Научная статья на тему 'Особенности финансирования деятельности Красноярского краевого государственного бюджетного учреждения "многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг"'

Особенности финансирования деятельности Красноярского краевого государственного бюджетного учреждения "многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
301
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ УСЛУГА / МУНИЦИПАЛЬНАЯ УСЛУГА / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ / ПРИНЦИП "ЕДИНОГО ОКНА" / ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА / GOVERNMENT SERVICE / MUNICIPAL SERVICE / MULTIFUNCTIONAL CENTER OF PROVIDING STATE AND MUNICIPAL SERVICES / ONE WINDOW BASIS / FINANCING ACTIVITIES MULTIFUNCTIONAL CENTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горло А.В., Аврамчикова Н.Т.

Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг является государственным учреждением, функцией которого является предоставление населению и юридическим лицам комплекса государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», который предполагает создание единого места приема, регистрации и выдачи необходимых гражданам и юридическим лицам документов. Организация и финансовое обеспечение центров, в соответствии с законодательством Российской Федерации, отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Таким образом, органы государственной власти субъекта являются учредителями и собственниками имущества многофункционального центра, а также самостоятельно, за счет средств регионального бюджета осуществляют материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности центров. Источниками финансирования строительства и оснащения многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Красноярского края являются федеральный и региональный бюджеты. Учреждение является некоммерческой организацией, а значит, не имеет прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Основным источником доходов учреждения являются средства, выделяемые целевым назначением из бюджета субъекта Федерации в виде: субсидий на выполнение государственного задания; средства, выделяемые целевым назначением на иные цели, в том числе в соответствии с целевыми программами; бюджетные инвестиции; доходы от приносящей доход деятельности. В настоящее время наиболее актуальной проблемой функционирования многофункционального центра является определение оптимального механизма финансирования учреждения в целях повышении эффективности и качества оказаниях услуг населению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Горло А.В., Аврамчикова Н.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCING ACTIVITIES FEATURES OF THE KRASNOYARSK REGION STATE BUDGETARY INSTITUTION “MULTIFUNCTIONAL CENTER PROVIDING STATE AND MUNICIPAL SERVICES”

Multifunctional center providing state and municipal services is the government institute, which provides system of national and municipal services for people and companies on a one window basis. This means that the organization creates one place for reception, recording and release of necessary documents. In accordance with legislation of the Russian Federation, regional public authorities are empowered to organize and fund such centers. Consequently, public authorities of the territory are founder members and wealth holders of multifunctional center. In addition, they maintain the centers materially, technically and financially at the expense of regional budget. Federal and regional budgets are sources of financing construction and facilitation of “Multifunctional center of providing state and municipal services” in Krasnoyarsk region. The institution is a non-profit organization, and this means that foundation does not have realization of profit as goal of function. The main sources of revenue are targeted subsidies (from regional budget) for completing government plan and other aims including budget investments, return from profit-generating activities. The article highlights that the most pressing issue of the multifunctional center is to determine the optimal mechanism of financing institutions. The solution to this problem is necessary to improve the efficiency and quality of services to the population.

Текст научной работы на тему «Особенности финансирования деятельности Красноярского краевого государственного бюджетного учреждения "многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг"»

Раздел 5

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

И АУДИТ

УДК 332.1

Для цитирования: Горло А. В., Аврамчикова Н. Т. Особенности финансирования деятельности Красноярского краевого государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» // Менеджмент социальных и экономических систем. 2018. № 1. С. 60-64.

For citations: Gorlo A. V., Avramchikova N. T. Peculiarities of financing the activities of Krasnoyarsk regional state budgetary institution "Multifunctional center providing state and municipal services" // Social and economic systems management. 2018, No. 1, Рр. 60-64. (In Russ., abstr. in Engl.)

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ»

А. В. Горло1, Н. Т. Аврамчикова2

1 Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Российская Федерация, 660118, г. Красноярск, ул. 9 Мая, 12 E-mail: anna160693@mail.ru 2Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: avr-777@yandex.ru

Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг является государственным учреждением, функцией которого является предоставление населению и юридическим лицам комплекса государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», который предполагает создание единого места приема, регистрации и выдачи необходимых гражданам и юридическим лицам документов. Организация и финансовое обеспечение центров, в соответствии с законодательством Российской Федерации, отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Таким образом, органы государственной власти субъекта являются учредителями и собственниками имущества многофункционального центра, а также самостоятельно, за счет средств регионального бюджета осуществляют материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности центров.

