УДК 351.75
Особенности правового регулирования и производства личного досмотра
Черкасова Елена Константиновна, старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России, кандидат юридических наук e-mail: [email protected]
В статье анализируется современное состояние правового регулирования и практики производства личного досмотра и на этой основе высказываются предложения по совершенствованию действующего законодательства и правоприменительной практики.
Ключевые слова: личный досмотр; понятые; добровольная выдача.
Peculiarities of legal regulation and production of personal inspection
Cherkasova Elena Konstantinovna,
Senior Lecturer of the Department of Administrative
Activities of bodies of Ministry of the Interior Affairs of the
Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the
Interior Affairs of the Russian Federation,
Candidate of juridical sciences
The article examines the current state of legal regulation and practice of production of personal inspection and on this basis make proposals on improvement of the existing legislation and law enforcement practice.
Key words: personal inspection; the witnesses; voluntary issuance.
Личный досмотр является одним из процессуальных способов собирания доказательств по делу об административном правонарушении. Именно с помощью проведения данного процессуального действия лицам, осуществляющим его производство, предоставляется возможность отыскать предметы или орудия совершения административного правонарушения, а в ряде случаев - обнаружить запрещенные к обороту предметы и вещества, которые в последующем могут стать также доказательствами и по уголовному делу.
Несвоевременное проведение или отказ в проведении данного процессуального действия, а также нарушение процессуального порядка при производстве личного досмотра могут повлечь за собой признание данного действия незаконным, привести к безвозвратной утере доказательств. Поэтому от того, как будет проведен личный досмотр с позиции соблюдения процессуального порядка его проведения, круга используемых тактических приемов, будет зависеть и его результативность.
Кроме того, понимание сущности и целей личного досмотра позволит отграничить его от такого действия, как изъятие вещей и документов, избежать необоснованного проведения личного досмотра и, как
следствие, исключить неправомерное вмешательство в частную жизнь граждан. Общим между данными процессуальными действиями является то, что в их основе лежит метод наблюдения. К числу существенных отличий между этими действиями следует отнести цель их производства и характер действий, осуществляемых в ходе их проведения. Целью личного досмотра является обнаружение и изъятие предметов или орудий совершения административного правонарушения, а также предметов, изъятых из гражданского оборота. Целью же такого процессуального действия, как изъятие вещей и документов в рамках административного производства, является только изъятие, т. к. на момент принятия решения о производстве изъятия местонахождение интересующего предмета или документа должно быть точно известно, при личном досмотре известно лишь предполагаемое место нахождения соответствующего объекта, что влечет под собой проведение в ходе досмотра поисковых действий.
Личный досмотр согласно действующему законодательству проводится с целью обнаружения и изъятия:
1) предметов административного правонарушения (ч. 1 ст. 27.7 КоАП РФ);
ВЕСТНИК УРАЛЬСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД России
2) орудий совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 27.7 КоАП РФ);
3) оружия или иных предметов, используемых в качестве оружия (ч. 4 ст. 27.7 КоАП РФ).
Вместе с тем следует отметить, что указанные цели не охватывают случаев проведения данного действия для обнаружения и изъятия предметов, несущих на себе следы правонарушения, или документов, указывающих на существенные обстоятельства (записки, фотографии, дневники). Также, исходя из целей, определенных законодателем для проведения личного досмотра, нельзя признать правомерным проведение данного процессуального действия в том случае, когда имеются достаточные данные полагать, что при лице могут находиться подлежащие изъятию предметы преступления либо предметы или орудия его совершения. Проведение иного действия, в рамках которого можно было бы обнаружить и изъять у лица предметы, имеющие отношение к уголовному делу, такого как личный обыск, невозможно, т. к. оно проводится только после возбуждения уголовного дела. Кроме того, изъятие таких запрещенных к обороту предметов и веществ, как химические и отравляющие вещества, наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие медицинские препараты при отсутствии документов, подтверждающих их назначение врачом, радиоактивные и ядовитые вещества и другие, не предусмотрено действующим Кодексом об административных правонарушениях. Следовательно, представляется целесообразным расширить перечень целей для проведения личного досмотра, указав, что это действие может также проводиться при наличии данных, свидетельствующих о том, что у лица могут находиться предметы или документы, имеющие значение для дела об административном правонарушении или уголовного дела, а также предметов или веществ, изъятых из гражданского оборота.
