Научная статья на тему 'Особенности правового регулирования наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (на примере Краснодарского края)'

Особенности правового регулирования наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (на примере Краснодарского края) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
231
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ПОЛНОМОЧИЕ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Очаковский Виктор Александрович, Крутова Яна Александровна, Найдёнова Мария Николаевна

В статье рассматриваются особенности правового регулирования наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиям. Авторами проведено исследование таких понятий как «передача», «делегирование» и «наделение». В качестве примера приводится опыт нормотворческой деятельности органов власти Краснодарского края, в части наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Очаковский Виктор Александрович, Крутова Яна Александровна, Найдёнова Мария Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности правового регулирования наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (на примере Краснодарского края)»

УДК 347.73

Очаковский Виктор Александрович

кандидат юридических наук, доцент кафедры

административного и финансового права, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина viktor.ochakovsky@list.ru

Крутова Яна Александровна

кандидат юридических наук,

старший преподаватель кафедры

административного и финансового права,

Кубанский государственный

аграрный университет

имени И.Т. Трубилина

navona2005@yandex.ru

Найдёнова Мария Николаевна

студентка 3 курса юридического факультета, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина naiddenova@mail.ru

Viktor A. Ochakovskii

Candidate of Law Sciences,

Associate of Professor

of Administrative and Financial Law,

Kuban State University Agricultural University

name of I.T. Trubilin

viktor.ochakovsky@list.ru

Yana A. Krutova

Candidate of Law Sciences,

Associate of Professor

of Administrative and Financial Law,

Kuban State University Agricultural University

name of I.T. Trubilin

navona2005@yandex.ru

Maria N. Naydenova

Student 3 courses Law Department,

Kuban State University Agricultural University name of I.T. Trubilin naiddenova@mail.ru

Особенности правового

регулирования наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (на примере краснодарского края)

Features of legal regulation

of local self-government bodies with separate state powers (on the example of krasnodar region)

Аннотация. В статье рассматриваются особенности правового регулирования наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиям. Авторами проведено исследование таких понятий как «передача», «делегирование» и «наделение». В качестве примера приводится опыт нормотвор-ческой деятельности органов власти Краснодарского края, в части наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями.

Ключевые слова: органы местного самоуправления, полномочие, органы государственной власти, местное самоуправление.

Annotation. The article deals with the peculiarities of legal regulation of local self-government bodies allocation to certain state powers. The authors conducted a study of such concepts as «transfer», «delegation» and «allotment». As an example, the experience of standard-setting activities of the authorities of the Krasnodar region, in terms of giving local authorities state powers.

Keywords: local self-government bodies, authority, public authorities, local self-government

На протяжении уже более 15 лет успешно реализуются практика по наделению органов местного самоуправления отельными госу-

дарственными полномочиями. За эти годы многие субъекты Федерации воспользовались своим правом по наделению органов местного само-

управления отдельными государственными полномочиями, в силу главы 4 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1].

Однако, как и многие процессы правоприменения, рассматриваемая процедурасопровождает-ся определенными проблемами, в контексте взаимодействия государства и местного самоуправления. В данной статье мы предпримем попытку исследовать причины и условия их возникновения.

Первоначально следует обратить внимание на то, что такие понятия как «передача», «делегирование» и «наделение» достаточно часто используются в нормотворческой деятельности как в публичном, так и в частном праве. Например, в нормах:

а) главы 5. «Безвозмездная передача земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации» Земельного кодексаРоссийской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ [2];

б) статьи 224 «Передача вещи» Гражданского-кодексаРоссийской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ [3];

в) статьи 88 «Передача персональных данных работника» Трудового кодексаРоссийской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ [4];

г) приказа Федерального агентства научных организаций от 24 июня 2015 года № 295 «О делегировании права принятия решения о временном ограничении права работника на выезд за пределы Российской Федерации» [5];

д) статьи 6 «Порядок наделения судей полномочиями» Закона РФ от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» [6];

е) статьи 5 «Наделение акциями работников народного предприятия» Федерального закона от 19 июля 1998 года № 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» [7];

