Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРАХ'

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
343
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ / УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ (МУНИЦИПАЛЬНЫМИ) УСЛУГАМИ / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пугачёва Алёна Евгеньевна

В статье рассмотрен опыт нормативно-правового регулирования организации предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах. Приведены федеральные и региональные нормативные документы, регулирующие данный процесс. Охарактеризованы основные законодательно закрепленные положения о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пугачёва Алёна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРАХ»

ционирования государственной гражданской службы. Значение кадрового резерва велико, его формирование помогает достичь наибольшей гибкости и эластичности в распределении и использовании человеческих ресурсов в организации, сократить время адаптации нового сотрудника, а также снизить затраты на его поиск.

Библиографический список

1. Об утверждении Положения о кадровом резерве федерального государственного органа: Указ Президента РФ от 01.03.2017 г. № 96 (ред. от 10.09.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2017. - № 10. -Ст. 1473.

2. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 31. -Ст. 3215.

3. Антропова, Ю.Ю. Современные кадровые технологии на государственной гражданской службе: монография / Ю.Ю. Антропова, Г.А. Банных, Е.И. Васильева, Л.И. Воронина, Т.Е. Зерчанинова, С.Н. Костина, А.В. Ручкин. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. - 172 с.

4. Аксенова, Е.А. Кадровый менеджмент: учебник / Е.А. Аксенова. - Москва: Юнити-Дана, 2005. - 423 с.

5. Богдан, Н.Н. Кадровые технологии в государственной и муниципальной службе: учебное пособие / Н.Н. Богдан. - Новосибирск: СибАГС, 2011. - 220 с.

6. Журавлев, П.В. Персонал: словарь понятий и определений / П.В. Журавлев и др. - Москва: Экзамен, 1999. - 512 с.

УДК 35.076.13

Пугачёва Алёна Евгеньевна

Особенности правового регулирования организации предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах

Аннотация. В статье рассмотрен опыт нормативно-правового регулирования организации предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах. Приведены федеральные и региональные нормативные документы, регулирующие данный процесс. Охарактеризованы основные законодательно закреп-

лённые положения о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг.

Ключевые слова: государственные услуги, муниципальные услуги, предоставление государственных и муниципальных услуг, управление государственными (муниципальными) услугами, многофункциональный центр.

За последние годы было проведено множество исследований, в которых определялись различные показатели эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Среди критериев оценки особо значимыми выступают качество и доступность предоставления государственных и муниципальных услуг, поскольку это важнейшие показатели, характеризующие социальное государство [7]. В целях совершенствования предоставления государственных (муниципальных) услуг в России развивается система многофункциональных центров (далее - МФЦ), обеспечивающих в каждом регионе взаимодействие между органами власти и заявителями, а также осуществляющими подготовку квалифицированных кадров в сфере оказания государственных и (или) муниципальных услуг.

Многофункциональные центры представляют собой организации, созданные, как правило, в форме государственного или муниципального автономного учреждения. Основным видом деятельности таких организаций является предоставление государственных и муниципальных услуг. Отметим также, что все виды деятельности МФЦ полностью отвечают требованиям, установленным Федеральным законом № 210-ФЗ [1].

Законодательное пространство Российской Федерации обладает рядом правовых норм, регламентирующих деятельность МФЦ по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению.

27 июля 2010 г. был принят Федеральный закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [1], что послужило качественным скачком в развитии данной сферы. Указанный федеральный закон является основой функционирования всех многофункциональных центров в Российской Федерации. В положениях закона № 210-ФЗ нашли своё отражение основные принципы предоставления услуг, права заявителей, обязанности органов, предоставляющих услуги населению, в том числе МФЦ, основные функции МФЦ, требования к содержанию соглашений о взаимодействии между МФЦ и органами власти, требования к регламентам предоставления государственных и муниципальных услуг и т.д.

Более подробно правила организации деятельности МФЦ по предоставлению государственных и муниципальных услуг закреплены

в постановлении Правительства РФ от 22.12.2012 г. № 1376 [2]. Постановление Правительства включает в себя требования к организации взаимодействия между МФЦ и органами власти, оказывающими государственные и (или) муниципальные услуги, правила материально -технического оснащения многофункциональных центров (в том числе количество окон обслуживания, время ожидания посетителей в очереди, режим работы и т.п.).

Взаимодействие МФЦ с органами государственной власти и местного самоуправления также выстраивается в соответствии с правилами, установленными в постановлении Правительства Российской Федерации № 797 от 27.09.2011 г. [3]. Данным постановлением закрепляется порядок заключения соглашений о взаимодействии между МФЦ и органами власти, также в постановлении приводится перечень услуг, которые должны предоставляться на базе многофункциональных центров. На основе указанных выше нормативных правовых актов каждый многофункциональный центр разрабатывает внутренние организационные документы, регламентирующие порядок предоставления государственных услуг.

