Научная статья на тему 'Особенности правового регулирования предоставления жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан'

Особенности правового регулирования предоставления жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4288
526
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД / ДОГОВОР БЕЗВОЗМЕЗДНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ЖИЛЫМ ПОМЕЩЕНИЕМ / CONTRACT OF GRATUITOUS USAGE BY AN INHABITED PREMISE (ROOM) / THE HOUSING LEGISLATION SPECIALIZED HOUSING FUND

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маслей Светлана Эдуардовна

Анализируются положения нормативных правовых актов, регулирующих основания и порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда для социальной защиты отдельных категорий граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of legal regulation of granting of inhabited premises (rooms) for social protection of separate categories of the citizens

In clause the rules (situation) of the normative legal certificates (acts) regulating bases and order of granting of inhabited premises (rooms) of the specialized housing fund for social protection of separate categories of the citizens are analyzed.

Текст научной работы на тему «Особенности правового регулирования предоставления жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2014. № 4 (41). С. 148-155.

УДК 347

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН

FEATURES OF LEGAL REGULATION OF GRANTING OF INHABITED PREMISES (ROOMS) FOR SOCIAL PROTECTION OF SEPARATE CATEGORIES

OF THE CITIZENS

С. Э. МАСЛЕЙ (S. YE. MASLEY)

Анализируются положения нормативных правовых актов, регулирующих основания и порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда для социальной защиты отдельных категорий граждан.

Ключевые слова: жилищное законодательство; специализированный жилищный фонд; договор безвозмездного пользования жилым помещением.

In clause the rules (situation) of the normative legal certificates (acts) regulating bases and order of granting of inhabited premises (rooms) of the specialized housing fund for social protection of separate categories of the citizens are analyzed.

Key words: the housing legislation specialized housing fund; contract of gratuitous usage by an inhabited premise (room).

Договор безвозмездного пользования жилым помещением впервые поименован в Жилищном кодексе. Ранее действовавшее законодательство не упоминало о возможности заключения договора безвозмездного пользования в отношении жилого помещения [1].

Жилищный кодекс РФ [2] предусматривает возможность использования жилых помещений на условиях безвозмездного пользования в индивидуальном жилищном фонде (ст. 19 ЖК РФ), который относится к частному жилищному фонду и используется гражданами - собственниками помещений в этом фонде для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками помещений для проживания граждан на условиях безвозмездного пользования, а также в особой разновидности специализированных жилых помещений - жилых помещениях для социальной защиты от-

дельных категорий граждан (ст. 92, 98 и 109 ЖК РФ). Данный вид специализированных жилых помещений, подчиняясь общему режиму специализированного жилья (жилые помещения могут быть только в государственной или муниципальной собственности; предоставляются определённым категориям граждан, на установленный срок; не подлежат приватизации, обмену, замене; не допускается их отчуждение и передача в аренду), имеет свои специфические особенности, которые заключаются в том, что отношения по безвозмездному пользованию специализированным жилым помещением практически не регулируются ЖК РФ. Порядок предоставления таких жилых помещений определяется иным федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации. И этим же иным законодательством должны быть определены и категории граждан, которым предоставляются жилые помещения. ЖК РФ лишь указывает, что данные граждане должны нуждаться в специальной

© Маслей С. Э., 2014

148

Особенности правового регулирования предоставления жилых помещений...

социальной защите и жилые помещения им предоставляются по договору безвозмездного пользования.

Понятие специальной социальной защиты отсутствует в законодательстве. В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [3] дано понятие социальной защиты инвалидов как системы гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. В других федеральных законах, законах субъектов РФ социальная защита раскрывается через систему мер социальной поддержки [4]. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» [5] в принципе определяет категории граждан, которые нуждаются в особой социальной защите (это лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации - ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, мало-обеспеченность, безработица, отсутствие определённого места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно), однако Закон регламентирует основания и порядок оказания социальной помощи в рамках системы социального обслуживания, которое представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социальнобытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Кроме этого, следует отметить, что в Постановлении Конституционного Суда РФ используется понятие «повышенная социальная защита», которая должна быть обеспечена гражданам, признанным инвалидами в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска [6].

В научной литературе социальная защита рассматривается как политика государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста [7]. Различают два вида социальной защиты. Абсолютная - это обеспечение всем членам общества гарантированного минимума уровня жизни, это крайне необходимый уровень жизненных благ, достаточный для поддержания здоровья и работоспособности граждан, что не должно рассматриваться в качестве привилегии для избранных. В то же время ограниченная социальная защита это обеспечение государством социальных гарантий относительного благополучия конкретному лицу либо категории граждан. Социальная защита также рассматривается как разновидность социальной поддержки, т. е. содействие человеку или группе людей в преодолении трудной жизненной ситуации. Это также социальное действие или система действий, направленных не только на поддержку людей, но и на устранение источников возникновения трудных жизненных ситуаций [8].

