особенности правового регулирования
оперативно-розыскных мероприятий в
сетях связи
УДК 343.102:004.738.5
Н.А. НЕМКОВА,
начальник сектора Приволжского филиала государственного учреждения научно-производственного объединения «Спецтехника и связь» МВД России
Развитие информационных технологий, их внедрение в жизнь каждого из нас, несомненно, является большим достижением. «Информационный» XXI век получил свое название благодаря развитию глобальных информационных систем и, в первую очередь, - Интернета. Вместе с тем, у развития информационной составляющей есть и негативные моменты. Следует признать, что «Всемирная паутина» является не только достижением современности. Она впитала в себя многие известные пороки общества и уже начала создавать новые формы и виды преступной деятельности, в числе последних и призывы к экстремистским действиям [1], и размещение в сети руководств для террористов.
Интернет - это мощное средство идеологического влияния, информационных воздействий деструктивных экстремистских организаций, например, международных террористов и бандитских формирований экстремистской направленности [2, с.176]. Интернет используется для создания баз разведывательных данных, перехвата информации правоохранительных органов, пропаганды своих взглядов, вербовки сообщников, сбора пожертвований, размещения
руководств по организации терактов, психологического терроризма, сбора информации о предполагаемых целях и объектах шантажа, подготовки террористов, пропаганды расовой, религиозной и других форм нетерпимости. Получил распространение так называемый электронный джихад, или кибертерроризм [3, с. 175].
Перечисленные обстоятельства порождают необходимость правового урегулирования вопросов установления ответственности за совершение противоправных деяний в указанной сфере, рассмотрение вопросов выявления, раскрытия и расследования преступлений экстремистской направленности в сетях общего пользования.
Примеры успешных действий по ограничению доступа к сайтам, содержащим материалы экстремистской направленности в практике работы органов прокуратуры уже встречаются [4], однако методам и средствам выявления преступлений указанного рода должного внимания в научных и методических материалах не уделено.
Сложность урегулирования вопросов ответственности и осуществления противодействия распространению противоправной информации в информационно-телекоммуникационных системах, к которым относится и Интернет, определяется такими их свойствами, как анонимность, экстерриториальность и саморегулирование, что позволяет радикальным организациям регистрировать доменные имена сайта в одной стране, размещая при этом информацию в другой.
Принципы распространения информации в глобальных сетях и свободы выражения мнений регулируются в настоящее время в ряде нормативных актов Совета Европы: Декларации Комитета министров Совета Европы о свободе выражения мнений и информации СМИ в контексте борьбы с терроризмом от 2 марта 2005 г.; Декларации о свободе общения в Интернете (2003); Рекомендациях Парламентской ассамблеи Совета Европы №1706 (2005) «Средства массовой информации и терроризм»; Рекомендациях №
R(2001) Комитета министров Совета Европы «О вопросах регулирования виртуального содержания (саморегулирование и охрана пользователей от противоправного или причиняющего вред содержания новых информационных и коммуникационных услуг)» от 5 сентября 2001 г.; Дополнительном протоколе к Конвенции о киберпреступности относительно введения уголовной ответственности за правонарушения, связанные с проявлением расизма и ксенофобии, совершенные посредством компьютерных систем, от 28 января 2003 г. и др.
Проведенный анализ нормативных документов позволил выделить особенности, которые обуславливают процесс выявления, раскрытия и расследования преступлений в сети Интернет. В первую очередь речь идет о значительной роли оперативно-розыскной деятельности при выявлении преступлений указанного рода.
Характерной чертой оперативно-розыскной деятельности является ее разведывательно-поисковая (т.е. информационная) сущность, осуществляемая на основе сочетания гласных и негласных методов и средств получения информации. В этой связи представляется актуальным рассмотрение механизмов правового регулирования, обеспечивающих, с одной стороны, результативность ОРД, а, с другой стороны, реализацию принципов законности и соблюдения конституционных прав и интересов граждан при ее проведении.
Исчерпывающие перечни оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) и оснований, допускающих их проведение, предусмотрены законом «Об оперативно-розыскной деятельности» [5, ст. 6,7].
