Научная статья на тему 'Особенности правового регулирования опеки и попечительства в отношении совершеннолетних лиц в России, Франции и Швейцарии'

Особенности правового регулирования опеки и попечительства в отношении совершеннолетних лиц в России, Франции и Швейцарии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1735
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕКА / ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО / ОГРАНИЧЕНИЕ ДЕЕСПОСОБНОСТИ / МЕНТАЛЬНЫЕ И ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА / GUARDIANSHIP / CUSTODIANSHIP / LIMITED LEGAL CAPACITY / MENTAL DISABILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петурова Наталья Николаевна

Российское правовое регулирование защиты прав совершеннолетних лиц, страдающих ментальными и психическими расстройствами, не в полной мере соответствует международным обязательствам Российской Федерации, принятым ею в связи с ратификацией международных конвенций, а также отличается фрагментарностью, отсутствием целостности и гибкости, что неоднократно становилось предметом критики ученых и судебных инстанций различных уровней. В связи с этим представляют интерес особенности правового регулирования института опеки и попечительства во Франции и Швейцарии, где был осуществлен концептуальный пересмотр подходов к защите прав и интересов недееспособных и ограниченных в дееспособности совершеннолетних лиц. Цель статьи выявление и поиск способов решения проблем правового регулирования опеки и попечительства в отношении совершеннолетних лиц в России с учетом новейшего положительного опыта Франции и Швейцарии путем разработки предложений, которые могут способствовать созданию полноценного и адекватного законодательного регулирования соответствующих правоотношений. На основании данной цели поставлены следующие задачи: сравнить статус основных участников правоотношений опеки и попечительства в рассматриваемых странах; проанализировать содержание соответствующих правоотношений; определить возможность внедрения в российскую правовую систему элементов, разработанных в результате анализа французской и швейцарской правовых систем. Основным методом исследования явился сравнительно-правовой метод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE LEGAL REGULATION OF CUSTODY AND GUARDIANSHIP OVER ADULTS IN RUSSIA, FRANCE AND SWIZERLAND

The Russian legal regulation of mental incapable adults' rights protection does not correspond to the full extent to the international obligations of the Russian Federation undertaken due to the international conventions ratification, furthermore it may be characterized by fragmentariness, shortage of flexibility and coherence. This circumstance has extensively been the subject to criticism by the doctrine and the courts. From this perspective it is pertinent to contemplate the specific features of the custody and guardianship legal regulation in France and Switzerland, since due to the recent law reforms in these countries the new legal regulation of incapable and partially incapable adults' rights protection based on the concept revision of the approaches to the mental incapable adults' rights and interests protection have been elaborated. The choice of comparative legal analysis was conditioned by the purpose and the tasks of the present article. The purpose of the present article is to reveal the problems of custody and guardianship over adults legal regulation in Russia and to find the ways to solve these problems taken into account the new positive experience of France and Switzerland due to elaboration of proposals that could inspire the creation of the full and pertinent legal regulation of the relevant legal relationships. Based on the given purpose the following tasks have been set: to compare the essential participants of the custody and guardianship relationships in Russia, France and Switzerland; to analyze the substance of the relevant relationships; to determine the possibility of introducing in the Russian legal system new mechanisms elaborated in the result of French and Swiss legal systems analysis.

Текст научной работы на тему «Особенности правового регулирования опеки и попечительства в отношении совершеннолетних лиц в России, Франции и Швейцарии»

DOI: 10.12737/jflcl.2020.015

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В ОТНОШЕНИИ СОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЛИЦ В РОССИИ, ФРАНЦИИ И ШВЕЙЦАРИИ

ПЕТУРОВА Наталья Николаевна, ведущий советник Аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, кандидат юридических наук

Россия, 109012, г. Москва, Большой Черкасский пер., 9

E-mail: embassysquare@yahoo.com

Российское правовое регулирование защиты прав совершеннолетних лиц, страдающих ментальными и психическими расстройствами, не в полной мере соответствует международным обязательствам Российской Федерации, принятым ею в связи с ратификацией международных конвенций, а также отличается фрагментарностью, отсутствием целостности и гибкости, что неоднократно становилось предметом критики ученых и судебных инстанций различных уровней. В связи с этим представляют интерес особенности правового регулирования института опеки и попечительства во Франции и Швейцарии, где был осуществлен концептуальный пересмотр подходов к защите прав и интересов недееспособных и ограниченных в дееспособности совершеннолетних лиц.

Цель статьи — выявление и поиск способов решения проблем правового регулирования опеки и попечительства в отношении совершеннолетних лиц в России с учетом новейшего положительного опыта Франции и Швейцарии путем разработки предложений, которые могут способствовать созданию полноценного и адекватного законодательного регулирования соответствующих правоотношений. На основании данной цели поставлены следующие задачи: сравнить статус основных участников правоотношений опеки и попечительства в рассматриваемых странах; проанализировать содержание соответствующих правоотношений; определить возможность внедрения в российскую правовую систему элементов, разработанных в результате анализа французской и швейцарской правовых систем.

Основным методом исследования явился сравнительно-правовой метод.

Ключевые слова: опека, попечительство, ограничение дееспособности, ментальные и психические расстройства.

Для цитирования: Петурова Н. Н. Особенности правового регулирования опеки и попечительства в отношении совершеннолетних лиц в России, Франции и Швейцарии // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2020. № 2. С. 138—153. DOI: 10.12737/jflcl.2020.015

FEATURES OF THE LEGAL REGULATION OF CUSTODY AND GUARDIANSHIP OVER ADULTS IN RUSSIA, FRANCE AND SWIZERLAND

N. N. PETUROVA, Central Election Commission of the Russian Federation, Moscow 109012, Russian Federation

E-mail: embassysquare@yahoo.com

The Russian legal regulation of mental incapable adults' rights protection does not correspond to the full extent to the international obligations of the Russian Federation undertaken due to the international conventions ratification, furthermore it may be characterized by fragmentariness, shortage of flexibility and coherence. This circumstance has extensively been the subject to criticism by the doctrine and the courts. From this perspective it is pertinent to contemplate the specific features of the custody and guardianship legal regulation in France and Switzerland, since due to the recent law reforms in these countries the new legal regulation of incapable and partially incapable adults' rights protection based on the concept revision of the approaches to the mental incapable adults' rights and interests protection have been elaborated.

The choice of comparative legal analysis was conditioned by the purpose and the tasks of the present article.

The purpose of the present article is to reveal the problems of custody and guardianship over adults legal regulation in Russia and to find the ways to solve these problems taken into account the new positive experience of France and Switzerland due to elaboration of proposals that could inspire the creation of the full and pertinent legal regulation of the relevant legal relationships. Based on the given purpose the following tasks have been set: to compare the essential participants of the custody and guardianship relationships in Russia, France and Switzerland; to analyze the substance of the relevant relationships; to determine the possibility of introducing in the Russian legal system new mechanisms elaborated in the result of French and Swiss legal systems analysis.

Keywords: guardianship, custodianship, limited legal capacity, mental disability.

For citation: Peturova N. N. Features of the Legal Regulation of Custody and Guardianship Over Adults in Russia, France and Swizerland. Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogopravovedeniya = Journal ofForeign Legislation and Comparative Law, 2020, no. 2, pp. 138—153. DOI: 10.12737/jflcl.2020.015 (In Russ.)

Участники правоотношений опеки и попечительства в России, Франции и Швейцарии

В России и Швейцарии опека имеет в большей степени публичный характер, в то время как во Франции — семейный, что обусловлено особенностями исторического развития этих стран. В связи с этим состав участников правоотношений опеки и попечительства в рассматриваемых странах различен.

Основным участником опеки (попечительства) во всех рассматриваемых странах является опекун (попечитель). В России выполнение практически всех функций по осуществлению опеки (попечительства) возложено на органы опеки и попечительства, в то время как во Франции и Швейцарии для осуществления некоторых функций (одобрения наиболее значимых действий, контроля и надзора, разрешения конфликтных ситуаций) предусмотрены специальные органы: органы обжалования решений органов защиты, заместитель попечителя, органы надзора — в Швейцарии; семейный совет, опекун-надзиратель (попечитель-надзиратель), опекун ad hoc (попечитель ad hoc) — во Франции.

Подходы к законодательному регулированию роли опекуна (попечителя) в рассматриваемых странах

От установления запретов к поискам возможностей. Закрепляя требования к лицу, желающему стать опекуном (попечителем), французское и российское законодательное регулирование основное внимание уделяет запретам, в то время как швейцарский законодатель отходит от этой тенденции, которая была закреплена в редакции Швейцарского гражданского кодекса1 (далее - ШГК), действовавшей до реформы 2012 г.2, осуществленной Законом от 19 декабря 2008 г.3 В настоящее время в Швейцарии большее внимание уделяется возможностям и способностям лица принять на себя обязанности попечителя, а также оказанию поддержки таким лицам4.

В России опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав, а также граждане, имеющие на момент установления

1 Code civil suisse du 10 décember 1907. URL: http://www. admin.ch.

2 Подробнее о реформе см.: ПетуроваН. Н. Реформа законодательного регулирования защиты прав совершеннолетних лиц в Швейцарии // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2017. № 3. С. 63—70.

3 Loi fédérale du 19 décembre 2008 (Protection de l'adulte, droit des personnes et droit de la filiation), en vigueur depuis le 1er janvier 2013. URL: http://www.admin.ch.

4 Manuel à l'attention des curateurs privés, Bureau d'aide aux

curateurs privés de canton de Vaud, 3e édition, 2019. URL: https://

www.vd.ch/themes/justice/curatelles-et-tutelles/etre-curateur/

manuel-a-lattention-des-curateurs/.

опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан (п. 2 ст. 35 ГК РФ).

Французское законодательство закрепляет, что не могут быть опекунами: несовершеннолетние, не объявленные полностью дееспособными, за исключением случаев, когда они являются отцом или матерью несовершеннолетнего опекаемого; совершеннолетние, в отношении которых принята мера правовой защиты, предусмотренная Французским гражданским кодексом5 (далее - ФГК); лица, лишенные родительских прав; лица, которым запрещено выполнять опекунские обязанности в силу ст. 131-26 Французского уголовного кодекса6 (ст. 395 ФГК).

После реформы 2012 г. количество статей ШГК, посвященных деятельности попечителя, уменьшилось примерно вдвое по сравнению с предыдущей редакцией. Законодательство Швейцарии до реформы 2012 г. отражало картину начала прошлого века, когда опекунская помощь осуществлялась не на профессиональной основе. В настоящее время примерно две трети общего числа попечителей являются сотрудниками частных социальных служб и выполняют возложенную на них миссию на профессиональной основе.

К основным принципам законодательного регулирования деятельности попечителя в Швейцарии можно отнести следующие: попечитель должен подтвердить способность исполнять возложенные на него обязанности; подопечный обладает достаточно широкими правами, включая право предлагать кандидатуру на роль попечителя и отклонять предложенную ему кандидатуру; уменьшено количество исключений для членов семьи7; предусмотрена возможность осуществления попечительства как на частной, так и на профессиональной основе. Как правило, попечитель должен лично выполнять возложенные на него задачи. В целом новое законодательное регулирование остается верным духу ШГК, однако оно учитывает эволюцию общества и вводит профессионализацию деятельности попечителя.

В редакции ШГК 2012 г. установлены требования к попечителям: попечитель должен обладать соответствующими способностями и достаточными знаниями, требуемыми для исполнения возложенных на него задач. Эти требования предъявляются в соответствии со шкалой «степени меры защиты». Помимо обладания необходимыми личными и социальны-

5 Code civil de la France du 20 mars 1804. URL: http://www. legifrance.gouv.fr.

6 Code pénal de la France du 12 février 1810. URL: http://www. legifrance.gouv.fr.

7 В случаях, когда попечителями являются члены семьи подопечного, предусмотрено освобождение их от требований периодического предоставления финансовых отчетов и сведений о состоянии счетов.

ми качествами, техническими навыками, необходимо, чтобы кандидат на роль попечителя располагал достаточным количеством времени, которое он сможет уделять подопечному. Попечитель должен быть квалифицированным управляющим и доказать, что он обладает знаниями методологии, а также профессиональными навыками.

Попечителями в Швейцарии могут быть назначены только физические лица, сотрудники частных или государственных социальных служб или сотрудники специализированной службы, выполняющие эту роль на профессиональной основе. Сотрудники органов защиты совершеннолетних лиц не могут быть назначены опекунами в силу возложенных на них функций надзора за исполнением обязанностей попечителями.

Отличительной чертой законодательного регулирования Швейцарии после реформы 2012 г. является то, что юридические лица не могут быть попечителями; попечитель — физическое лицо, которое заботится о подопечном лично и несет за него персональную ответственность. Этой цели нельзя достичь, возложив функции попечителя на учреждение или организацию, в которой находятся сотни подопечных. Возложение на юридические лица (психоневрологические пансионаты, дома престарелых) обязанностей опекунов (попечителей) может приводить к злоупотреблениям при отсутствии должного контроля и надзора за их деятельностью8. По нашему мнению, на юридические лица (например, некоммерческие организации) или ассоциации целесообразно возложить посреднические функции по осуществлению поиска кандидатов на роль опекунов (попечителей), а также функции по оказанию помощи опекунам (попечителям).

Учет мнения совершеннолетнего лица при назначении ему опекуна (попечителя). В российском законодательстве помимо учета мнения совершеннолетнего лица при установлении опеки (п. 3 ст. 35 ГК РФ) закреплена обязанность опекуна совершать сделки с учетом мнения подопечного (п. 2 ст. 29, п. 3 ст. 36, п. 4 ст. 37 ГК РФ). На наш взгляд, необходимо закрепить в законодательстве обязанность опекуна (попечителя) учитывать мнение подопечного и при осуществлении личных прав.

После реформы 2007 г. во Франции9, осуществленной Законом от 5 марта 2007 г. № 2007-308 о защите прав совершеннолетних лиц10, при назначении

8 См. постановление Президиума ВАС РФ от 23 апреля 2007 г. № 16209/06.

9 Подробнее о реформе см.: Петурова Н. Н. Отражение международных стандартов защиты совершеннолетних лиц в гражданском законодательстве Франции // Семейное и жилищное право. 2017. № 2. С. 12—15.

10 Loi n° 2007-308 du 5 mars 2007 portant réforme de la protection

juridique des majeurs. URL: http://www.legifrance.gouv.fr.

опекуна (попечителя) закон отдает предпочтение выбору совершеннолетнего лица и его семьи (ст. 448 ФГК), в противном случае опекуна (попечителя) назначает семейный совет, если он был создан (ст. 456 ФГК), или судья.

В Швейцарии согласно ст. 401 ШГК при назначении опекуна учитывается мнение подопечного, его семьи и других близких людей, насколько это возможно, принимаются во внимание его возражения, что является выражением права на самоопределение лица11 и основывается на том, что осуществление меры защиты будет протекать успешнее, если подопечный сам выберет себе попечителя.

Преимущественное право близких родственников быть опекунами (попечителями). В России преимущественное право членов семьи подопечного быть опекунами (попечителями) закреплено в ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Во Франции после реформы 2007 г. ст. 449 ФГК, замещая ст. 496, 497 и 499 ФГК, устанавливает очередность лиц, которую судья должен соблюдать при назначении меры защиты: супруг, партнер, с которым заключен гражданский пакт солидарности при условии совместного проживания, — первая очередь; родители, свойственники или соседи, поддерживающие с заинтересованным лицом близкие отношения, — вторая очередь. Судья, выбирая между кандидатами одной очереди, должен принимать во внимание чувства, выражаемые назначаемым лицом, сложившиеся отношения и интерес, проявляемый к защищаемому лицу, а также возможные рекомендации его родственников, свойственников и близких людей (п. 3 ст. 449 ФГК).

Назначение лица для осуществления меры защиты осуществляется в порядке иерархии. В первую очередь назначается лицо, указанное совершеннолетним в поручении защиты в будущем (ст. 448 ФГК). Если совершеннолетний не выразил свой выбор, судья назначает в качестве опекуна или попечителя супруга, партнера, с которым совершеннолетний заключил гражданский пакт солидарности, или фактического супруга (ст. 449 ФГК). При отсутствии таких лиц судья выбирает родственника, свойственника или лицо, поддерживающее близкие и стабильные отношения с совершеннолетним (ст. 449 ФГК). При отсутствии таких лиц судья назначает уполномоченного по защите прав совершеннолетних лиц (ст. 450 ФГК).

Наконец, согласно ст. 451 ФГК если лицо находится в лечебном заведении и если это соответствует интересам лица, судья может назначить в качестве попечителя или опекуна лицо или службу при учреж-

11 cm.: Kuhnlein C. Les droits fondamentaux et le principe de subsidiarité en protection de l'adulte et de l'efant // Zeitschrift für Kindes- und Erwachsenenschutz. Revue de la protection des mineurs et des adultes. 2019. Heft. 2. S. 99—127.

дении, состоящую в списке судебных уполномоченных по защите совершеннолетних лиц, на основании п. 1 или 3 ст. L. 471-2 Кодекса законов о социальной помощи семьям12.

В последние годы во Франции возросло количество случаев, когда опекунами становятся не члены семьи подопечного, а назначенные судом уполномоченные по защите прав совершеннолетних лиц в соответствии со ст. Ь. 471-1 Кодекса законов о социальной помощи семьям, наблюдается тенденция вытеснения ими семейной опеки. Мотивы, по которым судьи назначают опекунами не родственников подопечного, различны. Это может иметь место, когда отношения в семье осложнены из-за конфликта, когда родственники отказываются от принятия на себя роли опекуна, когда семья существует, но ее невозможно найти13.

Назначение нескольких опекунов (попечителей). В России ч. 7 и 8 ст. 10 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» установлена возможность назначения нескольких опекунов или попечителей. На практике эта возможность реализуется в случаях назначения супругов опекунами (попечителями) несовершеннолетних лиц. Отличие от французского и швейцарского законодательства заключается в том, что разделения формы защиты российским законодательством не предусмотрено: защита прав и интересов осуществляется одновременно всеми опекунами и попечителями, для которых предусмотрена солидарная ответственность, что может порождать трудности при согласовании действий, а в некоторых случаях — отказ от принятия на себя роли опекуна из-за солидарной ответственности.

Во Франции согласно ст. 447 ФГК судья может назначить нескольких опекунов или попечителей одному подопечному. Судья может разделить меру защиты между опекуном, назначенным для защиты личных интересов, и попечителем, на которого возложены обязанности по управлению имуществом14. Опекуны должны удовлетворять общим требованиям для назначения на эту должность. Они действуют независимо друг от друга и не несут ответственности один за другого, за исключением случаев, когда семейный совет установит, что они действуют совместно.

