Научная статья на тему 'Таможенный представитель: особенности получения правового статуса в законодательстве Российской Федерации'

Таможенный представитель: особенности получения правового статуса в законодательстве Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2510
381
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ / РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА / ПРАВОВОЙ СТАТУС ТАМОЖЕННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Орлов И. В.

В статье рассматриваются таможенный представитель как особый субъект таможенных правоотношений, а также особенности получения такого статуса в государствах – участниках Таможенного союза (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация), на основе проведенного анализа обосновывается вывод о необходимости исключения из Федерального закона от 27.11.2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» отдельных норм права, касающихся условий получения правового статуса таможенного представителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Таможенный представитель: особенности получения правового статуса в законодательстве Российской Федерации»

УДК 342.9

Орлов И.В.,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации; доцент кафедры международно-правовых дисциплин; кандидат юридических наук,

доцент (Российская Федерация, г. Москва)

ТАМОЖЕННЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ: ОСОБЕННОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматриваются таможенный представитель как особый субъект таможенных правоотношений, а также особенности получения такого статуса в государствах — участниках Таможенного союза (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация), на основе проведенного анализа обосновывается вывод о необходимости исключения из Федерального закона от 27.11.2010 года № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» отдельных норм права, касающихся условий получения правового статуса таможенного представителя.

Ключевые слова: Таможенный союз Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация, национальное законодательство государств — участников Таможенного союза, правовой статус таможенного представителя.

С1 июля (6 июля) 2010 года Таможенный союз Республика Беларусь — Республика Казахстан — Российская Федерация1 функционирует в полном объеме, с этого же момента вступили в действия нормы Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС)2, а также международные договоры и решения Комиссии Таможенного союза, принятые в развитие вышеуказанного Кодекса.

Таможенным кодексом Таможенного союза установлено, что таможенное регулирование в Таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества представляет собой правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля,

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

Таможенный кодекс Таможенного союза отдельно (глава 3) установил категории юридических лиц — коммерческих организаций, участвующих в таможенных правоотношениях и наделенных особым правовым статусом в таких правоотношениях. В эту категорию входят:

— таможенный представитель;

— таможенный перевозчик;

— владелец склада временного хранения;

— владелец таможенного склада;

— владелец магазина беспошлинной торговли;

— уполномоченный экономический оператор.

По существу ТК ТС закрепил возможность образования шести групп юридических лиц, обладающих специальным правовым статусом и имеющих право осуществлять деятельность в строго определенной таможенной сфере. Таможенные органы государств — участников Таможенного союза обязаны вести соответствующие национальные реестры каждой группы юридических лиц и их периодическую публикацию, Комиссия Таможенного союза (в настоящее время Евразийская экономическая Комиссия) на основании национальных реестров формирует сводный реестр каждой группы. Условия получения конкретного таможенно-правового статуса, права, обязанности и ответственность юридического лица каждой из указанных групп закреплены в соответствующих статьях вышеупомянутой главы 3 ТК ТС.

Таможенным кодексом Таможенного союза установлено, что: «Таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодатель-

ства Таможенного союза — в соответствии с законодательством государств

— членов Таможенного союза». В развитие указанной нормы государства — участники Таможенного союза приняли нормативные документы, уточняющие и детализирующие нормы Таможенного кодекса Таможенного союза.

В целях обеспечения выполнения Российской Федерацией международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, решений органов Таможенного союза в сфере таможенного регулирования и таможенного дела в Российской Федерации принят Федеральный закон от 27.11.2010 года № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации»3 (далее — ФЗ № 311-Ф3).

В данной связи приобретает особое значение обеспечение паритета норм таможенного законодательства Таможенного союза и национального законодательства государств-участников в части, касающейся приоритета норм Таможенного кодекса ТС над нормами национального законодательства в таможенной сфере. Следует признать совершенно верным и обоснованным высказывание профессора О.Ю. Бакаевой, которая отмечает: «... при формировании нормативной базы Таможенного союза нельзя допустить усиления конфликта частных и публичных интересов, нельзя ужесточать таможенные правила, нельзя возводить дополнительные административные и финансовые барьеры»4.

