ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
Казанина Т.В.
В статье дана характеристика правового положения особой группы субъектов таможенного права - юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, выявлены особенности их взаимоотношений с другими юридическими лицами
In the paper the special group of customs law subjects - legal persons involved in the customs activities is characterized and the specificity of its relationships with other legal persons in shown
Ключевые слова: таможенное законодательство, деятельность в сфере таможенного дела, юридическое лицо, гражданско-правовой договор
Key word: customs law, customs activity, legal person, civil law agreement
Миссия, возложенная на таможенные органы, предопределяет их постоянное взаимодействие с юридическими лицами. Анализ таможенного законодательства показывает, что юридические лица как субъекты таможенного права в зависимости от участия во внешнеэкономических отношениях можно разделить на две группы:
- юридические лица - непосредственные участники внешнеэкономической деятельности;
- юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела: таможенный представитель, таможенный перевозчик, владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, владелец магазина беспошлинной торговли, уполномоченный экономический оператор.
К первой группе юридических лиц российское таможенное законодательство не предъявляет никаких дополнительных требований, правовое положение второй группы, напротив, во многом определяется нормами таможенного законодательства (Таможенный кодекс Таможенного союза1 и Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации»2).
1 Таможенный кодекс таможенного союза (приложение к Договору о таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭс на уровне глав государств от 27.11.2009.
2 Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 48.
Отдельно можно выделить и еще одну группу юридических лиц - участников таможенных правоотношений - поручители и гаранты, поскольку таможенное законодательство предъявляет к ним, особенно к гарантам (банкам, иным кредитным организациям, страховым организациям), дополнительные требования при обеспечении уплаты таможенных платежей.
Предметом настоящей статьи является правовое положение юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, для определения которого следует уточнить особенности приобретения и прекращения статуса этих лиц, их обязанности и объем ответственности.
В российском таможенном законодательстве предусмотрены следующие условия приобретения статуса лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела:
- во-первых, приобретение статуса юридического лица в соответствии с требованиями гражданского законодательства;
- во-вторых, представление документов, подтверждающих его статус как юридического лица (свидетельство о государственной регистрации, учредительный документ, свидетельство о постановке заявителя на учет в налоговом органе) и других документов, исчерпывающий перечень которых определен федеральным законом;
- в-третьих, наличие достаточных материальных ресурсов;
- в-четвертых, реальное участие в гражданских правоотношениях (заключение договоров банковского счета, договоров страхования риска гражданской ответственности), что подтверждается документами о предоставлении обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в размере, установленном ТК ТС, документами из банков об открытых в них счетах заявителя.
Кроме того, предусмотрено ведение таможенными органами реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела.
В отношении обязанностей юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, следует отметить основную - обязанность информировать таможенный орган, включивший юридическое лицо в реестр, об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр, в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня изменения таких сведений. Обязанность не разглашать полученную от представляемых лиц информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом «тайну» (секреты), либо другую конфиденциальную информацию за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств -членов таможенного союза, возлагается на таможенного представителя и на таможенного перевозчика (ст. 16, 21 ТК ТС). Необходимо отметить комплексный характер содержания данной обязанности, поскольку законодатель объединил в единое целое обязанность по сохранению разных видов «тайн», как частного, так и публичного характера.
В таможенном законодательстве определены случаи приостановления деятельности юридических лиц в качестве таможенных представителей, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и владельцев магазинов беспошлинной торговли, включенных в соответствующие реестры (ст. 56 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации»), что не характерно для гражданского законодательства.
Анализ статьей 14, 20, 25, 30 и 35 ТК ТС показывает, что общими условиями исключения юридического лица из соответствующего реестра лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, являются ликвидация юридического лица в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза и реорганизация юридического лица, за исключением случаев, установленных законодательством государств - членов таможенного союза. Так, в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» реорганизация юридического лица, включенного в соответствующий реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, в форме преобразования не является основанием для исключения такого юридического лица из данного реестра (п. 1 ст. 57).
По аналогии с основаниями прекращения деятельности юридических лиц, установленными в ГК РФ (ст. 61), основания исключения из реестров юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, можно разделить на добровольные и принудительные. К добровольным основаниям можно отнести подачу юридическим лицом заявления об исключении его из реестра или добровольное принятие решения о реорганизации или ликвидации. Исключение юридического лица из соответствующего реестра лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, производится принудительно при наличии нарушений таможенного законодательства (несоблюдение установленных ТК ТС условий включения юридического лица в соответствующий реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела; несоблюдение данными юридическими лицами возложенных на них таможенным законодательством обязанностей), а также гражданского и налогового законодательства. Исчерпывающим образом прописан в таможенном законодательстве порядок вступления в силу решений об исключении юридического лица из соответствующего реестра лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела.
