Научная статья на тему 'Страхование в системе управления таможенными рисками: проблемы и перспективы'

Страхование в системе управления таможенными рисками: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
466
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ РИСК / CUSTOMS RISK / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ / RISK MANAGEMENT SYSTEM / СТРАХОВАНИЕ / INSURANCE / СТРАХОВАЯ СУММА / ТАМОЖЕННЫЙ ПЕРЕВОЗЧИК / CUSTOMS CARRIER / ТАМОЖЕННЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ / CUSTOMS BROKER / AMOUNT AT RISK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киселева Мария Сергеевна

В статье рассмотрены различные подходы к определению таможенного риска и проведен анализ эффективности внедрения системы управления рисками в таможенной сфере за 2013-2014 годы. Отражены особенности страхования как метода управления таможенными рисками, обозначены важнейшие проблемы, связанные со страхованием в таможенной сфере, а также определены приоритетные направления развития в данной области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSURANCE IN CUSTOMS RISK MANAGEMENT SYSTEM: PROBLEMS AND PERSPECTIVES

Various approaches to customs risk definition are considered and the analysis of efficiency of the risk management system implantation in customs in 2013-2014 is carried out in this article. Peculiarities of insurance as a customs risk management system method are reflected, the major problems connected with insurance in customs are showed and also the priority development directions in this field are defined

Текст научной работы на тему «Страхование в системе управления таможенными рисками: проблемы и перспективы»

УДК 368

СТРАХОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ РИСКАМИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Киселева М.С.

В статье рассмотрены различные подходы к определению таможенного риска и проведен анализ эффективности внедрения системы управления рисками в таможенной сфере за 2013-2014 годы. Отражены особенности страхования как метода управления таможенными рисками, обозначены важнейшие проблемы, связанные со страхованием в таможенной сфере, а также определены приоритетные направления развития в данной области

Various approaches to customs risk definition are considered and the analysis of efficiency of the risk management system implantation in customs in 2013-2014 is carried out in this article. Peculiarities of insurance as a customs risk management system method are reflected, the major problems connected with insurance in customs are showed and also the priority development directions in this field are defined

Ключевые слова: таможенный риск; система управления рисками; страхование;

страховая сумма; таможенный перевозчик; таможенный представитель

Keywords: customs risk; risk management system; insurance; amount at risk; customs carrier; customs broker

Риск в таможенной сфере - это неотъемлемый элемент деятельности таможенных служб во всем мире. Таможенные органы непосредственно взаимодействуют с участниками внешнеторговой деятельности в рамках осуществления таможенного оформления и контроля и при этом не редко сталкиваются с проблемой возникновения таможенных рисков.

Одним из наиболее эффективных механизмов, который обеспечивает удовлетворение как интересов государства, так и участников внешней торговли в рамках таможенного контроля, в настоящее время является популярная и действующая практически во всех таможенных органах мира, в том числе и в России, система управления рисками.

Данная система должна эффективно функционировать как в рамках Российской Федерации, так и в рамках Таможенного союза и других объединений. Для этого важно обеспечить бесперебойную и эффективную работу входящих в нее элементов, среди которых одним из ключевых должно стать именно страхование как наиболее эффективный метод минимизации рисков, число которых с каждым годом увеличивается. А поскольку в настоящее время наблюдается тенденция роста международной торговли, то в данных условиях контроль за соблюдением участниками внешнеторговой деятельности действующего порядка перемещения товаров и транспортных средств через

таможенную границу и, соответственно, снижение рисков в данной области становится одной из наиболее важных задач таможенных органов. Поэтому вопросы, связанные с функционированием страхования в рамках системы управления таможенными рисками? являются особенно актуальными.

Итак, прежде всего, необходимо обратиться к понятию таможенного риска. И в данном случае важно подчеркнуть, что определение категории «таможенный риск», а также выделение его отдельных видов относятся к числу наиболее обсуждаемых проблем таможенной практики. Рассмотрим некоторые подходы к определению данного понятия.

По мнению Ю.А. Сплетухова, под таможенным риском следует понимать «вероятность возникновения нежелательного события, которое может наступить в процессе таможенного регулирования внешнеторговой деятельности и повлечь за собой убытки»1. Данное определение далеко от совершенства, поскольку оно не поясняет, в чем же заключается нежелательность события и, соответственно, может осложнить процесс идентификации данного вида риска на практике.

Наряду с этим определением О.А. Морозова дает следующую интерпретацию понятия таможенного риска:

1. Во-первых, как «возможность возникновения как благоприятных, так и неблагоприятных событий, наступление которых связано с законными или незаконными внешнеторговыми операциями, влекущими за собой как прибыль, так и убытки»2.

