Научная статья на тему 'Развитие системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «Одного окна» в Республике Крым'

Развитие системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «Одного окна» в Республике Крым Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
509
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ПРИНЦИП «ОДНОГО ОКНА» / РЕСПУБЛИКА КРЫМ / STATE AND MUNICIPAL SERVICES / THE PRINCIPLE OF “ONE WINDOW” / THE REPUBLIC OF CRIMEA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Круглик Екатерина Васильевна

В статье рассмотрен процесс становления системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в Республике Крым, дан анализ общереспубликанской статистики, а также сопоставление ее с показателями одного из районов республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Круглик Екатерина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF PROVIDING STATE AND MUNICIPAL SERVICES ON THE PRINCIPLE OF “ONE WINDOW” IN THE REPUBLIC OF CRIMEA

The article considers the process of formation of the system of providing state and municipal services on the principle of “one window” in the Republic of Crimea, analyzes the national statistics, as well as its comparison with the indicators of one of the regions of the Republic.

Текст научной работы на тему «Развитие системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «Одного окна» в Республике Крым»

УДК 352/354:338.46

Круглик Е.В.1

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ ПО ПРИНЦИПУ «ОДНОГО ОКНА»

В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

Аннотация. В статье рассмотрен процесс становления системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в Республике Крым, дан анализ общереспубликанской статистики, а также сопоставление ее с показателями одного из районов республики.

Ключевые слова: государственные и муниципальные услуги, принцип «одного окна», Республика Крым.

Kruglik E.

DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF PROVIDING STATE AND MUNICIPAL SERVICES ON THE PRINCIPLE OF "ONE WINDOW" IN THE REPUBLIC OF CRIMEA

Abstract. The article considers the process of formation of the system of providing state and municipal services on the principle of "one window" in the Republic of Crimea, analyzes the national statistics, as well as its comparison with the indicators of one of the regions of the Republic.

Keywords: State and municipal services, the principle of "one window", the Republic of Crimea.

Предоставление населению России государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» стало одним из значимых итогов проведения административной реформы в период с 2006 по 2010 годы. В качестве одной из основных целей проведения административной реформы определено повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг, преодоление административных барьеров для бизнеса, повышение эффективности деятельности государственных органов и межведомственного взаимодействия [2].

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» закреплены особенности организации предоставления государственных услуг в МФЦ, функции, права и обязанности МФЦ, требования к соглашениям о взаимодействии, а также

обязанности органов, предоставляющих государственные услуги и муниципальные услуги, в том числе их обязанность предоставлять МФЦ необходимые для осуществления государственных услуг сведения и доступ к информационным системам, содержащим такие сведения [1].

Исследователи сферы государственного и муниципального управления солидарны во мнении, что деятельность центров «одного окна» является востребованной гражданами страны и выступает реальным фактором модернизации системы местного самоуправления и муниципального управления в рамках реализации административной реформы [4].

Также, население страны считает, что многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг удобны для получения необходимых услуг от различных ведомств. Они значительно со-

1 Круглик Екатерина Васильевна, консультант нотариальной конторы Нежнегорского районного нотариального округа, Республика Крым

Ekaterina Kruglik, consultant of the notary office of the Nezhnegorsky district notary district, Republic of Crimea

кращают время граждан, убирают ненужную волокиту и посещение гражданином различных ведомств, устраняют коррупциогенные факторы.

Таким образом, в МФЦ в полной мере реализован принцип «одного окна», когда получатель услуги ограничивается только подачей заявления и получает результат в установленный срок. Проблема межведомственного взаимодействия и согласования - обязанность сотрудников МФЦ и советующих органов государственного и муниципального управления.

Вхождение Республики Крым в состав России в 2014 году повлекло за собой закономерную интеграцию региона в общероссийскую государственную систему. Собственно, положительный опыт России по развитию системы МФЦ также был перенесен на новую территорию. В частности, в части развития системы оказания населению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» был предпринят ряд шагов: предприняло комплекс мер.

1) разработана соответствующая нормативная правовая база, создан уполномоченный орган - бюджетное учреждение «Многофункциональный центр Республики Крым».