В Швейцарии в новой редакции ШГК сохранена возможность назначить нескольких попечителей (п. 1 ст. 400, ст. 402) в случаях, когда «это оправдывают обстоятельства». Органы защиты совершеннолетних лиц решают, будут ли различные задачи распределены между несколькими опекунами и попечителя-

12 Code de l'action sociale et des familles du 28 janvier 1956. URL : http://www. leg ifrance. gouv. fr.

13 cm.: Lemouland J.-J., NogueroD. Majeurs protégés // Recueil Dalloz. Juin 2018 — Mai 2019. Pp. 1412—1428..

14 Civ. 1re, 14 mars 2018, n 17-12.594. URL: http://www.dalloz.fr.

ми или возложены на них совместно. Такое решение возможно только в том случае, если назначенные на эту должность лица готовы к сотрудничеству и способны на это — совместное осуществление попечительства требует их согласия (п. 2 ст. 402 ШГК), так как совместное исполнение возложенных на них задач предполагает способность тесно сотрудничать.

Задачи могут быть распределены не только между частными попечителями, но также между частным и профессиональным попечителем или двумя попечителями, действующими на профессиональной основе, имеющими разную специализацию. Например, в определенных обстоятельствах оправдано возложить защиту личных прав на одного попечителя, пользующегося доверием подопечного и способного выполнить эту задачу, а на попечителя, выполняющего свои функции на профессиональной основе, — возложить сложное управление имуществом. Другим примером служит случай, когда родственник подопечного находит силы и время взять на себя защиту личных прав подопечного, но не хочет возлагать на себя обязанности по управлению его имуществом из опасения, что другие родственники будут подозревать его в желании обогатиться. Попечитель, действующий на профессиональной основе, сможет оказывать помощь и давать советы частным попечителям в рамках исполнения их роли. При назначении нескольких лиц попечителями одного подопечного существует возможность установить иерархию между ними и назначить попечителя, который будет руководить остальными.

Проблематика назначения нескольких опекунов (попечителей) заключается в том, что не всегда можно четко разграничить полномочия между ними, а следовательно, и ответственность15. Существуют зоны, которые накладываются друг на друга либо не принадлежат никому.

По нашему мнению, целесообразно применение процедуры переговоров или медиации для разрешения разногласий и спорных ситуаций между несколькими опекунами и попечителями. Для того чтобы избежать возникновения таких ситуаций, предлагается совместное исполнение обязанностей возлагать на нескольких опекунов лишь в исключительных случаях, общим же правилом сделать распределение обязанностей между опекунами и не закреплять в российском законодательстве солидарную ответственность нескольких опекунов или попечителей за вред, причиненный подопечному за неисполнение функций одним из опекунов. В случае распределения сфер деятельности между несколькими опекунами каждый из них будет нести ответственность только за исполнение возложенных на него задач, например, один опекун — за защиту личных прав, другой опекун или попечитель — за защиту имущественных прав.

15 См.: Bockstaller J. Die mehrfache Vormundschaft (Art. 379 II ZGB): diss. Fribourg, 1978. S. 103.

Возможность отказаться от принятия роли попечителя. В настоящее время в России опекун (попечитель) может быть назначен только с его согласия. Во Франции лицо, избранное опекуном, не обязано принимать на себя обязанности опекуна. В Швейцарии отменена принудительная обязанность принять роль попечителя (ст. 400 ШГК)16, поскольку лицо, назначенное попечителем против своей воли, не в полной мере будет исполнять свои обязанности в интересах подопечного. При таком способе назначения попечителя могут возникнуть трудности при установлении доверительных отношений с подопечным и его близкими17.

Отстранение в случае ненадлежащего исполнения обязанностей опекуна (попечителя). В России отстранение опекуна или попечителя от исполнения обязанностей осуществляется в случаях ненадлежащего исполнения им своих обязанностей, нарушения прав и законных интересов подопечного, при осуществлении опеки или попечительства в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи, выявления органом опеки и попечительства фактов существенного нарушения опекуном (попечителем) установленных федеральным законом или договором правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом.

М. В. Антокольская отмечает, что отстранение опекуна или попечителя от своих обязанностей применяется в качестве санкции за виновное поведение. По своей правовой природе оно является мерой ответственности и влечет ряд неблагоприятных последствий, в частности, такие лица в дальнейшем не могут быть опекунами, попечителями, приемными родителями. При обнаружении нарушений (использование опеки в корыстных целях, исполнение своих обязанностей ненадлежащим образом, злоупотребление своими правами) орган опеки и попечительства выносит решение об отстранении опекуна (попечителя) и принимает меры к возмещению причиненного подопечному вреда и привлечению опекуна или попечителя к ответственности18.

Во Франции от различных видов опекунских обязанностей могут быть отстранены лица аморального поведения, а также лица, которые были уличены в непорядочности, небрежности или неспособности к ведению дел. Если опекун приступил к исполне-

16 См.: MeierP. Le point sur le droit des personnes physiques et la protection de l'adulte // Schweizerische Juristen-Zeitung, Revue Suisse de Jurisprudence. 2019. Heft 10. S. 315—320.

17 См.: Rapport de la Commission des affaires juridiques du Conseil national du 2 février 2017, Initiative parlementaire, Les citoyens ne doivent pas être nommés curateurs contre leur gré. URL: http://www.admin.ch.

18 См.: Антокольская М. В. Семейное право: учебник.

3-е изд. М., 2010. С. 403.

нию своих обязанностей до назначения заместителя опекуна, совершив при этом обманные действия, он может быть отстранен от своей должности и приговорен судом к возмещению ущерба, причиненного подопечному. Важно отметить, что опекун (заместитель опекуна) не может быть отстранен или отведен, не будучи заслушанным или вызванным для объяснений.

Законодательством Франции предусмотрена уголовная ответственность за растрату средств или злоупотребление доверием лица, помещенного под меру защиты. Растрата средств, ценностей или имущества, переданного с целью определенного использования, классифицируется как злоупотребление доверием. Это преступление в отношении лица, помещенного под меру защиты, наказывается лишением свободы сроком до семи лет и штрафом в размере 750 тыс. евро.

Злоупотребления состоянием незнания или состоянием слабости (ст. 23-15-2 Французского уголовного кодекса) лица, находящегося в уязвимом положении, из-за проблем, связанных с возрастом, болезнью или физическими/психическими недостатками, очевидными или известными лицу, совершившему противоправные деяния, наказываются лишением свободы сроком до трех лет и штрафом в размере 375 тыс. евро.

В Швейцарии попечитель освобождается от исполнения возложенных на него обязанностей по его просьбе по истечении четырехлетнего срока, до истечения этого срока — при наличии достаточных оснований (ст. 422 ШГК). Органы защиты совершеннолетних лиц освобождают попечителя от исполнения его обязанностей, если он больше не способен их выполнять или если существуют другие достаточные для этого основания (ст. 423 ШГК). Подопечный или один из его близких людей может инициировать процесс освобождения попечителя от его обязанностей (ст. 423 ШГК).

Органы опеки и попечительства в России, семейный совет во Франции и органы защиты совершеннолетних лиц в Швейцарии. Органами опеки и попечительства в России являются органы исполнительной власти субъекта РФ19, однако возможна передача полномочий по опеке и попечительству органам местного самоуправления20 и многие субъ-

19 См. ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», п. 1 ст. 34 ГК РФ, п. 1 ст. 121 СК РФ, подп. 242 п. 2 ст. 263 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

20 См. ч. 6 ст. 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

екты РФ приняли законы, в соответствии с которыми полномочия органов опеки и попечительства передаются органам местного самоуправления21.

В части 3 ст. 6 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» предусмотрено взаимодействие органов опеки и попечительства в рамках осуществления деятельности по оказанию подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями. При этом органы опеки и попечительства взаимодействуют с другими органами исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе общественными.

По нашему мнению, для повышения эффективности выполнения возложенных на органы опеки и попечительства задач перечень полномочий этих органов, которые могут быть переданы различным организациям, в том числе общественным, должен быть расширен, поскольку монополия осуществления всех функций органами опеки и попечительства приводит к неэффективному их исполнению. В настоящее время передача полномочий органов опеки и попечительства возможна лишь в отношении выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, подбора и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями (ч. 4 ст. 6 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»).

Семейный совет во Франции. Для защиты личных и (или) имущественных прав подопечного, если состав семьи и близких людей позволяет сформировать семейный совет, судья может организовать опеку с семейным советом. Судья формирует семейный совет с учетом мнения подопечного, учитывая его пожелания, отношения, которые он поддерживает, проявляемый к нему интерес, а также рекомендации родственников, свойственников и близких людей.

Состав семейного совета при опеке над совершеннолетними лицами отличается от состава семейного совета при опеке над несовершеннолетним: судья при составлении совета принимает во внимание окружение совершеннолетнего лица. Преимущество отдается родственникам, выразившим желание принять на себя его защиту22.

Органы защиты совершеннолетних лиц в Швейцарии. Основным элементом нового законодательного регулирования Швейцарии после реформы 2012 г. является учреждение коллегиальных органов защиты,

21 В том числе города Москва и Санкт-Петербург.

22 См.: Droit de la famille. 7e ed., sous la direction de P. Murat. Paris, 2016. 1553 p.

персонал которых состоит из представителей различных специальностей. На федеральном уровне установлены основные принципы организации таких органов защиты, формирование этих органов осуществляется на уровне кантонов.

В послании Федерального совета Швейцарии 2006 г.23 уточняется, что на уровне кантонов в качестве органа защиты может быть предусмотрен как административный, так и судебный орган. Особое значение придается тому, чтобы сотрудники этого органа обладали профессиональными знаниями и опытом. В состав органа обязательно должны входить юристы, психологи, социальные работники, педагоги, бухгалтеры, специалисты по страхованию или медицинские работники.