2. Во-вторых, как «неблагоприятное событие, вызванное нарушением таможенного законодательства РФ и законодательства РФ в области государственного регулирования внешней торговли хозяйствующими субъектами, что может привести к негативным последствиям, которые наносят в различной степени ущерб национально-экономическим интересам государства и общества»3.

Среди трех представленных определений последнее наиболее полно отражает сущность таможенного риска, поскольку именно в нем акцент делается на том, что таможенный риск - это, в первую очередь, неблагоприятное событие, которое заключается в нарушении правовых основ в области таможенного регулирования и приводит к появлению ущерба.

Что касается классификации, то О.А. Морозова выделяет следующие виды таможенных рисков4:

- таможенный риск нарушений экономического характера;

- таможенный риск правонарушений;

1 Сплетухов Ю.А., Дюжиков Е.Ф. Страхование: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2013. С. 175.

2 Морозова О.А. Развитие методологического обеспечения системы таможенными рисками: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2007. С. 19.

3 Там же.

4 Там же.

- совокупный таможенный риск.

Данная классификация не самая удачная, поскольку она не отражает многоуровневый характер таможенного риска и является слишком общей.

Если обратиться к правовой базе, то следует отметить, что относительно таможенных рисков имеется указание в п. 2 ст. 94 Таможенного кодекса Таможенного союза5 (далее - ТК ТС). Кроме того, системе управления рисками посвящена целая глава 18 ТК ТС6. По нашему мнению, включение в ТК ТС положений о системе управления рисками является одной из важнейших основ в области таможенного регулирования, что способствует более эффективному управлению рисками в данной сфере.

Согласно п. 8 ст. 127 ТК ТС, риск - это «степень вероятности несоблюдения таможенного законодательства Таможенного союза или законодательства государств - членов Таможенного союза»7. По мнению автора, данное определение можно взять за основу, так как оно более четко описывает таможенный риск, акцентируя внимание именно на том, что он заключается в нарушении таможенного законодательства и, соответственно, может быть вызван деятельностью как участника ВЭД, так и таможенного органа, поскольку данное определение не конкретизирует, кто является субъектом риска. Это является более верным, что расширяет область возникновения таможенных рисков.

При этом необходимо отметить, что таможенные риски, согласно ТК ТС, разделяются на два типа: выявленные и потенциальные8, в частности:

- выявленный риск свидетельствует об уже произошедшем нарушении таможенного законодательства Таможенного союза или законодательства государств - членов Таможенного союза, о котором, соответственно, таможенные органы обладают информацией;

- потенциальный риск, как правило, представляет собой риск, который еще не был обнаружен, но условия для его появления существуют.

По нашему мнению, данная классификация имеет место быть, но одновременно с этим она является чрезмерно абстрактной. Поэтому выделение отдельных видов таможенных рисков должно быть более подробным и приближенным к реальной таможенной практике.

Соответственно, еще одна классификация предполагает выделение следующих видов риска:

- риск неисполнения требований по заполнению документов в рамках осуществления внешнеэкономических операций;

5 Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 08.05.2015), ст. 94 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. 13.декабря. № 50. Ст. 6615.

6 Там же. Ст. 127-130.

7 Там же. Ст. 127.

8 Там же.

- риск недостоверного заявления участниками внешнеэкономической деятельности таможенной стоимости;

- риски, связанные с несвоевременностью проведения сертификации товара;

- риск несоблюдения требований нормативно-правовых актов и указаний таможенных структур и др.

Однако, поскольку в данной работе таможенные риски рассматриваются с точки зрения области страхования, целесообразно выделить следующую классификацию таможенных рисков:

1. В области страхования склада:

a. риск, связанный с причинением вреда товарам, находящимся на хранении и принадлежащим другим лицам;

b. риск, связанный с нарушением договора хранения, а именно:

- просрочка в выдаче товара, выражающаяся в задержке или, наоборот, выдаче продукции раньше установленных договором сроков;

- неправильная адресация товаров со склада;

2. В области страхования ответственности таможенного перевозчика:

a. риск, связанный с ответственностью таможенного перевозчика за повреждение и утрату груза, принятого к перевозке по таможенному транзиту;

b. риск, связанный с ответственностью таможенного перевозчика перед таможенными органами и, соответственно, появлением у него обязанностей по выплате налогов, таможенных пошлин в случаях, предусмотренных таможенным законодательством;

c. риск, связанный с выгрузкой, перегрузкой, погрузкой и другими операциями с товаром без согласия таможенных органов;

d. риск, предполагающий утрату или повреждение перевозимого груза, несоблюдение таможенных печатей, пломб и других средств идентификации;

e. риск недоставки товара в указанный таможенный орган.

