Научная статья на тему 'Модель правовой организации оперативно-розыскных мероприятий на сетях связи в Российской Федерации'

Модель правовой организации оперативно-розыскных мероприятий на сетях связи в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
716
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CALEA / ETSI / LI / ЗАКОННЫЙ ПЕРЕХВАТ СООБЩЕНИЙ / LAWFUL INTERCEPTION / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / СОРМ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / HUMAN RIGHTS / ГАРАНТИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / GUARANTEES OF PROTECTION OF HUMAN RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Семилетов Станислав Иванович

В статье дается анализ российской действующей модели СОРМ и ее отличие от моделей законного перехвата коммуникаций на каналах и сетях связи на основе подходов по американскому стандарту CALEA и европейскому стандарту ETSI в части их соответствия требованиям норм международного права. Рассматриваются возможности модели СОРМ по реализации конституционных гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина. Отмечаются коллизии и противоречия норм действующего законодательства РФ в сфере регулирования СОРМ требованиям Конституции РФ. Предлагается модель возможной организации СОРМ в Российской Федерации, учитывающая специфику оперативно-розыскной деятельностью в Российской Федерации и отвечающая требованиям Конституции РФ и нормам международного права. Формулируются предложения по изменению действующего законодательства РФ, которые позволят привести организацию применения СОРМ в России в соответствие с требованиями Конституции РФ, нормами международного права и обеспечить конституционные гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Семилетов Станислав Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Models of the organization lawful interception in communication and ensuring of guarantees of protection of the human rights

In article models of systems of lawful interception of communications on channels and communication networks on the basis of approaches under American standard CALEA both European standard ETSI and Russian model SORM about their conformity to requirements of norms of international law are compared. Are considered model SORM working in the Russian Federation about its possibilities on realization of the constitutional guarantees of protection of the rights and freedom of the person and the citizen. Collisions and contradictions of norms of the current legislation of the Russian Federation in sphere of regulation SORM to requirements of the working Constitution of the Russian Federation are marked. The model of possible organization SORM in the Russian Federation, considering practice and specificity of lawful interception in the Russian Federation and meeting the requirements of the Constitution of the Russian Federation and to norms of international law is offered. Offers on change of the current legislation of the Russian Federation which will allow to bring into accord the organization of application SORM in the Russian Federation in conformity with requirements of the Constitution of the Russian Federation, are formulated by norms of international law and will allow to provide practically the constitutional guarantees of protection of the rights and freedom of the person and the citizen.

Текст научной работы на тему «Модель правовой организации оперативно-розыскных мероприятий на сетях связи в Российской Федерации»

С.И. Семилетов*

МОДЕЛЬ ПРАВОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА СЕТЯХ СВЯЗИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*

Национальное регулирование и практика организации законного перехвата коммуникаций (Lawful Interception) в мировом сообществе базируется на приоритетности прав и свобод человека, выполнения требований и норм ряда международных конвенций и иных актов международного права и обеспечивает государственные гарантии прав и свобод человека и гражданина, неприкосновенность его частной жизни. При этом, как правило, организация законного перехвата коммуникаций строится на основе моделей либо по стандарту CALEA (США, Канада и другие страны Америки) либо по стандарту Европейского союза ETSI.

В Российской Федерации правовой основой оперативно-розыскной деятельности в сфере связи, в том числе деятельности по организации строительства и эксплуатации систем оперативно-розыскных мероприятий на сетях связи (далее - СОРМ), является Конституция РФ, федеральные законы от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» 5 № 144-ФЗ (далее -ФЗ об ОРД), от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи», от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи», от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», от 17 января 1992 г. № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации», УПК РФ, а также ряд подзаконных актов Правительства РФ и ведомств.

В СОРМ официально применяются следующие виды оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ):

контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений (п. 9 ст. 6 ФЗ об ОРД);

* Старший научный сотрудник сектора информационного права Института государства и права РАН, кандидат юридических наук.

