Вестник Томского государственного университета. 2016. № 413. С. 182-186. Б01: 10.17223/15617793/413/28
УДК 347.4
Р.М. Кочетов
К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ОБРЕМЕНЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ОБЪЕКТ НЕДВИЖИМОСТИ ПРАВОМ ССУДЫ
Исследуется проблема отсутствия требования государственной регистрации договора ссуды недвижимого имущества и соответствующего обременения права собственности. Рассматриваются существующие в науке и судебной практике мнения по данному вопросу, проанализированы положения законодательства в отношении ссуды различных объектов недвижимости, приведено обоснование необходимости общего правила регистрации ссуды недвижимого имущества, а также ссуды его отдельных видов.
Ключевые слова: ссуда; недвижимое имущество; обременение; государственная регистрация; право собственности.
В теории и правоприменительной практике по-разному решается вопрос о государственной регистрации договоров безвозмездного пользования недвижимым имуществом. В одних случаях исходят из того, что поскольку безвозмездное пользование ограничивает право собственности, то это обременение подлежит обязательной государственной регистрации. Этому не может препятствовать тот факт, что в законе о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним данное обременение прямо не поименовано, ибо перечень обреме-нений, подлежащих государственной регистрации, сформулирован в нем как открытый. В указанной ситуации к договору ссуды недвижимого имущества предлагают по аналогии применять положения, регламентирующие государственную регистрацию договора аренды [1. С. 419-420; 2].
Другая позиция сводится к утверждению о том, что в соответствии с действующим законодательством договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом по общему правилу не подлежит государственной регистрации, кроме случаев, прямо указанных в законе. Применять в данном случае аналогию закона и делать расширительный вывод о том, что право пользования ссудополучателя подлежит государственной регистрации в качестве обременения права на недвижимость, считается недопустимым [3. С. 273; 4. С. 84; 5. С. 523; 6. С. 47; 7]. В судебной практике можно встретить утверждение и о том, что регистрация обременения в виде права ссудополучателя осуществляется заинтересованным лицом исключительно в добровольном порядке [8].
Действительно, в ст. 131 ГК РФ в перечне прав на недвижимость, подлежащих регистрации, не названы права ссудополучателя. В то же время в ней указывается на возможность регистрации иных прав в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и иными законами.
Пункт 2 ст. 689 ГК РФ устанавливает, что к договору безвозмездного пользования имуществом применяется ряд правил, установленных для договора аренды. Среди таких правил отсутствует норма п. 2 ст. 609 ГК РФ, предусматривающая, что договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. Таким образом, Гражданский кодекс РФ не
содержит требования об обязательной государственной регистрации договора ссуды недвижимого имущества, за исключением случая, предусмотренного п. 3 ст. 689 ГК РФ, согласно которому государственной регистрации подлежат договоры безвозмездного пользования объектами культурного наследия (относящиеся к разряду недвижимости), если иное не предусмотрено законом.
В соответствии с п. 1 ст. 4 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [9] государственной регистрации подлежит право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. 130-132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество регистрации подлежат ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, безвозмездное пользование объектами культурного наследия, включенными в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленными объектами культурного наследия.
Как видим, в законе о регистрации не содержится указания на обязательность регистрации договора ссуды недвижимого имущества и обременения (ограничения) права собственности, возникающего из такого договора. Отсутствует такое указание и в Федеральном законе «О государственной регистрации недвижимости» [10], который вступит в силу с 1 января 2017 г.
Однако указанными нормативными предписаниями охватываются не все случаи, когда необходима государственная регистрация ограничения права собственности на недвижимость. Так, например, специфика оборота земельных участков устанавливается Земельным кодексом РФ, в частности, в отношении сделок по их безвозмездному пользованию. В соответствии с п. 1 ст. 25 ЗК РФ [11] права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу ст. 26 ЗК РФ договоры безвозмездного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Отсюда следует, что договор безвозмездного пользования земельным участком подлежит государственной регистрации в случае, если он заключен сроком на один год и более [12-14].
