Научная статья на тему 'Территориальные пределы деятельности таможенных представителей в таможенном союзе Евразийского сообщества'

Территориальные пределы деятельности таможенных представителей в таможенном союзе Евразийского сообщества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
148
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ / ТАМОЖЕННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА / ТАМОЖЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПРЕДЕЛЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ / CUSTOMS REPRESENTATIVE / CUSTOMS REPRESENTATION / THE CUSTOMS UNION OF THE EURASIAN ECONOMIC COMMUNITY / CUSTOMS TERRITORY OF THE CUSTOMS UNION / TERRITORIAL LIMITS OF CUSTOMS REPRESENTATIVES ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Табаков Александр Владимирович

В статье рассматриваются перспективы развития института таможенного представительства в Таможенном союзе Евразийского экономического сообщества. Вносятся предложения по расширению пределов деятельности таможенных представителей, зарегистрированных на территории государств – членов Таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERRITORIAL LIMITS OF CUSTOMS REPRESENTATIVES ACTIVITY IN THE CUSTOMS UNION OF THE EURASIAN ECONOMIC COMMUNITY

The article discusses the prospects of development of the customs representative institution in the Customs Union of the Eurasian Economic Community. The author makes proposals for the expansion of the limits of customs representatives activity, registered in the Member States territory of the Customs Union of Russia, Belarus and Kazakhstan

Текст научной работы на тему «Территориальные пределы деятельности таможенных представителей в таможенном союзе Евразийского сообщества»

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПРЕДЕЛЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА

Табаков А.В.

В статье рассматриваются перспективы развития института таможенного представительства в Таможенном союзе Евразийского экономического сообщества. Вносятся предложения по расширению пределов деятельности таможенных представителей, зарегистрированных на территории государств - членов Таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан

The article discusses the prospects of development of the customs representative institution in the Customs Union of the Eurasian Economic Community. The author makes proposals for the expansion of the limits of customs representatives activity, registered in the Member States territory of the Customs Union of Russia, Belarus and Kazakhstan

Ключевые слова: таможенный представитель; таможенное представительство; Таможенный союз Евразийского экономического сообщества; таможенная территория Таможенного союза; территориальные пределы деятельности таможенных представителей

Keywords: customs representative; customs representation; the Customs Union of the Eurasian Economic Community; customs territory of the Customs Union; territorial limits of customs representatives activity

В настоящее время во всех странах с развитыми таможенными системами таможенное представительство является важнейшим сегментом рынка таможенно-логистических услуг, весьма востребованных у субъектов внешнеэкономической деятельности (ВЭД). В отношении товаров, находящихся в коммерческом внешнеторговом обороте (а не товаров для личного пользования, перемещаемых через границу физическими лицами), значительная доля таможенных операций, в том числе заполнение и подача в таможенные органы таможенных деклараций, осуществляется именно таможенными представителями (таможенными агентами, брокерами, посредниками: терминология в разное время и различных странах различается).

Несмотря на различия в обозначении, в определении правового статуса таможенного представителя законодатели в целом сходятся. Таможенный представитель - лицо, обладающее специальной правосубъектностью в та-моженно-правовых отношениях, выражающейся, прежде всего, в его полномочиях по совершению таможенных операций, уплате и обеспечению уплаты таможенных платежей и в соответствующей юридической ответственности.

Для участников ВЭД, имеющих юридическую возможность самостоятельного совершения таможенных операций в отношении перемещаемых ими товаров, привлечение таможенных представителей как профессиональных

операторов рынка таможенно-логистических услуг является по своей экономической сути аутсорсингом - передачей непрофильных бизнес-процессов, связанных с соблюдением таможенных формальностей, квалифицированным специалистам сторонних организаций, специализирующихся в области таможенного дела и управомоченных на совершение таможенных операций. Как и при любом другом виде аутсорсинга повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности при обращении за услугами таможенных представителей обеспечивается за счёт минимизации затрат и увеличения рентабельности вследствие перераспределения организационных, материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Эти ресурсы снимаются с рассматриваемого направления деятельности (самостоятельного осуществления таможенной очистки), которое не является для субъекта ВЭД областью специализации и, как правило, сопряжёно с высоким уровнем риска и издержек; в результате появляются дополнительные возможности по концентрации ресурсов организации на основных направлениях предпринимательской деятельности, напротив, характеризующихся наибольшей прибыльностью или представляющих экономический интерес по другим параметрам (например, по инвестиционной привлекательности).

