ГРАЖДАНСКОЕ, СЕМЕЙНОЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО
УДК 347.453(575.1)
DOI: 10.17072/ 2619-0648-2019-1-45-57
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА ЛИЗИНГА ПО ГРАЖДАНСКОМУ ПРАВУ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН:
ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Л. М. Бурханова
Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права
Ташкентский государственный юридический университет 100047, Республика Узбекистан, г. Ташкент, ул. Сайилгох, 35 E-mail: burkhanova.leyla@mail.ru
Аннотация: рассматриваются такие вопросы, как актуальность применения договора лизинга в условиях рыночных отношений в Республике Узбекистан, преимущества данной разновидности договора аренды, особенности правового регулирования договора лизинга по гражданскому праву Республики Узбекистан, возможности договора лизинга для инвестирования, отличительные признака договора финансовой аренды, процедура заключения и содержание договора лизинга, риски, связанные с договором лизинга, вопросы ответственности сторон договора лизинга. Сформулированы некоторые предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего лизинговые отношения в Республике Узбекистан. Ключевые слова: лизинг; договор лизинга; лизинговая деятельность; лизингодатель; лизингополучатель; продавец; объект лизинга; ответственность сторон по договору лизинга
© Бурханова Л. М., 2019
FEATURES OF LEGAL REGULATION OF THE LEASE AGREEMENT IN CIVIL LAW OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN: IMPLEMENTATION ISSUES AND IMPROVEMENT
L. M. Burkhanova
Tashkent State Law University
35, Sayilgoh st., Tashkent, Uzbekistan, 100047
E-mail: burkhanova.leyla@mail.ru
Abstract: The article examines such issues as the relevance of applying a leasing agreement in the conditions of market relations in the Republic of Uzbekistan, the advantages of this type of lease agreement, the specifics of the legal regulation of a leasing agreement under the civil law of the Republic of Uzbekistan, the possibilities of a leasing agreement for investment, distinctive features of a financial lease agreement, the procedure for concluding and the content of the lease agreement, the risks associated with the lease agreement, the issues of liability of the parties to the lease agreement. The article formulates some proposals for improving the legislation regulating leasing relations in the Republic of Uzbekistan.
Keywords: leasing; lease agreement; leasing activity; lessor; lessee; seller; object of leasing; responsibility of the parties under a leasing agreement
На современном этапе проведения экономических реформ в Республике Узбекистан огромное значение наряду с реформированием отношений собственности придается стимулированию развития малого и среднего бизнеса. В Узбекистане за годы реформ созданы правовые условия и институциональные структуры, призванные оказывать содействие развитию малого и среднего бизнеса. Примером того является существующая сеть лизинговых фирм и компаний, которые в настоящее время особенно выгодны для предприятий малого и среднего звена, собственный капитал которых не настолько велик, чтобы, купив товар у изготовителя, сразу расплатиться. Накопление же средств повышает риск упустить время и лишиться места на рынке. Тот продукт, который предприниматель собирается изготавливать и продавать сейчас, через 5-7 лет не будет пользоваться спросом. Поэтому предприниматели заинтересованы в лизинговых фирмах, имеющих мощных акционеров, чьи возможности позволяют приобретать современное оборудование. Данный вид услуг уже получил широкое распространение и является одним из приоритетных. Формирование гражданско-правового института лизинга продолжается.
Лизинг - это особый вид арендных отношений. На основании договора лизинга лизингодатель за свой счет приобретает у продавца и передает лизингополучателю (потенциальный заемщик) в лизинг (временное владение и пользование) объект лизинга с сохранением права собственности на объект лизинга за лизингодателем. Лизингополучатель использует объект лизинга в своей деятельности для извлечения дохода и рассчитывается с лизингодателем постепенно, в течение срока лизинга согласно установленному графику. Право собственности на объект лизинга переходит к лизингополучателю после полного расчета с лизингодателем.
