УДК 347.73
Очаковский Виктор Александрович
кандидат юридических наук, доцент кафедры
административного и финансового права, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина viktor.ochakovsky@list.ru
Крутова Яна Александровна
кандидат юридических наук,
старший преподаватель кафедры
административного и финансового права,
Кубанский государственный
аграрный университет
имени И.Т. Трубилина
navona2005@yandex.ru
Найдёнова Мария Николаевна
студентка 3 курса юридического факультета, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина naiddenova@mail.ru
Viktor A. Ochakovskii
Candidate of Law Sciences,
Associate of Professor
of Administrative and Financial Law,
Kuban State University Agricultural University
name of I.T. Trubilin
viktor.ochakovsky@list.ru
Yana A. Krutova
Candidate of Law Sciences,
Associate of Professor
of Administrative and Financial Law,
Kuban State University Agricultural University
name of I.T. Trubilin
navona2005@yandex.ru
Maria N. Naydenova
Student 3 courses Law Department,
Kuban State University Agricultural University name of I.T. Trubilin naiddenova@mail.ru
Особенности правового
регулирования наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (на примере краснодарского края)
Features of legal regulation
of local self-government bodies with separate state powers (on the example of krasnodar region)
Аннотация. В статье рассматриваются особенности правового регулирования наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиям. Авторами проведено исследование таких понятий как «передача», «делегирование» и «наделение». В качестве примера приводится опыт нормотвор-ческой деятельности органов власти Краснодарского края, в части наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями.
Ключевые слова: органы местного самоуправления, полномочие, органы государственной власти, местное самоуправление.
Annotation. The article deals with the peculiarities of legal regulation of local self-government bodies allocation to certain state powers. The authors conducted a study of such concepts as «transfer», «delegation» and «allotment». As an example, the experience of standard-setting activities of the authorities of the Krasnodar region, in terms of giving local authorities state powers.
Keywords: local self-government bodies, authority, public authorities, local self-government
На протяжении уже более 15 лет успешно реализуются практика по наделению органов местного самоуправления отельными госу-
дарственными полномочиями. За эти годы многие субъекты Федерации воспользовались своим правом по наделению органов местного само-
управления отдельными государственными полномочиями, в силу главы 4 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1].
Однако, как и многие процессы правоприменения, рассматриваемая процедурасопровождает-ся определенными проблемами, в контексте взаимодействия государства и местного самоуправления. В данной статье мы предпримем попытку исследовать причины и условия их возникновения.
Первоначально следует обратить внимание на то, что такие понятия как «передача», «делегирование» и «наделение» достаточно часто используются в нормотворческой деятельности как в публичном, так и в частном праве. Например, в нормах:
а) главы 5. «Безвозмездная передача земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации» Земельного кодексаРоссийской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ [2];
б) статьи 224 «Передача вещи» Гражданского-кодексаРоссийской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ [3];
в) статьи 88 «Передача персональных данных работника» Трудового кодексаРоссийской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ [4];
г) приказа Федерального агентства научных организаций от 24 июня 2015 года № 295 «О делегировании права принятия решения о временном ограничении права работника на выезд за пределы Российской Федерации» [5];
д) статьи 6 «Порядок наделения судей полномочиями» Закона РФ от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» [6];
е) статьи 5 «Наделение акциями работников народного предприятия» Федерального закона от 19 июля 1998 года № 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» [7];
ж) правила 2.1. «Наделение судьи полномочиями» Правил организации и деятельности Суда Евразийского экономического союза [8];
з) главы 4 «Наделение органов местного самоуправления отельными государственнымипол-номочиями»Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Толковый словарь русского языка определяет термин «передача» [9], как вручение (в распоряжение, владение) объекта передачи каким-нибудь способом кому-нибудь. Как правило, в юридической науке термин «передача» используется в качестве характеристики отделения,
исключения из компетенции, перехода, прав и/или обязанностей от одного субъекта (например, физического или юридического лица, государственного органа или предприятия/учреждения), другому субъекту правоотношений. Таким образом, передача отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления -есть регулирование полномочий органа местного самоуправления, характеризуемое отчуждением конкретного полномочия или полномочий из компетенции органа государственной власти и включением данных полномочий в компетенцию местного самоуправления [10].
Термин «наделение» в словаре Ожегова раскрывается как «возможность распределяя, предоставить, дать что-нибудь» [11]. В юриспруденции термин «наделение», как правило, определяется в качестве одностороннеговолеизъявле-ния одного субъекта правоотношения по отно-шениюко второму субъекту при отчуждении, переходе полномочий.
Обращаясь к исследованию значения понятия «делегирование» как особого способа передачи отдельных государственных полномочий, определим следующие его признаки:
- регулирование объема полномочий органов местного самоуправления происходит на принципах равенства и доброй воли;
- передача путем делегирования осуществляется только в отношении одного органа местного самоуправления, а не нескольких или всех;
- делегирование всегда оформляется договором.
Договор по своей правовой природе предполагает равенство сторон и процедуру согласования предмета договора, т.е. порядка передачи и реализации отдельных государственных полном о ч ий, и выглядит болеепредпочтительнее с точки зрения муниципальных образований. Однако, по-нашему мнению, возможность заключения таких договоров с каждым муниципальным образованием выглядит нерационально, проблематично и обременительно.
При исследовании особенностей наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, следует учитывать, что в ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерацииопределены требования, выполнение которых обязательно при возложении отдельных функций государственных органов на местное самоуправление, а именно:
- наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями осуществляется только законом. Это может быть как федеральный закон, так и закон, принятый субъектом Федерации;
- подобный закон в императивном порядке должен обеспечиваться материальными и финансовыми составляющими для решения задач, возлагаемых на органы местного самоуправления;
- наличие обязательного аудита исполнения государственных полномочий, переданных местным органам самоуправления [12].
