Научная статья на тему 'Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг: преимущества и проблемы создания'

Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг: преимущества и проблемы создания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7583
601
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / PUBLIC SERVICES / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / MUNICIPAL SERVICES / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР / MULTIFUNCTIONAL CENTER / ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ / GOVERNMENT SERVICES / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА / MULTIFUNCTIONAL CENTER OPERATIONS / ТРЕБОВАНИЯ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА / MULTI-CENTER REQUIREMENTS / ПРИНЦИП "ОДНОГО ОКНА" / PRINCIPLE OF "ONE WINDOW"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаврилова Людмила Александровна

В последние годы в государственной политике особое внимание уделяется качеству и доступности государственных услуг. При этом роль и значение этих услуг в повседневной жизни общества стремительно возрастает. Для достижения показателей в сфере государственных услуг, установленных Президентом Российской Федерации в майских указах 2012 г., Правительством Российской Федерации разработан и в настоящее время реализуется целый комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию алгоритма предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти в связи с внедрением нового принципа предоставления государственных услуг принципа «одного окна». В целях реализации указанного принципа, являющегося одним из способов повышения качества и доступности государственных услуг, во всех субъектах Российской Федерации в настоящее время осуществляются мероприятия, направленные на формирование соответствующей информационно-коммуникационной инфраструктуры для возможности получения заявителями государственных услуг в электронной форме. Не менее масштабным проектом является создание сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. Между тем, несмотря на то, что внедрение и функционирование многофункциональных центров в субъектах России для заявителей имеет целый ряд следующих преимуществ: получение государственных услуг становится более доступным, сокращается время их получения, минимизируется количество документов, необходимых для получения государственных услуг и т. д., для государства создание и организация деятельности таких учреждений сопряжено с решением задач, требующих своевременных и оперативных действий. Автором статьи анализируются отдельные актуальные проблемы, связанные с правовым, нормативным и финансовым обеспечением создания сети многофункциональных центров, ее развитием и функционированием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTIFUNCTIONAL CENTERS PROVIDING PUBLIC AND MUNICIPAL SERVICES: BENEFITS AND PROBLEMS

In recent years, public policy focuses on the quality and accessibility of public services. The role and importance of these services in the daily life of communities is growing rapidly. To achieve the performance targets in public services established by the President of the Russian Federation in May 2012 decrees by the Government of the Russian Federation developed and is currently being implemented a range of activities aimed at the optimization of the algorithm of public services provision by executive authorities in connection with the introduction of a new principle of government service the principle of “one window”. In order to implement this principle, which is one of the ways to improve the quality and accessibility of public services in all regions of the Russian Federation measures are currently being implemented aimed at promoting an information and communication infrastructure to facilitate obtaining state services in electronic form. Another ambitious project is to create a network of multifunctional centers providing state and municipal services. Meanwhile, despite the fact that the implementation and operations of multi-service centers in the regions of Russia has a number of advantages for a number of applicants (public services are becoming more affordable, it takes less time for their production, the number of documents required to obtain public services is minimized, etc), for the state establishment and operations of such institutions are associated with solving problems that require timely and swift action. The author analyzes some current problems related to legal, regulatory and financial bases for establishing a network of multi-service centers, its development and operations.

Текст научной работы на тему «Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг: преимущества и проблемы создания»

СЕРВИС

УКД 338.2 Р01: 10.12737/7579

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ: ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ

Гаврилова Людмила Александровна, соискатель кафедры финансового менеджмента Московского городского университета управления Правительства Москвы, консультант Министерства финансов Российской Федерации,

M-Liudmila@yandex.ru, Москва, Российская Федерация

В последние годы в государственной политике особое внимание уделяется качеству и доступности государственных услуг. При этом роль и значение этих услуг в повседневной жизни общества стремительно возрастает.

Для достижения показателей в сфере государственных услуг, установленных Президентом Российской Федерации в майских указах 2012 г., Правительством Российской Федерации разработан и в настоящее время реализуется целый комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию алгоритма предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти в связи с внедрением нового принципа предоставления государственных услуг — принципа «одного окна».

В целях реализации указанного принципа, являющегося одним из способов повышения качества и доступности государственных услуг, во всех субъектах Российской Федерации в настоящее время осуществляются мероприятия, направленные на формирование соответствующей информационно-коммуникационной инфраструктуры для возможности получения заявителями государственных услуг в электронной форме.