В Республике Узбекистан предложены различные продукты лизинга — от автотранспорта до недвижимости, от оборудования до спецтехники на более выгодных условиях. Лизинговые услуги предоставляются всеми банками и их филиалами на территории Республики Узбекистан. Лизинговые услуги осуществляются клиентам по месту нахождения их основного депозитного счета в банке.
Лизинг имеет ряд преимуществ при выборе варианта финансирования: объект лизинга учитывается на балансе лизингополучателя, и в связи с этим объект лизинга освобождается от уплаты налога на имущество; имеется возможность применить ускоренную амортизацию объекта лизинга; технологическое оборудование, ввозимое в Республику Узбекистан на условиях лизинга, освобождается от выплаты таможенных пошлин и НДС.
Существующее на сегодняшний день законодательство Республики Узбекистан создало необходимую правовую основу для деятельности лизинговых компаний. Вместе с тем отдельные положения существующего законодательства ограничивают возможности развития лизинговых отношений. Гражданский кодекс Республики Узбекистан в части регулирования правоотношений в сфере лизинга содержит некоторые спорные положения, которые были восприняты последующим законодательством. Необходимо демократизировать законы, связанные с более широким вовлечением лизинговых отношений в жизнь, так как лизинг имеет определенные преимущества: создает условия для осуществления инвестиционной политики государства; определяет большие возможности для предпринимателей, не обладающих капиталом; благоприятствует развитию конкуренции; не требует дополнительного залога и других гарантий.
Рассматривая правовое регулирования лизинга, можно отметить, что лизинг является одним из альтернативных методов кредитования субъектов малого и среднего бизнеса. Данный вид отношений открывает качественно
новые возможности для инвестирования, поскольку связан с большим оборотом капитала и позволяет предпринимателям достаточно оперативно решать проблемы приобретения имущества, его финансирования, снижать риск преждевременного износа оборудования, повышать конкурентоспособность выпускаемой продукции. На практике данный рыночный механизм позволяет не только привлечь в страну современные технологии, но и укрепить потенциал реального сектора экономики. Для Узбекистана, идущего по пути экономических преобразований, это принципиально важное обстоятельство.
Лизинговые услуги, при всем многообразии услуг, получающих распространение в Республике Узбекистан, являются одними из приоритетных. Лизинговые компании в Узбекистане начали образовываться с середины 90-х годов ХХ в. О развитии сети лизинговых фирм и компаний свидетельствует факт, что свою деятельность в республике осуществляют универсальная лизинговая компания «Барака», лизинговая компания «Узсельхозмашлизинг», специализированная лизинговая компания «Курилишмашлизинг»,совместная лизинговая компания «Узбек Лизинг Интернешнл А.О.», американская лизинговая компания «Узкейсагролизинг» и др.
До недавнего времени лизинговые отношения в Республике Узбекистан регулировались общими нормами гражданского законодательства (ч. 2 § 6 гл. 34 Гражданского кодекса Республики Узбекистан)1. Гражданский кодекс Республики Узбекистан был первым законодательным актом правового регулирования лизинга у нас в стране. Следующим актом, регламентирующим деятельность в сфере лизинга, стал принятый 14 апреля 1999 г. закон Республики Узбекистан «О лизинге»2. Существующее на сегодняшний день законодательство Республики Узбекистан создало необходимую правовую основу для деятельности лизинговых компаний.
Согласно положениям Гражданского кодекса «по договору лизинга одна сторона — лизингодатель (арендодатель) по поручению другой стороны — лизингополучателя (арендатора) обязуется вступить в соглашение с третьей стороной (продавцом) для приобретения у последнего имущества для лизингополучателя, а лизингополучатель обязуется уплачивать за это лизингодателю лизинговые платежи». Говоря об имуществе, передаваемом в лизинг, не-
1 Гражданский кодекс Республики Узбекистан // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1996. № 11-12, ст. 1; 1997. № 9, ст. 241; Национальная база данных законодательства. 2018. № 03/18/488/1579.