Между тем в юридической литературе, а также в ряде судебных актов высказывается мнение об отсутствии императивного правила о необходимости регистрации договора ссуды земельного участка [6. С. 46; 15. С. 427; 16]. Подобный подход выглядит весьма неубедительно. Соответствующие нормы земельного законодательства в данном случае не могут быть истолкованы иным образом. Кроме того, в случае отчуждения земельных участков установить факт нахождения их в пользовании третьих лиц бывает крайне затруднительно в силу самой специфики таких объектов (значительные размеры объекта, возможное отсутствие следов пользования, затруднительность в определении принадлежности следов пользования третьим лицам). Поэтому наличие в законе правила о государственной регистрации таких договоров в значительной степени позволяет уменьшить риски приобретателей соответствующих земельных участков.
Помимо земельных участков предметом предоставления по договору ссуды могут выступать лесные участки. Учитывая тот факт, что право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством (ст. 9 Лесного кодекса РФ [17]), договор ссуды лесного участка подлежит государственной регистрации в случаях, если он заключен на срок один год и более.
В безвозмездное пользование могут передаваться жилые помещения. Передавать в безвозмездное пользование жилое помещение вправе как сам собственник, так и наниматель жилого помещения по договору коммерческого найма или социального найма жилого помещения. Положения о найме жилого помещения не содержат правил о государственной регистрации данного договора. Регистрации подлежит только соответствующее обременение права собственности (п. 2 ст. 674 ГК РФ). Нецелесообразность регистрации ссуды в отношении жилых помещений объясняется некоторыми авторами тем, что в данном случае договор безвозмездного пользования направлен на оказание «определенного рода благодеяния» нуждающемуся лицу. Поэтому возникновение права ссудополучателя не должно ставиться в зависимость от наличия или отсутствия государственной регистрации [18. С. 143].
Как уже было сказано, в Гражданском кодексе РФ закреплено правило о применении к договору безвозмездного пользования объектом культурного наследия положений ст. 609 ГК РФ об аренде. Таким образом, договоры безвозмездного пользования объектами культурного наследия (которые относятся к разряду недвижимого имущества [19. Ст. 3]), подлежат обязательной государственной регистрации, если иное не
предусмотрено законом. Государственная регистрация таких договоров необходима для того, чтобы сведения о ссудополучателе были включены в учетное дело соответствующего объекта и могли быть использованы для поиска его как лица, ответственного за поддержание объекта в надлежащем состоянии, соблюдение требований к его охране. Это позволяет сделать вывод о том, что характер требования государственной регистрации договора безвозмездного пользования объектом культурного наследия отличается от характера аналогичного требования применительно к договору аренды недвижимости. В арендных правоотношениях государственная регистрация преследует цель информирования неопределенного круга лиц об обременении имущества собственника - арендодателя.
Законом предусмотрены особенности государственной регистрации договоров аренды некоторых видов недвижимого имущества. В частности, договоры аренды зданий, сооружений, помещений, земельных участков подлежат государственной регистрации в случае, если они были заключены на срок более одного года. Что касается договора безвозмездного пользования объектом культурного наследия, то закон не связывает государственную регистрацию такого договора со сроком его действия. Иными словами, договор безвозмездного пользования объектом культурного наследия подлежит государственной регистрации независимо от срока, на который он заключен.
Таким образом, вышеизложенное позволяет утверждать, что действующее законодательство в качестве общего правила не предусматривает обязательную государственную регистрацию ни договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом, ни права безвозмездного пользования объектом недвижимости, возникшего у ссудополучателя, ни обременения собственности на объект недвижимости соответствующим правом.