** Статья подготовлена при поддержке РФФИ. Проект № 10-06-00003.

Труды Института государства и права Российской академии наук № 5/2012

прослушивание телефонных переговоров (п. 10 ст. 6 ФЗ об

ОРД);

снятие информации с технических каналов связи (п. 11 ст. 6 ФЗ об ОРД);

наблюдение (п. 6 ст. 6 ФЗ об ОРД).

Указанные виды ОРМ затрагивают конституционные права и свободы человека, неприкосновенность частной жизни, и, соответственно, их регулирование и регламентация относится к исключительному ведению Федерального Собрания РФ (п. «в» ст. 71, ст. 76 Конституции РФ). В то же время порядок проведения ОРМ и юридические основания правомочности должностных лиц органа, осуществляющего указанные ОРМ, законом не определены.

Другие виды ОРМ: электронное наблюдение (законом не определено); поиск на коммуникационных каналах и сетях и в почтовых отправлениях (п. 4 ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму»).

В Российской Федерации законом не раскрывается содержание видов ОРМ и не регламентируются в должной мере процедуры их применения. При этом можно отметить, что в действующем законодательстве РФ в сфере регулирования ОРД в системе СОРМ имеется ряд коллизий в части соответствия требованиям Конституции РФ, а именно:

несоответствие и отступление от норм и правил международного права (ч. 4 ст. 15);

несоблюдение требований нормативно-правового регулирования ОРД, ограничивающих права и свободы человека, относимых исключительно к ведению Федерального Собрания Российской Федерации (п. «в» ст. 71, ч. 1 ст. 76);

нарушение принципа соразмерности ограничений прав и свобод человека и гражданина только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55);

применение закрытых ведомственных нормативных правовых актов, устанавливающих и регулирующих процедуры проведения ОРМ, затрагивающих и ограничивающих права и свободы человека и гражданина (ст. 15);

отсутствие практической возможности ознакомления гражданами с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы, в случаях, когда подозрения в отношении лиц, обвиняемых в подготовке или совершении преступлений, не нашли своего подтверждения (ст. 24);

отсутствие возможности реализации государственных гарантий защиты в суде нарушенных прав человека и гражданина в сфере ОРД и ОРМ (ст. 2, 18, 23, 45 и 46).

Модель реализации СОРМ в РФ представлена на рис. 1.

Рис. 1. Действующая модель реализации СОРМ в Российской Федерации

Отличия модели СОРМ от моделей по стандартам CALEA и ETSI заключаются в следующем.

1. Имеется иерархия органов, осуществляющих ОРМ, и соответственно разные права и обязанности органов и процедур при осуществлении ОРМ.

2. Не выполняются требования норм международного права (и Конституции РФ) в части обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина, неприкосновенности частной жизни.

3. Не обеспечиваются в должной мере государственные гарантии обеспечения прав и свобод человека при проведении ОРМ.

4. Отсутствуют требования экономической целесообразности, конкурентности и обеспечение минимизации затрат на организацию и проведение ОРМ.

Модель СОРМ отвечает почти всем требованиям Резолюции Совета Европы от 17 января 1995 г. о законном перехвате телекоммуникаций1, за исключением важного требования по установлению внешнего контроля за действиями правоохранительных органов при инициализации ими действий по перехвату коммуникаций (перехват должен быть организован таким образом, чтобы у правоохранительных органов была исключена возможность несанкционированного и неправомерного проведения перехвата и было бы невозможным использование полученной при перехвате информации).

В части соответствия положениям Европейской конвенции о компьютерных преступлениях модель СОРМ не в полной мере отвечает требованиям этой Конвенции. Так, действующее законодательство РФ в области СОРМ не отвечает требованиям ст. 15 в части осуществления полномочий и процедур правоохранительными органами, проверки юридических оснований

1 Council Resolution of 17 January 1995 on the lawful interception of telecommunications (Enfopol95), Официальный текст см.: URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:31996G1104:EN:HT ML (дата обращения: 17.08.2012).