В целом следует отметить, что ни законодательство, ни научная литература не определяют понятия специальной социальной защиты в контексте норм Жилищного кодекса РФ. Думается, что специальная социальная защита - это гарантированное государством право граждан, не имеющих жилого помещения либо имеющих жилое помещение, но в силу определённых неблагоприятных жизненных обстоятельств не имеющих возможности им пользоваться, на обеспечение жилым помещением на определённый срок, на условиях безвозмездного пользования.

Категории граждан, которым могут предоставляться жилые помещения специализированного жилищного фонда по договору безвозмездного пользования, определены законодательством весьма разнообразно. Так, например, в Омской области [9] жилые помещения могут быть предоставлены:

1) гражданам, временно лишенным возможности пользования жилыми помещениями в связи с конфликтами и жестоким обращением в семье;

2) гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи со стихийными

149

С. Э. Маслей

бедствиями, пожарами, катастрофами, вооруженными и межэтническими конфликтами;

3) гражданам пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), сохранившим частично способность к самообслуживанию, и супружеским парам из их числа, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

В Чеченской Республике [10] жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закреплённого жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В Тамбовской области [11] жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам безвозмездного пользования предоставляются нуждающимся в специальной социальной защите:

1) несовершеннолетним детям, нуждающимся в социальной реабилитации или находящимся в трудной жизненной ситуации;

2) гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, а также в результате вооруженных и межэтнических конфликтов.

В Иркутской области [12] к категории граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, относятся проживающие на территории области граждане, не обеспеченные жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте (не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; проживающие в жилом помещении, признанном в установленном порядке не пригодным для проживания, за исключением жилого помещения, которое стало не пригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств), среднедушевой доход которых по не зависящим от них причинам ниже установленной вели-

чины прожиточного минимума в целом по области в расчёте на душу населения, в том числе:

1) ветераны Великой Отечественной войны;

2) инвалиды Великой Отечественной войны;

3) инвалиды боевых действий;

4) нетрудоспособные члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, состоявшие на их иждивении и получающие пенсию по случаю потери кормильца (имеющие право на её получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации;

5) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющие закреплённого жилого помещения;

6) инвалиды I, II групп;

7) семьи, имеющие детей-инвалидов;

8) иные граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

В Саратовской области [13] право на получение жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда Саратовской области для социальной защиты отдельных категорий граждан имеют граждане, состоящие на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам безвозмездного пользования из специализированного жилищного фонда, в том числе:

1) лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

2) граждане пенсионного возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению;

3) граждане, находящиеся в домах системы социального обслуживания и своим поведением создающие ненормальные условия

150

Особенности правового регулирования предоставления жилых помещений...

для других граждан, проживающих в этих домах;

4) граждане, временно лишенные возможности пользования жилыми помещениями в связи с конфликтами и жестоким обращением в семье;

5) граждане без определённого места жительства.

В Курганской области [14] жилые помещения предоставляются гражданам Российской Федерации, среднедушевой доход семьи которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Курганской области, временно лишенным возможности пользования жилыми помещениями в связи с конфликтом и жестоким обращением в семье, при отсутствии иного жилого помещения, пригодного для проживания.

В Костромской области [15] жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, предоставляются состоящим на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту постоянного жительства, сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждающихся в создании условий для самореализации основных жизненных потребностей:

1) одиноким инвалидам и участникам Великой Отечественной войны;

2) одиноким вдовам погибших военнослужащих в период Великой Отечественной войны.

3) одиноким лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

В Ставропольском крае [16] жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования на период предоставления специальной социальной защиты предоставляются:

1) гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, на период до обеспечения их жилыми помещениями

в порядке, установленном законодательством Ставропольского края;

2) гражданам, пострадавшим от насилия в семье, которые не могут совместно проживать со своими родственниками и нуждаются в специальной социальной защите;

3) инвалидам с нарушением опорнодвигательного аппарата и инвалидам с отклонениями в умственном развитии, сохранившим полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и не нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе в соответствии с программой реабилитации инвалидов;

4) лицам без определённого места жительства, ранее имевшим постоянное место жительства в Ставропольском крае и состоящим на учёте в уполномоченном органе в области социальной защиты населения.

