К ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИИ В СФЕРЕ
ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
О
С Казанина Т. В.
Л
С
fcj В статье предложена классификация договоров, применяемых в сфере тамо-
женного дела, выявлены их особенности; сделаны предложения в отношении определения предмета и системы источников таможенного права
'К The classification of contracts used in the customs sphere is offered in the article;
Q their peculiarities are defined; the suggestions concerning subjects and system of customs legislation are made
E
k^ Ключевые слова: таможенное законодательство, гражданское
¡•Ч законодательство, договоры, хранение товаров, страхование риска
О гражданской ответственности, залог, поручительство,
S банковская гарантия, обязательное государственное страхование
должностных лиц таможенных органов
Keywords: customs legislation, civil legislation, contracts, goods deposit, ^ insurance of risk civil responsibility, pledge, bail, bank guarantee, state insurance ^ of customs service officials
С
^ Доктрина договорного права является достаточно разработанным раз-
делом отечественной цивилистики, однако в ней неисследованными остаются вопросы правового регулирования договоров, которые применяются щ в публично-правовой сфере, связанной с перемещением товаров через та-О моженную границу. В связи с широким применением гражданско-правовых Ю договоров в сфере таможенного дела и принятием новых законов в этой области считаем актуальными задачи по их классификации и выявлению С особенностей.
Анализ действующего таможенного законодательства1 позволяет выделить три группы договорных правоотношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза:
- договоры, обуславливающие участие юридического лица в таможенной сфере: банковского счета, страхования риска гражданской ответственности, перевозки грузов, аренды (субаренды) помещения (земельного участка);
<
В 2
1 Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭс на уровне глав государств от 27.11.2009 / Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 50; Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 48.
- «основные» договоры: хранения товаров, перевозки товаров;
- договоры, связанные с обеспечением уплаты таможенных платежей (залог, поручительство, банковская гарантия).
Рассмотрим первую из выделенных групп договорных отношений. Самым широко применяемым в этой группе следует считать договор банковского счета: в таможенном законодательстве установлено, что для осуществления юридическим лицом деятельности в качестве таможенного представителя, таможенного перевозчика, владельца склада временного хранения, владельца таможенного склада, владельца магазина беспошлинной торговли, уполномоченного экономического оператора в заявлении о включении в соответствующий реестр должны быть представлены сведения об открытых банковских счетах заявителя (ч. 1 ст. 62, ч. 1 ст. 68, ч. 1 ст. 72, ч. 1 ст. 77, ч. 1 ст. 83, ч. 1 ст. 90 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»).
Особое внимание в этой группе необходимо уделить договору страхования риска гражданской ответственности, который является одним из условий включения юридического лица в реестры таможенных представителей, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов (ст. 13, 24, 29 ТК ТС). Ограничение таможенным законодательством принципа свободы рассматриваемого договора проявляется в установлении особого правила: размер страховой суммы - один из четырех существенных условий договора страхования - определяется в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза (ст. 13 ТК ТС). Так, в соответствии с п. 2 ст. 13 ТК ТС размер страховой суммы, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая возместить вред лицам, чьим имущественным интересам он причинен (в соответствии с договором страхования риска гражданской ответственности таможенного представителя, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами), не может быть менее 20 млн. руб. (ч. 2 ст. 61 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации»).
Закрепление в таможенном законодательстве требования о заключении данных договоров в качестве условия допущения юридического лица к деятельности в сфере таможенного дела обусловлено целями таможенного регулирования: соблюдение прав и законных интересов лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, а также защита интересов и здоровья потребителей.
Во второй группе договоров, применяемых в сфере таможенного дела, особое внимание следует уделить договору хранения товаров, использование которого продиктовано наличием института временного хранения товаров,
отнесенного к таможенным операциям, предшествующим подаче таможенной декларации (раздел 4, гл. 25 «Временное хранение товаров» ТК ТС).
Отличительной чертой договорных отношений по хранению в сфере таможенного дела является их публичный характер (признаки публичного договора закреплены в ст. 426 ГК РФ). Однако в Федеральном законе от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» из этого правила предусмотрены два исключения, т.е возможности, когда владельцы склада временного хранения и таможенного склада могут отказать в заключении рассматриваемого договора:
- если исполнение договора будет выходить за сферу деятельности, ограниченную владельцем склада;
- если имеются основания полагать, что действия или бездействия лица, помещающего товары на хранение, являются противоправными и влекущими уголовную, либо административную ответственность в области таможенного дела (ч. 3 ст. 69, ч. 3 ст. 75).