Источниками финансирования строительства и оснащения многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Красноярского края являются федеральный и региональный бюджеты. Учреждение является некоммерческой организацией, а значит, не имеет прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Основным источником доходов учреждения являются средства, выделяемые целевым назначением из бюджета субъекта Федерации в виде: субсидий на выполнение государственного задания; средства, выделяемые целевым назначением на иные цели, в том числе в соответствии с целевыми программами; бюджетные инвестиции; доходы от приносящей доход деятельности.

В настоящее время наиболее актуальной проблемой функционирования многофункционального центра является определение оптимального механизма финансирования учреждения в целях повышении эффективности и качества оказаниях услуг населению.

Ключевые слова: государственная услуга, муниципальная услуга, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, принцип «единого окна», финансирование деятельности многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг.

FINANCING ACTIVITIES FEATURES OF THE KRASNOYARSK REGION STATE BUDGETARY INSTITUTION "MULTIFUNCTIONAL CENTER PROVIDING

STATE AND MUNICIPAL SERVICES"

A. V. Gorlo1, N. T. Avramchikova2

'Multifunctional Center Providing State and Municipal Services 12, 9 May Str., Krasnoyarsk, 660118, Russian Federation E-mail: anna160693@mail.ru 2Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: avr-777@yandex.ru

Multifunctional center providing state and municipal services is the government institute, which provides system of national and municipal services for people and companies on a one - window basis. This means that the organization creates one place for reception, recording and release of necessary documents. In accordance with legislation of the Russian Federation, regional public authorities are empowered to organize and fund such centers. Consequently, public authorities of the territory are founder members and wealth holders of multifunctional center. In addition, they maintain the centers materially, technically and financially at the expense of regional budget. Federal and regional budgets are sources of financing construction and facilitation of "Multifunctional center ofproviding state and municipal services" in Krasnoyarsk region.

The institution is a non-profit organization, and this means that foundation does not have realization ofprofit as goal of function. The main sources of revenue are targeted subsidies (from regional budget) for completing government plan and other aims including budget investments, return from profit-generating activities.

The article highlights that the most pressing issue of the multifunctional center is to determine the optimal mechanism of financing institutions. The solution to this problem is necessary to improve the efficiency and quality of services to the population.

Keywords: government service, municipal service, multifunctional center of providing state and municipal services, one - window basis, financing activities multifunctional center of providing state and municipal services.

Введение. Высокий уровень развития общества, а также переход к государственному управлению, ориентированному на результат, обуславливают необходимость формирования новых, качественных изменений в отношениях между государством и обществом. Возникает необходимость в повышении эффективности выполнения государством своих функций и предоставления услуг населению. Приоритетным направлением проводимой в России административной реформы является повышение качества предоставления государственных услуг населению с использованием современных технологий. Основным механизмом реализации данного направления были определены многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Качество и эффективность предоставления государственных и муниципальных услуг посредством МФЦ, в свою очередь, напрямую зависит от финансового обеспечения деятельности учреждения. Отсюда возникает необходимость рассмотрения теоретических основ организации и финансирования деятельности МФЦ. Основы финансирования МФЦ рассмотрим на примере краевого государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» Красноярского края (КГБУ МФЦ).

Теоретические аспекты организации деятельности КГБУ МФЦ. Многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг является организация, учрежденная исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления для обеспечения предоставления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления государственных и муниципальных услуг в режиме «единого окна» [1]. В этой связи МФЦ можно определить как организацию, функцией которой является предоставление населению и юридическим лицам комплекса государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», который предполагает создание единого места приема, регистрации и выдачи необходимых гражданам и юридическим лицам документов, а также предоставление возможности получения одновременно нескольких взаимосвязанных государственных услуг.