3. В области страхования ответственности таможенного представителя:

a. риск, связанный с нарушением таможенного представителя сроков подачи таможенной декларации;

b. риск допущения ошибки при подсчете таможенного платежа, который повлек уплату потерпевшим завышенных таможенных сборов;

c. риск получения таможенным представителем штрафных санкций от таможенных органов из-за неправильно совершенного таможенного оформления;

d. риск, связанный с непреднамеренным разглашением конфиденциальных сведений.

Данная классификация таможенных рисков является, на наш взгляд, наиболее удачной, поскольку она основана на выделении отдельных областей возникновения таможенных рисков и является более подробной, что

в реальной практике упрощает идентификацию риска. Кроме того, правильное осознание понятия таможенного риска, а также использование наиболее правильной классификации при управлении риском поможет избежать возможных инцидентов и, соответственно, предотвратить возникновение непредвиденного или непредсказуемого происшествия, которое способно нарушить нормальное функционирование таможенного поста и таможенного органа в целом или привести к повреждениям режима его работы.

Далее обратимся непосредственно к системе управления рисками.

Система управления рисками (СУР) - «это система таможенного администрирования, предусматривающая эффективное проведение таможенного контроля, основанного на принципе выборочности контроля, который предполагает оптимальное распределение ресурсов в наиболее важных областях деятельности таможенных органов в целях предотвращения нарушений»9.

На основании п. 2 ст. 128 Таможенного кодекса Таможенного союза можно выделить следующие цели внедрения системы управления рисками10:

- применение в пределах полномочий таможенных органов мер по защите жизни и здоровья человека, а также национальной безопасности в целом;

- концентрация внимания на областях, характеризующихся наличием повышенного риска, и способствование более эффективному использованию имеющихся ресурсов;

- выявление и предотвращение нарушений в области таможенного законодательства, непосредственно связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;

- ускорение процесса проведения таможенных операций в рамках перемещения товаров через таможенную границу.

Таким образом, практический смысл СУР заключается, с одной стороны, в снижении влияния человеческого фактора на процесс принятия решения о степени таможенного контроля в отношении тех или иных товаров или участников ВЭД, а с другой стороны, в выявлении возможных рисков нарушения таможенного законодательства, о чем и свидетельствуют результаты ее применения.

Процесс управления рисками включает в себя (рис. 1):

- создание правил управления рисками;

- выявление рисков;

- анализ рисков;

- оценку рисков;

9 Управление рисками в селективном таможенном контроле: монография / В.Г. Морозов, В.А. Останин; Российская таможенная академия, Владивостокский филиал. Владивосток: РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2013. С. 25.

10 Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 08.05.2015), ст. 128 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. 13 декабря. № 50. Ст. 6615.

- принятие мер по выявленным рискам;

- мониторинг и проверку процесса управления рисками.

Рис. 1. Схема процесса управления рисками11

Рассмотрев объекты анализа риска, следует выделить среди них следующие:

- товары, являющиеся объектом таможенного контроля либо помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

- транспортные средства, используемые для международных перевозок грузов;

- информация, содержащаяся во внешнеторговых контрактах, соглашениях и других документах, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения товарами;

- информация, содержащаяся в транспортных, коммерческих, таможенных и других документах;

- деятельность декларантов и иных лиц, которые осуществляют действия в рамках своей компетенции в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем;

- конечные результаты применения таможенного контроля.

Что касается эффективности внедрения СУР в таможенных органах России, то ее подтверждение основывается на данных таможенной статистики. Так, например, в 2013 году в результате использования таможенными органами РФ системы управления рисками было принято более 14 тысяч решений об отказе в выпуске товаров и 578 решений о запрете ввоза или вывоза товаров.

Кроме того, в 2013 году таможенными органами было возбуждено более 21 тысячи дел об административных правонарушениях. Количество

11 Управление рисками в селективном таможенном контроле: монография / В.Г. Морозов, В.А. Останин; Российская таможенная академия, Владивостокский филиал. Владивосток: РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2013. С. 29.

уголовных дел в 2013 году составило 553, и по сравнению с 2012 годом, в течение которого было зарегистрировано 461 уголовное дело, это число выросло на 20,0 %. В частности, в качестве основных объектов преступлений можно выделить наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества, а также валюту и транспортные средства.