Необходимо отметить сочетание частно-правовых и публично-правовых элементов при регулировании отношений по хранению товаров на складах временного хранения таможенных органов (ст. 201 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации»). К частно-правовым особенностям регулирования этих отношений можно отнести следующие:
- договор является публичным: отказ таможенного органа от заключения договора при наличии возможности осуществить хранение товаров не допускается;
- права, обязанности и ответственность таможенных органов вытекают из существа обязательств в соответствии с общими положениями о хранении, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации.
Административные элементы в регулировании этой разновидности договора хранения следующие:
- форма квитанции определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела;
- форма оплаты за хранение - таможенные сборы в соответствии с главой 14 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Особое правовое регулирование предусмотрено для случаев, когда товары на склад временного хранения помещаются таможенными органами (ст. 202 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации»). Положения такого договора и порядок его заключения определяются Правительством РФ. При этом следует отметить, что по общему правилу вознаграждение за хранение товаров и возмещение убытков владельцу склада временного хранения осуществляются не таможенным органом, а за счет лиц, определенных в ч. 1 ст. 168,
ч. 10 ст. 183 и ч. 5 ст. 189 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Такой особый, административно-правовой, подход к этому виду хранения объясняется возложенной на таможенные органы ответственностью за обеспечение экономической безопасности.
Договор перевозки грузов в сфере таможенного дела можно отнести и к договорам, обуславливающим участие юридического лица в таможенной сфере (таможенного перевозчика), и к «основным» договорам в этой области. В таможенном законодательстве установлено правило о том, что договоры перевозки, которые заключаются перевозчиком после получения им соответствующего статуса, являются публичными, единственное исключение - ситуация, когда действия или бездействия отправителя товаров или экспедитора являются противоправными и влекущими уголовную либо административную ответственность в области таможенного дела. Более того, аналогично правилам гражданского законодательства таможенный перевозчик не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения договора, за исключением предоставления льгот в отношении цены и иных условий договора для отдельных категорий представляемых лиц (ч. 2 ст. 66 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации»).
Регулирование договорных отношений, связанных с обеспечением уплаты таможенных платежей (залог, поручительство, банковская гарантия), также осуществляется на основе сочетания норм гражданского и таможенного законодательства. Гражданско-правовая природа залога имущества, поручительства, банковской гарантии, используемых в таможенной сфере, проявляется в следующем:
- в праве выбора должника - плательщика таможенных пошлин конкретного способа обеспечения их уплаты;
- в последствиях неисполнения обязательства должником (утрата имущества или денежной суммы). Так, при неисполнении обязательств, обеспеченных залогом имущества, суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов перечисляются на счет Федерального казначейства и (или) на счет, определенный международным договором государств - членов Таможенного союза, за счет средств, вырученных от реализации заложенного имущества в порядке, установленном законодательством РФ (ч. 13 ст. 140 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации»);
- в оформлении соглашения в соответствии с требованиями гражданского законодательства.
Однако необходимо отметить, что рассматриваемые способы обеспечения исполнения обязательств в публично-правовой сфере приобретают следующие принципиальные особенности: цель заключается в выполнении
публичной обязанности по уплате налогов и пошлин; в качестве кредитора выступает не частное лицо, а государство в лице федерального органа исполнительной власти.
Анализ таможенного законодательства показывает, что договор залога имущества и договор поручительства, применяемые в сфере таможенного дела, имеют следующие общие черты публичного характера:
- императивные требования, предъявляемые к договорам (ч. 7, 8 ст. 140, ч. 3 ст. 146 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации»). Отметим, что перечень требований к договору поручительства, установленный таможенным законодательством, более лапидарный по сравнению с требованиями, предъявляемыми к договору залога;
- наличие особого документа, подтверждающего согласие таможенного органа на применение плательщиком способа обеспечения уплаты таможенных платежей (таможенного приходного ордера).
По сравнению с гражданским законодательством предмет договора залога имущества как способа обеспечения уплаты таможенных платежей более ограничен (ч. 3 ст. 140 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»).