2 О лизинге: закон Респ. Узбекистан // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 1999. № 5, ст. 108.; 2003, № 1, ст. 8; Собрание законодательства Республики Узбекистан. 2007. № 52, ст. 533; 2016. № 52, ст. 598.
обходимо отметить, что оно передается лизингополучателю во владение и пользование, а также с условием использования данного имущества в предпринимательских целях. Основываясь на определениях лизинга, содержащихся в Гражданском кодексе Республики Узбекистан и в законе Республики Узбекистан «О лизинге», можно сделать вывод, что отличительными признаками договора финансовой аренды являются следующие. Во-первых, наличие у лизингодателя цели финансирования, т. е. заключение договора с целью вложения денежных средств в имущество, которое затем будет сдано в аренду, а арендная плата выступит превращенной формой дохода на вложенный капитал. Здесь налицо тот факт, что арендованное имущество не нужно лизингодателю и приобретается им исключительно с целью извлечения из него дохода. При этом интересы лизингодателя, как кредитора, обеспечиваются наличием у него в собственности имущества, на которое при неисполнении лизингополучателем обязательства не нужно обращать взыскание. Достаточно потребовать возврата имущества. Во-вторых, приобретение лизингодателем имущества, передаваемого в лизинг по выбору лизингополучателя, и, как правило, у указанного последним продавца. Здесь арендатору принадлежит обычно не свойственная арендным отношениям активная роль. В этом случае арендодатель не несёт ответственности за выбор предмета аренды и продавца. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуждается арендодателем (лизингодателем). Однако, даже если это положение и будет внесено в договор, останется такой признак лизинга, как приобретение арендодателем имущества после заключения договора; предоставление имущества по договору лизинга во владение и пользование лизингополучателя, так как предоставление имущества просто в пользование лизингополучателя недостаточно; имущество, передаваемое в лизинг, должно использоваться в предпринимательских целях. Но это положение не означает, что лизингополучателем по договору лизинга всегда должна быть коммерческая организация или индивидуальный предприниматель. В той мере, в какой некоммерческим организациям разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, они также могут быть лизингополучателями по договору лизинга.
При совершении лизинговой сделки важная роль отводится заключению договора лизинга. Договор лизинга заключается в письменной форме и в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан. В ч. 3 ст. 9 закона Республики Узбекистан «О лизинге» установлен ряд существенных условий, наличиекоторых обязательно для всякого договора лизинга.
Такими условиями являются: описание объекта лизинга (количество, качество, перечень, контрактная стоимость объекта лизинга и иные параметры) и указание общей денежной суммы договора; обязательства сторон, связанные с приобретением и передачей объекта лизинга; порядок передачи объекта лизинга, включая порядок поставки, монтажа и введения объекта лизинга в эксплуатацию; обязанности сторон по использованию, хранению, содержанию и ремонту объекта лизинга; срок действия договора; указание стороны ответственной за выбор продавца и объекта лизинга; условия, размеры, сроки и порядок уплаты лизинговых платежей. Говоря о лизинговых платежах, следует отметить, что они «представляют собой возмещение лизингополучателем лизингодателю всех или общей части затрат на приобретение объекта лизинга, а также других затрат, связанных с поставкой объекта лизинга и приведением его в состояние, пригодное для использования по назначению, и доход лизингодателя».
Кроме вышеназванных обязательных условий, закон указывает, что по соглашению сторон в договор лизинга могут быть включены следующие условия: порядок и сроки выкупа объекта лизинга; порядок изменения и расторжения договора лизинга; страхование объекта лизинга; форс-мажорные обстоятельства; порядок оказания лизингодателем дополнительных услуг, без которых можно пользование объектом лизинга; порядок осуществления субъектами лизинга контроля за соблюдением условий договора лизинга. Вышеперечисленный перечень не является исчерпывающим. В договор могут быть включены и иные условия в соответствии с законодательством. Так, например, договор лизинга может предусматривать право лизингополучателя продлить срок лизинга с сохранением или изменением условий договора лизинга.
