Научная статья на тему 'Особенности правового регулирования параллельного импорта лекарственных средств в России'

Особенности правового регулирования параллельного импорта лекарственных средств в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
630
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИКА / ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ИМПОРТ / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нургалеев М.С., Петров Е.Н.

Статья анализирует положительные и отрицательные стороны окончательной легализации схем и механизмов параллельного импорта фармацевтической продукции в Российскую Федерацию, когда ввоз в страну оригинальных лекарственных препаратов, с нанесенным на них товарным знаком осуществляется без получения согласия правообладателя соответствующего знака. Т.е. такие поставки осуществляется «параллельно» и независимо от импорта данного товара правообладателем. С одной стороны, если соответствующие импортируемые оригинальные препараты произведены легально, но поставляются в страну независимо от правообладателя товарного наименования, это положительно сказывается как на внутрироссийском фармацевтическом рынке, где происходит товарно насыщение и стимулируется конкуренция, так и на интересах правообладателей товарного наименования импортируемых лекарственных средств, за счет увеличения сбыта. Вместе с тем, работающие схемы параллельного импорта могут быть с успехом использованы для поставки на лекарственный рынок страны фальсифицированных препаратов, бракованных или низкокачественных партий оригинальных лекарственных средств. При этом в ряде случаем речь может идти о поставках жизненно важных для некоторых категорий населения препаратов. Грамотное законодательное регулирование параллельного импорта фармацевтической продукции должно стать необходимых условием обеспечения баланса интересов потребителей, правообладателей и поставщиков импортных лекарственных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности правового регулирования параллельного импорта лекарственных средств в России»

Особенности правового регулирования параллельного импорта лекарственных средств в России

Нургалеев Марат Сабирович;

соискатель, кафедра патентного права и правовой охраны средств индивидуализации, Российская государственная академия интеллектуальной собственности, nurg4@mail.ru

Петров Евгений Николаевич;

кандидат технически наук, доцент, кафедра патентного права и правовой охраны средств индивидуализации, Российская государственная академия интеллектуальной собственности, petrov-en@mail.ru

Статья анализирует положительные и отрицательные стороны окончательной легализации схем и механизмов параллельного импорта фармацевтической продукции в Российскую Федерацию, когда ввоз в страну оригинальных лекарственных препаратов, с нанесенным на них товарным знаком осуществляется без получения согласия правообладателя соответствующего знака. Т.е. такие поставки осуществляется «параллельно» и независимо от импорта данного товара правообладателем. С одной стороны, если соответствующие импортируемые оригинальные препараты произведены легально, но поставляются в страну независимо от правообладателя товарного наименования, это положительно сказывается как на внутрироссийском фармацевтическом рынке, где происходит товарно насыщение и стимулируется конкуренция, так и на интересах правообладателей товарного наименования импортируемых лекарственных средств, за счет увеличения сбыта.

Вместе с тем, работающие схемы параллельного импорта могут быть с успехом использованы для поставки на лекарственный рынок страны фальсифицированных препаратов, бракованных или низкокачественных партий оригинальных лекарственных средств.

При этом в ряде случаем речь может идти о поставках жизненно важных для некоторых категорий населения препаратов. Грамотное законодательное регулирование параллельного импорта фармацевтической продукции должно стать необходимых условием обеспечения баланса интересов потребителей, правообладателей и поставщиков импортных лекарственных средств.

Ключевые слова: фармацевтика, параллельный импорт, лекарственные препараты, законодательное регулирование.

Опыт стран Евросоюза, наработанный в сфере создания условий, стимулирующих конкурентоспособность и эффективность национальных инновационных разработок в области фармацевтики довольно давно применяется и на уровне отдельных государственных предприятий и коммерческих компаний в Российской Федерации. Использование данного опыта в России в целях развития перспективных разработок инновационных лекарственных средств позволяет д положительных результатов.

Безусловно, в современных условиях промыш-ленно развитых стран, и в первую очередь это относится к государствам Евросоюза, фармацевтическая сфера является одной из самых технологически продвинутых и конкурентоспособных отраслей экономики. Многие известные транснациональные фармацевтические компании базируются в Евросоюзе, размещая здесь не только свои головные офисы, но и производственные площадки. Из наиболее развитых в этом отношении государств можно выделить: Англию, Германию, Италию и Францию, а также не состоящую в ЕС Швейцарию, являющуюся крупнейшим производителем фармацевтической продукции Европы с торговым балансом +31,6 млрд. Евро. Добавленная стоимость на одного работника и интенсивность инновационных разработок фармацевтической отрасли остается наибольшей среди всех отраслей экономики ЕС [Шаров, 2012].

