Научная статья на тему 'Финансовые преимущества оказания государственных и муниципальных услуг населению по принципу "одного окна"'

Финансовые преимущества оказания государственных и муниципальных услуг населению по принципу "одного окна" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
254
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ УСЛУГА / МУНИЦИПАЛЬНАЯ УСЛУГА / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ / ПРИНЦИП "ОДНОГО ОКНА" / ФИНАНСОВЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ ПО ПРИНЦИПУ "ОДНОГО ОКНА" / GOVERNMENT SERVICE / MUNICIPAL SERVICE / MULTIFUNCTIONAL CENTER OF PROVIDING STATE AND MUNICIPAL SERVICES / "ONE WINDOW" BASIS / FINANCIAL ADVANTAGES OF PROVIDING SERVICES TO THE POPULATION ON THE PRINCIPLE OF "ONE WINDOW"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горло А.В., Аврамчикова Н.Т.

Процесс предоставления государственных услуг сопровождается сбором различного рода документов, справок, при этом основная нагрузка ложится на самого заявителя, который вынужден посещать разные ведомства и организации. В связи с этим возникает необходимость предоставления государственных и муниципальных услуг по так называемому принципу «одного окна». Оказание услуг в соответствии с данным принципом имеет финансовые преимущества, как для заявителей, так и для органов государственной власти. Для потребителей государственных и муниципальных услуг происходит экономия не только времени, но и денежных средств посредством сокращения транспортных расходов ввиду ненадобности посещения различных учреждений и ведомств для получения услуги. Для государственных органов централизация услуг на базе многофункциональных центров способствует сокращению расходов за счет проведения мероприятий по оптимизации структуры органов власти и численности государственных (муниципальных) служащих, а также сокращения расходов, связанных с текущей деятельностью органов управления. В результате исследования установлены преимущества предоставления услуг населению по принципу «одного окна». Они заключаются не только в выраженной социальной направленности, но и несут экономический эффект в результате взаимодействия граждан с государственными службами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Горло А.В., Аврамчикова Н.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL ADVANTAGES OF PROVIDING SERVICES TO THE POPULATION ON THE PRINCIPLE OF “ONE WINDOW”

The process of providing public services is usually accompanied by a collection of various kinds of documents and certificates, with the main burden placed on the applicant himself, who is forced to visit various departments and organizations. In this regard, there is a need to provide state and municipal services on the so-called principle of “one window”. The financial advantages of this principle are obvious both to applicants and to public authorities. For consumers of services, not only time is saved, but also money by reducing transport costs due to the uselessness of visiting various institutions and departments to receive the service. For state bodies, centralization of services based on multifunctional centers contributes to cost reduction by taking measures to optimize the structure of government bodies and the number of state (municipal) employees, as well as reduce costs associated with the current activities of government bodies. Thus, the benefits of providing services to the population on the principle of “one window” are not only expressed socially, but also have an economic effect as a result of the interaction of citizens with government services.

Текст научной работы на тему «Финансовые преимущества оказания государственных и муниципальных услуг населению по принципу "одного окна"»

УДК 332.1

Для цитирования: Горло А. В., Аврамчикова Н. Т. Финансовые преимущества оказания государственных и муниципальных услуг населению по принципу «одного окна» // Менеджмент социальных и экономических систем. 2018. № 1. С. 65-68.

For citations: Gorlo A. V., Avramchikova N. T. So the Financial benefits of providing state and municipal services to the population by a principle "one window" // Social and economic systems management. 2018, No. 1, Рр. 65-68. (In Russ., abstr. in Engl.)

ФИНАНСОВЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ ПО ПРИНЦИПУ «ОДНОГО ОКНА»

А. В. Горло1, Н. Т. Аврамчикова2

1 Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Российская Федерация, 660077, г. Красноярск, ул. 9 Мая, 12 E-mail: anna160693@mail.ru 2Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: avr-777@yandex.ru

Процесс предоставления государственных услуг сопровождается сбором различного рода документов, справок, при этом основная нагрузка ложится на самого заявителя, который вынужден посещать разные ведомства и организации. В связи с этим возникает необходимость предоставления государственных и муниципальных услуг по так называемому принципу «одного окна». Оказание услуг в соответствии с данным принципом имеет финансовые преимущества, как для заявителей, так и для органов государственной власти. Для потребителей государственных и муниципальных услуг происходит экономия не только времени, но и денежных средств посредством сокращения транспортных расходов ввиду ненадобности посещения различных учреждений и ведомств для получения услуги. Для государственных органов централизация услуг на базе многофункциональных центров способствует сокращению расходов за счет проведения мероприятий по оптимизации структуры органов власти и численности государственных (муниципальных) служащих, а также сокращения расходов, связанных с текущей деятельностью органов управления.