Что касается 2014 года, то работа таможенных органов по развитию системы управления рисами продолжилась и была направлена на повышение автоматизации процесса управления рисками, обеспечение выявления рисков по всем направлениям таможенного контроля при совершении различных таможенных операций. В результате в 2014 году дополнительно было начислено таможенных платежей и наложено штрафов на сумму 15,9 млрд рублей, возбуждено 29472 дела об административных правонарушениях и 736 уголовных дел, принято 14710 решений об отказе в выпуске товаров и 10736 решений о запрете к ввозу/вывозу товаров (табл. 1).

Таблица 1

Общие данные о результатах применения СУР за 2012—2014 годы12

Результаты СУР 2012 2013 2014

сумма изменение сумма изменение

Доначислено таможенных платежей 16,95 млрд руб. 16,59 млрд руб. - 2,12 % 15,9 млрд руб. - 4,16 %

Возбуждено дел об АП 17355 21103 + 21,6 % 29472 + 39,7 %

Возбуждено уголовных дел 461 553 + 20,0 % 736 + 33,1%

Запрет на ввоз/вывоз товаров 291 578 увеличение в 2 раза 10736 увеличение в 19 раз

Таким образом, учитывая приведенные данные, можно сделать вывод о том, что система управления таможенными рисками успешно функционирует в таможенных органах РФ и является действенным инструментом таможенного контроля, который должен сыграть решающую роль в предотвращении возникновения таможенных рисков.

Однако, учитывая то, что целью данной статьи является рассмотрение страхования в системе управления рисками, обратимся непосредственно к страхованию как методу управления таможенными рисками.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В широком смысле, под страхованием понимается такая форма самосохранения организации, института, государства, всего мирового сообщества, которая включает в себя понимание опасности потерь, а также совокупность

12 Составлено автором на основании данных ФТС России: Правоохранительная деятельность // Федеральная таможенная служба России: [сайт]. URL: http://customs.ru. 27.08.15.

ресурсов, способствующих эффективному регулированию возникновения рисков и нежелательных событий.

Однако не все риски подлежат страхованию, а только те, которые являются осознаваемыми и оцениваемыми, например, рассматриваемые в данной научной работе таможенные риски. Ни одна структура не сможет управлять риском, если она не осознает природу возникновения и его величину.

Важно подчеркнуть, что таможенные риски может понести как институт таможенного дела в лице ответственных должностных лиц, которые осуществляют таможенный контроль, так и сам участник ВЭД. Риску нарушения таможенной процедуры можно противопоставить шанс недобросовестных участников ВЭД получить дополнительный доход посредством уменьшения таможенных платежей.

На основании приведенной в начале данной статьи классификации таможенных рисков целесообразно рассмотреть особенности страхования каждой группы рисков.

Вначале следует обратиться к страхованию рисков в области функционирования склада временного хранения.

Во-первых, следует отметить, что страхование гражданской ответственности собственников складов временного хранения (СВХ) и таможенных складов осуществляется на основании ст. 29 Таможенного кодекса Таможенного союза13 и ст. 76 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»14. В соответствии с указанными правовыми документами, следует сделать вывод о том, что договор страхования ответственности является обязательным документом, без которого владельцев СВХ или таможенных складов ФТС не включает в реестр.

Объектом страхования в данном случае являются имущественные интересы страхователя, то есть владелец СВХ или таможенного склада, который обязан в установленном порядке возместить ущерб, нанесённый во время выполнения им своей деятельности.

Также необходимо отметить, что страхование ответственности владельца СВХ способствует минимизации таможенных рисков посредством возмещения:

- издержек и расходов, связанных с подачей документов в суд или имеющих отношение к судебному процессу в целях защиты какого-либо искового требования;

- расходов, необходимых для расследования обстоятельств наступления страхового случая;

13 Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 08.05.2015), ст. 29 // Собр.законодательства Рос. Федерации. 2010. 13 декабря. № 50. Ст. 6615.

14 Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О таможенном регулировании в Российской Федерации», ст. 76 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. 29 ноября. № 48. Ст. 6252.

- расходов, совершенных владельцем СВХ в целях снижения расходов. При страховании таможенных рисков в области осуществления деятельности владельцев СВХ минимальный размер страховой суммы высчитывает-ся по соглашению между сторонами в соответствии с площадью открытого склада или помещения (табл. 2).

Таблица 2

Расчет страховой суммы15

Открытая площадка Помещение

по 3 500 рублей за квадратный метр (полный и неполный) полезного объёма по 1 000 рублей за кубический метр (полный и неполный) полезной площади

но не менее 2 млн рублей по страховому полису

Кроме того, установление величины страхового тарифа должно основываться на следующих параметрах:

- срок существования страхователя в качестве собственника склада;

- перечень услуг, связанных с хранением товаров, а также список товаров;

- товарооборот конкретного склада, который определяется в денежном выражении;

- место расположения склада и его основные характеристики;

- имеющийся ущерб за последние 5 лет, включая страховые и нестраховые убытки.