За последние 15 лет объемы фармацевтического производства в Европе увеличились почти в двое. В 2015 году Евросоюз экспортировал фармацевтической продукции за свои пределы на общую сумму 361,5 млрд. евро, при том, что инвестиции в инновационные разработки превышали 30 млрд. Евро. [Мамедьяров, 2017]. В ЕС, на сегодняшний день действуют больше десятка разнообразных мер, регулирующих фармацевтическую отрасль. [Маков, 2011] Значимость развития высоких технологий в фармацевтической промышленности стран Евросоюза, характеризуется динамикой статистических показателей: в частности с 1990 по 2005 г. макрорасходы на разработку и внедрение новых технологий в фармацевтике Европы увеличились в 2,8 раза [Коростышевская, 2009].

Учитывая перечисленные обстоятельства становится очевидным, что Российская Федерация, в случае отказа от использования положительный

5

гп

о

а Н

А У

т; А

X

<¡2

о

о сч

0

01

опыт ведущих стран в фармацевтической области еще достаточно долго будет вынуждена импортировать инновационные перспективные лекарственные препараты для обеспечения своих потребностей, в связи с чем, наряду с официальными государственными контрактными поставками таких средств, будет реализовываться и их параллельный импорт на территорию Российской Федерации.

Как известно, в соответствии со ст. 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации, правообладателем товарного знака является лицо, обладающее исключительными правами на соответствующий товарный знак, при этом исключительные права на товарный знак возникают только после его регистрации и занесении в реестр. В России регистрацию товарных знаков производит Федеральный орган исполнительной власти - Роспатент, выдающий свидетельство государственного образца. [Нургалеев, 2017].

Иностранные правообладатели товарных знаков должны были бы осуществлять импорт своей фармацевтической продукции через своих официальных представителей (дилеров, посредников) в соответствии с условиями дистрибьюторских договоров и соглашений с российской стороной, однако столь идеалистическая картина представляется только в теоретическом восприятии. В практической же деятельности нередко наблюдается иная, далекая от представленной, ситуация с импортом лекарственных средств, обусловленная незаконным, нелегитимным появлением фармацевтической продукции развитых зарубежных стран защищенной товарными знаками на российском рынке, осуществляемое без согласия правообладателя либо его официального представителя.

Учитывая важность и значимость этой проблемы, связанной с большим объемом незаконного импорта и распространения фармацевтического товара на рынке РФ, данной проблеме уделяется большое внимание, а само явление получило наименование - параллельный импорт [Шалова, 2016].

Параллельный импорт представляет собой ввоз в страну оригинальных товаров, имеющих маркировку товарным знаком с разрешения правообладателя, лицами, которые не имеют официального согласия правообладателя на такой импорт, осуществляемый с использованием параллельных, альтернативных каналов поставок, а не через контракты и договора с аккредитованными дистрибьюторами. При этом правообладатель, как правило, даже не в курсе осуществления таких поставок.

В многочисленных международных соглашениях зафиксированы два основных принципа ограничения (исчерпания) исключительных прав правообладателей: международный и национальный.

Международный принцип исчерпания прав, активно используемый в Китае и в других странах Юго-Восточной и Центральной Азии, заключается в том, что правообладатель, после реализации продукции на территории любого государства,

утрачивает право диктовать новым владельцам, что делать с данной продукцией после ее приобретения, в связи с чем новый собственник такой продукции может перевозить принадлежащий уже ему товар через границу, внедрять его в гражданский и хозяйственный оборот других стран, совершать любые приемлемые в его понимании действия по дальнейшему распространению товара.

В России с 2002 года действует национальный (территориальный) принцип, согласно которому исключительные права на товарный знак могут быть признаны исчерпанными лишь тогда, когда товар введен в оборот на территории этого государства. В данном случае, когда в стране признано исчерпание права по национальному принципу, импорт в страну товаров, которые уже не однократно экспортировались за рубеж, может быть разрешен только при наличии согласия владельца товарного знака.