2) Принято постановление Правительства РФ № 1434 «О предоставлении иных межбюджетных трансфертов на создание сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Крым и г. Севастополе», установившее ряд показателей.

К концу 2015 года:

- доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг, для г. Севастополя должна составлять не менее 90 процентов, для Республики Крым - не менее 22 процентов;

- количество окон обслуживания многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, которые соответствуют требованиям должно составлять для г. Севастополя - не менее 77

окон обслуживания, для Республики Крым - не менее 91 окна обслуживания.

К 31 марта 2018 года:

- доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг должна достигнуть размера 90 процентов;

- количество окон обслуживания многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, которые соответствуют требованиям должно составлять не менее 558.

На сегодняшний день, согласно данным официального портала МФЦ Республики Крым создано 27 Центров «Мои документы» и 264 ТОСП [3]. Таким образом, количественные показатели, обозначенные в Постановлении, выполнены.

Оценка качества деятельности МФЦ проводится ежеквартально Минэкономразвития и представляется в виде рейтинга субъектов РФ по организации работы многофункциональных центров (МФЦ).

Ежеквартальная оценкавыполнения высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации мероприятий по организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в МФЦ осуществляется Минэкономразвития России на основании решения Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 9 сентября 2014 года. Она демонстрирует эффективность деятельности органов исполнительной власти, ответственных за реализацию проекта по созданию и развитию сети центров «Мои Документы» на территории субъектов Российской Федерации, и отражает достижение показателей указа Президента от 7 мая 2012 г. № 601, а также выполнение требований действующего законодательства, регулирующего деятельность МФЦ. В основе оценки лежат данные, самостоятельно внесенные регионами в автоматизированную информационную систему мониторинга развития сети МФЦ (АИС МРС МФЦ).

Субъекты Российской Федерации оцениваются по ряду показателей, в числе которых доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», количество оказываемых в МФЦ услуг из обязательного перечня, соответствие Правилам организации деятельности МФЦ и единому фирменному стилю и т.д. Также в рейтинге учитывается использование регионами информационно-аналитической системы мониторинга качества государственных услуг (ИАС МКГУ)

для оценки качества предоставления услуг в МФЦ.

По данным рейтинга, в I квартале 2018 года Республика Крым находилась в зоне «удовлетворительной эффективности», к III кварталу 2018 года Республика Крым поднялась в зону «средняя эффективность», что свидетельствует о планомерной оптимизации деятельности многофункциональных центров в субъекте [5].

Проанализирует динамику предоставление государственных и муниципальных услуг населению Республики Крым в 2015-2017 гг. (Рисунок 1) [6].

Щ

2016

2017

II I I I I I

- 90 446 в 2015 году; -492 118 в 2016 году;

- 498 498 8 2017 году (на 01.09.2017)

I I I I I I I I из 1 081 062 млн услуг оказано услуг Госкомрегистра 692 717, что составляет 64% от общего числа оказанных услуг

Рисунок 1 — Количества услуг, оказанных МФЦ Республики Крым и г. Севастополя

в 2015-2017 гг.

Таким образом, значительный рост числа оказанных услуг связан с 2016 годом, именно в этот период шло массовое открытие МФЦ на территории Республики Крым и г. Севастополя. Более 60% в общем количестве услуг составляют услуги Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым. Наиболее востребованы услуги: постановка на кадастровый учет (внесение сведений в ГКН); кадастровый учет и регистрация прав; регистрация прав, сделок (переход права), что вполне закономерно в условиях вхождения территории государственную систему РФ.

Структура услуг (Рисунок 2) показывает, что на втором месте по востребованности у

граждан находятся услуги Министерства внутренних дел, прежде всего речь идет о выдаче (замене) российского паспорта, выдаче загранпаспорта старого и нового образца, оформлении прописки (постоянной и временной), а также снятии с учета. Далее следуют услуги пенсионного фонда: оформление сертификата, подтверждающего право на «маткапитал»; заявление о разрешении использования «мат-капитала» в тех или иных целях; оформление выплат от государства отдельным категориям; заявление о регистрации в пенсионном страховании; компенсация трат, которые связаны с проездом (в обоих направлениях) к месту отдыха для пенсионеров. К числу наиболее востребованных муниципальных услуг относят

услуги по выдаче выписки из домовой книги, востребована услуга по приему заявлений на справок о составе семьи и с места жительства; зачисление детей в детские сады.