В Алтайском крае к локальным нормативным актам в данной сфере относятся: Устав КАУ «МФЦ Алтайского края»; Регламент работы КАУ «МФЦ Алтайского края»; Административные регламенты предоставления конкретных государственных услуг; Стандарт комфортности предоставления государственных и муниципальных услуг на базе КАУ «МФЦ Алтайского края».

Первоочередным документом, регулирующим организацию и порядок деятельности КАУ «МФЦ Алтайского края» при предоставлении государственных услуг, является Устав КАУ «МФЦ Алтайского края» (в ред. от 29.12.2015). Среди прочих видов деятельности многофункционального центра Устав закрепляет механизм предоставления услуг в электронной форме; организацию информационной поддержки предоставления государственных услуг на базе КАУ «МФЦ Алтайского края»; организацию и обеспечение информационного обмена между органами власти, участвующими в предоставлении услуг и др. [4].

Отдельные положения, касающиеся организации предоставления государственных услуг, закреплены в Регламенте работы КАУ «МФЦ Алтайского края». В частности, Регламент детально закрепляет процедуру и особенности приема (регистрации) заявителей о предоставлении государственных услуг, процедуру выдачи документов по результатам предоставления услуг, а также особенности организации работы с документами в ходе предоставления услуг [5]. Отдельно стоит отме-

тить, что на основе Регламента работы многофункционального центра на каждую услугу, предоставляемую КАУ «МФЦ Алтайского края», разработан административный регламент, который определяет последовательность действий при предоставлении услуги, а также сроки их оформления. В свою очередь между органами государственной власти, местного самоуправления и КАУ «МФЦ Алтайского края» заключены соглашения о взаимодействии. Данные соглашения включают в себя порядок взаимодействия между МФЦ и органом власти при предоставлении той или иной услуги.

Наиболее полно требования к предоставлению государственных (муниципальных) услуг раскрываются в приказе КАУ «МФЦ Алтайского края» от 31.12.2015 г. № 208 [6]. Приказом утверждается стандарт комфортности предоставления государственных и муниципальных услуг на базе КАУ «МФЦ Алтайского края». В частности, Стандарт включает в себя требования к размещению, внешнему виду и оборудованию мест предоставления услуг, требования к организации работы с заявителями, стандарт профессионального обслуживания заявителей, порядок и формы контроля за оказанием услуг.

Таким образом, на данный момент организация предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах на территории Российской Федерации осуществляется на основании федерального законодательства, также в каждом субъекте разрабатываются свои нормативные правовые акты, регулирующие порядок оказания услуг. На основании федерального и регионального законодательства каждый многофункциональный центр принимает свои локальные нормативные акты. Однако, несмотря на достаточное количество разработанных на сегодняшний день нормативных актов в данной сфере, на наш взгляд, требуется дальнейшее развитие нормативно-правовой базы, регулирующей процесс оказания государственных и муниципальных услуг. В частности, представляется возможным разработка комплексных программ развития данной сферы деятельности.

Библиографический список

1. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ, (ред. от 01.04.2019) // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 31. -Ст. 4179.

2. Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг: Постановление Правительства РФ от 22.12.2012 г. № 1376

(ред. от 05.06.2019) // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 53 (ч. II). - Ст. 7932.

3. О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления: Постановление Правительства РФ от 27.09.2011 г. № 797 (ред. от 19.03.2019) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 40. - Ст. 5559.

4. Устав КАУ «МФЦ Алтайского края» от 29.12.2015 г. № 543 // КАУ «МФЦ Алтайского края» [Электронный ресурс]. - URL: https://mfc22.ru/documents/local/143/ (дата обращения: 21.09.2019).

5. Регламент работы КАУ «МФЦ Алтайского края» от 31.12.2015 г. № 209 // КАУ «МФЦ Алтайского края» [Электронный ресурс]. - URL: https://mfc22.ru/documents/local/25056/ (дата обращения: 21.09.2019).

6. Стандарт комфортности предоставления государственных и муниципальных услуг на базе КАУ «МФЦ Алтайского края» от 31.12.2015 г. № 208 // КАУ «МФЦ Алтайского края» [Электронный ресурс]. - URL: https://mfc22.ru/documents/local/25055/ (дата обращения: 21.09.2019).

7. Сульдина, Г.А. Качество предоставления государственных и муниципальных услуг: критерии оценки и направления совершенствования / Г.А. Сульдина, О.Н. Любина // Вестник университета Правительства Москвы. - 2018. - № 1. - С. 10-14.

8. КАУ «МФЦ Алтайского края». [офиц. сайт]. [Электронный ресурс]. - URL: https://mfc22.ru/ (дата обращения: 21.09.2019).

УДК 338.48

Сидоренко Дмитрий Евгеньевич

Перспективные направления развития туристической отрасли в Алтайском крае

Аннотация. В статье рассмотрена текущая ситуация в туристической отрасли Алтайского края, определены её перспективные направления.

Ключевые слова: туристическая отрасль, Алтайский край, туристические кластеры, туристический поток.

Алтайский край в современный период является основным регионом Сибирского федерального округа по развитию туризма. Этому

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.