На наш взгляд, в договоре лизинга в обязательном порядке должны быть оговорены обстоятельства, которые стороны считают бесспорным и очевидным нарушением обязательств и которые ведут к прекращению действия договора лизинга и имущественному расчету, а также процедура изъятия (возврата) предмета лизинга.
Закон Республики Узбекистан «О лизинге» проводит разграничение прав и обязанностей лизингодателя и лизингополучателя. Так, согласно положениям ст. 11 закона Республики Узбекистан «О лизинге», лизингодатель обязан: приобрести имущество по договору лизинга и передать его во владение и пользование лизингополучателю; приобретая имущество для лизингополучателя, уведомить продавца о том, что имущество предназначено для пе-
редачи в лизинг конкретному лицу; своевременно и в полном объеме выполнять взятые на себя обязательства перед лизингополучателем по содержанию объекта лизинга, его ремонту и техническому обслуживанию, если такие условия предусмотрены договором.
Гражданский кодекс Республики Узбекистан к одной из основных обязанностей лизингодателя также относит обязанность предоставить объект лизинга лизингополучателю в состоянии, соответствующем условиям договора и в обусловленные им сроки. Однако, данная обязанность по договору может быть возложена и на продавца (в силу ч. 1 ст. 592 Гражданского кодекса Республики Узбекистан). Продавец осуществляет такую передачу в соответствии с заключенным им договором купли-продажи, что превращает последний в договор в пользу третьего лица — арендатора, который имеет право потребовать от продавца исполнения возложенных на него обязанностей.
К основным правам лизингодателя ст. 11 закона Республики Узбекистан «О лизинге» относит следующие: осуществлять контроль за условиями эксплуатации и целевым использованием лизингополучателем объекта лизинга, согласно условиям договора и требованиям законодательства; выбирать с согласия лизингополучателя объект лизинга и его продавца (если иное не предусмотрено договором лизинга); истребовать объект лизинга у лизингополучателя в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством и договором лизинга; при существенном нарушении лизингополучателем договора лизинга требовать досрочного внесения всех лизинговых платежей либо расторжения договора с возмещением убытков и (или) возвратом объекта лизинга.
В случае, если объект лизинга не поставлен или не соответствует условиям договора лизинга по вине лизингодателя, лизингодатель, с согласия лизингополучателя, вправе исправить свое ненадлежащее исполнение условий договора лизинга или предложить лизингополучателю другой объект лизинга. Основываясь на положениях ч. 1, 2 ст. 12 закона Республики Узбекистан «О лизинге», лизингополучатель, в свою очередь, имеет право: самостоятельно определять объект лизинга и выбирать продавца; требовать от лизингодателя возмещения убытков, причиненных в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения договора лизинга; предъявлять продавцу требования, вытекающие из договора купли-продажи объекта лизинга, в частности относительно его качества и комплектности, сроков передачи, гарантийных ремонтов и т. п.; в случае непоставки, недопоставки, просрочки поставки или поставки объекта лизинга ненадлежащего качества задерживать выплату ли-
зинговых платежей, отказаться от поставляемого объекта лизинга и требовать расторжения договора лизинга, если иное не предусмотрено договором; в случае досрочного расторжения договора лизинга требовать возврата выплаченных им ранее в качестве аванса платежей за вычетом тех, которые послужили доходу от использования объекта лизинга.
При обращении взыскания третьего лица на объект лизинга лизингополучатель вправе единовременно внести остаток причитающихся по договору лизинга лизинговых платежей за вычетом дохода лизингодателя за оставшийся период с одновременным расторжением договора лизинга и приобретением объекта лизинга в собственность.