Следует отметить, что в свое время законодатель предпринимал попытку установить общее правило о государственной регистрации договора ссуды недвижимости. Статью 689 ГК РФ предлагалось дополнить указанием на то, что договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом подлежит государственной регистрации, за исключением договора безвозмездного пользования земельным участком, зданием или сооружением, заключенного на срок менее года, договора безвозмездного пользования жилым помещением [20]. Однако позже Комитет Государственной Думы РФ указал на то, что данный вопрос утратил актуальность в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [21] и Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости» [22]. Между тем названные законодательные акты не содержат правила ни об
обязательной государственной регистрации договора ссуды, ни о регистрации соответствующего обременения и вообще никаким образом не решают проблему отсутствия доступа заинтересованных лиц к информации о наличии обременения на недвижимое имущество, переданное по договору ссуды.
Представляется, что отсутствие в Гражданском кодексе РФ общего правила о регистрации договора ссуды недвижимого имущества является недостатком действующего законодательства по следующим соображениям
Согласно п. 1 ст. 700 ГК РФ ссудодатель вправе произвести отчуждение вещи или передать ее в возмездное пользование третьему лицу. При этом к новому собственнику или пользователю переходят права по ранее заключенному договору безвозмездного пользования, а его права в отношении вещи обременяются правами ссудополучателя. При отсутствии правила о государственной регистрации ссуды недвижимого имущества его потенциальные приобретатели несут ничем неоправданные риски, ибо до совершения сделки не имеют возможности проверить факт наличия или отсутствия обременения недвижимости ссудой, у которого может быть установлен значительный срок действия. На практике такие ситуации, хоть не часто, но все же встречаются [23].
Понятно, что на такие случаи действующее гражданское законодательство предусмотрело определенные средства защиты, в частности: предоставление покупателю прав, связанных с неисполнением продавцом обязанности передать товар свободным от прав третьих лиц (абз. 2 п. 1 ст. 460 ГК РФ); реализация стороной договора прав, связанных с предоставлением ей другой стороной договора недостоверных заверений об обстоятельствах, имеющих значение для заключения договора, его исполнения или прекращения (ст. 431.2 ГК РФ). Однако в любом случае реализация таких средств защиты приведет к отказу от приобретенного имущества, обремененного ссудой.
Вместе с тем очевидно, что субъекты гражданского права (в частности, покупатель), вступая в те или иные отношения и руководствуясь своими собственными интересами, должны иметь доступ к необходимым сведениям об объекте недвижимости и его собственнике, что может быть обеспечено прозрачностью правового режима такой недвижимости за счет требования государственной регистрации прав на недвижимость и обременений этих прав.
Учитывая тот факт, что публичный акт государственной регистрации прав на недвижимость и обре-менений таких прав связан в первую очередь с выполнением функции информирования третьих лиц о субъектах, обладающих правом собственности на недвижимость, и об обременениях этого права, считаю, что решение вопроса о необходимости установления требования государственной регистрации к ссуде недвижимости должно быть дифференцированным в зависимости от того, кто выступает на стороне ссудодателя. Так, если ссудодателем выступает собственник недвижимого имущества, то государственной регистрации должно подлежать обременение права собственности правом ссуды. Если же ссудодателем выступают лица, обладающие ограниченным вещным правом на недвижимость либо обязательственными правами, подлежащими регистрации (например, аренда, найм), государственная регистрация обременения права собственности не требуется. Отсутствие потребности в такой регистрации объясняется тем, что акт государственной регистрации уже сыграл свою роль публичного информатора об обременении права собственности на стадии заключения договора с арендатором (нанимателем и др.) или передачи имущества на том или ином ограниченном вещном праве.
При этом важно понимать, что сам акт регистрации затрагивает динамику заключенного договора ссуды, но не сам договор. Иными словами, государственной регистрации должен подлежать не сам договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом, а обременение права собственности на имущество, передаваемое по такому договору. Заключение договора и его исполнение преследует удовлетворение частных интересов его сторон. По отношению к ним все остальные участники гражданского оборота выступают в качестве третьих лиц лишь потому, что им безразличен не только факт совершения сделки ссуды, но и ее содержание. Более того, стороны сделки могут прикладывать значительные усилия для того, чтобы сведения о сделке оставались недоступными для третьих лиц. Вместе с тем интерес третьих лиц может проявиться к объекту ссуды как объекту гражданских прав, способному одновременно выступать элементом различного рода частноправовых отношений. Именно по этой причине всем третьим лицам должен быть гарантирован доступ к сведениям о недвижимости, составляющей предмет договора ссуды.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гражданское право : учеб. : в 3 т. / отв. ред. Ю.К. Толстой, Н.Ю. Рассказова. М. : Проспект, 2014. Т. 2. 924 с.