В результате исследования установлены преимущества предоставления услуг населению по принципу «одного окна». Они заключаются не только в выраженной социальной направленности, но и несут экономический эффект в результате взаимодействия граждан с государственными службами.

Ключевые слова: государственная услуга, муниципальная услуга, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, принцип «одного окна», финансовые преимущества предоставления услуг населению по принципу «одного окна».

FINANCIAL ADVANTAGES OF PROVIDING SERVICES TO THE POPULATION ON THE PRINCIPLE OF "ONE WINDOW"

A. V. Gorlo1, N. T. Avramchikova2

Multifunctional Center Providing State and Municipal Services 12, 9 May Str., Krasnoyarsk, 660118, Russian Federation E-mail: anna160693@mail.ru 2Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: avr-777@yandex.ru

The process ofproviding public services is usually accompanied by a collection of various kinds of documents and certificates, with the main burden placed on the applicant himself, who is forced to visit various departments and organizations. In this regard, there is a need to provide state and municipal services on the so-called principle of "one window". The financial advantages of this principle are obvious both to applicants and to public authorities. For consumers of services, not only time is saved, but also money by reducing transport costs

due to the uselessness of visiting various institutions and departments to receive the service. For state bodies, centralization of services based on multifunctional centers contributes to cost reduction by taking measures to optimize the structure of government bodies and the number of state (municipal) employees, as well as reduce costs associated with the current activities of government bodies.

Thus, the benefits of providing services to the population on the principle of "one window" are not only expressed socially, but also have an economic effect as a result of the interaction of citizens with government services.

Keywords: government service, municipal service, multifunctional center of providing state and municipal services, "one window" basis, financial advantages of providing services to the population on the principle of "one window".

Введение. Число заявителей, обращающихся для получения различных государственных или муниципальных услуг, исчисляется миллионами человек в год. Именно опыт обращения в органы публичной власти за получением публичных услуг становится для гражданина мерилом качества работы органов власти. В рамках проводимой в Российской Федерации административной реформы, направленной на повышение качества предоставления государственных услуг населению [1], на территории страны были созданы многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), призванные не только повысить качество оказания услуг населению, но и упростить, повысить комфортность процедуры получения государственных и муниципальных услуг [2]. Одним из критериев эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг посредством МФЦ является объем материальных затрат, которые несет население, являющееся потребителем государственных и муниципальных услуг, и органы власти, чьи услуги предоставляются на базе МФЦ. Отсюда возникает необходимость рассмотреть назначение многофункциональных центров и финансовые преимущества оказания услуг населению по принципу «одного окна».

Многофункциональные центры и порядок предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна». Оказание публичных услуг населению, как правило, связано со сбором различных документов, выписок, справок и формированием на их основе комплекта документов, необходимого для подготовки конечного документа, выдаваемого заявителю по результатам предоставления услуги. Число промежуточных документов, включаемых в состав комплекта, может быть непомерно большим и даже исчисляться десятками в зависимости от вида предоставляемой услуги.

Заявитель вынужден посещать разные госучреждения, организации и ведомства для получения от них сведений, касающихся его личности, которые формируются этими ведомствами в виде определенных форм документов на основе уже имеющейся в этих ведомствах информации, в том числе полученной от самого заявителя в ходе его обращений.

Помимо бумажной волокиты и необходимости многократного обращения по одному и тому же вопросу, граждане, которые хотя бы раз в жизни обращались в органы публичной власти за получением какой-либо услуги, сталкивались и с рядом других проблем, таких как необходимость приходить заранее и занимать очередь до открытия государственного учреждения, неудобное время приема посетителей госслужащими, долгое ожидание в очереди.