Таможенные представители оказывают услуги представляемым лицам на возмездной договорной основе, получая причитающееся им вознаграждение. Однако затраты участников ВЭД, связанные с оплатой услуг таможенных представителей, как правило, окупаются. «Идеальной целью таких услуг, - писал А.Б. Новиков, - является оказание помощи клиенту по соблюдению таможенного законодательства при минимальных затратах времени и финансовых средств на проведение таможенных операций и повышение эффективности таможенного контроля за счёт профессиональных действий таможенного брокера при организации и проведении таможенных операций»1. Минимизация материальных и временных издержек таможенного оформления, - предназначение таможенного представителя, можно даже сказать - его миссия в таможенном деле. С другой стороны, функционирование института таможенного представительства отвечает не только частным, но и публичным интересам. Профессиональная деятельность таможенных представителей, направленная на оптимизацию таможенной очистки, косвенно способствует увеличению товарооборота и внешнеэкономической активности, что соответствует интересам не только отдельных субъектов ВЭД, но и общества, государства, Таможенного союза.

На постсоветском пространстве формирование и развитие нормативно-правовой базы таможенного представительства сначала происходило в рамках отдельно взятых национальных правовых систем - с использованием

1 Новиков А.Б. Специальный административно-правовой статус таможенного брокера // Законодательство и экономика. - 2006. - № 3. - С. 14-16.

зарубежного опыта и с оглядкой законодателей друг на друга. С началом функционирования в рамках Евразийского экономического сообщества Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, ознаменованным вступлением в юридическую силу союзного Таможенного кодекса (1 июля 2010 года), регулирование отношений в сфере таможенного дела вообще и, в частности, связанных с деятельностью в данной сфере таможенных представителей выведено на наднациональный уровень.

Таможенным кодексом Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества (ТК ТС) закреплено нормативное определение понятия «таможенный представитель» (подп. 34 п. 1 ст. 4)2, введены общие положения о таможенном представителе (ст. 12), установлены условия включения и основания для исключения из реестра таможенных представителей (ст. 13 и 14), определены права, обязанности и самым общим образом обозначена ответственность таможенного представителя (ст. 15-17 и др.).

Вместе с тем, широкий круг отношений, связанных с деятельностью таможенных представителей, по-прежнему регулируется на национальном уровне, о чём свидетельствует наличие в ТК ТС множества отсылочных статей. В частности, законодательством государств - членов Таможенного союза определяются: 1) порядок включения в реестр таможенных представителей и исключения из этого реестра, случаи и порядок приостановления и возобновления деятельности в качестве таможенных представителей (п. 1 ст. 12 ТК ТС); 2) порядок ведения и опубликования реестра таможенных представителей (п. 4 ст. 12 ТК ТС); 3) квалификационные требования к работникам таможенных представителей, непосредственно осуществляющим таможенные операции, и условия выдачи таким лицам документа, подтверждающего их соответствие установленным требованиям (п. 5 ст. 12, п. 1 ст. 13 ТК ТС); 4) размер страховой суммы по договору страхования риска гражданской ответственности таможенного представителя, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения

2 В подп. 34 п. 1 ст. 4 ТК ТС дана нормативная дефиниция таможенного представителя: это юридическое лицо, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза. Определение, которое содержится в п. 1 ст. 12 ТК ТС, уточняет, что юридическое лицо, являющееся таможенным представителем, должно быть создано по законодательству государства - члена Таможенного союза, и дополняет содержание понятия такими признаками, как соответствие условиям, определённых союзным кодексом, и включённость в реестр таможенных представителей в порядке, установленном национальным законодательством государств - членов Таможенного союза. С юридико-технической точки зрения приведённые определения для удобства пользования в ТК ТС представляется целесообразным объединить и изложить дефини-енс в следующей редакции: таможенный представитель - юридическое лицо государства - члена Таможенного союза, отвечающее условиям, определённым настоящим Кодексом и включённое в реестр таможенных представителей в порядке, установленном законодательством государств -членов Таможенного союза, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица (далее - представляемые лица) таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

