УДК 336.14 ББК 65.052
) К.И. Осипова, 2019
Научная специальность 08.00.12 — бухгалтерский учет, статистика
ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОЙ СМЕТЫ КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ
Кристина Ивановна Осипова,
адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматривается специфика финансового контроля бюджетной сметы казенного учреждения системы МВД России. Обозначена основная законодательная база, обеспечивающая процедуру расчетов показателей бюджетной сметы. Также, была выделена цель контроля бюджетной сметы казенного учреждения МВД России с выделенными задачами достижения данной цели. Произведена оценка необходимости применения в смете КОСГУ в качестве дополнительной классификации. Предлагается форма расшифровки к смете с применением КОСГУ в качестве дополнительной классификации для единства аналитических данных при составлении сметы в учреждении.
Ключевые слова: контроль, бюджетная смета, исполнение бюджетных средств, государственная закупочная деятельность, поставщик, поставка товаров, казенное учреждение МВД России.
STUDY AND ANALYSIS OF THE BUDGET ESTIMATES OF STATE AGENCIES OF THE MIA OF RUSSIA
Kristina I. Osipova,
adjunct of the faculty of scientific, pedagogical and scientific personnel Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)
Abstract. The article deals with the specifics of financial control of the budget estimates of the state institution of the Ministry of internal Affairs of Russia. The basic legislative base providing procedure of calculations of indicators of the budget estimate is designated. Also, was selected to control the budget estimate of the state institution of the MIA of Russia dedicated to achieving this goal. The author assessed the need for the use of COSG as an additional classification in the estimates. In conclusion, the author proposes a form of transcription to the estimates using the COSSU as an additional classification for the unity of analytical data in the preparation of estimates in the institution.
Keywords: control, budget estimates, execution of budget funds, public procurement, supplier, supply of goods, state institution of the Ministry of internal Affairs of Russia.
Citation-инаекс в электронной библиотеке Ни ИОН
Для цнтнровання: Осипова К.И. Изучение и анализ бюджетной сметы казенного учреждения системы МВД России. Криминологический журнал. 2019;(4):48-52.
Финансовый контроль деятельности государственных учреждений в последнее время становится все более значимым. Теперь учреждения финансируются при выполнении условий эффективного ведения деятельности и качественного оказания работ, услуг. Первостепенным контролирующим органом является главный распорядитель средств бюджета. В соответствии с бюджетным законодательством на него возложены функции по обеспечению финансирования бюджетополучателей, оценки их деятельности и проведению аналитических и контрольных мероприятий.
Казенные учреждения финансируются главным распорядителем за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федера-
ции на основании бюджетной сметы. Федеральным законом № 83-Ф3 был ограничен перечень учреждений, которые должны быть образованы в статусе казенных учреждений в обязательном порядке [1]. Основную долю среди них занимают правоохранительные органы и учреждения МВД России. Поэтому финансирование деятельности учреждений МВД является расходным обязательством Российской Федерации, обеспечивается за счет средств федерального бюджета России и ведется по смете, начиная с доведения лимитов бюджетных обязательств и заканчивая анализом финансовой деятельности учреждения.
Специфика деятельности конкретного учреждения имеет влияние на расчет каждого из показателей
бюджетной сметы. Нормы расходов устанавливаются соответствующими постановлениями правительства РФ и ведомственными актами. Приказом МВД России от 12 октября 2015 г. № 980 утвержден Регламент осуществления внутреннего финансового аудита в системе МВД России и Регламент осуществления ведомственного финансового контроля в системе МВД.
Эффективность использования бюджетных средств, оцениваемая главным распорядителем, напрямую зависит от правильности расчетов сметных показателей и целевого направления полученных средств. В связи с этим в условиях меняющейся законодательной базы как в бюджетной сфере, так и в отрасли МВД России вопросы по осуществлению контроля со стороны главного распорядителя бюджетных средств за составлением и исполнением смет бюджетополучателями остаются актуальными и в настоящее время [2, с. 7].
Цель контроля бюджетной сметы казенного учреждения МВД России — установить законность и целевой характер расходования средств.
Поставленная цель может быть достигнута при выполнении следующих задач:
— установить правомерность действий учреждения в отношении составления, утверждения бюджетной сметы в соответствии с утвержденными требованиями;
— проанализировать обоснованность расчетов показателей сметы;
— проанализировать исполнение сметы учреждением по кассовым и фактическим расходам;
— оценить влияние изменения отдельных показателей на эффективность деятельности учреждений.
Основными этапами проверки бюджетных смет являются:
— проверка составления, утверждения и изменения смет;
— проверка исполнения смет.