На фоне обозначенных выше проблем организации предоставления государственных и муниципальных услуг возникла необходимость их оказания по принципу «одного окна». Суть данного принципа заключается в том, что предоставление услуг должно осуществляться в одном месте, при этом гражданин должен освобождаться от необходимости посещать другие госучреждения и ведомства для получения нужных ему документов и справок.

Таким образом, на территории Российской Федерации постепенно начали открываться многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг. МФЦ - это организация, учрежденная или уполномоченная высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления для обеспечения предоставления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления государственных и муниципальных услуг в режиме «одного окна» [3]. Другими словами, МФЦ является государственным учреждением, осуществляющим функции по взаимодействию с органами государственной (муниципальной) власти, приему и выдаче документов, обработке персональных данных, связанных с предоставлением указанных услуг.

Основными целями создания МФЦ являлись:

• упрощение процедур получения гражданами и юридическими лицами массовых, общественно значимых государственных и муниципальных услуг за счет реализации принципа «одного окна»;

• сокращение количества документов, требуемых заявителю для получения государственной (муниципальной) услуги;

• сокращение сроков предоставления государственных и муниципальных услуг;

• повышение комфортности получения гражданами и юридическими лицами государственных и муниципальных услуг;

• противодействие коррупции, ликвидация рынка посреднических услуг при предоставлении государственных и муниципальных услуг;

• повышение удовлетворенности получателей государственных и муниципальных услуг их качеством;

• повышение качества информирования граждан и юридических лиц о порядке, способах и условиях получения государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ;

• внедрение практики интерактивного взаимодействия с заявителями при предоставлении государственных и муниципальных услуг;

• развитие и совершенствование форм межведомственного взаимодействия [4].

Необходимо отметить, что в МФЦ заявители могут получить только те государственные или муниципальные услуги, в отношении которых между МФЦ и органом, предоставляющим государственные или муниципальные услуги, заключено соглашение о взаимодействии в соответствии с действующим законодательством [5].

Финансовые преимущества оказания услуг населению по принципу «одного окна». Помимо перечисленных выше преимуществ предоставления публичных услуг по принципу «одного окна» у потребителей услуг сокращаются не только затраты времени, но и материальные издержки, связанные с процедурами получения необходимых услуг. Например, сокращаются транспортные расходы, ввиду того, что заявителю только дважды необходимо обратиться в многофункциональный центр: при передаче пакета документов, необходимых для получения государственной или муниципальной услуги и для получения результата предоставления услуги. Ранее для получения нужной услуги заявителю зачастую требовалось посетить несколько разных инстанций для сбора необходимых сведений, выписок, документов, теперь же МФЦ выступает в роли посредника между гражданами и органами власти. Также при подаче заявления и необходимых документов для получения услуги онлайн, через портал госуслуг, расходы на уплату госпошлины ниже по сравнению с бумажным носителем информации. Например, для получения заграничного паспорта нового поколения сроком на 10 лет гражданину старше 18 лет необходимо заплатить госпошлину в размере 3500 рублей, если заявление подано онлайн и 5000 рублей, если на бумажном носителе [6]. Таким образом, при переводе услуги в электронную форму стоимость оказания услуги сокращается за счет оптимизации механизмов приема заявлений и реализации принципа «одного окна».

Передача права предоставления публичных услуг в МФЦ способствует сокращению расходов и в государственных органах, прежде всего за счет оптимизации структуры органов власти и численности государственных (муниципальных) служащих, а также за счет сокращения расходов по текущей деятельности органов управления [7].

Создание сети МФЦ привело к сокращению госслужащих. Есть регионы, где сокращены некоторые ведомства и службы, а их функции полностью переданы МФЦ. Но существуют и нелинейные эффекты: как только услуга переводится в МФЦ и становится более доступной, начинается волнообразный рост спроса на нее. Например, многие граждане десятилетиями не регистрировались по месту пребывания, несмотря на ужесточение ответственности за данное нарушение. Сейчас, когда это становится проще, граждане более охотно начинают «сотрудничать» с государством, что тоже дает экономический эффект.