договоров с этими лицами (п. 2 ст. 13 ТК ТС); 5) курс валют, по которому определяется сумма предоставляемого таможенным представителем обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (п. 3 ст. 13 ТК ТС); 6) дополнительные требования и условия включения юридического лица в реестр таможенных представителей (п. 4 ст. 13 ТК ТС); 7) случаи, когда реорганизация юридического лица, являющегося таможенным представителем, не влечёт его исключение из реестра (п. 4 ст. 14 ТК ТС); 8) право таможенного представителя ограничить сферу своей деятельности в отношении отдельных видов товаров, отдельных таможенных операций или регионом деятельности (п. 3 ст. 15 ТК ТС); 9) случаи передачи полученной от представляемых лиц информации, составляющей государственную, коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну (секреты), либо другой конфиденциальной информации иным лицам (п. 2 ст. 16 ТК ТС); 10) ответственность таможенного представителя за несоблюдение требований таможенного законодательства Таможенного союза (ст. 17 ТК ТС), в том числе за указание в декларации таможенной стоимости недостоверных сведений и неисполнение обязанностей, возложенных на представляемого декларанта (п. 5 ст. 65 ТК ТС).

Таким образом, в компетенции национальных законодателей остались многие вопросы регулирования деятельности таможенных представителей. Союзное таможенное законодательство устанавливает наиболее общие правила функционирования рассматриваемого института.

И именно таможенным законодательством Таможенного союза введено ограничение по территориальным пределам деятельности таможенных представителей. Пунктом 2 ст. 12 ТК ТС установлено, что таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза на территории государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого он включён в реестр таможенных представителей. Таким образом, союзным таможенным законодательством ограничены пределы деятельности таможенного представителя: он может совершать таможенные операции только на территории одного государства - того, где он включён в реестр.

Представляется, что такое ограничение сдерживает таможенно-интегра-ционные процессы в ЕврАзЭС, и потому в дальнейшем должно быть снято. Попробуем обосновать нашу позицию. Для этого сначала рассмотрим особенности Таможенного союза как формы международной экономической интеграции. В социально-экономическом и юридическом плане данный вид экономического слияния отличается своеобразием, обусловленным спецификой самой внешнеэкономической деятельности и её таможенного регулирования.

Таможенная интеграция, то есть интеграция в области таможенного дела, является разновидностью международной экономической интеграции, осуществляемой, как правило, на региональном и субрегиональном уровнях.

Формы таможенной интеграции и степень интегрированности таможенных систем суверенных государств в объединённую региональную структуру существенно различаются. Развитие таможенной интеграции, как правило, начинается с простых, «зачаточных» её форм, таких, например, как преференциальные соглашения и соглашения в области таможенного сотрудничества. Наиболее же высокой степенью интегрированности (если говорить исключительно о таможенной, не затрагивая иные формы международной экономической интеграции - экономические, валютные союзы, единые экономические пространства, «общие рынки») характеризуются таможенные союзы.

Таможенный союз как форма международной экономической интеграции и разновидность регионального межгосударственного образования имеет, как правило, следующие параметры: 1) объединение двух и более таможенных территорий государств - участников союза в единую таможенную территорию; 2) установление и применение в отношениях с третьими странами одинакового торгового режима, единого таможенного тарифа, общих мер нетарифного и иного государственного регулирования внешней торговли; 3) отмена во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории или выпущенных в свободное обращение на этой территории, таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, и ограничений экономического характера; 4) отмена таможенного оформления и таможенного контроля на внутренних границах Таможенного союза; 5) наличие общего таможенного законодательства союза, издаваемого компетентным наднациональным органом, и унифицированного либо гармонизированного национального таможенного законодательства государств - участников союза. При образовании Таможенного союза объединяются таможенные системы, включающие такие элементы, как таможенные территории, таможенные регуляторы, таможенная инфраструктура и другие, и часть государственного суверенитета в области нормативного регулирования таможенного дела, становящегося, по сути, общим, делегируется странами -участницами союза его наднациональному органу3.

Реализация данной формы таможенной интеграции по сравнению с более простыми формами оказывает заметно большее влияние на внешнеэкономическую сферу союзников. Вследствие устранения таможенно-тарифных, нетарифных и прочих торговых барьеров обычно интенсифицируются трансграничные грузовые, пассажирские, финансовые потоки, увеличивается количество совершаемых внешнеэкономических операций, объём внутренней

3 Подробнее о таможенных союзах см., например: Жамкочьян С.С. Понятие таможенного союза в науке и современном международном праве // Актуальные проблемы административного законодательства: сборник статей межвузовской научной конференции. Санкт-Петербург, 21 ноября 2007 г. - СПб.: Северо-Западный (г. Санкт-Петербург) филиал Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации», 2007. - С. 64-69.