Кантоны устанавливают, будет ли орган защиты учрежден на уровне общины, района, округа или области. Кантоны также самостоятельно определяют состав органа защиты — из каких профессионалов он будет состоять, а также их количество. На федеральном уровне предусмотрено, что орган должен состоять как минимум из трех специалистов разных профессий, что является реализацией междисциплинарного подхода24. Кантоны имеют право решать, будут ли сотрудники органов защиты осуществлять свои функции в рамках структуры полиции, на профессиональной основе или по смешанной системе.

Органы, на которые возложены полномочия надзора над осуществлением опеки и попечительства. В России функции надзора над осуществлением опеки и попечительства возложены на органы опеки и попечительства и прокурора.

Возложение обязанностей опекунов или попечителей на юридические лица — организации25, в которые подопечные помещены под надзор, может являться препятствием для осуществления прокурором надзора за исполнением обязанностей опекунов или попечителей, о чем свидетельствуют примеры судебной практики.

В частности, определением ВС РФ от 22 августа 2008 г. № 78-Впр08-24 было признано отсутствие возможности обращения в суд прокурора в защиту инте-

23 См.: Message concernant la révision du code civil suisse (Protection de l'adulte, droit des personnes et droit de la filiation) du 28 juin 2006. URL: http://www.admin.ch.

24 L'autorité de protection de l'enfant et de l'adulte, une autorité interdisciplinaire (analyse et proposition de modèles): Recommandations de la conférence des autorités cantonales de tutelle (CAT) // Revue du droit de tutelle. 2008. No. 2.

25 Недееспособным или не полностью дееспособным гражданам, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации (п. 4 ст. 35 ГК РФ).

ресов недееспособной Г., так как у нее есть опекун — психоневрологический интернат. В соответствии с п. 3 ст. 36 ГК РФ опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и законные интересы, следовательно, обязанность по защите прав подопечной Г. лежит на психоневрологическом интернате № 4 — ее законном представителе. При этом причиной обращения прокурора в суд послужили результаты проведенной проверки, в ходе которой было установлено, что проживающая в интернате недееспособная Г. не обеспечивается техническими средствами реабилитации26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Более того, возложение полномочий опекунов на юридические лица создает благоприятную почву для злоупотреблений. Так, главный врач Б. оформил на свой личный счет в депозитарии акции ОАО «Газпром», приобретенные им на приватизационные чеки, полученные за пациентов психиатрической больницы. Полномочия Б. были предусмотрены законом и вытекали из его служебного положения27.

В связи с этим представляется целесообразным установить в ГК РФ запрет возложения обязанностей опекунов и попечителей на юридические лица, в которые совершеннолетние подопечные помещены под надзор, закрепив, что только физические лица могут быть опекунами и попечителями.

Функция надзора во Франции осуществляется судьей по делам опеки, прокурором Республики, опекуном-надзирателем (попечителем-надзирателем).

В соответствии со ст. 416 ФГК судья по делам опеки и прокурор Республики осуществляют общий надзор за мерами правовой защиты лиц в своем округе. Они могут навещать лиц, помещенных под меру защиты, или лиц, в отношении которых подано заявление об установлении меры защиты.

Лица, на которых возложена защита, обязаны являться по вызовам судьи по делам опеки и прокурора и направлять им информацию, которую они потребуют.

Судья по делам опеки играет ведущую роль в организации и осуществлении меры защиты (выбор меры защиты, определение продолжительности действия меры защиты, назначение опекуна (попечителя), широта меры защиты в отношении имущественных и (или) личных прав)28.

Судья по делам опеки осуществляет контроль и следит за соблюдением интересов лица, помещенно-

26 Согласно определению ВС РФ от 3 марта 2006 г. № 58-В05-109 прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав ребенка, находящегося под опекой, только в случае невозможности обращения в суд опекуна ребенка.

27 См. постановление Президиума ВАС РФ от 23 апреля 2007 г. № 16209/06.

28 См.: Французский гражданский кодекс: учебно-практический комментарий. М., 2008.

го под меру защиты, при принятии опекуном (попечителем) решений. Его одобрение необходимо для совершения определенных действий. Он выносит решения в случае разногласий и конфликтов между членами семьи.

Прокурор Республики, как и судья по делам опеки, осуществляет общий надзор за мерами защиты в своем округе. Его роль была усилена благодаря реформе 2007 г.

К полномочиям прокурора Республики относятся: внесение и исключение судебных уполномоченных в список департамента, который ведет префект; ведение списка врачей, уполномоченных выдавать заключения для установления меры защиты; просмотр и оценка заявлений, адресованных судье по делам опеки.

Судья по делам опеки может, если сочтет необходимым, назначить опекуна-надзирателя (попечителя-надзирателя). Если опекун (попечитель) назначен из родственников со стороны отца, то опекун-надзиратель, по возможности, должен быть назначен со стороны матери (и наоборот). Если на эту роль не находится родственника, то судом может быть назначен уполномоченный на осуществление защиты совершеннолетних лиц из списка, предусмотренного ст. L. 471-2 Кодекса законов о социальной помощи семьям.

В обязанности опекуна-надзирателя (попечителя-надзирателя) входит осуществление надзора за действиями, совершаемыми опекуном (попечителем) и незамедлительное информирование судьи, если он заметит нарушения при выполнении опекуном (попечителем) своих обязанностей (ст. 454 ФГК); содействие подопечному или представление его интересов в случае возникновения конфликта интересов подопечного с интересами опекуна (попечителя) или в силу ограничения полномочий опекуна (попечителя); дача советов опекуну (попечителю) в случае необходимости совершения наиболее значимых действий (ст. 454 ФГК).

В Швейцарии функции надзора осуществляются органами надзора и инстанцией обжалования.

Кантоны учреждают орган или органы надзора (ст. 441 ШГК). Кантоны могут предусмотреть в качестве надзорного административный или судебный орган. Надзор может осуществляться на одном или на двух уровнях. Действовавшие до реформы административные органы надзора после реформы утратили полномочия выносить решения в сфере защиты совершеннолетних и несовершеннолетних лиц. Кантоны могут возложить функции надзорных органов на инстанцию обжалования.

Кантоны могут предусмотреть двухуровневую систему органов надзора, представленную советом округа/префектурой и исполнительной властью кантона или советом округа/префектурой и инспекцией при органе надзора (например, судом кантона), или

же одноуровневую систему надзора, представленную органом исполнительной власти кантона или инспекцией при органе надзора. Необходимость в надзоре уменьшается благодаря значительному сокращению количества органов первой инстанции и их профессионализации.

Инстанция обжалования не обязательно должна формально являться судом, но она должна соответствовать требованиям ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (обеспечивать право на справедливое и открытое разбирательство в разумный срок); этот орган должен быть независимым и беспристрастным, сам должен устанавливать юридические факты, применять нормы права и выносить обязательные решения. Так, в постановлении ATF 139 III 98 Федеральный суд установил, что районный совет Цюриха (Bezirksrat ZH) соответствует требованиям ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и ст. 30 Конституции Швейцарии, может функционировать в качестве инстанции обжалования на основании п. 1 ст. 450 ШГК несмотря на то, что он входит в структуру администрации Цюриха.

Органы, осуществляющие функцию разрешения конфликта интересов между опекуном (попечителем) и подопечным. В российском праве предусмотрена возможность назначения временного представителя органами опеки и попечительства каждому из подопечных в случае возникновения противоречий между интересами подопечных одного и того же опекуна или попечителя для разрешения возникших противоречий (ч. 10 ст. 10 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»).

Во французском праве предусмотрен такой способ защиты прав совершеннолетних лиц, как опекун ad hoc (попечитель ad hoc), который привлекается в случае возникновения конфликта интересов между подопечным и опекуном (попечителем) или если полномочий опекуна (попечителя) недостаточно для совершения определенных действий, а опекун-надзиратель (попечитель-надзиратель) назначен не был.

В Швейцарии функция разрешения конфликтных ситуаций осуществляется заместителем попечителя, который назначается в случае возникновения конфликта интересов между попечителем и подопечным или если попечитель не может по каким-либо причинам выполнить определенные действия при осуществлении возложенных на него обязанностей (ст. 403 ШГК).

Если по праву Франции и Швейцарии в случае возникновения конфликта интересов между опекуном (попечителем) и подопечным назначается опекун ad hoc (попечитель ad hoc) или заместитель попечителя, то по российскому праву опекун или попечитель может быть освобожден от исполнения своих обязанностей по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения конфликта интере-

сов между подопечным и опекуном (попечителем), в том числе временного характера (п. 2 ст. 39 ГК РФ).

Поскольку российским правом не предусмотрен механизм разрешения конфликта интересов между опекуном (попечителем) и подопечным, предлагается рассмотреть возможность назначения опекуна ad hoc (попечителя ad hoc) в российском праве, так как конфликт интересов может возникать не только между несколькими подопечными одного попечителя, но и между самим попечителем и подопечным. Содержание правоотношений опеки и попечительства в России, Франции и Швейцарии

Права и обязанности подопечного. В первую очередь предлагается остановиться на особенностях осуществления подопечным личных прав на примере рассматриваемых стран.

Самостоятельное осуществление сугубо личных прав подопечным. Регулирование осуществления личных прав недееспособными лицами и лицами, дееспособность которых ограничена, практически отсутствует в российском законодательстве, и этот пробел требует устранения.

Во Франции защита личных прав и интересов была введена Законом от 5 марта 2007 г. № 2007-308 о защите прав совершеннолетних лиц (ст. 415, п. 2 ст. 425 ФГК).

