УДК 347.73 ББК 67.402
DOI 10.24411 /2312-0444-2020-10109
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Геннадий Петрович САВОСТЬЯНОВ,
аспирант кафедры административного и финансового права Всероссийского государственного университета юстиции E-mail: [email protected]
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.14 — административное право;
административный процесс
Аннотация. В статье рассматриваются особенности правового регулирования финансовой деятельности казенного учреждения в Российской Федерации. Автором проводится анализ порядка составления бюджетной сметы и расходования средств казенным учреждением. На основании этого сделан вывод о том, что рациональность и эффективность разработки сметы влияет на величину выделенных бюджетных средств, которые необходимы казенному учреждению для успешного функционирования в современных условиях развития нашего общества.
Ключевые слова: бюджетная смета, казенное учреждение, санкционирование оплаты, финансовая деятельность, финансовый механизм.
Финансовый механизм является важным структурным элементом в реализации финансовой политики как на государственном уровне, так и на уровне отдельной организации. Всеми участниками финансовых отношений, в том числе казенными учреждениями, финансовый механизм используется в качестве управленческого и регулятивного инструмента для эффективной реализации государственной финансовой политики.
Финансовый механизм определяют как совокупность видов, форм и методов формирования и использования финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении учреждений, необходимых для обеспечения выполнения их функций1.
Казенными учреждениями применяются различные инструменты финансового механизма для осуществления целей финансовой политики государства, решения стратегических и тактических задач2.
Annotation. The article discusses the features of legal regulation of financial activities of a public institution in the Russian Federation. The author analyzes the procedure for drawing up budget estimates and spending funds by a public institution. Based on this, it was concluded that the rationality and effectiveness of the development of estimates affects the amount of allocated budget funds that are necessary for the successful functioning of a public institution in the modern conditions of development of our society.
Keywords: budget estimates, public institution, authorization of payment, financial activities, financial mechanism.
Распорядители бюджетных средств (разных уровней власти), благотворители, представители грантов и другие акторы являются сторонами финансовых правоотношений. Целью государства является привлечение дополнительных инвестиций и эффективное использование бюджетных средств для развития различных секторов экономики, направленное на увеличение темпов роста экономики3.
Финансовые отношения любого казенного учреждения, вступающего в процессе хозяйственной деятельности в финансовые правоотношения с различными участниками хозяйственной деятельности, делятся на четыре категории:
1) отношения, возникающие с ведомствами и учреждениями более высокого уровня при: формировании и реализации бюджетной сметы; создании и передачи отчетов о расходовании бюджетной сметы; наблюдении и оценке успешности деятельности казенного учреждения; со-
№ 2/2020
гласовании передачи в аренду имущественных ресурсов учреждения и др.;
2) отношения, возникающие с госорганами при: оплате налоговых платежей, сборов и взносов в разноуровневые бюджеты и фонды вне федерального бюджета; реализации льгот по налогам и др.;
3) отношения, возникающие с другими хозяйствующими объектами при: расчетах за полученные материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги поставщиков и подрядчиков; оказании услуг на коммерческой основе; принятии помощи спонсоров, каких-либо грантов либо пожертвований; страховании имущественных объектов или жизни сотрудников на добровольной основе.
4) отношения, которые возникают внутри учреждения при: изменениях финансирования расходной части между отдельными подразделениями; расчетах с сотрудниками.
Правовое обеспечение реализации финансового механизма основано на законодательных актах, постановлениях различных органов власти, приказах должностных лиц и других нормативно-правовых документах, изданных госорганами и органами местного самоуправления.
С целью осуществления и реализации финансового плана казенным учреждением используются государственно утвержденные формы, такие, как 0501012, 0501014, 0501013. В смете казенное учреждение должно отобразить величину и цель расходов из средств бюджета. Бюджетная смета с 2016 г. формируется в разрезе кодов классификации расходов с уточнением до кодов подгрупп и элементов видов расходов классификации расходов бюджетов.
Трудность и ответственность при составлении сметы состоит в том, что отведенные по смете ассигнования должны точно соответствовать расходам, произведенным за год. При недостаточном финансировании в хозяйственной деятельности казенного учреждения будут происходить сбои, которые отразятся на эффективности и успешности исполнения муниципального задания.
В связи с этим видится важным регламентировать процесс выделения бюджетных средств, чтобы они были использованы с наибольшим эффектом4.
На эффективность и рациональность расходования средств бюджета имеет большое влияние точность формирования бюджетной сметы; в связи с этим одной из главных задач контроля является проверка данного направления
финансово-хозяйственной деятельности казенного учреждения.
Бюджетной сметой определяется величина и цели расходования бюджетных средств на основании доведенных до учреждения лимитов бюджетных обязательств5. Этим же приказом устанавливается форма бюджетной сметы, однако главный распределитель средств бюджета имеет право устанавливать специальные дополнительные атрибуты в форме сметы.
Следует отметить, что при составлении, ведении и утверждении бюджетных смет на 2019 г. и плана на 2020 — 2021 гг. муниципальные казенные учреждения руководствовались изменениями, вступившими в силу приказом Минфина России от 14 февраля 2018 г. № 26н6.