Специфика правового статуса юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, связана с тем, что отношения юридических лиц, включенных в реестры таможенного представителя, таможенного перевозчика, владельца склада временного хранения, владельца таможенного склада, с другими заинтересованными лицами строятся на основе гражданско-правовых договоров (п. 2 ст. 66, п. 3 ст. 69, п. 3 ст. 75 Федерального
Особенности правового положения.
закона от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации»).
При этом в основном федеральном законе, регулирующем таможенные правоотношения, предусмотрена норма о недопущении отказа таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов от заключения договоров с заинтересованными лицами. Это правило, а также правило о том, что таможенный представитель, таможенный перевозчик, владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения договора, за исключением предоставления льгот в отношении цены и иных условий договора для отдельных категорий представляемых лиц (п. 4 ст. 60, п. 2 ст. 66, п.3 ст. 69, п.3 ст. 75 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации») позволяют сделать вывод о некотором сходстве договоров таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов с заинтересованными лицами с публичными договорами, особенности которых предусмотрены в гражданском законодательстве (ст. 426 ГК РФ). Однако в полной мере эти договоры нельзя отнести к публичным по следующим причинам:
- по гражданскому законодательству одна сторона - всегда коммерческая организация, по таможенному законодательству круг участников шире, так как одна из сторон рассматриваемых договоров (таможенные представители, таможенные перевозчики, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов) - это юридические лица, которые могут быть как коммерческими, так и некоммерческими;
- по гражданскому законодательству коммерческая организация может отказаться от заключения договора только в случае отсутствия такой возможности, в таможенном законодательстве предусмотрены иные основания для отказа от заключения договора таможенными представителями, таможенными перевозчиками, владельцами складов временного хранения, владельцами таможенных складов с заинтересованными лицами.
Так, отказ таможенного представителя от заключения договора при наличии у него возможности оказать услугу или выполнить работу допускается в следующих случаях:
- когда исполнение такого договора будет выходить за сферу деятельности, ограниченной таможенным представителем в соответствии с ч. 2 ст. 60 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации»;
- когда у таможенного представителя имеются достаточные основания полагать, что действия или бездействие декларанта или иного заинтересованного лица являются противоправными и влекущими уголовную либо
административную ответственность в области таможенного дела (п. 4 ст. 60 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации»).
Аналогичные основания отказа от заключения договора предусмотрены в отношении договоров владельца склада временного хранения, владельца таможенного склада с заинтересованными лицами.
При этом в отношении договоров таможенного перевозчика предусмотрено только одно основание отказа от их заключения: наличие достаточных оснований полагать, что действия или бездействие отправителя товаров или экспедитора являются противоправными и могут повлечь уголовную либо административную ответственность в области таможенного дела (п. 2 ст. 66 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации»).
Необходимо обратить внимание на императивное правило об ответственности таможенного представителя в связи с его обязанностью по уплате таможенных платежей. При декларировании товаров и (или) их выпуске таможенный представитель несет солидарную с декларантом или иными представляемыми им лицами обязанность по уплате таможенных платежей в полном размере суммы подлежащих уплате таможенных платежей вне зависимости от условий договора таможенного представителя с декларантом и иными представляемыми им лицами (п. 6 ст. 60 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации»). Как известно, солидарная ответственность - это ответственность по принципу «один за всех и все за одного», основные положения, ее регулирующие, закреплены в ст. 322-325 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В результате проведенного анализа действующего российского таможенного законодательства можно сделать следующие выводы:
Во-первых, таможенное законодательство предусматривает особые правила в отношении приобретения юридическими лицами статуса, необходимого для осуществления деятельности в сфере таможенного дела, а также порядка его утраты.
Во-вторых, специфика правового положения юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, заключается в том, что по характеру своей деятельности они вступают в отношения разного рода: публично-правовые - с таможенными органами, частно-правовые - с заинтересованными лицами, схематично это представлено на примере отношений таможенного представителя на рис. 1.
Необходимо отметить, что представленная в настоящей статье проблема требует дальнейшего научного изучения и осмысления, поскольку взаимоотношения таможенных органов и юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, предопределяют использование в
Особенности правового положения...
публично-правовой сфере ряда договорных гражданско-правовых институтов, в том числе страхования, хранения, перевозки.
Рис. 1. Отношения таможенного представителя с таможенными органами и другими заинтересованными лицами