Не менее масштабным проектом является создание сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

Между тем, несмотря на то, что внедрение и функционирование многофункциональных центров в субъектах России для заявителей имеет целый ряд следующих преимуществ: получение государственных услуг становится более доступным, сокращается время их получения, минимизируется количество документов, необходимых для получения государственных услуг и т. д., для государства создание и организация деятельности таких учреждений сопряжено с решением задач, требующих своевременных и оперативных действий.

Автором статьи анализируются отдельные актуальные проблемы, связанные с правовым, нормативным и финансовым обеспечением создания сети многофункциональных центров, ее развитием и функционированием.

Ключевые слова: государственные услуги, муниципальные услуги, многофункциональный центр, предоставление государственных услуг, деятельность многофункционального центра, требования многофункционального центра, принцип «одного окна»

Функции современного государства — это жизненно важные, нормативно регламентированные и организационно обеспеченные в условиях современного демократического общества сферы конкретной деятельности государства, обусловленные объективно необходимыми его целями и задачами, выражающие его цивилизованную сущность и социальное назначение [1, с. 2].

В рамках социально ориентированной политики, реализуемой в России, совершенствование организации предоставления государственных и муниципальных услуг на протяжении последнего десятилетия является одним из основных направлений государственного управления, охватывающим все субъекты Российской Федерации, в реализации которого активно участвуют не только федеральные органы исполнительной власти, но и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления.

В целях совершенствования организации предоставления государственных услуг, повышения их качества и доступности был принят Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Нововведения, предусмотренные названным Федеральным законом, в настоящее время реализуются посредством следующих мероприятий:

• оптимизируется и совершенствуется алгоритм предоставления государственных услуг в органах государственной исполнительной власти (органах местного самоуправления);

• осуществляется перевод государственных услуг в электронный вид;

• создаются специальные учреждения, уполномоченные для организации предоставления государственных и муниципальных услуг;

• издаются новые универсальные электронные карты для получения государственных (муниципальных) услуг в электронной форме.

Следовательно, принятие названного Федерального закона и реализация вышеназванных мероприятий повышает сервис государственных услуг (минимизация времени обслуживания, использование электронных каналов предоставления государственных услуг и т. д.), а их предоставление становится более качественным [2, с. 15].

При этом с точки зрения социально-экономического эффекта и масштабности наибольший интерес в настоящее время вызывает проект создания сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — МФЦ), которые позволят существенно повысить качество организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

Указанный проект (по созданию организаций, уполномоченных на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг), согласно решениям Правительствен -ной комиссии по проведению административной реформы, стартовал еще до принятия Федерального закона об организации предоставления государственных услуг в 2007 г. в отдельных субъектах Российской Федерации, в частности в Астраханской, Иркутской, Калининградской, Калужской, Курской и других областях. Такие организации — многофункциональные центры — являются одним из инструментов повышения качества и оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг.

В настоящее время в России создано 1200 МФЦ, а к 2016 г. планируется создать не менее 2800 МФЦ.

Справедливо отметить, что создание сети МФЦ, безусловно, имеет ряд преимуществ и для граждан и для системы государственного управления:

• снижение максимального срока ожидания в очереди при сдаче запроса и получении документа;

• сокращение сроков предоставления государственных и муниципальных услуг для граждан (в среднем не более 5 рабочих дней);

• возможность получения гражданами одновременно нескольких взаимосвязанных государственных и муниципальных услуг;

• минимизация количества документов, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг, предоставляемых заявителями;

• оптимизация времени, необходимого для приема (выдачи) документов;

• доступность и комфорт, а также качество обслуживания и получения консультации по вопросам получения услуг и информации о ходе рассмотрения представленных заявителем документов.

Так, в рамках государственного администрирования предполагается повысить степень удовлетворенности граждан качеством и доступностью государственных услуг в 2015 г. до 90 %, минимизировать издержки бизнес-сообщества на преодоление административных барьеров, повысить эффективность государственного управления [3, с. 221—222].

Более того, эффективное управление, внедрение и развитие новой формы организации предоставления государственных услуг в дальнейшем может привести к оптимизации численности государственных и муниципальных служащих и объема бюджетных ассигнований на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг.

Однако в ходе реализации мероприятий по созданию сети МФЦ возникает целый ряд вопросов, требующих оперативного решения.