Сугубо личные права осуществляются подопечным самостоятельно, к ним относятся: заявление о рождении ребенка и его признании, осуществление родительских прав в отношении личности ребенка, заявление о выборе или изменении имени своего ребенка, согласие, даваемое для собственного усыновления или усыновления своего ребенка (ст. 458 ФГК).

В Швейцарии подопечный, способный рассуждать разумно, но лишенный способности осуществлять гражданские права, обладает безусловной активной гражданской дееспособностью и может собственными действиями в пределах, установленных в книге 1 ШГК, осуществлять свои сугубо личные права (ст. 407, 19с ШГК). К строго личным правам относятся: право изменить имя, право на вступление и выход из ассоциации, признание или отказ от своего ребенка, право дать согласие на свое усыновление, усыновление своего ребенка, право оспорить решение попечителя или органов защиты, право доступа к своим персональным данным и др.

Вступление в брак, заключение гражданского пакта солидарности. В России отсутствие дифференцированного подхода к гражданам с психическими заболеваниями разной степени тяжести проявляется, например, в положениях ст. 14 СК РФ, устанавливающих запрет на заключение брака, если хотя бы один из потенциальных супругов признан недееспособным по причине психического заболевания. Однако не все формы психического расстройства представляют опасность для окружающих, кроме того, нахождение в браке может способствовать улучшению со-

стояния и даже выздоровлению лица, страдающего психическим расстройством.

И. А. Трофимец предлагает позволять заключение брака лицам, страдающим психическими заболеваниями, с разрешения лечащего врача-психиатра29. Такая позиция представляется оправданной; обратим внимание, что в дореволюционном гражданском праве России с согласия опекуна заключение брака подопечным было разрешено30.

Во Франции Законом от 23 марта 2019 г. № 2019222 о планировании 2018—2022 гг. и реформе судебной системы31 в ст. 460 ФГК внесены изменения, в соответствии с которыми разрешение опекуна (попечителя) на вступление подопечного в брак заменено предварительным информированием32.

Для заключения гражданского пакта солидарности подопечного также не требуется предварительного согласия опекуна (попечителя), достаточно лишь содействия опекуна (попечителя)33. При совместном заявлении в канцелярии суда малой инстанции либо в присутствии нотариуса какая-либо помощь попечителя не требуется (ст. 461, п. 1 ст. 515-3 ФГК).

В Швейцарии в ШГК закреплены следующие требования для вступления в брак: достижение 18-летнего возраста и способность рассуждать разумно (ст. 94 ШГК). При этом для вступления в брак не требуется обладать дееспособностью в полном объеме, подопечный под попечительством общего действия, способный рассуждать разумно, может вступать в брак без согласия попечителя.

Расторжение брака. В России брак может быть расторгнут по заявлению опекуна супруга, признанного судом недееспособным (п. 2 ст. 16 СК РФ). Расторжение брака по заявлению одного из супругов независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей производится в органах записи актов гражданского состояния, если другой супруг признан судом недееспособным (ст. 19 СК РФ).

Требовать признания брака недействительным имеет право опекун супруга, признанного недееспособным, орган опеки и попечительства и прокурор (п. 1 ст. 28 СК РФ). При рассмотрении дела о признании недействительным брака, заключенно-

29 См.: Трофимец И. А. Недееспособность гражданина и право вступать в брак // Семейное и жилищное право. 2012. № 6.

30 См.: Победоносцев К. П. Курс гражданского права. Т. I— III (воспроизводится по изданию: СПб., 1896). М., 2004. С. 678.

31 Loi n° 2019-222 du 23 mars 2019 de programmation 20182022 et de réforme pour la justice. URL: http://www.dalloz.fr.

32 См.: PecqueurE. Sort des majeurs protégés dans la réforme // Actualité Juridique. 2019. No. 5. P. 266.

33 См.: Lemouland J.-J. Simplifier et recentrer le rôle du juge

dans le domaine de la protection des majeurs // Recueil Dalloz.

2019. P. 827.

го с лицом, признанным судом недееспособным, к участию в деле привлекаются органы опеки и попечительства.

Во Франции Законом от 23 марта 2019 г. № 2019222 о планировании 2018—2022 гг. и реформе судебной системы введена возможность для подопечного самостоятельно (разрешение судьи не требуется) дать принципиальное согласие на расторжение брака (ст. 249, 249-4 ФГК). Если в отношении одного из супругов установлена мера защиты, брак не может быть расторгнут по взаимному согласию супругов или при получении принципиального согласия на расторжение брака (ст. 249-4 ФГК)34.

Заявление о расторжении брака лица, в отношении которого установлена опека, подается опекуном, лицо под попечительством подает заявление самостоятельно, попечитель лишь оказывает ему содействие.

Если опека или попечительство были поручены супругу подопечного, для расторжения брака подопечному должен быть назначен опекун ad hoc (попечитель ad hoc) (ст. 449-2 ФГК).

В Швейцарии подопечный может инициировать развод, раздельное проживание супругов, признание брака или зарегистрированного партнерства недействительным.

Брак может быть признан недействительным, если он был заключен при наличии препятствия (ментальное заболевание, продолжительная неспособность рассуждать разумно) по заявлению любого лица, однако только супруг в течение шести месяцев может обратиться с требованием о признании брака недействительным по причине временной неспособности рассуждать разумно.

Право на получение подопечным информации от опекуна (попечителя). В России в случае заключения трехстороннего договора номинального счета с участием бенефициара, когда бенефициаром является подопечный, последний вправе требовать предоставления сведений по счету (в том числе составляющих банковскую тайну)35.

Во Франции подопечный получает информацию от опекуна (попечителя) о состоянии своего здоровья, производимых с ним действиях, о том, насколько они полезны, о степени срочности этих действий, их результатах, а также о последствиях отказа от их совершения (ст. 457-1 ФГК).

В Швейцарии установлена обязанность попечителя предоставлять подопечному информацию о его счетах и по его просьбе выдавать копию. Попечитель вовлекает подопечного в процесс подготовки отчета о своей деятельности и изменении состояния здоро-

34 См.: Pecqueur E. Op. cit.

35 В соответствии с п. 2 ст. 8602 ГК РФ договор номинального счета может быть заключен как с участием, так и без участия бенефициара. Договор номинального счета с участием бенефициара подписывается также бенефициаром.

вья подопечного, по просьбе подопечного выдает ему копию отчета (ст. 410, 411 ШГК).

Защита имущественных прав подопечного. В России опекун без предварительного разрешения органа опеки и попечительства не вправе совершать, а попечитель не вправе давать согласие на совершение сделок по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению) (ч. 1 ст. 21 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»).

Во Франции лицо, в отношении которого установлено попечительство, может совершать дарение только с согласия попечителя (ст. 470 ФГК). Лицо под опекой может совершать дарение только с предварительного одобрения семейного совета или судьи по делам опеки, который должен указать, требуется ли помощь или представительство опекуна для совершения дарения (ст. 476 ФГК).

Дарение от имени лица, в отношении которого установлена опека, разрешается только родственнику по нисходящей линии (его предполагаемой доли наследства), братьям, сестрам, их детям или супругу.

В Швейцарии установлен запрет попечителю осуществлять дарение от имени подопечного, за исключением обычных подарков (например, на Новый год, свадьбу) (ст. 412Г ШГК).

В России завещание может быть совершено гражданином, обладающим в момент его совершения дееспособностью в полном объеме (п. 2 ст. 1118 ГК РФ).

Во Франции лицо, в отношении которого установлено попечительство, может совершить завещание, но если будет доказано, что в момент его совершения оно не находилось в здравом рассудке, завещание будет признано недействительным.

Лицо, в отношении которого установлена опека, может самостоятельно совершить завещание лишь с разрешения судьи или семейного совета. В этом случае опекун не вправе оказывать ему помощь или представлять его. Лицо под опекой может самостоятельно отменить завещание, сделанное до или после применения опеки.

Завещание, составленное до установления опеки, остается действительным, если не будет доказано, что после установления опеки прекратила существовать причина, побудившая лицо составить завещание (ст. 476 ФГК).

В Швейцарии подопечный под попечительством общего действия или под попечительством, включающим возможность совершения завещания, может завещать свое имущество, но только с согласия попечителя (п. 2 ст. 468 ШГК). Одобрения органов защиты для этого не требуется. Под влиянием немецкого права законодатель установил, что назначение по завещательному отказу должно быть сделано в пользу родственника по нисходящей линии, не способного рассуждать разумно (ст. 492а ШГК).

Режим совершения сделок. В России подопечный, находящийся под опекой, самостоятельно совершать

сделки не вправе (ст. 29 ГК РФ). Сделки недееспособных лиц являются ничтожными на основании ст. 171 ГК РФ. Однако в соответствии с п. 2 ст. 171 ГК РФ, если такие сделки совершены к выгоде недееспособного лица, они могут быть признаны судом действительными по требованию его опекуна. Подобная формулировка с точки зрения понятия недействительности сделок является не совсем удачной36.

Сделки, совершенные гражданином, не способным понимать значение своих действий и руководить ими, однако не признанным недееспособным, являются оспоримыми. На основании п. 2 ст. 177 ГК РФ сделка, совершенная гражданином, впоследствии признанным недееспособным, может быть признана судом недействительной по иску его опекуна, если доказано, что в момент совершения сделки гражданин не был способен понимать значение своих действий или руководить ими. Для установления этой способности во всех случаях, когда по обстоятельствам дела необходимо выяснить психическое состояние лица в момент совершения им определенного действия, должна быть назначена судебно-психиатрическая экспертиза.