Как показала практика, реализация указанного подхода привела к тому, что ряд отечественных компаний, а также предпринимателей, при совершении импортно-экспортных операций с фармацевтической продукцией фактически оказались за рамками закона, регулирующего соответствующие отношения, поскольку дистрибьюторы импортируемых товаров обязаны в формате договорных соглашений (об уступке права либо о выдаче лицензии) согласовать с правообладателями не только ввоз продукции в страну, но и ее хранение, а также введение в оборот.

Региональный подход к исчерпанию прав определяет, что введение продукции в оборот в одном регионе (например - любая страна Евросоюза) ведет к исчерпанию прав в отношении дальнейшей продажи этого товара в любую из союзных стран. Соответственно положительным моментом для импорта оригинальной продукции, ввозимой в ЕС, является снятие ограничительных таможенных мер, которые применяются для защиты продукции маркированной зарегистрированными товарными знаками.

Проблема параллельного импорта возникла в Российской Федерации еще в 2011 году, когда Федеральная антимонопольная служба Рф предложила отменить национальный принцип исчерпания исключительного права на товарный знак, что позволило бы реализовать схему параллельного импорта продукции маркированной зарегистрированными Товарными знаками Россию.

Вместе с тем, до сих пор соответствующие изменения в Российское законодательство, регламентирующие параллельный импорт не внесены, а дискуссии на данную тему продолжаются, вовлекая все новых участников, за частую придерживающихся диаметрально противоположных точек зрения.

Как отмечает руководитель российской антимонопольной службы Игорь Артемьев, «...за последние девять лет ведомству удалось убедить Правительство и Президента в необходимости введения параллельного импорта в отношении отдельных категорий продукции, в частности - лекарственных

препаратов» [Артемьев, 2019], что продолжает свидетельствовать о значимости проблемы в области поставок лекарственных препаратов и другой фармацевтической продукции на внутрирос-сийский рынок.

Российское правительство в настоящий момент в большей степени склоняется к позиции легализовать параллельный импорт, что позволит не только ввести данные поставки в правовое поле, но и снизить количество и воздействие кризисных тенденций на российскую экономику, находящуюся в настоящее время в условиях жесткого внешнего санкционного давления со стороны ряда стран -производителей фармацевтической и другой продукции, за счет снижения стоимости поставляемых в Россию зарубежных товаров, что позволило бы в свою очередь реализовать возможность производить закупки данных товаров в тех странах, где их себестоимость была бы более низкой по сравнению со странами - непосредственными производителями, и далее уже импортировать такой товар в Россию, не испрашивая согласия правообладателя или производителя.

В частности, в апреле 2018 года губернатор Калининградской области Антон Алиханов отметил, что намерен выступить с предложением к правительству РФ разрешить в качестве эксперимента введение параллельного импорта лекарственных средств в регионе [Артемьев, 2019].

Безусловно, как и любое другое новшество -параллельный импорт лекарств имеет не только свои достоинства, но и обладает рядом существенных недостатков.

Сторонники параллельного импорта считают, что реализация данной схемы во-первых, позволит осуществлять регулярные поставки необходимых фармацевтических товаров, лекарственных препаратов, а во-вторых, такая схема позволит уменьшить стоимость этой продукции благодаря свободе их перемещения и росту конкуренции.

Россия значительно зависит от импорта (доля зарубежных лекарств на нашем рынке по состоянию на 2015 год в денежном эквиваленте превышает 70%), при этом основные поставщики лекарственных препаратов - это Германия (21,4% в импорте) и Франция (9,9%). В целом же из общего объема ввозимых в нашу страну лекарств 78,6% приходится на долю Евросоюза. Учитывая данные показатели не сложно спрогнозировать развитие ситуации, когда параллельный импорт в фармацевтической сфере будет легализован или если зарубежные компании начнут оказывать давление на фирмы-поставщики таких товаров в Россию.

В свою очередь попытки реализовать параллельный импорт в качестве официального механизма оправданы по крайней мере в текущей кризисной ситуации или, например, при резком росте цен на фармацевтическую продукцию, который может быть вызван девальвацией рубля [Захар-ченко (Хвыля-Олинтер), 2015, Нургалеев, 2017].

Принципиальными недостатками легализации механизма параллельного импорта на практике является следующее моменты:

1. Возникает опасность увеличения количества продукции с низким качеством или даже откровенного контрафакта.

По данным экспертов сегодня до 12% лекарственных средств в России - это подделки. В частности данные, по антибиотикам и болеутоляющим свидетельствуют, что доля фальшивок здесь доходит до 40%.