Например, в целях обеспечения деятельности МФЦ за последние годы издан целый ряд нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих правила, нормы, требования к созданию и организации деятельности этих учреждений. Между тем сложность правоприменения этих норм заключается в том, что данные положения были подвержены многократным изменениям и уточнениям, которые хронологически накладываются на период стремительного создания упомянутых организаций.

В частности организационно-правовой статус МФЦ впервые был определен Правилами организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2009 г. № 796, согласно которым МФЦ должен был быть создан в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения. В дальнейшем, в 2010 г. уже упомянутым Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ было предусмотрено, что МФЦ — российская организация независимо от организационно-правовой формы. В конце 2013 г. с принятием Федерального закона от 21 декабря 2013 г. № 359-Ф3 «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный за-

кон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», было определено, что МФЦ должен быть создан в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения.

По мнению С.А. Васильева, динамично развивающееся нормативное правовое регулирование не позволяет сформировать общую практику, которая могла бы устояться и успешно реализовываться. Трансформация действующего нормативного правового регулирования, относительно молодой сферы общественных отношений требует от специалистов постоянного мониторинга законодательства и подзаконных актов [4, с. 13].

Актуальность проблемы заключается еще и в том, что эти изменения происходят в период активного формирования сети МФЦ и непосредственно влияют как на источники финансового обеспечения данных организаций, механизм и алгоритм финансово-хозяйственной деятельности, плановую деятельность, так и на формы отчетности этих организаций.

Второй блок вопросов связан непосредственно с созданием зданий МФЦ.

В частности, если ранее, руководствуясь вышеназванным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2009 г. № 796, был предусмотрен целый комплекс требований к расположению и площади МФЦ (например, «учреждение должно быть расположено не более 5 минут от остановок общественного транспорта», «является отдельным зданием или частью отдельно стоящего здания», определена площадь здания и т. д.), то в действующих Правилах часть ранее обязательных требований оптимизированы, а следовательно, самостоятельное принятие этих решений по данным вопросам уже возлагается непосредственно на субъекты Российской Федерации.

Согласно рекомендациям Минэкономразвития России, МФЦ может быть создан исходя из целесообразности месторасположения здания и возможности субъектов Российской Федерации, в том числе возможности финансового обеспечения мероприятий по созданию сети МФЦ, то есть путем строительства нового здания, приобретения, аренды помещений или их ремонта. При этом здания должны отвечать требованиям вышеупомянутых Правил.

В 2013 г. стоимость строительства 1 кв. м. МФЦ составляла 33 тыс. рублей, приобретения — 44 тыс. рублей1, средняя стоимость ремонта 1 кв. м. нежилого помещения составляла 6 тыс. рублей2, аренда 1 кв. м нежилого помещения на рынке недвижимости — 7 тыс. рублей в месяц (средняя цена).

Принимая во внимание долгосрочность реализуемых мероприятий по созданию сети МФЦ, наиболее оптимальными вариантами с точки зрения экономического эффекта являются строительство зданий МФЦ и ремонт уже имеющихся помещений. При этом объем ассигнований, необходимый для создания сети МФЦ (стоимость одного кв. метра) в пограничных субъектах, не должен существенно различаться.

Есть еще один блок актуальных вопросов.

Основная цель создания сети учреждений МФЦ — организация предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», то есть «предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется после однократного обращения заявителя с соответствую -щим запросом, а взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, осуществляется МФЦ без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии»3.

Между тем, вопрос о количестве «окон», которое должен содержать МФЦ, до настоящего времени остается открытым.

Так, изначально, с 2009 г. в вышеупомянутых Правилах было предусмотрено наличие

1 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики / официальная статистика / Цены на рынке жилья // (дата обращения: 20.08.2014) URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/ соппес1/го881а1_ша1п/го881а1/ги/81а11811с8/1аг1ГГ8/#

2 Федеральный стандарт стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. м общей площади жилья в месяц на 2012 г. : утв. постановлением Правительства Рос. Федерации от 21 декабря 2011 г. № 1077 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 1. Ст. 122.

3 Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ: принят Гос. Думой

Федер. Собр. Рос. Федерации 7 июля 2010 г. : одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации

14 июля 2010 г. // Рос. газ. 2010. 30 июля.

«не менее двух «окон» для информирования заявителей и не менее шести «окон» для приема и выдачи документов. Для населенных пунктов с численностью населения свыше 50 тыс. человек — в МФЦ должно было быть создано не менее 20 «окон»»4.

