Научная статья на тему 'Некоторые особенности разграничения предметов ведения органов государственной власти и органов местного самоуправления'

Некоторые особенности разграничения предметов ведения органов государственной власти и органов местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
712
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Ключевые слова
MUNICIPAL FORMATION / MUNICIPAL AUTHORITY / LOCAL SELF-GOVERNMENT / STATE POWER / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Курдюк Петр Михайлович

В статье исследуются особенности разграничения предметов ведения органов государственной власти и органов местного самоуправления. Приводятся примеры наделения отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления на территории Краснодарского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Курдюк Петр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PECULIARITIES OF THE DISTRIBUTION OF SUBJECT OF CONDUCTING OF GOVERNMENT AUTHORITIES AND LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES

The article discusses the peculiarities of the distribution of subject of conducting of government authorities and local self-government bodies. Examples of granting certain state powers to local self-government bodies in the territory of the Krasnodar region are given.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности разграничения предметов ведения органов государственной власти и органов местного самоуправления»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

УДК 351/352 ББК 67

© 2017 г. П. М. Курдюк,

заведующий кафедрой административного и финансового права Кубанского государственного аграрного университета имени И. Т. Трубилина доктор юридических наук, профессор. E-mail: ailyashenko@mail.ru

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В статье исследуются особенности разграничения предметов ведения органов государственной власти и органов местного самоуправления. Приводятся примеры наделения отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления на территории Краснодарского края.

Ключевые слова: муниципальное образование, муниципальная власть, местное самоуправление, государственная власть.

P. M. Kurdyuk - Head, Department of Administrative and Financial Law, Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin, Doctor of Law, Professor.

SOME PECULIARITIES OF THE DISTRIBUTION OF SUBJECT OF CONDUCTING OF GOVERNMENT AUTHORITIES AND LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES

The article discusses the peculiarities of the distribution of subject of conducting of government authorities and local self-government bodies. Examples of granting certain state powers to local self-government bodies in the territory of the Krasnodar region are given.

Key words: municipal formation, municipal authority, local self-government, state power.

Успешное обеспечение эффективного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления заключается в достижении оптимального взаимопонимания между ними. Полагаем, что вопросы взаимодействия государственных и муниципальных органов власти можно отнести к категории наиболее сложных и важных как для теории государства и права, так и для муниципально-правовой науки. От определения правильных подходов к взаимодействию государственных и муниципальных органов власти зависит эффективность деятельности государственного аппарата в общем и судьба местного самоуправления в России в частности.

Приступая к исследованию особенностей взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимо обратить внимание на то, что в предыдущие годы этот вопрос разрабатывали ученые, сосредоточиваясь на разных аспектах, обращая особое внимание на принципы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления [7, с. 350-355], методологические осно-

вы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления [2, с. 133-134], а также их функциональные особенности [5].

Само же разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления содержится в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [4] (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ).

С момента принятия Федерального закона № 131 -ФЗ перечень вопросов местного значения был неоднократно нормативно расширен. В связи с этим в юридической литературе отмечалось, что не все вопросы местного значения, включенные в перечень вопросов местного значения в последнее время, могут быть решены наиболее эффективным способом [6, с. 36-39].

Некоторые авторы полагают, что попытки ввести в круг вопросов местного значения вопросы, свойственные государственной вла-

Административное право

сти или структурам бизнеса, способны существенно снизить эффективность работы му-ниципалите тов.

Не следует также забывать и о важной составляющей последнего времени - финансовом обеспечении полномочий органов местного самоуправления. В условиях сложного дефицитного наполнения местных бюджетов следует особенно бережно относиться к наделению местной власти дополнительными полномочиями, в противном случае часть вопросов местного значения может быть решена не в полном объеме.

На наш взгляд, в целях создания благоприятных условий для муниципалитетов в контексте реализации их потенциала необходимо освободить муниципальные власти от слишком сложных задач. Очевидно, что объем собственных полномочий должен зависеть от финансовых возможностей муниципального образования.

На протяжении последних лет региональные законодатели все чаще снимают с себя отдельные государственные полномочия по управлению делами местного значения и отдают их под оперативное управление местному самоуправлению. Законодательно получив право решения вопросов по управлению собственными делами самостоятельно, органы местного самоуправления в тандеме с государством осуществляют финансирование программ, направленных на экономическое, финансовое и социальное обеспечение развития всех поселений на территории Российской Федерации. В этом случае актуализируется потребность в разделении правомочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Анализ законодательной практики Краснодарского края показал, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями происходит по вопросам разной компетенции. В качестве примера можно привести постановления Законодательного собрания Краснодарского края от 22 марта 2017 года № 3058-П «О Законе Краснодарского края "О наделении органов местного самоуправления муниципальных рай-

Литература

1. Васильев В. И. О функциональном назначении местного самоуправления // Журн. рос. права. 2007. № 7.

онов и городских округов Краснодарского края отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по формированию и утверждению списков граждан Российской Федерации, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края, и членов семей граждан Российской Федерации, погибших (умерших) в результате этих чрезвычайных ситуаций"», от 15 февраля 2017 года № 2955-П «О Законе Краснодарского края "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы""», от 25 января 2017 года № 2923-П «О Законе Краснодарского края "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края""».

Осознавая важность решения государственных вопросов, которыми вправе заниматься органы местного самоуправления муниципальных образований, обратим внимание и на то, что исполнение этих вопросов должно происходить не в ущерб решению вопросов местного значения.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о целесообразности установления гарантий на увеличение финансирования муниципальных образований при увеличении количества решаемых вопросов местного значения в целях более эффективного осуществления отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления, а также необходимости учета того, что отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления, по своему характеру должны быть максимально приближены к вопросам местного значения.

Bibliography

1. Vasiliev V. I. About the functional appointment of local self-government // Journal of Russian Law. 2007. № 7.

Административное право

2. Кулушева М. А. Конституционно-правовое регулирование местного самоуправления в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2001.

3. Лолаева А. С. Учет исторических и местных традиций как принцип организации местного самоуправления // Гос. власть и местное самоуправление. 2017. № 3.

4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 6 окт. 2003 г. № 131-Ф3 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822.

5. Палий В. М., Курдюк П. М., Очаковский В. А. Модели правового взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления: теоретический и исторический аспекты. Краснодар, 2014.

6. Чапайкина И. Г. Региональная власть и местное самоуправление // Гос. власть и местное самоуправление. 2017. № 6.

7. Шугрина Е. С. Муниципальное право. М., 2004.

8. URL: http://www.kubzsk.ru/asz

2. Kulusheva M. A. Constitutional and legal regulation of local self-government in the Russian Federation: dis. ... PhD in Law. Saratov, 2001.

3. Lolaeva A. S. Accounting of historical and local traditions as a principle of organization of local self-government // State power and local self-government. 2017. № 3.

4. About the general principles of the organization of local self-government in the Russian Federation: Federal Law of the Russian Federation dated 06.10.2003 № 131-FL // Collection oflegislation of the Russian Federation. 2003. № 40. Art. 3822.

5. Paliy V. M., Kurdyuk P. M., Ochakovsky V. A. Models of legal interaction between state bodies and local self-government bodies: theoretical and historical aspects. Krasnodar, 2014.

6. Chapaykina I. G. Regional authority and local self-government // State power and local self-government. 2017. № 6.

7. Shugrina E. S. Municipal Law. Moscow, 2004.

8. URL: http://www.kubzsk.ru/asz

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.