торговли членов союза и число хозяйствующих субъектов, участвующих в международном обмене. Внешнеэкономическая деятельность в Таможенном союзе, как правило, приобретает тенденцию диверсификации в плане распределения инвестируемых капиталов между объектами вложений на общесоюзной таможенной территории, расширения ассортимента товаров и услуг, являющихся предметом трансграничного оборота, освоения новых областей международного обмена. Как показывает опыт Европейского союза, устранение всех внутренних торговых барьеров является этапом, предваряющим формирование общего рынка (или, другими словами, единого экономического пространства), в котором гарантируется свобода передвижения не только товаров и услуг, но также факторов производства - капиталов и рабочей силы (так называемые четыре свободы). Характерно, что интеграция в области таможенного дела является обязательным элементом всех высокоразвитых интеграционных проектов. Именно с таможенной интеграции начинаются и ею же сопровождаются более глубокие объединительные преобразования в международной экономике.

Такие кардинальные изменения в экономике стран, участвующих в таможенной интеграции, при определённых экономических условиях являются вполне закономерными и в целом заслуживают положительной оценки. Формирование Таможенного союза облегчает хозяйственное взаимодействие между экономическими агентами интеграционного образования, позволяя им в наибольшей степени реализовывать преимущества международного разделения труда и международной кооперации. Это, безусловно, стимулирует экономический рост государств - участников таможенных союзов и их экономических операторов, содействует повышению общего уровня благосостояния по сравнению с доинтеграционным и обеспечивает более надёжные политэкономические позиции межгосударственного «таможенного блока» в мировой экономической системе4.

Неправильно расценивать Таможенный союз только как исключительно позитивное явление в международной экономике и тем более как панацею от всех экономических «болезней». Такой подход однобокий. Наряду с потенциальной выгодой данная форма таможенной интеграции содержит отрицательный потенциал, и при определённых условиях её реализация может быть экономически и политически невыгодной и привести к макроэкономическим деструкциям в участвующих странах, вызвать риски и угрозы их экономической безопасности5. Тем не менее на фоне экономической глобализации

4 Королёв П.Ю. Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность: Курс лекций. В 2-х томах. - Том I. - СПб.: РИО СПб филиала РТА, 2007. - С. 6-9.

5 Винер Я. Проблема Таможенного союза // Вехи экономической мысли. Т. 6. Международная экономика / Под ред. А.П. Киреева. - М.: ТЕИС, 2006. - С. 702-703; Гупанова Ю.Е. Риски таможенной интеграции: анализ опыта Таможенного союза России, Белоруссии, Казахстана и перспективы ВТО // Таможенные чтения - 2010. Россия и ВТО: непростой диалог: сборник мате-

общий позитивный «настрой» интеграции в области таможенного дела, как правило, себя оправдывает.

После изложенных принципов и целей функционирования таможенных союзов - максимальное слияние таможенных и «околотаможенных» институтов для общей выгоды государств-союзников - диссонансом звучит упомянутая ранее правовая норма п. 2 ст. 12 ТК ТС, предоставляющая таможенным представителям право совершать операции на территории только того государства, таможенными органами которого он включён в реестр. Иными словами - норма, запрещающая им совершать операции на всей таможенной территории Таможенного союза. Данная норма действует в противовес интеграционному движению, поскольку осложняет и ограничивает хозяйственное взаимодействие таможенных представителей и участников ВЭД разных стран. Таможенные представители, внесённые в реестр одним государством-членом Таможенного союза, вынуждены отказывать своим клиентам в оказании услуг на территориях других государств, в лучшем случае передавая клиентуру своим зарубежным коллегам. Этот запрет не позволяет таможенным представителям создавать на всей общесоюзной таможенной территории, а не только на территории одного государства - члена союза, полноценно функционирующие, то есть в полном объёме совершающие таможенные операции обособленные подразделения, расширяя территорию своей деятельности в сфере таможенного дела.