К основным обязанностям лизингополучателя относятся следующие: принять и надлежащим образом пользоваться объектом лизинга, содержать его в соответствии с условиями договора; своевременно вносить лизинговые платежи, производить за свой счет текущий ремонт объекта лизинга, нести другие расходы по его содержанию, если иное не установлено договором лизинга. При расторжении договора лизинга лизингополучатель обязан возвратить объект лизинга в состоянии, в каком он его получил от лизингодателя, с учетом его нормального износа и изменений, обусловленных соглашением сторон. Данный перечень прав и обязанностей лизингодателя и лизингополучателя не является ограниченным. В законе Республики Узбекистан «О лизинге» закреплено, что данные субъекты могут иметь другие права и нести другие обязанности, установленные законодательством.
Для договора лизинга одним из принципиально важных вопросов является вопрос о рисках, связанных с объектом лизинга. Так, например, Гражданский кодекс Республики Узбекистан предусматривает, что риск случайной гибели или тайной порчи арендованного по лизингу имущества переходят к лизингополучателю. Закон Республики Узбекистан «О лизинге» возлагает на лизингополучателя риски хищения, преждевременного износа и повреждения имущества. Эти риски переходят на лизингополучателя в момент передачи ему арендованного имущества. Таким образом, в период действия договора лизинга лизингодатель, являясь собственником арендованного имущества, рисков не несет, что еще больше повышает обеспеченность сделанных им вложений. Однако закон Республики Узбекистан «О лизинге» обязывает лизингодателя нести риски, если предложенный объект лизинга не соответствует договору лизинга так, что это дает право лизингополучателю отказаться от объекта лизинга. Данные риски лизингодатель будет нести до тех пор, пока несоответствия не устранены или лизингополучатель не примет
объект лизинга. Риски, связанные с несостоятельностью продавца или несоответствием лизинга целям его использования, несет лизингополучатель, за исключением случаев выбора лизингодателем продавца или объекта лизинга либо незаконного принуждения лизингодателем лизингополучателя к выбору определенного продавца или объекта лизинга.
Одним из вопросов, возникающих из лизинговых отношений, является вопрос об уступке лизингодателем и лизингополучателем своих прав третьим лицам. Основываясь на положениях закона Республики Узбекистан «О лизинге», лизингодатель может уступить третьим лицам полностью или частично свои права по договору лизинга с обязательным уведомлением об этом лизингополучателя. При переходе права собственности на объект лизинга от лизингодателя к третьему лицу договор лизинга, заключенный с лизингополучателем, сохраняет силу для нового собственника. Лизингополучатель также может уступить третьим лицам полностью или частично свои права по договору лизинга; однако на это должно быть разрешение лизингодателя.
Говоря о праве собственности на объект лизинга, следует отметить, что право собственности на имущество до его выкупа лизингополучателем принадлежит лизингодателю. Право собственности на объект лизинга может перейти к лизингополучателю до истечения срока действия договора лизинга при условии выплаты всех лизинговых платежей за вычетом дохода лизингодателя за оставшийся период до истечения срока договора лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга. В случае банкротства лизингополучателя, ареста или конфискации его имущества объект лизинга отделяется от общего имущества лизингополучателя и подлежит возврату лизингодателю, который может распоряжаться им по своему усмотрению. Порядок возмещения убытков лизингодателю определяется законодательством.