правомочности их применения при осуществлении ОРМ, затрагивающих права и свободы человека, в соответствии с условиями и гарантиями, предусмотренными Конституцией РФ, а также обязательствами, которые Российская Федерация взяла на себя по Конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятой Советом Европы в 1950 г., Международным пактом о гражданских и политических правах, принятым ООН в 1966 г., а также другими международными договорами по правам человека, направленными на надлежащую защиту прав и свобод человека, неприкосновенность частной жизни.

Действующее законодательство РФ не предусматривает порядок организации неподконтрольного правоохранительным органам хранения документированной информации, полученной и передаваемой правоохранительным органам при осущестлении ОРМ (ст. 16 Конвенции). Хотя Россия и отозвала свою подпись под данной Конвенцией (по иным причинам, в частности свободного трансграничного доступа к компьютерным данным других стран), тем не менее положения законодательства РФ должны соответствовать указанным положениям Конвенции (которые приняты в развитие ранее ратифицированных Российской Федерацией других международных актов по правам человека).

В моделях CALEA и ETSI административную функцию по контролю правомочий должностного лица правоохранительного органа и техническую работу по инициализации перехвата и документированию получаемых данных перехвата ведет непосредственно оператор связи в соответствии с условиями и предписаниями, установленными судебным ордером или иным законным разрешением уполномоченного органа, документируя при этом все выполняемые процедуры и операции. При этом сами правоохранительные органы не имеют права устанавливать свои аппаратные средства и самостоятельно проводить перехват коммуникаций (за исключением некоторых случаев индивидуального перехвата устных сообщений средствами специального оборудования) и вправе лишь присутствовать и контролировать действия уполномоченных на то лиц оператора связи или поставщика коммуникационных услуг.

В моделях ETSI и CALEA предусмотрено неподконтрольное правоохранительным органам хранение оригинальных копий данных перехвата у третьей уполномоченной на то стороны в целях предотвращения возможных подлогов и фальсификации доказательств. Так, в модели CALEA оператор связи полученные документированные данные перехвата кратковременно хранит и передает их на долговременное хранение суду, выдавшему судебный ордер на перехват. В модели ETSI документированные данные перехвата в течение установленного срока хранятся у оператора связи. Соответственно в случае возбуждения уголовного дела и в процессе судебного разбирательства при возникновении сомнений у сторон судебного процесса в подлинности или достоверности доказательств, полученных в результате перехвата коммуникаций, суд может в любой момент затребовать контрольную запись данных перехвата у уполномоченной незаинтересованной третьей стороны для сравнения и установления истины и вынесения законного и справедливого решения.

В моделях ETSI и CALEA в отличие от модели СОРМ предусмотрено, что в случаях установления фактов неправомерного применения перехвата коммуникаций или неправомерного получения персональных данных, связанных с перехватом коммуникаций, на любом этапе (будь то оператор связи, комиссар (прокурор) или суд) об этом в обязательном порядке в соответствии с требованием закона должно быть письменно уведомлено лицо, в отношении которого были нарушены права человека на тайну связи, тайну персональных данных и неприкосновенность частной жизни. Соответственно лицо, права которого были нарушены, или его адвокат может на законном основании ознакомиться со всеми полученными в отношении его материалами, подготовить обоснованную жалобу или иск и потребовать возместить моральный и (или) материальный ущерб и привлечь виновных лиц к ответственности.

Модель организации СОРМ ближе к европейской модели ETSI, однако в ней отсутствует ряд указанных выше процедур, которые не предусмотрены законодательством РФ. Соответственно возможности защиты нарушенных прав человека и обеспечения конституционных гарантий их защиты в Россий-

ской Федерации минимальны и в значительной мере декларативны.

В Российской Федерации оператору связи исполнение административной функции не поручается. Как правило, он непосредственно не исполняет предписания судебного решения относительно проведения ОРМ, а при осуществлении негласных ОРМ судебное решение ему вообще не предъявляется. Оператор связи действия уполномоченного органа не контролирует, нарушения не фиксирует и не может фиксировать, поскольку при работе уполномоченного органа с пункта управления он полностью отделен от проводимых ОРМ и действий должностных лиц уполномоченного органа. В моделях БТ81 и СЛЬБЛ оператор связи выступает равноправным партнером правоохранительных органов в решении государственной задачи по борьбе с преступностью и терроризмом. Понятно, что при этом роль, социальная значимость оператора связи существенно выше.