На наш взгляд, в целях оценки всех возможных рисков, которые могут возникнуть в области функционирования СВХ, страховщику следует дополнительно запрашивать договор на оказание услуг временного хранения, что позволит более полно оценить область возникновения рисков.

Следующая область таможенных рисков - это риски, связанные с ответственностью таможенного представителя. Страхование данного типа рисков осуществляется на основании ст. 13 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 61 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Важно отметить, что наличие договора страхования ответственности для таможенного представителя является обязательным условием для включения в реестр таможенных представителей, то есть можно сделать вывод о том, что данный вид страхования является своего рода обязательным.

В качестве объекта в данном случае страхования выступает ответственность таможенного представителя за ущерб, причиненный имуществу лица, интересы которого он представляет, или за нарушение условий договора

15 Составлено автором на основании данных страхового агентства «Карго Брокер», ООО «СК АРСЕ-НАЛЪ», страховой компании «ТИТ».

с этим лицом в результате совершения ошибок при осуществлении своей деятельности в качестве таможенного представителя.

Необходимо также подчеркнуть, что договор страхования может предусматривать возмещение расходов таможенного представителя на юридическую защиту в процессе судебных дел при страховом случае, а также расходов на оплату адвокатских услуг. Страховая сумма определяется сторонами в соответствии с соглашением, но тем не менее не может быть менее 20 млн рублей.

Далее обратимся к страхованию ответственности таможенного перевозчика. И в данном случае главное отличие страхования такого вида таможенных рисков от предыдущих видов страхования состоит не столько в различных объектах страхования, сколько в том факте, что страхование данных рисков является добровольным, то есть таможенный перевозчик осуществляет страхование гражданской ответственности добровольно, поскольку в соответствии с действующим таможенным законодательством оно не считается необходимым условием для включения в реестр таможенных перевозчиков.

В качестве объекта страхования выступает ответственность таможенного перевозчика за ущерб, который был нанесен в результате совершения своей деятельности.

Следует отметить, что договор страхования в данном случае может предусматривать возмещение расходов таможенным перевозчиком по оплате юридических услуг в процессе защиты своих интересов в суде и иных дополнительных расходов в соответствии с конкретным страховым случаем.

Что касается страховой суммы, то она определяется по соглашению сторон и, как правило, устанавливается по каждому отдельному риску или по каждому транспортному средству. Соответственно, из этого следует важное условие, которое заключается в том, что помимо договора страхования обязательным является наличие сопутствующего перечня транспортных средств, которые попадают под страхование.

Важно отметить, что данный вид страхования часто путают со страхованием держателей МДП книжки. Однако это абсолютно не верно, и в подтверждение необходимо привести следующие отличия этих видов страхования.

Во-первых, при страховании таможенных рисков, а именно ответственности таможенных перевозчиков, претензия предъявляется перевозчику, а при страховании держателей МДП книжек претензия предъявляется гарантийной ассоциации той страны, где произошло нарушение процедуры МДП.

Второе отличие состоит в том, что при страховании таможенных рисков в качестве страховщика выступает страховая компания, а при страховании МДП - Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ) и другие ассоциации, в частности Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП).

Кроме того, обязанности по оплате при страховании таможенных рисков лежат на страховщике, а, соответственно, при гарантийном страховании МДП - на Международном союзе автомобильного транспорта.

Таким образом, страхование является одним из наиболее удобных методов воздействия на риск, который, с одной стороны, выражается в сокращении, а с другой стороны - в передаче риска. На наш взгляд, сфера таможенной деятельности представляет собой область повышенной степени риска, что объясняется систематическим нарушением таможенных правил и накапливанием рисков. В связи с этим, необходимо внедрение действенных механизмов, которые предотвращали бы возникновение таможенных рисков, и, как полагает автор, именно страхование является эффективным методом управления таможенными рисками, который должен способствовать снижению их числа и, соответственно, функционировать в рамках системы управления рисками.

Если говорить о состоянии страхового рынка в области таможенного дела, то следует отметить, что далеко не многие страховые компании осуществляют страхование таможенных рисков. Важным в данном случае является тот факт, что страхование в этой области ограничивается не только выдачей страховых полисов. Как правило, те компании, которые страхуют таможенные риски, также имеют право на выдачу банковской гарантии субъектам внешнеэкономической деятельности по уплате таможенных пошлин или налогов. Перечень таких страховых организаций, деятельность которых позволяет обеспечить защиту субъектов таможенных правоотношений от внезапного возникновения обязательств по уплате таможенных платежей, представлен в таблице 3.