Рисунок 2 — Структура услуг, оказанных МФЦРеспублики Крым и г. Севастополя

в 2015-2017 гг.

Общереспубликанская статистика может быть детализирована на примере деятельности МФЦ и ТОСП Нижнегорского района Рес-

публики Крым. Нами проанализированы данные за 3 месяца (сентябрь-ноябрь) 2018 года (Таблица 1, 2, 3).

Таблица 1. Общее количество оказанных услуг в МФЦ/ТОСП п. Нижнегорский (Нижнегорский район) за сентябрь 2018 года

Принято документов Выдано документов

МФЦ ТОСП МФЦ ТОСП

Всего в МФЦ/ТОСП: ВСЕГО МФЦ+ТОСП - 3378 ВСЕГО МФЦ+Т ГОСП - 2575

МФЦ - 2320 ТОСП - 1058 МФЦ - 1829 ТОСП - 746

- из них: Общие услуги МФЦ - 360 ТОСП - 112 МФЦ - 194 ТОСП - 58

Госкомрегистр МФЦ - 1960 ТОСП - 946 МФЦ -1635 ТОСП - 688

Корпорация МСП МФЦ - 0 ТОСП -0 МФЦ - 0 ТОСП- 0

- из них: Физическим лицам МФЦ - 2320 ТОСП - 1058 МФЦ - 1829 ТОСП - 746

Юридическим лицам МФЦ - 0 ТОСП- 0 МФЦ - 0 ТОСП- 0

- федеральные МФЦ - 0 ТОСП - 0 МФЦ - 0 ТОСП- 0

- государственные МФЦ - 0 ТОСП - 0 МФЦ - 0 ТОСП- 0

- муниципальные МФЦ - 0 ТОСП - 0 МФЦ - 0 ТОСП- 0

Оказано консультаций МФЦ - 90 ТОСП- 4

Оказано услуг ЕСИА ВСЕГО МФЦ (+ТОСП - 18

Комплексный запрос ВСЕГО МФЦ+ТОСП - 0

Кол-во консультаций, оказанных администраторами ВСЕГО МФЦ+ТОСП - 3921

Кол-во документов, обработанных ведущими специалистами бэк-офиса ВСЕГО МФЦ+ТОСП — 8757

Таблица 2. Общее количество оказанных услуг в МФЦ/ТОСП п. Нижнегорский (Нижнегорский район) за октябрь 2018 года

Принято документов Выдано документов

МФЦ ТОСП МФЦ ТОСП

Всего в МФЦ/ТОСП: ВСЕГО МФЦ+ТОСП - 3493 ВСЕГО МФЦ+ТОСП - 2975

МФЦ - 2458 ТОСП - 1035 МФЦ - 2041 ТОСП - 934

- из них: Общие услуги МФЦ - 328 ТОСП - 99 МФЦ - 158 ТОСП - 42

Госкомрегистр МФЦ -2130 ТОСП - 936 МФЦ -1883 ТОСП - 892

Корпорация МСП МФЦ - 0 ТОСП - 0 МФЦ - 0 ТОСП - 0

- из них: Физическим лицам МФЦ - 2458 ТОСП - 1035 МФЦ - 2041 ТОСП - 934

Юридическим лицам МФЦ - 0 ТОСП - 0 МФЦ - 0 ТОСП - 0

- федеральные МФЦ - 0 ТОСП - 0 МФЦ - 0 ТОСП - 0

- государственные МФЦ - 0 ТОСП - 0 МФЦ - 0 ТОСП - 0

- муниципальные МФЦ - 0 ТОСП - 0 МФЦ - 0 ТОСП - 0

Оказано консультаций МФЦ - 76 ТОСП - 0

Оказано услуг ЕСИА ВСЕГО МФЦ+ТОСП - 22

Комплексный запрос ВСЕГО МФЦ+ТОСП - 0

Кол-во консультаций, оказанных администраторами ВСЕГО МФЦ+ТОСП - 4499

Кол-во документов, обработанных ведущими специалистами бэк-офиса ВСЕГО МФЦ+ТОСП - 8917