В Краснодарском крае [17] жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан при соблюдении определённых условий могут быть предоставлены в том числе «обманутым дольщикам».

Приведённый перечень категорий граждан свидетельствует о том, что в большинстве случаев законодатель не разграничивает категории граждан, в принципе нуждающихся в социальной защите и нуждающихся в специальной социальной защите, формой которой является предоставление жилого помещения во временное, срочное, безвозмездное пользование. В частности, лица пожилого возраста и инвалиды, скорее всего, нуждаются в постоянной помощи социальных служб в учреждениях социальной защиты населения (особенно те, которые полностью или частично утратили способность к самообслуживанию), несовершеннолетние дети вообще самостоятельно не смогут пользоваться жилым помещением. Отдельный вопрос вызывает такая категория, как граждане, находящиеся в домах системы социального обслуживания и своим поведением создающие ненормальные условия для других граждан, проживающих в этих домах. Переселение этих граждан в другой вид специализированных жилых помещений - это санкция за плохое поведение, которая предшествует их выселению на улицу, по окончании срока действия договора, либо их переселяют для перевоспитания? Можно предположить, что

151

С. Э. Маслей

жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан должны предоставляться в случае конфликтной ситуации в семье - до урегулирования конфликта, а также в тех случаях, когда гражданин либо утратил единственное жилое помещение либо вообще не имеет жилого помещения - до заключения договора найма специализированного жилого помещения в домах системы социального обслуживания населения или заключения договора найма в жилищном фонде социального использования, если иной вариант решения жилищной проблемы невозможен (гражданин является малоимущим, не имеет родственников и т. п.).

Процедура предоставления жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан практически не отличается от процедуры предоставления жилых помещений по договору социального найма, что вряд ли является оправданным. Как представляется, предоставление жилья лицам, нуждающимся в специальной социальной защите, требует максимально быстрого предоставления жилого помещения. Однако процедура следующая.

Подача документов, для сбора которых требуется немалое количество времени. Например, в Иркутской области [12] необходимы документы:

1) документ, удостоверяющий личность гражданина;

2) документ, удостоверяющий личность и полномочия представителя гражданина, - в случае обращения с заявлением представителя гражданина;

3) документ, подтверждающий принадлежность гражданина к соответствующей категории граждан;

4) документы, подтверждающие доход гражданина и членов его семьи за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу обращения в уполномоченный орган по месту жительства гражданина, для исчисления среднедушевого дохода;

5) справка органа, осуществляющего техническую инвентаризацию, о наличии либо отсутствии в собственности гражданина и членов его семьи жилых помещений;

6) справка органа, осуществляющего го -сударственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии

либо отсутствии в собственности гражданина и членов его семьи жилых помещений.

Принятие уполномоченным органом решения о постановке на учёт или об отказе в постановке на учёт. На принятие данного решения отводится от 3 до 20 дней. Затем следует собственно принятие гражданина на учёт и включение его в очередь. Жилое помещение предоставляется в порядке очередности, исходя из даты подачи заявления (постановки на учёт). Как скоро будет предоставлено жилое помещение - неизвестно. В нормативных актах какие-либо сроки отсутствуют, но содержатся нормы, предусматривающие перерегистрацию граждан, состоящих на очереди, например, не реже одного раза в шесть месяцев с момента принятия на учёт [14] или ежегодно [18; 19], это позволяет сделать вывод о том, что жилое помещение может быть предоставлено по истечении достаточно длительного срока.

При наличии свободного жилого помещения уполномоченным органом принимается решение о предоставлении жилого помещения, и на основании этого решения с гражданином заключается договор безвозмездного пользования, которым и определяются условия пользования жилым помещением.

Условия договора - это отдельная тема для исследования. Представляется интересным рассмотрение одного из условий данного договора - его безвозмездности. Одной из характерных черт жилищных отношений, которая придает им особенность и отличает от имущественных отношений, включаемых в предмет гражданского права, является их преимущественная безвозмездность. Даже в условиях рыночных отношений, когда жилое помещение часто выступает лишь как товар и на первый план выдвигается его экономическая функция, отсутствие встречного предоставления является наиболее типичной для жилищной сферы конструкцией. При этом внесение иных платежей (коммунальных услуг и пр.) не даёт оснований для признания возмездности отношений по проживанию в жилом помещении [20]. Такая же позиция, в основном, нашла отражение в нормативных актах, регулирующих отношения по безвозмездному пользованию жилым помещением для социальной защиты отдельных категорий граждан. Закон Иркутской области [12] уста-

152

Особенности правового регулирования предоставления жилых помещений...