Не умаляя важности иных ОРМ, следует отметить, что развитие современных информационных технологий актуализирует такие оперативно-технические способы получения информации, циркулирующей в сетях связи, как снятие информации с технических каналов связи, прослушивание телефонных переговоров, контроль электронных почтовых отправлений и иных сообщений. При этом проведение ОРМ на сетях связи имеет ряд правовых, организационных и технических особенностей, поскольку сопряжено:
- с ограничением ряда конституционных прав граждан;
- с организацией взаимодействия субъектов ОРД между собой, а также с федеральным органом исполнительной власти в области связи и сообществом операторов связи [6];
- с возложением на операторов связи обязанности осуществлять деятельность, обеспечивающую проведение ОРМ на сетях связи, включая приобретение и предоставление средств связи (имущества) для использования субъектами ОРД (третьими лицами) [7, ст. 64];
- применением специальной электронной аппаратуры и систем;
- обеспечением конфиденциальности ОРМ.
Перечисленные особенности ОРМ на сетях
связи предполагают детальную проработку вопросов правового регулирования отношений, возникающих при их проведении. В настоящее время сложилась система правовых актов различного уровня, направленных на комплексное решение данной задачи.
Прежде всего, следует отметить, что проведение ОРМ на сетях связи ограничивает такие конституционные права человека и гражданина, как право на тайну телефонных переговоров и сообщений, передаваемых по сетям связи. Поэтому проведение указанных ОРМ допускается только на основании судебного решения и при наличии информации, оговоренной в ст. 8 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» [5].
Проведение ОРМ на сетях связи также предполагает возникновение специфических правоотношений между субъектами ОРД, органом исполнительной власти в области связи и операторами связи. Прежде всего, отметим, что исключительное правомочие на проведение ОРМ, связанных с контролем электронных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре и снятием информации с технических каналов связи, согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» возложено на Федеральную службу безопасности, органы внутренних дел и федеральные органы налоговой полиции. Указом Президента РФ «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств» [8] установлено общее правило, определившее основного субъекта (ФСБ России) проведения такого рода ОРМ, в том числе и в интересах иных субъектов ОРД.
Важной особенностью ОРМ на сетях связи является невозможность их проведения без организационно-технического обеспечения организациями, оказывающими услуги связи. Отмеченная особенность нашла отражение не только в законодательстве о бе-
зопасности (ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и «Об органах Федеральной службы безопасности»), но и законодательстве о связи.
Так, согласно ст. 64 Федерального закона «О связи» [7] все операторы связи должны оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в проведении оперативно-розыскных мероприятий на сетях связи. Кроме того, они обязаны предоставлять им информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами.
В целях технического обеспечения ОРМ операторы связи также должны реализовы-вать требования к сетям и средствам связи, установленные федеральным органом исполнительной власти в области связи.
Технические аспекты возможности реализации ОРМ на сетях связи заключаются в том, что их проведение невозможно без размещения специального оборудования на узлах сетей связи. Данное обстоятельство привело к созданию систем технических средств для обеспечения оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ) на электронных телефонных станциях, сетях документальной электросвязи, а позднее - центрах коммутации систем подвижной и беспроводной связи, а также системах персонального радиовызова общего пользования.
В настоящее время техническое оснащение сетей связи определяется следующими документами Мининформсвязи и Госкомсвязи РФ (Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия):
- Приказ Мининформсвязи РФ от 16.01.2008 № 6 «Об утверждении Требований к сетям электросвязи для проведения оперативно-разыскных мероприятий. Часть I. Общие требования» [9];
- Приказом Госкомсвязи РФ от 27 марта 1999 г. № 47 «Об утверждении Общих технических требований к системе технических средств по обеспечению функций оперативно-розыскных мероприятий на сетях (службах) документальной электросвязи» [10];
- Приказом Госкомсвязи от 20.04.99 № 70 «О технических требованиях к системе технических средств для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий на сетях электросвязи Российской Федерации» [11].
В соответствии с этими документами
СОРМ состоит из аппаратно-программных средств, размещаемых как у оператора связи, так и субъекта ОРД, а также выделенного канала связи.
Еще одной особенностью ОРД на сетях связи является использование имущества операторов связи (третьих лиц) в неуставных целях. В ч. 4 ст. 15 Федерального закона «О Федеральной службе безопасности» [12] предусмотрено, что «физические и юридические лица в Российской Федерации, предоставляющие услуги ... электросвязи всех видов, ... обязаны ... включать в состав аппаратных средств дополнительное оборудование и программные средства, а также создавать другие условия, необходимые для проведения оперативно-технических мероприятий органами ФСБ».
Во исполнение этого требования подзаконные документы органа исполнительной власти в области связи [13] также обязывают операторов связи включать в состав коммутационного оборудования узлов связи специальную аппаратуру, которая позволяет субъектам ОРД автономно от оператора связи осуществлять прослушивание или контроль за обменом информацией любого абонента.