В 2012 г. Правительством Российской Федерации было принято решение, что численность населения, проживающего в муниципальных образованиях, должна быть основным критерием для определения количества «окон» в МФЦ для обслуживания населения.

В частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. № 1376 предусмотрено, что в секторе приема заявителей предусматривается «не менее одного «окна» на каждые 5 тыс. жителей, проживающих в муниципальном образовании, в котором располагается МФЦ».

Кроме того, предлагается «на каждые 2 тыс. жителей муниципального образования, на территории которого осуществляет свою деятельность привлекаемая организация предусматривать наличие не менее одного «окна» для приема и выдачи документов».

Таким образом, мы видим, что практическая реализация проекта по созданию сети МФЦ в субъектах Российской Федерации, свидетельствует о тенденции снижения количества «окон», которое необходимо предусмотреть в МФЦ, что позволит одновременно и повысить качество организации предоставления государственных услуг и приведет к оптимизации государственных расходов на создание и дальнейшее содержание данных государственных учреждений.

Наряду с этим, в настоящее время в рамках практического руководства субъектам Российской Федерации рекомендовано руководствоваться методикой проведения мониторинга значений показателя «доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг», утвержденной решением Правительственной комиссии

4 Правила организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг: утв. постановлением Правительства Рос. Федерации от 3 октября 2009 г. № 796 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 41. Ст. 4782.

по проведению административной реформы от 30 октября 2012 г. № 1355.

Согласно названной методике (с учетом изменений, внесенных решением Правительственной комиссии от 13 ноября 2013 г.) количество окон в МФЦ должно составлять не менее 5 «окон».

Однако пунктом 6.1. Методики предусмотрено, что Правительственной комиссией по проведению административной реформы по предложениям Минэкономразвития России может быть принято решение об изменении расчетного количества МФЦ и минимального количества «окон» МФЦ (но не менее 3) в субъекте Российской Федерации с учетом особенностей расселения и численности населения муниципальных образований.

Так, руководствуясь положениями методики, в мае 2014 г. на заседании Правительственной комиссии по проведению административной реформы были поддержаны предложения Минэкономразвития России по вопросу согласования изменений в части нормативного количества окон обслуживания МФЦ с учетом особенностей расселения и численности населения в отдельных субъектах Российской Федерации и принято решение об актуализации схем размещения МФЦ в 36 субъектах Российской Федерации, в том числе в республиках Адыгея, Башкортостан, Коми, Красноярского края, Камчатского края, Орловской, Рязанской, Самарской областях и других субъектах Российской Федерации.

Между тем, ссылка на данную Методику, а также на возможность урегулирования вопроса о нормативном количестве «окон» в МФЦ в законодательных и иных нормативных правовых актах отсутствует.

Таким образом, решения по оптимизации количества «окон» в МФЦ, предлагаемые к одобрению Правительственной комиссией как координационным органом, осуществляющим в рамках своей компетенции взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеют лишь рекомендательный характер и не всегда

5 Методические рекомендации по созданию и обеспечению деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг // Официальный сайт Министерства экономического развития РФ // URL: www. economy.gov.ru (дата обращения: 26.08.2014).

согласуются с нормами актов более высокой юридической силы.

Учитывая изложенное, можно предположить, что основанием для снижения количества «окон» в МФЦ может являться включение соответствующих норм в положения законодательных или иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Реализация данного мероприятия в дальнейшем будет являться основанием для финансового обеспечения решений, предлагаемых субъектами Российской Федерации.

Согласно предложениям заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, на базе МФЦ предлагается предоставлять более 50% государственных и муниципальных услуг от их общего количества.

В настоящее время через МФЦ предоставляются в среднем более 140 государственных и муниципальных услуг, среди которых наиболее востребованными считаются регистрация прав на недвижимость и земельные участки, другие услуги в области земельных и имущественных отношений, услуги в сфере строи -тельства, социальной сферы, миграционного учета и др.6

В соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» основанием для предоставления государственных услуг федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов в МФЦ, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, является соглашение о взаимодействии, заключенное федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов с уполномоченным МФЦ.

Приказом Минэкономразвития России от 1 января 2012 г. № 13 утверждена примерная форма соглашения о взаимодействии.