Вопрос об ответственности, так же как и другие вопросы, связанные с лизинговыми отношениями, имеет свои особенности. Так, например, иное не предусмотрено договором лизинга, лизингодатель не отвечает перед лизингополучателем за выполнение продавцом требований, вытекающих из договора купли-продажи, кроме случаев, когда ответственность за выбор продавца лежит на лизингодателе. В последнем случае лизингополучатель вправе по своему выбору предъявлять требования, вытекающие из договора купли-продажи как непосредственно продавцу имущества, так и лизингодателю, которые несут солидарную ответственность (ч. 3. ст. 598 ГК Республики Узбекистан). Лизингодатель несет ответственность перед лизингополучателем
за непоставку, недопоставку, просрочку поставки и поставки имущества ненадлежащего качества, если это явилось следствием его виновных действий (бездействия). Закон предусматривает, что лизингодатель не отвечает за недостатки переданного объекта лизинга, которые были оговорены при заключении договора лизинга. Утрата объекта лизинга или утрата объектом лизинга своих функций по вине лизингополучателя не освобождает лизингополучателя от ответственности перед лизингодателем, если иное не предусмотрено договором лизинга.
Принимая во внимание вышеизложенное, можно сказать, что действующее законодательство Республики Узбекистан создало необходимую правовую базу для развития деятельности лизингового сектора. Однако необходимо отметить, что в национальном законодательстве существует ряд положений, которые еще нуждаются в доработке. Отдельные положения существующих правовых норм ограничивают возможности развития лизинговых отношений.
Востребованность и применение договора лизинга в условиях функционирования рыночных отношений в Республике Узбекистан позволяют высказать некоторые предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего лизинговые отношения в Республики Узбекистан. Во-первых, применение на практике Закона Республики Узбекистан «О лизинге» постепенно выявило, что для активного поступательного развития лизинга в нашей стране еще существует необходимость дальнейшего совершенствования данного закона. К примеру, положения ст. 3 закона Республики Узбекистан «О лизинге», где говорится, что «объектами лизинга могут быть любые, не потребляемые вещи, используемые для предпринимательской деятельности», а также положения ст. 588 Гражданского кодекса Республики Узбекистан являются ограничивающими в плане того, что объектами лизинга может быть только имущество, используемое в предпринимательских целях. Это положение сужает состав лизингополучателей, которые в нынешних условиях должны будут использовать объект лизинга исключительно в целях предпринимательской деятельности, что не позволяет отнести к лизингополучателям субъектов, которые предпринимательской деятельностью не занимаются. По нашему мнению, данное положение сужает круг некоторых направлений лизинга например, лизинг автотранспортных средств, как правило, приобретаемых на лизинговой основе частными лицами. В будущем при насыщении рынка лизинговыми услугами необходимым станет поиск качественно нового рынка лизингополучателей и возник-
нет такое понятие, как «потребительский лизинг», и при этом желательно, чтобы национальное законодательство заранее не ограничивало, а способствовало его оптимизации. Исходя из вышесказанного было бы целесообразно изложить ст. 3 закона Республики Узбекистан «О лизинге» в следующей редакции: «Объектом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, если иное не установлено законодательными актами», исключив слова «используемые для предпринимательской деятельности». В целях единообразия необходимо одновременно внести соответствующие изменения в Гражданский кодекс Республики Узбекистан и изложить ст. 588 в аналогичной редакции. Во-вторых, ч. 2 и 3 ст. 2 закона Республики Узбекистан «О лизинге», определяют, что «лизинг осуществляется по трехстороннему (продавец - лизингодатель — лизингополучатель) или двухстороннему (лизингодатель — лизингополучатель) договору лизинга. При заключении двухстороннего договора лизинга между лизингодателем и продавцом дополнительно заключается договор о купле-продаже объекта лизинга». Комментируя данную статью, следует заметить, что ст. 1 Гражданского кодекса Республики Узбекистан устанавливает в качестве принципа гражданского законодательства свободу договора. Стороны должны иметь право самостоятельно решать, какого вида договор им заключать и сколько будет сторон. Данная регламентация договорного оформление лизинга ущемляет свободу договора. Кроме того, закон Республики Узбекистан «О лизинге» ограничивает приобретение объекта лизинга договором купли-продажи, что не совсем верно, поскольку объект лизинга может быть приобретен и на основании договора мены или же договора займа. И в том и в другом случаях (мена, заем) объект лизинга перейдет в собственность лизингодателя. Принимая во внимание вышеизложенное, в данной ситуации было бы более целесообразным заменить договор купли-продажи, как основание, на договор приобретения.
