Научная статья на тему 'Особенности правового положения юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела'

Особенности правового положения юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1369
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА / ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ДОГОВОР / CUSTOMS LAW / CUSTOMS ACTIVITY / LEGAL PERSON / CIVIL LAW AGREEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Казанина Татьяна Владимировна

В статье дана характеристика правового положения особой группы субъектов таможенного права – юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, выявлены особенности их взаимоотношений с другими юридическими лицами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITIES OF THE LEGAL STATUS OF THE JURISTIC PERSONS CONDUCTING ACTIVITY IN THE CUSTOMS SPHERE

In the paper the special group of customs law subjects – legal persons involved in the customs activities is characterized and the specificity of its relationships with other legal persons in shown

Текст научной работы на тему «Особенности правового положения юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела»

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

Казанина Т.В.

В статье дана характеристика правового положения особой группы субъектов таможенного права - юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, выявлены особенности их взаимоотношений с другими юридическими лицами

In the paper the special group of customs law subjects - legal persons involved in the customs activities is characterized and the specificity of its relationships with other legal persons in shown

Ключевые слова: таможенное законодательство, деятельность в сфере таможенного дела, юридическое лицо, гражданско-правовой договор

Key word: customs law, customs activity, legal person, civil law agreement

Миссия, возложенная на таможенные органы, предопределяет их постоянное взаимодействие с юридическими лицами. Анализ таможенного законодательства показывает, что юридические лица как субъекты таможенного права в зависимости от участия во внешнеэкономических отношениях можно разделить на две группы:

- юридические лица - непосредственные участники внешнеэкономической деятельности;

- юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела: таможенный представитель, таможенный перевозчик, владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, владелец магазина беспошлинной торговли, уполномоченный экономический оператор.

К первой группе юридических лиц российское таможенное законодательство не предъявляет никаких дополнительных требований, правовое положение второй группы, напротив, во многом определяется нормами таможенного законодательства (Таможенный кодекс Таможенного союза1 и Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации»2).

1 Таможенный кодекс таможенного союза (приложение к Договору о таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭс на уровне глав государств от 27.11.2009.

2 Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 48.

Отдельно можно выделить и еще одну группу юридических лиц - участников таможенных правоотношений - поручители и гаранты, поскольку таможенное законодательство предъявляет к ним, особенно к гарантам (банкам, иным кредитным организациям, страховым организациям), дополнительные требования при обеспечении уплаты таможенных платежей.

Предметом настоящей статьи является правовое положение юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, для определения которого следует уточнить особенности приобретения и прекращения статуса этих лиц, их обязанности и объем ответственности.

В российском таможенном законодательстве предусмотрены следующие условия приобретения статуса лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела:

- во-первых, приобретение статуса юридического лица в соответствии с требованиями гражданского законодательства;

- во-вторых, представление документов, подтверждающих его статус как юридического лица (свидетельство о государственной регистрации, учредительный документ, свидетельство о постановке заявителя на учет в налоговом органе) и других документов, исчерпывающий перечень которых определен федеральным законом;

- в-третьих, наличие достаточных материальных ресурсов;

- в-четвертых, реальное участие в гражданских правоотношениях (заключение договоров банковского счета, договоров страхования риска гражданской ответственности), что подтверждается документами о предоставлении обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в размере, установленном ТК ТС, документами из банков об открытых в них счетах заявителя.

Кроме того, предусмотрено ведение таможенными органами реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела.

В отношении обязанностей юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, следует отметить основную - обязанность информировать таможенный орган, включивший юридическое лицо в реестр, об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр, в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня изменения таких сведений. Обязанность не разглашать полученную от представляемых лиц информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом «тайну» (секреты), либо другую конфиденциальную информацию за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств -членов таможенного союза, возлагается на таможенного представителя и на таможенного перевозчика (ст. 16, 21 ТК ТС). Необходимо отметить комплексный характер содержания данной обязанности, поскольку законодатель объединил в единое целое обязанность по сохранению разных видов «тайн», как частного, так и публичного характера.

В таможенном законодательстве определены случаи приостановления деятельности юридических лиц в качестве таможенных представителей, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и владельцев магазинов беспошлинной торговли, включенных в соответствующие реестры (ст. 56 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации»), что не характерно для гражданского законодательства.

Анализ статьей 14, 20, 25, 30 и 35 ТК ТС показывает, что общими условиями исключения юридического лица из соответствующего реестра лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, являются ликвидация юридического лица в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза и реорганизация юридического лица, за исключением случаев, установленных законодательством государств - членов таможенного союза. Так, в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» реорганизация юридического лица, включенного в соответствующий реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, в форме преобразования не является основанием для исключения такого юридического лица из данного реестра (п. 1 ст. 57).