Контроль за составлением, утверждением и изменением смет начинается с проверки на соответствие бюджетной сметы форме, утвержденной Требованиями № 112н [3]. Обычно проверке подлежит период, предшествующий году проверки. Следовательно, в настоящее время контрольные мероприятия проводятся за 2017 г. и ранее. Напомним, что
именно с 2016 г. произошли серьезные изменения по правилам составления смет. Причиной этому явилось внесение изменений в классификацию доходов бюджетов РФ, классификацию расходов бюджетов РФ Приказом Минфина РФ от 8 июня 2015 г. № 90н [4].
Приказом Минфина России от 14 февраля
2018 г. № 26н утверждены Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, применяющиеся начиная с составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения на 2019 год (на
2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов) [5].
Основные изменения освещены в статье А.И. Ау-
киной [6, с. 24—26]. Теперь из состава кодов бюджетной классификации РФ исключена классификация операций сектора государственного управления (далее — КОСГУ), но структура кодов не изменилась за счет расширения кодов подвидов доходов и расходов. В связи с этим расходы казенного учреждения МВД России распределяются в смете по кодам видов расходов (далее — КВР).
Бюджетное законодательство предусматривает случаи наделения руководителя казенного учреждения правом утверждать бюджетную смету. При этом показатели сметы могут быть детализированы в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств по КВР и КОСГУ (дополнительно) [7, с. 121—124]. В этом случае КОСГУ выступает дополнительной детализацией КВР и может применяться в целях управленского учета, анализа и контроля.
Оценим необходимость применения в смете КОСГУ в качестве дополнительной классификации. Исполнение сметы предусматривает соотнесение показателей сметы данным бюджетного учета. Согласно п. 21 Инструкции № 157н «в 24—26 разрядах номера счета Рабочего плана счетов отражаются казенными учреждениями коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ)» [8]. В соответствии с п. 146 Приказа Минфина РФ от 28 декабря 2010 г. № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [9]. Отчет о движении денежных
средств (ф. 0503123) составляется также в разрезе кодов КОСГУ.
Кроме того, казенные учреждения при заключении договоров на поставку товаров, работ, услуг обязаны применять процедуры, установленные федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ) [10]. Важным этапом в государственных закупках является их планирование. В начале финансового года составляется план закупок на год и план-график с указанием объемов закупок, способа их проведения (аукцион, конкурс и др.) и сроки проведения закупок [11, с. 207—210]. Следовательно, уже в начале финансового года на основании доведенных лимитов бюджетных обязательств и показателей бюджетной сметы составляются планы закупок на весь год. Исполнение договоров отражается на счетах бюджетного учета с применением аналитических кодов по КОСГУ.
Следовательно, при доведении объемов финансирования, при кассовом исполнении бюджетных средств применяются КВР. А значит, вносить КОГСУ в качестве дополнительной классификации в бюджетную смету не целесообразно, так как в случае изменений ее показателей в течение финансового года придется вносить изменения в смету и проходить сложную процедуру по ее утверждению у главного распорядителя. Однако на счетах бюджетного учета операции отражаются в разрезе КОСГУ. В связи с этим для единства аналитических данных при составлении сметы в учреждении целесообразно разработать и со-
ставлять расшифровку к смете с применением КОСГУ в качестве дополнительной классификации (табл. 1).
Информация необходима для анализа и принятия решений в сфере планирования, контроля, регулирования деятельности [12, с. 14—82]. Данная форма будет применяться исключительно в управленческих целях.
Для формирования расшифровки к смете воспользуемся таблицей соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (под-статей) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов, утвержденной в Приложении 5 Указаний № 65н.
Например, Порядком обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД РФ от 31 января 2013 г. № 65 (далее — Порядок № 65) [13] предусмотрены различные виды денежных компенсаций, в том числе за работу в нерабочие праздничные и выходные дни. Планируемый расход по КВР 131 «Денежное довольствие военнослужащих и сотрудников, имеющих специальные звания» отражается в графе 2-4 с указанием суммы, в графе 5-7 указывается статья КОСГУ 211 «Заработная плата» и сумма, в графе 8-9 — наименование расхода. Подобным образом учитываются все остальные планируемые расходы на основании проведенных расчетов, являющихся обязательными приложениями к бюджетной смете. Итог в разрезе кодов видов расходов должен совпадать с итоговыми данными по расходам учреждения и их детализацией по кодам КОГСУ.
Таблица 1
Предлагаемая форма
No п/п Вид расходов КОСГУ Расходы учреждения
Код Наименование Сумма, руб. Код Наименование Сумма, руб. Наименование Сумма, руб.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Итого: Итого: Итого:
Применение предложенной формы позволит:
— во-первых, сгруппировать исходную информацию по планируемым расходам учреждения в соответствии со статьями КОСГУ и КВР, не нарушая бюджетное законодательство;
— во-вторых, использовать данную форму как инструмент управления и контроля бюджетными расходами.