Далеко не всегда личный досмотр направлен на отыскание конкретного предмета или документа, обладающего индивидуальными признаками, это может быть какой-либо определенный род предметов, например, взрывчатые вещества, наркотические средства и т. д. Но в любом случае указание на цель проводимого действия обязательно в протоколе личного досмотра.
К общим условиям производства личного досмотра относятся:
1. Наличие оснований, при которых у должностного лица возникают полномочия на производство данного действия. Они необходимы для того, чтобы оградить лиц от необоснованного применения принудительных мер в ходе производства личного досмотра. Следует учитывать, что это действие может быть проведено лишь при наличии фактических оснований, под которыми следует понимать данные, указывающие на предполагаемое местонахождение предметов, подлежащих изъятию. Данные сведения могут быть получены из показаний очевидцев, также основанием для досмотра может послужить и сам характер совершаемого правонарушения. Так, появление лица в общественном месте в состоянии наркотического опьянения, безусловно,
является основанием для проведения личного досмотра, т. к. имеются веские основания полагать, что при лице могут находиться наркотические средства.
2. Производство личного досмотра надлежащим субъектом, т. е. должностным лицом, имеющим полномочия на его проведение.
3. Обязательное процессуальное оформление результатов личного досмотра.
4. Недопустимо при производстве личного досмотра применение любых средств и способов, подвергающих жизнь и здоровье их участников реальной угрозе.
5. При производстве личного досмотра вправе присутствовать защитник лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении. При этом разрешения должностного лица на участие защитника при производстве личного досмотра не требуется, однако следует учитывать то, что защитник в рамках административного производства может участвовать в деле только после возбуждения дела об административном правонарушении (ч. 4 ст. 25.5 КоАП РФ). Моменты возбуждения дела об административном правонарушении определены в ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ. Руководствуясь положениями данной нормы, если процессуальному оформлению личного досмотра предшествовало составление иных документов, например протокола осмотра места совершения административного правонарушения или протокола о применении иных мер обеспечения по делу об административном правонарушении, то защитник может принимать участие в проведении личного досмотра. Если же первым протоколом по делу является протокол личного досмотра, то именно с момента его составления дело считается возбужденным и защитник допускается к проведению последующих процессуальных действий, проводимых с участием лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении.
Процессуальный порядок производства личного досмотра включает в себя следующие действия:
1. Принятие решения о производстве личного досмотра. При наличии оснований должностное лицо объявляет о том, что будет произведен личный досмотр. В протоколе личного досмотра имеется лишь указание на цель предстоящего процессуального действия, в связи с чем основание для его проведения должно быть отражено в рапорте или следовать из других материалов дела.
2. Приглашение понятых. Для удостоверения хода и результатов личного досмотра закон (ч. 4 ст. 27.7 КоАП РФ) требует, чтобы при его проведении присутствовали как минимум двое понятых. В протоколе личного досмотра должны быть указаны фамилия, имя и отчество понятого, а также место жительства. Перед этим необходимо удостовериться в том, что понятой по возрасту достиг 18 лет, является вменяемым (дееспособным), не имеет родственных связей с досматриваемым лицом либо иным образом не является заинтересованным лицом. Кроме того, следует выяснить, имеет ли понятой постоянное место жительства, с тем чтобы при возникновении необходимости в даче пояс-
нений по поводу проведенного с его участием действия была реальная возможность явки для этого в суд. При подборе понятых необходимо остановить свой выбор на лицах, присутствие которых не приведет к разглашению каких-либо сведений, в т. ч. сведений, касающихся личной жизни досматриваемого лица. С нравственных позиций представляется оправданным приглашение в качестве понятых, как правило, тех граждан, которые досматриваемого не знают и не проживают с ним по соседству [1, с. 61; 2, с. 63].
В исключительном случае, когда имеются достаточные основания полагать, что у лица есть оружие или предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр может проводиться без понятых. Причиной, по которой законодатель допускает проведение данного действия без понятых, является необходимость обеспечить безопасность участников данного процессуального действия. При этом закон не обязывает должностное лицо, проводившее досмотр, при отсутствии понятых применять в обязательном порядке технические средства фиксации.