В силу объективных причин растет количество случаев, когда органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями, не сочетающимися с вопросами местного значения.
Так, например, Закон Краснодарского края от 10 апреля 2017 года № 3597-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по формированию и утверждению списков граждан Российской Федерации, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края, и членов семей граждан Российской Федерации, погибших (умерших) в результате этих чрезвычайных ситуаций» [13] наделил органы местного самоуправления государственными полномочиями в областиформирования и утверждения списков граждан, пострадавших в результате ЧС регионального и межмуниципального характера на территории края.
Очевидно, что подобные государственные полномочия являются дополнительной нагрузкой муниципалитетов и способствуют смещению вопросов местного значения на второй план. В свою очередь, за ненадлежащее осуществление государственных полномочий муниципалитеты несут ответственность.
Литература:
1. Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
2. Собрание законодательства РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.
3. Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
4. Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. Ст. 3.
5. СПС «Гарант».
6. Российская газета. 1992. № 170. 29 июля.
7. Собрание законодательства РФ. 1998. № 30. Ст. 3611.
8. СПС «Гарант».
9. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцо-ва. 24-е изд., испр. М. : ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2005. С. 945.
10. См. подробнее: Палий В.М. Модели правового взаимодействия государственных органов и
Тот же вывод, на наш взгляд, можно сделать и проанализировав положения Закона Краснодарского края от 26 декабря 2005 г. № 976-КЗ «О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском края государственными полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства» [14], наделяющий органы местного самоуправления полномочиями по государственной поддержке сельскохозяйственного производства.
Полагаем, что при возникновении идеи и потребности наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями, первостепенно следует обращать внимание на соотношение вновь полученных полномочий с уже имеющимся кругом вопросов обеспечения жизнедеятельности местного населения. Передаваемые муниципалитету полномочия должны быть по своему содержанию максимально приближены к вопросам местного значения [15].
Негативно в этом отношении высказывается В. И. Васильев. Он полагает, что в результате законотворчества последних лет, концепция полномочий органов местного самоуправления, заложенная в первоначальной редакции Федерального закона № 131-ФЗ, оказалась существенно поколебленной [16].
Частично разделяя его мнение, отметим, что чрезвычайно необходимо сохранить дух и назначение самого института местного самоуправления. Перегружая местные органы дополнительными полномочиями мы рискуем утратить целеполагающее назначение рассматриваемого нами института - решение вопросов местного значения исходя из интересов населения.
Literature:
1. Meeting of the legislation of the Russian Federation. 2003. № 40. St. 3822.
2. Meeting of the legislation of the Russian Federation. 2001. № 44. St. 4147.
3. Meeting of the legislation of the Russian Federation. 1994. № 32. St. 3301.
4. Meeting of the legislation of the Russian Federation. 2002. № 1. St. 3.
5. SPS «Garant».
6. Russian newspaper. 1992. № 170. July 29.
7. Meeting of the legislation of the Russian Federation. 1998. № 30. St. 3611.
8. SPS «Garant».
9. Ozhegov S.I. Dictionary of Russian language. / S.I. Ozhegov; under the General editorship of Professor L.I. Skvortsova. 24th ed., Rev. M. : LLC «Publishing house Oniks»: LLC «publishing House «World and Education», 2005. P. 945.
10. Cm. read more: Paliy V.M. Models of legal interaction of the state bodies and bodies of local
органов местного самоуправления: теоретический и исторический аспекты : монография /
B.М. Палий, П.М. Курдюк, В.А. Очаковский. Краснодар : КубГАУ, 2014. 164 с.
11. Ожегов С.И. Словарь русского языка /
C. И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцо-ва. 24-е изд., испр. М. : ООО «Издательство Оникс» : ООО «Издательство «Мир и Образование», 2005. С. 478.
12. Курдюк П.М. Правовое регулирование взаимодействия органов государственного и муниципального управления : монография / П.М. Курдюк, Н.В. Павлов, В.А. Очаковский. Краснодар : изд-во «Эпомен», 2019. 94 с.
13. Официальный интернет-портал правовой информации. Ш1_ : www.pravo.gov.ru
14. Кубанские новости. 2006. № 6. 17 января.
15. Игнатюк Н.А. Муниципальное право : учебник / Н.А. Игнатюк, А.А. Замотаева, А.В. Павлуш-кин. М. : ЗАО Юстицинформ, 2004. С. 278-280.
16. Васильев В.И. О функциональном назначении местного самоуправления // Журнал российского права. 2007. № 7.
self-government: theoretical and historical aspects : monograph / V.M. Paliy, P.M. Kurduk, V.A. Ocha-kovskii. Krasnodar : Kubsau, 2014. 164 p.
11. Ozhegov S.I. Dictionary of Russian language. / S.I. Ozhegov; under the General editorship of Professor L.I. Skvortsova. 24th ed., Rev. M. : LLC «Publishing house Oniks»: LLC «publishing House «World and Education», 2005. P. 478.
12. Kurduk P.M. Legal regulation of interaction of bodies of state and municipal management : monograph / P.M. Kurduk, N.V. Pavlov, V.A. Ocha-kovskii. Krasnodar : publishing house «Epomen», 2019. 94 p.
13. Official Internet portal of legal information. URL : www.pravo.gov.ru
14. Kuban news. 2006. № 6. 17 Jan.
15. Ignatyuk N.Ah. Municipal law : textbook / N.Ah. Ignatyuk, A.A. Zamotayev, A.V. Pavlushkin. M. : Yustitsinform, 2004. P. 278-280.
16. Vasiliev V.I. On the functional purpose of local self-government // Journal of Russian law. 2007. № 7.