Проект МФЦ дает возможность ведомствам высвобождать людей во фронт-офисах (подразделениях, отвечающих за непосредственную работу с клиентами) и переводить их в бэк-офисы (подразделения, осуществляющие обеспечивающую деятельность), что существенно сокращает сроки и повышает качество обработки документов, принятых в МФЦ [8].

Кроме того, преимуществом многофункциональных центров является и то, что они позволяют избежать коррупционных действий при предоставлении государственных и муниципальных услуг за счет отсутствия взаимодействия заявителей с должностными лицами органов власти [9].

Заключение. Финансовые преимущества оказания государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах заключаются в снижении расходов как внутри ведомств (например, вследствие применения электронных трансакций), так и у граждан (например, сокращение транспортных расходов, получение услуги через интернет-портал «госуслуги»). Таким образом, организация предоставления услуг населению по принципу «одного окна» - это больше чем удобный способ оказания органами власти услуг населению. Суть данной идеи заключается не только в получении значительного социального, но еще и экономического эффекта в результате взаимодействия граждан с государственными службами.

Библиографические ссылки

1. Об утверждении Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 20112013 годы и Плана мероприятий по реализации указанной Концепции [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ № 1021-р от 10.06.2012. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Об утверждении Методических рекомендаций по созданию и организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг [Электронный ресурс] : Приказ Министерства экономического развития РФ № 322 от 27.05.2016. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг [Электронный ресурс] : федер. закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ ред. от 28.12.2016. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 № 1376 ред. от 02.08.2018. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Российской Федерации от 27.09.2011 г. № 797 ред. от 01.09.2018. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Портал государственных услуг Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https:// www.gosuslugi.ru (дата обращения: 14.10.2018).

7. Методические рекомендации по разработке и реализации Программы оптимизации расходов бюджета субъекта Российской Федерации. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Центры госуслуг: успеть за 15 минут [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/minec/ about/structure/dknrd/201505192 (дата обращения: 14.10.2018).

9. Об утверждении Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ № 1101-р от 30.06.2010. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

References

1. On approval of the Concept of reducing administrative barriers and increasing the availability of state and municipal services for 2011-2013 and the Action Plan for the implementation of this Concept

[Electronic resource]: Order of the Government of the Russian Federation № 1021-р of 10.06.2012. Reference legal system "ConsultantPlus". Access mode: http://www.consultant.ru.

2. On the approval of the Methodological Recommendations for the creation and organization of the activities of multifunctional center of providing state and municipal services [Electronic resource]: Order of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation № 322 of 27.05.2016. Reference legal system "ConsultantPlus". Access mode: http:// www.consultant.ru.

3. On the organization of the provision of state and municipal services [Electronic resource]: feder. Law of 27.07.2010 № 210-FZ Ed. From 28.12.2016. Reference legal system "ConsultantPlus". Access mode: http://www.consultant.ru.

4. On approval of the Rules for the organization of activities of multifunctional centers providing state and municipal services [Electronic resource]: decree of the Government of the Russian Federation of 22.12.2012 № 1376 Ed. From 02.08.2018. Reference legal system "ConsultantPlus". Access mode: http://www. consultant.ru.

5. On the interaction between multifunctional centers providing state and municipal services and federal executive authorities, state extra-budgetary funds, state authorities of the constituent entities of the Russian Federation, local governments [Electronic resource]: decree of the Government of the Russian Federation of 27.09.2011 г. № 797 Ed. From 01.09.2018. Reference legal system "ConsultantPlus". Access mode: http://www.consultant.ru.

6. Portal of public services of the Russian Federation. URL: https://www.gosuslugi.ru.

7. Methodical recommendations on the development and implementation of the Program for optimizing expenditures of the budget of a constituent entity of the Russian Federation. Reference legal system "ConsultantPlus". Access mode: http://www. consultant.ru.

8. Centers of public services: time for 15 minutes [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/ minec/about/structure/dknrd/20150519 (дата обращения: 10.11.2018).

9. On the approval of the Program of the Government of the Russian Federation to improve the efficiency of budget expenditures for the period until 2012 [Electronic resource] : Order of the Government of the Russian Federation № 1101-r of 30.06.2010. Reference legal system "ConsultantPlus". Access mode: http://www.consultant.ru.

© Горло А. В., Аврамчикова Н. Т., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.