Право передачи полномочий и выбора организационно-правовой формы МФЦ позволяет региону применять либо централизованную, либо децентрализованную модель построения сети МФЦ при определении оптимального механизма финансиро-

вания организации предоставления федеральных, региональных и муниципальных услуг [2]. Учредителем и собственником имущества КГБУ МФЦ в Красноярском крае является Красноярский край, функции и полномочия которого осуществляет Министерство экономического развития и инвестиционной политики Красноярского края.

КГБУ МФЦ является некоммерческой организацией, а значит, не имеет прибыли в качестве основной цели по результатам своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между участниками. Являясь юридическим лицом, МФЦ имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевые счета в Управлении Федерального казначейства по Красноярскому краю, печать со своим наименованием, бланки и штампы. Также, учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права и отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом. Данное имущество является как закрепленным за учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого и недвижимого имущества, закрепленного за МФЦ, собственником (учредителем) этого имущества или приобретенного учреждением за счет выделенных учредителем средств.

Финансирование деятельности КГБУ МФЦ. Финансовое обеспечение деятельности МФЦ в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Таким образом, министерство экономического развития и инвестиционной политики Красноярского края за счет средств регионального бюджета осуществляют материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности КГБУ МФЦ. Стоит отметить, что уровень материально-технического обеспечения КГБУ МФЦ, должен соответствовать требованиям стандарта обслуживания в МФЦ, утверждаемого учредителем и руководителем МФЦ.

Учредитель также формирует и утверждает государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) юридическим и физическим лицам и осуществляет финансовое обеспечение выполнения государственного задания, а также устанавливает порядок определения платы для физических и юридических лиц за оказание услуги (выполнение работ).

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются следующие:

1) имущество, переданное учреждению его собственником или учредителем;

2) средства, выделяемые целевым назначением из бюджета субъекта Федерации в виде субсидий на выполнение государственного задания;

3) средства, выделяемые целевым назначением на иные цели, в том числе в соответствии с целевыми программами;

4) бюджетные инвестиции;

5) доходы, от приносящей доход деятельности.

Финансовое обеспечение выполнения учреждением государственного задания осуществляется его учредителем с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за КГБУ МФЦ. Финансовое обеспечение приобретенного учреждением имущества, в том числе земельные участки также осуществляется за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество.

Необходимо отметить, что источниками финансирования строительства и оснащения КГБУ МФЦ являются федеральный и региональный бюджеты, а текущее финансирование полностью осуществляется за счет бюджета Красноярского края и собственных средств КГБУ МФЦ, хотя данное учреждение оказывает услуги не только регионального и муниципального уровня, но и федерального [3]. Примечательным является и то, что объем субсидий на выполнение государственного задания, выделяемый из регионального бюджета ежегодно уменьшается при непрерывном росте количества услуг предоставляемых на базе МФЦ.

Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного задания. Учреждение использует бюджетные средства в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности [4].

На современном этапе в условиях рыночных отношений [5], цели развития государственных учреждений состоят в том, чтобы создать условия и стимулы:

- для сокращения внутренних издержек бюджетных учреждений и привлечения ими внебюджетных средств;

- расширения самостоятельности учреждений бюджетного сектора;

- повышения ответственности за конечные результаты деятельности учреждений;

- сохранения социальной ответственности государства за те секторы экономики, где действие рыночных механизмов нецелесообразно.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить задачи по повышению эффективности деятельности государственных бюджетных учреждений, в том числе финансовой, которые лежат в сфере федерального законодательства.

Деятельность государственных бюджетных учреждений в РФ на современном этапе регулируется Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», а также Программой Правительства РФ «По повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г.», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 1101-р. Данными нормативно-правовыми актами обеспечены правовые условия для развития бюджетной сферы, а их принятие обусловлено необходимостью [6; 7]:

- введения механизма рынка в деятельность государственного сектора, до сих пор развивающегося на принципах административной экономики;

- оптимизации сети бюджетных учреждений, являющихся муниципальными.