Росздравнадзор отметил, что за год на территории России конфисковывается около 2 млн. поддельных упаковок лекарственных препаратов.

Модель параллельного импорта, которую предлагают руководители некоторых властных структур -не являющиеся специалистами в этой области, может привести к существенному ослаблению таможенного контроля и соответственно - к резкому росту доли контрафактной продукции в общем объеме фармацевтического импорта. При этом с этим качество лекарственных препаратов может снизиться, так как довольно сложно контролировать деятельность всех компаний, занимающихся импортом, которые к тому же при этом не являются официальными представителями производителя.

Следует отметить, что с официальными дистрибьюторами ситуация наблюдалась другая: до легализации товара на рынке официальные дистрибьюторы боялись потерять свою репутацию, как поставщиков качественного товара и соответственно контролировали качество и условия хранения фармацевтических средств.

2. Не факт, что легитимизация схем параллельного импорта приведет к снижению конечных потребительских цен на лекарственные препараты, поскольку такие цены устанавливают сети аптек, которые, в свою очередь, будут ориентироваться на свои интересы.

Как показывает практика, в результате прокурорских регулярно выявляются факты завышения стоимости лекарственных препаратов в розничных сетях. При этом статистические данные социологического опроса показывают, что каждый второй из трех граждан России приобретают лекарственные средства очень часто, а один из десяти нуждается в них постоянно. Примерно 1/3 жителей РФ не удовлетворены ситуацией, сложившейся вокруг медицинского обслуживания населения и обеспечения фармацевтическими препаратами, и особенно это касается завышенных цен, которые наблюдаются в 2019 году на жизненно важные лекарственные средства.

Как показывают данные опросов, 46% российских граждан хотя бы раз сталкивалось с невозможностью приобрести необходимое лекарство из-за его высокой цены. Таким образом, очевидно, что снижение цен на лекарственные препараты не является единственной целью легализации па- р раллельного импорта, т.к. на данном этапе, учиты- Д вая все вышеизложенное это маловероятно. Учи- Ч тывая всю важность проблемы параллельного им- С порта, Правительство РФ прорабатывает возмож- А ность назначения максимально возможной цены Н на отдельные, избранные жизненно необходимые у лекарства. А

Н Ю[

о

0 сч

0

01

С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в статью 61 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств», согласно которому российское Правительство имеет право координировать и индексировать предельные отпускные цены на отдельные важнейшие группы лекарственных препаратов, опираясь на социальные и экономические нюансы.

Вместе с тем предлагаемые меры пока не обеспечивают желаемого результата - данные отечественного Министерства здравоохранения и вовсе свидетельствуют об обратном: за первый квартал 2015 года лекарства из коммерческого сегмента выросли в цене на 16,9%. При этом лекарства нижнего ценового сегмента подорожали на 28%, из среднего - на 18,4%, а стоимость дорогих лекарств выросли на 12,6%. В некоторых регионах стоимость отдельных медикаментов выросла в 2-3 раза - по усредненным данным - [lek-info.ru, 2015].

3. В случае легализации параллельного импорта фармацевтики, закономерно снизится и процент продаж отечественных аналогов, т.к. существенно расширится выбор производителей. (В выборе потребителя играет большое значение известность лекарственных средств, реализуемых по широко распространенными брендами и рекламируемыми торговыми марками).

4. Производства, расположенные внутри страны, в т.ч., те, что организованы с участием иностранных организаций, после узаконивания параллельного экспорта, с большой долей вероятности могут оказаться окажутся в зоне риска. Согласно опросам, около 40% юридических лиц, инвестировавших в фармацевтические производства, функционирующие внутри России, сообщили о рассмотрении возможности перевода таких компаний и производств на территорию иностранных государств, что в свою очередь, может привести к сокращению рабочих мест в отечественной экономике и соответственно, к росту безработицы [Захарченко (Хвыля-Олинтер), 2015, Нургалеев, 2017].

Стоит отметить, что решение о легализации параллельного импорта вступает в противоречие с планом импортозамещения лекарственных препаратов. Должностные лица уполномоченных ведомств предлагают различные варианты решения проблемы в сфере обеспечения граждан РФ лекарственными препаратами только на какой-то ограниченный временной период, что в перспективе усугубит проблему, которою необходимо решать глобальным путем - поддержкой отечественных производителей, уменьшением зависимости экономики РФ от импорта лекарственных средств из за рубежа.