Одной из самых крупных компаний в данном перечне является компания «Росгосстрах», которая в целях развития данного направления страхования подала заявление в ФТС РФ и с 1 января 2011 года была включена в Реестр банков и иных кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей.

Следует отметить, что Росгосстрах осуществляет сразу несколько программ по страхованию таможенных рисков, и среди клиентов данной компании можно выделить следующих субъектов:

- транспортные компании, осуществляющие международные перевозки товаров;

- лица, помещающие товары под различные таможенные процедуры и функционирующие в сфере таможенного дела в качестве таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения и таможенных складов;

- организации и финансовые институты, предоставляющие обеспечение уплаты таможенных платежей.

В настоящее время лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела, Росгосстрах предлагает различные программы страхования

гражданской ответственности, включая ответственность правообладателей, а также страховую программу при получении банковских гарантий. Также компанией разработаны специализированные страховые продукты, способствующие минимизации рисков при помещении товаров под процедуры таможенного транзита, временного ввоза и др.

Таблица 3

Страховые организации, обладающие правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов16

№ п/п Наименование организации-гаранта Дата включения в реестр Дата окончания нахождения в реестре Максимально допустимая сумма одной банковской гарантии (в рублях) Максимально допустимая сумма всех одновременно действующих банковских гарантий (в рублях)

1. ОАО «Альфа Страхование» 01.03.2014 28.02.2017 35 000 000 170 000 000

2. ООО «СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ «АРСЕНАЛЪ» 01.12.2011 01.12.2014 35 000 000 170 000 000

3. ООО «БАЛТ-страхование» 01.11.2013 31.10.2016 35 000 000 170 000 000

4. ООО «БИН Страхование» 01.04.2013 31.03.2016 35 000 000 170 000 000

5. ООО «Страховое общество «Жива» 01.01.2013 31.12.2015 35 000 000 170 000 000

6. ОСАО «Ингосстрах» 01.11.2013 31.10.2016 35 000 000 170 000 000

7. ЗАО «МАКС» 01.02.2013 31.01.2016 35 000 000 170 000 000

8. ЗАО СК «Мегарусс-Д» 01.09.2013 31.08.2016 35 000 000 170 000 000

9. ООО «Страховое общество «Помощь» 01.12.2011 01.12.2014 35 000 000 170 000 000

10. ОСАО «РЕСО-Гарантия» 01.01.2013 31.12.2015 35 000 000 170 000 000

11. ООО «Росгосстрах» 01.02.2014 31.01.2017 35 000 000 170 000 000

12. ООО «НСГ-«РОСЭНЕРГО» 01.03.2012 01.03.2015 35 000 000 170 000 000

13. ООО СК «СЕВЕРНАЯ КАЗНА» 01.10.2013 30.09.2016 35 000 000 170 000 000

14. ОАО «СОГАЗ» 01.05.2013 30.04.2016 35 000 000 170 000 000

15. ООО «СК «Согласие» 01.01.2013 31.12.2015 35 000 000 170 000 000

16. ЗАО «Страховая бизнес группа» 01.12.2013 30.11.2016 35 000 000 170 000 000

17. ООО СК «Универс-Гарант» 01.05.2013 30.04.2016 35 000 000 170 000 000

18. ОАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» 01.11.2013 31.10.2016 35 000 000 170 000 000

16 Приказ ФТС России от 02.09.2013 № 1644 (ред. от 09.09.2015) «Об утверждении Реестра банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов» // Таможенные ведомости. 2013. Ноябрь. № 11.

Кроме того, на рынке страхования присутствуют и другие компании, не включенные в реестр, но осуществляющие страхование ответственности таможенных представителей, таможенных перевозчиков и владельцев СВХ и таможенных складов, например, страховая компания «ТИТ», ЗАО «Гута-Страхование» и др., а также страховые агентства, специализирующиеся на страховании таможенных рисков, в частности страховое агентство «Карго Брокер», страховое агентство «ОСА», страховое агентство «МАК Брокер» и др.

Если обратиться к страховым тарифам, то на основании изученной автором информации ряда страховых компаний и страховых агентств можно сделать вывод о том, что, как правило, они рассчитываются индивидуально и зависят от ряда факторов, в частности от стажа (срока) деятельности страхователя, количества исков, предъявленных страхователю в связи с его деятельностью за последние годы и др. Тем не менее, можно выделить границы базовых страховых тарифов, которые применяются российскими компаниями при страховании отдельных видов таможенных рисков (табл. 4.).