В этой связи качестве дополнительных источников финансирования деятельности МФЦ могут быть привлечены внебюджетные средства, получаемые от приносящей доход деятельности, такие как:

- оказание дополнительных консультационных и юридических услуг;

- подготовка документов для осуществления регистрационных действий по операциям с недвижимым имуществом (договоры купли-продажи, мены, дарения);

- продажа товаров (СМИ, прохладительные напитки);

- организация услуг ксерокопирования, брошюрования, распечатки текстов;

- заполнение документов для предоставления государственных и муниципальных услуг за заявителя по его требованию;

- сдача в аренду помещений организациям и учреждениям, предоставляющие сопутствующие услуги (агентства недвижимости, юридические фирмы, нотариальные конторы, прочие).

Таким образом, в соответствии с действующими нормативными документами многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг обладает определенными финансовыми инструментами, позволяющими повышать доходность его деятельности и обеспечивать бюджетный эффект.

Заключение. Существующее на современном этапе правовое регулирование деятельности государственных бюджетных учреждений дает большие возможности для проявления инициативы органов государственного управления и руководителей бюджетных учреждений к расширению внебюджетной деятельности и повышению в связи с этим эффективности функционирования и снижения бюджетного финансирования. В целом, создание сети МФЦ оказывает благоприятное влияние на экономическое положение региона в связи с оперативным получением гражданами государственных и муниципальных услуг, а также повышает качество жизни населения. Вместе с тем в настоя-

щее время наиболее актуальным вопросом функционирования МФЦ является определение оптимального механизма финансирования учреждения в целях повышении эффективности и качества оказаниях услуг населению.

Библиографические ссылки

1. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг [Электронный ресурс] : федер. закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ ред. от 28.12.2016. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Об утверждении Методических рекомендаций по созданию и организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг [Электронный ресурс] : Приказ М-ва эконом. развития РФ № 322 от 27.05.2016. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Об утверждении государственной программы Красноярского края «Содействие развитию местного самоуправления» [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Красноярского края № 517-п от 30.09.2013. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Устав краевого государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» [Электронный ресурс] : Приказ М-ва экономики и регионального развития Красноярского края № 252-п от 22.12.2011. URL: http://www. 24mfc.ru/ (дата обращения: 10.11.2018).

5. Аврамчикова Н. Т. Государственное и муниципальное управление, ориентированное на результат : учеб. пособие / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2014. 124 с.

6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений [Электронный ресурс] : федер. закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Об утверждении Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ № 1101-р от 30.06.2010. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

References

1. On the organization of the provision of state and municipal services [Electronic resource] : feder. Law of 27.07.2010 № 210-FZ Ed. From 28.12.2016. Reference legal system "ConsultantPlus". Access mode: http://www.consultant.ru.

2. On the approval of the Methodological Recommendations for the creation and organization of

the activities of multifunctional center of providing state and municipal services [Electronic resource] : Order of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation № 322 of 27.05.2016. Reference legal system "ConsultantPlus". Access mode: http://www.consultant.ru.

3. On the approval of the state program of the Krasnoyarsk Territory "Assistance to the development of local self-government" [Electronic resource] : Resolution of the Government of the Krasnoyarsk Territory № 517-p of 30.09.2013. Reference legal system "ConsultantPlus". Access mode: http://www. consultant.ru.

4. Statute of the regional state budgetary institution "Multifunctional center of providing state and municipal services" [Electronic resource] : Order of the Ministry of Economy and Regional Development of the Krasnoyarsk Territory № 252-p of 22.12.2011. Official site of the institution. Access mode: http:// www.24mfc.ru/.

5. Avramchikova N. T. State and municipal management, results-oriented / Siberian State Aerospace University. Krasnoyarsk, 2014, 124 p.

6. On the introduction of amendments to certain legislative acts of the Russian Federation in connection with the improvement of the legal status of state (municipal) institutions [Electronic resource]: feder. Law of 08.05.2010 № 83-FZ. Reference legal system "ConsultantPlus". Access mode: http://www. consultant.ru.

7. On the approval of the Program of the Government of the Russian Federation to improve the efficiency of budget expenditures for the period until 2012 [Electronic resource]: Order of the Government of the Russian Federation № 1101-r of 30.06.2010. Reference legal system "ConsultantPlus". Access mode: http://www.consultant.ru.

© Горло А. В., Аврамчикова Н. Т., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.