Важно подчеркнуть, что «закон, наделяя опекуна правом оспорить сделку, совершенную его подопечным, обусловливает принятие соответствующего решения судом не тем, был ли подопечный признан на момент совершения сделки недееспособным, а представлением доказательств того, что в момент совершения сделки гражданин не был способен понимать значение своих действий и руководить ими»37. Так, дело о признании сделки недействительной, истребовании имущества из чужого незаконного владения для разрешения вопроса о процессуальном правопреемстве было направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, так как суд не учел, что лицо, признанное недееспособным к моменту обращения в суд его опекуна с исковым заявлением, не может выразить свою волю, поскольку не понимает значения своих действий и не может руководить ими38.

Во Франции с учетом мнения лечащего врача судья по делам опеки может перечислить круг сделок, которые подопечный под опекой вправе совершать самостоятельно (ст. 473 ФГК).

По общему правилу сделки, совершенные подопечным после установления опеки, признаются недействительными (ст. 502 ФГК), если информация об установлении опеки оглашена (ст. 493-2 ФГК). Сделки, совершенные до установления опеки, могут быть признаны недействительными, если в момент их совершения уже существовали основания для установления опеки (ст. 503 ФГК), т. е. такие сделки являются оспоримыми.

36 См.: Гутников О. В. Оспоримые сделки в гражданском праве: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.

37 Определение ВС РФ от 30 августа 2011 г. № 24-В11-5.

38 Там же.

Для совершения действительной сделки необходимо быть в здравом рассудке. Однако доказывание психического расстройства в момент совершения сделки возлагается на лицо, предъявляющее иск о признании ее недействительной по данному основанию (ст. 414-1 ФГК).

Если лицо, в отношении которого установлена опека (попечительство), совершило самостоятельно сделку, требующую содействия или представительства лица, назначенного осуществлять опеку (попечительство), сделка может быть признана недействительной или уменьшена в объеме как совершенная лицом, помещенным под защиту правосудия, если она не была одобрена судьей по делам опеки или семейным советом.

Если подопечный совершил самостоятельно сделку, требующую содействия, она может быть расторгнута, если окажется для него убыточной. Если же подопечный совершил самостоятельно сделку, требующую представительства, она будет признана недействительной, даже если не является для него убыточной.

Если опекун (попечитель) совершит сделку, которая должна быть совершена подопечным самостоятельно или при содействии опекуна (попечителя) либо с разрешения судьи по делам опеки (семейного совета), она будет признана недействительной, даже если не является убыточной для подопечного.

Сделки, совершенные лицом, находящимся под защитой правосудия, и принятые им обязательства могут быть признаны недействительными в случае, если они являются для него убыточными, или уменьшены в объеме при наличии злоупотребления со стороны контрагентов.

В Швейцарии режим совершения сделок подопечным зависит от вида попечительства. При попечительстве сопровождения подопечный может совершать любые сделки. При попечительстве сотрудничества подопечному для совершения определенных действий требуется согласие попечителя. При попечительстве представительства подопечному запрещается совершать сделки с определенным видом имущества или доходов. При попечительстве общего действия подопечный не может совершать гражданско-правовые сделки.

Лица, лишенные гражданской дееспособности, но способные рассуждать разумно, могут принять обязательство или отказаться от права только с одобрения попечителя (ст. 19 ШГК).

У подопечного, сохранившего способность рассуждать разумно, сохраняется право совершения некоторых действий (ст. 19 и 407 ШГК), соответственно, ограничиваются полномочия представительства попечителя. Полномочия представительства попечителя утрачиваются, если законодатель наделяет подопечного полномочиями самому принимать некоторые решения. Например, для осуществления сугубо

личных прав (ст. 19с и 407 ШГК), а также в случае наделения подопечного специальной правоспособностью по смыслу ст. 409 ШГК, в соответствии с которой попечитель предоставляет в распоряжение подопечного определенные суммы из имущества подопечного.

Таким образом, представляется целесообразным внесение изменений в ГК РФ, в соответствии с которыми сделки недееспособных лиц будут считаться оспоримыми, с возможностью признания таких сделок недействительными, если они являются убыточными для недееспособного лица, и уменьшения обязательств по таким сделкам при наличии злоупотребления со стороны контрагентов.

Права и обязанности опекуна (попечителя) в России, Франции и Швейцарии

Права и обязанности опекуна (попечителя) в России. Права и обязанности опекунов (попечителей) в России, как и во Франции и Швейцарии, осуществляются в отношении защиты личных прав, имущественных прав и интересов и в отношениях с третьими лицами.

К отличительным чертам отечественного регулирования осуществления прав и обязанностей опекунами (попечителями) можно отнести следующие:

недостаточно детальное регулирование защиты опекуном (попечителем) личных прав подопечного;

отсутствие законодательного закрепления контроля за осуществлением защиты личных прав подопечного опекуном (попечителем). Такой контроль установлен только в отношении защиты имущественных прав и, как свидетельствует судебная практика, в некоторых случаях считается заявителями чрез-мерным39. Совершать сделки и давать согласие на совершение сделок по отчуждению имущества или его уменьшению опекун (попечитель) может только с предварительного согласия органов опеки и попечительства. Опекун (попечитель) может осуществлять сделки с подопечным только по передаче имущества подопечному в дар или в безвозмездное пользование (то же касается супругов и близких родственников опекуна и попечителя);

отсутствие дифференцированного подхода к гражданам, ограниченным судом в дееспособности, —

39 См. определение КС РФ от 15 июля 2010 г. № 945-О-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Соболевой Н. А. на нарушение конституционных прав ее несовершеннолетнего сына Зайцева Н. Д. п. 1 и 5 ст. 429 и п. 4 ст. 445 ГК РФ; постановление Президиума Московского городского суда от 15 мая 2008 г.: при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила ст. 37 ГК РФ о распоряжении имуществом подопечного, в связи с чем совершение ими сделки по отчуждению принадлежащего ребенку имущества в свою пользу недопустимо.

к защите их прав не применяются разные формы в зависимости от их потребностей и ситуации. Например, ч. 2 ст. 22 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» установлено, что совершеннолетние граждане, ограниченные судом в дееспособности, самостоятельно принимают меры по охране своих имущественных прав, но ведь некоторые из них не в состоянии это сделать.

Права и обязанности опекуна во Франции. Приступая к исполнению своих обязанностей, опекун осуществляет инвентаризацию имущества подопечного в присутствии опекуна-надзирателя и представляет акт об инвентаризации движимого имущества судье по делам опеки в течение трех месяцев со дня установления опеки и в течение шести месяцев — акт об инвентаризации иного имущества (ст. 503 ФГК в ред. Закона от 23 марта 2019 г. № 2019-222 о планировании 2018—2022 гг. и реформе судебной системы).

Для усиления контроля за имуществом подопечного в новой редакции ст. 503 ФГК закреплено, что судья по делам опеки при установлении меры защиты может назначить судебного оценщика, судебного пристава или нотариуса для предоставления отчета об инвентаризации движимого имущества за счет подопечного, в случае задержки предоставления акта об инвентаризации судья может назначить для его предоставления тех же лиц или судебного уполномоченного по защите прав совершеннолетних лиц за счет лица, на которого возложены обязанности по осуществлению меры защиты.

Во время исполнения своих обязанностей опекун осуществляет представительство подопечного при исполнении всех гражданско-правовых действий, за исключением случаев, когда закон или обычай уполномочивают подопечного действовать самостоятельно.

Опекун может совершать самостоятельно следующие действия: направленные на сохранение имущества подопечного; по управлению имуществом подопечного; представительство имущественных интересов подопечного в суде (ст. 504 ФГК).

В статью 512 ФГК Законом от 23 марта 2019 г. № 2019-222 о планировании 2018—2022 гг. и реформе судебной системы внесены изменения, в соответствии с которыми ежегодные отчеты об управлении имуществом подопечного больше не предоставляются заведующему канцелярией суда малой инстанции. Ежегодные отчеты проверяются опекуном-надзирателем (попечителем-надзирателем) или семейным советом (ст. 512 ФГК).

С одобрения семейного совета или судьи по делам опеки опекун может совершать следующие действия: действия по распоряжению имуществом подопечного (ст. 505 ФГК); заключение мирового или арбитражного соглашения (ст. 506 ФГК); в случае конфликта интересов опекуна и подопечного раздел имущества подопечного по соглашению сторон; составление ли-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

квидационной описи (ст. 507 ФГК); отказ от наследства (ст. 507-1 ФГК).

Законом от 23 марта 2019 г. № 2019-222 о планировании 2018—2022 гг. и реформе судебной системы были внесены изменения в ст. 500, 501 и 507-1 ФГК, в соответствии с которыми предварительное разрешение судьи по делам опеки больше не требуется для совершения следующих действий: помещение денежных средств на счет; заключение договора управления ценными бумагами и финансовыми инструментами; включение в расходы на управление вознаграждение управляющим; принятие наследства в случае нотариально удостоверенного значительного превышения активов над пассивами.

Права и обязанности попечителя в Швейцарии. Приступая к исполнению своих обязанностей, попечитель выполняет ряд действий, направленных на обеспечение наилучшей защиты прав подопечного, облегчение управления имуществом подопечного, а также надзора за выполнением функций попечителем (ст. 405 ШГК). Попечитель должен получить и обобщить информацию, необходимую для выполнения возложенных на него обязанностей, и установить личный контакт с подопечным (п. 1 ст. 405 ШГК). Закрепление описанных действий в редакции ШГК, действующей после 2012 г., показывает, что новое законодательное регулирование уделяет значительное внимание личным контактам — эти действия направлены на установление доверительных отношений между попечителем и подопечным.