Таблица 4

Размеры базовых страховых тарифов российских компаний при страховании таможенных рисков17

Минимальный тариф Максимальный тариф

Страхование ответственности владельцев СВХ / таможенных складов 0,65 % страховой суммы 2,25 % страховой суммы

Страхование ответственности таможенных перевозчиков 0,5 % страховой суммы 2,75 % страховой суммы

Страхование ответственности таможенных представителей (брокеров) 0,2 % страховой суммы 3,0 % страховой суммы

На основании данных вышеприведенной таблицы можно сделать о том, что размер базовых страховых тарифов колеблется в среднем от 0,2 % до 3 % страховой суммы в зависимости от вида страхуемого риска. По мнению автора, размер таких тарифов не слишком высок, что делает доступным для субъектов ВЭД использование страхования таможенных рисков и, соответственно, увеличивает спрос на страховые услуги в таможенной сфере.

Кроме того, активному развитию страхования как механизма управления риском в таможенной сфере способствует ряд преимуществ, которыми обладает страхование, в частности данный метод обеспечивает:

- привлечение страхового капитала в целях покрытия убытков страхователя;

- снижение неопределенности в рамках планирования деятельности страхователя;

17 Составлено автором на основе данных официальных сайтов компаний, представленных в таблице 3.

Проблемы современной экономики 39

- сокращение издержек на управление риском посредством использования опыта экспертов в области страхования в целях оценки и управления риском.

Однако, несмотря на тот факт, что страхование является действенным механизмом управления и минимизации таможенных рисков, данный метод еще не успел занять лидирующие позиции в рамках системы методов управления таможенными рисками и, соответственно, только начинает свое развитие.

Среди основных системных проблем российского рынка страхования таможенных рисков следует выделить следующие:

1. Использование не в полной мере механизма страхования и неразвитость страхования таможенных рисков в целом, что приводит к формированию недостаточно высокого уровня спроса на страховые услуги. На наш взгляд, данная проблема связана с тем, что страхование таможенных рисков является относительно незнакомым методом минимизации рисков и только начинает свое развитие в таможенной сфере.

2. Низкий уровень платежеспособности субъектов ВЭД, что подвергает страховые компании серьезному риску, поскольку именно они берут на себя ответственность финансово отвечать перед таможенными органами, заключив договор со страхователем.

3. Недостаточная информационная открытость страхового рынка, а также недостаточность предоставляемых сведений со стороны страхователей.

4. Отсутствие системы мер по совершенствованию законодательства в области страхования таможенных рисков и, как результат, несовершенство правового и организационного обеспечения государственного страхового надзора.

По нашему мнению, наиболее важными являются именно последние две проблемы, поскольку они непосредственно связаны со страхованием таможенных рисков и оказывают прямое влияние на его развитие.

Недостаточная информационная открытость российского страхового рынка в результате приводит к тому, что потенциальные страхователи имеют сложности в выборе устойчивых страховых организаций и, соответственно, будучи неопытными в данной сфере, могут понести убытки как во временном, так и в финансовом аспекте, то есть данная проблема больше связана с деятельностью страхователей. Что касается проблемы предоставления недостаточного количества сведений субъектами ВЭД, то при страховании таможенных рисков часто возникают ситуации, когда недостаточно данных для определения оптимальной величины страхового тарифа и, соответственно, страховой премии. В этом случае проблема касается не только субъекта ВЭД, который может понести более крупные расходы на страховые услуги при неправильных расчетах страхового тарифа и премии, но и, главным образом, страховая компания, которая может столкнуться с серьезными потерями,

поскольку недостаточное или даже недостоверное предоставление сведений может быть умышленным со стороны страхователя, чтобы скрыть негативные аспекты деятельности, например, небольшой срок функционирования на рынке, что свидетельствует о неопытности страхователя и, соответственно, увеличивает вероятность возникновения рисков, а также большое количество исков, предъявленных страхователю в процессе его деятельности, что страхователь попытается скрыть от страховщика.

Но все же главная проблема страхования таможенных рисков связана с законодательным регулированием данной области отношений. В первую очередь, недоработки законодательства заключаются в том, что до сих пор страхование законодательно не закреплено в качестве элемента системы управления рисками, что, по нашему мнению, не позволяет в полной мере использовать данный инструмент минимизации таможенных рисков и повышать эффективность как деятельности таможенных органов и субъектов ВЭД, так и деятельности страховых компаний.

Рассмотрев существующие проблемы, связанные со страхованием таможенных рисков, необходимо обратиться к методам совершенствования и перспективам развития данной области отношений.

Прежде всего, особое внимание следует уделить законодательным основам страхования в рамках системы управления рисками, а именно необходимо включить страхование в качестве элемента системы управления таможенными рисками.