По аналогии с основаниями прекращения деятельности юридических лиц, установленными в ГК РФ (ст. 61), основания исключения из реестров юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, можно разделить на добровольные и принудительные. К добровольным основаниям можно отнести подачу юридическим лицом заявления об исключении его из реестра или добровольное принятие решения о реорганизации или ликвидации. Исключение юридического лица из соответствующего реестра лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, производится принудительно при наличии нарушений таможенного законодательства (несоблюдение установленных ТК ТС условий включения юридического лица в соответствующий реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела; несоблюдение данными юридическими лицами возложенных на них таможенным законодательством обязанностей), а также гражданского и налогового законодательства. Исчерпывающим образом прописан в таможенном законодательстве порядок вступления в силу решений об исключении юридического лица из соответствующего реестра лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела.

Специфика правового статуса юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, связана с тем, что отношения юридических лиц, включенных в реестры таможенного представителя, таможенного перевозчика, владельца склада временного хранения, владельца таможенного склада, с другими заинтересованными лицами строятся на основе гражданско-правовых договоров (п. 2 ст. 66, п. 3 ст. 69, п. 3 ст. 75 Федерального

Особенности правового положения.

закона от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации»).

При этом в основном федеральном законе, регулирующем таможенные правоотношения, предусмотрена норма о недопущении отказа таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов от заключения договоров с заинтересованными лицами. Это правило, а также правило о том, что таможенный представитель, таможенный перевозчик, владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения договора, за исключением предоставления льгот в отношении цены и иных условий договора для отдельных категорий представляемых лиц (п. 4 ст. 60, п. 2 ст. 66, п.3 ст. 69, п.3 ст. 75 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации») позволяют сделать вывод о некотором сходстве договоров таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов с заинтересованными лицами с публичными договорами, особенности которых предусмотрены в гражданском законодательстве (ст. 426 ГК РФ). Однако в полной мере эти договоры нельзя отнести к публичным по следующим причинам:

- по гражданскому законодательству одна сторона - всегда коммерческая организация, по таможенному законодательству круг участников шире, так как одна из сторон рассматриваемых договоров (таможенные представители, таможенные перевозчики, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов) - это юридические лица, которые могут быть как коммерческими, так и некоммерческими;

- по гражданскому законодательству коммерческая организация может отказаться от заключения договора только в случае отсутствия такой возможности, в таможенном законодательстве предусмотрены иные основания для отказа от заключения договора таможенными представителями, таможенными перевозчиками, владельцами складов временного хранения, владельцами таможенных складов с заинтересованными лицами.

Так, отказ таможенного представителя от заключения договора при наличии у него возможности оказать услугу или выполнить работу допускается в следующих случаях:

- когда исполнение такого договора будет выходить за сферу деятельности, ограниченной таможенным представителем в соответствии с ч. 2 ст. 60 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации»;

- когда у таможенного представителя имеются достаточные основания полагать, что действия или бездействие декларанта или иного заинтересованного лица являются противоправными и влекущими уголовную либо

административную ответственность в области таможенного дела (п. 4 ст. 60 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации»).

Аналогичные основания отказа от заключения договора предусмотрены в отношении договоров владельца склада временного хранения, владельца таможенного склада с заинтересованными лицами.

При этом в отношении договоров таможенного перевозчика предусмотрено только одно основание отказа от их заключения: наличие достаточных оснований полагать, что действия или бездействие отправителя товаров или экспедитора являются противоправными и могут повлечь уголовную либо административную ответственность в области таможенного дела (п. 2 ст. 66 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации»).

Необходимо обратить внимание на императивное правило об ответственности таможенного представителя в связи с его обязанностью по уплате таможенных платежей. При декларировании товаров и (или) их выпуске таможенный представитель несет солидарную с декларантом или иными представляемыми им лицами обязанность по уплате таможенных платежей в полном размере суммы подлежащих уплате таможенных платежей вне зависимости от условий договора таможенного представителя с декларантом и иными представляемыми им лицами (п. 6 ст. 60 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации»). Как известно, солидарная ответственность - это ответственность по принципу «один за всех и все за одного», основные положения, ее регулирующие, закреплены в ст. 322-325 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В результате проведенного анализа действующего российского таможенного законодательства можно сделать следующие выводы:

Во-первых, таможенное законодательство предусматривает особые правила в отношении приобретения юридическими лицами статуса, необходимого для осуществления деятельности в сфере таможенного дела, а также порядка его утраты.

Во-вторых, специфика правового положения юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, заключается в том, что по характеру своей деятельности они вступают в отношения разного рода: публично-правовые - с таможенными органами, частно-правовые - с заинтересованными лицами, схематично это представлено на примере отношений таможенного представителя на рис. 1.

Необходимо отметить, что представленная в настоящей статье проблема требует дальнейшего научного изучения и осмысления, поскольку взаимоотношения таможенных органов и юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, предопределяют использование в

Особенности правового положения...

публично-правовой сфере ряда договорных гражданско-правовых институтов, в том числе страхования, хранения, перевозки.

Рис. 1. Отношения таможенного представителя с таможенными органами и другими заинтересованными лицами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.