Ранее отмечалось, что ТК ТС установлен перечень юридических лиц, оказывающих определенные услуги в таможенной сфере. В контексте заявленной темы статьи разберем более подробно основания и условия получения юридическим лицом таможенно-правового статуса таможенного представителя в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и Федеральным законом от 27.11.2010 года № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Таможенный кодекс Таможенного союза (статья 12) устанавливает, что та-

моженный представитель — это юридическое лицо государства — участника Таможенного союза, отвечающее определенным условиям. Юридическое лицо признается таможенным представителем после включения в реестр таможенных представителей. Федеральный закон от 27.11.2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (статья 60) определяет, что таможенным представителем может быть российское юридическое лицо, включенное в реестр таможенных представителей, причем в части 2 статьи 5 Федерального закона сделана оговорка, что термины в области таможенного регулирования и таможенного дела используются в настоящем Федеральном законе в значениях, определенных таможенным законодательством Таможенного союза и международными договорами, составляющими договорноправовую базу Таможенного союза.

Проведенный сравнительный анализ условий включения юридического лица в реестр таможенных представителей (условия, содержащиеся в ТК ТС, и условия, содержащиеся в ФЗ № 311-ФЗ) позволяет констатировать их несоответствие в части расширения требований, содержащихся в федеральном законе.

В Таможенном кодексе Таможенного союза одним из условий включения юридического лица в реестр таможенных представителей является наличие в штате этого лица не менее 2 (двух) работников, имеющих документ, подтверждающий их соответствие требованиям, установленным законодательством государств — членов Таможенного союза (статья 13 ТК ТС). В Федеральном законе от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ указано, что условия включения юридического лица в реестр таможенных представителей установлены статьей 13 ТК ТС, и вместе с тем поставлено дополнительно условие включения юридического лица в реестр таможенных представителей, а именно о наличии в штате обособленного структурного подразделения юридического лица, через которое заявитель планирует осуществлять свою деятельность в

качестве таможенного представителя, одного или более работников, каждый из которых имеет документ, подтверждающий его соответствие квалификационным требованиям, установленным в соответствии со статьями 63 и 64 настоящего Федерального закона (статья 61 ФЗ № 311-ФЗ). Таким образом, таможенным законодательством РФ установлено дополнительное вариативное условие в части, касающейся условий включения юридического лица в реестр таможенных представителей.

Полагаем, что данное условие представляется избыточным по следующим основаниям:

1. Согласно статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации5 к обособленным структурным подразделениям юридического лица относятся представительства и филиалы, которые не являются юридическим лицами, действуют на основании положений, утвержденных юридическим лицом, и их руководители назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Таким образом, обособленное структурное подразделение юридического лица всегда, и это аксиома, будет действовать в пределах полномочий, предоставленных собственно юридическим лицом, и наличие либо отсутствие в его подразделении специалиста по таможенному оформлению не может повлиять на таможенно-правовой статус юридического лица. Также в соответствии с решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года № 257 «Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» (по состоянию на 26.04.2012 г.)6 установлено, что если от имени организации выступает ее обособленное подразделение, не являющееся юридическим лицом, то дополнительно к сведениям о юридическом лице указываются сведения о его обособленном подразделении. Следовательно, таможенные органы Таможенного союза, как органы, осуществляющие таможенное оформление и таможенный контроль, не рассматривают обособленное структур-

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

ное подразделение юридического лица в качестве субъекта внешнеэкономической деятельности и его действие либо бездействие не может повлиять на принятие решения таможенным органом.