Согласно данным Минэкономразвития России, по состоянию на январь 2014 г. в 54 субъектах Российской Федерации заключены соглашения о взаимодействии, в 25 субъ-

6 Стенограмма селекторного совещания по вопросу развития сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, состоявшегося у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева 4 декабря 2013 г. URL: http://government.ru/news/8723/#vstup (дата обращения: 02.10.2014).

ектах Российской Федерации соглашения находятся на стадии согласования с федеральными органами исполнительной власти, в 4 субъектах Российской Федерации соглашения не заключены или данные о заключении отсутствуют.

Следовательно, незаключение названных соглашений существенно сокращает возможность граждан получать государственные и муниципальные услуги через МФЦ.

Как уже было отмечено выше, организация деятельности МФЦ осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

По оценке Минэкономразвития России, ежегодные затраты 83 регионов России на содержание сети МФЦ с учетом планов субъектов Российской Федерации в настоящее время составляют около 20 млрд рублей.

Услуги, предоставляемые федеральны -ми органами исполнительной власти на базе МФЦ, составляют в среднем около 60% от всех предоставляемых гражданам государственных и муниципальных услуг.

По оценке Минэкономразвития России, «федеральная» часть расходов регионов на организацию предоставления услуг федеральных органов исполнительной власти на базе МФЦ составляет около 60% от расходов на содержание МФЦ.

Вопрос о компенсации расходов субъектов Российской Федерации, связанных с предоставлением государственных услуг федеральных органов исполнительной власти на базе МФЦ, оставался открытым для дискуссий до июля 2014 г., когда Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон № 249-ФЗ «О внесении изменений в статьи 50 и 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации».

Названным Федеральным законом определено, что в случае получения государственных услуг через МФЦ 50% от размера государственной пошлины подлежит зачислению в федеральный бюджет, а 50% — в бюджет субъекта Российской Федерации.

Таким образом, Федеральным законом предусматривается с 1 января 2015 г. установление дополнительного доходного источника бюджетов субъектов Российской Федерации в целях компенсации расходов, связанных с предоставлением государственных услуг федеральных органов исполнительной власти через МФЦ.

Согласно статье 15 упомянутого Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ, МФЦ наделен полномочием по консультированию заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в центре.

Несмотря на то, что МФЦ как организация, уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, существует с 2007 г., проблема кадрового обеспечения высококвалифицированными специалистами таких центров по-прежнему актуальна, особенно в условиях стремительного роста количества таких учреждений. Требуемый высокий уровень знаний, умений, навыков, ответственности (знание законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, системы государственного управления и структуры органов государственной власти, владение информационными технологиями, умение грамотного общения с заявителями и представителями органов власти и т. д.) не всегда сопоставим с уровнем предлагаемой государственным (муниципальным) учреждением заработной платы. Такая ситуация на практике приводит к «текучести» кадров, демотивации сотрудников, наличию большого числа свободных вакансий в учреждениях, низкому качеству обслуживания и как следствие — неэффективному расходованию бюджетных ассигнований.

В целях решения данного вопроса и оптимизации подготовки высококвалифицированных специалистов в данной сфере деятельности на федеральном уровне Минэкономразвития России разрабатываются специальные учебные программы, методические рекомендации, регулярно организуются выездные семинары, конференции, которые проходят во многих субъектах Российской Федерации, давая представителям таких учреждений возможность обмениваться практическим опытом деятельности.

В свою очередь многие субъекты Российской Федерации в рамках решения данного вопроса организуют курсы повышения квалификации с привлечением специалистов органов государственной власти. Наряду с этим, отдельные субъекты (г. Москва, Ростовская, Воронежская области и др.) практикуют непосредственное привлечение специалистов органов государственной власти к деятельности по организации предоставления государственных услуг через МФЦ. Однако несмотря

на реализуемые мероприятия, «кадровый вопрос» остается актуальным.

Резюмируя вышеизложенное можно предположить, что создание сети МФЦ в России — это перспективная форма государственной и муниципальной административной деятельности, нуждающаяся в дальнейшем качественном развитии:

• в целях выработки единой практики правоприменения с учетом уже имеющегося опыта нормативная правовая база в сфере деятельности МФЦ нуждается в глубоком анализе, который, полагаем, послужит базой для подготовки предложений по внесению изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации;

• рекомендуемые к использованию методические рекомендации не должны «явно» или «косвенно» противоречить положениям уже действующих нормативных актов Российской Федерации;

• формирование единых требований по созданию и организации деятельности МФЦ позволят значительно оптимизировать расходы бюджетов Российской Федерации на создание и последующее содержание МФЦ;

• обучение и повышение квалификации специалистов МФЦ целесообразно проводить по унифицированной форме, в рамках единой программы, на регулярной основе. Кроме этого мотивация сотрудников дан-

ных организаций и популяризация самообразования и самосовершенствания должны стать подспорьем в период формирования новых высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов в сфере организации предоставления государственных услуг.