Кроме того, до сих пор не существует единого подхода к определению таможенного риска. Из этого следует, что крайне важно сформулировать единый подход к определению данного понятия, что сделает более понятным и четким процесс минимизации таможенных рисков, в том числе упростит процесс применения страхования в таможенной сфере.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На наш взгляд, в целях внедрения страхования как полноценного элемента системы управления рисками таможенными органами должна проводиться систематическая работа по разработке условий применения страхования и его практической реализации, оценка эффективности функционирования как системы управления рисками в целом, так и страхования в частности. Соответственно, в качестве необходимых направлений деятельности можно выделить следующее:

- разработка проекта рабочей группы по развитию страхования в системе управления рисками в таможенных службах государств - членов Таможенного союза;

- создание информационной базы о перевозчиках - нарушителях таможенного законодательства, что позволит избежать убытков страховых организаций;

- подготовка проектов мероприятий по унификации системы управления рисками государств - членов ТС.

Необходимо подчеркнуть, что участники таможенных правоотношений проявляют огромный интерес к страхованию таможенных рисков и высказываются за упрощение процедур. Для них было бы наиболее приемлемо обратиться в одну страховую компанию и заключить с ней как договор страхования риска своей гражданской ответственности, так и риска ответственности перед таможенными органами за уплату таможенных платежей, что будет являться наиболее экономически выгодным способом обеспечения. И если перед таможенными органами ставится цель сближения с таможенным законодательством европейских стран, развития российского бизнеса, то компетентным ведомствам необходимо осознать серьезность сложившегося положения и необходимость издания соответствующих правовых документов, определяющих основы минимизации таможенных рисков, в частности направленных на возможность обеспечения уплаты таможенных платежей посредством договора страхования. Кроме того, таможенные органы должны разработать достаточно жесткие критерии для включения страховых компаний в Реестр лиц, чьи договоры страхования будут приниматься в качестве обеспечения, что позволит максимально обеспечить интересы таможенных органов, а значит и государства по взысканию таможенных платежей.

В целом же для развития страхования как элемента системы управления рисками необходима реализация следующих мер:

- тщательный анализ видов страхования таможенных рисков и разработка практических предложений по их минимизации в рамках СУР;

- разработка и последующая реализация государственных программ и проектов, направленных на создание эффективной системы управления таможенными рисками со стороны страховых компаний;

- активное государственное участие в совершенствовании страхового рынка посредством создания эффективных механизмов регулирования деятельности субъектов ВЭД.

Таким образом, основными путями развития страхования в системе управления рисками являются совершенствование законодательной базы, в частности формулировка единого подхода к определению основных понятий, включение страхования в качестве элемента системы управления таможенными рисками и ее унификация по отдельным направлениям, обеспечение скоординированности работы в рамках системы управления рисками со стороны всех участников Таможенного союза, а также страховых организаций, реализация проекта рабочей группы по развитию системы управления рисками в таможенных службах государств - членов Таможенного союза, упрощение процедур страхования и разработка критериев для включения страховых компаний в Реестр лиц, чьи договоры страхования будут приниматься в качестве обеспечения, разработка государственных программ, направленных на развитие страхования и создание эффективной системы

управления таможенными рисками, а также активное государственное участие в совершенствовании страхового рынка.

Библиографический список

1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 08.05.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. 13 декабря. № 50. Ст. 6615.

2. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. 29 ноября. № 48. Ст. 6252.

3. Приказ ФТС России от 02.09.2013 № 1644 (ред. от 09.09.2015) «Об утверждении Реестра банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов» // Таможенные ведомости. 2013. Ноябрь. № 11.

4. Морозов В.Г., Останин В.А. Управление рисками в селективном таможенном контроле: монография / Российская таможенная академия, Владивостокский филиал. Владивосток: РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2013. 164 с.

5. Морозова О.А. Развитие методологического обеспечения системы таможенными рисками: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2007. 21 с.

6. Сплетухов Ю.А., Дюжиков Е.Ф. Страхование: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2013. 312 с.

7. Правоохранительная деятельность // Федеральная таможенная служба России: [сайт]. URL: http://www.customs.ru. 27.08.15.

8. Правила страхования таможенных рисков ООО «СК АРСЕНАЛЪ»: [сайт]. URL: http://arsins. ru/about/financial_figures/. 29.08.15.

9. Страхование ответственности таможенных брокеров. Страховая компания «ТИТ»: [сайт]. URL: http://www.titins.ru/Клиентам/Ответственность. 29.08.15.

10. Страхование таможенных рисков. Страховое агентство «Карго Брокер»: [сайт]. URL: http:// www.cargobroker.ru/service/customs. 27.08.15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.