Таможенная интеграция в форме Таможенного союза требует слаженного, системного функционирования в сфере таможенного дела не только публичных институтов, но и частных - так называемых «околотаможенных». Прогресс в данной сфере в значительной мере обусловлен эффективной деятельностью операторов рынка таможенно-логистических услуг - транспортных экспедиторов, перевозчиков, владельцев терминалов, складов временного хранения и таможенных складов, таможенных представителей и др. Последние, как отмечалось в начале настоящей статьи, играют на таможенной «сцене» заметную роль, и потому сказанное относится к ним едва ли ни в первую очередь. Однако системность их функционирования в настоящее время отсутствует - институты таможенного представительства государств - членов Таможенного союза обособлены. Таможенная территория Таможенного союза провозглашена единой (ст. 2 ТК ТС), а основные участники таможенных

риалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Том I. Диалог России и ВТО: разнообразие мнений. - СПб.: Санкт-Петербургский им. В.Б. Бобкова филиал РТА, 2010. - С. 68-75; Табаков А.В. Таможенные риски таможенных союзов // Учёные записки Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. -2011. - № 2 (39). - С. 39-61; Он же. Таможенная интеграция и таможенные риски: взаимосвязь интеграционных процессов и противоправной активности во внешнеэкономической сфере // Таможенные чтения - 2010. Россия и ВТО: непростой диалог: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Том I. Диалог России и ВТО: разнообразие мнений. - СПб.: Санкт-Петербургский им. В.Б. Бобкова филиал РТА, 2010. -С. 208-217.

правоотношений замкнуты в границах своих национальных пространств и не имеют возможности выхода со своим правовым статусом на остальную часть таможенной территории.

Следует оговориться, что при создании Таможенного союза формируется режим, направленный на снятие барьеров в движении товаров по единой таможенной территории; эта задача в рамках Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана в значительной степени уже реализована. Однако действующий на общесоюзной таможенной территории режим ещё не предусматривает отмену иных ограничений, в частности, ограничения движения услуг; такие ограничения снимаются при реализации более развитых форм международной экономической интеграции. Свобода экономической деятельности - именно к ней следует отнести свободу деятельности таможенных представителей в пределах общесоюзной таможенной территории - это всё-таки составляющая более сложного этапа интеграции - единого экономического пространства. Тем не менее, поскольку таможенно-интеграционный процесс является ведущим, локомотивным направлением международной экономической интеграции, полагаем своевременным продолжить объединение расширением территориальных пределов действия полномочий таможенных представителей, а также иных лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, тем более что реализация этого проекта представляется принципиально возможной ещё в рамках Таможенного союза.

С этой целью нужно внести в таможенное законодательство Таможенного союза и в законодательство стран, участвующих в нём, соответствующие изменения, устраняющие территориальные ограничения деятельности таможенных представителей. Полезным здесь может быть обращение к зарубежному опыту таможенного регулирования. Так, примером может служить Таможенный кодекс Европейского союза 2008 года (ТК ЕС). Пунктом 2 ст. 11 ТК ЕС установлено следующее:

«2. В соответствии с законодательством Сообщества страны-участницы могут определить условия, при которых таможенное представительство может предоставлять услуги стране-участнице по месту регистрации. Однако без ущерба для применения менее жёстких критериев страной-участницей, таможенное представительство, отвечающее критериям, указанным в ст. 14 (а)^)), уполномочено предоставлять такие услуги в стране-участнице иной, чем в той, где оно зарегистрировано».

Пунктами ст. 14 ТК ЕС установлены критерии, которые применяются в целях присвоения статуса уполномоченного экономического оператора, а именно:

«а) официальное подтверждение соответствия таможенным и налоговым требованиям;

b) удовлетворительная система управления коммерческого и, где приемлемо, транспортного учета, позволяющего осуществление должного таможенного контроля;

c) доказательство платежеспособности;

d) практические стандарты компетентности или профессиональной квалификации, относящейся непосредственно к осуществляемой деятельности -в соответствии со ст. 13 (2), в случаях, когда уполномоченный экономический оператор желает получить привилегии в части упрощений, предусмотренные таможенным законодательством».

Таким образом, в соответствии с европейским таможенным законодательством таможенный представитель, который отвечает критериям, относящимся к уполномоченному экономическому оператору и характеризующим высокий коэффициент таможенной устойчивости, вправе оказывать услуги на всей территории Европейского союза.

Полагаем, положительный зарубежный опыт может быть адаптирован и в известной мере использован для дальнейшего развития института таможенного представительства в Таможенном союзе, формируемом в рамках Евразийского экономического сообщества.