ж) правила 2.1. «Наделение судьи полномочиями» Правил организации и деятельности Суда Евразийского экономического союза [8];

з) главы 4 «Наделение органов местного самоуправления отельными государственнымипол-номочиями»Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Толковый словарь русского языка определяет термин «передача» [9], как вручение (в распоряжение, владение) объекта передачи каким-нибудь способом кому-нибудь. Как правило, в юридической науке термин «передача» используется в качестве характеристики отделения,

исключения из компетенции, перехода, прав и/или обязанностей от одного субъекта (например, физического или юридического лица, государственного органа или предприятия/учреждения), другому субъекту правоотношений. Таким образом, передача отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления -есть регулирование полномочий органа местного самоуправления, характеризуемое отчуждением конкретного полномочия или полномочий из компетенции органа государственной власти и включением данных полномочий в компетенцию местного самоуправления [10].

Термин «наделение» в словаре Ожегова раскрывается как «возможность распределяя, предоставить, дать что-нибудь» [11]. В юриспруденции термин «наделение», как правило, определяется в качестве одностороннеговолеизъявле-ния одного субъекта правоотношения по отно-шениюко второму субъекту при отчуждении, переходе полномочий.

Обращаясь к исследованию значения понятия «делегирование» как особого способа передачи отдельных государственных полномочий, определим следующие его признаки:

- регулирование объема полномочий органов местного самоуправления происходит на принципах равенства и доброй воли;

- передача путем делегирования осуществляется только в отношении одного органа местного самоуправления, а не нескольких или всех;

- делегирование всегда оформляется договором.

Договор по своей правовой природе предполагает равенство сторон и процедуру согласования предмета договора, т.е. порядка передачи и реализации отдельных государственных полном о ч ий, и выглядит болеепредпочтительнее с точки зрения муниципальных образований. Однако, по-нашему мнению, возможность заключения таких договоров с каждым муниципальным образованием выглядит нерационально, проблематично и обременительно.

При исследовании особенностей наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, следует учитывать, что в ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерацииопределены требования, выполнение которых обязательно при возложении отдельных функций государственных органов на местное самоуправление, а именно:

- наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями осуществляется только законом. Это может быть как федеральный закон, так и закон, принятый субъектом Федерации;

- подобный закон в императивном порядке должен обеспечиваться материальными и финансовыми составляющими для решения задач, возлагаемых на органы местного самоуправления;

- наличие обязательного аудита исполнения государственных полномочий, переданных местным органам самоуправления [12].

В силу объективных причин растет количество случаев, когда органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями, не сочетающимися с вопросами местного значения.

Так, например, Закон Краснодарского края от 10 апреля 2017 года № 3597-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по формированию и утверждению списков граждан Российской Федерации, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края, и членов семей граждан Российской Федерации, погибших (умерших) в результате этих чрезвычайных ситуаций» [13] наделил органы местного самоуправления государственными полномочиями в областиформирования и утверждения списков граждан, пострадавших в результате ЧС регионального и межмуниципального характера на территории края.

Очевидно, что подобные государственные полномочия являются дополнительной нагрузкой муниципалитетов и способствуют смещению вопросов местного значения на второй план. В свою очередь, за ненадлежащее осуществление государственных полномочий муниципалитеты несут ответственность.

Литература:

1. Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

2. Собрание законодательства РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.

3. Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

4. Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. Ст. 3.

5. СПС «Гарант».

6. Российская газета. 1992. № 170. 29 июля.

7. Собрание законодательства РФ. 1998. № 30. Ст. 3611.

8. СПС «Гарант».

9. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцо-ва. 24-е изд., испр. М. : ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2005. С. 945.

10. См. подробнее: Палий В.М. Модели правового взаимодействия государственных органов и

Тот же вывод, на наш взгляд, можно сделать и проанализировав положения Закона Краснодарского края от 26 декабря 2005 г. № 976-КЗ «О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском края государственными полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства» [14], наделяющий органы местного самоуправления полномочиями по государственной поддержке сельскохозяйственного производства.