2. Постановление ФАС Московского округа от 18.09.2012 по делу № А41-28830/11 // СПС Гарант.
3. Гражданское право : учеб. : в 3 т. / под ред. А.П. Сергеева. М. : РГ-Пресс, 2010. Т. 2. 878 с.
4. Гражданское право России. Обязательственное право : курс лекций / отв. ред. О.Н. Садиков. М., 2015.
5. Гражданское право : учеб. : в 4 т. Общая часть / под ред. Е.А. Суханова. М. : Волтерс Клувер, 2008. Т. 2. 800 с.
6. Микрюков В.А. О государственной регистрации обременения недвижимого имущества договором ссуды // Закон и право. 2012. № 12.
С. 44-47.
7. Постановление ФАС Московского округа от 04.12.2012 по делу № А40-62589/12-113-592 // СПС Гарант.
8. Обзор Кемеровского областного суда от 01.12.2004 № 01-19/130 «Обзор судебной практики рассмотрения судами Кемеровской области
дел о признании недействительными сделок с недвижимостью и применении Закона РФ № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"» // СПС Гарант.
9. Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 № 122-ФЗ // СПС
Гарант.
10. Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» // СПС Гарант.
11. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.01.2001 № 136-Ф3 // СПС Гарант.
12. Определение ВАС РФ от 13.12.2012 № ВАС-16559/12 по делу № А05-251/2012 // СПС Гарант.
13. Постановление ФАС Московского округа от 31.01.2013 по делу № А40-47584/12-150-449 // СПС Гарант.
14. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.10.2011 по делу № А42-9170/2010 // СПС Гарант.
15. Киндеева Е.А., Пискунова М.Г. Недвижимость: права и сделки. Кадастровый учет и государственная регистрация прав. М. : Юрайт, 2011. 806 с.
16. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.04.2008 № А33-12027/07-Ф02-1109/08 // СПС Гарант.
17. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ // СПС Гарант.
18. Формакидов Д.А. Правовое регулирования договора безвозмездного пользования жилым помещением // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2012. № 4 (18). С. 139-147.
19. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73-ФЗ // СПС Гарант.
20. Проект Федерального закона № 450718-4 «О внесении изменений в статью 689 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"» (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 16.04.2008 г.) // СПС Гарант.
21. Федеральный закон от 22.10.2014 № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС Гарант.
22. Федеральный закон от 23.07.2013 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости» // СПС Гарант.
23. Постановление ФАС Московского округа от 02.09.2008 по делу № КГ-А41/8195-08 // СПС Гарант.
Статья представлена научной редакцией «Право» 9 ноября 2016 г.
ON THE NECESSITY OF THE STATE REGISTRATION OF REAL ESTATE ENCUMBRANCE BY LOAN RIGHTS
Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta — Tomsk State University Journal, 2016, 413, 182-186. DOI: 10.17223/15617793/413/28
Roman M. Kochetov, Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected] Keywords: loan for use; real estate; encumbrance; state registration; ownership.