Вместе с тем следует отметить, что такая опасность может исходить не только от оружия и предметов, используемых в качестве оружия. Это может быть опасность заражения какой-либо болезнью, опасность радиационного заражения и т. д. Поэтому целесообразным является в целом исключить участие понятых при проведении личного досмотра, когда это связано с опасностью для их жизни и здоровья. В случае если понятые не участвуют при проведении досмотра, обязательно должны применяться технические средства фиксации.
3. Установление личности участников личного досмотра и разъяснение им их прав, обязанностей и ответственности.
Перед началом производства личного досмотра необходимо удостовериться в личности участников данного действия путем ознакомления с документами, удостоверяющими их личность (паспортом, свидетельством о рождении, военным билетом или др.).
После этого необходимо разъяснить перед началом производства личного досмотра его участникам их права, обязанности и ответственность, предусмотренные законом, а также ознакомить с порядком производства данного процессуального действия.
4. Предложение добровольной выдачи предметов и орудий совершения административного правонарушения, а также предметов, изъятых из гражданского оборота. В случае их добровольной выдачи, при условии, что нет других оснований полагать, что какие-либо еще предметы и документы, имеющие значение для дела, могут находиться при досматриваемом, можно отказаться от дальнейших поисковых действий. В связи с этим возникает вопрос: каким процессуальным документом необходимо оформить факт добровольной выдачи искомых предметов или документов? Думается, что отказ от поисковых мероприятий не следует трактовать как отказ от проведения личного досмотра в его процессуальном смысле, т. к. добровольная выдача происходит именно в рамках
производства личного досмотра. Таким образом, факт изъятия выданных добровольно предметов и документов должен быть отражен в протоколе личного досмотра, а не в протоколе изъятия с указанием, что они были выданы добровольно.
5. Непосредственный поиск предметов и документов, имеющих значение для дела. После того как досматриваемое лицо отказалось добровольно выдать предметы, имеющие значение для дела, или осталась необходимость в дальнейшем проведении поисковых действий, должностное лицо приступает непосредственно к поиску предметов, подлежащих изъятию. При этом законодатель запрещает при производстве личного досмотра нарушать конструктивную целостность досматриваемых предметов.
Представляется необходимым отменить данный запрет, т. к. искомое может находиться в различных тайниках и иного законного способа его извлечь нет, если заранее известно, что данные предметы относятся к преступному посягательству. Вместе с тем чтобы избежать в последующем исков, направленных на возмещение материального вреда, причиненного необоснованным повреждением имущества в результате поисковых действий при производстве досмотра, необходимо на законодательном уровне предусмотреть условие, при котором досматривающий должен избегать чрезмерной порчи имущества, если это не было продиктовано необходимостью. Например, вместо того чтобы повреждать внешние детали досматриваемой одежды, разрезать подкладку одежды по шву.
6. Предъявление понятым и другим, участвующим в личном досмотре лицам, обнаруженных предметов и документов и изъятие найденного.
Факт изъятия конкретных предметов и документов в ходе производства личного досмотра должен быть отражен в протоколе. Сотрудник, осуществляющий досмотр физического лица, должен ограничиться изъятием только тех предметов и документов, которые имеют отношение к делу. Независимо от цели личного досмотра должны быть изъяты предметы и документы, изъятые из гражданского оборота, при условии, что они находятся у лица незаконно, т. е. в нарушение специально предусмотренных для их оборота правил.
Все изъятые предметы и документы должны быть предъявлены понятым и другим участникам личного досмотра, после чего необходимо их соответствующим образом упаковать, опечатать, заверить подписями досматривающего и понятых.
Чтобы избежать оспаривания изъятого в ходе личного досмотра, способ упаковки должен исключать возможность несанкционированного доступа к изъятым предметам и документам (их подмену).
7. Оформление результатов личного досмотра путем составления протокола.
В ходе личного досмотра или непосредственно после его окончания лицом, проводящим данное процессуальное действие, составляется протокол либо делается соответствующая запись о проведенном досмотре в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании.