Новая редакция Общих требований, по сути, уже должна была быть учтена в период составления проектов бюджетных смет на 2019 г. и плана на 2020 и 2021 гг. Вместе с тем, поскольку утверждение бюджетной сметы осуществляется после принятия решения о соответствующем бюджете и получения лимитов бюджетных обязательств, возможно на уровне отдельных публично-правовых образований данный процесс не завершен и (или) не учитывает внесенные новации в полном объеме.
В приказе Минфина России от 14 февраля 2018 г. № 26н регламентировано, что бюджетная смета формируется казенным учреждением посредством формирования данных на следующий год планового периода и корректировку утвержденных данных сметы на текущий год и плановый период. В бланке сметы имеются графы для отображения данных 1-го и 2-го годов планового периода в случае утверждения закона (решения) о бюджете на очередной финансовый и плановый период.
Органы федерального казначейства утверждают оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, лицевые счета которым открыты в Федеральном казначействе.
Санкционирование оплаты происходит после контроля всех приложенных документов, которые определены приказом Минфина России от 17 ноября 2016 г. № 213н «О Порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета», в виде совершения разрешительной надписи (ак-цепта)7.
Денежные обязательства казенного учреждения финансируются в пределах, которые ог-
№ 2/2020
раничены лимитами бюджетных обязательств, доведенных до получателя, а публичные нормативные обязательства финансируются в пределах бюджетных ассигнований, которые доведены до получателя бюджетных средств.
Завершая рассмотрение обозначенной темы, следует отметить, что бюджетной сметой называется акт, который утверждает лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения в соответствии с классификацией расходов бюджетов. Бюджетной сметой казенного учреждения определяется величина, направление, цель и распределение бюджетных средств, которые выделены учреждению из соответствующего бюджета Российской Федерации. Рациональность и эффективность разработки сметы влияет на величину выделенных бюджетных средств, которые необходимы казенному учреждению для успешного функционирования в современных условиях развития нашего общества.
1 См.: Шаринова ГА. Финансовый механизм — активный элемент в системе управления финансами / / Вестник Калмыцкого ун-та. 2013. № 1. С. 93; Маркина Е.В. Становление и развитие финансового механизма функционирования бюджетных учреждений / / Финансы и кредит. 2014. № 34. С. 16.
2 См.: Фрумина С.В., Киселева Т.Ю., Дзусова С.С. Особенности финансового механизма некоммерческих организаций // Вестник Удмуртского ун-та. Сер.: Экономика и право. 2015. № 2-3. С. 63;
Васюнина М.Л. Финансовое обеспечение казенных учреждений: необходимость и направления совершенствования // Финансы и кредит. 2014. № 19. С. 48—53.
3 См.: Восканян P.O. Финансирование государственных инновационных программ из внебюджетных источников / / Научные исследования и разработки. Экономика. 2017. Т. 5. № 4. С. 40—44;
Восканян P.O., Ващенко Т.В. Анализ финансирования инновационных процессов на государственном уровне // Финансовая жизнь. 2017. № 1. С. 88—91.
4 Даниленко Н.И. Методологический подход и методологический инструментарий современных средств контроля в бюджетной сфере // Финансовый бизнес. 2015. № 6. С. 56—63.
5 Приказ Минфина России от 14.02.2018 г. № 26н «Об Общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений» // URL.: http://www.pravo.gov.ru
6 Панина Е.В. Анализ исполнения сметы расходов бюджетной организации при проведении финансового контроля / / Актуальные вопросы устойчивого развития АПК и сельских территорий: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. Воронеж: ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ, 2018. С. 177—179.
7 Приказ Минфина России от 17.11.2016 г. № 213н (ред. от 22.11.2017 г.) «О Порядке санкционирования опла-
ты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета» / / URL.: http://www.pravo.gov.ru
Библиографический список
1. Приказ Минфина России от 14.02.2018 г. № 26н «Об Общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений» // URL.: http:// www.pravo.gov.ru
2. Приказ Минфина России от 17.11.2016 г. № 213н (ред. от 22.11.2017 г.) «О Порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета» // URL.: http://www.pravo.gov.ru
3. Васюнина М.Л. Финансовое обеспечение казенных учреждений: необходимость и направления совершенствования / / Финансы и кредит. 2014. № 19. С. 48—53.
4. Восканян P.O. Финансирование государственных инновационных программ из внебюджетных источников / / Научные исследования и разработки. Экономика. 2017. Т. 5. № 4. С. 40—44.
5. Восканян P.O., Ващенко Т.В. Анализ финансирования инновационных процессов на государственном уровне // Финансовая жизнь. 2017. № 1. С. 88—91.
6. Даниленко Н.И. Методологический подход и методологический инструментарий современных средств контроля в бюджетной сфере / / Финансовый бизнес. 2015. № 6. С. 56—63.
7. Маркина Е.В. Становление и развитие финансового механизма функционирования бюджетных учреждений / / Финансы и кредит. 2014. № 34.
8. Панина Е.В. Анализ исполнения сметы расходов бюджетной организации при проведении финансового контроля // Актуальные вопросы устойчивого развития АПК и сельских территорий: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. Воронеж: ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ, 2018.
9. Фрумина С.В., Киселева Т.Ю., Дзусова С.С. Особенности финансового механизма некоммерческих организаций / / Вестник Удмуртского унта. Сер.: Экономика и право. 2015. № 2-3.
10. Шаринова ГА. Финансовый механизм — активный элемент в системе управления финансами // Вестник Калмыцкого ун-та. 2013. № 1.
№ 2/2020