Внесение изменений в действующее таможенное законодательство, направленных на отмену территориальных пределов функционирования таможенных представителей, должно быть системным. Недостаточно переформулировать п. 2 ст. 12 ТК ТС, заменив существующий запрет таможенному представителю совершать таможенные операции на территориях государств, таможенными органами которых он не был включён в реестр, разрешением осуществлять деятельность в сфере таможенного дела на единой таможенной территории. С целью обеспечения экономической безопасности Таможенного союза в целом и каждого его члена в отдельности необходимо в ТК ТС, так же как это сделано в ТК ЕС, определить условия осуществления такой деятельности и критерии, которым должен соответствовать таможенный представитель, претендующий на получение полномочий повсеместного (в союзе) совершения таможенных операций. По-видимому, надо будет либо вывести на наднациональный уровень ряд полномочий по регулированию деятельности таможенных представителей, которые в настоящее время реализуются государствами - членами Таможенного союза (перечень отсылочных статей ТК ТС приводился ранее), либо полностью гармонизировать их национальное таможенное законодательство. После завершения работы над союзным таможенным законодательством потребуется внести соответствующие коррективы в национальное законодательство стран - участниц Таможенного союза.

Поскольку с позиции государственных интересов функционирование института таможенных представителей направлено, прежде всего, на предотвращение возможных потерь федерального бюджета и формирование

его доходной части6, потребует разрешения вопрос соблюдения фискальных интересов государств, объединившихся в Таможенный союз (этот вопрос, скорее всего, окажется в центре внимания, поскольку в наших странах ещё достаточно сильны этатистские традиции, закрепившиеся в советский период, и фискальной функции таможенных органов придаётся особое значение; впрочем, и в европейских государствах в настоящее время гарантиям надлежащего исполнения обязанностей по уплате таможенных платежей уделяется должное внимание). Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов является одним из условий включения в реестр таможенных представителей (п. 3 ст. 13 ТК ТС) и, согласно действующему таможенному законодательству, данное обеспечение предоставляется таможенному органу государства - члена Таможенного союза. В случае возникновения оснований для взыскания таможенных платежей с таможенного представителя, несущего солидарную с декларантом ответственность за их уплату (п. 4 ст. 367 ТК ТС), таможенный орган, который при включении таможенного представителя в реестр получает от него обеспечение одним из предусмотренных п. 1 ст. 86 ТК ТС способом (денежным залогом, залогом имущества, банковской гарантией, поручительством), как бенефициар свободно реализует своё право путём обращения взыскания на внесённое обеспечение. При отсутствии территориальных ограничений деятельности таможенных представителей (разумеется, в пределах единой таможенной территории) механизм предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов должен быть скорректирован таким образом, чтобы право бенефициара возникало у таможенных органов всех государств - членов Таможенного союза.

Не следует забывать о том, предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей таможенному органу - не единственный принципиально допустимый вариант соблюдения государственных интересов по предотвращению бюджетных потерь. Так, заслуживают внимания законодательные инициативы по передаче отдельных полномочий, связанных с функционированием института таможенного представительства, саморегулируемым некоммерческим организациям таможенных представителей. При введении саморегулирования деятельности таможенных представителей перечисление денежных средств на счета таможенных органов в случае неисполнения таможенными представителями возложенной на них обязанности по уплате таможенных платежей может осуществляться, например, из компенсационных фондов таких саморегулируемых организаций. Но и в таком варианте необходимо будет обеспечить реализацию данного механизма на международном уровне - для тех случаев, когда взыскание таможенных платежей с таможенного представителя производится в государстве, отличном от государства, где он приобрёл свой статус.

6 Новиков А.Б. Указ. соч. - С. 14-16. 54 Ученые записки СПб филиала РТА № 1 (45) 2013

Подлежат унификации национальные законы, устанавливающие юридическую ответственность таможенных представителей за нарушения таможенного законодательства. В настоящий момент ст. 17 ТК ТС в полном объёме передаёт полномочия по установлению такой ответственности государствам - членам Таможенного союза.

Стоит пересмотреть правовые нормы, определяющие право таможенных представителей добровольно ограничить пределы своей деятельности в рамках региона деятельности одного или нескольких таможенных органов (наряду с ограничением сферы деятельности совершением таможенных операций в отношении отдельных видов товаров либо в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу определёнными видами транспорта). Пунктом 3 ст. 15 ТК ТС установлено, что данное право может быть предусмотрено законодательством государств - членов Таможенного союза. В российском таможенном законодательстве, к примеру, данное право предусмотрено7.