The present article deals with the problem of the absence of requirements of the state registration of the contract of real estate loans and the corresponding encumbrance of ownership. This problem has very often been the subject of research. There is no unified point of view on the necessity of legislative requirements of the state registration of real estate loans in the theory of civil law. Also, current legislation is interpreted differently in this part. There are also different opinions on the matter in the legal practice. The absence of a unified approach to this issue could be the reason for the violation of the rights of citizens and organizations that participate in the relevant civil law relations. It already causes a violation of the uniformity in the law enforcement of judicial acts. It should be noted that the legislator attempted to resolve the issue, but still has not completed it. The author examines the existing points of view on the state registration of the contract of real estate loans and the corresponding encumbrance. An analysis of the current legislation was carried out regarding the existence of the rules of the loans registration as a general rule for all real estate, and in respect of specific objects (land, forest land, cultural heritage, accommodations). The author points out that the general rule is not enshrined in law, but there is a requirement in respect of certain types of real estate. The article presents arguments for the necessity of consolidation of the state registration of real estate loans as a general rule in legislation. In the first place, the state registration is necessary in order to inform third parties about encumbrances of the property. The absence of such a rule may cause a breach of the rights of persons who will acquire the title to the property (this kind of situations exists in practice). Meanwhile, such a rule is unnecessary in relation to the living accommodation loans due to the nature of these relations. The author points out the necessity of separation of the registration of the loan agreement and the registration of encumbrance of ownership in the form of loans. In this regard, it is emphasized that encumbrance shall be registered rather than the contract itself. The article also presents a situation when the lender has limited rights in rem or rights of obligation, which shall be registered.
REFERENCES
1. Tolstoy, Yu.K. & Rasskazova, N.Yu. (eds) Grazhdanskoepravo: v 3 t. [Civil law: in 3 vols]. Vol. 2. Moscow: Prospekt.
2. Garant. (2012) Postanovlenie FASMoskovskogo okruga ot 18.09.2012 po delu № A41-28830/11 [Regulation of Moscow District Federal Arbitra-
tion Court dated 18.09.2012 on case number A41-28830/11].
3. Sergeev, A.P. (ed.) (2010) Grazhdanskoe pravo: v 3 t. [Civil law: in 3 vols]. Vol. 2. Moscow: RG-Press.
4. Sadikov, O.N. (ed.) (2015) Grazhdanskoe pravo Rossii. Obyazatel'stvennoe pravo: kurs lektsiy [Civil law of Russia. Contract Law: Lectures].
Moscow.
5. Sukhanov, E.A. (ed.) (2008) Grazhdanskoe pravo: v 4 t. Obshchaya chast [Civil law: in 4 vols. General part]. Vol. 2. Moscow: Volters Kluver.
6. Mikryukov, V.A. (2012) Concerning state registration of the encumbrance on immovable property against loan agreement. Zakon i pravo — Law
and Legislation. 12. pp. 44-47. (In Russian).
7. Garant. (2012) Postanovlenie FAS Moskovskogo okruga ot 04.12.2012 g. po delu № A40-62589/12-113-592 [Regulation of Moscow District Fed-
eral Arbitration Court dated 04.12.2012 on case A40-62589/12-113-592].
8. Garant. (2004) Obzor Kemerovskogo oblastnogo suda ot 01.12.2004 № 01-19/130: Obzor sudebnoy praktiki rassmotreniya sudami Kemerovskoy
oblasti del o priznanii nedeystvitel'nymi sdelok s nedvizhimost'yu i primenenii Zakona RF № 122-FZ "O gosudarstvennoy registratsii prav na nedvizhimoe imushchestvo i sdelok s nim " [Review of the Kemerovo Regional Court of 01.12.2004 no. 01-19/130: Review of the court practice of the courts of Kemerovo Oblast on cases of invalidation of real estate transactions and the application of the Federal Law 122-FZ "On State Registration of Rights to Real Estate and Transactions with It"].
9. Garant. (1997) Federal'nyy zakon "O gosudarstvennoy registratsii prav na nedvizhimoe imushchestvo i sdelok s nim " ot 21.07.1997 № 122-FZ
[Federal Law 122-FZ "On State Registration of Rights to Real Estate and Transactions with It" of 21.07.1997].
10. Garant. (2015) Federal'nyy zakon ot 13.07.2015 № 218-FZ "O gosudarstvennoy registratsii nedvizhimosti" [Federal Law 218-FZ of July 13, 2015 "On State Registration of Real Estate"].
11. Garant. (2001) Zemel'nyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 25.01.2001 № 136-FZ [The Land Code of the Russian Federation of 25.01.2001, 136-FZ].