2. Обособленность при получении статуса таможенного представителя в законодательстве Российской Федерации ставит отдельную категорию юридических лиц в особые условия по сравнению с аналогичными юридическими лицами других государств — членов Таможенного союза. Следует отметить, что расширенные условия содержатся только в российском таможенном законодательстве. В таможенном законодательстве Республики Беларусь условия получения статуса таможенного представителя установлены Указом Президента Республики Беларусь от 18 июля 2011 года № 319 «О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах»7, данным Указом утверждено Положение об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела. Пункты 25, 26 указанного Положения определяют требования к юридическому лицу, заинтересованному в получении статуса таможенного представителя, которые аналогичны нормам, содержащимся в статье 13 ТК ТС, каких-либо дополнительных условий и требований, отличных от содержащихся в ТК ТС, законодательство Республики Беларусь не содержит. Кодекс Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан»8 в статье 2 устанавливает, что таможенное регулирование в Республике Казахстан осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, — таможенным законодательством Республики Казахстан. В статье 26 Кодекса определены условия включения в реестр таможенных представителей, которые идентичны требованиям, содержащимся в статье 13 ТК ТС.

3. Дополнительное условие, обязывающее юридическое лицо при наличии обособленного подразделения иметь не двух специалистов по таможенному оформлению, а по крайней мере трех, вынудит российских юридических лиц, желающих получить статус таможенного представителя к образованию не обособленного подразделения как такового, а к расширению своего штата в форме отдела либо иного структурного подразделения. Ибо обучение специалиста по таможенному оформлению является платным и дополнительные расходы юридического лица вряд ли могут способствовать развитию и финансовой самодостаточности юридического лица.

4. При привлечении таможенного представителя к административной ответственности за нарушения таможенных правил (глава 16 КоАП РФ)9 обособленное подразделение юридического лица не может рассматриваться как субъект административной ответственности и, следовательно, административное наказание может быть применено исключительно к юридическому лицу.

Проведенный достаточно подробный анализ по приобретению юридическим лицом статуса таможенного представителя и по соблюдению им условий по включению юридического лица в реестр таможенных представителей указывает на сложившуюся правовую коллизию, выраженную в расширении требований к российскому юридическому лицу в сравнении с требованиями Таможенного кодекса Таможенного союза и национальным законодательством Республики Беларусь и Республики Казахстан.

На наш взгляд, с целью преодоления сложившейся коллизии и соблюдения норм международного Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза необходимо исключить пункт 1 части 3 статьи 61 из Федерального закона от 27.11.2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

1 Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза (принятом Решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 17). Республикой Казахстан и Российской Федерацией был ратифицирован 1 июля 2010 года, Республикой Беларусь — 6 июля 2010 года.

2 Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27.11.2009 г. № 17. СЗ РФ. 13.12.2010. № 50. Ст. 6615.

3 СЗ РФ. 29.11.2010. № 48.Ст. 6252.

4 Правовые вопросы Евразийского таможенного союза — КесЫ^гадеп ёег Еигав18сИеп Zollunion; пер. с нем. / [В. Бермгманн, пред., сост.]; [Т. Яковлева, общ. науч. ред.]. — М.: Инфотропик Медиа, 2012. - 368 с.

5 СЗ РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301 (с последующими изменениями и дополнениями).

6 Таможенный вестник. Официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 02.06.2010., №№ 12; 13; 15; 17. 2010.

7 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 27.07.2011. № 84.

8 Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2010. 14 (2567). Ст. 70.

9 Российская газета. 2001. № 256.

Orlov I.V., e-mail: ivoorel@rambler.ru

Russian Academy of National Economy and Civil Service under the President of the Russian Federation; associate professor of the department of international legal disciplines; Candidate of Juridical Sciences, associate professor (the Russian Federation, Moscow)

CUSTOMS REPRESENTATIVE: PECULIARITIES OF OBTAINING THE LEGAL STATUS IN THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION In the article the customs representative as a special subject of customs legal relationship, as well as peculiarities of obtaining such status in the states — participants of the Customs Union (Belarus, Kazakhstan, Russian Federation) are considered, on the basis of given analysis it's concluded to exclude certain provisions of law relating to the conditions for obtaining the legal status of a customs representative from Federal Law of 27.11.2010, number 311 — FL "On Customs regulation in the Russian Federation".

Key words: Customs Union of Belarus, Republic of Kazakhstan, the Russian Federation, the national legislation of States — members of the Customs Union, the legal status of a customs representative.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.