ВЕСТНИК УРАЛЬСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
В протоколе личного досмотра должны быть указаны следующие данные:
1. Дата, время и место производства личного досмотра. Время начала и окончания производства личного досмотра должны быть указаны с точностью до минуты.
2. Должность, специальное звание, фамилия и инициалы лица, проводившего досмотр.
3. Фамилия, имя и отчество каждого лица, участвующего в производстве личного досмотра; при описании данных понятых указывается также адрес их местожительства.
4. Записи о разъяснении участникам личного досмотра их прав, обязанностей, ответственности и порядка производства этого действия, которые удостоверяются подписями этих участников.
5. Факт предупреждения о применении технических средств при производстве личного досмотра. Примененные в ходе данного действия технико-криминалистические средства обнаружения, фиксации и изъятия материальных объектов должны быть отражены в протоколе в виде описания их технических характеристик и вспомогательных материалов.
6. Указание на то, где именно был обнаружен каждый из изымаемых объектов.
7. Индивидуальные признаки изымаемых объектов (наименование, способ изготовления, область применения, цвет, размер, консистенция и т. д.).
8. Факт попытки уничтожения или укрытия предметов или документов, а также иные факты нарушения порядка личного досмотра лицами, участвующими при его производстве, и меры, которые к ним были приняты.
Протокол должен отражать реальную последовательность этапов личного досмотра.
При необходимости в связи с большим количеством изымаемых вещей должна быть составлена их опись с указанием их индивидуальных признаков.
Следует согласиться с мнением, что в протоколе личного досмотра необходимо указывать основания его применения. Это, безусловно, будет способствовать снижению количества необоснованно проведенных личных досмотров, которые незаконно нарушили права граждан, в отношении которых проводились данные процессуальные действия [3, с. 54].
8. Предъявление протокола для ознакомления всем участникам личного досмотра. Все имеющиеся у участников замечания о дополнении или уточнении протокола подлежат обязательному внесению в протокол и удостоверяются подписями понятых.
9. Вручение копии протокола и описи под расписку досматриваемому лицу. Копия протокола личного досмотра, а также прилагаемых к нему документов (схемы, описи) должны быть вручены под расписку досматриваемому лицу по его просьбе.
В рамках личного досмотра при обследовании тела человека могут быть исследованы естественные отверстия, например, уши, рот, подмышечные впадины. При наличии на теле досматриваемого повязок, протезов, а также в тех случаях, когда имеются основания предполагать, что предметы, имеющие значение для дела, могут быть спрятаны в естественных отверстиях
человеческого тела, для изъятия данных предметов необходимо пригласить специалиста. Обследование тела досматриваемого лица должно осуществляется только специалистом - медицинским работником.
Вне зависимости от того, сопряжен ли личный досмотр с обнажением тела досматриваемого, закон требует, чтобы и лицо, проводящее досмотр, и понятые были одного с ним пола.
Таким образом, все вышеизложенное свидетельствует о том, что встречающиеся в правоприменительной деятельности ошибки и нарушения при проведении личного досмотра связаны, прежде всего, с неправильным толкованием закона, которое обусловлено либо его неточной формулировкой, либо отсутствием указания на проведение необходимых действий при производстве личного досмотра. Кроме того, при наличии фактических оснований, свидетельствующих о необходимости проведения личного досмотра, должностным лицом не всегда своевременно и в соответствии законом принимается решение о проведении данного процессуального действия. Все это приводит к необоснованному нарушению законных прав гра ждан, а в некоторых случаях - к невосполнимой утрате доказательств по делу. Соответственно, правильное понимание сущности и знание процессуальных особенностей проведения личного досмотра, безусловно, будут способствовать повышению эффективности деятельности по обнаружению и изъятию предметов, имеющих значение для дела, в рамках проведенного личного досмотра.
Список литературы
1. Любичев С. Г. Этические основы следственной тактики / С. Г. Любичев. - М., 1980.
2. Петрушин А. Всегда быть этичным / А. Петрушин // Социалистическая законность. - 1983. - № 6.
3. Газизов Д. А. Досмотр как мера административного принуждения, применяемая полицией для противодействия правонарушениям в сфере оборота наркотических средств / Д. А. Газизов // Административное право и процесс. - 2012. - № 2.