Если сравнивать порядок финансирования и планирования затрат на СОРМ в Российской Федерации и странах Европейского союза или США, то сравнение будет не в пользу нашей страны. И в Европейском союзе, и в США в законе закреплен порядок планирования затрат, их компенсации операторам связи как за установку средств перехвата, так и за услуги перехвата по каждому обращению правоохранительных органов. Кроме того, законом установлен порядок финансового отчета по всем проведенным затратам оператора связи по оборудованию и средствам перехвата и по представленным услугам по перехвату и их аудиту вплоть до заслушивания отчета в парламенте. Все это позволяет проводить эффективную государственную политику по планированию затрат на ОРМ и оценивать экономическую эффективность ОРД и в целом работы правоохранительных органов в борьбе с преступностью и терроризмом.

Поскольку технические средства управления СОРМ (пульт управления СОРМ) подконтрольны уполномоченным органам ФСБ (МВД) и его должностным лицам, в действующей модели СОРМ имеется возможность неконтролируемого использования средств СОРМ уполномоченным органом ФСБ (МВД) или его должностными лицами, осуществляющими ОРМ. Вместе с тем

не исключены случаи проведения незаконных ОРМ, связанных с ограничением конституционных прав граждан РФ. Это обусловлено:

отсутствием установленных законом процедур совершения действий сотрудниками ФСБ (МВД) по порядку проведения ОРМ в сетях связи;

отсутствием открытых ведомственных нормативных правовых актов ФСБ (МВД), регламентирующих процессуальные действия сотрудников ФСБ (МВД).

Установление ограничений прав и свобод должно быть соразмерно защищаемым Конституцией и законами ценностям и принципам правового государства. Эти ограничения должны учитывать необходимый баланс интересов человека, общества и государства. В соответствии со ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод вмешательство государственных органов в осуществление прав на уважение личной и семейной жизни, неприкосновенности жилища, тайны корреспонденции допустимо только в определенных целях в установленном законом порядке. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства». Таким образом, действующая модель СОРМ не в полной мере отвечает требованиям Конституции РФ и нормам международного права.

Для приведения действующего законодательства РФ в сфере ОРД, затрагивающего права и свободы человека и гражданина, в соответствие с требованиями Конституции РФ и нормами международного права необходимо:

в рамках соблюдения принципа соразмерности ограничений прав и свобод человека и гражданина ограничиваться пределами только той меры, без которой невозможно обойтись в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, пресечения тяжких преступлений, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

регламентировать все процедуры ОРМ в системе СОРМ нормами федерального закона;

обеспечить разделение административных функций и сбалансированность правомочий участников СОРМ;

ввести внешний вневедомственный контроль юридических оснований правомочности применения и разделить административные функции правоохранительных органов и операторов связи в процедурах юридической и технической инициализации, технической поддержки и ведения перехвата;

устранить неравноправие органов, уполномоченных осуществлять ОРД, и иных субъектов участников ОРМ перед законом и судом;

установить гарантии того, что любой перехват коммуникаций на сетях связи или доступ к идентифицирующей соединение информации, произведенной в пределах ответственности оператора связи, может быть активизирован исключительно на основании постановления суда или другого законного разрешения;

предусмотреть в федеральном законе нормы: 1) обязывающие оператора связи или иное лицо в случаях установления фактов неправомерного или незаконного применения ОРМ незамедлительно в письменной форме извещать о них прокуратуру и суд; 2) обязывающие суд контролировать ход и требовать отчета от оперативно-розыскных органов, осуществляющих ОРМ, по выданным им судебным решениям на проведение ОРМ; 3) обязывающие суд и прокуратуру в письменной форме в установленных случаях информировать лицо о выявленных нарушениях его прав с указанием характера нарушения, сроков, времени и других сведений, касающихся незаконного ограничения законных прав и свобод человека и гражданина; 4) регламентирующие процедуры организации хранения у третьей уполномоченной на то стороны (неподконтрольной органам, осуществляющим ОРМ) контрольной копии результатов ОРМ; 5) устанавливающие порядок систематизации и учета случаев правомерного и неправомерного перехвата по всем случаям выдачи или невыдачи судебных ордеров, и др.