На следующем этапе финансового контроля — контроля исполнения бюджетных смет особенно важным является анализ исполнения сметы учреждением по кассовым и фактическим расходам. На данном этапе проверка пересекается с другими вопросами контроля финансово-хозяйственной деятельности учреждений. Анализ исполнения бюджетной сметы необходимо проводить отдельно по КВР и КОСГУ и вычислить отклонения. Рассмотрим варианты сравнения сметных назначений с другими бюджетными показателями:
— сметные показатели сопоставляются с лимитами бюджетных обязательств с целью проверки правильности составления сметы и своевременности внесения в нее изменений;
— показатели бюджетной сметы сравниваются с объемами финансирования, и выявляются полнота и своевременность доведения бюджетных ассигнований до бюджетополучателей;
— сравниваются сметные данные с кассовыми расходами казенных учреждений для определения полноты исполнения бюджетной смет и выявления причин отклонений;
— анализ фактических и кассовых расходов учреждения с целью обнаружения дебиторской и кредиторской задолженностей, анализа их состава и причин возникновения, а также выявления фактов нецелевого использования бюджетных средств.
Для проведения финансового контроля на данном этапе главному распорядителю следует разработать инструментарий для повышения эффективности контрольных мероприятий. Решение этой задачи выходит далеко за рамки бухгалтерского учета и требует реорганизации системы управления [14, с. 59—64]. В соответствии с Регламентом № 980 утвержден порядок проведения финансового контроля в МВД России [15]. Лицами, организующими фи-
нансовый контроль, назначены Контрольно-ревизионное управление МВД России, Инспекция по контролю за финансово-хозяйственной деятельностью внутренних войск МВД России, контрольно-ревизионными подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации и подразделениями внутренних войск МВД России. По нашему мнению, реализацию данного предложения по разработке контрольных мероприятий в МВД России следует возложить на контролирующие подразделения данного ведомства.
Контроль бюджетных смет занимает центральное место в финансовом контроле, особенно актуален на сегодняшний день в связи с введением важных изменений в порядок составления, ведения и исполнения смет. Сформулированные нами предложения направлены на совершенствование методической базы проведения контрольных мероприятий по проверке составления и исполнения бюджетных смет, позволят повысить эффективность управленческого учета и контроля бюджетных средств учреждений МВД России.
Литература
1. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования организации местного самоуправления» от 18 апреля 2018 г. № 83-Ф3 (последняя ред.).
2. Федотова Е.С. Внутренний аудит как инструмент эффективного управления предприятием. Саратов, 2006.
3. Приказ Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 112н (ред. от 23.03.2018) «Об Общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.12.2007 № 10750).
4. Приказ Минфина России от 8 июня 2015 г. № 90н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 65н» (документ утратил силу).
5. Приказ Минфина России от 14 февраля 2018 г. № 26н «Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет
казенных учреждений» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.03.2018 № 50330).
6. Аукина А.И. Реформирование бюджетной классификации РФ и изменения в учете казенных учреждений // Инновационное реформирование экономики и общества в условиях глобальной нестабильности: мат. II Междунар. науч.-практ. конф. Саратов, 2016.
7. Коблова Г.И., Ваганова O.E. Влияние изменений порядка осуществления и применение бюджетной классификации доходов администраторами доходов бюджетов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 1 (70).
8. Приказ Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (ред. от 28.12.2018) «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий на)«, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 № 19452).
9. Приказа Минфина РФ от 28 декабря 2010 г. № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (с изм. и доп.).
10. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (ред. от 01.10.2019) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 07.01.2019).
11. Аукина А.И. Размещение заказов для государственных нужд бюджетных учреждений // Современные проблемы и тенденции развития внутренней и внешней торговли: сб. науч. тр. Саратов, 2007.
12. Макарова E.H., Гришин В.В. Роль управленческого учета в системе управления многофилиальной компании // Поволжский торгово-экономический журнал. 2013. № 2 (30).
13. Приказ МВД России от 31 января 2013 г. № 65 (ред. от 12.11.2018) «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.05.2013 № 28315) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019).
14. Садыкова Т.М. Организация внутреннего контроля в системе управленческого учета // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2004. № 9.
15. Приказ МВД России от 12 октября 2015 г. № 980 (ред. от 26.12.2016) «Об утверждении Регламента осуществления внутреннего финансового аудита в системе МВД России и Регламента осуществления ведомственного финансового контроля в системе МВД России» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2015 № 39576).