Порядок финансирования работ по развертыванию и эксплуатации СОРМ определяется соглашением Минсвязи и ФСБ РФ. В частности, затраты на аппаратно-программные средства СОРМ, входящие в состав коммутационного оборудования, и канало-образующая аппаратура финансируются за счет средств операторов связи.
Весьма специфичной особенностью деятельности операторов связи является необходимость соблюдения ими конфиденциальности информации, связанной с проведением ОРМ на сетях связи. В частности, закон (ст. 64 ФЗ «О связи» [7]) возлагает на операторов связи обязанность принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
Соглашение Минсвязи и ФСБ РФ также предписывает операторам связи осуществлять работы по внедрению технических средств СОРМ с соблюдением конфиденциальности и проводить их ограниченным кругом специалистов по согласованию с органами ФСБ РФ, а также принимать согласованные с ФСБ России меры к недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения оперативно-розыскных мероприятий.
В целом, проведенный краткий анализ правового регулирования ОРМ на сетях связи показывает, что многие аспекты их проведения нашли отражение в законодательстве и множестве подзаконных актов. Однако до настоящего времени остаются
неразрешенными некоторые проблемные вопросы в данной области деятельности, в числе которых средства и методы выявления признаков преступной деятельности в сети Интернет.
Литература —
1. Денисов Ю.Д. Противодействие экстремизму в сети Интернет // Законность. - 2006. - № 6.
2. Овчинский А.С. Технологии информационного противодействия организованной преступности: сборник материалов Всероссийской конференции «Информационная безопасность России в условиях глобального информационного общества» / под ред. А.В. Жукова. - М., 2001. 176с.
3. Полякова ТА. Вопросы ответственности за использование информационно-телекоммуникационных систем в террористических и экстремистских целях // СПС «Консультант Плюс»
4. См., например: Денисов Ю.Д. Противодействие экстремизму в сети Интернет // Законность. - 2009. - № 6.
5. См.: Об оперативно-розыскной деятельности: федер. закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 26.12.2008), ст.ст. 6,7 // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 33. - Ст. 3349
6. Об утверждении правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность: постановление Правительства РФ от 27.08.2005г. № 538 (ред. от 13.10.2008) // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 36. - Ст. 3704.
7. См.: О связи: федеральный закон от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ (ред. от 29.04.2008), Ст. 64 // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 28. - Ст. 2895.
8. См.: Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств: Указ Президента РФ от 01.09.95 № 891 // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 24. - Ст. 2954.
9. См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2008. - № 9.
10. См.: СвязьИнформ. - 1999. - № 7.
11. См.: СвязьИнформ. - 1999. - № 6 (Приказ)
12. О федеральной службе безопасности: федеральный закон от 03.04.1995 г. № 40-ФЗ (ред. от 25.12.2008) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 15. - Ст. 1269.
13. См.: Приказ Мининформсвязи от 16.01.2008 № 6, приказы Госкомсвязи РФ от 27.03.99 № 47 и 20.04.99 № 70.
к проблеме использования результатов документирования противоправных действий, разрабатываемых в уголовном судопроизводстве
УДК 343.1
О.В. ТУРБИНА,
доцент кафедры ОРД ОВД МосУ МВД России,кандидат юридических наук
Проблема выявления сведений о действиях разрабатываемых оперативно-розыскным путём и последующее их использование в уголовном судопроизводстве - это тесно связанные, параллельно решаемые задачи, преследующие одну и ту же цель, при этом решение одной из них достигается процессуальным путём, другой - непроцессуальным. Поэтому их рассмотрение не следует отрывать друг от друга.
Сведения, которые могут быть использованы в уголовном судопроизводстве, формируются либо при обнаружении факта совершенного преступления и возбуждении уголовного дела как процессуальным, так непроцессуальным путём, либо до начала предварительного расследования в резуль-
тате оперативно-розыскного производства по делам оперативного учёта. В последнем случае, прежде чем они могут послужить поводом (основанием) для возбуждения уголовного дела или использованы в уголовном судопроизводстве в целом, они накапливаются в делах оперативного учёта.
Этот процесс в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, по нашему мнению, можно рассматривать как документирование противоправных действий лиц, подготавливающих, совершающих, совершивших преступление и проходящих по таким делам. Сведения, полученные в процессе документирования, в большинстве случаев являются исходными для возникновения уголовно-процессуальных отношений.