Однако больше всего особенностей предусмотрено при регулировании такого способа обеспечения уплаты таможенных платежей, как банковская гарантия:
- безотзывный характер;
- высокий уровень требований к гаранту: им может быть только банк, иные кредитные организации или страховые организации, включенные в Реестр банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов;
- исчерпывающим образом определены условия включения банка, иной кредитной организации или страховой организации в Реестр, которые в совокупности означают, что кредитная или страховая организации обладают достаточными средствами для обеспечения уплаты таможенных пошлин;
- функция по ведению данного реестра возложена на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;
- определен порядок ведения Реестра банков, иных кредитных и страховых организаций;
- закреплены основания и порядок исключения банка, иной кредитной или страховой организации из Реестра;
- установлен максимальный срок действия банковской гарантии;
- предусмотрено обязательное вступление в силу банковской гарантии на момент ее представления в таможенный орган, при этом допускается принятие банковской гарантии до ее вступления в силу при условии, что она
предоставляется в целях непрерывности обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов по действующему обязательству и разница между днем ее представления в таможенный орган и днем вступления в силу не превышает 15 дней;
- определен перечень обязательных условий банковской гарантии;
- определены действия плательщика таможенных пошлин, налогов в случае отзыва Центральным банком РФ лицензии на осуществление банковских операций у банка, иной кредитной организации либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела), лицензии на право проведения страховой деятельности у страховой организации, выдавших банковскую гарантию;
- определение федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области финансов, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела максимальной суммы одной банковской гарантии и максимальной суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком либо одной иной кредитной организацией, одной страховой организацией;
- определены дополнительные обязанности банков, иных кредитных и страховых организаций, включенных в Реестр, в том числе представление в установленные сроки надлежащим образом оформленной отчетной документации и иных сведений (ст. 141-144 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации»).
Общий анализ всех трех рассмотренных выше групп договоров, применяемых в сфере таможенного дела, позволяет провести их деление в зависимости от участия в них таможенных органов. Таможенные органы могут быть участниками договорных отношений по хранению товаров, а также по залогу имущества. Участие таможенных органов можно именовать как «опосредованное» при использовании таких способов обеспечения уплаты таможенных платежей, как поручительство и банковская гарантия.
При рассмотрении гражданско-правовых договоров, применяемых в сфере таможенного дела, нельзя не отметить группу договоров, непосредственно не связанных с перемещением товаров через таможенную границу, но имеющих значение для организации деятельности таможенных органов, речь идет о договорах обязательного государственного страхования должностных лиц таможенных органов.
Обязательное государственное страхование, в том числе и должностных лиц таможенных органов, является юридически сложным видом страхования, что обусловлено наличием, с одной стороны, у страховых отношений природы обязательного социального страхования - страхования, опосредующего общую публичную обязанность государства, и с другой - тем, что для реализации страхования законодатель выбрал механизм, основанный на
гражданско-правовом договоре страхования и предполагающий участие в страховании коммерческих страховых организаций2.
Обязательное государственное страхование должностных лиц таможенных органов предусмотрено федеральными законами от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»3 и от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»4.
Необходимо отметить, что законодателем предусмотрено внесение изменений в вышеназванные законы. До дня вступления в силу федерального закона, определяющего условия и порядок прохождения правоохранительной службы как вида федеральной государственной службы в РФ, и внесения соответствующих изменений в федеральные законы от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» и от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» применяются положения ст. 323 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»: должностные лица таможенных органов подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета; объекты обязательного государственного личного страхования - жизнь и здоровье должностных лиц таможенных органов.
Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» закрепляет исчерпывающий перечень страховых случаев по договору обязательного государственного личного страхования, размеры страховых сумм при наступлении страховых случаев; содержит правило о том, что страховая сумма по данному виду страхования выплачивается независимо от выплат по другим видам страхования и выплат в порядке возмещения вреда. Иные условия и порядок осуществления обязательного государственного личного страхования должностных лиц таможенных органов определяются договором между федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (страхователь), и страховой организацией (страховщик). В указанный договор включаются положения о размерах страховых сумм, сроке действия договора, размере, сроке и порядке уплаты страховой премии (страхового взноса), правах, обязанностях и ответственности страхователя и страховщика.
2 Ковалевский М.А. Правовое регулирование обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц. - СПб.: Издательский дом С.-Петерб. Гос. ун-та, 2003. - С. 3.
3 Федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 30; 2000. № 33; 2002. № 27; 2003. № 27; 2004. № 27; 2005. № 14; 2007. № 10; 2008. № 26; 2009. № 7.
4 Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 31; 2006. № 6; 2007. № 10; 2008. № 13; 2010. № 5, № 7, № 49.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о наличии тесной взаимосвязи гражданского и таможенного права и сформулировать предложения в отношении определения таких принципиальных вопросов, как предмет и система источников таможенного права. В предмете таможенного права считаем возможным выделение особой группы договорных отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, которая регулируется совместно нормами гражданского и таможенного законодательства. Соответственно, вполне обоснованно включение в систему источников таможенного права, которая определена в ст. 4 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации», актов гражданского законодательства, основанием для этого являются нормы, уже закрепленные в данном законе (ч. 2 ст. 140, ч. 2 ст. 141, ч. 1 ст. 146).