навливает, что гражданин, которому предоставлено жилое помещение для социальной защиты, освобождается от расходов на осуществление капитального ремонта жилого помещения и платы за пользование им, но несёт расходы на осуществление текущего ремонта жилого помещения и оплачивает коммунальные услуги в соответствии с законодательством. В Курганской области гражданин, заключивший договор безвозмездного пользования жилым помещением, не освобождается от обязанности вносить плату за содержание и ремонт жилого помещения, коммунальные услуги [14]. В Нижегородской области [18] размер платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется в размере платы за содержание и ремонт жилого помещения, установленной на территории соответствующего муниципального образования для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда. Оплата коммунальных услуг, потребляемых пользователем жилого помещения, производится по установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам и тарифам. В Томской области ссудополучатель обязан ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, вносить организациям, осуществляющим соответствующие виды деятельности, плату за коммунальные услуги, плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Более того, ссудополучатель обязан осуществлять по согласованию с ссудодателем за свой счёт капитальный ремонт квартиры [21]. Практически единственный нормативный акт, который предусматривает, что ссудодатель обязуется нести все расходы по содержанию жилого помещения, в том числе за свой счёт оплачивать коммунальные услуги, - это Приказ Министерства труда и социального развития Омской области от 2 апреля 2007 г. № 18 «Об утверждении форм документов, предусмотренных постановлением Правительства Омской области от 29 ноября 2006 года № 154-п “Об утверждении Положения о порядке и условиях пре-

доставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Омской области для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования”» [22].

Учитывая назначение жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, полагаем, что договор безвозмездного пользования такими помещениями не должен строиться по модели договора безвозмездного пользования, предусмотренного Гражданским кодексом РФ (гл. 36) [23], не принимая во внимание даже то обстоятельство, что плату за содержание, ремонт и коммунальные услуги ссудополучатель вносит не ссудодателю, а лицам, выполняющим соответствующие работы и оказывающим соответствующие услуги. Ссудодатель должен быть освобождён от внесения любых платежей.

Подводя итог, представляем возможным сделать следующие выводы.

Во-первых, законодательно следует закрепить понятие специальной социальной защиты применительно к положениям ЖК РФ.

Во-вторых, в ЖК РФ необходимо предусмотреть перечень обстоятельств, при наличии которых гражданин может быть признан нуждающимся в специальной социальной защите. Это позволит более избирательно (на уровне законодательных актов субъектов РФ) подходить к определению категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях для социальной защиты отдельных категорий граждан. Действующее региональное законодательство содержит обширнейшие перечни граждан, которые нуждаются в жилых помещениях для социальной защиты отдельных категорий граждан, но при этом не учитывается, то обстоятельство, что такая социальная помощь должна оказываться максимально быстро. Отсюда и крайне длительная процедура принятия на учёт, и очередность, и длительные сроки стояния в очереди. При этом непонятно, где должен проживать гражданин, который пострадал от насилия в семье и не может проживать со своими родственниками.

В-третьих, договор безвозмездного пользования жилым помещением должен быть «абсолютно» безвозмездным. Предоставление жилого помещения является специальной формой социальной защиты: гаран-

153

С. Э. Маслей

тированной помощи тем гражданам, которые

оказались в трудной ситуации.

1. Формакидов Д. А. Правовое регулирование договора безвозмездного пользования жилым помещением // Вестник Пермского университета. - 2012. - № 4. - С. 139.

2. Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (с изм. и доп. от 21 июля 2014 г.) // СЗ РФ. - 2005. - № 1 (ч. 1). - Ст. 14.

3. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 28 июня 2014 г.) // СЗ РФ. -1995. - № 48. - Ст. 4563.

4. Например: О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности : Федеральный закон от 20 июня 1996 г. № 81-ФЗ // СЗ РФ. - 1996. - № 26. - Ст. 3033 ; О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча : Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ // СЗ РФ. - 1998. - № 48. - Ст. 5850 ; О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием : Федеральный закон от 7 ноября 2000 г. № 136-ФЗ // СЗ РФ. - 2000. -№ 46. - Ст. 4538 ; Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан : Закон Омской области от 4 июля 2008 г. № 1061-ОЗ // Омский вестник. - 2008. - 8 июля.

5. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ (ред. от 21 июля 2014 г.) // СЗ РФ. -1995. - № 50. - Ст. 4872. Закон утрачивает силу с 1 января 2015 года в связи с принятием следующего: Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации : Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ // СЗРФ. - 2013. - № 52 (ч. I). -Ст. 7007.