В-третьих, участие Республики Узбекистан в Конвенции «О международном финансовом лизинге» (Оттава, 28 мая 1988 г.) способно обеспечить выход на международный рынок отечественных предприятий и лизинговых компаний - поставщиков оборудования по схеме лизинга, а также усовершенствовать национальную законодательную базу лизинговых отношений.
На практике при применении договора лизинга возникает проблема: после покупки лизинговой компанией оборудования и передачи его клиенту производитель, получив полную сумму за поставленное оборудование, выхо-
дит из лизинговой операции. В случаях изъятия оборудования у неплатежеспособного клиента возникает проблема передачи этого имущества в лизинг другим лицам. Поскольку лизинговые компании, в соответствии с законом, не могут выступать в роли продавца, на балансе у них и у банков находится возвращенное имущество.
Предлагаемые изменения в нынешнем законодательстве предусматривают, чтобы лизингодатели также были вправе передать в лизинг изъятый объект, а банки и другие кредитные учреждения имели возможность передавать в лизинг принятое в их собственность имущество в результате обращения взыскания на имущество в счет погашения задолженности должников.
Предлагаемые изменения и дополнения должны помочь в урегулировании ряда возникающих сложностей в процессе получения, выдачи и передачи объекта в лизинг. Во-первых, лизинговые компании вправе будут передать в лизинг изъятое имущество. Банки, а также другие финансовые институты смогут передавать в лизинг принятое в их собственность имущество в результате обращения взыскания на имущество в счет погашения задолженности должников. Данное изменение позволит оздоровить финансовое состояние лизинговых компаний, банков и других финансовых институтов и вовлечь в экономический оборот имущество, лежащее сегодня «мертвым грузом». Во-вторых, стороны лизинговой сделки смогут воспользоваться более широким спектром обеспечения, не ограничиваясь только тем, которое приведено в редакции действующего законодательства. Это позволяет рассчитывать на увеличение количества лизинговых сделок. В-третьих, обеспечиваются дальнейшее совершенствование и активизация деятельности лизинговых компаний, работающих в различных сферах экономики Республики Узбекистан. В-четвертых, сократится риск невозврата платежей по лизинговым операциям, что позволит повысить качественные показатели этих видов финансовых услуг, создать условия для более широкого доступа субъектов предпринимательства к получению в лизинг новых объектов.
Благодаря вниманию, уделяемому в Узбекистане развитию лизингового сектора, и совершенствованию законодательства, регулирующего данную сферу, в стране наблюдается значительный рост объемов лизинговых операций. Лизинг сегодня является удобным и эффективным инструментом для предпринимателей и фермеров, желающих расширить производство на основе использования современного оборудования, так как для покупки техники требуются значительные средства. В настоящее время на рынке
отмечается рост числа как лизингополучателей, так и лизингодателей - сегодня лизинговые услуги оказываются более чем 50 компаниями и 30 банками. В результате совершенствования законодательства в сфере лизинга данный вид договора будет играть все более весомую роль в экономике Республики Узбекистан.
Информация для цитирования
Бурханова Л. М. Особенности правового регулирования договора ^ лизинга по гражданскому праву Республики Узбекистан: вопросы ^ применения и совершенствования // Ex jure. 2019. № 1. C. 45-57. * ^ DOI: 10.17072/ 2619-0648-2019-1-45-57.
X
Щ Burkhanova L. M. Features of Legal Regulation of the Lease Agreement in Civil Law of the Republic of Uzbekistan: Implementation Issues and Improvement. Ex jure. 2019. № 1. Pp. 45-57. (In Russ.). DOI: 10.17072/ 2619-0648-2019-1-45-57.