Часто параллельный импорт не совсем корректно ассоциируют с такими понятиями как «серый импорт» или «контрафакт», что формирует у потребителей представления о импорте продукции незаконным путем. Контрафактом сегодня называют не только явный фальсификат или подделку,

- это может быть и оригинальная продукция, ввезенная в страну, будучи недостоверно задекларированной.

Импорт в Россию товара, в т.ч. лекарств, в режиме параллельного импорта при условии отсутствия признаков незаконного воспроизведения товарных знаков или иного нарушения, не должен приводить к административной или уголовной ответственности, как в случае с фальсификатом и контрафактом. Однако из-за специфических требований в отношении государственной регистрации лекарств, а также специфических требований к их упаковке и маркировке, параллельный импорт медикаментов в Россию может смешиваться с рядом составов административных правонарушений [Борзова, 2016].

По данным Барановой О. от 25 сентября 2017 года «в рамках межведомственного взаимодействия в период с 7 по 17 сентября 2017 года Территориальным органом Росздравнадзора по городу Москве и Московской области совместно с ОЭБ и ПК по Московской области проведены мероприятия по борьбе с незаконным оборотом контрафактных, фальсифицированных и незарегистрированных лекарств в сети Интернет. Оперативная фиксация сделки по купле-продаже лекарств впервые позволила применить статью 6.33.КоАП РФ «Обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок» в отношении физических лиц, тогда, как до этого момента правоприменительная практика затрагивала исключительно юридические лица. В результате мероприятий оформлено и направлено на рассмотрение в суд три административных протокола. Кроме того, правоохранителями возбуждено два уголовных дела по ст.180 ч.3 УК РФ «Незаконное использование средств индивидуализации товаров» и пять уголовных дел по статье 238.1. УК РФ «Обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств.».

Анализ, проведенный Росздравнадзором совместно с Управлением экономической безопасности и противодействия коррупции по Московской области анализ показал, что по состоянию на 2017 год на территории Москвы и Московской области в противоправной деятельности, связанной с реализацией контрафактных и фальсифицированных лекарств принимали участие свыше 10оо web-сайтов и групп в соцсетях. По предварительным оценкам ОЭБ и ПК по Мособласти, оборот такой нелегальной торговли на сентябрь 2017 года составил от 350 до 600 млн руб.» [Баранова, 2017].

Эксперты опасаются возникновения ситуации, когда параллельный импорт не даст возможности производителю, либо его официальному представителю контролировать и нести ответственность за товары, приобретаемые отечественными медицинскими организациями у параллельных импортеров. При этом будет довольно проблематично

гарантировать их соответствие определенным характеристикам медицинских изделий, зарегистрированных в России согласно требованиям национального законодательства.

Представители российских фармацевтических компаний направили премьер-министру российского правительства письмо с просьбой не легализовать параллельный импорт лекарств. Авторы обращения отмечают, что не существует экономических расчетов, которые обосновывали бы положительный эффект от легализации параллельного импорта, в то время как опасность попадания на рынок низкокачественных препаратов и снижение инвестиционной привлекательности фармацевтической сферы довольно велики.

Федеральной антимонопольной службой (ФАС) разработаны поправки в Гражданский кодекс РФ, легализирующих импорт ряда товаров без прямого разрешения владельцев брендов, о чем сообщила 24.10.2018 года газета «Ведомости», которая ознакомилась с данным документом, его подлинность подтвердил один из федеральных чиновников. Поправки позволяют правительству с 2021 года на срок до пяти лет открывать границу для параллельного импорта отдельных товаров. В частности, проект поправок ФАС предлагает разрешить параллельный импорт в четырех случаях: «если товары недоступны или их не хватает в России, цены завышены или если они качественно отличаются от аналогов, продаваемых в других странах». В пояснительной записке к законопроекту отмечено, что пока развитие производства и технологий в стране не позволяет удовлетворить большинство потребностей граждан за счет внутренних ресурсов. По мнению ведомства, легализация параллельного импорта может увеличить конкуренцию, что приведет к снижению цен [tass.ru 24.10.2018].

В настоящее время брендированный товар в Россию может ввезти либо сам обладатель бренда, либо уполномоченный им поставщик, импорт брендированного товара без разрешения правообладателя товарного знака (параллельный импорт) признается нарушением исключительных прав на товарный знак [tass.ru 24.10.2018].