12. Garant. (2012) Opredelenie VASRF ot 13.12.2012 № VAS-16559/12po delu № A05-251/2012 [Resolution of the Supreme Court of Arbitration of Russia of 13.12.2012, VAS-16559/12 in case A05-251/2012].
13. Garant. (2013) Postanovlenie FASMoskovskogo okruga ot 31.01.2013 po delu № A40-47584/12-150-449 [Regulation of Moscow District Federal Arbitration Court of 31.01.2013 on case A40-47584/12-150-449].
14. Garant. (2011) Postanovlenie FAS Severo-Zapadnogo okruga ot 03.10.2011 po delu № A42-9170/2010 [Resolution of Northwestern District Federal Arbitration Court of 03.10.2011 on case A42-9170/2010].
15. Kindeeva, E.A. & Piskunova, M.G. (2011) Nedvizhimost': prava i sdelki. Kadastrovyy uchet i gosudarstvennaya registratsiya prav [Property: Law and transactions. Cadastre and state registration of rights]. Moscow: Yurayt.
16. Garant. (2008) Postanovlenie FAS Vostochno-Sibirskogo okruga ot 07.04.2008 № A33-12027/07-F02-1109/08 [Resolution of East Siberian district Federal Arbitration Court of 07.04.2008 no. A33-12027/07-F02-1109/08].
17. Garant. (2006) Lesnoy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 04.12.2006 № 200-FZ [The Forest Code of the Russian Federation of 04.12.2006, 200-FZ].
18. Formakidov, D.A. (2012) Legal regulation of the contract for free use of the housing unit. Vestnik Permskogo universiteta. Yuridicheskie nauki — Perm University Herald. Juridical sciences. 4 (18). pp. 139-147. (In Russian).
19. Garant. (2002) Federal'nyy zakon "Ob ob"ektakh kul'turnogo naslediya (pamyatnikakh istorii i kul'tury) narodov Rossiyskoy Federatsii" ot 25.06.2002 № 73-FZ [Federal Law 73-FZ "On objects of cultural heritage (monuments of history and culture) of the peoples of the Russian Federation" of 25.06.2002].
20. Garant. (2008) Proekt Federal 'nogo zakona № 450718-4 "O vnesenii izmeneniy v stat 'yu 689 chasti vtoroy Grazhdanskogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii i Federal 'nyy zakon "O gosudarstvennoy registratsii prav na nedvizhimoe imushchestvo i sdelok s nim " " (red., prinyataya GD FS RF v I chtenii 16.04.2008 g.) [Draft Federal Law 450718-4: On Amendments to Article 689 of Part Two of the Civil Code of the Russian Federation and the Federal Law "On state registration of rights to immovable property and transactions with it" (ed. adopted by the RF State Duma in the I reading on 16.04.2008)].
21. Garant. (2014) Federal'nyy zakon ot 22.10.2014 № 315-FZ "O vnesenii izmeneniy v Federal'nyy zakon "Ob ob"ektakh kul'turnogo naslediya (pamyatnikakh istorii i kul'tury) narodov Rossiyskoy Federatsii" i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii" [Federal Law 315-FZ of 22.10.2014 "On Amendments to the Federal Law 73-FZ "On objects of cultural heritage (monuments of history and culture) of the peoples of the Russian Federation" and Certain Legislative Acts of the Russian Federation"].
22. Garant. (2013) Federal'nyy zakon ot 23.07.2013 № 250-FZ "O vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii v chasti gosudarstvennoy registratsii prav i gosudarstvennogo kadastrovogo ucheta ob "ektov nedvizhimosti" [Federal Law 250-FZ of 23.07.2013 "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation regarding the state registration of rights and state cadastral registration of real estate"].
23. Garant. (2008) Postanovlenie FAS Moskovskogo okruga ot 02.09.2008 po delu № KG-A41/8195-08 [Resolution of Moscow District Federal Arbitration Court of 02.09.2008 on case KG-A41/8195-08].
Received: 09 November 2016