифференцированно и может быть изменено по решению регионального органа охраны памятников на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы.
В границах защитной зоны установлен режим, запрещающий строительные работы, а также работы по реконструкции, если они связаны с изменением объемно-пространственных характеристик существующих объектов капитального строительства. К таким характеристикам можно отнести изменение площади, количество этажей, высотность. Сведения о данных ограничениях подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости. Установленные ограничения действуют до принятия проекта зон охраны для объектов культурного наследия. В результате проведения историко-культурной экспертизы создается и принимается проект постоянной охранной зоны памятника, размеры которой могут отличаться от размеров защитной зоны.
Вступление в силу норм о защитных зонах объектов культурного наследия на практике уже существенно отразилось на интересах участников различных правоотношений, в т.ч. инвестиционной деятельности. В частности, в Санкт-Петербурге уже прекращено строительство некоторых объектов в непосредственной близости от памятников истории и архитектуры. Так, еще недавно планировалось построить офисные высотки в непосредственной близи от Левашовского завода, считающегося памятником конструктивизма. Теперь данные проекты не будут реализованы.
В 2016 г. в Солнечногорске было начато строительство офисно-торгового центра буквально в 25 шагах от Путевого дворца XVIII в., построенного при Екатерине Великой. Сейчас строительство прекращено7.
В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе РФ находятся еще несколько законопроектов по изменению законодательства об охране объектов культурного наследия. В частности, предлагается внести уточнения в
5 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 15, ст. 2057.
6 URL: http://tass.ru/v-strane/3673748 (дата обращения: 30.01.2017).
7 Там же.
порядок информационного взаимодействия при внесении сведений об объектах культурного наследия в Единый государственный реестр недвижимости, а также предусмотреть возможность предоставления объектов культурного наследия в безвозмездное пользование учреждениям образования и науки.
В Пояснительной записке к Проекту № 1075789-6 Федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон „Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"» уточняется, что данный Проект направлен на отмену чрезмерных ограничений по использованию объектов культурного наследия государственными и муниципальными учреждениями, осуществляющими свою деятельность в области образования и науки. В данный момент в соответствии со ст. 52.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» лишь учреждения культуры имеют право получать в безвозмездное пользование объекты культурного наследия. В отношении же других государственных и муниципальных учреждений существует запрет на передачу им в безвозмездное пользование указанных объектов. Основная цель принятия законопроекта — устранение названного чрезмерного ограничения и развитие образования и науки, в т.ч. в сетевой форме, подготовка и развитие научных кадров8.
Кроме того, предлагается установить запрет в отношении иностранных граждан, юридических лиц и лиц без гражданства на приобретение права собственности на земельные участки в границах территории объектов культурного наследия и в границах зон охраны таких объектов9. Данный запрет не будет действовать для указанных субъектов только в случае учреждения ими юридического лица, зарегистрированного на территории Российской Федерации, посредством которого и будет реализовываться возможность приобретения в собственность участков в границах территории объектов культурного наследия и в границах зон их охраны.
Законопроектом № 984699-6 «О внесении изменения в Федеральный закон „Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества,,»10 в отношении лиц, владеющих объектами культурного наследия на праве аренды и вложивших средства в работы по их сохранению, предлагается закрепить преимущественное право выкупа при продаже их из государственной или муниципальной собственности.
8 См.: Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Феде- )) рации. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(SpravkaNew)?OpenAgent&RN=1075789-6&02 2 (дата обращения: 30.01.2017). ¡3
9 См.: Законопроект № 505691-6 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об объектах ^ культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"». URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(SpravkaNew)?0penAgent&RN=505691-6&02 (дата обращения: 30.01.2017).
10 См.: Законопроект № 984699-6 «О внесении изменения в Федеральный закон „Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и внесении изменений в Федеральный закон „О приватизации государственного и муниципального имущества"». URL: http://asozd2. duma.gov.ru/main. nsf/(SpravkaNew)?0penAgent& RN=984699-6&02 (дата обращения: 30.01.2017). 139