Таким образом, успешная реализация мероприятий по созданию сети МФЦ в России напрямую зависит от качества планирования, наличия иерархии целей и задач, требующих системного подхода в их решении, своевременности принятия решений.

В целом, создание в 2015 г. сети МФЦ позволит достичь установленного Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 показателя — «доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг, к 2015 г. — не менее 90%»7 и окажет благоприятное влияние на экономическое положение субъектов Российской Федерации в связи с оперативным получением гражданами государственных и муниципальных услуг, а также позволит повысить качество жизни населения.

7 Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 19. Ст. 2338.

Литература

1. Актуальные проблемы теории государства и права / под ред. А.И. Бастрыкина. М., 2014. С. 108.

2. Экономика платных услуг: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, направлению «Экономика», специальности «Государственное и муниципальное управление» / под ред. H.A. Восколович. М.: ЮНИТА-ДИАНА, 2013. 399 с.

3. Система государственного управления / под ред. С.Ю. Наумова и др. М.: ФОРУМ, 2012. 304 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Васильев С.А. Проблемы развития организационно-правовых основ предоставления государственных и муниципальных услуг населению в многофункциональных центрах // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 12. С. 13.

MULTIFUNCTIONAL CENTERS PROVIDING PUBLIC AND MUNICIPAL SERVICES: BENEFITS AND PROBLEMS

Gavrilova Lyudmila Aleksandrovna, PhD student at the Department of Financial Management of Moscow City University of Management at the Moscow Government, Consultant at Finance Ministry, M-Liudmila@yandex.ru, Moscow, Russian Federation

In recent years, public policy focuses on the quality and accessibility of public services. The role and importance of these services in the daily life of communities is growing rapidly.

To achieve the performance targets in public services established by the President of the Russian Federation in May 2012 decrees by the Government of the Russian Federation developed and is currently being implemented a range of activities aimed at the optimization of the algorithm of public services provision by executive authorities in connection with the introduction of a new principle of government service — the principle of "one window".

In order to implement this principle, which is one of the ways to improve the quality and accessibility of public services in all regions of the Russian Federation measures are currently being implemented aimed at promoting an information and communication infrastructure to facilitate obtaining state services in electronic form.

Another ambitious project is to create a network of multifunctional centers providing state and municipal services. Meanwhile, despite the fact that the implementation and operations of multi-service centers in the regions of Russia has a number of advantages for a number of applicants (public services are becoming more affordable, it takes less time for their production, the number of documents required to obtain public services is minimized, etc), for the state establishment and operations of such institutions are associated with solving problems that require timely and swift action.

The author analyzes some current problems related to legal, regulatory and financial bases for establishing a network of multi-service centers, its development and operations.

Keywords: government services, municipal services, multifunctional center, public services, multifunctional center operations, multi-center requirements, the principle of "one window"

References

1. Aktual'nye problemy teorii gosudarstva i prava [Actual problems of the theory of state and law] / pod red. A.I. Bastrykina. M., 2014. p. 108.

2. Ekonomika platnykh uslug [Economy of paid services]: ucheb. posobie dlia studentov vuzov, obuchaiushchikhsia po ekonomicheskim spetsial'nostiam, napravleniiu «Ekonomika», spetsial'nosti «Gosudarstvennoe i munitsipal'noe upravlenie» / pod red. N.A. Voskolovich. M.: IUNITA-DIANA, 2013. 399 p.

3. Sistema gosudarstvennogo upravleniia [System of government] / pod red. S.Iu. Naumova i dr. M.: FORUM, 2012. 304 p.

4. Vasil'ev S.A. Problemy razvitiia organizatsionno-pravovykh osnov predostavleniia gosudarstvennykh i munitsipal'nykh uslug naseleniiu v mnogofunktsional'nykh tsentrakh [Problems of development of organizational and legal foundations of the state and municipal services to the population in multifunctional centers] // Aktual'nye problemy rossiiskogo prava. 2013. № 12. p. 13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.