Как было уже показано, в рамках структуры действующей в настоящее время модели реализации СОРМ в Российской Феде-

рации без внесения изменений в структуру модели не представляется возможным реализовать все требования актов международного права, обеспечивающих законность и правомерность проведение ОРМ на каналах и сетях оператора связи. Для решения этой задачи можно предложить два варианта.

Первый вариант: преобразовать СОРМ в соответствии с моделью ЕТ81. В результате будут устранены все расхождения и несоответствия (рис. 2).

Прокуратура

(надзор)

Уведомляет пол ьзователей о фактах неправомерного проведения ОРМ

Рис. 2. Реализация СОРМ по модели ЕТ81

Суд, судебный контроль

Защищает права человека,

У ве до мл яет пол ьзовател ей о

фактах неправомерного

\ / проведения ОРМ

ч / ч / Судебное решение.

Второй вариант - компромиссный. С одной стороны, в нем учтена модель БТ81, с другой стороны - наработанная практика и специфика применения СОРМ в Российской Федерации (рис. 3).

Рис. 3. Модель организации СОРМ, учитывающая специфику ОРД в Российской Федерации и отвечающая требованиям Конституции РФ и нормам международного права

В первом варианте административную функцию по контролю оснований ОРМ и по техническому исполнению судебных

решений исполняет оператор связи (как он это всегда делал и делает при проведении гласных ОРМ).

Второй вариант предусматривает введение нового структурного звена. Исходя из принципа функционального разделения и сбалансированности функций, структурные подразделения, осуществляющие эксплуатацию технических средств и оборудования СОРМ на коммуникациях и сетях связи, должны быть самостоятельной государственной структурой и не должны входить в состав органа, уполномоченного осуществлять ОРД. Такой структуре законом должно быть запрещено самостоятельно по своей инициативе инициировать какие-либо ОРМ.

Подобной структурой, на наш взгляд, могла бы быть Федеральная служба оперативно-технических мероприятий в системе СОРМ (ФСОТМ) (или Федеральная служба оперативно-розыскных мероприятий в сетях электросвязи общего пользования (ФСОРМ)), которая возьмет на себя административные функции по технической инициализации и проведению ОРМ, а также контроль юридических оснований правомочности применения ОРМ. При этом техническое управление средствами СОРМ такой службой может осуществляться как дистанционно с терминалов пункта управления, так и с филиалов службы, размещенных на площадях крупных операторов связи, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования.

Такая модель обеспечивает разделение административных функций и сбалансированность правомочий участников и гарантии прав человека при проведении ОРМ, законность и правомерность проведения ОРМ правоохранительными органами на каналах и сетях оператора связи.

Представляется, что основными функциями подобной федеральной структуры должны быть следующие:

техническая эксплуатация действующей системы СОРМ; техническая реализация поручений (запросов) органов, осуществляющих ОРД и ОРМ и их инициализация на основании и в рамках предъявленных законных оснований применения ОРМ (судебное решение, постановление уполномоченного руководителя органа); документирование получаемой информа-

ции по результатам проведенных ОРМ в интересах всех органов, уполномоченных осуществлять ОРД;

передача полученных результатов ОРМ соответствующему уполномоченному органу, инициализировавшему ОРМ, а также прокурору или суду (судье) по их требованию в рамках установленной законом процедуры;

информирование надзорных органов (прокуратуры РФ) и суда о всех случаях неправомерного проведения ОРМ в системе СОРМ;

хранение контрольных копий документированной информации, полученной по результатам проведенных ОРМ, ее защита и уничтожение;