Если попечительство включает управление имуществом подопечного, вторым действием при вступлении в роль попечителя является составление совместно с органами защиты совершеннолетних лиц описи имущества, которым попечитель должен управлять. Попечитель, назначенный для управления имуществом, должен принять меры, направленные на сохранение имущества подопечного.

При осуществлении своих обязанностей попечитель защищает интересы подопечного, принимает во внимание, насколько это возможно, его мнение и проявляет уважение к его желанию организовать свой образ жизни по своему усмотрению; он старается установить доверительные отношения с подопечным, предотвратить ухудшение состояния его здоровья или смягчить последствия ухудшения его состояния. Осуществляя свою роль, попечитель опирается на основные принципы: защита интересов и самоопределение личности.

В Швейцарии защита интересов лица, нуждающегося в помощи, осуществляется согласно концепции основных прав и свобод и уважения человеческого достоинства. Такому лицу оставлена степень самоопределения в той мере, насколько оно способно рассуждать разумно и насколько это не повлечет ущерба для него самого и третьих лиц. Третьи лица призваны оказывать содействие подопечному и проявлять

к нему терпение. В России же положение опекаемого (подопечного) до сих пор отражает стремление законодателя защитить от такого лица окружающих и лишить его прав.

В обязанности попечителя может входить оказание помощи в личной сфере, управление имуществом, представительство интересов в отношениях с третьими лицами.

Оказание помощи в личной сфере заключается в предоставлении помощи в повседневной жизни (гигиена, здоровье, ведение хозяйства и т. д.), а также в содействии поддержанию личных и социальных контактов подопечного. Этот вид помощи может ограничиваться фактическими действиями — совет, содействие, наблюдение (например, следить, чтобы подопечный регулярно принимал лекарства). Такая помощь предоставляется при установлении попечительства сопровождения, на которое не распространяется представительство интересов подопечного в отношениях с третьими лицами, в то время как при попечительстве общего действия представительство интересов подопечного входит в круг обязанностей, возложенных на попечителя.

Попечитель, назначенный для управления имуществом, управляет имуществом подопечного с должной заботой. Он может получать и требовать оплаты долгов от третьих лиц, следить за истечением срока давности, требовать признания вещных прав, в том числе узуфрукта, уменьшать стоимость заложенного имущества, должен стремиться избежать банкротства, уплачивать долги в установленном размере; представлять в случае необходимости подопечного для осуществления действий обычного характера.

Попечитель выдает подопечному часть его денежных средств, ведет счета и представляет выписки для проверки в органы защиты в установленные этими органами сроки как минимум один раз в два года. Как уже отмечалось, он предоставляет подопечному информацию о счетах и по его просьбе выдает копию. По необходимости, не реже чем один раз в два года, попечитель подает в органы защиты совершеннолетних лиц отчет о своей деятельности и состоянии здоровья подопечного. Насколько возможно, он вовлекает подопечного в процесс подготовки отчета, по просьбе подопечного выдает ему копию отчета.

Полномочиями представителя подопечного в отношениях с третьими лицами обладает только попечитель в случае установления попечительства представительства и попечительства общего действия. При попечительстве общего действия попечитель представляет подопечного для совершения всех действий, касающихся как личной сферы, так и управления имуществом (п. 2 ст. 398 ШГК). При попечительстве представительства органы защиты совершеннолетних лиц определяют сферу действия попечительства, а также полномочия попечителя на совершение ряда действий (п. 1 и 2 ст. 391 ШГК).

При завершении своей роли попечитель должен обеспечить управление делами, выполнение которых не терпит отлагательства, до того, как новый попечитель приступит к исполнению своих обязанностей, если органы защиты совершеннолетних лиц не распорядятся иначе (это требование не относится к попечителю, исполняющему свои обязанности на профессиональной основе), направить в органы защиты совершеннолетних лиц итоговый отчет.

Полномочия органов опеки и попечительства в России, семейного совета во Франции и органов защиты совершеннолетних лиц в Швейцарии. Особенность законодательного регулирования полномочий органов опеки и попечительства в России заключается в следующем: преимущественное положение отдано нормам, регулирующим имущественные отношения, и нормам, регулирующим опеку и попечительство в отношении несовершеннолетних лиц, оставшихся без попечения родителей. Полномочия органов опеки и попечительства можно разделить на следующие категории: организационные (установление опеки и попечительства); надзорные; авторизационные (выдача разрешений на осуществление сделок с имуществом подопечных); исполнительные (заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных); представительство в случае возникновения конфликта интересов между опекуном (попечителем) и подопечным; консультативные.

Таким образом, отличительной чертой российского законодательного регулирования является монопольное возложение полномочий на выполнение всех функций по осуществлению опеки и попечительства на государственные органы — органы опеки и попечительства. Учитывая опыт Франции и Швейцарии, предлагается дополнить систему органов, осуществляющих функции по опеке и попечительству в России, контролирующим опекуном (контролирующим попечителем) и опекуном ad hoc (попечителем ad hoc) и частично передать им полномочия — по надзору и разрешению конфликтных ситуаций, для повышения эффективности исполнения этих функций.

Нуждается в модернизации состав сотрудников органов опеки и попечительства в России, к их работе необходимо привлекать психологов, педагогов, социальных работников, юристов, по примеру Швейцарии после реформы 2012 г.

Следует также расширить функцию оказания помощи и сферу содействия опекунам (попечителям) на всех стадиях осуществления формы защиты, предусмотрев содействие как при установлении формы защиты (юридические консультации, помощь в сборе документов для установления опеки), так и во время осуществления опекунами (попечителями) своих функций (консультации психологов, помощь при разрешении сложных ситуаций). Представляется более эффективным не только возложить эту функцию на

органы опеки и попечительства, но и доверить ее общественным организациям. В России ч. 3 ст. 6 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» предусмотрено только оказание помощи гражданам, выразившим желание стать опекунами или попечителями. Сферу содействия и оказания помощи опекунам и попечителям следует расширить.

Важно подчеркнуть, что в Швейцарии и Франции большое внимание уделяется подготовке попечителей, оказанию им помощи. В пункте 3 ст. 400 ШГК закреплено, что органы защиты совершеннолетних лиц осуществляют контроль за тем, чтобы попечитель получал инструкции, советы и поддержку, в которой он нуждается для осуществления возложенных на него обязанностей. Во Франции существуют и активно развиваются многочисленные ассоциации, оказывающие поддержку опекунам и попечителям: консультации, юридическую помощь, обмен опытом (например, UDAF).

К полномочиям семейного совета во Франции можно отнести: организационные (назначение опекуна, опекуна-надзирателя и в случае необходимости опекуна ad hoc, определение вознаграждения лицам, осуществляющим меру защиты) и авторизационные (принимает наиболее важные решения, дает опекуну разрешения, необходимые для управления имуществом).

Полномочия органов защиты совершеннолетних лиц в Швейцарии после реформы 2012 г., с одной стороны, унифицированы, с другой — расширены с учетом введения таких мер защиты, как поручение на случай потери способности рассуждать разумно, предварительные указания пациента, представительство лица, утратившего способность рассуждать разумно, супругом или зарегистрированным партнером, меры защиты медико-социального характера.

В рамках применяемых органами защиты мер задачи попечителей после реформы определены более четко, они сформулированы в зависимости от степени меры защиты, подробно перечислено имущество подопечного, в каждом отдельном случае разработан список дел, требующих сотрудничества попечителя и подопечного, основная часть решения адаптирована к индивидуальной ситуации (решения должны быть «скроены по мерке»). Эти требования подразумевают, что органы защиты совершеннолетних лиц должны обладать более высокой способностью анализа и диагностики, чтобы поручения были разработаны по индивидуальным потребностям каждого подопечного.

Так как в соответствии с новым законодательным регулированием предусмотрен отказ от оглашения информации о назначении меры защиты подопечного, органы защиты должны в каждом конкретном случае принимать отдельное решение, можно ли предоставить такую информацию обратившемуся за ней третьему лицу или службе. Обязанность сотрудни-

чать с другими службами предусмотрена для повышения эффективности взаимодействия.

Задачи, возлагаемые на органы защиты совершеннолетних лиц в Швейцарии, можно разделить на следующие категории: не зависящие от установления мер защиты; установление, изменение и отмена мер защиты; содействие в совершении определенных юридических действий; надзор, управление и обеспечение качества осуществления меры защиты.

При применении попечительства органы защиты совершеннолетних лиц в Швейцарии наделены следующими полномочиями: одобрять совершение попечителем определенных действий; быть привлеченными в случае возникновения конфликта интересов между попечителем и подопечным; назначать заместителя попечителя, если у попечителя возникают препятствия для исполнения возложенных на него обязанностей; осуществлять надзор за деятельностью попечителя, проверять счета и отчеты; выносить решения по обращениям и жалобам на действия или бездействие попечителя, третьих лиц или назначенных органами защиты уполномоченных лиц или служб.

Исчерпывающий перечень наиболее значимых действий попечителя, требующих одобрения их совершения, установлен законом (ст. 416 ШГК), однако при наличии существенных оснований органы защиты могут установить, что выполнение и иных действий должно осуществляться с их одобрения (ст. 417 ШГК).

Одобрения органов защиты не требуется, если подопечный сохраняет способность рассуждать разумно, помещением под попечительство он не лишен дееспособности и может выразить свое одобрение на совершение действий. Юридические действия, совершенные без одобрения органов защиты совершеннолетних лиц, имеют в отношении подопечного статус, предусмотренный правом лиц в случае отсутствия одобрения законного представителя.