6. По делу о проверке конституционности абз. 1 п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации «О распространении действия Закона РСФСР “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” на граждан из подразделений особого риска» в связи с жалобой гражданина В. Ф. Лякина : Постановление Конституционного Суда РФ от 1 июля 2014 г. № 20-П // СЗ РФ. - 2014. - № 28. - Ст. 4138.

7. См., например: Лобачева Е. Н. Экономическая теория. - URL: http://www.be5.biz/

ekonomika/e013/index.htm ; Теория социальной работы / под общ. ред. И. Г. Кузиной. -URL: http://txtb.ru/114/index.html ; Социальная

защита: сущность и значение. - URL: http:// b-bratstvo.ru/brat/mvd/mvd_files/mvd-04.html.

8. Нечуйкина Е. В. Социальная защита: понятие, категории, терминология // Научная библиотека КиберЛенинка. - URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/sotsialnaya-zaschita-ponyatie-kategorii-terminologiya#ixzz3EJClpelT.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Омской области для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования (вместе с «Перечнем категорий граждан, нуждающихся в специальной социальной защите») : Постановление Правительства Омской области от 29 ноября

2006 г. № 154-п (ред. от 3 апреля 2009 г.) // Сборник правовых актов органов исполнительной власти Омской области. - 2006. -№ 6 (18). - Ст. 38.

10. О предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Чеченской Республики : Закон Чеченской Республики от 10 мая 2011 г. № 10-РЗ. - Ст. 9 // Вести Республики. - 2011. -20 мая.

11. О жилищном фонде Тамбовской области : Закон Тамбовской области от 3 декабря 2010 г. № 710-З (ред. от 25 декабря 2012 г.). -Ст. 23 // Тамбовская жизнь (специальный выпуск). - 2010. - 10 дек.

12. О порядке и условиях предоставления в Иркутской области жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан : Закон Иркутской области от 10 декабря

2007 г. № 117-ОЗ (ред. от 12 октября 2012 г.) // Ведомости ЗС Иркутской области. - 2007. -№ 36, т. 1.

13. Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда Саратовской области для социальной защиты отдельных категорий граждан : Постановление Правительства Саратовской области от 5 апреля 2010 г. № 115-П (ред. от 27 июля 2010 г.) // Собрание законодательства Саратовской области. - 2010. -№ 11.

14. Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Курганской области для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования : Постановление Администрации (Правительства) Курганской области от 22 мая 2007 г. № 239 // Новый мир - Документы. - 2007. - 5 июня. - Вып. 37.

15. О специализированном жилищном фонде Ко -стромской области : Закон Костромской области от 5 октября 2007 г. № 196-4-ЗКО (ред.

154

Особенности правового регулирования предоставления жилых помещений...

от 28 декабря 2012 г.). - Ст. 10 // Деловое обозрение. - 2007. - 25 окт.

16. О специализированном жилищном фонде Ставропольского края : Закон Ставропольского края от 5 июля 2007 г. № 28-КЗ (ред. от 26 июля 2011 г.). - Ст. 8 // Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края. - 2007. - № 26. - Ст. 6578.

17. О специализированном жилищном фонде в Краснодарском крае : Закон Краснодарского края от 4 апреля 2008 г. № 1450-КЗ (ред. от 1 марта 2013 г.). - Статья 9 // Информационный бюллетень ЗС Краснодарского края. - 2008. -№ 5. (Часть II).

18. Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Нижегородской области для социальной защиты отдельных категорий граждан : Постановление Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2009 г. № 910 (ред. от 19 ноября 2012 г.) // Правовая среда. - 2009. - 24 дек.

19. О порядке предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения специализированного жилищного фонда Ставропольского края и порядке пре-

доставления жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан специализированного жилищного фонда Ставропольского края : Постановление Правительства Ставропольского края от 20 августа 2008 г. № 129-П (ред. от 18 августа 2010 г.) // Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края. - 2008. -№ 33. - Ст. 7759.

20. Суслова С. И. Договор безвозмездного пользования жилым помещением // Российская юстиция. - 2014. - № 5. - С. 10-13.

21. Примерная форма договора безвозмездного пользования жилым помещением для социальной защиты отдельных категорий граждан, утв. Постановлением Администрации Томской области от 7 ноября 2008 г. № 234а (ред. от 11 января 2013 г.) // Собрание законодательства Томской области. - 2008. -№ 11 (40).

22. Сборник правовых актов органов исполнительной власти Омской области. - 2007. -№ 2 (21). - Ст. 83.

23. Федеральный закон от 26 января 1996 г. (с изм. и доп. на 21 июля 2014 г.) // СЗ РФ. -1996. - № 5. - Ст. 410.

155

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.