Подготовить до 10 октября 2019 года предложения о легализации параллельного импорта еще в августе 2018 года дал поручение ФАС премьер-министр Дмитрий Медведев. По информации Минэкономразвития законопроект поступил в министерство. "Легализация параллельного импорта в России должна в первую очередь коснуться медицинских товаров, которые имеют важное значение для жизни и здоровья граждан" [Артемьев, 2019].

В случае, если пилотная схема параллельного импорта лекарственных средств, будет успешно реализована, можно ожидать и аналогичных решений в отношении таких групп товаров, как, парфюмерия, косметика, бытовая электроника и спортивные товары.

На встрече с представителями мирового фармацевтического бизнеса, состоявшейся в мае 2018

года в рамках Петербургского международного экономического форума член Коллегии по техническому регулированию Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Валерий Корешков сообщил, что один из пунктов изменений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года наделяет ЕЭК правом вводить международный принцип исчерпания прав на товарные знаки, иными словами осуществлять «параллельный импорт» продукции. При этом он особо отметил, что вопрос о незамедлительном введении «параллельного импорта» лекарственных препаратов в рамках Союза в настоящее время не стоит [Корешков, 2018].

Проведенное исследование показывает, что рынок лекарств в России является особым сектором единого рынка, имеющим свои особенности правого регулирования. Данное регулирование рынка лекарственных средств в Российской Федерации подвергается сильному воздействию и ограничению национального законодательства. Вместе с тем вопрос о дальнейшем совершенствовании законодательства по вопросу параллельного импорта лекарственных средств в России становится в настоящее время все более актуальным. Таким образом, по мнению авторов, параллельный импорт лекарств в России на конец 2019 года уже не является мифом, но еще не стал реальностью.

Литература

1. Артемьев И. «Почти все страны ЕАЭС согласны на параллельный импорт лекарств и МИ»//Коммерсантъ [Электронный ресурс]. URL: http://vademec.ru/news/2018/09/25/artemev-vse-strany-eaes-krome-belorussii-soglasny-na-parallelnyy-import-/

2. Захарченко (Хвыля-Олинтер) Н. Эксперт Центра научной политической мысли и идеологии, кандидат социологических наук. «Параллельный импорт лекарств: за или против?» 29.06.2015. [Электронный ресурс]. URL: http://rusrand.ru/analytics/parallelnyj-import-lekarstv-za-ili-protiv

3. Корешков В. «Вопрос о незамедлительном введении параллельного импорта ЛП в рамках ЕАЭС не стоит»// Материалы Петербургского международного экономического форума, 24 мая 2018 года.

4. Коростышевская Е. «Инновационные процессы в СКС и тенденции их развития/Социально-культурная сфера: сущность, структура, тенденции развития». Коллективная монография; под ред. Ф. Ф. Рыбакова, В. Ю. Пашкуса. СПб.: ОЦЭиМ, 2009.

5. Маков А. «Реализация концепции открытых инноваций как источник конкурентных преимуществ фармацевтических компаний»// Инновации. 2011. №3.

6. Мамедьяров З. «Инструменты государственной инновационной политики в фармацевтической отрасли США и ЕС»//М I R (Modernization. Innovation. Research), 2017; 8(1):105-114.

7. Мария Борзова, Руководитель проектов Фармацевтического направления. «Параллельный

5

m

о

а

Н

А У

т; А

импорт лекарственных средств». Источник: Газета "«эж-ЮРИСТ» №44 (946) 2016.

8. Нургалеев М. «Правовое явление «Параллельный импорт» на примере лекарственных средств»// Вестник Евразийской академии административных наук - Научно - теоретический журнал № 3 (40) 2017 г. С. 53 — 57.

9. Нургалеев М. «Параллельный импорт в России. Перспективы развития» //Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки -Всероссийский научный журнал № 11, 2017. С.112-115.

10.Оксана Баранова от 25 сентября 2017 года [Электронный ресурс]. URL:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://50reg.roszdravnadzor. ru/news/9152.

11.Шалова И. Авторская колонка, в сюжете: параллельный импорт, юридические вопросы. «Чем грозит онлайн-ритейлеру параллельный импорт?» 04.02.16 [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-pepper.ru/articles/avtorskaya-kolonka/parallel-import-in-rus.