решение вопросов оперативного и технического взаимодействия с органами, уполномоченными осуществлять ОРД и ОРМ, в том числе касающихся порядка оперативной передачи им информации ОРМ в реальном масштабе времени на их терминал по установленному протоколу;

решение вопросов взаимодействия с органами прокуратуры РФ и суда;

административное и техническое взаимодействие с операторами связи и сервис-операторами и провайдерами услуг связи, электронной почты и иных коммуникаций на условиях возмездного договора;

решение вопросов развития повышения, эффективности, мощности системы СОРМ, а также увеличения ее ресурсов;

оценка необходимых затрат на эксплуатацию системы СОРМ и экономической эффективности ОРМ в системе СОРМ;

решение вопросов, связанных с порядком бюджетного финансирования развития системы СОРМ и компенсации затрат операторам связи в части обеспечения функционирования системы СОРМ на объектах оператора связи;

ведение статистики нарушений и подготовка отчетов для Президента РФ и Федерального Собрания РФ.

Учитывая специфику работы органов ФСБ по обеспечению государственной безопасности, порядок взаимодействия ФСБ с такой федеральной структурой может содержать некоторые исключения, затрагивающие документирование полученных ре-

зультатов ОРМ, их хранение и передачу в органы ФСБ, которые не нарушают общие подходы и установленные требования по обеспечению гарантии защиты конституционных прав человека.

Соответственно необходимо разработать проект положения о такой службе, разработать и принять федеральный закон «О Федеральной службе оперативно-технических мероприятий», где должны быть закреплены указанные полномочия данной службы, ее права, обязанности и ответственность. В этом законе следует:

конкретизировать права и обязанности оператора связи, сервис-провайдеров и других субъектов, оказывающих коммуникационные услуги, порядок их взаимодействия с федеральной службой в части технической установки и поддержки средств СОРМ;

сформулировать нормы, устанавливающие права, обязанности и ответственность должностных лиц службы;

закрепить порядок реализации административной функции по контролю юридических оснований правомочности органов, осуществляющих ОРД и контроля за действиями их уполномоченных лиц в рамках предъявленных законных оснований проведения ОРМ (судебное решение, постановление уполномоченного руководителя органа). Процедура должна предусматривать возможность проверки, что ограничение прав гражданина осуществляется уполномоченным на то органом и правомочным лицом в соответствии требованиями закона (а не подзаконных актов) и в его рамках;

установить порядок документирования получаемой информации при инициализации, оформления контрольной копии документированных результатов ОРМ, их хранения, защиты и уничтожения;

установить порядок оперативного и технического взаимодействия с органами, уполномоченными осуществлять ОРД и инициировать ОРМ, а также порядок передачи результатов ОРМ соответствующему уполномоченному органу, юридически инициализировавшему ОРМ, в том числе в реальном масштабе времени, на их терминалы по установленному протоколу;

установить порядок передачи результатов ОРМ прокурору или суду (судье) по их требованию;

закрепить обязанность и порядок информирования надзорных органов (прокуратуры РФ) и суда обо всех случаях неправомерного применения ОРМ в системе СОРМ;

установить порядок гласного и негласного предоставления информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами и иной персональной информации из баз данных оператора связи, а также порядок получения на представление информации из баз персональных данных оператора связи;

установить порядок технического взаимодействия с операторами связи и сервис-операторами и провайдерами услуг связи, электронной почты и иных коммуникаций на условиях возмездного договора, а также определить общие условия и предмет возмездного договора с операторами связи и разработчиками оборудования и программных средств СОРМ на оказание технических услуг по эксплуатации средств СОРМ, в том числе услуг по поддержке оборудования и средств СОРМ, и порядок их оплаты.

Т.А. Васильева * ИНТЕГРИРОВАННОСТЬ МИГРАНТОВ В ПРИНИМАЮЩЕЕ ОБЩЕСТВО КАК УСЛОВИЕ НАТУРАЛИЗАЦИИ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ

Западноевропейские страны в силу высокого уровня жизни и гарантированности прав и свобод человека испытывают осо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* Заведующая сектором сравнительного права Института государства и права РАН, доктор юридических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.