Однако ни в таможенном законодательстве Таможенного союза, ни в национальном законодательстве его членов не предусмотрены положительные (для таможенного представителя) юридические последствия такого добровольного ограничения, например, уменьшение суммы обеспечения уплаты таможенных платежей или обязательной страховой суммы по договору страхования риска гражданской ответственности таможенного представителя. Единственное дополнительное право, которое приобретает в соответствии с российским таможенным законодательством таможенный представитель, ограничивший сферу своей деятельности, - право отказаться от заключения договора с представляемым лицом, когда исполнение такого договора, являющегося публичным, будет выходить за сферу деятельности (п. 4 ст. 60 Федерального закона Российской Федерации от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»). С точки зрения предпринимательской деятельности, нацеленной на расширение клиентуры и проявляющей тенденцию к диверсификации, ценность данного права вызывает сомнения. В связи с отсутствием экономических стимулов таможенные представители практически никогда не пользуются данным правом и не ограничивают свою деятельность регионом ответственности того или иного таможенного органа, а также видами товаров или транспортных средств. Чтобы данная правовая норма заработала, необходимо предусмотреть выгодные

7 Согласно п. 2 ст. 60 Федерального закона РФ от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенный представитель вправе ограничить сферу своей деятельности совершением таможенных операций в отношении определённых видов товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза либо в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и (или) вывозимых из Российской Федерации определёнными видами транспорта, совершением отдельных таможенных операций, а также регионом деятельности в рамках региона деятельности одного таможенного органа (нескольких таможенных органов).

для таможенных представителей юридические последствия добровольного ограничения сферы своей деятельности. При этом если будут, как мы предлагаем, устранены пространственные ограничения деятельности таможенных представителей на единой таможенной территории, целесообразно предусмотреть их право ограничить сферу своей деятельности территорией одного государства - члена Таможенного союза с соответствующим смягчением условий включения в реестр. Следует определить различные составы критериев, применяемых к таможенным представителям, действующим на общесоюзной таможенной территории и на территории одного государства - члена Таможенного союза.

Вопрос добровольного ограничения таможенными представителями сферы своей деятельности поднят нами попутно. В целом же статья посвящена проблеме территориального ограничения их деятельности, императивно закреплённого нормами Таможенного кодекса Таможенного союза. Того ограничения, которое, по нашему мнению, следует устранить.

Здесь, как было продемонстрировано, предстоит большая работа. Однако от неё не стоит отказываться, тем более что взят курс на формирование единого экономического пространства, которое на сайте Евразийского экономического сообщества трактуется следующим образом: пространство, состоящее из территорий Сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, ва-лютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы8.

Таможенно-логистическим услугам, оказываемым таможенными представителями (равно как и иными лицами, осуществляющими деятельность в области таможенного дела), тоже должна быть обеспечена свобода движения, причём в первую очередь, быть может, ещё в формате Таможенного союза или на переходной стадии от Таможенного союза к единому экономическому пространству. Ведь профессиональная деятельность таможенных представителей - неотъемлемая составляющая современного таможенного дела, которое, повторимся, становится для союзников общим. Ориентированный на оптимизацию таможенной очистки, институт таможенного представительства косвенно способствует увеличению внешнеэкономической активности (объёма товарооборота, числа совершаемых и исполняемых внешнеэкономических сделок и т.п.), что отвечает интересам не только отдельных субъектов ВЭД, но и общества, каждого государства-союзника в отдельности и Таможенного союза в целом (при условии, конечно, что сама внешнеэкономическая деятельность, обслуживаемая таможенными представителями, не противоречит

8 Официальный сайт Евразийского экономического сообщества. - URL: http://www.evrazes. com/customunion/eepr.

данным интересам). Предоставление таможенным представителям более широких возможностей по реализации своего правового статуса на всей единой таможенной территории Таможенного союза послужит предпосылкой для территориальной диверсификации предпринимательской деятельности, развития «здоровой» международной конкуренции в «околотаможенной» среде, повышения качества таможенно-логистических услуг, оказания их в комплексе, независимо от места совершения таможенных операций. Такая свобода, предоставляемая, конечно, не в ущерб публичным (государственным и межгосударственным) интересам в области обеспечения экономической безопасности, будет способствовать укреплению региональных и субрегиональных внешнеэкономических связей и углублению международной экономической интеграции в рамках Евразийского экономического сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.