В случае конфликта интересов, для возникновения которого достаточно абстрактного риска того, что попечитель общего действия или попечитель представительства пожертвует интересами подопечного в угоду своим интересам, должен быть назначен заместитель попечителя. Его назначают органы защиты совершеннолетних лиц, либо они выполняют задачу самостоятельно (ст. 392 ШГК), если назначение заместителя будет носить явно выраженный непропорциональный характер. Заместитель действует независимо от попечителя, его полномочия прекратятся, когда исчезнет мотив для его назначения и попечитель снова сможет самостоятельно осуществлять возложенные на него функции (п. 2 ст. 399 ШГК).

Требования к надзору за деятельностью попечителя предъявляются к попечителям всех видов попечительства, однако существуют некоторые особенности. Проверка счетов осуществляется только при

попечительстве управления имуществом подопечного. В случае если попечителем назначен близкий человек (по смыслу ст. 420 ШГК), надзор за деятельностью попечителя может не осуществляться.

Функции надзора органов защиты осуществляются в форме инструкций, советов и содействия (п. 3 ст. 400 ШГК). Также проводится проверка счетов и периодических отчетов (ст. 410 ШГК).

В случае необходимости органы защиты требуют дополнить или уточнить отчеты. После изучения отчеты попечителя могут быть одобрены либо отклонены (п. 1 и 2 ст. 415 ШГК). В некоторых случаях органы защиты могут принимать меры, направленные на защиту интересов подопечного (п. 3 ст. 415 ШГК) в форме инструкций попечителю, в случаях, не терпящих отлагательства, органы защиты могут принимать неотложные меры самостоятельно, они также могут отстранить попечителя от исполнения его функций (ст. 423 ШГК).

Правом обратиться с жалобой на действия или бездействие попечителя, третьих лиц или назначенных органами защиты уполномоченных лиц или служб (п. 2, 3 ст. 392 ШГК) в органы защиты обладает дееспособный подопечный, его родственник, а также любое заинтересованное лицо. Недееспособный подопечный может обратиться через представителя, а в случае конфликта интересов — через его заместителя. Предметом обращения могут служить действия или бездействие попечителя, касающиеся задачи, возложенной на него, отсутствие должной осмотрительности в управлении делами, которые ему доверены (п. 1 ст. 413 ШГК), неуважение мнения подопечного (ст. 406 ШГК) или разглашение профессиональной тайны (п. 2 ст. 413 ШГК).

Подопечный может обратиться в органы защиты совершеннолетних лиц через представителя без одобрения попечителя, если речь идет о нарушении его сугубо личных прав. Если обращение касается имущественных интересов, подопечный должен получить одобрение попечителя для привлечения третьего лица в качестве представителя.

Заключение. В результате проведенного сравнительно-правового анализа доктрины, судебной и правоприменительной практики России, Франции и Швейцарии сделан вывод, что назначение нескольких опекунов (попечителей) одному подопечному повысит уровень гарантий защиты прав и интересов подопечных, а во многих случаях позволит предотвратить злоупотребления, которые могли бы возникнуть при назначении одного опекуна (попечителя), в том числе в случае возложения исполнения обязанностей опекунов или попечителей на организации.

На основании данного вывода были разработаны следующие предложения для повышения эффективности деятельности по опеке и попечительству в России, направленные на более эффективное функционирование множественности опекунов:

1) в ч. 8 и 9 ст. 10 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» необходимо внести изменения, закрепив правило распределения компетенции и ответственности между опекунами (попечителями) для предотвращения возникновения конфликтов между несколькими опекунами (попечителями) одного подопечного («специализация опекунов (попечителей)»).

Совместное исполнение обязанностей по опеке (попечительству) несколькими опекунами (попечителями) следует допускать лишь в исключительных случаях, общим же правилом должно быть распределение обязанностей между опекунами (попечителями). В случае распределения сфер деятельности нескольких опекунов каждый из них должен нести ответственность только за исполнение возложенных на него задач, например, один опекун — за защиту личности, другой опекун или попечитель — за защиту имущественных прав. Введение солидарной ответственности нескольких опекунов или попечителей за вред, причиненный подопечному за неисполнение функций одним из опекунов в случае распределения между ними обязанностей, представляется необоснованным;

2) главу 3 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» требуется дополнить положениями о статусе и полномочиях контролирующего опекуна (контролирующего попечителя) и опекуна ad hoc (попечителя ad hoc). На контролирующего опекуна (контролирующего попечителя) следует возложить функцию надзора за исполнением обязанностей по опеке (попечительству) опекунами (попечителями). В случаях возникновения конфликта интересов между опекуном (попечителем) и подопечным следует назначать опекуна ad hoc (попечителя ad hoc);

3) для предотвращения злоупотреблений, возникающих при возложении исполнения обязанностей опекунов или попечителей на организации, необходимо исключить из п. 4 ст. 35 ГК РФ слова: «Недееспособным или не полностью дееспособным гражданам, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются»; из ч. 5 ст. 11 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» требуется исключить слова: «Опекуны или попечители не назначаются недееспособным или не полностью дееспособным лицам, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

4) пункт 13 ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» следует дополнить положениями об оказании помощи и содействия опекунам (попечителям) на всех стадиях осуществления опеки

или попечительства. Необходимо расширить сферу опеки, обучение), так и во время осуществления опе-

содействия и оказания помощи опекунам и попечите- кунами (попечителями) своих функций (консульта-

лям, предусмотрев содействие как при установлении ции психологов, помощь при разрешении сложных

опеки или попечительства (юридические консульта- ситуаций). ции, помощь в сборе документов для установления

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Bockstaller J. Die mehrfache Vormundschaft (Art. 379 II ZGB): diss. Fribourg, 1978. Droit de la famille. 7e ed., sous la direction de P. Murat. Paris, 2016.

Kuhnlein C. Les droits fondamentaux et le principe de subsidiarité en protection de l'adulte et de l'efant // Zeitschrift für Kindes- und Erwachsenenschutz. Revue de la protection des mineurs et des adultes. 2019. Heft. 2.

Lemouland J.-J. Simplifier et recentrer le rôle du juge dans le domaine de la protection des majeurs // Recueil Dalloz. 2019. Lemouland J.-J., Noguero D. Majeurs protégés // Recueil Dalloz. Juin 2018 — Mai 2019.

Meier P. Le point sur le droit des personnes physiques et la protection de l'adulte // Schweizerische Juristen-Zeitung, Revue Suisse de Jurisprudence. 2019. Heft 10.

Pecqueur E. Sort des majeurs protégés dans la réforme // Actualité Juridique. 2019. No. 5. Антокольская М. В. Семейное право: учебник. 3-е изд. М., 2010.

Петурова Н. Н. Отражение международных стандартов защиты совершеннолетних лиц в гражданском законодательстве Франции // Семейное и жилищное право. 2017. № 2.

Петурова Н. Н. Реформа законодательного регулирования защиты прав совершеннолетних лиц в Швейцарии // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2017. № 3.

Победоносцев К. П. Курс гражданского права. Т. I—III (воспроизводится по изданию: СПб., 1896). М., 2004. Трофимец И. А. Недееспособность гражданина и право вступать в брак // Семейное и жилищное право. 2012. № 6. Французский гражданский кодекс: учебно-практический комментарий. М., 2008.

REFERENCES

Antokol'skaya M. V. The Family Law. 3rd ed. Moscow, 2010. 432 p. (In Russ.)

Bockstaller J. The Multiple Guardianship (Art. 379 II ZGB). Fribourg, 1978. 132 p. (In German)

Droit de la famille. 7e ed., sous la direction de P. Murat. Paris, 2016. 1553 p.

Kuhnlein C. The Fundamental Rights and the Principle of Subsidiarity in the Protection of the Adult and the Child. Zeitschrift für Kindes-und Erwachsenenschutz. Revue de la protection des mineurs et des adultes, 2019. Heft. 2, pp. 99—127. (In French)

Lemouland J.-J. To Simplify and Center the Role of Juge in the Domain of the adults' Protection. Recueil Dalloz, 2019, pp. 827—838. (In French)

Lemouland J.-J., Noguero D. The Adults under Protection. Recueil Dalloz. Juin 2018 — Mai 2019, pp. 1412—1428. (In French) Meier P. The Issue of the Natural Persons Law and the Protection of the Adult. Schweizerische Juristen-Zeitung, Revue Suisse de Jurisprudence. 2019. Heft 10, pp. 315—320. (In French)

Pecqueur E. The destiny of the persons under protection in the reform. Actualité Juridique, 2019, no. 5, pp. 266—277. (In French) Peturova N. N. Reform of Legislative Regulation of Protection of the Adult Persons' Rights in Switzerland. Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya = Journal of Foreign Legislation and Comparative Law, 2017, no. 3, pp. 63—70. (In Russ.)

Peturova N. N. The Reflection of the Adults' Protection International Standards in the French Civil Law. Semeynoe izhilishchnoe pravo, 2017, no. 2, pp. 12—15. (In Russ.)

Pobedonostsev K. P. The Civil Law Course. Vol. I—III (Reproduced According to the Edition of Saint Petersburg, 1896). Moscow, 2004. 2206 p. (In Russ.)

The civil code of France: Learning and Practical Commentary. Moscow, 2008. 752 p. (In Russ.) The Family Law. 7th ed. Ed. by P. Murat. Paris, 2016. 1553 p. (In French)

Trofimets I. A. The Incapacity of the Citizen and the Right to Marriage. Semeynoe i zhilishchnoe pravo, 2012, no. 6, pp. 29—33. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.