Таблица 3. Общее количество оказанных услуг в МФЦ/ТОСП п. Нижнегорский (Нижнегорский район) за ноябрь 2018 года

Принято документов Выдано документов

МФЦ ТОСП МФЦ ТОСП

Всего в МФЦ/ТОСП: ВСЕГО МФЦ+ТОСП - 3945 ВСЕГО МФЦ+ТОСП - 3514

МФЦ - 2901 ТОСП - 1044 МФЦ - 2696 ТОСП - 818

- из них: Общие услуги МФЦ - 249 ТОСП - 85 МФЦ - 101 ТОСП - 63

Госкомрегистр МФЦ - 2652 ТОСП - 959 МФЦ - 2595 ТОСП - 755

Корпорация МСП МФЦ - 0 ТОСП - 0 МФЦ - 0 ТОСП - 0

- из них: Физическим лицам МФЦ - 2901 ТОСП - 1044 МФЦ - 2696 ТОСП - 818

Юридическим лицам МФЦ - 0 ТОСП - 0 МФЦ - 0 ТОСП - 0

- федеральные МФЦ - 0 ТОСП - 0 МФЦ - 0 ТОСП - 0

- государственные МФЦ - 0 ТОСП - 0 МФЦ - 0 ТОСП - 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- муниципальные МФЦ - 0 ТОСП - 0 МФЦ - 0 ТОСП - 0

Оказано консультаций МФЦ - 92 ТОСП - 0

Оказано услуг ЕСИА ВСЕГО МФ] Ц+ТОСП — 18

Комплексный запрос ВСЕГО МФЦ+ТОСП - 0

Кол-во консультаций, оказанных администраторами ВСЕГО МФЦ+ТОСП - 5597

Кол-во документов, обработанных ведущими специалистами бэк-офиса ВСЕГО МФЦ+ТОСП - 7970

Таким образом, анализ статистических данных о деятельности отдельного МФЦ (Рисунок 3) подтвердил общереспубликанскую статистику: большая доля услуг - это услуги Госкомрегистра, в частности наиболее вос-

требованы государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (более 90%) и предоставление, внесенных в государственный кадастр недвижимости (менее 10%).

Рисунок 3 — Сводные данные по количеству и структуре услуг, оказанных в МФЦ/ТОСП п. Нижнегорский (Нижнегорский район) (сентябрь-ноябрь 2018 года)

Подводя общие итоги, отметим, что процесс развития сети МФЦ в Республике Крым является поступательным, и с учетом достаточно успеш-

ного российского опыта использования принципа «одного окна» постепенно позволит достичь более высокого уровня качества оказания услуг.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (в ред. от 31.12.2014) [Электронный ресурс] Режим доступа // СПС «КонсультантПлюс», URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103023/

2. Варфоломеев А.А. Нормативно-правовые основы предоставления государственных и муниципальных услуг на федеральном уровне [Электронный ресурс] // Актуальные вопросы юридических наук в современных условиях/Сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции. №5. г.Санкт-Петербург. 2018 г. 88 с. URL: http://izron.ru/articles/aktualnye-voprosy-yuridicheskikh-nauk-v-sovremennykh-usloviyakh-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-m/sektsiya-2-konstitutsionnoe-pravo-munitsipalnoe-pravo/normativno-pravovye-osnovy-predostavleniya-gosudarstvennykh-i-munitsipalnykh-uslug-na-federalnom-uro/

3. ГБУ Республики Крым «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг». [Электронный ресурс] // URL: https://md-crimea.ru/services/life-events.php

4. Ляхов В.П. Региональный опыт реализации МФЦ в России в контексте оптимизации функционирования местного самоуправления и модернизации российского общества // Власть. 2015 № 1. С. 48

5. Рейтинг субъектов РФ по организации работы МФЦ за I, II, III квартал 2018 года. [Электронный ресурс] Режим доступа http://ar.gov.ru/ru-RU/menu/default/view/16

6. Республика в цифрах. МФЦ: статистика услуг, предоставляемых в Крыму [Электронный ресурс] Режим доступа http://1tvcrimea.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.