12.Шаров В. «Опыт стран Европейского союза по созданию условий, повышающих конкурентоспособность и эффективность национальных инновационных систем»//Экономические науки. 2012; 10 (95): 205-212.

13.[Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru 24.10.2018.

14.[Электронный ресурс]. URL: http://lek-info.ru,2015: «Минздрав: Жизненно необходимые и важнейшие лекарства вырастут в цене».

Features of legal regulation of parallel import of medicines in

Russia Nurgaleev M.S., Petrov E.N.

Russian State Academy of Intellectual Property The article analyzes the positive and negative aspects of the final legalization of schemes and mechanisms for parallel import of pharmaceutical products into the Russian Federation, when the import into the country of original medicines with a trademark applied to them is carried out without obtaining the consent of the right holder of the corresponding mark. I.e. Such deliveries are carried out "in parallel" and regardless of the import of the goods by the right holder. On the one hand, if the corresponding imported original drugs are produced legally but delivered to the country regardless of the right holder of the product name, this has a positive impact both on the internal Russian pharmaceutical market, where saturation and competition are promoted, and on the interests of the right holders of the product name of imported medicines, due to the increase in marketing. However, operating parallel import schemes can be successfully used to supply the country 's drug market with falsified drugs, defective or low-quality shipments of original drugs. In some cases, however, it may be the supply of essential drugs to

some categories of the population. Competent legislative regulation of parallel imports of pharmaceutical products should become a necessary condition for balancing the interests of consumers, right holders and suppliers of imported medicines. Keywords: pharmaceuticals, parallel imports, medicines, legislative regulation.

References

1. Artemyev I. "Almost all EAEU countries agree to the parallel

import of drugs and MI" // Kommersant [Electronic resource]. URL: http://vademec.ru/news/2018/09/25/artemev-vse-strany-eaes-krome-belorussii-soglasny-na-parallelnyy-import-/

2. Zakharchenko (Khvlya-Olinter) N. Expert of the Center for Scientific Political Thought and Ideology, candidate of sociological sciences. "Parallel import of drugs: for or against?" 06/29/2015. [Electronic resource]. URL: http://rusrand.ru/analytics/parallelnyj-import-lekarstv-za-ili-protiv

3. Koreshkov V. "There is no question about the immediate introduction of parallel import of drugs within the EAEU" // Materials of the St. Petersburg International Economic Forum, May 24, 2018.

4. Korostyshevskaya E. "Innovative processes in the SCS and trends in their development / Socio-cultural sphere: essence, structure, development trends". Collective monograph; under the editorship of F.F. Rybakova, V. Yu. Pashkus. SPb .: OTsEiM, 2009.

5. Makov A. "Implementation of the concept of open innovation as a

source of competitive advantages for pharmaceutical companies" // Innovations. 2011. No3.

6. Mamedyarov Z. "Instruments of state innovation policy in the

pharmaceutical industry of the USA and the EU" //MIR (Modernization. Innovation. Research), 2017; 8 (1): 105-114.

7. Maria Borzova, Project Manager, Pharmaceuticals. "Parallel import of medicines." Source: Newspaper "eJ-JURIST" No. 44 (946) 2016.

8. Nurgaleev M. "The legal phenomenon" Parallel import "on the

example of medicines" // Bulletin of the Eurasian Academy of Administrative Sciences - Scientific and Theoretical Journal No. 3 (40) 2017 P. 53 - 57.

9. Nurgaleev M. "Parallel import in Russia. Development Prospects

"// Humanitarian, Socio-Economic and Social Sciences - All-Russian Scientific Journal No. 11, 2017. S.112-115.

10. Oksana Baranova from September 25, 2017 [Electronic resource]. URL: http://50reg.roszdravnadzor.ru/news/9152.

11. Shalova I. Author's column, in the plot: parallel import, legal issues. "What is the threat of parallel import for an online retailer?" 02/04/16 [Electronic resource]. URL: http://www.e-pepper.ru/articles/avtorskaya-kolonka/parallel-import-in-rus.

12. Sharov V. "The experience of the countries of the European Union in creating conditions that increase the competitiveness and effectiveness of national innovation systems" // Economic Sciences. 2012; 10 (95): 205-212.

13. [Electronic resource]. URL: http://tass.ru 10.24.2018.

14. [Electronic resource]. URL: http: //lek-info.ru,2015: "Ministry of Health: Vital and essential medicines will rise in price."

X

<¡2

о

о сч

0

01

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.