Полагаем, что при возникновении идеи и потребности наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями, первостепенно следует обращать внимание на соотношение вновь полученных полномочий с уже имеющимся кругом вопросов обеспечения жизнедеятельности местного населения. Передаваемые муниципалитету полномочия должны быть по своему содержанию максимально приближены к вопросам местного значения [15].

Негативно в этом отношении высказывается В. И. Васильев. Он полагает, что в результате законотворчества последних лет, концепция полномочий органов местного самоуправления, заложенная в первоначальной редакции Федерального закона № 131-ФЗ, оказалась существенно поколебленной [16].

Частично разделяя его мнение, отметим, что чрезвычайно необходимо сохранить дух и назначение самого института местного самоуправления. Перегружая местные органы дополнительными полномочиями мы рискуем утратить целеполагающее назначение рассматриваемого нами института - решение вопросов местного значения исходя из интересов населения.

Literature:

1. Meeting of the legislation of the Russian Federation. 2003. № 40. St. 3822.

2. Meeting of the legislation of the Russian Federation. 2001. № 44. St. 4147.

3. Meeting of the legislation of the Russian Federation. 1994. № 32. St. 3301.

4. Meeting of the legislation of the Russian Federation. 2002. № 1. St. 3.

5. SPS «Garant».

6. Russian newspaper. 1992. № 170. July 29.

7. Meeting of the legislation of the Russian Federation. 1998. № 30. St. 3611.

8. SPS «Garant».

9. Ozhegov S.I. Dictionary of Russian language. / S.I. Ozhegov; under the General editorship of Professor L.I. Skvortsova. 24th ed., Rev. M. : LLC «Publishing house Oniks»: LLC «publishing House «World and Education», 2005. P. 945.

10. Cm. read more: Paliy V.M. Models of legal interaction of the state bodies and bodies of local

органов местного самоуправления: теоретический и исторический аспекты : монография /

B.М. Палий, П.М. Курдюк, В.А. Очаковский. Краснодар : КубГАУ, 2014. 164 с.

11. Ожегов С.И. Словарь русского языка /

C. И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцо-ва. 24-е изд., испр. М. : ООО «Издательство Оникс» : ООО «Издательство «Мир и Образование», 2005. С. 478.

12. Курдюк П.М. Правовое регулирование взаимодействия органов государственного и муниципального управления : монография / П.М. Курдюк, Н.В. Павлов, В.А. Очаковский. Краснодар : изд-во «Эпомен», 2019. 94 с.

13. Официальный интернет-портал правовой информации. Ш1_ : www.pravo.gov.ru

14. Кубанские новости. 2006. № 6. 17 января.

15. Игнатюк Н.А. Муниципальное право : учебник / Н.А. Игнатюк, А.А. Замотаева, А.В. Павлуш-кин. М. : ЗАО Юстицинформ, 2004. С. 278-280.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Васильев В.И. О функциональном назначении местного самоуправления // Журнал российского права. 2007. № 7.

self-government: theoretical and historical aspects : monograph / V.M. Paliy, P.M. Kurduk, V.A. Ocha-kovskii. Krasnodar : Kubsau, 2014. 164 p.

11. Ozhegov S.I. Dictionary of Russian language. / S.I. Ozhegov; under the General editorship of Professor L.I. Skvortsova. 24th ed., Rev. M. : LLC «Publishing house Oniks»: LLC «publishing House «World and Education», 2005. P. 478.

12. Kurduk P.M. Legal regulation of interaction of bodies of state and municipal management : monograph / P.M. Kurduk, N.V. Pavlov, V.A. Ocha-kovskii. Krasnodar : publishing house «Epomen», 2019. 94 p.

13. Official Internet portal of legal information. URL : www.pravo.gov.ru

14. Kuban news. 2006. № 6. 17 Jan.

15. Ignatyuk N.Ah. Municipal law : textbook / N.Ah. Ignatyuk, A.A. Zamotayev, A.V. Pavlushkin. M. : Yustitsinform, 2004. P. 278-280.

16. Vasiliev V.I. On the functional purpose of local self-government // Journal of Russian law. 2007. № 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.